Мыслительная деятельность развертывающаяся в своеобразных условиях это какая активность
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология»
Правильный ответ помечен «/» символом 1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым? голосование \интервью тестирование анкетирование
3. Отметьте задачи психологии: /анализ развития психических явлений /содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику /качественное изучение психологических явлений /изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология? аномальные индивидуально- и социально- психологические явления особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения /особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка? /интерференция навыков диффузия навыков индукция навыков дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются: проприоцептивные /экстерорецептивные интерорецептивные внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название: пассивное воображение творческое воображение /репродуктивное воображение активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением? психотип /психика психология генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям? возрастная психология зоопсихология /социальная психология педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска? психоанализ психодиагностика /эвристика психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения: /Личность и деятельность находятся в единстве Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском /Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества? проективная методика / анализ продуктов деятельности тестирование анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию? /личностные тесты /тесты способностей тесты-анкетирование /тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике? медицинская психология криминогенная психология /юридическая психология военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента: /естественность поведения испытуемого неопределенность во времени /возможность управления процессом исследования проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность? /сангвинического флегматического холерического меланхолического
Источник
Мыслительные свойства
Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б.М. Тепловым и было названо им практическим. Б.М. Теплое отметил ряд особенностей практического мышления:
- оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке;
- создается план операций, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;
- почти всегда имеется жесткий лимит времени, не дающий возможности выдвижения множества гипотез.
В дальнейшем, продолжая изучение мышления в труде, В.Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. дрега — труд), т.е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.
В деятельности диспетчера, которую изучал В.Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции:
- планирование — мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени;
- контроль и регулирование — специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой;
- решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа;
- диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.
Практическое мышление не является особым самостоятельным познавательным процессом. Вместе с тем, подчиняясь большинству закономерностей, свойственных мышлению в целом как общему психологическому процессу, оно приобретает ряд специфических черт, обусловленных особенностями практической деятельности. Наличие этих черт определяется тем, что основная задача мышления в практической деятельности — это не познание как таковое, а изменение, преобразование действительности.
Обозначим этапы функционирования практического мышления:
- возникновение проблемной ситуации;
- формулирование мыслительной задачи как результат изучения проблемной ситуации;
- решение задачи (выработка решения):
- реализация решения.
В практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.
Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса.
В любой деятельности происходит огромное количество различных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемность. Если профессионал, обнаруживший то или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, то данный эпизод стал для него проблемной ситуацией, даже если процесс анализа данной ситуации и ее разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида.
Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процесса мышления в практической деятельности — одна из его особенностей, затрудняющих проведение научных исследований в данной области. Сущность рассматриваемого этапа — сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам:
- сохранение авторитета профессионала;
- сохранение хороших отношений с партнером;
- следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности;
- следование формальным требованиям;
- обеспечение высокого качества деятельности;
- сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.
Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации — значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из нескольких возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей.
Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.
Сферы и направления исследования активности
В связи с тем, что активность присуща всему живому и является cпособом адаптации и условием воспроизводства его различных видов, то тема активности, весьма значима для многих наук о человеке, и в том числе и для психологии.
Наиболее четко выделяются активности: психическая, когнитивная; умственная, интеллектуальная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая, которые, по мнению В.Д. Небылицына, «существенно зависят от уровня возбуждения, создаваемого в лобных структурах коры восходящими влияниями ретикулярной формации среднего мозга». В.Л. Хайкин в труде «Активность: характеристика и развитие» обобщил имеющуюся информацию по основным направлениям и сферам активности.
Одной из наиболее разработанных сфер является психическая активность. В исследованиях выдвинут ряд важных позиций при сопоставлении психической активности со свойством активированности, то есть с индивидуальным уровнем активации, выделенным Э.А. Голубевой, что приобретает большое значение в познании активности в широкой ее представленности.
Активированность трактуется Э.А. Голубевой как «безусловно-рефлекторный баланс возбуждения и торможения, выражающийся в параметрах устойчивых характеристик разных людей по соотношению активирующих и инактивирующих влияний в их энцефалограммах». Характеристиками индивидуального уровня активации в работах Э.А. Голубевой и ее сотрудников служат ЭЭГ-показатели: альфа-комплекс, гармоники и амплитуда вертекс-потенциала. Названные показатели рассматриваются как природные особенности отдельных людей, определяющие у них уровень активированности.
