Что такое эмоции: их виды, зачем они нужны и как проявляются

Жизнь человека в социуме заставляет его ежеминутно испытывать разные отношения к происходящим вокруг событиям. Это выражается в эмоциональных переживаниях: хороших или плохих. Эмоции и чувства в психологии рассматриваются как разнящиеся понятия, но эта наука смогла выявить их общую основу в плане физиологии.

Человеческие эмоции

Эмоции. Что это такое?

В психологии эмоции характеризуют как психический процесс средней длительности, который передает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Только развитая личность, имеющая сильный характер и мощную мотивацию, способна контролировать свои эмоции, правильно выражать и разбираться в своих чувствах.

Считаете ли вы, что эмоции – это «процесс средней длительности»?

Не всегда. Если именно в среднем – да. Я могу, например, недолго злиться, но очень долго любить. Справедливо? Да.

18.18%

Абсолютно точно. Особенно в наше время, когда любая эмоция чаще поддельна, чем искренна. Думаю, что все эмоции средне поддельны и средне продолжительны.

45.45%

Не думаю. Меня мои эмоции захватывают очень сильно, я не могу избавиться от некоторых неделями и даже месяцами.

36.36%

Проголосовало: 11

Общая характеристика эмоций и чувствматериал по психологии на тему

Общая характеристика эмоций и чувств

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно актуальной. Теоретический и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания.Любое психическое явление осуществляет две основные функции – отражения и регуляции, — эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, — ощущения, восприятие, память, мышление и др.

Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психологической науки.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей жизни. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Многие эмоциональные состояния присущи человеку с рождения: новорожденный способен испытывать страх при сильном звуке, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание и поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» вырастает все богатство эмоций человека.

В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, которые отвечают представлениям о приличии, скромности и воспитанности. Люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, печаль, страх, отвращение, удивление.

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Задачи:

1) Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.

2) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.

Цель данной работы – изучение общей характеристики эмоциональных процессов.

Объектом является эмоциональная сфера, предмет – эмоциональные процессы, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния, страсти.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельных сущности: ум, воля и чувства или эмоции.

Эмоции всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания.

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют разные мнения. Некоторые утверждают, что эмоции не связаны с поведением. Согласно другим- эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения важен для понимания природы эмоций. Эмоция мобилизирует энергию. Эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

Как подчеркнули многие исследователи эмоций (например, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. А также субъективное состояние, возникающее в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. В эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д. Например, радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, смеются. Если радость дает ощущение легкости, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализует человека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Наиболее точный сигнал изменения эмоционального состояния – это частота пульса.

Эмоции можно охарактеризовать несколькими признаками. Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п.

Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То есть эмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе.

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Исследователи доказали, что многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти нет.

Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге.

Джемс следующим образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения — есть эмоция. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты».

Теория Джемса-Ланге правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и их компонентом. Теория Джемса-Ланге ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям.

Динамику эмоциональных процессов рассмотрел С.Шехтер. Он показал, что память и мотивация человека вносят немалый вклад в эмоциональные процессы. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической .

Согласно этой теории на эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Согласно П.В.Симонову, эмоции связаны с потребностями. Но характер эмоций зависит от того, имеет ли человек достаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. Если информации мало и человек не знает как удовлетворить потребность — эмоция отрицательная.

Итак, подводя итог, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образа жизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше – отрицательных.

Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления. Выделение системных качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций.

Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению этого вопроса. Объектом внимания являются эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции – это переживания, которые вызваны деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее.

5. Пугнические эмоции. Эмоции происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Гностические эмоции. Эти эмоции мы связываем с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом и неизвестном отыскать знакомое, привычное и понятное.

8. Эстетические эмоции. В вопросе о природе и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Такова классификация эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления, 2) производные эмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность. Они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это явления, возникающие уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Деление эмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоции положительные, которые связанны с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

.

Все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность. К более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.

Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю и свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, которые возникают внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.

Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) эмоции, которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. Аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

А.Бэн выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций больше 50000.

Л.В.Куликов делит эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми, вследствие формирования собственного «Я» возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями. Но от этого не становятся менее значимыми, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения и собственно эмоции и чувства.

Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем.

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, а аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил и равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Однако такое понимание аффекта не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения любых эмоциональных реакций, что характерно для западной психологии.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие, является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект говорит об очень большой силе переживания.

Различают два вида аффекта:

1) Патологический. Является следствием психического заболевания, протекает при отсутствии сознания

2) Физиологический. Возникает у нормального человека. Протекает физиологический аффект при сохранном сознании.

Выделяют два типа патологического аффекта:

1) голотимный

2) кататимный.

Аффект, обознчаемый как голотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, которое возникает в результате физиологических событий.

Феноменологически кататимный аффект представляет собой эмоциональное явление, связанное со значимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами. Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект неразряжаем.

В генетическом плане голотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.

Правильное понимание аффектов имеет большое значение для педагогики и для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации.

Слово «стресс» имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности, расплывчатости границ.

Г.Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Потом первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского «затягивать».

Г.Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понимались совокупность всех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, то в более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощение этого феномена и понятия.

Первым попытался разграничить физиологической и психологическое понимание стресса Г.Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной.

На финальной стадии разработки своего умения Г.Селье говорит о двух видах стресса – дистресс, который связан с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

То есть стресс (от англ. слова stress – напряжение) – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, то есть стресс.

Стресс дезорганизует деятельность человека и нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.

Таким образом, аффект и стресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства.

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным и почти что мистическим.

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.

По Л.С.Рубинштейну «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато – многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

Настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью- настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями.

4) влиянии на активность человека; непостоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.

То есть настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое и т.д.

Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.

Эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер. Это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка». Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые – как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Собственно эмоции – это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства носят личностный характер. В них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.

Чувства отражают отношение человека к объектам и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

Чувства тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами. С одной стороны, потребностями человека, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Чувства характеризуются направленностью. Одинаковые чувства могут иметь разную направленность.

Эмоции – это элементарные переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Одни исследователи утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Аффект сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
2 Чувство Эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
3 Страх внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием
4 Страсть это сильное эмоциональное чувство, сосредотачивающее на себе мысли, эмоции, желания человека
5 Психическое заболевание состояние психики, отличное от нормального, здорового.
6 Эмоция эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
7 Экспрессия выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
8 Настроение преобладающее эмоциональное состояние (веселое, грустное, тревожное и т.п.), влияющее на состояние психической деятельности и двигательной активности.
9 Сон это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир
10 Дистресс разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций.

Виды эмоций

Эмоции – это психологические состояния, которые характеризуются различными по характеру переживаниями и ощущениями, выражают удовлетворенность или неудовлетворенность человека.

К основным видам эмоциональных переживаний относятся:

  • аффекты;
  • настроения;
  • чувства;
  • эмоции.

Аффекты – происходящие с особой интенсивностью и краткие по времени эмоциональные вспышки. К ним относятся: ярость, бурная радость, глубокое горе, отчаяние, ужас. Это самый сильный вид психологического переживания.

Особенностью аффективного состояния является утрата индивидом чувства реальности, он беспорядочно и бесконтрольно движется. В таком состоянии люди могут утрачивать возможность говорить, цепенеют. Ставшие, к примеру, участниками стихийных бедствий или катастроф, они в аффективном состоянии «каменеют» и не двигаются, иногда могут беспорядочно и бесцельно бежать в порой даже опасные места.

В аффекте внимание сконцентрировано только на те раздражители, которые напрямую связаны с переживанием, все остальные остаются без внимания.

В состоянии аффекта некоторые люди могут совладать со своими действиями и упорядочить мысли. Это эмоционально-устойчивые личности, с высокоразвитыми волевыми характеристиками, заложенными на генетическом уровне или ставшими результатом воспитания.

Сталкивались ли вы с состоянием аффекта?

Я сам (сама) – один сплошной аффект. Увы и ах, но мне это даже нравится.

10%

Я часто сталкиваюсь с таким состоянием. Эмоции, провоцирующие его, могут быть разными от ярости до радости.

30%

Нет, я – рациональный человек, не поддающийся каким-то там вспышкам.

