16 самых важных вопросов о насилии над детьми: большой ликбез для родителей

Виды насилия:

  1. Физическое — телесные наказания, причинение боли.
  2. Эмоциональное — от открытой травли и буллинга до родительских манипуляций, которые даже не осознаются как насилие (унижение, сравнение, гиперопека).
  3. Сексуальное.
  4. Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.

Миф:
насилие может существовать лишь в неблагополучной семье, угроза исходит только от асоциальных, маргинальных людей.

Реальность:

насилие в отношении детей существует во многих семьях, в разных странах, и совершенно не зависит от культурного уровня, этнической принадлежности, образования и дохода взрослых.

Миф:
насилие — это что-то страшное, но очень далекое: неблагополучные районы, заброшенные места, городские зоны, где почти не бывает людей.

Реальность:

насилие совершается там, где, наоборот, должна обеспечиваться безопасность: семья, школа, приют или детский дом.

Посттравматическое расстройство


Изображение: Pexels, Pixabay
Исследователи называют посттравматическое расстройство (ПТСР) тяжелейшим шлейфом, который годами тянется за человеком, пережившим насилие.

ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.

Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.

Стихийное бедствие — разовый эпизод. Насилие же осуществляется систематически (травля в школе, жестокость дома) и приводит к формированию «комплекса жертвы». В таких случаях ребенок вынужден постоянно вступать в контакт со своими обидчиками и чувствовать угрозу, поэтому последствия имеют долговременный и отсроченный эффект.

Пострадавший от стихийного бедствия может обратиться за помощью, но у ребенка с комплексом жертвы формируется стойкое ощущение — он виноват сам и не заслуживает поддержки.

Дети убегают, прячутся, хотят спастись, но в этом нет смысла: чаще всего ребенок остается один на один с агрессором. Никто и не догадывается, что соседский мальчуган или девочка из параллельного класса — жертва физического или эмоционального насилия.

Как проявляется ПТСР у детей и подростков?

  1. Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.
  2. Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).
  3. Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).
  4. Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.
  5. Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.
  6. Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).
  7. Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).
  8. Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.
  9. Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).
  10. Агрессия.
  11. Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.
  12. Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.
  13. Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.
  14. Употребление алкоголя, психоактивных веществ.

Возможные последствия

Насилие над ребёнком в семье может закончиться такими печальными последствиями:

  • острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, если ребёнок неполноценно питается или не получается необходимой медицинской помощи;
  • бессонницей и ночными кошмарами;
  • психическими расстройствами: булимией — расстройством приёма пищи, при котором избыточное употребления еды чередуется с длительным голоданием. Следующая стадия такого пищевого расстройства — анорексия;
  • депрессией, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;

    Депрессия у ребёнка — возможное последствие насилия в семье

  • сексуальными расстройствами. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;
  • суицидальными мыслями или самим суицидом;
  • серьёзными физическими травмами;
  • пристрастием к алкоголю и наркотикам.
  • Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

    Колонтай Н. Н., врач-психиатр

    https://ncgb.by/index.php/podrazdeleniya/16-poleznye-stati/631-nasilie-nad-detmi-v-seme-vrach-psikhiatr-detskogo-kabineta-n-n-kolontaj

    Почему дети молчат?


    Изображение: Cottonbro, Pexels

    1. Часто дети воспринимают происходящее с ними как норму — это следствие комплекса жертвы. Ребенок привык к такому обращению: любая оплошность — удар или лишение.
    2. Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.
    3. Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет». Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.
    4. Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.
    5. Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.
    6. Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.
    7. Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.
    8. Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.

    Миф:
    Жертвой агрессии становятся определенные люди, которые ведут себя как-то не так, странно выглядят и обладают какими-то особенностями.
    Реальность:
    Любой человек может стать жертвой насилия.

    Формы психологического насилия

    В этом списке приведены случаи, которые наносят вред ребенку. Если что-то одно из нижеперечисленного повторяется регулярно, это уже психологическое насилие. Поэтому, если в каких-то примерах вы узнали себя, задумайтесь, все ли вы делаете правильно в воспитании вашего ребенка.

    Запугивания, угрозы, шантаж.

