Психодиагностика. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича


Теория Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Методики

Наиболее популярными в эпоху современности являются методики таких специалистов как Фанталова и Рокич.

Е. Фанталовой

Целью этой методики является исследование ценностных ориентаций и внутренних конфликтов личности. В основе этого способа заложено шкалирование. Это парное сравнение, в бланке представлены жизненные сферы, прилагается инструкция к выполнению.

В каждом столбике представлены сферы жизни, нужно выбрать наиболее привлекательную, наиболее важную. В итоге результаты подсчитываются, ответы испытуемого приобретают числовые значения.

Получается определенный коэффициент предпочтений.

Можно с легкостью определить, какие сферы жизни являются наиболее важными для человека.

Методика получила широкое распространение благодаря высокой степени эффективности, быстрому выполнению.

Структура выполнения диагностики понятна и проста для подростков. Можно выявить не только их ценности, но и определенные конфликты личности.

Скачать ценностно-ориентированную систему методик Фанталовой.

М. Рокича

Данная методика направлена на определение восприятия мира индивидом, отношению к окружающему миру. Она выявляет ценности и установки испытуемых.

Рокич рассматривал инструментальные и терминальные ценности. Первые подразумевают образ действий (честность, рационализм), а вторые убеждения, смысл индивидуального существования.

Согласно инструкции, индивиду предлагается 18 ценностей

Их необходимо расположить от самой важной до менее важной

Цифрой «1» обозначается что-то наиболее важное, а «18» — это то, что менее всего важно для испытуемого. После обработки результата человек получает список ценностей

После обработки результата человек получает список ценностей.

Те, что стоят в самом начале — являются основными, а те, что в конце — почти не имеют для индивида значения.

Благодаря компактности теста, простоте его выполнения, высокой эффективности он завоевал большую популярность. Эту методику применяют не только при работе с подростками, но и со взрослыми людьми.

Методика Рокича «Ценностные ориентации».

Ценностные ориентации играют огромную роль в жизни человека, помогая ему определяться, что наиболее или наименее важно для него. Закладываются ориентации под влиянием множества факторов, формируются в процессе взросления и развития человека

Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки.

Современная молодежь и её ценностные ориентации:

Наша интересная группа Вконтакте:

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности ранг Инструментальные ценности ранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Здоровье (физическое и психическое) Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Интересная работа Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Исполнительность (дисциплинированность)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзей Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) Смелость в отстаивании своего мнения
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Чуткость (заботливость)
Счастливая семейная жизнь Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Творчество (возможность заниматься творчеством) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) Честность (правдивость, искренность)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Список № 1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:

  • Активная жизнедеятельность.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовый достаток.
  • Наличие преданных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Возможность учиться.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастье в личной жизни.
  • Возможность заниматься творчеством.
  • Самоуверенность.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.

методика рокича ценностные ориентации обработка результатов

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

  1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
  3. ЗДОРОВЬЕ
  4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
  5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  6. ЛЮБОВЬ
  7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
  10. ПОЗНАНИЕ
  11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
  12. РАЗВИТИЕ
  13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  14. СВОБОДА
  15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
  17. ТВОРЧЕСТВО
  18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Инструментальные ценности:

  1. АККУРАТНОСТЬ
  2. ВОСПИТАННОСТЬ
  3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
  4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
  5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
  7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
  9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  10. РАЦИОНАЛИЗМ
  11. САМОКОНТРОЛЬ
  12. СМЕЛОСТЬ
  13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
  14. ТЕРПИМОСТЬ
  15. ЧЕСТНОСТЬ
  16. ЧУТКОСТЬ
  17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
  18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

Как проводится исследование?

Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?

Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.

Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.

Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.

методика рокича обработка результатов

Интерпретация результатов

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

  • предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
  • индифферентные, безразличные (7-12);
  • отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.

Психологический тест: определение жизненных ценностей

Этот тест поможет определить, что для вас ценно и значимо в жизни. Вам необходимо закончить следующие предложений. То, что вы напишете, может быть важно для вас именно сейчас или в будущем. Главное, чтобы вы были честны и искренни в своих ответах.

