Для полноценного развития личности важно не только регулярное получение знаний, но и умение их осознать, чтобы затем успешно применять на практике. Человеку помогает сформулировать и обработать новую информацию рефлексивность. Рефлексия – это способность личности осознавать собственную уникальность, умение сформировывать и понимать цели, предназначение человека.
Рефлексия — основа для понимания собственной личности
Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
- прошлых действий и событий;
- успешных или неудачных результатов деятельности;
- эмоционального состояния;
- меняющихся во времени черт личности, характера.
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Признаки рефлексии
Психологи, используя способы рефлексивности в своей работе, выделяют два отличия данного феномена у личности. Это:
- Ситуативная. Этот признак позволяет субъекту глубоко «входить» в ситуацию и осмысливать малейшие нюансы происходящего.
- Саногенная. Характеризуется умением регулировать эмоциональные проявления для купирования переживаний и тяжелых раздумий.
- Ретроспективная. Умение оценивать прошлые события с целью приобретения нового полезного опыта путем анализа и осознания собственных ошибок.
Психологи убеждены, что рефлексия – это прямой путь к созданию внутренней гармонии и самосовершенствования личности. Развитые рефлексивные механизмы помогают преобразовывать туманные и непонятные мысли, «бродящие» в подсознании, в успешные идеи, приносящие благополучие.
Рефлексия и ее роль в жизни человека
Люди, не умеющие работать с собственными рефлексивными проявлениями, не способны планомерно организовать жизнь. Они не в состоянии взять происходящее с ними под контроль и пассивно плывут по течению.
Рефлексия в психологии
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.
Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.
В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».
Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.
Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.
При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:
- Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
- Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.
- Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.
Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.
Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:
- Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
- Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
- Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
- Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
- Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
- Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.
В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.
Определение
Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.
Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.
Самонаблюдение может быть различным:
- Обычная рефлексия
— человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом. - Глубокая рефлексия
— человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.
Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.
Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.
Эмпатия — что это такое, или, легко ли быть эмпатом?
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Примеры рефлексии из жизни
Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?
Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.
Попытаться подумать
Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.
Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.
Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы
:
- Была ли польза от этого?
- Получил ли я новую информацию?
- Как я могу использовать полученный опыт?
- Понравился ли мне персонаж (место)?
- Что я извлек из этого?
Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.
Завести специальный блокнот
Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.
Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.
После этого все это следует записать в специальный блокнот
, поделив вопросы по следующим категориям:
- Вопросы, посвященные жизни и смерти.
Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение. - Основная цель в жизни.
Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам. - Взаимоотношения с окружающими.
Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать». - О духовном мире, религии и Боге.
- О прошлых ошибках и действиях.
Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить». - О планах и заветных мечтах.
Ответить на вопрос «как я могу добиться этого». - О материальных ценностях.
Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».
Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
- Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
- Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
- Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
- Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
- Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
- Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
- Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
- Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
- Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.
Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.
В чем польза рефлексии?
Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:
- Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
- Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
- Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
- Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
- Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.
В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.
Филантроп – помощь ради выгоды или черта характера?
Что значит рефлексировать
Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
- Рационально думать.
- Останавливать мыслительный «мусор».
Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
- «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
- Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
- Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Рефлексия или самосознание?
Эти два понятия тесно связаны между собой и их часто путают. На самом деле между ними есть существенная разница. Самосознание – это понимание и осознавание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального положения, интересов и мотивов поведения. Самосознание приходит через:
- культуру (духовную, материальную);
- ощущение собственного тела (каких-либо действий);
- формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
- взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.
С помощью самосознания личность постоянно меняется, улучшая либо ухудшая врожденные и приобретенные качества. Сама жизнь учит человека с помощью самосознания осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Благодаря этому человек разумный способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.
Рефлексия с точки зрения разных позиций
Самосознание очень тесно переплетено с рефлексией, самосознание воздействует на феномен рефлексивности, своеобразно расширяя его.
Рефлексия, что это такое
Рефлексия – слово латинского происхождения, переводится оно, как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «обдуманность», «самокопание», «самонаблюдение». Эти слова являются синонимами рефлексивности.
Если самосознание – это осознавание человеком происходящего, то рефлексия – умение субъекта понимать и оценивать реальность с подключением собственного «Я».
Определение рефлексия в психологии – это сочетание итогов человеческих размышлений о собственной личности и ее оценки посредством механизмов коммуникации. Без общества не бывает рефлексивности. Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокого самокопания, с размышлением о смысле бытия, нравственности жизни.
Ученые, изучавшие рефлексию
Рефлексивными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но они становятся рефлексиями только при условии их обращения на собственное сознание:
- ощущения, касающиеся личных чувств;
- размышления о собственных мыслях, поступках;
- воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).
