На Западе среди направлений психологии популярна гештальтпсихология, основной идеей которой является рассмотрение сознания не как расчленённого на отдельные элементы с последующим построением психических феноменов, по законам творческого синтеза, а как цельного. Её основоположниками и представителями являются Макс Вертгеймер, Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффк и Карл Дункер. Подробнее об этом направлении и вкладе каждого в него вы можете узнать, прочитав данную статью.
«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей» (Макс Вертгеймер)
Понятия и принципы гештальтпсихологии
Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.
Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность [1]. При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.
Базис гештальтпсихологии:
- Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
- Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
- Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
- Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.
Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:
- Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
- Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.
Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.
Название закона | Описание | Пример |
1. Замыкание | Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы. | Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки) |
2. Транспозиция (трансдукция, перенос) | Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение. | Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии. |
3. Прегнантность (хорошая конфигурация) | Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма. | Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой. |
4. Фигура и фон | Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона. | «Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот. |
5. Константность | Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда. | Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой. |
6. Близость | Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом. | Первая часть рисунка воспринимается как три столбика. |
7. Схожесть | Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме. | В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами. |
8. Непрерывность | Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. | Разрозненные точки кажутся гладкими линиями. |
Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.
Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.
Что же изучает гештальтпсихология
Предмет гештальтпсихологии – это изучение деятельности мозга человека объективными научными методами. Это достаточно необычный подход, суть которого в сочетании вещей, считающихся совершенно различными. Направление сочетает духовную и физиологическую составляющие личности, точнее, просто не разделяет их.
В этой науке физиологическая деятельность головного мозга и психические проявления рассматриваются в качестве единого целого. Одно явление порождает другое. Вместе они составляют бесконечную цепь из причин и следствий. В этой цепи каждое следствие одновременно является причиной или наоборот.
Основные идеи гештальтпсихологии, отличающие ее от других направлений в изучении человеческой личности, заключаются именно во взятом за основу представлении целостности физиологии и духовности. Физиологические и психические процессы неразрывны, их соединяют изоморфические связи.
Можно утверждать, что суть данного научного направления близка к смыслу пословицы, гласящей о здоровом духе в не страдающем от заболеваний или слабостей теле, только вместо тела следует рассматривать мозг.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.
В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.
Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.
Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» [2].
Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.
После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).
После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.
Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.
Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения. Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства» [3].
Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.
Основной метод познания
Не так много методик насчитывает гештальтпсихология. Кратко и понятно ведущий метод можно сформулировать так: рассуждения вслух. Это экспериментальная методика, при помощи которой можно изучить образ мышления человека.
Этот метод включает два понятия – инсайт и проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается процесс осознания факта недостаточности личностного опыта или же информации для выполнения какой-либо задачи (теоретической или практической). Так расшифровывает собственное понятие гештальтпсихология. Кратко и понятно это выглядит на примере жизненных ситуаций.
Допустим, горожанин, никогда не выезжавший на природу и не участвовавший в туристических походах, не занимавшийся спортом и не поднимавший ничего тяжелее собственного телефона, столкнулся с необходимостью нарубить дров, спилив для этого дерево. Разумеется, жизненного опыта и базы имеющихся знаний для выполнения подобной задачи горожанину не хватает. При этом в мозгу возникает причинно-следственная связь, которая выражается в понимании человеком того, что он не знает, как пилить деревья и рубить дрова. Это и есть понятие «проблемная ситуация», входящее в исследовательский метод гештальтпсихологии.
Понятие инсайт заключается во внезапном озарении. Гештальтпсихология, основные положения и понятия в которой связаны с мыслительными процессами и их физиологической сущностью, под данным термином подразумевает внезапное нахождение решения для стоящей перед человеком задачи.
Таким образом, инсайт закрывает проблемную ситуацию. Это своего рода появление «хороших гештальтов». В рассматриваемом примере, в котором горожанин должен спилить дерево и нарубить дрова, инсайтом может стать решение нанять бригаду заготовщиков леса.