Раскрывая нейрофизиологические предпосылки активности, исследователи (как Э.А. Голубева, так и Н.С. Лейтес, А.И. Крупное, Б.Р. Кадыров и В.Д. Мозговой, И.М. Палей, В.М. Русалов и др.) показали сложное отношение между природными особенностями, обусловливающими уровень активации, и психической активностью. Так, Б.Р. Кадыров в своем исследовании выявил U-образную зависимость между ними, объясняемую сознательной, выработанной установкой на новизну в группе низкоактивированных лиц, которая обеспечивает достижение ими уровня высокоактивированных лиц, имеющих реальную тягу к «разнообразию». Эти выводы, раскрывающие, в частности, источники, пути реализации и повышения активности, приобретают важное значение, ибо в целом многочисленные исследования психической активности позволили представить ее структуру, выделить отдельные компоненты, характеристики, понять их взаимосвязь.
Практически в любой ситуации жизнедеятельности человека проявляется когнитивная активность. Когнитивная активность имеет связь с важнейшими психологическими характеристиками человеческой активности. Эта активность предполагает получение когнитивного результата, переживаемого человеком как чувство удовлетворения от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворенности от самого процесса и его результата.
Лисина М.И., как исследователь умственной активности, считает, что центральное ядро умственной активности, имеющей более ограниченный объем, чем активность вообще или активность психическая, составляют когнитивные функции и процессы.
Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова определяют умственную активности как «потребность в мыслительной деятельности», а Н.С. Лейтес дает расширенную формулировку, указывая, что «умственная активность. во многом выражает природно обусловленную Потребность в умственных впечатлениях и умственных условиях». Причем простейшей формой умственной активности выступает, как установил Б.Р. Кадыров, стремление к разнообразию.
Н.С. Лейтес также пришел к выводу о сущности умственной активности как широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными.
По данным М.Р. Гинзбурга, «интеллектуальная активность является адекватной единицей, отражающей процесс взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик творчества в их единстве».
Творческая активность. Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. В данном русле изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.
Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:
В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества. Исследованиями Н.Н. Поддьякова, Н.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A.M. Матюшкин, В.В. Давыдов).
Поведенческая активность. Значительное место в психологии отводится изучению поведенческой активности. Здесь особый интерес представляют работы Дмитрия Узнадзе и его учеников в рамках теории установки. Согласно данной теории, в зависимости от потребности предметной и социальной среды создается определенная установка, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Под влиянием потребности и окружающей ситуации в данный момент времени может возникнуть импульсивное поведение. Дмитрий Узнадзе выделяет также принудительное поведение, вызванное принуждением со стороны других людей, социальной среды и направленное на удовлетворение потребностей групп, общества, других людей. Поведение такого типа протекает на сознательном уровне вследствие признания субъектом норм общественного поведения. Установка на реализацию такого поведения может формироваться мотивацией опасности или потребностью признания, причастности к обществу (группе).
Если поведение формируется при активном участии самой личности и человек принимает решение действовать в определенном направлении, то у него возникает установка на волевое поведение. Это поведение связано с удовлетворением личностно значимых потребностей, соответствующих ценностным ориентациям индивида социальным требованиям, с осознанием возможных результатов поведения. Волевому поведению предшествует и сопутствует интенсивная внутренняя активность.
Личностная активность. В качестве особой сферы выступает личностная активность. При ее изучении особое внимание уделяется формам, уровням проявления, зависимости от условий и характера осуществления деятельности, в которой она реализуется.
Установлено, в частности, что личностная активность характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Реализация личностной активности зависит от степени эффективной организации ситуаций, обеспечивающих возможности их соответствия уровню притязаний, потенциальным возможностям личности и внешним требованиям к результату.
Предметом устойчивого внимания выступает коммуникативная активность. Коммуникативная активность человека в окружающем его многомерном пространстве изучается на разном уровне и в разных формах ее проявления. Особый интерес она вызывает в связи с развитием информационных систем, включая Интернет, втягивающих человека в новые формы связей, ситуации диалога.Значительный опыт накоплен в этой сфере в плане изучения общения людей. Результатом общения как особой формы активности, по выражению Б.Ф. Ломова, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми». Эта форма активности и ее динамика определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных и производственных отношений, ролью в той или иной общности людей, сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными, правовыми нормами и т.д.