  1. Я непременно должен…
  2. Я непременно должен…
  3. Я непременно должен…
  4. Я непременно должен…
  5. Я непременно должен…
  6. Я непременно должен…
  7. Ужасно, если…
  8. Ужасно, если…
  9. Ужасно, если…
  10. Ужасно, если…
  11. Ужасно, если…
  12. Ужасно, если…
  13. Я не могу терпеть…
  14. Я не могу терпеть…
  15. Я не могу терпеть…
  16. Я не могу терпеть…
  17. Я не могу терпеть…
  18. Я не могу терпеть…

Интерпритация результатов

Результаты этого теста нельзя считать правильными или неправильными, лучшими или худшими, чем результаты других. Они просто помогут вам разобраться, что важно именно для вас.

Определите, к каким из приведенных ниже ценностей принадлежит большинство ваших ответов. Именно эти ценности сейчас представляют для вас наибольший интерес.

Свобода и справедливость в обществе

Это недовольство состоянием общества или желание сделать его лучше. Характерные высказывания: «Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей», «Я не могу терпеть существующий беспредел», «Я не могу терпеть равнодушных начальников».

Безопасность и защищенность

Это беспокойство за свою жизнь и жизнь своих близких, страх перед опасными и непредсказуемыми событиями, которые могут произойти в обществе: «Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», «Я непременно должен уметь защитить себя».

Служение людям

Это желание помогать и содействовать другим людям: «Я непременно должен помогать детям-сиротам», «Я непременно должна приложить все усилия, чтобы мои ученики поступили в вузы».

Влияние, уважение, авторитет

Стремление иметь власть над другими людьми, оказывать на них влияние, вызывать уважение: «Ужасно, если меня ни во что не ставят», «Ужасно, если меня перестанут уважать коллеги», «Я непременно должна быть авторитетом в глазах моих учеников».

Известность, популярность, слава

Потребность привлекать к себе всеобщее внимание, быть известной персоной, вызывать восхищение: «Ужасно, если никто так и не узнает о моем таланте», «Я непременно должна оставить свой след в истории».

Независимость

Это стремление не зависеть от окружающих и их мнения, самому все решать в своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит», «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что делать», «Я непременно должен исполнить задуманное».

Материальные блага

Желание иметь хороший заработок, хорошие условия для проживания, возможность купить то, что хочется: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии», «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату», «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Культура и самообразование

Стремление к духовному совершенствованию, любовь к искусству: «Я непременно должна побывать в опере», «Я не могу терпеть тех, кто не любит классической литературы».

Карьерный, профессиональный и личностный рост

Высокие требования к себе, стремление быть отличным профессионалом: «Я не могу терпеть, когда люди плохо выполняют свою работу», «Я непременно должна достичь большего по сравнению с тем, что есть сейчас».

Здоровье

Желание иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею», «Я не могу терпеть людей, которые не заботятся о своем здоровье», «Я непременно должен заняться спортом».

Любовь, семья

Потребность иметь близких людей, озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я останусь в одиночестве», «Ужасно, если тебя никто не любит», «Я непременно должна больше внимания уделять своим мужу и детям».

Привлекательность

Стремление иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольным своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой», «Я непременно должна хорошо выглядеть», «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Удовольствия

Получение удовольствия от таких сторон жизни, как вкусная еда, напитки, секс, сон, массаж и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни все», «Не могу терпеть старых дев», «Ужасно, если мне не удается выспаться».

Общение

Потребность чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь определенный круг общения, знакомиться с новыми людьми, , «Ужасно, если совсем нет друзей».

Духовность, религиозность

Стремление жить в соответствии со своими религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога», «Я непременно должна сходить в церковь».

Пример анализа результатов опросника Рокича

На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.

Рокич

Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Что ещё следует знать?

Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.

И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.

И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.