Вольфганг Кёлер и его исследование
Как уже было сказано выше, основы гештальтпсихологии также заложил немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер (21 января 1887 – 11 июня 1967). Своё детство он провёл в Германии, там же окончил школу. Его отец работал директором школы, мама была безработная и занималась воспитанием сына. Кёлер окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина. Там он получил замечательные базисные знания. В свои 22 года ему была присуждена степень доктора философии в области психологии. В этом же возрасте он начал заниматься научной деятельностью. В 1917 году написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» по мотивам своего наблюдения и изучения поведения этих млекопитающих на острове Тенерифе.
Существенная идея исследования была связана с тем, что обычной палке обезьяна находила различные применения. Она была шестом для прыжков, удочкой на муравьёв, рычагом для открывания, лопатой для копания земли, оружием для угрозы друг другу. Ей сбрасывали мелких млекопитающих с тела, проверяли заряженность электрической проволоки и многое другое. Другими словами, когда обезьяна одновременно видела и цель – банан, и средство – палку, то у неё появлялось целостное видение ситуации. Или такой пример: обезьяна привыкла доставать фрукт, вставая на ящик, ящик замаскировали, посадив на него другую обезьяну, таким образом этот ящик стал частью другого гештальта. Во всех этих способах применения можно проследить, как развивалась трудовая деятельность человека.
В итоге Вольфганг Кёлер пришёл к следующим выводам:
- Человека и шимпанзе объединяет разумное поведение, которое отличается только структурой (степенью сложности).
- Основой поведения у обезьян, как и у человека, является образ (гештальт) внешней ситуации.
- Результатом восприятия является озарение как целостная интеллектуальная реакция понимания сути происходящего. (Такое внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения Кёлер назвал словом «инсайт».)
Данные выводы не совпадали с мнением американского психолога и педагога Э. Торндайка, который считал, что поведение животных в разных ситуациях зависит от их ошибок, проб, ассоциаций (слепого поиска правильного решения) или от внезапного осознания, а разум у них отсутствует. Но исследования Кёлера открыли факты изобретения и употребления орудий, а не только случайные пробы. Это доказывало, что было положено начало развития умственных способностей, другими словами, интеллекта, как и у человека.
Общий научно доказанный вывод его работы: «человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но также и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека» [4]. Это первое фактическое обоснование эволюционной теории Дарвина с психологической точки зрения.
Благодаря удачным экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Кёлер получил международное признание и стал директором Института психологии при Берлинском университете. Его научные теории актуальны и практичны и на сегодняшний день. Они ценны и интересны органичной взаимосвязью между теоретической психологией с жизнью и с психотехникой.
В книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) размышлял над тем, что физический мир, как и психологический, подчинён принципу гештальта. Все процессы и явления растолковываются благодаря нахождению соответствующих структур в мозговых процессах, которые разъяснялись, основываясь на физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Появилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, образовавшихся под влиянием стимула, сходных структуре образа. Это было важным моментом в теории гештальтпсихологии и решило её психофизическую проблему.
Не останавливаясь на достигнутом, исследователь продолжал свои исследования вместе с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году была опубликована их совместная работа «Гештальтпсихология» (Gestalt Psychologe) – манифест школы гештальтпсихологии, систематическое и возможно даже лучшее изложение этой теории.
В 1938 Кёлер написал книгу «Роль ценностей в мире фактов». В 1955 г. перебрался в университет Принстона, в 1958 г. стал профессором психологии Дартмутского колледжа. В 1959 году в научном журнале публикуется его статья «Гештальтпсихология сегодня». В ней было написано о влиянии гештальтпсихологии на психологическую науку США. Кёлер сравнивал способы американских психологов со способами гештальтпсихологов к решению проблемы о понятиях обусловленности и мотивации.
В понятии мотивации он пришёл к следующим фактам:
- В человеческом опыте мотивация является динамическим вектором (…).
- Если на пути нет препятствий, это направление совпадает с воображаемой прямой линией, проведённой от объекта к объекту.
- Направление опытного вектора – это направление к объекту (к уменьшению рассматриваемого расстояния) или от него (к увеличению).
- Сила может варьироваться. [5]
В завершении статьи автор делится желанием создать общую работу вместе с бихевиористами.
Понятие инсайта по Кёлеру
Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.
Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.
В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.
Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].
Курт Коффка и исследования восприятия у детей
Ещё одним основоположником гештальтпсихологии является немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 – 22 ноября 1941). Родился и вырос в Берлине, там же окончил школу и поступил в университет у Карла Штумпфа. Проявлял особый интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему присвоили степень доктора философии.