Коммуникативная активность, непосредственная или косвенная (опосредованная), прежде всего через письменность и другие средства массовой коммуникации создает человеку условия для его социального, культурного, физического функционирования. Благодаря коммуникации человек осваивает опыт прошлого, существует в реальном социально-культурном пространстве настоящего, планирует будущее.
Коммуникативная активность проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и т.п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения, взаимодействия становится важной задачей психологического исследования коммуникативной активности личности.
Так Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций общения:
Специальному анализу подвергается трудовая активность. Наиболее действенная в преобразовании окружающей среды трудовая активность приводит не только к изменениям в окружающей среде, но и вызывает изменения в самом субъекте. Она не может происходить без участия интеллектуальных, мыслительных процессов планирования и контроля, разрешения проблемных ситуации. В производстве, в любой операции, которую может выполнять автомат, машина, механизм, где не требуется непосредственное участие человека, опосредованно все равно проявляется как активность творца тех автоматов, машин, механизмов.
Трудовая активность представляет собой необходимое состояние и определяющую характеристику любой профессиональной деятельности (являющейся в свою очередь характеристикой и состоянием трудовой), деятельности социально значимой, обеспечивающей основания воспроизводства жизнедеятельности человека, изменения, самоизменения его самого. Поэтому здесь возникает ряд специфических проблем, решение которых предполагает дифференцированный подход к профессиональной деятельности как особой трудовой и одновременно при выделении Общих характеристик трудовой активности в ее психологических и измерениях.
Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.
А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):
Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.
Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.
Особую сферу активности составляет надситуативная активность, специально вычлененная и обоснованная В.А. Петровским. По его мнению, «в актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта».
Особенности надситуативной активности изучались В.А. Петровским в явлениях «бескорыстного» риска, альтруистического проведения, «сверхнормативности» в коллективной деятельности и прочее.
Источник
Статья «Виды мышления и мыслительная деятельность»
Статья «Виды мышления и мыслительная деятельность».
Наряду с сенсорной информацией, человек располагает знаниями о
существенных связях и закономерностях окружающей действительности, и
эти знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем
исключительно чувственного познания. Строение атома и существование
элементарных частиц, аксиомы геометрии и основные принципы логики,
характер математических, физических, биологических и психологических
законов — все это открывается человеку благодаря особому когнитивному
процессу или виду познавательной деятельности — мышлению.
Мышление — это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач. С.Л. Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Мышление – предмет комплексных, междисциплинарных исследований. Философия изучает проблемы соотношения мышления и феноменального мира; в гносеологии обсуждается вопрос: «Является ли действительность умопостигаемой / познаваемой?» и рассматриваются возможности и пути познания мира посредством мышления. Формальная логика рассматривает основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и принципы их построения. Социология занимается анализом процесса исторического развития различных типов мышления в зависимости от социальной структуры конкретных сообществ. Физиология стремится раскрыть механизмы мозга, с помощью которых реализуются акты мышления. В кибернетике мышление — рассматривается как – организованный информационный процесс, разрабатываются концепции «искусственного интеллекта». Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам.
Основная единица, или «молекула» мышления — мысль представляет
особое когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление
различных фактов по признакам «различие — сходство», «причина —
следствие», «действительное — возможное». Согласно И.М. Сеченову,
мысль имеет исходной точкой сравнение двух явлений и представляет
собой рефлекс с заторможенным (отсроченным) финалом.
В. Вундт усматривал в мышлении высшую форму психического
синтеза (ассоциации) различных ощущений, образов, представлений, идей
и других элементов душевной жизни.
В рамках Вюрибургской школы психологии (основатель О.Кюльпе,
1862-1915), специализировавшейся на эмпирическом изучении мышления,
предпринимались попытки выявить «чистую» безобразную мысль,
возникающую независимо от представлений. По Кюльпе, «чистое»
(логическое) мышление характеризуется целостностью, активностью,
направленностью и «безобразностью» — отсутствием связи с наглядными
сенсорными элементами. Оно подчиняется законам формальной логики и
непосредственно связано только с одной психической функцией — речью.
