Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре


Сетап

Сетап рассказывает первую историю, создает контекст. Начало шутки может быть любым. Мы взяли пример из книги Грега Дина:

Этим утром я встал и пробежал 5 миль

В этой истории нет ничего особенного или смешного. Нужна вторая часть. Но как ее придумать?

Между тем, что мы слышим, и как понимаем сказанное, обычно есть разница. Человек начинает историю: «Этим утром я встал и пробежал 5 миль»

.

А вот как мы интерпретируем сказанное:

Человек встал пораньше, провел беговую тренировку на улице, пробежав 5 миль. Наверное, он дисциплинированный и целеустремленный

В сетапе намного меньше информации, но воображение хочет дорисовать подробную картинку — так устроен наш мозг. Конкретные догадки индивидуальны, но что-то будет настолько логичным или стереотипным, что об этом подумает большинство.

Задача автора:

  1. Предугадать, как, скорее всего, домыслят его сетап.
  2. Найти ключевое предположение (то, о чем подумают все).

Как написать шутку

Почему структура должна быть или почему, чтобы получить юмор, требуется конфликт

Еще в школе ваши учителя наверняка учили вас многим правилам о том, как что-либо нужно писать. Иногда эти правила преувеличиваются, но, тем не менее, существует элементарная структура, которая должна просматриваться в определенном порядке при написании юмора.

  1. Сюжет
  2. Конфликт
  3. Развязка.

Попробуйте написать шутку с учетом этой простой структуры. Вам придется задействовать свое воображение и использовать свое чувство юмора и остроумие на все 100%.

Поставьте своего героя в безвыходное положение: загоните его на дерево!

Поставьте своего героя в безвыходное положение. «Загоните его на дерево»!

Прием написания шутки

Бил Стейнтон объясняет эту формулу на более ярком примере:

  1. Ваш сюжет – загоните своего героя на дерево.
  2. Конфликт – бросайте в него камни.
  3. Развязка – спустите его обратно.

Здесь термин «герой» используется довольно условно, так как это может быть просто главный персонаж вашей истории. Если вы пишите политическую сатиру, то вашим «героем» может быть политик, которого вы терпеть не можете. В личном юмористическом рассуждении «героем» можете быть вы сами. Сюжет открывает читателю то, о чем пойдет речь в истории.

Конфликт наступает тогда, когда ситуация начинает распутываться и строится комедия. Этот конфликт, или же «бросание камней», должен быть обязательным элементом для того чтобы что-нибудь пошло не так. Да-да, чтобы получить юмор, требуется конфликт.

Этот конфликт, или же «бросание камней», должен быть обязательным элементом для того чтобы что-ни

Прием написания шутки: «Бросание камней» или конфликт

А заключение («снятие героя с дерева») – это то, как вы заканчиваете свою историю. Иногда вы спускаете его аккуратно, но вы не обязаны делать это именно так. Говоря в переносном смысле, вы можете просто сбросить его всем на головы.

Рассмотрим пример, как придумывать шутку и писать смешное:

Возьмем небольшую статью на тему покраски комиком своей столовой. Читая ее, постарайтесь определить сетапы и панчлайны и ответить на такие три вопроса:

  1. Что является «деревом», и как комик залез туда?
  2. Что можно сравнить с камнями, которые комик бросает в себя или в кого-то другого?
  3. Как комик спускается с этого дерева?

Итак, поехали, история называется:

«Человек и малярная кисть: соучастники преступления»

«Человек и малярная кисть: соучастники преступления»

Комедийная история одного комика

Когда я сообщил своим друзьям, что собираюсь покрасить столовую, они очень много всего советовали: «Ты только все тщательно укрой» и т.д. Но никто из них не удосужился сказать: «Переедь на недельку в другое место и найми для этого кого-нибудь».

Итак, я отправился в магазины выбирать цвет.

