Невозможно представить себе социальный механизм без принципов общения, на которых базируются определенные нормы, закономерности и правила. Если их не соблюдать, то все взаимодействие людей сведется к удовлетворению личных потребностей, что является безусловной деградацией общества. В этой статье подробно рассматриваются некоторые нюансы взаимоотношений между людьми.
Этика
Этические принципы общения можно определить культурой речи. По предписаниям данного понятия выдвигаются нравственные нормы, правилами оцениваются поведенческие манеры в конкретных ситуациях и различные формулы учтивости и вежливости. Человек, соблюдающий основные принципы общения, но нарушающий его этические нормы, зачастую обманчив и лицемерен. Высокоморальное поведение личности, которая не пользуется в своей жизни базовыми правилами приличия, никогда не вызовет доверия у окружающих.
Можно сделать вывод, что такие понятия, как этика общения и соблюдение хорошего тона, стоит изучать в совокупности. Самые распространенные принципы этикета и нормы морали зачастую идут бок о бок с конкретными алгоритмами ведения диалога: приветствием и прощанием, просьбой и благодарностью и т.д. В отличие от речевого этикета, используемого повсеместно (поздравление, благодарность, приветствие, сочувствие), о принципах и нормах приличия мы вспоминаем гораздо реже.
Принципы этики в общении
Существует так называемое золотое правило, знакомое каждому с детства: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Оно применимо к абсолютно любым жизненным ситуациям. Можно сказать, что на этом правиле основаны многие этические принципы общения: альтруистические, нормы добродетели, требовательность к себе и окружающим, закон равенства и справедливости и т.д.
Благодаря принципам открытого и искреннего общения возникает высокая степень доверия, без которой контакт не представляется возможным. Доверительные близкие отношения не построятся без честности, правдивости, доброты и уважения к окружающим людям. Сюда же можно включить заботу, вежливость, воспитанность и т.д. Принципы правильного общения неразрывно связаны и с качеством самой речи. В ней должна присутствовать логика, целесообразность, грамотность, а также лаконичность и содержательность одновременно. Что же касается краткости, то тут все зависит от личных желаний и предпочтений. Кому-то слишком растянутые дифирамбы покажутся скучными, а кто-то не поймет мысль, которую старались донести в более сжатой форме.
Виды этических норм
Основные принципы общения делятся на обязательные и рекомендуемые. К первым можно отнести знаменитое медицинское понятие — «не навреди». Для того чтобы общение было обоюдно приятным и результативным, не следует переходить на оскорбления при различии точек зрения, унижать оппонента. Нужно исключить из межличностных связей такую тактику поведения, как резкость и грубость. Чтобы нормально контактировать с людьми, полезно сохранять чувство собственного достоинства, скромность и уважение по отношению к другим. Связь между этическими нормами и мотивами общения довольно очевидна:
- К эмоционально положительным побуждениям можно отнести доставление радости, удовлетворение потребности собеседника в уважении, понимании и любви, а также заинтересованности.
- Нейтральные мотивы — это зачастую цели передачи информации.
- К эмоционально негативным можно отнести возмущение неблагородным поступком, выражение гнева на несправедливый исход ситуации.
Все эти мотивы неразрывно связаны с высокими внутренними моральными нормами. Стоит отметить, что поступки, облаченные в этичную форму, но обусловленные низкими мотивами (обмануть, осудить и т.д.) этичными не являются.
Этические нормы и чем чревато их несоблюдение
Когда этические принципы речевого общения отсутствуют или соблюдаются отчасти, это может проявиться в человеческой грубости, оскорблении, противопоставлении себя окружающим людям. Выражаются неприличные поведенческие манеры в осуждении неприемлемых для какого-либо индивида поступков, повсеместном навязывании собственного мнения. Это может привести к недопониманию и ущербу со стороны двух участвующих сторон. Примечательно то, что высоконравственный человек, движимый этическими мотивами, испытывает неудобство, не только когда сам по неволе делает что-то не так, но и когда видит негативные проявления вокруг себя. Несоблюдение основных норм поведения в общении может привести к недопониманию, конфликтам и даже разрыву взаимоотношений между участниками общения.
