Психолог Вильгельм Вундт (1832-1920): биография, открытия и интересные факты

Краткая биография учёного

Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье пастора. Окончил местную школу в 1851 году. Продолжил обучение в Тюбингенском университете.

После получения диплома совсем непродолжительное время учился у известного немецкого биолога Иоганна Мюллера. В 1858 году стал ассистентом Германа фон Гельмгольца и начал вести лекции, в ходе которых не уставал говорить о важности применения экспериментальных методов в изучении психологии. Позднее его лекции были объединены и выпущены в виде книги «Лекции о разуме человека и животных». Вундт приступил к исследованиям, которые позже вылились в главный труд его жизни – «Принципы физиологической психологии». В ней он описал популярный на тот момент метод изучения психологии – метод интроспекции, став, таким образом, одним из его основателей. В 1875 году Вильгельм Максимилиан вступил на должность профессора философии Лейпцигского университета. Через 4 года работы он решил уйти и основал первую психологическую лабораторию. (Интересно, что одним из учеников Вундта был наш соотечественник Иван Павлов.)

Вундт оставил после себя громаднейшее научное наследие — больше 50 тысяч страниц статей и книг.

Влияние Вильгельма Вундта на психололгию

Создание психологической лаборатории создало психологию как отдельную область обучения со своими собственными методами и вопросами. Поддержка экспериментальной психологии Вильгельма Вундта также создала предпосылки для бихевиоризма, и многие из его экспериментальных методов все еще используются сегодня.
У Вундта также было много учеников, которые впоследствии стали видными психологами, в том числе Эдвардом Титченером, Джеймсом МакКейном Кэттелом, Чарльзом Спирменом, Дж. Стэнли Холом, Чарльзом Джаддом и Хьюго Мюнстербергом.

Вундт, как говорилось, часто ассоциируется с теоретической перспективой, известной как структурализм, которая включает описание структур, которые составляют ум. Структуризм рассматривается как самая первая школа мышления в психологии. Он считал, что психология — это наука о сознательном опыте, и обученные наблюдатели могут точно описывать мысли, чувства и эмоции посредством процесса, известного как интроспекция.

Однако Вундт сделал четкое различие между самоанализом, который, по его мнению, был неточным и внутренним восприятием. По словам Вундта, внутреннее восприятие подразумевало правильно обученного наблюдателя, который знал, когда был введен стимул интереса.

Вундт был не только первым человеком, который назвал себя психологом, но и создал психологию как формальную дисциплину, отделенную от философии и биологии. Хотя его интроспективный метод не соответствует эмпирической строгости исследований сегодня, его акцент на экспериментальных методах проложил путь к будущей экспериментальной психологии. Благодаря его работе и вкладам была создана совершенно новая область, которая вдохновила других исследователей изучать и изучать человеческий ум и поведение.

Очевидно, не все согласны с этими обобщенными названиями. Несколько человек могут предположить, что Фрейд является отцом психологии, так как он, возможно, является одной из его самых «известных» фигур. Другие считают Аристотеля истинным отцом психологии, так как он отвечает за теоретическую и философскую структуру, которая способствовала ранним началам психологии. Третьи могут утверждать, что такие ранние исследователи, как Гельмгольц и Фехнер, заслуживают признания как основоположники психологии.

Независимо от того, в какой части аргумента вы находитесь, легко согласиться с тем, что все эти люди оказали большое влияние на рост и развитие психологии. В то время как теории каждого человека не так важны сегодня, все эти психологи были важны в свое время и оказали большое влияние на то, как психология эволюционировала в то, чем она является сегодня.

Вклад в изучение психологии

Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержимое, процессы и состояния.

Содержимое сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.

Процессы же делятся на два типа:

  1. Непроизвольные. Происходят сами по себе. Например, когда вы едете в поезде, стук колёс как бы сам собой выстраивается в определённый ритм.
  2. Произвольные. Направляются человеком. То есть при желании вы можете изменить этот ритм.

Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержимое постоянно объединяется во всё более крупные единицы.

Знаменитая лаборатория

В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.

Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.

Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в университетах Германии, а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.

Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).

Метод изучения психологии

В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей. Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.

Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.

Вундт — отец психологии

Он часто ассоциируется со школой мысли, известной как структурализм, хотя именно его ученик Эдвард Б. Титченер действительно отвечал за формирование этой школы психологии. Вундт также разработал метод исследования, известный как интроспекция, в котором высококвалифицированные наблюдатели будут изучать и сообщать о содержании своих собственных мыслей.