С 1910 года совместно с Кёлером участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого у Макса Вертгеймера. В это время написал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию». В ней расписал главные принципы и положения этого направления. Затем в 1921 году, как уже упоминалось ранее, создали втроём журнал «Психологическое исследование».
В этом же году был опубликован его труд «Основы психического развития». В нём ученый использовал методы гештальтпсихологии, чтобы исследовать психическое развитие детей. Постарался проиллюстрировать, что у детей с рождения есть комплект неточных, не совсем адекватных образов о внешнем мире. Со временем они разделяются и становятся более точными.
Например, у новорождённого ребёнка есть смутный образ родителя, в гештальт которого входят голос, лицо, причёска, наряд. Поэтому, если сменить стиль в одежде, иначе уложить волосы, то двухмесячный карапуз может даже не узнать близкого человека. Но спустя месяца четыре этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд чётких образов: голоса, тела, лица (с самостоятельными гештальтами глаз, рта, причёски).
В 1922 г. в девятнадцатом номере научного журнала «Психологический вестник» опубликовали его статью «Восприятие: введение в гештальт-теорию». С 1924 года был на должности профессора Корнеллского университета, затем Чикагского, Висконсинского, а через три года колледжа Смита в Нортхемптоне.
Весну и лето 1932 года провёл в Среднеазиатской экспедиции. По дороге заехал в Москву. В Институте психологии выполнил доклад: «Преодоление механизма в современной психологии». Позже эту работу опубликовали в журнале «Психология» под видоизменённым наименованием: «Преодоление механистических и виталистических течений в современной психологии». После экспедиции Коффка сделал вывод: «у испытуемых в Средней Азии с несущественными и редкими отклонениями наблюдались все те же оптические иллюзии, какие обычно демонстрируют испытуемые в исследованиях, проведённых психологами в Европе» [6]. Краткое содержание его исследований было опубликовано только через пару лет в журнале генетической психологии, а о его выводах мало кто знал, так как они противоречили заключениям Лурии – организатора этой экспедиции. Поэтому опубликованы выводы были только спустя несколько десятилетий, Коффка до этого момента не дожил.
Главной его работой считается книга: «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology, 1935). В ней особенно ярко описывается «опыт», «научение на ошибках» на основе примеров, иллюстрирующих мыслительные процессы, развитие способностей детей к формированию и восприятию мыслей.
Коффка изучал восприятие цвета детьми. Один из опытов заключался в следующем: исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых цветными картонками. Лакомство всегда находилось под тёмно-серой крышкой, а не под чёрной. Когда эксперимент повторили, но взяли картонки тёмно-серого и светло-серого цвета, то дети не выбирали второй цвет, потому что ориентировались не на конкретный цвет, а на соответствие «тёмное – менее тёмное». Так ученый сформировал закон о восприятии – «трансдукция».
Работы Курта Коффки, как и работы Кёлера и Вертгеймера, вошли в классику научной психологии.
Когда появилось это направление в психологии
Принято считать временем появления гештальтпсихологии начало прошедшего столетия, точнее, 1912 год. Основоположниками данного направления психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер.
Однако эти ученые лишь оформили в единое целое те идеи, которые в конце позапрошлого столетия и начале минувшего века уже существовали. О принципах целостности мышления и физиологии рассуждали в то время многие теоретики-психологи и философы. К примеру, австриец Кристиан фон Эренфельс выдвигал теорию, гласящую, что все целое является реальностью, которая существенно отличается от отдельно взятых частей, ее составляющих.
Курт Левин и его динамическая теория психологического поля
Немецкий и американский психолог Курт Цадек Левин (9 сентября 1890 – 12 февраля 1947) изучал проблемы личности, её потребности, влияние общественных связей на неё. В 1921 году стал преподавателем психологии и философии в Берлинском университете. В основе его взглядов лежала концепция гештальта. Он интерпретировал это понятие как поле, функционирующее как единое пространство, при котором отдельные элементы подтягиваются к нему.