Деловое общение и этика
Наряду с общими принципами общения можно выделить этические нормы, относящиеся исключительно к деловому миру. Основная черта контактов в деловой среде — наличие множества формальностей. Что же касается норм морали, то они одинаковы для всех сфер общения.
Любой организации нужно стремиться к повышению поведенческих устоев: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по обучению и прививанию хорошего тона работникам. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.
Несмотря на значимость культурного поведения, нет абсолютного критерия и человека, исполняющего роль высшего судьи и проповедника истины в последней инстанции. Если вы хотите жить в высокоморальном обществе, начните с себя: хвалите других, а претензии предъявляйте к себе. Не зацикливайтесь на неудачах сотрудников, а из своих промахов извлекайте урок.
Следите за своим поведением, и тогда вы увидите, как мир поменяется в лучшую сторону. Основные нормы и принципы общения в сфере деловых взаимоотношений охватывают не только межличностные связи, но и вертикаль офисных контактов, например, «подчиненный-руководитель». А также горизонталь — отношения двух сотрудников с одинаковой должностью.
Основы этических норм и правил необходимы в любых сферах жизни, будь то общение с друзьями, коллегами, родными. Эти простые правила взаимодействия помогают выстроить гармоничные отношения с людьми, всегда можно будет рассчитывать на поддержку извне, поскольку с воспитанным и тактичным человеком окружающие хотят иметь дело.
Чтобы воспитать в обществе черты духовности и сохранить нравственное наследие, следует прежде всего обратить внимание на себя. Если каждый человек внесет свой небольшой вклад в этическое развитие мира, то он непременно изменится к лучшему.
Этикет общения мужчины и женщины — видео
Этикет — это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.
Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения — это одно и то же или нет, как они связаны между собой ? Отвечая на него, можно сказать, что этикет — это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.
Само понятие «культура общения» значительно более емкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения — его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.
Практически вся наша жизнь — это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.
Здесь имеет этикетное значение все: кто первым произносит приветствие: сидящий или стоящий, старший или младший и т.д. ? какие используются обращения: господин или товарищ, на «ты» или на «вы» и т.д. ? какие темы и вопросы считаются запретными или неприличными ? темп речи, паузы, интонации и т.д.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что в процессе взаимодействия людей только 20-40 % информации передается с помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной.
Ведущее место здесь занимают жесты. Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В зависимости от тех ограничений, которые накладывает этикет на систему жестов, различают жесты: предписанные этикетом, нейтральные и недопустимые. Жест может заменить не только слово, но и фразу. Нередки случаи, когда одним и тем же жестам в разных этикетных культурах придается различное значение, и наоборот: одно и то же содержание может быть выражено различными средствами.
Встречаются и жесты, которые являются специфическими только для той или иной национальной культуры, т.е. в пределах данной культуры такие жесты имеют смысл, а с позиций другой культуры они не имеют какого бы то ни было значения.
Огромную роль в установлении контактов в общении имеет улыбка, которая в любой культуре имеет примерно одинаковое значение — радость, удовольствие, приветливость и т.п. И все же в зависимости от специфики этикетных стандартов поведения улыбка в разных этносах может интерпретироваться по-разному.
Что касается современных правил этикета, включающих требования к внешним выражениям чувств посредством мимики, то они достаточно очевидны и вырастают из тех же принципов современного этикета. Главное требование — не допускать грубой, вульгарной мимики.
Помимо жестов, мимики, этикет регулирует также позы, пантомимику и зоны общения, которым большое внимание уделяют на Западе.
В структуру этикета входят также и некоторые вещи из предметного окружения человека, что дает основание говорить об этикетной атрибутике. При этом можно выделить две группы вещей, приобретающие этикетный смысл; не предназначенные специально для этого (элементы одежды: шляпа, галстук и т.д.; предметы утвари и т.п.) и собственно этикетные вещи (цветы, подарки, визитные карточки и т.д.).
При этом роль вещей в этикете определяется не вещами как таковыми, а тем, как с их помощью регулируются отношения между людьми. Из категории вещей они как бы превращаются в знаки определенных отношений. Не случайно поэтому одной из задач воспитания, построенного на нормах этикета, всегда было умение прочитывать этот язык символов.