60%

Проголосовало: 10

Настроение относят к самым долговременным эмоциям, влияющим на поступки и действия в целом. Настроение человека передает неосознанную собирательную оценку того событий, происходящих в настоящем с ним.

Особенность настроения в том, что его причины не всегда понятны и очевидны как самой личности, так и его окружению. Каждый из нас наверняка когда-нибудь слышал о беспричинной радости или безотчетной грусти.

Однако причина настроения имеется во всех случаях: деятельность человека, окружающая обстановка и люди, встречающиеся на его пути, происходящие в прошлом или настоящем события. Оно порой становится характерной чертой индивида.

Значение настроения человека для его нормальной жизни сложно переоценить. Хорошее настроение значительно улучшает эффективность его жизнедеятельности и даже самая сложная задача или проблема кажется посильной, а порой даже пустяковой. В плохом настроении работа кажется тяжелой и невыполнимой, она становится обузой.

На настроение человека оказывает огромное влияние его личностная самооценка и степень его требований. Индивиды с высокой самооценкой чаще характеризуются повышенным настроением, легкостью общения, тогда как люди с заниженной самооценкой имеют тенденцию к плохому настроению, пессимистичному отношению к жизни и развитию любых событий.

Подобное состояние приводит в апатии и снижению амбиций и требований и стремлений человека.

Как часто меняется ваше настроение?

Каждые 5 минут. В данном плане я – само непостоянство. Могу громко смеяться и радоваться, а через минуту начать плакать.

40%

Ой… Очень редко. Если какая-то эмоция завладевает мной, то это надолго. Относительно, конечно.

10%

В целом оно стабильно, но некоторые факторы, события или причины могут выбивать меня из колеи какого-то конкретного настроения.

50%

Проголосовало: 10

Чувства — наиболее продолжительное из психологических состояний. Они имеют конкретику, предметность и неопределенные внешние признаки. Чувства позволяют сформировать отношение к раздражителю. Для них нужен объект. Человек не может испытывать любовь без ее объекта.

Чувства имеют огромный вес во всех сферах человеческой жизни, они способствуют формированию мотивации личности, которая стремится к вещам и людям, вызывающим у нее положительные чувства: ищет работу по душе, наиболее комфортные условия для жизни.

Чувства индивидуальны, и то, от чего в восторге один, может вызывать диаметрально противоположные ощущения у другого. Все зависит от системы ценностей отдельного индивида.

Особого внимания требуют высшие чувства, определяющие многогранность внутреннего мира человека и подлинность человеческих отношений.

Высокие чувства бывают:

  • нравственными, которые зависят от традиций, идеологии, религиозных направлений, норм и правил поведения, выработанных обществом, где существует личность.
  • интеллектуальными, т.е. порожденными умственными способностями человека. Примерами таких чувств являются любопытство, недоверие к верности выбранного решения, удивление.
  • эстетическими, определяющими отношение личности к искусству, окружающей природе. Они выражаются восхищением, восторгом по отношению к художественной литературе, картинам, музыке и другим видам искусства. Иногда это противоположные чувства – тоски, страдания, печали.

Разделение чувств на виды условно. Как правило, чувства человека многогранны и имеют несколько составляющих. Поэтому их сложно определить только к одному из видов.

Определение эмоций и чувств в психологии

Определения эмоций и чувств – это в психологии не самые сложные формулировки. К эмоциям относятся переживания и ощущения индивида, ограниченные настоящим моментом или определённым временным промежутком. Чувства – это вид личностных черт человека.

К сведению! Чувства ещё можно определить как субъективное устоявшееся отношение к миру и социальному окружению.

Чем отличаются друг от друга

Чувства определение в психологии которых описывается как состояние души или сознания, проявляются в определённых эмоциях. Различие между эмоциями и чувствами заключаются ещё и в том, что эмоции скоротечны. Эмоциональные переживания есть у всех животных, чувства присущи только людям, они более устойчивы.

Психологи утверждают, что два этих понятия настолько переплетаются, что сложно их делить, зачастую чувства могут сложиться на основании повторяющихся эмоций. К примеру, может возникнуть симпатия к человеку, вызывающему положительные эмоции, в дальнейшем перерастающая в такое чувство, как любовь.