М.Вертхеймер, один из основателей гештльт-психологии, в
противоположность О. Кюльге, интересовался прежде всего спецификой и
связью образных моментов в мышлении, используя при его описании
«визуальную» терминологию: «видение» или «усмотрение» особой
организации «феноменального поля» воспринимаемой проблемной ситуации (по аналогии с «оптическим полем»), его «перецентрирование»,
формирование «образа целого» и т.д. Последователь Вертхеймера, Р.
Арнхейм позднее ввел специальное понятие «визуальное мышление».
В гештальт-психологии в целом действие мысли трактовалось как акт
переструктурирования проблемного материала — обнаружения его
более оптимальной структуры посредством внезапного «усмотрения»
новых отношений между элементами. Согласно данным множества
экспериментов (в частности знаменитых экспериментов с шимпанзе,
проведенных В. Келером), целостным актом творческого мышления
является внезапное обнаружение нового способа решения задачи,
принимающее форму «озарения» (ин-сайта); так называемые «ага-реакции»
лежат в основе продуктивного мышления как человека, так и высших
Животных.
Логический подход к единицам мышления приписывает им, как
наиболее существенную черту, предикативность: мысль имеет
обязательное речевое выражение в форме высказываний, предложений.
Рациональное мышление всегда предикативно, т.е. опирается на
устойчивые структуры определенного языка, позволяющие описывать
группы признаков предметов и их взаимосвязи.
Психологическое понимание мышления отлично от формально-
логического, согласно которому его суть — в установлении истинности /
ложности или правдоподобности каких-либо утверждений. Психологию
мышление интересует, прежде всего, как познавательный (когнитивный)
процесс, характеризующий конкретную личность в единстве ее
типологических и индивидуальных особенностей.
Основные операции мыслительной деятельности
Мыслительная деятельность людей совершается посредством
специфических мыслительных операций, к которым относятся: сравнение,
анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение,
классификация и систематизация.
Сравнение — это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними. По К.Д. Ушинскому, операция сравнения является основой понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на
составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов,
признаков и свойств. Анализ может быть простым и сложным, т.е.
сводиться к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта,
либо целого множества характерных признаков и связей между ними.
Синтез — операция, противоположная анализу, которая выражается в
мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков
познаваемого объекта в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны
друг с другом — в их единстве обеспечивается целостная мыслительная
деятельность.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от второстепенных
признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и
свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции — в оптимальном
сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь
сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения.
Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого
существенного возможно использование в мышлении абстрактных
понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм и т.д.
Конкретизация — это мысленный переход от общего к частному,
т.е. операция, противоположная абстрагированию. Примером может
служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену,
описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры —
частные случаи их проявления.
Обобщение — основанное на анализе выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот.
Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным
для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем
заключить, что кит — это рыба, однако, выделив самое существенное,
отнесем его к млекопитающим.
Классификация — это разделение и последующее объединение
познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям
(основаниям). Примерами могут служить приведенные в этом пособии
всевозможные классификации психических явлений, объединенных в
группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-
физиологическому и др. критериям.
Систематизация — также разделение и последующее объединение,
но уже не отдельных объектов познания (как при классификации), а их
групп или классов. Примерами систематизации могут служить различные
таксономические системы, служащие для описания сложноорганизованных
областей действительности, имеющих — иерархическое — строение
(органический мир, объекты геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Данное пособие — частный случай систематизации психологических знаний, теорий и понятий.
Виды мышления
Существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности, как:
— наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
мышление;
— мышление теоретическое и практическое / эмпирическое;
— логическое / аналитическое и интуитивное;
— реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от социальной
действительности во внутренние переживания);
— продуктивное и репродуктивное и др.
Наглядно-действенное мышление составляет генетически наиболее
ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение
задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации,
познания свойств объектов непосредственным воздействием на них.
Является ситуативно обусловленным, т.е. требует восприятия ситуации и
возможности действовать в ней. Элементарные формы мышления этого
вида, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов, В. Келлер и
др. Особенности формирования и функционирования наглядно-
действенного мышления у ребенка детально изучены Ж. Пиаже и его
школой. У взрослого данный вид мыслительной деятельности
сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций
и возможных изменений в них. С его помощью наиболее полно
воссоздается все многообразие различных фактических характеристик
предмета, так как в образе может фиксироваться одновременное видение
объектов с нескольких точек зрения. Развитие мышления этого вида тесно
связано с описанным Ж.Пиаже процессом «децентрации» — преодоления
детского эгоцентризма и формирования способности мысленно занимать
позицию другого наблюдателя, сопоставляя ее со своей собственной.