В 1926 году стал профессором Берлинского университета и преподавал там до 1933 года, так как из-за массовых репрессий евреев ему пришлось эмигрировать в Америку. В статье «Намерения, воля и потребности» (1926) описал экспериментальные исследования о потребностях и волевых действиях. Основанием человеческой активности в любых формах (поступок, память, мышление) считал стремление – потребность.
Другими словами, его мнение заключалось в том, что личность человека живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый из которых имеет определённую валентность. Для каждого она имеет свой знак, хотя и бывают такие, которые с одной силой отталкиваются или притягиваются. Окружающие предметы воздействуют на человека и тем самым вызывают в нём энергетические заряды, вызывающие напряжение.
Когда между человеком и ситуацией нарушается баланс, то возникает напряжение и желание совершить какое-нибудь целенаправленное действие. Такое действие Левин назвал квази-потребностью. Чтобы удовлетворить свои потребности, надо разрядиться. Разрядка осуществляется в определённой ситуации с названием психологическое поле. Левин создал «теорию психологического поля», в которой объяснил поведение человека [7]. В связи с этим исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения.
Также Курт разработал теорию конфликтов и определил три их типа:
Тип конфликта | Определение | Пример |
«Стремление – Стремление» | Субъект находится между двумя положительными примерно одинаковыми валентностями | Осёл умирает от голода, находясь между двумя стогами сена |
«Избегание – Избегание» | Субъект между двумя почти равными отрицательными валентностями | Ситуация наказания |
«Стремление – Избегание» | Один вектор поля идёт от положительной валентности, другой – от отрицательной | Человек хочет погладить собаку, но боится |
В 1939 г. Курт возглавил созданную группу исследователей, которые изучали феномен лидерства. Результативность исследования заключалась в определении трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского. При чём он доказал экспериментально, что приносит наилучшие плоды именно демократический. В 1947 году участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения».
Отзывы и комментарии
Дорогие друзья, мы будем очень вам благодарны за высказанные мнения, за вашу активность. Делитесь прочитанным и увиденным, свои отзывы и комментарии, оставляйте ниже.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Научное знание: основы
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Чему научат общество эксперименты Аша?
- Метод изучения психологии Вундта
- Криминальная психология
- Эффект Лачинса, или Барьер прошлого опыта
- С чего начать изучение психологии
- Психология: псевдонаука или нет?
- Теории мышления
Ключевые слова:1Психорегуляция
Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 – 23 февраля 1940) также внёс значительный вклад в направление гештальтпсихологии. Родился в немецком городке Лейпциг. Получил образование в Берлинском университете Кларка, в 1930 устроился ассистентом в Психологическом институте в Берлине. Через пять лет уехал Кембридж, потом в США.
В первую очередь его имя известно благодаря исследованиям о продуктивном мышлении и решении задач. По сравнению с Вертгеймером и Кёлером, Дункер описал именно эксперимент, раскрывающий мышление гештальтпсихологии, а не критиковал противоположное восприятие мышления другими учёными. Наиболее популярной является его книга: «К психологии продуктивного мышления». В ней он отобразил исследования, в которых экспериментально изучался факт способности отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, то есть механизм инсайта.
Понять что-либо, по Дункеру, означает приобрести гештальт или увидеть функциональное место его в гештальте [8]. Вот несколько примеров из области восприятия:
- В случае, когда играет мелодия короткими отрывками с длительными перерывами, то в итоге сложно, практически невозможно её понимание в целом. Такая же ситуация и с элементами определённой фигуры.
- Во время чтения книги в момент, когда появляется утомление, но ещё есть силы напрягать внимание, начинает теряться смысл, как бы из-за потери некоторых слов из контекста. Так выходит не из-за того, что отдельный элемент становится незаметным, а из-за того, что не увидеть сходства двух мыслей.
В этих случаях рассматриваются так называемые «суммы элементов», а не гештальты.
При решении задач Дункера интересовал, в первую очередь, не конечный результат, а процесс мышления – рассуждение вслух [9]. При чём направление процесса решения задачи зависит от того, как был подан материал изначально: с изображением или без; какая форма постановки вопроса. Он выделил следующие стадии мыслительного процесса:
- Появление проблемы, видение и понимание конфликта.
- Образование функционального значения элементов ситуации.
- Появление инсайта.
