Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост»


В словаре Д.Н. Ушакова

ФОРМИРОВА́НИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать» title=’что такое формировать, значение слова формировать в словаре Ушакова’>формировать и состояние» title=’что такое состояние, значение слова состояние в словаре Ушакова’>состояние по гл. формироваться» title=’что такое формироваться, значение слова формироваться в словаре Ушакова’>формироваться в 1 и 2 ·знач. (·книж., воен., ·ж.-д. ). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь организованная воинская часть (воен.). В армию влиты свежие формирования. Прибытие формирований на фронт.

Понятие формирования в педагогике

Определение 1
Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

Замечание 1

Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Что такое формирование в педагогике 420 ₽ Реферат Что такое формирование в педагогике 280 ₽ Контрольная работа Что такое формирование в педагогике 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

В словаре Синонимов

вырабатывание, выковывание, развитие, воспитание, созревание, развитие; организация, создание, основание, образование, составление, учреждение; часть, агроформирование, эволюция, становление, создавание, отряд, порождение, устройство, соединение, генерирование, образовывание, сколачивание, установление, возникновение, литогенез, строительство, пневмоформование, турма, развертывание, моллирование, комплектование, морфогенез, налаживание, устраивание, комплектовка, рождение, основывание, формировка

Научная среда и повседневная жизнь

Любая наука, изучающая становление и развитие чего бы то ни было, будет использовать термин «формирование» (как процесс построения объекта при помощи каких-либо новообразований или составных частей). Это медицина, зоология, ботаника, физика и химия, астрономия, геология и т. д.

Прочно закрепилось слово в литературе, музыке, изобразительном искусстве, искусствоведческой практике, а также статистике, спорте, менеджменте и маркетинге, агропромышленном и производственном комплексах.

В армии термин употребляется и как обозначение части системы (военные формирования: отделение, взвод, рота, батальон и т. д.), и как название вновь образованной специальной группы.

Формирование понятий (в научной среде) является одним из методов исследования, который включает в себя анализ, дифференциацию и формулировку.

В повседневной жизни слово «формирование» звучит нечасто, поскольку с легкостью заменяется такими формами, как создание, возникновение, комплектование, соединение, установление. Его нельзя отнести к «русифицированным» заимствованиям. Наличие звука [Ф] говорит о его инородном происхождении.

Стадии развития и формирования личности

  1. Первая стадия (1й год жизни): возникает склонность к взаимодействию с людьми, или к отстранению от общения с ними.
  2. Вторая стадия (2-3 года): независимость, самоуверенность.
  3. Третья, четвертая (3-6 лет и 7-13): любознательность, усидчивость, склонность к познанию окружающего мира, усовершенствование как коммуникативных, так и познавательных навыков.
  4. Пятая стадия (13-20 лет): половое и жизненное самоопределение.
  5. Шестая (20-50 лет): удовлетворение реальностью, обучение будущего поколения.
  6. Седьмая (50-60 лет): полноценная, созидательная жизнедеятельность, гордость за собственных детей.
  7. Восьмая (более 60 лет): способность воспринимать мысли о смерти, изучение собственных успехов, стадия восприятия своих действий, решений прошлого.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]