Особую роль приобретает этикетная атрибутика в застольном этикете, на различных церемониях, официальных приемах и т.п., где существуют особые регламентации в сервировке, костюмах, манерах. И конечно, умение пользоваться этикетной атрибутикой в ее многообразных проявлениях, умении прочитывать этикетный язык вещей не просто придает человеку статус воспитанного человека, но и действительно позволяет ему чувствовать себя более свободным в различных этикетных ситуациях общения (1).
Используемые источники:
- https://wlooks.ru/etiket/obshchenie/pravila/
- https://studref.com/469237/psihologiya/pravila_kultury_obscheniya
- https://srazu.pro/socializacia/kultura-obshheniya.html
- https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/yetiket-obshheniya/
- https://studbooks.net/530993/etika_i_estetika/etiket_kulture_obscheniya
Подробнее о деловом общении
Существует несколько принципов и правил общения в деловой среде, соблюдение которых сделает ваше взаимодействие с коллегами и партнерами более успешным:
- Умение сопереживать и ставить себя на место другого человека, то есть эмпатия.
- Принятие другого сотрудника вне зависимости от его целей и взглядов, проявление доброжелательности.
- Сохранение своей индивидуальности при общении с другими людьми, то есть аутентичность.
- Умение четко излагать свою мысль и честно отвечать на вопросы, быть конкретным.
- Смелость принимать решения, предлагать свои варианты выхода из ситуации — инициативность.
- Прямота в действиях и словах, то есть непосредственность.
- Уверенность в том, что искренние отношения улучшают взаимодействие между людьми — открытость.
- Умение выражать свои мысли и эмоции. Принятие эмоциональных проявлений от окружающих людей. Умение не задевать их чувства.
- Умение извлекать из различных жизненных ситуаций опыт, трезво воспринимать критику, но быть автором собственной оценки себя (самопознание).
- Готовность в любой момент оказать помощь, высокая степень включенности в ситуацию.
- Ответственность за свои решения и поступки.
Культура речевого общения
Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.
Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.
Содержательность (суть) представляет собой продуманность и максимальную информативность реплик. Ведь искусство риторики, как раз и заключается в том, чтобы суметь сказать все, что необходимо, однако не более того.
Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.
Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.
Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.
Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.
Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.
Основные качества делового человека
Также можно выделить основные принципы эффективного общения, которыми должен обладать каждый деловой человек. К ним относятся:
- трудовая деятельность – творчество, инициативность, любовь к труду, усердие, умение принимать ответственность;
- общительность, доброжелательность, чуткость и вежливость по отношению к людям;
- по отношению к себе — скромность, самодисциплина и способность к самокритике.
К психологическим свойствам, важным для делового общения, можно отнести следующее:
- высокая, но адекватная самооценка;
- творческий потенциал;
- умение быстро принимать адекватные и действенные решения;
- способность говорить с людьми на их языке, проницательность;
- умение заводить и поддерживать полезные деловые знакомства;
- полезная привычка держать данное слово;
- умение доводить до конца начатое дело;
- способность находить общий язык с людьми, трудолюбие и жизнестойкость.
Для выживания в деловом мире необходимы также следующие социальные умения:
- проницательность, которая поможет чувствовать ситуацию и, исходя из нее, налаживать контакт;
- стимулировать речевую активность партнера;
- умение психологически точно определить точку завершения общения;
- верно составить прогноз на реакцию партнера;
- держать инициативу разговора в своих руках, но при этом настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
- провоцировать у партнера нужные вам эмоциональные реакции;
- уметь преодолевать психологические барьеры;
- соответствовать эмоциональному состоянию собеседника или делового партнера;
- ставить цели и достигать их с помощью мобилизации.
Для чего нужна деловая этика?
Если говорить о деловой этике и об этике в целом, нельзя не обратить внимание и не раскрыть тему культуры речи.
Знание психологии и правил коммуникабельности играет существенную роль при построении деловых отношений, а также при взаимодействии коллег и партнеров по работе. Если вы имеете понятие о том, как вести себя в данной среде, то, скорее всего, избежите многих ошибок, которые свойственны предпринимателям. Для того чтобы ваше дело было успешным, необходимо хорошо изучить характеристику личных качеств, которые необходимы для управленческой деятельности. Закономерности поведения людей, возможности для развития предпринимательского потенциала, психологию рабочих отношений, а также технологию выживания делового человека в конкурентной среде.