Тест на определение ценности, идеалы, потребности и проблемы.

Тест на определение ценностей, идеалов, потребностей и проблем.


Прочитайте следующие вопросы, представьте себе в уме ответы и запишите ПЕРВОЕ, что придет вам на ум. Не думайте об ответах слишком долго.
1. Вы не один (одна). Вы гуляете в лесу. С кем вы гуляете? 2. Как выглядит лес? Какие деревья вокруг: хвойные или лиственные? 3. В лесу вы выходите на прекрасную поляну и видите там лошадь/коня. Опишите его для себя. 4. Вы идете с лошадью/конем и доходите до реки? Как вы ее будете переходить? Сидя на лошаде/коне? Порознь? Держась за нее/него? 5. Теперь забыли про лошадку. Перед вами чистое поле и посередине стена. Опишите ее: она длинная или короткая? Высокая или низкая? Есть ли двери? — — — — — — — — — — — Интерпретация: 1. Человек, с которым вы идете, наиболее важен для вас в вашей жизни. 2. Если вокруг вас много хвойных деревьев, то вы чувствуете, что вас окружают по большей части недоброжелатели, недруги. Если лес лиственный, то вы, скорее всего настроены дружественно по отношению к ближайшему окружению, отнесетесь ко всем доверительно.

3. Лошадь описывает ваш идеал противоположного пола. 4. То, как вы переходите реку свидетельствует о вашем отношении к людям и в особенности к любимому человеку. Если вы представляли себе, что едете верхом на коне — в вас преобладает эгоистичное отношение к друзьям и партнеру, стремление доминировать. Если вы идете порознь, это свидетельствует о вашей опаске сближаться с людьми, о недоверии и отстраненности от партнера. Если вы придерживаете лошадь/коня идете с ним рядом — это говорит о доверительных и равных отношениях в вашей паре. 5. Стена символизирует то, как вы видите проблемы в своей жизни… отсюда все вытекающие: если стена видится длинной и без дверей, то ваши проблемы кажутся вам непреодолимыми, если стена умеренных размеров и есть лазейки, то вам представляются проблемы посильными. Счастье помогает лучше работать Исторический фильм Поддубный viva-olga.ru

ТЕСТ. ВАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | Психологический центр I`M FINE

Этот тест поможет определить, что для вас ценно и значимо в жизни. Вам необходимо закончить следующие предложений. То, что вы напишете, может быть важно для вас именно сейчас или в будущем. Главное, чтобы вы были честны и искренни в своих ответах.

  1. Я непременно должен…
  2. Я непременно должен…
  3. Я непременно должен.
  4. Я непременно должен.
  5. Я непременно должен.
  6. Я непременно должен.
  7. Ужасно, если…
  8. Ужасно, если…
  9. Ужасно, если…
  10. Ужасно, если…
  11. Ужасно, если…
  12. Ужасно, если.
  13. Я не могу терпеть…
  14. Я не могу терпеть…
  15. Я не могу терпеть.
  16. Я не могу терпеть.
  17. Я не могу терпеть.
  18. Я не могу терпеть…

Интерпретация результатов

Результаты этого теста нельзя считать правильными или неправильными, лучшими или худшими, чем результаты других. Они просто помогут вам разобраться, что важно именно для вас.

Определите, к каким из приведенных ниже ценностей принадлежит большинство ваших ответов. Именно эти ценности сейчас представляют для вас наибольший интерес.

Свобода и справедливость в обществе

Это недовольство состоянием общества или желание сделать его лучше. Характерные высказывания: «Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей», «Я не могу терпеть существующий беспредел», «Я не могу терпеть равнодушных начальников».

Безопасность и защищенность

Это беспокойство за свою жизнь и жизнь своих близких, страх перед опасными и непредсказуемыми событиями, которые могут произойти в обществе: «Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», «Я непременно должен уметь защитить себя».

Служение людям

Это желание помогать и содействовать другим людям: «Я непременно должен помогать детям-сиротам», «Я непременно должна приложить все усилия, чтобы мои ученики поступили в вузы».