- Образование функционального решения.
- Детализирование решения, применение его в этой ситуации.
- Проверка.
В его задачах важно функциональное значение решения – некое определённое преобразование изначальной проблемы. При чём стоит заметить, что оно не является абстрактным, общим для разных определённых задач, так как решение одной не поможет в решении другой.
На примере эксперимента Дункера рассмотрим описание этапов решения как «дерево-решения». Задача об Х-лучах:
— «Каким способом следует применить определённый вид Х-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)».
Ход процесса решения данной задачи можно проследить в следующей таблице, составленной Матюшкиным [10]:
Эксперименты и интерпретации
Вертгеймер в своих исследованиях постоянно искал примеры из области восприятия. Так, наблюдая, как вспыхивающие огни на вокзале создавали иллюзию движения или Рождественские гирлянды огней, которые, кажутся, «бегущими» вокруг деревьев, он подумал об оптическом явлении, которое оказалось подходящим в его работе. Для этого он купил игрушечный стробоскоп — вращающийся барабан с прорезями для просмотра и картинками внутри, и провел эксперимент, заменяя полоски бумаги, на которых он нарисовал ряд линий для картин в игрушке.
Результаты были такими, как ожидалось: изменяя временной интервал между экспозицией линий, он обнаружил, что он мог видеть одну линию за другой, две линии, стоящие рядом друг с другом, или линию, движущуюся из одной позиции в другую. Это «движение» стало известно как явление феномен phi и явилось основой гештальтпсихологии. Это явление — феномен phi, используется в кинематографии при создании кинофильмов. На экране зритель видит то, что не является на самом деле тем, что он видит. Это можно назвать иллюзией. Вертгеймер объяснил, что зритель видит эффект «целого события», но не сумму составных частей. Аналогично и с бегущей гирляндой огней. Наблюдатель видит движение, притом, что только одна лампочка светится в ряду таких же лампочек.
Гештальтпсихология сегодня и её последователи
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики [11].
Идеи гештальтпсихологии сегодня нашли своё продолжение не только во многих направлениях психологии, но и в современном направлении оказания психологической (психотерапевтической) помощи – гештальт-терапии Перлза, которая помогает исцелить себя с помощью осознания того, что укрылось внутри.
Гештальт терапия
Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).
Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.
Круг правильного гештальта имеет такой вид:
- Появляется необходимость.
- Ищутся способы ее удовлетворения.
- Происходит удовлетворение.
- Контакт с окружающим миром завершается.
Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.
Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.
Плюсы и минусы этого направления психологии
Как любая другая гуманитарная дисциплина, гештальтпсихология плюсы и минусы имеет достаточно условные. То есть недостаток с точки зрения одних людей становится достоинством для других.
По этой причине, задаваясь вопросом о недостатках, следует постараться избегать субъективности в оценке. Хотя это качество является чертой человеческой природы, но при анализе чего-либо оно не совсем уместно.
Объективным недостатком этого направления психологии можно считать только одно – незавершенность. Развитие науки прекратилось со смертью одного из ее основоположников — Вольфганга Келера. Это случилось в конце прошлого столетия в США, куда ученые бежали от фашистского режима еще в начале ХХ века.
Теоретические тезисы, лежащие в основе гештальтпсихологии, на первый взгляд кажутся очевидными и бесспорными. Однако возможность их практического применения существенно ограничена.
Допустим, человек страдает от невроза. Как ему помочь при помощи методик гештальтпсихологии? Ответа на этот вопрос нет. Именно в ограниченности практического использования и заключен единственный объективный недостаток этого направления психологии.
Преимущества данного направления науки — это очевидная правота ее тезисов, выведенных на основе экспериментов и наблюдений. Говоря иными словами, гештальтпсихология — это не тупиковая ветвь в гуманитарных науках, а перспективное направление для исследований. Особенно часто о ней стали вспоминать в связи с развитием нейрохимии, во многом перекликающейся с гештальтпсихологией и подтверждающей ряд ее принципов.
На практике принципы данного направления используются в создании иллюзий, графических тестов и интерьеров.
Основные концепции гештальтпсихологии.
