Что нужно знать и помнить о запоминании информации?


Наш мозг – сложный механизм, который отвечает за выполнение различных задач. По сути, это биологический компьютер, в котором происходят физиологические и психологические процессы, например, память. Большинство людей путают или взаимозаменяют понятия «память» и «запоминание». Тем не менее это ошибочное мнение. Запоминание информации – это запечатление конкретного материала, если продолжать параллель с компьютером, то это записывание данных на жесткий диск. Этому свойству памяти и посвящена статья.

  • Виды запоминания
  • Главные условия для успешного запоминания
  • Некоторые факты о запоминании

Содержание

  1. Способы запоминания информации
  2. Виды памяти по сенсорной модальности
  3. Условия эффективного запоминания
  4. В чём суть нашего подхода

Память — основа интеллекта, залог успешного обучения и карьерного роста. Крупные руководители, успешные предприниматели, известные учёные, художники, полководцы в большинстве имеют блестящую память и, как следствие, развитый интеллект.
Как и любые способности, хорошая память может быть дана человеку от природы. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, — обладатели именно таких природных данных.

Но неверно думать, что если вам не посчастливилось иметь цепкую память, то с этим уже ничего не поделать. Навык быстро и прочно запоминать любую информацию можно сформировать в любом возрасте специальными техниками и регулярными активными тренировками. И наоборот, если не развивать природную память — как и любые другие способности — она теряет свой потенциал и в конечном счёте угасает.

Какие существуют методы тренировки памяти, читайте в нашей статье.

Метод ОВОД

Указанная аббревиатура расшифровывается так: основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка. Используется для текстового запоминания и позволяет запечатлевать у себя в мозгу довольно большой объем информации в четыре шага. Пожалуй, это один из самых интересных приёмов запоминания.

Для начала необходимо прочесть текст и попытаться понять основные мысли прочитанного, их связь.

Далее, не торопясь, вдумчиво ознакомиться с ним ещё раз, только более внимательно, обращая внимание даже на самые мельчайшие подробности. Основная цель данного пункта — связать подробности с основными мыслями.

После этого можно приступить к третьему пункту. Обзор подразумевает беглое прочтение текста (желательно с конца) и дальнейший анализ прочитанного.

Последний приём — доводка. Нужно воссоздать прочитанный ранее текст по памяти, стараясь припомнить все подробности, опираясь на основные мысли. Для более эффективного запоминания материал необходимо повторить через некоторое время.

Способы запоминания информации

Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание

Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.

Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.

Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.

Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание

Давайте разберём три основных способа запоминания информации.

Механическое

Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.

Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.

Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.

Мнемоническое

Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.

Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.

Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИ

нонимы — это подружки, которые
СИ
дят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.

АНТОнимы

соедините с образом
АНТО
шки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.

А ОМОНимы

— это парни из
ОМОНА
, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.

Аналитическое

Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.

Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.

Виды запоминания

В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.

Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.

В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:

  • механическое – зазубривание без осмысления;
  • ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
  • аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.

Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:

  • логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
  • в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
  • непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.

Виды памяти по сенсорной модальности

В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную

(память в ощущениях).

Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.

За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.

Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.

Условия эффективного запоминания

Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:

  • не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
  • укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
  • откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
  • помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.

Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забыван


Самую важную информацию благодаря ощущению и восприятию человек может сохранить, чтобы за тем её использовать в своей жизни. Для этого у человека есть способность запоминать и воспроизводить все то, что он узнает об окружающем мире. Это возможно потому, что у нас есть память. Память — это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни. Конечно, не всё, что с нами пр жно для обеспечения нормальной жизни человека. Память очень важная способность. Без неё невозможно чему-то научиться. Ведь научиться — это значит не только узнать что-то новое, но и уметь это повторить. А для этого необходимо запомнить, сохранить то, что узнал. В Древней Греции существовала даже богиня памяти Мнемозина. Мнемозина по-гречески значит «воспоминание». Поэтому процессы памяти называют также мнемоническими процессами. Запоминание, происходящее без всяких усилий, само собой, называется непроизвольным запоминанием. Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное, не интересное в памяти обычно не сохраняется. важным и интересным для каждого человека может быть что-то своё. Поэтому различные люди, наблюдая одно и то же событие, могут запоминать его по-разному. Но человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление. Человек может управлять своей памятью,прилагать специальные усилия для запоминания. При этом он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной. Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется запоминанием. Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание. Если ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что нам необходимо запомнить, то мы превращаем запоминание в заучивание. А значит, память становится всё более произвольной. При этом можно использовать специальные средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее. Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Поэтому при заучивании любого материала каждому человеку необходимо в первую очередь понять смысл того, что он хочет запомнить. Запоминание,которое основано на понимании материала, называется осмысленным запоминанием. Осмысленное запоминание позволяет нам передать суть того, что мы узнали («своими словами», с пониманием того,о чём говорим). Однако человек может запоминать что-то и без понимания. В этом случае он действует как машина и просто бездумно повторять заученный материал. В результате материал «впечатывается» в память. Такое запоминание называется механическим запоминанием, или зубрёжкой. В школе на уроках, в институте, университете, академии на лекциях нам многое приходится запоминать специально и даже заучивать наизусть. Самый распространенный способ заучивания — это многократное повторение материала. Нам часто приходится слышать поговорку: «Повторение — мать учения» — она как раз об этом способе запоминания. Но в учении очень важно именно осмысленное запоминание. Чтобы запоминание стало осмысленным, необходимо подумать над тем, что нужно запомнить. Для этого можно мысленно представить себе то, о чём идёт речь, проанализировать это. Если нужно запомнить большой текст, следует разбить его на части, выделить главную мысль в каждой части, составить и записать план текста. План будет служить основой для запоминания материала и последующего изложения. Ведь мы запоминаем не просто для того, чтобы сохранить что-то в памяти, а чтобы вспомнить в нужный момент. Часто человеку бывает сложно запомнить что-то специально, и нет возможности воспользоваться записями. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы. Они называются приемами запоминания. или способами запоминания. Удобные способы запоминания. * 1. Приём рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. * 2. Составление фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в одну общую фразу. * 3. Приём «мест». Этот прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на своё место. Дни недели удобно записывать в виде странички дневника. Тогда какое-нибудь важное дело можно мысленно записать в этот «дневник» в нужное место. * 4. Прием «группировки». Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в портфель или сумку. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп. Использование этих и других приемов помогает запоминать важную информацию легко и прочно. Всё то, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Но сохранение выделяют кратковременную память и долговременную память. Отличаются они друг от друга двумя основными свойствами. Первое это время хранения информации (как долго не забывается то, что мы запомнили). Второе — это объем памяти (сколько, как много информации может сохраниться). Кратковременная память. Уже само её название говорит о том, что информация храниться недолго, а затем бесследно забывается. В кратковременной памяти сохраняется информация, которая необходима человеку на то время, пока он с ней работает. Поэтому кратковременную память называют также рабочей памятью. Объем кратковременной памяти ограничен. В ней сохраняется очень немного материала. Специальные опыты памяти показали, что объем кратковременной памяти примерно 7+ — 3 элементам. Долговременная память начинает работать тогда, когда человек ставит перед собой цель запомнить что-то на долгий срок. Это особенно необходимо для сохранение таких знаний, которые могут пригодиться в будущем. Человек надолго запоминает то, что для него очень важно и интересною Мы так много помним потому, что объем долговременной памяти не ограничен. Чем больше мы повторяем тот материал, который запоминаем, тем дольше он храниться в нашей памяти. Как мы вспоминаем, что забываем Те предметы и явления, которые человек воспринимает, сохраняются в его памяти. А потом воспроизводятся в виде представлений. Представление — это мысленный образ предмета. Он возникает у нас тогда,когда мы не воспринимаем самого предмета. На основе представлений воспроизводится, вспоминается то, что сохранилось в памяти. Представления помогают узнавать то, с чем ты уже встречался раньше. У каждого человека представления возникают с различной точностью и яркостью. У разных людей могут возникать разные образы. У каждого человека эти образы свои, особенные, неповторимые. Образы, которые возникают у одного человека, могут отличаться от тех образов, которые возникают у других ребят. Они зависят только от личного опыта человека. От того, что он сам видел, слышал, чувствовал, трогал, пробовал. Весь предшествующий опыт человека складывается, обобщается в представлении. Именно представления помогают нам сохранить знание о предмете на всю жизнь. Память — это не только процессы запоминания и сохранения информации. это так же и процесс забывания. При забывании мы избавляемся от множества бесполезной информации и оставляется лишь важная, существенная информация. Однако незаконченные действия забываются медленнее и помнятся дольше, чем выполненные действия или любые дела. Виды памяти Память человека может быть очень разной. Она связана с различными сферами жизни человека,с его особенностями и способностями. Все мы умеем воспринимать, двигаться, думать, чувствовать. И во всех действиях в поступках память помогает нам сохранять умения, навыки, чувства, а не учиться каждый раз заново. Различают два вида памяти: генетическую ( наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация, хранящаяся в закодированном виде в молекулах ДНК, защищена достаточно надёжно от повреждения. Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют её следующие виды: инбридинг (запечатление), а так же двигательную, эмоциональную, образную и символическую память. * Импринтинг — вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного предъявления. Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста (Понугаева А.Г.,1973), однако есть основания полагать, что этот период у ребенка намного продолжительнее. Джон Боулби полагает, что искусственное отчуждение детей от матери как от человека теплого, ласкового и внимательного опасно, по крайней мере, до трех лет. Трех месяцев «лишения любви» (эмоциональная депривация) в этом временном интервале достаточно, чтобы в психике человека произошли изменения, которые в будущем уже нельзя полностью устранить (усиление агрессивности, аномалиям социального поведения). Взаимоотношения матери и младенца с биологической точки зрения следует рассматривать как систему привязанностей, включающую как эмоциональные, так и поведенческие реакции. Система привязанностей явно повышает шансы младенца на выживание, позволяя незрелому мозгу использовать зрелые функции родителей с целью организации собственных жизненных процессов. В первые 2-3 года жизни,когда так важны взаимоотношения с матерью,ребенок оперирует в основном процедурной памятью. Декларативная память появляется гораздо позже. Так, младенческая амнезия, приводящая к тому, что мы сохраняем лишь немногие детские воспоминания. * Память и наши органы чувств Мы можем вспомнить как выглядят весенние цветы,шумит пролетающий в небе самолёт, какая на ощупь шерсть у кошки,как пахнут ниши любимые конфеты и какие они на вкус. В этом нам помогает образная память. Образная память — это память на образы, которые возникают у человека при принятии окружающего мира. Образная память связана с нашими органами чувств. в теми органами, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Пять органов чувств есть у человека. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную. Различные виды образной памяти развиты у каждого из нас неодинаково. У кого-то преобладает зрительная память, у другого слуховая, обонятельная, осязательная и др. Помимо образной памяти, сохраняющей образы восприятия, есть и другие виды памяти. Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать различные движения. Она помогает вырабатывать навыки и привычки. Если бы не было этого вида памяти, то нам всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, держать ложку, писать рукой. Именно двигательная память позволяет нам делать многие движения, не задумываясь о них. Существует эмоциональная память. Мы помним наши чувства, эмоции, переживания. У каждого человека есть ещё логическая, или смысловая память. Логическая память позволяет нам запоминать наши мысли, размышления. Символическая память — это память на абстрактный, отвлечённо-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую. Словесная память может способствовать трансформации зрительного образа. Правильный выбор слов при формулировании вопросов важен для точности ответа. Словесная память формируется в онтогенезе вслед за образной памятью и достигает своего полного развития к 10-13 годам. В отличие от образной памяти,она характеризуется большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста,т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека. Дэвид Шэффер в своей книге «Дети и подростки: психология развития» отмечает, что с увеличением базы знаний детей расширяется объем памяти. Знание -сила, и чем больше ребенок знает по определенной теме, тем больше лн сможет усвоить и запомнить. Обстоятельные общие знания могут привести к повышению эффективности памяти, так как чем лучше информация закрепляется у ребенка в голове, тем легче её активизировать и осознать. (Bjorklund,1987; Kee,1994). Обычно старшие дети знают о многих темах больше, чем младшие, и поэтому затрачивают меньше умственных усилий на активизацию своих знаний, что оставляет им больше умственного пространства для выполнения кодирования, классификации и других когнитивных операций с новым материалом[3,c.416-417]. Четыре главных фактора, способствующих развитию научения и памяти. 1. Ёмкость рабочей памяти — у старших детей способность обработки информации выше, чем у младших, особенно в том, что они обрабатывают данные быстрее (и более эффективно) оставляя больше пространства своей ограниченной рабочей памяти для хранения информации и для других когнитивных процессов. 2. Стратегии памяти — старшие дети применяют более эффективные стратегии памяти для кодирования, хранения и извлечения информации. 3. Метапамять — старшие дети больше знают о процессах памяти, и более развитая метапамять позволяет им выбирать наиболее подходящие стратегии для стоящей перед ними задачи, а затем внимательно контролировать её выполнение. 4. База знаний — старшие дети вообще знают больше, и расширенная база знаний повышает их способность усваивать и запоминать информацию. Следует отметить, что эти четыре аспекта взаимодействуют между собой, а не развиваются независимо. Например, автоматизация определённых процессов может предоставить ребёнку достаточную ёмкость рабочей памяти, чтобы он мог применять эффективные стратегии, на выполнение которых требовалось слишком много умственных усилий в раннем детстве[3,c.418-419]. Литература: 1. Психология. /А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина и др. М.: МОДЭК, 2004. 2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология.М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002. 3. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб, Питер, 2003.
Запоминание