Производители никогда не назовут краску просто, типа «голубая», или «светло-зеленая», или «что-то типа оранжево-желтого». А нет, они наугад выбирают слова из новелл Эрнеста Хемингуэя. Я нашел цвета под названиями «открытое море», «соленое море». А также «ласкательный», «теплая шиншилла» и «гемлок». Да, гемлок. Они хотели продать мне цвет яда хвойного дерева.

«Больше всего времени занимает подготовка» – предупреждали друзья. Да, действительно: в моем случае подготовка заняла 7 месяцев.

«Подготовка» включала в себя 18 поездок в строительный магазин для покупки того, что забыл в предыдущий раз. Тебе же нужна не только краска, а щетки, валики и ворсистые насадки. А еще ванночки для краски и вкладыши для них. А еще малярная лента, стремянка и пиво. А еще тряпки, которые пожертвовал в «Миссию доброй воли» месяц назад.

Если у вас нет тряпок, вам нужно их приобрести. Например, те, что продаются в пакетах с надписью «тряпки для покраски», порезанные квадратиками по рецепту Марты Стюарт.

Большинство людей не знают этого, но выражение «тряпки для покраски» – в переводе с суахили означает «мы не можем поверить, что вы настолько тупые, чтобы тратить на это 6, 95 $».

Большинство людей не знают этого, но выражение «тряпки для покраски» – в переводе с суахили означает «мы не можем поверить, что вы настолько тупые, чтобы тратить на это 6, 95 $».

Прием написания шутки: иронизируйте и растягивайте правду

Я решил, что обойдусь без защитной пленки, не зная, что через неделю ковер придется выбросить. Мне нужно было только укрыть все вокруг потолка и начать красить.

Однако я не знал, что существует два вида малярной ленты: которая клеится и которая отрывается. Я купил ту, что отрывается. Но она отрывалась не сразу. Сначала она ждет, пока ты несколько часов поиграешься, приклеивая ее, а только после этого падает.

Наконец, я купил правильную ленту, дизайнерские тряпки для покраски и кучу загадочных малярных гаджетов, о предназначении которых я не имел малейшего представления. Пришло время красить.

Я начал с потолка, аккуратно проходя по краям, задержав дыхание, чтобы не выйти за малярную ленту. Когда по краям было готово, я атаковал валиком.

Было удивительно наблюдать, как мои тусклые белые стены покрывались бургундским оттенком, который я назвал «местом преступления». Именно так выглядела комната после того, как ковер покрылся зловещими темно-красными пятнами.

Именно так выглядела комната после того, как ковер покрылся зловещими темно-красными пятнами.

Включайте воображение и пишите шутки

Под конец недели работы подошли к концу. Я был в восторге, но сейчас думаю, что так на меня подействовали химические пары.

Я выбросил ковер, спрятав это вещественное доказательство в мусорном баке. Пол моей новопокрашенной столовой теперь представлял собой грубую бетонную плиту, но это временно.

На следующих выходных я собирался стелить деревянный пол, что, по словам товарищей, должно было быть совсем несложно.

«Только внимательно все замеряй», — посоветовали они.

Я пообещал пригласить всех на обед после ремонта. Они улыбнулись и сказали: «Хорошо, увидимся в 2022 году» [история была написана в 2004 году]».

Итак, давайте рассмотрим эту историю, составленную по формуле «герой на дереве».

Что является деревом, и как комик забирается туда?

Покраска столовой и есть «дерево». Комик залезает на него, собираясь сделать покраску самостоятельно, и при этом, намекая читателю, что он не знает, как это делается.

А что сравнимо с камнями, которые бросаются в персонажа? Многое. Комик забывает купить что-то и вынужден ездить в магазин 18 раз, ему приходится покупать необоснованно дорогие тряпки. Продавцы этих промокашек насмехаются над ним на языке суахили, малярная лента падает, столовая выглядит, как место убийства, и т.д.