Предметом изучения этики являются мотивы поступков, характера и действий человека. В деловой сфере — это отношения партнеров, а также причины успеха или его отсутствия в личной деятельности.
Особенности формирования
Психологическая готовность к школе — что это такое, какие компоненты включает
Никто не рождается воспитанным. Для того чтобы человек стал культурным, применяется комплекс мер. Он реализуется не только родителями, но и образовательными организациями.
Важно! Определенные нормы ребенок усваивает в процессе взаимодействия с другими детьми.
В детском саду малышей учат правильно обращаться с взрослыми, какие вежливые слова использовать в повседневной жизни. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать разницу между «ты» и «вы», обращением по имени-отчеству.
Воспитание – это небыстрый процесс, но при постоянном воздействии результат не заставит себя ждать. Родители объясняют дошкольнику, как вести себя в общественных местах, как просить незнакомых людей, и другие важные аспекты существования в обществе.
Воспитание продолжается и в школьном возрасте. Детей учат правильно вести себя в разных ситуациях, показывают им, как проявлять культуру общения в письменном виде. Например, как писать письмо в деловом стиле и т.п.
Помочь в развитии представлений может художественная литература. Сказки, рассказы и прочие произведения дают детям возможность перенимать опыт героев, анализировать поступки персонажей.
Формирование представлений о том, каким должен быть вежливый контакт, – первостепенная задача воспитания. Без этих знаний человеку будет сложно существовать в обществе.
Паритетность
На первый взгляд может показаться, что в обычной жизни тщательное соблюдение норм приличия не столь важно, что с этикой и принципами общения, в частности, сталкиваются лишь деятельные люди. Но рано или поздно приходит понимание того, что успешный разговор и удовольствие от него невозможно без соблюдения азов этики. Ключевой момент при общении — соблюдение паритетности, то есть принятие интересов партнера, признание вашего равенства друг перед другом и поддержание непринужденной и легкой атмосферы. Как ни странно, правило паритетности каждый человек осознает не сразу — к кому-то осознание необходимости этого принципа приходит еще в детстве и закладывается родителями, а кому-то приходится доходить до всего своим умом. Морально-этические принципы, которые соблюдает личность — лакмусовая бумага ее уникальных качеств и уровня развития. Они являются основой для манеры речи, отношения к оппонентам и собеседникам и ключевых потребностей, которые присущи тому или иному человеку.
Взаимосвязь этикета и культуры общения
Освоив несложные правила этикета и научившись применять их в своей жизни, любой человек сможет добиться максимально возможных результатов вбираясь по карьерной лестнице или решая постоянно возникающие вопросы в быту.
Знание этикета и основ культуры общения позволяет:
- стать гармоничной личностью;
- соблюдать правила приличия в любой обстановке и, в особенности, в общественных местах;
- понять уместность слов или отдельных фраз в зависимости от обстоятельств, категории собеседников и их возраста;
- оценить возможность использования определенных жестов и мимики.
Несмотря на то, что многие правила этикета, строго соблюдавшиеся еще в XIX–XX вв. канули в прошлое, а им на смену пришли более простые и демократичные, современному человеку без них по-прежнему не обойтись.
В качестве простого примера можно привести следующий факт. Во многих организациях установлен свой дресс-код, нарушение которого недопустимо. Его соблюдение означает верность духу коллективизма. И он обязателен для всех, так как от целостности восприятия может зависеть успешность всех проводимых компанией акций и мероприятий.
Обращение — важная часть диалога. То, как человек обращается к собеседникам, наглядно демонстрирует его уровень воспитания, образования и интеллекта. И даже несколько сказанных фраз позволят узнать о том, насколько человек знаком с этикетом и какова его культура общения.