Материал https://www.psychologos.ru/articles/view/zapominanie Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения. Виды запоминания Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинги непроизвольное запоминание). Смотри Виды запоминания Задачи запоминания Запоминание большого объема информации (смотри Мнемоническое приемы) Запоминание нужного факта или события (не забыть…) Смотри Как помнить нужное — и только нужное Общие условия быстрого и прочного запоминания Запоминанию помогают: • свежая голова (а для этого важно высыпаться), • эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), • позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), • стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения. Эффект Зейгарник В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

Произвольное запоминание

Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути). Заучивание — это целенаправленное повторение одного и того же материала, механическое запоминание. Если материал в результате заучивания воспроизводится дословно — значит и заучивание было дословным. Так учат слова и тексты, когда изучают новый язык. Так музыканты учат ноты и гаммы, прежде чем научиться играть. Если в результате заучивания запоминаются основная логика текста, основные термины, аргументация — такое заучивание называется близким к тексту. В школе такое заучивание называется пересказ. Смысловое запоминание- это сохранение в памяти не самого материала — а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки. Какое запоминание самое лучшее Произвольное запоминание, как правило, эффективнее естественного (непроизвольного). В произвольном запоминании самое тупое — механическое заучивание, перспективнее всего — запоминание через понимание.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинги непроизвольное запоминание). Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе — учит предмет осознано и целенаправлено — чтобы ответить на уроке. Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание. Запечатление (импринтинг) — это сохранение в памяти события, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление — это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечетлевает образ матери, мама — своего ребенка. В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать — ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось — зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает. Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения, соответственно различают запечатление звуковое, визуальное и кинестетическое. Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку — после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются. Запечатление проиходит и в более позднем возрасте — но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление. Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти событий в результате случайного повторения. Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе. Осознанное запоминание — это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала. Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека — это основной вид запоминания. Осознанное запоминание — основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание). Произвольное запоминание Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути). Заучивание Заучивание — один из способов учебы, освоение новых знаний, умений и навыков. Заучивание — механическое повторение формулировок или действия для бездумногозапоминания. Способ учебы достаточно простой, но не самый эффективный. Сводится к многократному повторению одинаковых действий. Иногда это метод нужен. Механический навык, например, практически невозможно выработать не заучивая отдельные его составляющие. • И начинающий пианист — хочет он того или нет — до бесконечности долбит гаммы. Так как способ это достаточно скучен — его лучше чередовать с чем-то интересным (игра, объяснение, метод проб и ошибок) — иначе процесс учебы очень быстро наскучит и станет чем-то противным и нудным. А учеба — должна быть в радость!