Влияние, уважение, авторитет

Стремление иметь власть над другими людьми, оказывать на них влияние, вызывать уважение: «Ужасно, если меня ни во что не ставят», «Ужасно, если меня перестанут уважать коллеги», «Я непременно должна быть авторитетом в глазах моих учеников».

Известность, популярность, слава

Потребность привлекать к себе всеобщее внимание, быть известной персоной, вызывать восхищение: «Ужасно, если никто так и не узнает о моем таланте», «Я непременно должна оставить свой след в истории».

Независимость

Это стремление не зависеть от окружающих и их мнения, самому все решать в своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит», «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что делать», «Я непременно должен исполнить задуманное».

Материальные блага

Желание иметь хороший заработок, хорошие условия для проживания, возможность купить то, что хочется: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии», «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату», «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Культура и самообразование

Стремление к духовному совершенствованию, любовь к искусству: «Я непременно должна побывать в опере», «Я не могу терпеть тех, кто не любит классической литературы».

Карьерный, профессиональный и личностный рост

Высокие требования к себе, стремление быть отличным профессионалом: «Я не могу терпеть, когда люди плохо выполняют свою работу», «Я непременно должна достичь большего по сравнению с тем, что есть сейчас».

Здоровье

Желание иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею», «Я не могу терпеть людей, которые не заботятся о своем здоровье», «Я непременно должен заняться спортом».

Любовь, семья

Потребность иметь близких людей, озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я останусь в одиночестве», «Ужасно, если тебя никто не любит», «Я непременно должна больше внимания уделять своим мужу и детям».

Привлекательность

Стремление иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольным своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой», «Я непременно должна хорошо выглядеть», «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Удовольствия

Получение удовольствия от таких сторон жизни, как вкусная еда, напитки, секс, сон, массаж и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни все», «Не могу терпеть старых дев», «Ужасно, если мне не удается выспаться».

Общение

Потребность чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь определенный круг общения, знакомиться с новыми людьми, , «Ужасно, если совсем нет друзей».

Духовность, религиозность

Стремление жить в соответствии со своими религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога», «Я непременно должна сходить в церковь».

xn--b1aedtsfi0je.xn--p1ai

Как определить свои ценности — Переменам Быть!

В этой статье мы поговорим о том, как определить свои ценности, а также о том, почему так необходимо знать, что важно именно для вас. В прошлом материале мы проверяли, свою ли мечту вы мечтаете. Если вы еще не сделали проверку, то начните сначала с прочтения и выполнения заданий из этой статьи.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ

Ценности есть у каждого человека, но не каждый человек осознает, что они у него есть и что они важны. Почему два человека, перед которыми стоит одна и та же задача или проблема, выберут разное решение. Почему если двум людям предложить одну и ту же работу с привлекательными условиями и окладом, один человек согласится, а другой откажется? При равных исходных данных на принятие решения влияют именно они — наши ценности. Возможно, что для принявшего предложение важен статус и финансовое благосостояние, и он готов за это расплачиваться переработками или длительной дорогой до офиса. Для другого человека важнее может быть его семья, поэтому он не рассматривает варианты, в которых у него будет мало времени общаться со своими близкими. Надесь, что этот пример побудит вас определить свои ценности.

Ценности — это то, что наполняет нашу жизнь смыслом, помогает принимать решения и отвечать на внутренние вопросы “зачем?”. Живя в ладу с ними, мы чувствуем гармонию и удовлетворение. Не зная свои ценности, можно принимать решения, которые конфликтуют с ними и вызывают чувство дискомфорта и недовольства. Знаете это сверлящее ощущение, что что-то не так? Вот, это и есть наш индикатор, говорящий, что где-то мы свернули не там.