Только рефлексируя на собственное сознание, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как одно целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту выступать в жизни в качестве определенной личности – одного из составляющего мира, где человек существует.
Как развить рефлексию
Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.
Как это делать?
- Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
- Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
- Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
- Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
- Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
- Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.
После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:
- Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
- Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
- Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
- Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
- Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
- Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.
Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!
В чем заключается рефлексия?
Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.
Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.
- Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
- Прочитать соответствующую литературу.
- Уделить небольшое время размышлениям.
- Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.
Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.
Саморефлексия и самосознание
Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.
В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.
В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.
Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»
В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.
Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.
Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.
Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.
Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.
Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.
Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.
Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.
Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.
Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».
Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности.
Рефлексия обеспечивает понимание прошлого и способность предвидеть будущее.
Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?
Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.
Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».
Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.
Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.
О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:
- Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
- Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
- Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
- Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.
Типология рефлексии
Разработанная Семеновым и Степановым (1992) типология рефлексии дифференцируется на интеллектуальную, личностную, диалогическую, коммуникативную, кооперативную, культурную и экзистенциальную.
Последний тип рефлексии наиболее соотносится с сетевым подходом, поскольку связан с собственным осмыслением человеком своего бытия и сущности, с переосмыслением несоответствия бытия.
Экзистенциальная рефлексия сливается в нестабильных условиях; она раскрывается во взаимодействии с проблемным миром вокруг нас и разрешается в процессе преодоления проблемных ситуаций, что и является экзистенциальной экологией развития личности.
Такое определение рефлексии преодолевает ограниченность рационального понимания ее только как постижения и критичности, что в свою очередь соответствует лишь интеллектуальной и отчасти кооперативной рефлексии как предпосылке познавательной и проектной деятельности.
Другие типы рефлексии — личностная, диалогическая, культурная и экзистенциальная — имеют место не только в формах рационализированного рассуждения, но в основном в интуитивных озарениях, эвристических различениях и иррационально-чувственном проникновении в глубинную тему феноменологии бытия.
Это бытие раскрывается через взаимодействие и диалог человека с миром. Именно на этом взаимодействии, представленном в социально-экологической теории, базируются сетевой метод и реализация рефлексии в сетевой терапии.
Учитывая это, нетворкинг с социальными контактами невозможен, если у специалиста не развиты рациональные и особенно иррациональные формы рефлексии.
Без этого невозможно стать частью опыта постижения объективной реальности или почувствовать внутренний мир другого человека и понять принципы рационального поведения и действий этого человека.
Одним из способов культивирования экзистенциальной рефлексии является живой опыт психологической работы со смыслами и развитие критического (творческого) мышления по отношению к личности.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
Что такое рефлексивное письмо?
Рефлексивное письмо — это свидетельство рефлексивного мышления.
В академическом контексте рефлексивное мышление и письмо могут быть организованы в три этапа:
- определите предмет рефлексии (событие, что-то, что произошло, критический инцидент на месте размещения или ход выполнения группового проекта);
- внимательно смотрите на то, что произошло, включая ваши мысли, чувства и реакции в то время; анализируйте то, что произошло, глубоко или с разных точек зрения, часто используя теорию вашего субъекта, чтобы исследовать и понять событие;
- тщательно обдумайте то, что вы узнали в ходе всего рефлексивного процесса и как развивалось ваше понимание, и, наконец, определите ключевые моменты для дальнейшего развития, как личного, так и профессионального.
Рефлексивное письмо более личностно, чем другие формы академического письма, но все же нуждается в формальной структуре. Нужно, чтобы было возможно определить различные стадии рефлексии (как описано выше).
Это возможно в пределах одного короткого текста, такого как приведен ниже.
Краткий пример базового рефлексивного письма:
«Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не хотел принимать решения о том, как распределить задачи. В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но понимал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать.
Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но считал важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом. Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения».
Смит (2009) комментирует важность консенсуса в принятии групповых решений и то, как это способствует «позитивной взаимозависимости». Однако установление такого уровня сотрудничества в группе может быть затруднено.
Хотя у нас был успешный результат, мы, возможно, должны были найти способ включить всех в процесс принятия решений с самого начала. В будущей групповой работе я, вероятно, предложу это и буду знать, как это поможет групповой динамике с самого начала.
Структурирование рефлексивного письма
Рефлексивное письмо в дневнике или ваших собственных заметках может быть неструктурированным и все же очень полезным, помогая вам исследовать идею или опыт.
Однако в формальном академическом письме ваш наставник будет ожидать увидеть хорошо структурированную часть работы.