Забывание

Материал https://www.psychologos.ru/articles/view/zabyvanie Забывание — исчезновение из сознания части содержания (части информации). Иногда это горе, иногда это необходимость. Забывание может быть естественным процессом, может быть следствием психологических проблем. Забывание как естественный процесс Забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее». Забывание неприятного как следствие вытеснения У многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно. Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». Приемы забывания ненужной информации Забывание ненужной информации входит обязательной составной частью во всю культуру запоминания. Например, один из приемов забывания выглядит так: надо встать прямо, голову держать чуть откинутой назад и сосредоточиться на том, что эта информация находится у вас в руках, ногах, позвоночнике, легких. И через минуту этого сосредоточения вы выбросите ее из себя, испытав при этом чувство облегчения. Сделайте глубокий вдох, напрягите все мышцы, поднимите сильно сжатые в кулаки руки кверху и встряхните всеми частями тела. Если вы вошли в состояние близкое к трансу, то после такой встряски действительно забудете эту информацию.
Забывание неприятного
Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно. Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся».
Память
Материал https://www.psychologos.ru/articles/view/pamyat Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми — и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается. У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям)формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что «нельзя». При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет — обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления. Прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое про¬шлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем — что выбрали забыть. О своей памяти люди говорят чаще, чем о своем уме, и жалобы на плохую память более распространены, чем жалобы на плохую сообразительность или нехватку разума. Один из самых популярных запросов к психологам – хочу улучшить свою память. Это возможно, но вначале нужно разобраться: для чего и какая память вам нужна. Соломон Шерешевский, герой книги А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», обладал феноменальной, поистине безграничной памятью. Он был способен запоминать любое количество хоть осмысленной, хоть бессмысленной информации, его было несложно без труда в любых подробностях описать события двадцатилетней давности – так вот, такая память ему скорее мешала. Успешным и счастливым человеком было назвать его трудно: он был средней руки журналистом, потом известнейшим мнемонистом, но ушел работать в таксисты и многие годы искал способы, как что-то – забывать… Действительно, память бывает разной, и полезна память не всякая и не всегда. Для многих людей актуальный запрос — как избавиться от тяжелых и ненужныхвоспоминаний. Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других — лица людей. Некоторые борются с рассеянностью — постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память — это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени. Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего… Интересно, что один из самых важных видов памяти, который называется «собственный личный опыт» — регулярно забывают… Память бывает феноменальной. Смотри видео Память и счет И.Шелушкова Как управлять своей памятью? Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое — как? Можно ли укреплять и развивать свою память, как? Изучение памяти в академической психологии Академическая психология изучает основные процессы памяти, их биологические и культурные основы, а также свойства, закономерности и законы памяти, изменение памяти в процессе человеческой жизни. Автор Н.И. Козлов,

Изменение памяти в процессе человеческой жизни

У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что «нельзя». При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет — обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления. Биологические основы памяти Вспоминает человек, а запоминают — нейроны. Как они работают? Можно ли влиять лекарствами на лучшее запоминание? Можно ли с помощью лекарств забывать ненужное? Биологические основы памяти • Атака на память Память (воспоминания, эмоции и настроения) живых существ работает за счет химических нейротрансмиттеров, обеспечивающих «медленную синаптическую передачу», в отличие от ацетилхолина, обеспечивающего мгновенную передачу импульса и ответственного за движения, мышление и речь. • О чем помнят планарии «После того, как у червей вырабатывался устойчивый навык по избеганию света, планарий убивали, размельчали в порошок и скармливали необученным планариям… Из результатов этих опытов Мак-Коннелл сделал вывод о том, что молекула РНК, являясь носителем информации, способна передавать память на конкретные события». • Пульт управления памятью на генетическом уровне Чтобы сохраниться надолго, события записываются поочередно в разные виды памяти. Если знать, когда происходит очередная перезапись, в этот процесс можно вмешаться… Так вот: первая запись происходит в первые минуты, вторая — через 6-8 часов, третья — через 17-18 часов. Запомните? • Стирание плохих воспоминаний Уже записанные в долговременную память воспоминания можно стирать, если живо вспомнить их заново и в этот момент на них воздействовать — например, лекарствами. Но — не только…