Важно! Чтобы изменилась эмоция, достаточно измениться обстоятельствам. Чтобы изменились чувства, необходимо изменить объективное отношение к субъектам, объектам или условиям.

Пример эмоции – «Мне страшно!», образец чувства – «Я боюсь этого человека!». Если обратиться к этим двум примерам, то можно сказать, что эмоции объяснить невозможно. Почему ему страшно, человек может объяснять долго и сбивчиво. Чувства поддаются объяснению: «Я боюсь этого человека, потому что он выглядит угрожающе и ведёт себя вызывающе!».


Различия между чувствами и эмоциями

Определение эмоций

Люди часто обращают внимание наэмоциональность и поведение друг друга. Мимика и жесты индивида способны много рассказать об эмоциях, которые он испытывает.

Эмоции – это продолжительные по времени состояния, реакция на события, происходящие в настоящем или прошлом. Эмоции бывают положительные и отрицательные.

Положительные эмоции

Они, как ничто, влияют на самочувствие людей. Специалисты давно подтвердили, что ощущения радости, счастья, оптимизма способны привести человека к здоровой жизни.

К положительным видам эмоций относят:

  • Интерес-волнение – мотивирует на обучение, совершенствование навыков и умений, творческих способностей. При этой эмоции повышается любознательность и увлеченность;
  • Радость — связана с удовлетворением особенно важных жизненных потребностей;
  • Счастье – переживая его, личность ощущает блаженство, удовольствие, любовь;
  • Благодарность – ощущение психологического комфорта, связанного с чувством признательности и признания в отношении оказанного добра.

Отрицательные эмоции

Они способны оказать негативное воздействие на здоровье человека и даже сыграть решающую роль в формировании личности. Кстати, аффекты также относятся к отрицательным эмоциям.

К отрицательным видам относят:

  • Страдание — проявляется, когда человек получает информацию о невыполнимости важнейших жизненных нужд индивида;
  • Гнев — связан с ситуациями, в которых человек сталкивается с неожиданными препятствиями на пути удовлетворения важных для человека жизненных потребностей;
  • Отвращение — возникает при столкновении с людьми или объектами, вступающими в конфронтацию с принципами индивида.
  • Презрение — проявляется при взаимоотношениях с людьми разных жизненных позиций, поведения, взглядов.
  • Страх — связан с получением индивидом информации о возможной опасности.
  • Стыд — проявляется в понимании несоответствия собственных действий, мыслей и внешности собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.
  • Вина — возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера, когда индивид чувствует личную ответственность.

Нейтральные эмоции

Удивление — единственное состояние, которое не обнаруживает четко выраженного положительного или отрицательного характера в отношении внезапно возникшей ситуации.

Отличия между эмоциями и чувствами

Чтобы контролировать и управлять своей эмоционально-чувственной областью жизни, необходимо научиться различать эмоции и чувства. Чтобы это сделать, выделим основные различия между указанными понятиями:

  1. Эмоции представляют из себя реакцию, а чувства – состояние.
  2. Чувства связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Они имеют более предметное и конкретное выражение и зависят от социальной сферы в деятельности и жизни индивида;
  3. Время протекания эмоционального состояния: эмоции представляют мгновенную реакцию личности на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий. Чувства более долговременны.
  4. Эмоции мы имеем возможность наблюдать снаружи, чувства протекают внутри. Например, такую негативную эмоцию, как страх, легко определить по застывшему от ужаса выражению лица, вскрикиванию, движениям тела человека, тогда как чувство страха не имеет внешних признаков, оно таится глубоко внутри и никак себя не проявляет.
  5. Эмоции приводят к изменению настроения, иногда даже глубокой депрессии, а чувства – к изменению ощущений. Если рассматривать эмоцию задумчивости, та сначала мы наблюдаем застывшее задумчивое выражение лица. Когда мгновенная эмоциональная вспышка проходит, можно наблюдать хорошее или плохое настроение и последующие за ним положительные или отрицательные поступки.

Вы чаще испытываете положительные или отрицательные эмоции?

Я часто испытываю смешанные эмоции. Они могут быстро сменять одна другую. Контролировать это я не могу.