Даже в коротком абзаце, как в предыдущем примере, можно увидеть три широких этапа: описание, исследование и анализ, а также результат или заключение:
Описание (коротко)
- Что случилось?
- Что исследуется?
Изучение и анализ
- Что самое важное (интересное)?
- Релевантно ли это событие (инцидент)?
- Как вы думали (реагировали) в то время?
- Почему?
- Как это можно объяснить дальше, например, с помощью теории?
Итог (заключение)
- Чему я научился из этого?
- Что это означает для моих будущих действий (решений)?
Выше приведен лишь один краткий пример того, как может быть структурирован рефлексивный абзац. В зависимости от того, о чем вы размышляете, изучение теории может быть гораздо более обширным.
Может быть полезно думать о второй стадии, как о включающей:
- анализ ваших мыслей, чувств и реакций;
- определение ключевого вопроса, который вы затем можете «теоретизировать» – то есть исследовать немного дальше – для того, чтобы улучшить свое понимание.
Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не желал принимать решения о том, как распределить задачи.
В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но я знал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать. Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но мне казалось важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом.
Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения.
Начало работы: Ведение учета вашего опыта
- Делайте краткие ежедневные заметки, когда вы находитесь на месте или на протяжении всего курса проекта.
- Важно писать что-то каждый день, чтобы помнить то, что прошло хорошо, а также то, что прошло не так хорошо.
- Важно отметить, что все прошло хорошо. Понимание того, почему что-то прошло хорошо, важно, если вы хотите позитивно повлиять на опыт в будущем.
Полезной структурой для этих заметок является простая 3-ступенчатая модель:
- Что? Обратите внимание, что произошло и когда — основные детали
- Ну и что? Это то, как вы чувствовали и понимали, что произошло в то время – это может включать ваши чувства, все, что вас удивило, и все остальное, что казалось важным/полезным /значительным/интересным/загадочным в том, что произошло.
Это также может включать в себя указание на то, почему вы чувствовали себя так, как чувствовали.
- Что дальше? Вы можете, например, решить спросить руководителя по упражнению о чем-то, что произошло, или проверить теорию на чем-то, что вы видели в упражнении или попытаться сделать что-то по-другому в следующий раз.
Примечания по рефлексивному стилю письма
Рефлексивное письмо является более личным, чем общее академическое письмо.
В рефлексивном письме вы можете использовать первое лицо – » Я » и » Мы » – для описания своих чувств и мыслей, а также того, что повлияло на них. При этом размышление должно быть спокойным и вдумчивым по тону.
Вы рассматриваете чувства после этого события и не должны находиться в их «власти», какими бы сильными ни были в то время эмоции.
Не пишите:
«Мне не понравилось, как она говорила в группе. Она была слишком властной, и это расстраивало людей».
Это звучит так, как будто вы все еще раздражены, и вы не пытаетесь исследовать, почему вы чувствовали себя так. Вы также делаете суждение – «она была слишком властной» — и предположение – «это расстраивало людей» – не давая доказательств ни тому, ни другому.
Слово «властный» здесь слишком эмоционально и нарушает любую объективность.
Правильнее:
«То, как она разговаривала с группой, раздражало меня, потому что я думаю, что меня возмутило то, как она, казалось, указывала нам, что делать. Оглядываясь назад, я понимаю, что в то время у меня самого не было четких идей, и ее уверенность заставляла меня чувствовать себя менее уверенным в своих собственных силах.
Это дает понять, что, хотя вы были раздражены в то время, вы можете «отойти в сторону» и исследовать свои чувства с честностью и отстраненностью. Вы также различаете, как вы видели вещи тогда и как вы видите их сейчас. Тон спокойный и объективный.
Полезные фразы для рефлексивного письма:
- Я думаю…
- Я чувствовал…
- Я был в курсе…
- Я понял…
- Мне было неловко…
- Оглядываясь назад, я теперь думаю…
- В то время я думал…оглядываясь назад, я вижу, что
Имейте в виду, что использование этих слов и фраз не обязательно сделает вас более рефлексивным.
Что такое Теория рефлексивности Сороса
Основоположниками социологическая теории рефлексивности являются У. А Томас
и
К. Мертон
. Дальнейшее изучение и развитие теории осуществил социолог
К. Поппер
. Ее краткая характеристика была описана двумя американскими социологами У. А. Томасом и Д. Томасом в одноименной теореме Томаса.
Теория рефлексивности определяется так – человеческое поведение определяется не реальностью, а субъективными представлениями о ней. Это является в своем роде «самоисполняющимся пророчеством», когда субъекты относятся к ситуации как к реальной, то такая ситуация становится реальной по последствиям.