В то время как Вундт, как правило, ассоциируется со структурализмом, на самом деле его ученик Эдвард Б. Титченер оказал влияние на структуралистскую школу в Америке. Многие историки считают, что Титченер фактически исказил значительную часть оригинальных идей Вундта. Вместо этого Вундт сослался на свою точку зрения как на добровольчество. В то время как структурализм Тихнера включал в себя разрушение элементов для изучения структуры ума, Блюменталь (1979) отметил, что подход Вундта был на самом деле гораздо более целостным.

Вундт также создал журнал психологии «Философские исследования». В рейтинге самых влиятельных психологов двадцатого века в Вундт занял 93 место.

Основные принципы, плюсы и минусы метода Вундта

Основных принципов метода Вундта три:

  1. Человеческое сознание – это совокупность личного опыта, который никак не проявляется внешне. Следовательно, изучать его надо с помощью самонаблюдения.
  2. Психика и сознание (то, что осознаётся) – это одно и то же.
  3. Сознание – это некоторое количество элементов, связанных между собой ассоциативно.

Что же касается преимуществ и недостатков, то главный плюс метода состоял в том, что человек с помощью самонаблюдения сам лучше определит свои ощущения и особенности, чем кто-либо другой. А главный минус метода – это необъективность, т.к. человек может трактовать наблюдения в свою пользу.

Ранняя академическая карьера

После семестра в 1856 году в Берлинском университете , где он учился у Иоганнеса Мюллера и Эмиля Дюбуа-Реймона , Вундт вернулся в Гейдельберг в качестве лектора кафедры физиологии, где у него было всего четыре студента. После переутомления в квартире матери он заболел, поэтому решил отдохнуть в швейцарских Альпах .

В 1858 году Герман фон Гельмгольц был назначен директором нового института физиологии в университете. Он назначил Вундта своим помощником. Вундт ценил и Гельмгольца, и Иоганна Мюллера , и Эмиля Дюбуа-Реймона, трех великих немецких физиологов того времени. Во время пребывания Вундта в качестве ассистента Гельмгольца, что было для него разочарованием, поскольку он требовался больше как ассистент преподавателя, чем как исследователь, он предложил новый курс антропологии , который мы теперь назвали бы социальной психологией . Он предложил курс в 1859 году ; в нем он учил отношениям между личностью и обществом. Он также написал свою первую книгу в 1862 году,Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung

(Вклад в теорию сенсорного восприятия ), в которой он анализирует сенсорные функции, развивает теорию восприятия и намечает программу психологии, которой он будет следовать до конца своей жизни. Вундт ставил психологию между физическими и естественными науками. Он будет использовать экспериментальные и исследовательские методы, аналогичные тем, что используются в физических науках, для документирования различных вопросов поведения и превращения психологии в индуктивную экспериментальную науку. На него произвели впечатление произведения Джона Стюарта Милля .Но подход Милля был подходом философа, который размышляет и размышляет о психической жизни; Вместо этого Вундт был видением ученого, использующего экспериментальные методы для изучения поведения .

Вундт считал, что язык, мифы, эстетика, религия и социальные обычаи являются отражением наших высших психических процессов, но, поскольку этими процессами нельзя было манипулировать или управлять ими, то было невозможно и изучать их экспериментально, а только через исторический опыт. записи и натуралистическая литература и наблюдения. К сожалению, учитывая сложность этих объектов исследования, так и не удалось перейти от теоретического уровня к демонстрационному уровню.

Вундт задумал третью ветвь психологии, которая объединила бы эмпирические открытия этого с другими науками, научной метафизикой. Цель Вундта состояла в том, чтобы сделать психологию фундаментальной или пропедевтической наукой , поскольку она объединила бы социальные и физические науки.

В 1864 году, неудовлетворенный, он оставил свое назначение в институт, хотя он сохранил ученое звание и регулярный доход. Он основал небольшую лабораторию в своем доме, которую ему удавалось содержать за счет гонораров от его книг.

В 1871 году он вернулся в Гейдельбергский университет , где в течение трех лет служил экстраординарным профессором, прежде чем принять вызов на кафедру индуктивной философии в Цюрихе , где он оставался в течение года, прежде чем был назначен на кафедру философии в Лейпциге . .

Первая лаборатория экспериментальной психологии

В Лейпциге Вундту выделили комнату в здании Конвикта для хранения его демонстрационного оборудования и экспериментальной аппаратуры. В этом здании он закончил преподавать в классах и проводить свои эксперименты. Первая психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Лейпциге, Германия, намерение, которое было раскрыто пятью годами ранее в его работе «Принципы физиологической психологии»

. [ 3 ] Лаборатория Вундта не будет включена в университетский каталог до 1883 года . В 1893 г. Лаборатория была переведена в здание, занимаемое гинекологическим отделением, а в 1897 г. психологический институт, как он уже назывался, переехал в здание, спроектированное Вундтом специально для психологических исследований, хотя на самом деле большинство его лучших студентов были именно они. которые работали с ним во времена строительства Конвикта.