Стирание плохих воспоминаний

Уже записанные в долговременную память воспоминания можно стирать, если живо вспомнить их заново и в этот момент на них воздействовать — например, лекарствами. Но — не только… —- Источник https://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/n-nov-9-2.htm Марк Эйзенберг и его коллеги от Института Вайзманна в Реховоте сообщают в текущем выпуске журнала Science,что они нашли новый метод управления работой мозга и стирания воспоминаний. Они провели исследование на крысах и рыбах, которое может проложить путь к созданию лекарств, которые стирают определенные воспоминания, не затрагивая другие. Каждый участок памяти в мозге подвергается процессу ′созревания ′названному ′отвердеванием′, которое происходит сразу после того, как это формируется. Предварительно считалось, что единственная возможность стереть память –это использование стирающих память препаратов в течение малого промежутка времени — приблизительно в течение часа или двух после того, как была память о каком-то событии была приобретена, и прежде, чем она закладывается окончательно в мозгу. Позже в ходе исследований выяснилось, что стирающее память ′окно′ открывается каждый раз, когда о “стертом” событии человек вдруг вспоминает. Кроме того, некоторые старые воспоминания стираются, а другие нет. Команда ученых под руководством Марка Эйзенберга полагает, что изобрела способ направленного определения свойств блоков памяти об определенных событиях, который позволяет выяснить можно ли ее стереть или нет. Воспоминания входят в пакеты. Например, некоторые пищевые продукты ассоциируются у нас с воспоминаниями вкуса, позитивными или негативными. В общении с людьми также. Встречая человека, наша ′доминирующая′ память решит, как мы на него среагируем – положительно или отрицательно. Группа Эйзенберга нашла,что эти ′доминирующие′ воспоминания могут быть стерты. Они подвергали крыс воздействию запахов, а рыб — вспышкам света, связанных и с хорошими и с плохими воспоминаниями. В обоих случаях с крысами и рыбами, память удавалось стирать применяя на животном соответствующий препарат в течение нескольких минут после события. Данное открытие, вероятно, поможет в будущем развить методы стирания нежелательных для человека воспоминаний, и таким образом решать некоторые виды психических заболеваний и психологических травм, связанных с определенными негативными событиями в жизни. Стирание плохих воспоминаний (статья) Уже записанные в долговременную память воспоминания можно стирать, если живо вспомнить их заново и в этот момент на них воздействовать — например, лекарствами. Но — не только… —- Источник https://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/n-nov-9-2.htm Марк Эйзенберг и его коллеги от Института Вайзманна в Реховоте сообщают в текущем выпуске журнала Science,что они нашли новый метод управления работой мозга и стирания воспоминаний. Они провели исследование на крысах и рыбах, которое может проложить путь к созданию лекарств, которые стирают определенные воспоминания, не затрагивая другие. Каждый участок памяти в мозге подвергается процессу ′созревания′ названному ′отвердеванием′, которое происходит сразу после того, как это формируется. Предварительно считалось, что единственная возможность стереть память –это использование стирающих память препаратов в течение малого промежутка времени — приблизительно в течение часа или двух после того, как была память о каком-то событии была приобретена, и прежде, чем она закладывается окончательно в мозгу. Позже в ходе исследований выяснилось, что стирающее память ′окно′ открывается каждый раз, когда о “стертом” событии человек вдруг вспоминает. Кроме того, некоторые старые воспоминания стираются, а другие нет. Команда ученых под руководством Марка Эйзенберга полагает, что изобрела способ направленного определения свойств блоков памяти об определенных событиях, который позволяет выяснить можно ли ее стереть или нет. Воспоминания входят в пакеты. Например, некоторые пищевые продукты ассоциируются у нас с воспоминаниями вкуса, позитивными или негативными. В общении с людьми также. Встречая человека, наша ′доминирующая′ память решит, как мы на него среагируем –положительно или отрицательно. Группа Эйзенберга нашла, что эти ′доминирующие′ воспоминания могут быть стерты. Они подвергали крыс воздействию запахов, а рыб — вспышкам света, связанных и с хорошими и с плохими воспоминаниями. В обоих случаях с крысами и рыбами, память удавалось стирать применяя на животном соответствующий препарат в течение нескольких минут после события. Данное открытие, вероятно, поможет в будущем развить методы стирания нежелательных для человека воспоминаний, и таким образом решать некоторые виды психических заболеваний и психологических травм, связанных с определенными негативными событиями в жизни.

В чём суть нашего подхода

Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.

Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.

Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!

Главные условия для успешного запоминания

Искусство легко сохранять в памяти любую информацию — не врожденный дар. Внимание, повторение и ассоциация – три фактора, влияющих на эффективность запоминания.

Для формирования памяти изучайте материал с особым вниманием. При освоении какой-либо науки важно соблюдать правило плавного перехода от старого к новому. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию.

Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени.

Секрет безупречной памяти состоит в том, чтобы создавать разнообразные и бесчисленные ассоциации с запоминаемой информацией. Учебный материал, который осваивается постепенно, связанный ассоциациями с другими явлениями и не раз подвергавшийся обсуждению, с легкостью воссоздается и сохраняется на длительное время в памяти.

Еще одно практическое правило: то, что изучается медленно, сохраняется в памяти долго. И, соответственно, то, что штудируется быстро, стремительно удаляется из сознания. Очевидный пример — студенты перед экзаменами заучивают билеты, а после экзамена скоро забывают материал. Время, отведенное для заучивания важно, так как осваиваемые знания успевают вступить в ассоциативные связи, и этим определяется их длительное нахождение в сознании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]