Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека. Какие бывают дефекты речи

Что такое речь? Для чего она нужна? Как она возникла? И последнее: в чем заключается ее сила? Значение речи невозможно переоценить, поскольку это важный навык, который позволяет человеку осваивать новые умения, делиться переживаниями, поддерживать контакты и передавать изученный материал из «уст в уста».

На протяжении многих столетий люди, живущие в социуме, общались друг с другом по мере необходимости. Например, для того чтобы удовлетворить личные коммуникационные потребности. Если прекратить поддерживать контакт с другими представителями целостного общества, человек может столкнуться с некоторыми психическими нарушениями и расстройствами, которые проявляются через замкнутость, стеснение и неловкость, а завершаются остановкой в развитии.

Сегодня мы ответим на вышеупомянутые вопросы, целостно подойдя к рассмотрению значимости речи в жизни человека.

Что такое речь?

В первую очередь необходимо прояснить: язык и речь — два совершенно разных и непохожих друг на друга понятия. Язык — это исторически сложившаяся система знаков для словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем; это концепция, служащая средством общения в человеческом обществе.

Речь — это:

  • исторически сложившаяся в процессе общей деятельности людей форма их общения, опосредованная языком;
  • существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий его мир, передавать собственные знания, умения и опыт другим людям, а также обрабатывать их для передачи последующим поколениям для формирования наследия;
  • совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Существует четыре свойства речи:

  • содержательность — обилие выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их важность и соответствие действительности;
  • понятность — синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделение слов с помощью логического ударения;
  • выразительность — эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие (по своей выразительности речь может быть красочной и активной или, наоборот, вялой, ленивой и скоротечной);
  • действенность — свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Для чего людям речь?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Теории возникновения и развития речи

Один из вопросов, представляющий особый интерес в плане психологического и лингвистического изучения речи, — это вопрос о ее происхождении. Он формулируется следующим образом: существуют ли у человека врожденные предпосылки к освоению речи, или подобного рода условности отсутствуют, и все, что касается возникновения и освоения речи, связано исключительно с обучением и воспитанием человека?

В лингвистическом плане данный вопрос ставится и решается как вопрос о происхождении языка, поскольку возникновение речи у человека тесным образом связывается с генезисом языка. Именно по этой причине рассматриваемые понятия нередко путают между друг другом.

Таким образом, возникновение речи можно рассмотреть с точки зрения следующих этапов (гипотез):

  • Гипотеза звукоподражания — первыми «речевыми» сигналами, отмеченными некоторыми историками, языковедами и лингвистами, считаются звуки, издаваемые людьми, которые подражали сторонним шумам, природным откликам и шорохам, а также звукам, сопровождавшим различные технические процессы.
  • Гипотеза аффекта — речь возникла из бессознательных криков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Возможно, первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.
  • Возникновение речи из языка жестов — язык жестов возник раньше, но вследствие необходимости освобождать руки для трудовой деятельности. Жестовой язык постепенно заменялся звуковой речью.

Рассматривая представленные теории в более детальном ключе, можно прийти к выводу, что речь возникла, поскольку новая обстановка рождала новые мысли и понятия, нуждающиеся в новых способах выражения. Возможно, первоначально слово было средством коммуникации в совместной трудовой деятельности. Существует мнение, что эволюция мозговых структур, связанных с речью, предшествовала развитию речевых функций как результат восприятия звуков и развития коммуникационных жестов.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Причины употребления таких слов могут быть разными.

1) Ограниченный словарный запас

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

2) Отражение человеческой натуры.

  • Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке. Человек, использующий слово слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями и он лентяй по жизни.
  • «Сами понимаете» — это пример оправдывающегося и постоянно извиняющегося перед окружающими человека.
  • «На самом деле» желает изложить людям истину. Этакий человек, борющийся за правду.

3) Намеренное использование сорных слов

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.

4) Влияние моды

Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

Особенности речи человека

речь

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

С помощью речи человек может обозначить свою позицию, поделиться личным мнением по какому – то вопросу. Настроение, эмоции так же возможно выразить с помощью живого взаимодействия с собеседниками. Более того, только очень опытные ораторы способны скрывать свои чувства от аудитории, перенастраиваясь на продуктивно — контролирующий подход к делу.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]