Однако, обратите внимание, что не все камни комик бросает в себя. В начале истории он подшучивает над производителями краски, называя некоторые из названий их красок.

Конфликт можно развивать во многих направлениях.

А как комик «спускает себя с дерева»? Он заканчивает покраску и готовится к следующему этапу ремонта.

Как усилить комедийный эффект шутки

В некоторых жанрах понятие правды считается святым, но в юморе это понятие относительное. Делайте панчи, преувеличивая и растягивая правду. Даже в документальной литературе многое преувеличивается. Иногда наши читатели знают, что мы делаем это, иногда – нет, но гиперболизация значительно усиливает комедийный эффект. Посмотрите, как это делает профессиональный комик Дара О Бриэн:

Преувеличение и иногда использование чистой воды вымысла – это основной прием, используемый в приведенном примере-статье. Комик что, и вправду ездил в магазин 18 раз? Нет, скорее это было 5-6 раз. И что, на самом деле отдал на благотворительность все подходящие для ремонта шмотки? А «тряпки для покраски»: действительно ли это выражение на языке суахили означает «мы не можем поверить, что вы настолько тупые, чтобы тратить на это 6, 95 $»?

Связующее звено

Связующее звено помогает сделать предположение.

Можно задать себе вопрос: почему, читая сетап, я предположил именно это?

  • Ключевое предположение — человек бежит, потому что тренируется.
  • Связующее звено — причина, по которой человек бежит.

Предположение может быть не одно, но автору нужно найти ключевое.

Панчлайн

Теперь нужен панчлайн — вторая история, которая вызовет смех. За счет чего? Ключевое предположение (причина бега) окажется неверным. Зритель испытает удивление из-за разрушения ожиданий.

Какими еще могут быть причины для бега?

  • Опаздывал куда-то.
  • Бежал за кем-то или чем-то.
  • Убегал от чего-то страшного.
  • Ловил преступника.

Снова возьмем пример из книги. Грег Дин в числе возможных продолжений истории предлагает следующую:

Аккумулятор в моей машине сел, и когда я пытался завести ее с толкача, она покатилась с горы, а я бежал за ней

В этот момент зритель/читатель понимает, что его изначальное предположение было неверным. Сама история уже становится достаточно забавной, потому что герой поступил глупо и с ним произошла неприятность.

Можно оставить историю такой, но можно превратить вторую часть в настоящий панчлайн. Здесь есть, что улучшить.

Похожие материалы:

шутки | смех | юмор | чувство юмора | Ильф и Петров | КВН

Статьи

  • Как мы шутим: юмор, ирония или сарказм? 06 октября 2012, 00:00
  • Опасные шутки 24 августа 2013, 00:00
  • Со смехом по жизни 31 марта 2014, 00:00

Видео

  • Новогодний макияж от Make Up For Ever 19 декабря 2009, 00:00
  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • Девиз команды Benefit: «Смех — это лучшая косметика!» 04 августа 2014, 17:00

Оптимизация шутки

На примере сетапа мы знаем, что мозг дорисовывает картинку, если оставить пространство для воображения.

Чем короче и изящней формулировка, тем ярче реакция человека, который понимает, что его обманули.

Чтобы улучшить шутку, нужно:

  • Сократить панчлайн до минимума.
  • Добиться лучшей формулировки.
  • Постараться передвинуть кульминацию в самый конец.

Вот что получилось у Грега Дина в книге:

Никогда не заводите машину с толкача, если вы один на склоне

Удалось опустить детали о том, что аккумулятор сел и пришлось бежать за машиной. Все это дорисует мозг зрителя/читателя. Если после панчлайна зрителю снова понадобится секунда-другая на осмысление и выстраивание предположения — эффект будет сильнее.

Итоговая шутка:

Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Никогда не заводите свою машину с толкача, если вы один на склоне

Да, это не самая смешная шутка, но она приведена для примера.

Итоговая схема:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]