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
М. Вертгеймер | Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется | Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления |
К. Коффка | Изучение свойств, законов и развития восприятия | Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов |
В. Келер | Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей | Инсайт, законы образно-схематического мышления |
К.Левин | Исследование психологического поля личности и социального поля группы | Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства |
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.
Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.
Данные, полученные в экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили фундамент нового подхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймер обосновывал совместно с В.Келером, К. Коффкой, К.Левиным. Новая психологическая школа, которая была основана этими учеными, получила название гештальтпсихология(от немецкого Gestalt — структура, форма), так как в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостностив противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».
Исследования восприятия, а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальтпсихологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и позволяет соотнести между собой и структурировать отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.
В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено множество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальтпсихологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависят совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения, — ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером законом прегнантности (или законом хорошей формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов в коре мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
В середине 20-х годов Вертгеймер перешел от исследования восприятия к изучению мышления.
В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:
1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения — инсайт.
5. Исполнительская стадия.
Изучением его развития занимался главным образом К. Коффка(1886-1941), который стремился соединить генетическую психологию с гештальтпсихологией.
Сам процесс психического развития, с точки зрения Коффки. делится на два параллельных процесса — созревание и обучение. В своих работах он подчеркивал их независимость, доказывал, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как и процесс созревания не ускоряет обучение.
Изучая процесс восприятия, гештальтпсихологи утверждали, что его основные свойства рождаются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.
Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон: неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное – окрашенное холодное. Они воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон) — окрашенное холодное (фигура). Таким образом, единый прежде гештальт превращается в четыре, уже более точно отражающие цвет. Со временем и эти образы дробятся, например, в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном — зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока наконец ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. На основании этих экспериментальных данных Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.
Он доказывал, что развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже данный закон, получивший название закона транспозиции,
был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышками, как они привыкли, а между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.
Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал В. Келер(1887-1967).
Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию — открытию инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.
Эксперимент должен был помочь понять, каким способом решается задача — происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. Именно это переструктурирование и происходит в момент инсайта.
Понятие об инсайте — ключевое для гештальтпсихологии — стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.
Теория К. Левина (1890-1947), так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля.
Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии.
Он описал теорию конфликтов.Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии — против себя, других, ситуации.
Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязанийи аффекта неадекватности,который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.
X. Фрейдизм.
Глубинная психология (психоанализ) – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).
Ученый | Движущие силы развития личности | Структура и/или типология личности | Основные механизмы развития и защиты |
З. Фрейд | Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду | Ид, Эго, Супер-Эго | Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация |
К. Г. Юнг | Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы | Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертивности и одной из психических функций | |
А. Адлер | Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству | Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности | компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая |
К. Хорни | Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) | «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе | Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия) |
Г. Салливан | Чувство беспокойства, тревоги | «Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я», и «не-Я» | Избирательное внимание |
Э. Фромм | Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации | Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей – быть или иметь | Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм |
Э. Эриксон | Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.) | Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности | Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т.д.) |
Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.
Глубинная психология – психоанализ. Предмет – бессознательное. Источником многих заболеваний являются неосознанные больными комплексы, которые, будучи вытесненными, из сознания, вызывают патологические симптомы. На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальными (либидо). З. Фрейд (1856 г. – 1939 г.) выдвинул основные положения психоанализа или концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда переживших в детстве травм путем их осознания, дает положительный врачебный эффект.
В психической жизни З. Фрейд выделял три уровня:
1. Бессознательное (источник инстинктивного заряда мотивационной энергии) – психический процесс, существование которого мы должны предполагать, выводить по каким-либо причинам из его следствия, но о котором мы ничего не знаем.
2. Предсознательное (содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом) – часть бессознательного, но такая его часть, которая легко может стать сознательной.
3. Сознательное (не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения) – включает то, что мы сознаем в данный момент.
Либидо прорывается сквозь «цензуру» сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома.
Основные инстинкты:
1. Сексуальный (эротический, дающий физическое удовлетворение — эрос) – сила поддерживающая жизнь (инстинкт жизни).
2. Агрессивный или деструктивный (танатос) — сила зовущая к смерти (инстинкт смерти).
Либидо (желание) – энергия, доступная инстинктам жизни.
Структура личности:
1. «Оно» (Ид) – это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. В «Оно» располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Два основных бессознательных влечения: инстинкт жизни и инстинкт смерти.