Компоненты нравственного здоровья и принципы педагогического общения
В формировании вышеуказанных принципов основную роль играют так называемые компоненты нравственного здоровья, а именно убеждения морали, черты, привычки, способности и действия. Если человек по каким-либо причинам имеет высокий культурный уровень, то с большей вероятностью он будет бороться со своими отрицательными склонностями, что непременно скажется на качестве его контактов с другими людьми. Гуманность — главный мотив, присущий человеку, соблюдающему этические нормы. Такой субъект сопереживает, сочувствует, проявляет доброту, милосердие и порядочность. Человек, который взаимодействует с гуманной личностью, чувствует свою значимость и важность для собеседника.
К основным правилам и принципам общения можно отнести:
- проявление взаимного уважения друг к другу;
- демократизацию и гуманизацию отношений;
- толерантность, социальную справедливость и терпимость;
- объективное и непредвзятое отношение к собеседнику;
- соблюдение границ и признание личного достоинства каждого человека;
- честность в отношениях;
- принятие и понимание интересов собеседника.
Если вы станете регулярно использовать эти простые нормы и принципы общения с детьми и взрослыми, то вскоре заметите, как повысился ваш уровень межличностного взаимодействия. Также вы научитесь лучше понимать людей и проигрывать в голове сценарии возможного развития событий.
Нравственные основы общения
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО -СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»
Кафедра философии, психологии и социально — гуманитарных дисциплин.
Реферат
по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»
На тему: «Нравственные основы общения»
Автор: Горбатенко Ирина Евгеньевна специальность 030901.65 — Правовое обеспечение национальной безопасности, гр.ПОНБ-12-2 Научный руководитель: доцент кафедры — кандидат исторических наук, доцент, полковник полиции Кузнецов Алексей Александрович
Иркутск – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1 Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение…………..5
2 Культура и антикультура в общении………………………………………………………..6
3 Общение и этика………………………………………………………………………………………9
4 Деловой этикет………………………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………………..26
Введение
В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения, педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этического знания под названием «этика общения».
Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.
Цель работы: рассмотреть нравственнее основы общения. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общение как нравственную ценность: сущность и предназначение
2. ознакомиться с культурой и антикультурой в общении
3. рассмотреть общение и этику
4. ознакомиться с делововым этикетом
1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение
Пожалуй, главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.
Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе взаимного признания « самости и самоценности». В таком понимании определяются важнейшие, с точки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения. Во-первых, оно предстаёт как деятельность, что подчёркивает его активно-процессуальный характер; во-вторых, подчёркивается, что деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому; в-третьих, отмечается, что эти отношения должны носить субъект — субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты; в-четвёртых, оговариваются условия общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждёт того же от него.1 Ещё одна особенность общения — его творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются качества субъекта — его свободная активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включённость в социум и культуру.
Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.
Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры — те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь.
2. Культура и антикультура в общении
Культура общения — система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения, которые, во-первых, соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; во-вторых, приняты в данном сообществе как « руководство к действию»; в-третьих, не противоречат взглядам и убеждениям самой личности; в-четвёртых, предполагают её готовность и умение соблюдать эти нормы.2
Культура общения определяется совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Уровень культуры общения самым тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами общества — с тем, что составляет понятие нравственной культуры.
Продуктивность общения достигается при соблюдении определённых условий:
— уважительное отношение к партнёру, сдержанность, вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко ранить человека;
— ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;
— постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;
— соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.3
Естественно, чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная « протокультура», порождает определённые дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.
Можно выделить несколько «дефектных» уровней общения, детерминированных издержками антикультуры.
Нравственный вакуум — человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения.
Отсутствие нравственной инициативы — человек занимает выжидательную позицию, ждёт от другого тепла, заботы, внимания и только потом отвечает на них.
Нравственный камуфляж — стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.
Нравственный анахронизм — человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
Нравственная регрессия — упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам.
Нравственная глухота — отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.
Нравственный примитивизм — бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса.
Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и правоту.
Очевидно, что для полнокровной реализации ценности человеческого общения необходимы, как минимум, две вещи: во-первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию. Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнёр мог откликнуться на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство понимания»,основа которого — высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.
3. Общение и этика
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям…».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Слово, «этика» происходит от греческого «еthos», слово «мораль» — от латинского «mos». Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.
Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.
Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной.
Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.