Как доказал Ж.Пиаже, наглядно-образное мышление характеризуется
обратимостью осуществляемых в воображении операций и возможностью
мысленно производить операции, неосуществимые в действительности.
Другая важная особенность наглядно-образного мышления — установление непривычных, даже «невероятных» сочетаний предметов и их свойств (достаточно вспомнить сложные и причудливые фантасмагории С.Дали и др. сюрреалистов, композиции М. Эшера). В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотличимо от воображения и выступает как одно из проявлений креативности.
Ведущую роль данная форма мышления играет в мыслительной
деятельности дошкольников и, отчасти, детей младшего школьного
возраста. Высоких уровней развития и совершенства достигает у людей
творческих профессий, связанных с воображением (художники, дизайнеры,
архитекторы, литераторы и др.).
Словесно-логическое мышление является понятийным по своей
природе, т.е. предполагает использование понятий, а также логических
конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет
собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития
мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью,
абстрагированностью, переходом от оперирования образами предметов к
мысленному оперированию их наиболее существенными или актуальными
в данный момент характеристиками и свойствами.
Понятие, как основной инструмент мышления этого типа, охватывает
не единичные объекты и явления, но их группы и классы, и позволяет
фиксировать посредством вербального кода общие и отличительные (специфические) свойства всех объектов конкретного класса. Основная форма существования понятия — значение слова.
В иерархической структуре словесно-логического мышления выделяются различные виды обобщений. Его освоение требует высокого уровня развития речевой способности и постепенного овладения простыми и сложными логическими операциями, что обеспечивает среднее и высшее образование.
Мышление подразделяется также на теоретическое и эмпирическое
(практическое). Эти две формы различаются:
— по целям мыслительной деятельности — теоретическое м. нацелено
на объяснение явлений, практическое — на активное освоение и
преобразование действительности;
— по способам получения знаний — теоретическое знание складывается
в процессе мысленного манипулирования понятиями, анализа обобщенных
свойств объектов, установления общих закономерностей; практическое —
путем непосредственного наблюдения предметов и явлений, их
сопоставления, сравнения;
— по условиям реализации — в отличии от теоретического, практическое м. нередко осуществляется в условиях дефицита времени, опасности, неопределенности, повышенной ответственности за принимаемое решение, в силу чего возрастает его сложность (например, стратегическое мышление полководца);
— по характеру мыслительной деятельности — теоретическое мышление
оперирует общими системными свойствами и от ношениями объектов,
тогда как для практического существенны единичные, конкретные случаи.
Теоретическое мышление основывается, главным образом, на
абстрагировании, а практическое требует конкретизации общих знаний и
сведений; кроме того, очевидна более тесная связь практического
мышления с конкретной практической деятельностью субъекта.
Особенности эмпирического / практического мышления подробно освеще-
ны в работах Б.М. Теплова («Ум полководца»), В.В. Давыдова и др.
Мышление может быть аналитическим / логическим и осуществляться посредством последовательных логических умозаключений (согласно законам логики), или интуитивным.
Принципы логического мышления были сформулированы еще
Аристотелем, как незыблемые первоосновы любого «правильного»
суждения о мире. В логическом способе мыслительной деятельности
обнаруживаются два основных типа умозаключений: индуктивное,
осуществляющее переход от частных случаев к общему положению, и
дедуктивное — переход от общего положения или закона к частному
случаю, факту, событию.
Даже элементарные логические операции не складываются спонтанно,
вне обучения. Все логические операции, как это было доказано А.Р. Лурией
в экспериментах с узбекскими крестьянами (1931-1932 гг.), необходимо
специально формировать.
Интуитивное мышление предполагает непосредственное
проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение»
закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой
протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью
(человек не осознает, как пришел к пониманию или открытию). Значение
опасности, неопределенности, повышенной ответственности за
принимаемое решение, в силу чего возрастает его сложность (например,
стратегическое мышление полководца);
— по характеру мыслительной деятельности — теоретическое мышление
оперирует общими системными свойствами и от ношениями объектов,
тогда как для практического существенны единичные, конкретные случаи.
Теоретическое мышление основывается, главным образом, на
абстрагировании, а практическое требует конкретизации общих знаний и
сведений; кроме того, очевидна более тесная связь практического
мышления с конкретной практической деятельностью субъекта.