2. «Я» (Эго) – это сознание, ориентируется на принцип реальности «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.
3. «Сверх-Я» (Супер-Эго) – представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами и ценностями. Это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.
Психосексуальные стадии развития:
1. Оральная стадия длится до 1 года. Стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность. Оральный характер (фиксация на оральной стадии развития) – пассивность, зависимость и доверчивость (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).
2. Анальная стадия длится с 1 года до 3 лет. Стадия психосексуального развития, в ходе которой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании фекалий. Формируются черты личности: аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство. Анальный характер (фиксация на анальной стадии развития) – скупость, упрямство, запасливость (анально-удерживающий тип) или враждебность, беспорядочность и жестокость (анально-агрессивный тип).
3. Фаллическая стадия длится с 3 лет до 5 лет. Стадия психосексуального развития, во время которой сексуальные органы (органы гениталий) становятся основным источником удовольствия и наслаждения, происходит познание сексуальных различий. Формируются черты личности: самонаблюдение, благоразумие. В этот период формируются комплексы: у девочек – «Комплекс Электры», у мальчиков – «Эдипов Комплекс». Фаллический характер (фиксация на фаллической стадии развития) — дерзость, эксгибиционизм, чрезмерная гордость, соперничество с другими.
4. Латентная стадия (латентный период) длится с 6 лет до 11 лет. Период, на протяжении которого энергия либидо дремлет, и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Главный интерес: общение.
5. Генитальная стадия длится с 12 лет до 18 лет. Стадия психосексуального развития, в ходе которого формируется зрелые гетеросексуальные отношения, (стадия длится от подросткового возраста до смерти). Формируются черты личности: объединение всех эрогенных зон, стремление к нормальным сексуальным отношениям. Генитальный характер (идеальное психическое здоровье) – встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной работе.
Психологические защиты личности:
Психологические защиты личности — это сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.
1. Сублимация – это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным. Сублимацию называют «успешной защитой». Преобразование реальности.
2. Репрессия (подавление) — сущность подавления состоит просто в удалении чего-то из сознания и удержания на расстоянии от сознания. Репрессия «удаляет» потенциально вызывающие тревожность события, идею или восприятие из сознания, препятствуя, таким образом, возможному разрешению конфликта. Избегание реальности.
3. Отрицание – это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго. Исключение реальности.
4. Рационализация – это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Переопределение реальности.
5. Реактивное образование — этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная и обычно бессознательная инверсия желания. Обращение реальности.
6. Проекция — приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего, называется проекцией. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение. Помещение внутренних чувств во внешний мир.
7. Изоляция — это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Разделение реальности.
8. Регрессия — это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Уход от реальности.
Яркие представители психоанализа:
Эрик Берн (1902 г. – 1970 г.).
Основные понятия:
Трансактный анализ – это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.
Структура личности. Три состояния Эго:
1. Родительское (Родитель — Р), которое подразделяется на:
— заботливое родительское состояние Я;
— критическое родительское состояние Я.
Родитель — это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они «внесены» извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель — наш внутренний комментатор, редактор и оценщик
2. Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.
Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе сэтим, необходимость осознания последствий и ответственной принятия решений.
Функция Эго-состояния Взрослый заключается в проверке того, что заложено в нашем Родительском и Детском Я, и сопоставлении этого с фактами, т.е. в проверке реальностью;
3. Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.
Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.
Это состояние Я подразделяется на:
— естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.);
— приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.);
— возражающее детское Я.
Карл Густав Юнг (1875 г. – 1916 г.).
Основные понятия:
Аналитическая психология – противоборство сил внутри личности и стремление к обретению самости (индивидуальности) посредствам процесса индивидуализации.
Практика:
Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.
Вклад:
Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.
Предмет изучения:
Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).
Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.
Основные теоретические положения:
Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.
Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.
Структура личности:
Юнг считал, что личность состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания.
1. Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих предков.
2. Архетип – универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном (первичные образы).
3. Эго – является центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
4. Персона – архетип, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих, «публичное лицо» человека, которое видят окружающие.
5. Тень – представляет собой подавленную темную, животную сторону личности человека, это центр личного бессознательного.