30%

Чаще я испытываю положительные эмоции.

10%

Чаще я испытываю отрицательные эмоции.

30%

И те, и те в моем случае по времени «влияния» на меня находятся на примерно равных позициях.

30%

Проголосовало: 10

Что такое эмоциональные состояния (ЭС)

Как перестать себя жалеть — причины чувства жалости, что это означает

Чувства человека психология предпочитает рассматривать как процесс движения от одного функционального состояния эмоций к другому и возникающие в связи с этим переживания. Эмоции управляют индивидом, даже если он пытается их скрыть.

Интересно! Отсутствие эмоций психологи считают особенностью поведения и также относят к эмоциональному состоянию.

Эмоциональное состояниеэто понятие, объединяющее следующие моменты:

  • настроение;
  • аффект;
  • стресс;
  • фрустрацию;
  • страсть.

Эмоциональные личности переносят своё состояние на окружающих людей, на свою жизнь. Качество жизни таких индивидов целиком зависит от эмоционального фона.

При ближайшем рассмотрении эмоциональных состояний (ЭС) можно выделить их особенности.

Настроение – самое длительное ЭС. Все психические процессы в организме происходят именно на этом фоне. Настроение может быть хорошим или плохим, причём для позитивной его окраски требуется больше времени, чем для того, чтобы его испортить. Настроение – это реакция на происходящие события в свете значимости для человека и его ожиданий. Когда всё идёт по плану, и ожидания оправдываются, настроение отличное, а когда наоборот – ужасное.

Отмечена зависимость настроения от темперамента и характера личности. Например, у холериков настроение меняется по сто раз на дню. Сангвиники преимущественно имеют бодрое настроение, а меланхолики длительно пребывают в негативе.

В своей работе «Психология и педагогика» (курс для студентов социологических факультетов) А.И. Кравченко в разделе «Эмоции и чувства» отмечает, что настроение передаётся от одного человека к другому.

Например, начальник накричал на подчиненного на работе. Вернувшись домой в плохом расположении духа, муж наорал на жену, а та, в свою очередь, – на детей. В результате плохое настроение завладело всей семьёй. И, наоборот, человек с отличным настроем может «заражать» своим позитивом целые коллективы.

Аффект обычно взаимосвязан с шоком, потрясением и торможением сознания. Под воздействием аффекта у человека происходит дезорганизация двигательных функций. Это эмоциональный взрыв, вызывающий бессознательные действия, которые индивид не может контролировать. В состоянии аффекта люди совершают действия, которые в нормальном состоянии даже на ум не могли прийти.

Стресс возникает у людей в экстремальной ситуации. Это сильное, но не длительное ЭС. В отличие от аффекта, стресс имеет два качества:

  • положительное – мобилизует защитные силы организма для преодоления опасности;
  • отрицательное – может вызвать психические расстройства и заболевания, когда человек длительно находится в таком состоянии.

Если ожидания личности не оправдываются (желания не совпадают с возможностями), то человек может впасть в состояние фрустрации. Она проявляется в негативных переживаниях.

Страсть захватывает индивида целиком. Ей подчиняются все его помыслы, действия и желания. Это сильное и устойчивое состояние может распространяться на духовные и материальные ценности. Страсть может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от своего объекта и потребности им обладать.

Функции эмоций

О биологической целесообразности говорил еще Чарльз Дарвин. Наиболее часто в психологической литературе встречаются следующие психологические функции:

  • функция оценки, которая позволяет мгновенно ценить раздражитель или ситуацию и направить информацию в определенное русло. Это и называют первым впечатлением. Если человек производит с самого начала благоприятное впечатление, то отношение к нему и общение складывается положительным образом. Очень сложно изменить восприятие к себе после первого неприятного эффекта;
  • функция компенсации информационного дефицита. Иногда человеку не хватает информации для рационального принятия решения. И тогда на помощь приходят эмоции, которые восполняют этот недостаток и дают возможность прогнозировать ситуацию;
  • функция мобилизации заставляет организм человека сосредоточиться на преодолении стрессовой ситуации. Это происходит на физиологическом уровне, когда адреналин при эмоции страха заставляет человека бежать с несвойственной ему скоростью. Причем это отнюдь не трусость, а «сужение сознания» — так называют этот феномен;
  • функция следообразования, при которой эмоция появляется после того, как случилось раздражающее событие, и действовать уже поздно. Именно тогда возникает настораживающее отношение к аналогичным ситуациям, человек получает некое предупреждение;
  • функция коммуникации, когда люди как бы «примеряют» эмоции, переживаемые другим человеком. Это объясняется тем, что механизмы реализации базовых эмоций даны нам с рождения, поэтому мы сопереживаем человеку с гримасой боли на лице;
  • функция дезорганизации, когда сильные эмоции работают против нас, они нарушают эффективность индивида и приводят к состоянию дистресса. Дистресс провоцирует расстройство поведения и угнетает здоровье человека.

Почему человек испытывает эмоции?

Основной причиной, по которой в людях развиты эмоции, является то, что они помогают строить отношения и связывать их между собой. Людям сложно было бы правильно координировать свои цели, если бы они не любили, не боялись, не доверяли и не испытывали чувства гордости.

Люди предрасположены к тому, чтобы испытывать некоторые чувства, которые нужны не только для выживания и построения отношения, но и для повседневной жизни. Без эмоций они бы жили как роботы. Работа была бы монотонной, как и вся жизнь. Эмоции же раскрашивают наш мир.

Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации

Соответственно, мы получаем два основных направления использования эмоций. Эмоции внутрь (эмоции реакции) сообщают нам об оценке ситуации, мотивируют и предоставляют ресурсы. Эмоции наружу (эмоции-иллюстрации) – сообщают о моём состоянии окружающим. При чём одна из основ воспитания ребёнка как раз состоит в контроле эмоций – «нормальный» человек должен уметь демонстрировать окружающим «правильные» эмоции, а «неправильные» не показывать. А ещё лучше не испытывать.

Эмоции есть у всех высокоразвитых животных: собак, дельфинов, медведей, слонов, воронов, попугаев, обезьян… При этом наглядная демонстрация эмоций характерна для стайных видов. А вот медведи обычно ведут одиночных образ жизни и эмоции им демонстрировать незачем.

Эмоции-реакции (ему сказали – он огорчился) более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. Эмоции-иллюстрации предназначены для демонстрации состояния, и они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно. И если эмоции-реакции как раз полезнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться «правильно» показывать (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать. Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало. При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем. И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Как правильно выражать свои эмоции?

Вопрос о том, как научиться выражать свои эмоции, очень важен. Эмоции – это вид энергии, которая накапливается внутри нас. Накопление этой энергии приводит к эмоциональному напряжению и в конечном итоге эмоционально-телесному блоку. Со временем могут наступить такие последствия, как проблемы с нервной системой и общим состоянием здоровья.

К примеру, агрессия и внутренняя злость могут доходить до такого пика, что человек становится опасен. Это те ситуации, в которых нужно понимать, как выражать негативные эмоции. Если вам удалось распознать в себе такое эмоциональное состояние, есть несколько способов справиться с ним:

  1. Успокоиться и медленно посчитать до 100. Как правило, после этого половина из того, что хочется сделать, кажется уже каким-то немыслимым и нездоровым. Этот способ поможет избегать неприятных ситуаций и научиться более спокойно реагировать на сложные ситуации, а также проявлять эмоции более корректно;
  2. Поделиться своими эмоциями с другими людьми. Рассказать, что вам грустно или у вас проблемы. В ходе разговора обязательно наступит облегчение;
  3. Позволить себе поплакать, можно даже перед зеркалом. Слезы помогают избавиться от внутреннего и эмоционального напряжения. Кроме того, они показывают окружающим, что вам больно;
  4. Танцы или пение – прекрасный способ выплеснуть накопившиеся эмоции. Вы можете петь и танцевать в компании или в одиночестве.

Сталкивались ли вы с чувством раздражения из-за того, что испытывают другие люди?

Да. Меня частенько раздражают чужие эмоции, особенно попытки их выражения другими людьми.

14.29%

Да, но это бывает редко. В основном тогда, когда дело доходит до бесконтрольной демонстрации плохого или хорошего настроения.