Особенности эмпирического / практического мышления подробно освеще-
ны в работах Б.М. Теплова («Ум полководца»), В.В. Давыдова и др.
Мышление может быть аналитическим / логическим и осуществляться посредством последовательных логических умозаключений (согласно законам логики), или интуитивным.
Принципы логического мышления были сформулированы еще
Аристотелем, как незыблемые первоосновы любого «правильного»
суждения о мире. В логическом способе мыслительной деятельности
обнаруживаются два основных типа умозаключений: индуктивное,
осуществляющее переход от частных случаев к общему положению, и
дедуктивное — переход от общего положения или закона к частному
случаю, факту, событию.
Даже элементарные логические операции не складываются спонтанно,
вне обучения. Все логические операции, как это было доказано А.Р. Лурией
в экспериментах с узбекскими крестьянами (1931-1932 гг.), необходимо специально формировать.
Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью (человек не осознает, как пришел к пониманию или открытию). Значение находят элементы этого типа мыслительной деятельности у пациентов, страдающих различными расстройствами психики. Иногда говорят также о «магическом мышлении», присущем как представителю архаической культуры, так и любому ребенку.
Согласно К. Леви-Стросу, магическое или мифологическое мышление
не следует жестко противопоставлять научному (теоретическому,
понятийному) как дологическое. Магия и наука представляют собой два
самостоятельных способа познания, которые отличаются не столько по сво-
ему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются.
Особую, патологическую разновидность мыслительных процессов
швейцарский психиатр Э. Блейлер (1857-1939), автор ранних теорий
аутизма и шизофрении, обозначил как «аутистическое мышление». Оно
характеризуется отрывом от непосредственного опыта и
«нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко
противоречат логике и действительности. Наиболее распространено среди
пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими
расстройствами личности.
Наблюдается — тенденция сопоставления аутистического И
мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно
существенное отличие: мифологическое м. имеет социальный характер,
опирается на коллективные представления, т.е. основано на опыте
общества, а не индивида; аутистическое мышление обусловлено разрывом
интерперсональных (межличностных) связей и побуждается стремлением
получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума
внутреннем мире.
Наконец, различаются репродуктивное и продуктивное / творческое
мышление. Эти два типа, первый из которых предполагает
воспроизведение и применение готовых знаний и умений, а второй
направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляются
с древности. Так, в немецкой идеалистической философии, в системах И.
Канта и В.Ф. Гегеля обнаруживается противопоставление рассудка и
находят элементы этого типа мыслительной деятельности у пациентов,
страдающих различными расстройствами психики. Иногда говорят также о
«магическом мышлении», присущем как представителю архаической
культуры, так и любому ребенку.
Согласно К. Леви-Стросу, магическое или мифологическое мышление
не следует жестко противопоставлять научному (теоретическому,
понятийному) как дологическое. Магия и наука представляют собой два
самостоятельных способа познания, которые отличаются не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются.
Особую, патологическую разновидность мыслительных процессов
швейцарский психиатр Э. Блейлер (1857-1939), автор ранних теорий
аутизма и шизофрении, обозначил как «аутистическое мышление». Оно
характеризуется отрывом от непосредственного опыта и
«нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко
противоречат логике и действительности. Наиболее распространено среди
пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими
расстройствами личности.
Наблюдается — тенденция сопоставления аутистического И
мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно
существенное отличие: мифологическое м. имеет социальный характер,
опирается на коллективные представления, т.е. основано на опыте
общества, а не индивида; аутистическое мышление обусловлено разрывом
интерперсональных (межличностных) связей и побуждается стремлением
получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума
внутреннем мире.
Наконец, различаются репродуктивное и продуктивное / творческое
мышление. Эти два типа, первый из которых предполагает
воспроизведение и применение готовых знаний и умений, а второй
направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляются
с древности. Так, в немецкой идеалистической философии, в системах И.
Канта и В.Ф. Гегеля обнаруживается противопоставление рассудка и
Считается доказанным, что словесно-логическое мышление — наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет центральную линию этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Мышление наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое — последовательные стадии развития мышления.
Мышление изучалось в психологии как интроспективными, так и
объективными методами. При этом широко применялись все основные
методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа,
изучение продуктов деятельности (особенно, контент-анализ).