6. Анима и Анимус – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле
Анима – феминные (женские) качества мужчины.
Анимус – мускулинные (мужские) качества женщины.
7. Самость – центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуализации, архетип порядка и целостности личности. Проявление самости – это мандала (символическое выражение целостности «Я», самости, также имеет название «магические круги»).
8. Символы – это слово, имя или даже картина, которые могут быть известны в повседневной жизни, однако содержат нечто специфическое, дополнительное сверх условного обычного значения.
К.-Г. Юнг выделил два понятия стиля связи человека с миром:
Интраверсия – характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.
Экстраверсия – характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей – внешнему, по отношению к «Я».
Исходя, из данной структуры Юнг выделил типы личности:
Интраверты – в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений. Характеризуются созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.
Экстраверты – ориентация на внешнюю часть своей души, они хорошо ориентируются во внешнем мире, и в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Характеризуются вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей – внешнему, по отношению к «Я».
Мыслительный – ориентир на рациональные знания, логику.
Интуитивный – ориентир на постижение сути, путем озарения.
Сенсорный – ориентир на информацию, поступающую от органов чувств.
Эмоциональный – ориентир на чувства, эмоции, переживания.
Суть аналитической психологии — символы и самость.
Альфред Адлер (1870 г. – 1937 г.).
Основные понятия:
Индивидуальная психология – направленная на человека (человек – единый самосогласующийся целостный организм).
1. Индивидуум – как самосогласующаяся целостность.
2. Человеческая жизнь – как динамическое стремление к превосходству (из-за комплекса неполноценности).
3. Индивидуум – как творческая и самоопределяющаяся сущность.
4. Социальная принадлежность индивидуума.
Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленных на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба, любовь.
Установки стиля жизни:
1. управляющий тип;
2. получающий тип;
3. избегающий тип;
4. социально-полезный тип.
Карен Хорни (1885 г. – 1952 г.).
Потребности в детстве в удовлетворении и безопасности. Если потребности в безопасности не удовлетворяются, то приводит к:
1. базальной враждебности
2. базальной тревоги (ощущение беспомощности во враждебном мире).
Она выделила 10 невротических потребностей.
3 основные стратегии поведения:
1. Ориентация к людям – стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей – уступчивый тип.
2. Ориентация от людей — стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей – обособленный тип.
3. Ориентация против людей — стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей – враждебный тип.
Эрих Фромм (1900 г. – 1980 г.).
Выделил 5 экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Конфликт между стремлениями к свободе и безопасности:
1. потребность в установлении связей (заботиться о других и принимать в них участие)
2. потребность в преодолении (преодоление в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни)
3. потребность в корнях (быть неотъемлемой частью социального мира)
4. потребность в идентичности (восприятие себя отличным от других)
5. потребность в системе взглядов и преданности (в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснить сложность социального и физического мира).
Основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.
Непродуктивные типы характера:
1. Рецептивный – открыто, зависимы и пассивны, не способны делать чего-либо без посторонней помощи, и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.
2. Эксплуатирующий – человек, который добивается от других желаемого силой и обманом.
3. Накапливающий – скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.
4. Рыночный – человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять, предельно отчужденный от других.
Продуктивный тип характера:
Целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
Эрик Эриксон (1902 г. – 1994 г.).
Основное содержание социогенетического подходанаиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
1. Младенчество, или орально-сенсорная стадия(от рождения – 1 год), доверие – недоверие к окружающему миру;
2. Раннее детство, или мышечно-анальная стадия
(от 1 – 3 года) чувство независимости – ощущение стыда и сомнения;
3. Возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия
(от 3 — 6лет) инициативность – чувство вины;
4. Школьный возраст, или латентная стадия
(от 6 — 12лет) трудолюбие – чувство неполноценности;
5. Подростковый и юношеский возраст
(от 12 — 19лет) понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу;
6. Ранняя зрелость
(от 20 — 25лет) стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
7. Средняя зрелость
(от 26 — 64лет) жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
8. Поздняя зрелость
(от 65лет) ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
Основной задачей первой стадииявляется установление доверияребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым.
Задача второй стадии— дать ребенку почувствовать себя самостоятельным.Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самосто