71.43%

Нет, меня это никак не трогает.

0%

Нет, я спокойно отношусь к проявлению чувств другими, иногда с одобрением.

14.29%

Проголосовало: 7

Психофизиология и потребности

Ревность в отношениях — психология этого чувства друг к другу

Социальные и биологические потребности являются основной силой, которая движет психикой человека и его поведением. Они зависят от среды обитания и развития организма. Исследуя центральную нервную систему (ЦНС) человека, учёные выделили в ней образования для эмоциональных состояний. На них действуют функции лимбической системы, гипоталамуса и таламуса. В этих образованиях ЦНС и расположены центры эмоций: положительных и отрицательных.


Потребности человека по А. Маслоу (американский психолог)

Для человека важны любые эмоции и эмоциональные состояния, кроме напряжённости. Повышенная напряжённость однозначно приведёт к страхам, тревожности и фобиям. Необходимо сознательно исключать все негативные эмоции, ведущие к беспокойству.

Как научиться контролировать свои эмоции?

В книгах по психологии и на просторах интернета можно найти достаточное количество информации на эту тему. К наиболее эффективным техникам относятся:

Правило №1. Измените свое отношение к эмоциям.

Это ваше состояние, примите его с любовью. То, что вы испытываете их, абсолютно нормально. Кроме того, они вам просто необходимы, это научно подтверждено. Не важно, какой характер они имеют, положительный или отрицательный, не удерживайте их, если того не требует ситуация, правила общества и окружение на данный момент.

Правило №2. Старайтесь проживать свои эмоции по максимуму.

Даже если внутри вас ураган эмоций, поводом для их сдерживания может быть только неподходящая обстановка. Чтобы выплеснуть, к примеру, свою ярость и негодование от какой-то приводящей вас в это состояние несправедливости, просто найдите место, где можно уединиться, и никто не сможет вас побеспокоить. Пусть это будет, например, ваш автомобиль.

Проговорите все, что вас волнует, покричите, освободитесь от накопленного, можно даже поплакать – это очень эффективно.

Иными словами, просто максимально приживите свою эмоцию и «помашите ей ручкой». Вы непременно почувствуете облегчение и вернетесь к спокойной, объективной оценке проблемы для ее эффективного решения. Возможно даже, что после такой разрядки она покажется вам пустяковой и не требующей внимания.

Правило №3. Развивайте способность распознавать свои эмоции и управлять ими.

Когда в очередной раз эмоции захлестнут вас, попробуйте понять, что они выражают, какую именно из них вы испытываете, дайте ей конкретное название. Постарайтесь прочувствовать весь спектр того, что вы испытываете при этом. Понаблюдайте за своими реакциями на эту эмоцию. Возможно диапазон того, что вы испытываете при ней, с каждым разом будет расширяться.

Если вы будете проводить такую работу постоянно, то со временем станете замечать, что ваше эмоциональное восприятие приобрело более глубокий и острый характер, вы начнете испытывать тонкие чувства. Музыка станет для вас прекрасней, фильмы гораздо глубже, произведения искусства – великолепнее.

Правило №4. Иногда ругайтесь, но по-хорошему.

Техника проста. Каждый из нас сталкивался в жизни с такими людьми, которых хочется не только ругать, но и просто уничтожить. Если чаша вашего терпения переполнена и вы готовы взорваться, просто отойдите в сторону и постарайтесь успокоиться. Не требуется уходить от конфликта или загонять свои эмоции глубоко внутрь. Просто вернитесь к диалогу позже и разберите с оппонентом ваши претензии.

Ощущения

Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений бывают следующими:

  • Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
  • Длительность: характеристика ощущения по времени.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.

Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:

  • Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
  • Раздражает ли его эта песня?
  • Как он относится к тому или иному запаху?

Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений. Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит.

Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Умение понимать эмоциональное состояние
  • Как выражать свои эмоции и не стать манипулятором
  • Искусство видеть эмоции
  • Пассивная агрессия
  • Положительные эмоции
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны
  • Самоконтроль: что это и как его развивать
  • Как понять, что чувствует человек
  • Книги по профайлингу

Ключевые слова:1Профайлинг

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]