Зная, что важно для нас, можно облегчить процесс принятия решений, изначально не рассматривая варианты, которые не подходят нашим внутренним установкам, а также почувствовать ощущение удовлетворения от происходящего в жизни.
Сохранить в Pinterest

КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕННОСТИ

В разных классификациях существует около 200 видов ценностей. Я напишу про основные. Но помните, что перечисленные ниже — это не полный список, вы вполне можете добавить в него что-то от себя.

Итак, основные ценности:

— Семья, взаимоотношения, дети — это уют, домашнее тепло, гармоничные отношения в семье, забота о родителях и детях и т.п.

— Комфорт, дом, финансовая стабильность — это ценности упорядоченного и комфортного быта, спокойствие.

— Свое дело, хобби — это реализация себя через дело, приносящее радость (не обязательно то, чем вы зарабатываете на жизнь, но это дело приносит вам радость и свой личный смысл).

— Карьера, власть, статус — это социальный статус, положение в обществе, возможность влиять на процессы и пр.

— Образование, повышение квалификации — это ценность развития мастерства.

— Личностный рост, саморазвитие — сюда входит самопознание, внимание к себе, поиск гармонии, поиск своего “я”.

— Красота, здоровье — внешность, физические данные, грация, забота о своем организме, осознанное питание и пр.

— Духовный рост — сюда относятся как религиозные ценности, так и поиск смыслов (например, смысла жизни), желание помогать другим, волонтерство.

— Общение — это социальная ценность, друзья, коллеги.

Хочу обратить ваше внимание на то, что любовь — это не ценность, а чувство. Деньги сами по себе — тоже не ценность, ценность это то, что скрывается за ними. Например, власть, социальный статус, чувство финансовой защищенности.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ ЦЕННОСТИ

Сейчас я дам вам несколько упражнений, которые помогут вам разобраться с тем, что имеет значение для вас.

  1. Проранжируйте список ценностей.

Возьмите список ценностей, приведенный выше. Добавьте при необходимости ценности, которых нет в списке, но которые пришли вам на ум. После — проранжируйте получившийся список по шкале от 1 до 10. При этом 1 — совсем не важно для меня, 10 — очень важно для меня. Не пытайтесь ставить оценку, исходя из общепринятых норм, ставьте свою честную отметку.

  1. Напишите список желаний.

Напишите 15-20 желаний, которые вам хочется исполнить, в формате таблицы со следующими столбцами:

  • название желания;
  • когда появилось;
  • с чем связано;
  • как важно исполнить (от 1 до 10).

Пример таблицы ниже.

Возвращайтесь к прочтению статью после выполнения задания.

После — соотнесите каждый пункт списка с ценностями. Можете использовать список выше из статьи и/или добавить свои. Посмотрите, соотносятся ли ваши топ-ценности из списка желаний с теми, которые вы определили для себя приоритетными в упражнении 1. Уверена, что часть из них точно соотносятся.

  1. Сопоставьте оба списка.

Теперь посмотрите внимательнее на те ценности, которые попали в ваши два списка, но которые не пересеклись в результате этих двух упражнений. Подумайте, на самом деле ли они важны. Постарайтесь вспомнить ситуации, в которых вы действовали в соответствии с ними. Как вы себя чувствовали, принимая решению в пользу них?

По итогам этих двух упражнений у вас появится ваш личный список ценностей. Он может меняться со временем, это нормально. То, что вы написали сегодня — необходимо вам для наполнения своей жизни гармонией и смыслом.

Проанализируйте, живете ли вы свою жизнь в ладу с получившимся списком или нет. Игнорируемые ценности создают в жизни ощущение недовольства и дискомфорта. Подумайте, как вы можете изменить ситуацию. Добавьте в свои будни активности, которые важны для вас.

P.S. Если вам нужно помочь определить свои ценности, запишитесь ко мне на консультацию, и мы вместе определим ваш список.

P.P.S. В следующей статье мы поговорим о мотивации. О том, как определить свою внутреннюю мотивацию, которая поможет вам не бросить начатое. Подпишитесь, чтобы получать рассылку о новых статьях и моих маленьких секретных историях.

mylifetestdrive.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]