    Когда родители грозятся отобрать или выкинуть любимую игрушку, если ребенок не сделает то, что велено родителями, или когда угрожают физической расправой за тот или иной проступок – это все относится сюда. Например, «Еще раз такое выкинешь, на горох поставлю», «Только попробуй, я на тебе живого места не оставлю». Сюда же можно отнести для многих безобидное «Не будешь слушаться, отдам дяденьке полицейскому/чужому дяде/бабайка заберет» и даже «Доешь эту кашу, а то она за тобой бегать будет!». Ребенок чувствует себя в безопасности только в семье, а с такими угрозами он не будет чувствовать себя защищенным вовсе. Нередко родители говорят, что они еще добрые, рассказывая, как их наказывали в свое время, манипулируя ребенком, заставляя чувствовать свою вину еще глубже.

    Холодность, отчужденность, игнорирование.

    Родители отталкивают ребенка, когда он хочет их обнять, поцеловать. В ответ на «Я тебя люблю» молчат или бросают что-то вроде «Да, конечно, тебе от меня что-то надо» или «Любил бы, вел бы себя нормально», «Да, да, я тебя тоже. Что-то нужно? Нет? Тогда не мешай, у меня дела» и все в таком духе. Игнорирование может заключаться еще и в том, что родители не спрашивают, как дела у ребенка, что произошло с ним за день, куда он ходил, о чем он переживает. На просьбы о помощи реагируют отказом, ссылаясь на тот факт, что ребенок «уже большой, надо самостоятельным быть, ничего без взрослых не можешь!», или отговариваются, рассказывая про свою занятость. Здесь же имеет место равнодушное отношение родителей к неправильному поведению ребенка: употребление алкоголя, наркотиков, избиение ровесников, младших, издевательство над животными, аморальное поведение, жестокость. С помощью такого поведения ребенок хочет, чтобы на него хоть какое-то внимание обратили, а в итоге не получается это сделать даже таким способом. Еще сюда относится любимое всеми «Да делай, что хочешь» и уход в режим молчания, пока ребенок в слезах не будет просить прощения и ждать, что родитель заговорит, чтобы получить облегчение.

    Предъявление требований, неадекватных возрасту,
    и сравнение с другими детьми.
    Некоторые взрослые полагают, что раз они нафантазировали себе определенную модель поведения, то дети должны ей соответствовать. Или если у соседей ребенок, по мнению все тех же взрослых, лучше всех, то и их чадо должно соответствовать образцу по соседству. Как правило, в таких ситуациях родители забывают о желаниях ребенка и о том, что все люди разные, со своими особенностями и задатками. Именно поэтому от ребенка-гуманитария родители начинают требовать высоких достижений в естественных науках. Или же требуют от впервые взявшего в руки тряпку идеально чистых полов с блеском в каждом уголке и каждой щели. При каждой неудаче приводят в пример другого ребенка, который в понимании родителя в сто раз лучше и родился уже со всеми своими навыками, никогда не капризничал и не ошибался. И, дабы достичь идеала в полной мере, начинают водить ребенка по разным кружкам и секциям, которых много и сразу, не спрашивая мнения ребенка. Если отпрыск не достиг больших успехов в том, что ему не нравится, его активно начинают засыпать фразами в духе: «А вот Петенька уже олимпиады выигрывает», «А Машенька домой вовремя приходит, и в комнате у нее чисто. И родителям она помогает всегда, не то что ты, лодырь».

    Ложь, двуличность, невыполнение обещаний.

    Родители лгут ребенку, манипулируя его желаниями и мыслями. Например, выдумывают небылицы о том, какими ангелами они были в возрасте ребенка, или что услышали где-то, как его обсуждают соседи, или что про него в новостях вчера сказали, как он плохо поступил. Также сюда относится поведение родителей, которое различается в зависимости от ситуации. Например, дома они тираны, а при людях – самые любящие на свете родители. Или, когда ребенок пляшет под их дудку, они хорошие, а стоит ему попробовать выразить свое мнение или совершить ошибку – срываются в крик и наказания. Еще одна распространенная ситуация – когда ребенку предлагают право выбора, а когда он выбирает не то, что ожидали от него родители, они начинают убеждать ребенка в том, что этот выбор неверен, и что если ребенок сделает его окончательно, его никто не будет любить. Также заботливый взрослый может пообещать ребенку что-то, что он давно хотел, взамен на требуемое поведение или услугу (уборка по дому, например). А потом не делают то, что обещали, в силу разных обстоятельств, откладывают обещания в долгий ящик, кормят ребенка «завтраками», а стоит ему упомянуть невыполненное обещание – срываются в крик или делают вид, что вообще ничего подобного не обещали. Ребенок и сам потом начинает врать, не исполнять договоренности и не доверять родителям.

    Изоляция ребенка.