Примером может служить ситуация, когда у вкладчиков какого-либо финансово стабильного банка появилось опасение за сохранность своих средств и, поверив в опасность, они массово стали выводить со счетов денежные средства.
Последствием таких опасений стало разорение банка, хотя при нормальном течении обстоятельств организация работе организации ничего не угрожало.
Знаменитый инвестор Джордж Сорос
получил свое образование в Лондонской школе экономики. Однако, несмотря на его экономическую специальность его наставником стал один из известнейших философов и социологов
Карл Поппер
. Он познакомил еще юного Сороса с социологической теорией рефлексивности, на основе которой будущий миллиардер разработал собственную концепцию рефлексивности фондовых рынков.
Сейчас эту концепцию принято называть теорией рефлексивности фондовых рынков. Ее основные определения и принципы Джордж сорос изложил в книгах «Кризис капитализма
» и «
Алхимия финансов
».
Чтобы сформировать более четкое представление о теории разберем ее основные понятия.
Понятие рефлексивности достаточно многозначно и противоречиво. Рассмотрим его контексте концепции Сороса.
Рефлексивность
(
с лат. reflexes – обращение назад, отражение
), а следовательно, в более простом понимании теория рефлексивности фондовых рынков – теория отражения фондовых рынков.
Как говорит сам знаменитый инвестор:
«Движение цен на финансовых рынках пытается предсказать будущее, которое зависит от решений, принимаемых субъектами. Вместо простого отражения действительности, финансовые рынки сами активно формируют реальность, которая находит в них своё отражение. Имеется двусторонняя связь между принимаемыми решениями и событиями будущего. Такая связь называется рефлексивностью
».
Необходимо отметить, что большую значимость имеет противопоставление данной теории всем принципам естественно научного познания. Со времен Ньютона считалось, что суждение подлежащее проверке имеет два исхода. Оно может быть истинно, либо ложно. Например, суждение «земля движется вокруг солнца» – истинно, а суждение «солнце движется вокруг земли» – ложно.
Такой подход оправдан, когда объект исследования не восприимчив к информационному воздействию – солнце не станет двигаться вокруг луны, если даже у всех жителей Земли возникнут опасения на счет этого. Поэтому теория равновесия пришедшая в экономическую науку из физики не может быть эффективна.
В экономике, а более точно на финансовых рынках (рынок это отношения людей
) всегда присутствует механизм обратной связи. Субъекты реагируют на окружающие их силы, воспринимают и анализируют их, выражают к ним свое отношение, которое также является силой преображающей повлиявшие на них силы.
Именно такое двустороннее рефлексивное общение между ожидаемым и произойдущим событием – основной ключ к пониманию всех явлений в обществе, политике и экономике.
Итак теория рефлексивности фондовых рынков – это совокупность приемов и способов изучающих влияние представлений субъектов рыночных отношений на ценовое движение фондовых рынков и рефлексивное влияние рыночных цен на формирование представлений данных субъектов.
Простыми словами теорию рефлексивности Дж. Сороса можно описать как теорию изучающую взаимно-зависимое влияние ожиданий трейдеров (инвесторов) на рынок и самого рынка на трейдеров (их ожидания).
Определения рефлексии
В современной науке авторы в рамках различных научных направлений и практических подходов активно исследуют рефлексивные процессы:
- В философии
Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий и законов, по которым они совершаются.
Внутренняя деятельность, направленная не на собственное осмысление, а на осмысление ситуации или проблемы, чтобы впоследствии найти выход из нее.
- В психологии
Процесс самопознания субъектом своих психических актов и состояний (основа интроспективной психологии).
Процесс понимания состояния другого человека через сопереживание и созерцание его.
- В социальной психологии
Понимание субъектом (группой, сообществом) того, как они понимаются и принимаются другими партнерами по общению.
Понимание другого человека через его (ее) созерцание.
- В педагогике
Корреляция с нормами и стандартами. Для Давыдова, Неверовича и Самокиной (1972) понятие рефлексии как специфического познавательного акта заключается в конкретизации знания, в прояснении оснований знания, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Сластенин дает следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение выводов, обобщений, аналогий, сравнений и оценок, а также эмоциональное переживание, запоминание и решение проблем. Она также включает в себя обращение к убеждениям для интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки».
Каждый человек уникален; нет стандартов, с которыми его можно было бы сравнить. Ситуация проясняется, анализируется, но не оценивается.
Представления о ситуации и проблемах участников построения сетевого сеанса могут быть уточнены, расширены, выявлены и обобщены.