Теоретическая система Вундта

Когда он писал книгу для своего курса в Лейпциге, психология

была для Вундта дисциплиной, в которой использовались методы, аналогичные физиологическим. Из предисловия к своим
«Основам физиологической психологии
» Вундт показывает, что он сознательно пытался извлечь новую область науки.

Во-первых, Вундт описал «телесный субстрат психической жизни», или анатомию и функцию мозга. Затем он описал нервную систему и сформулировал идеи о силах, лежащих в основе нервной проводимости. Позднее он проанализировал характеристики ощущенийопределил качество, интенсивность, протяженность и продолжительность как четыре основные характеристики ощущений. В части IV находится ядро ​​книги: «Исследование сознательных процессов форм и характерных связей в них». Целью психологии было изучение «сознательных процессов» или того, что Вундт считал частью «непосредственного опыта», в отличие от «опосредованного опыта». Таким образом, когда с помощью приборов измеряется переживание перед каким-либо раздражителем, оно включается в область физики; с другой стороны, когда описывается сознательный процесс, отвечающий за интерпретацию стимула — «зеленость» зеленого или «тональность» тона,непосредственное переживание затем описывается и попадает в область психологии.

Согласно Вундту, психологи не изучают внешний мир как таковой

; они изучают психологические процессы, посредством которых человек воспринимает и наблюдает внешний мир. Более того, экспериментаторы не могут отделить себя от своих объектов исследования, поскольку они изучают свои собственные сознательные процессы.

В то время как у физиков есть свои инструменты, инструмент психологов — экспериментальное самонаблюдение или самоанализ . Итак, самоанализ Вундта был жестко контролируемым процессом и не ограничивался составлением собственных отчетов ; он включал объективные показатели, такие как время реакции и словесные ассоциации .

В своих самоанализах Вундт и его команда студентов определили два основных элемента психической жизни: ощущения и чувства . Для них сложные и изменчивые психические процессы являлись результатом творческих связей или синтеза этих элементов, но не в классическом понимании механистической физики . Для Вундта ощущения и чувства были не просто элементами, которые сталкиваются и взаимодействуют. Подобно Джону Стюарту Миллю , он принял модель разума, в которой основное внимание уделялось химическим, а не механическим принципам.

Для Вундта разум — это творческая, динамическая, волевая сила. Его никогда нельзя было понять, просто идентифицируя его элементы или его статическую структуру. Наоборот, его нужно понять через анализ его деятельности.

Позже Вундт назвал свою психологию структуралистом, но первоначально назвал свою психологию волюнтаризмом

.

Вундт Исследования

Исследователи истории психологии Эдвин Г. Боринг (1929) и Робертс Уотсон (1978) классифицировали около 100 экспериментов, опубликованных в « Философских исследованиях»

за период в 21 год, и обнаружили, что половина этих исследований была связана с ощущением и восприятием. : исследования цветового зрения и контраста, памяти образов и зрительных иллюзий . Время восприятия изучалось с помощью оценки времени в интервалах. Тактильные ощущения изучались с помощью физиологических методов, разработанных врачом Эрнстом Вебером и психологом Густавом Фехнером ., оба немца и оба предшественники экспериментальной психологии .

наставник Вундта

В Лейпциге проводились самые разнообразные эксперименты. Без большого количества студентов такой объем исследований был бы невозможен. В конце 19 века Лейпциг был центром новой науки психологии и одним из самых важных вкладов Вундта в ее развитие и влияние на студентов. Несколько персонажей извлекли пользу из лаборатории Вундта, среди них Эмиль Крепелин , Ойген Тойбер , Хьюго Мюнстерберг , Виктор Анри и Б. Бурдон из Франции ; в России Владимир Михайлович Бехтерев, современник Павлова , и в США ,Чарльз Спирман , Эдвард Титченер , Хьюго Эккенер и Джеймс МакКин Кеттелл .

Что исследовал психолог в лаборатории

За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены. Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств. Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:

  1. Восприятие раздражителя.
  2. Осознание раздражителя.
  3. Проявление воли.

После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции. Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо. Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.

Особенности работы лаборатории

Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:

  • ощущения и восприятия;
  • психофизические особенности;
  • время реакции.

Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.

Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.

Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в «Философских исследованиях». Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]