    Сюда относится запрет выходить дальше дома самостоятельно, ходить гулять, в гости к друзьям, покидать комнату. Или же родители не ограничивают ребенка пространством, однако запрещают общаться с ровесниками или вообще с кем-либо кроме себя. Мотивируются такие меры со стороны взрослых тем, что они хотят защитить ребенка от плохой компании. Вспомним книгу Стивена Кинга «Кэрри», где мать не выпускала свою дочь никуда, кроме школы. У девочки совсем не было друзей, и ей не с кем было поговорить о своих проблемах, ее дразнили в школе, и защитить от этого ее тоже было некому.

    Оскорбления, высмеивание, унижение.

    Это самая распространенная форма психологического насилия. Ребенка обзывают, говорят ему, что он – обуза, проклятье, никому не нужен, кроме родни, да и те терпят его только благодаря своему доброму сердцу. Иногда взрослый неосторожно пошутит, и если чадо не оценило юмористический гений родителя и обиделось, то ответ «Какие мы нежные!» не заставляет себя долго ждать. Возможно, в остальном родитель хорош. Однако этой фразой он дает понять своему чаду, что его чувства неважны и то, что его может обидеть, никому не интересно. Особенно часто (в воспитательных целях, разумеется) родители начинают прилюдно оскорблять своего отпрыска, припоминать ему все его ошибки и огрехи и говорить, какой он плохой и неблагодарный.

    Гиперопека.

    Самый страшный и самый неочевидный вид психологического насилия. Да, ребенка можно перелюбить и испортить ему жизнь. Когда мамочка лучше знает, что хорошо для ребенка, и решает за него; когда не дает волю на действия и на открытия, поскольку мир такой опасный и может навредить; когда сама выбирает круг друзей ребенка, чем ему увлекаться, интересоваться и какую профессию выбрать, – она его чрезмерно опекает, превращая в марионетку для воплощения своих подсознательных желаний, создания лучшей версии себя. Как правило, таким родителям и не объяснишь, что благими намерениями устлана дорога в мрачное будущее ребенка с кучей проблем, комплексов и заболеваний.

    Последствия насилия


    Изображение: Pexels, Pixabay

    Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются? Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»

    Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»

    Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка) Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.

    Признаки физического насилия

    Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.

    Признаки эмоционального насилия

    Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).

    Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.

    Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).

    Почему возникает насилие над детьми в семье

    Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

    Причина 1: у родителей за плечами имеется собственный печальный детский опыт

    В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. Дети — продолжение своих родителей. Значимую часть своих особенностей, поведения, мышления и восприятия дети берут именно у нас. По сути, родители — авторы сценария будущей жизни своего ребёнка.

    Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость порождает жестокость в раскручивающейся спирали всеобщего разрушения….

    Мартин Лютер Кинг, выдающийся американский оратор и проповедник XX века

    https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B3

    Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

    Причина 2: низкая самооценка родителей

    Взрослые с низкой самооценкой находятся всегда в подавленном состоянии: они чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

    Низкая самооценка у взрослых — распространённая причина насилия над детьми

    Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых. Дети зависят от родителей во всех аспектах жизни, а также чаще всего не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

    Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать — одна из задач психотерапевта при работе с семьей. У любого насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

    Светлана Трошина, психолог

    https://psychologist.tips/1541-nasilie-v-seme-nad-rebenkom-vidy-priznaki-posledstviya-profilaktika.html

    Причина 3: неблагоприятная социально-экономическая обстановка в семье

    Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

    • сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;
    • отсутствие постоянного жилья;
    • неполный состав семьи.

    Почему взрослые не замечают?


    Изображение: Pexels, Kat Smith

    1. Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».
    2. Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»
    3. Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»
    4. Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».
    5. Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.
    6. Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.
    7. Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».
    8. Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».
    9. Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).
    10. Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.


    24.08.: 5064

    Жестокое обращение с детьми в семье. Соблюдение прав ребенка на защиту от всех форм насилия

    Воспитание детей требует от родителей много сил, выдержки и терпения. Воспитывают по-разному. Побои, запугивание, унижение нередко применяются даже в благополучных семьях. Родители лишают ребенка инициативы, общения и права выбора, объясняя свои действия необходимостью поддержания дисциплины, так как другие методы воспитания не приводят к нужному результату. Часто взрослые осознают, что «перегибают палку».

    В семьях неблагополучных, где уровень культуры ниже или родители злоупотребляют алкоголем, дело обстоит значительно хуже — жестокость здесь становится нормой.

    «…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»

    — выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.

    Жестокое обращение с ребенком

    — это физическое или психическое насилие над ним.

    Различают насилие физическое, сексуальное, эмоциональное (психическое) и пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Физическое насилие

    — это непосредственно рукоприкладство: побои, шлепки, укусы, ожоги, тряска (когда взрослый сильно трясет его). По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, избиениям со стороны родителей подвергаются порядка 2,5 млн детей до 14 лет, около 50 тысяч из них убегают из дома, чтобы избежать очередного нападения. Кроме того, около 30-40% преступлений происходят внутри семьи, 50% из них затрагивают детей (они становятся жертвами или свидетелями преступлений).

    Сексуальное насилие

    (развращение) — вовлечение взрослыми несовершеннолетних с их согласия и без него в сексуальные действия, в проституцию. Демонстрация порнографии так же является сексуальным насилием.

    Психологическое насилие

    — действия, вызывающие у ребенка страх, а также это оскорбления, унижение, отвержение, обвинения, совершение в его присутствии насилия в отношении людей и животных.

    Пренебрежение основными нуждами

    — отсутствие элементарной заботы о ребенке.

    Правовая ответственность родителей за жестокость к детям

    Жестокое обращение с детьми — это преступление, и за эти действия в российском законодательстве существует несколько видов ответственности.

    Уголовная ответственность

    За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

    Административная ответственность

    Пренебрежение основными потребностями ребенка и неисполнение обязанностей по его содержанию и воспитанию подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35.).

    Гражданско-правовая ответственность

    За жестокое обращение с ребенком привлекаются к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ родители или лица, их заменяющие (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 – изъятие ребенка при угрозе жизни или здоровья).


    Количество показов: 5064 Дата изменения: 24.08.2021 09:29:33

    Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению

    Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло.

    Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.

    Успокаивайте, подбадривайте ребенка, чтобы он понял: вы ни в чем его не обвиняете. Дайте мягкую обратную связь: подчеркните, что это могло случиться с каждым, «Я понимаю, как тебе плохо, но вместе мы справимся». Испытывать такие чувства — адекватная реакция психики.
    Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.

    Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.

    Как понять, что вы жестоки с ребенком

    Отследить это самостоятельно невозможно. Агрессор потому и агрессор, что не видит в своих действиях жестокости.

    Только психически неадекватные личности издеваются над детьми сознательно, у обычных людей это получается мимоходом.

    Поэтому, если кто-то говорит, что ваше поведение слишком сурово, стоит последить за собой. Возможно, он прав.

    Отказ от агрессии не означает, что ребенка совсем нельзя наказывать. Иногда дети творят такое, что в чувство их могут привести только жесткие санкции. Но наказание должно быть разумным и справедливым. Тогда ребенок с ним согласится, не будет считать себя незаслуженно обиженным, и ваши отношения не испортятся.

    Насилие пережитое в детстве. Как преодолеть последствия?

    Главная задача при проработке пережитой в детстве травмы насилия, если это травма произошла в отношениях с родителями или другими значимыми людьми – это получить опыт ненасильственных отношений. То есть, отношений, где ваши личные границы уважают, «не ломают» их.

    В обычной жизни – это сделать довольно сложно, т.к. наша психика устроена таким образом, что мы снова и снова перепроживаем свои непроработанные психологические травмы. К тому же, если вы росли в насильственной семье – то вы, скорее всего, не умеете выстраивать отношения таким образом, чтобы в них не было насилия.

    Гораздо больше шансов на успех, если вы будете работать над собой в личной терапии у психолога. Если вы будете проделывать всю эту работу совместно с психологом. Тогда у вас будет возможность в этих терапевтических отношениях получить опыт ненасильственных отношений, где к вашим границам относятся достаточно уважительно и бережно.

    И этот накопленный опыт поможет вам в будущем замечать и распознавать людей, которые тоже уважительны к вашим личным границам.

    Что делать, если вы сорвались на ребенке

    1. Признайте, что были не правы.
    2. Попросите прощения у ребенка.
    3. Признайте и разделите его чувства. Например, скажите: «Извини, я поступил неправильно. Мне жаль, что такое произошло. Тебе, наверное, было обидно»

    Родителям кажется, что извинения перед ребенком разрушат их авторитет. На самом деле, все произойдет наоборот. Способность признавать ошибки без подобострастия, с уважением к оппоненту — свойство уверенной в себе личности. И ребенок это почувствует даже, если не сможет сформулировать. После искренних извинений уважение к вам вырастет.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]