Откуда у вас такие картинки? Полный гид по психотерапии


Схема-терапия

Она разработана для людей, которым мешают развиваться устойчивые негативные шаблоны мышления, сформировавшиеся в детстве (их автор и назвал схемами). Как выяснил Джеффри Янг, все несчастные люди несчастны одинаково: он описал их страдания с помощью двух десятков типичных схем. Например, «я не заслуживаю любви», «я неудачник», «случится что-то плохое». Терапевт помогает клиенту выявить эти схемы и перестроить их на более гибкие и адекватные стратегии.

Курс когнитивно-поведенческой психотерапии включает ограниченное количество встреч (от нескольких недель до нескольких месяцев) и ставит практические задачи. Психотерапевт будет задавать упражнения и домашние задания. Сама терапия может проходить как индивидуально, так и в формате групповых тренингов.

В России множество хороших КПТ-терапевтов. Многие из них — врачи-психотерапевты, что идеально, если у вас есть психические проблемы.

Достоинства: Прагматичный, логичный подход. Доказанная эффективность при психических нарушениях. Набор действующих инструментов для решения конкретных задач. Короткие сроки.

Недостатки: Директивность и относительная поверхностность. Не ставит цели погружаться в переживания, искать истоки проблемы и решать экзистенциальные вопросы.

Гуманистическое и экзистенциальное направление

Гуманистическая психология полагает, что в каждом человеке заложена естественная потребность в развитии и самореализации, а проблемы возникают, если ей что-то препятствует. Специалист, работающий с этой методикой, предлагает в качестве помощи эмпатию, понимание и совместный поиск жизненных ценностей.

Гуманистическая школа очень разнородна. Фактически это «сборная солянка» методов, которые нельзя отнести ни к когнитивизму, ни к психоанализу.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным, искать индивидуальный подход и общаться на равных. С его подачи обращение «пациент» (то есть больной) в психотерапии заменили на «клиент» (то есть равный партнер). Такая психотерапия предполагает самостоятельную возможность для человека понять, что для него лучше, а терапевт должен лишь создать условия принятия и поддержки для поиска пути к себе.

Логотерапия, или терапия смыслом

Еще одно известное направление, предложенное Виктором Франклом, психологом, пережившим заключение в концлагере. Франкл был уверен, что осмысленная жизнь для человека как мыслящего создания важнее, чем основные инстинкты, и, в отличие от животных, человек всегда свободен в выборе. Логотерапия проходит в формате философских бесед и предлагает клиенту понять смысл своей жизни и взять за него ответственность.

Гештальт-терапия

Она была создана Фредериком Перлзом и также относится к гуманистическому направлению. Эта терапия учит жить здесь и сейчас и прислушиваться к своим эмоциям, которые многие люди не осознают или подавляют. Терапевт помогает клиенту стать внимательнее к себе, осознать свои переживания и разрешить внутренние конфликты. Это не самое популярное направление психотерапии в других странах и не самое эффективное. Но в России оно получило широкое распространение, вероятно, благодаря активности гештальт-институтов и относительной простоте обучения.

Экзистенциальный анализ. Экзистенциальная психология считает, что страдания и кризисы в жизни неизбежны, более того, они необходимы для развития. Каждый сталкивается со смертью, одиночеством, внутренней пустотой и необходимостью выбора. Задача терапевта — помочь клиенту понять и принять этот опыт.

Достоинства гуманистической терапии: Поддержка, творческий поиск решений, общение с психотерапевтом на равных.

Недостатки гуманистической терапии: Отсутствие готовых рецептов и методов решения проблемы.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Арт-терапия

Сама по себе она не является отдельным направлением. Это набор методик, которыми пользуются психотерапевты разных специализаций, их объединяет цель самопознания не через слова и беседы с терапевтом, а через самовыражение в искусстве. Творческий процесс помогает осознать подавленные эмоции и выразить тяжелые чувства (например, боль, агрессию).

Отличие арт-терапии от обычных кружков рисования, пения или актерского мастерства в том, что терапевт рассматривает плоды творчества не как что-то отдельное, а как отражение личности клиента и его трудностей. Работы не подлежат критике и оценке, потому что главное условие терапии — принятие любого конструктивного самовыражения.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\15 Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия\2.jpg

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций – это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

КПТ поможет:

  • выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
  • пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
  • закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
  • преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.

Телесно-ориентированная психотерапия

Она, как и арт-терапия, — не самостоятельное направление психотерапии, а собрание разнородных практических методов. Их объединяет концепция целостности организма, то есть единства души и тела. Таким образом, воздействуя на тело, терапевт способствует разрешению психологических внутренних конфликтов и осознанию себя как целостного телесного существа.

Самой известной методикой можно назвать вегетотерапию Райха. Райх предположил, что подавленные эмоции отражаются в теле в виде мышечных зажимов. По расположению этих зажимов можно понять, с какими эмоциями нужно работать. Чаще всего это гнев, тревога и сексуальная неудовлетворенность, которые можно ослабить с помощью осознания подавленных эмоций, массажа и физических упражнений.

Введение

Когнитивная психотерапия позволяет достигать очень высоких результатов в терапии и консультировании. Когнитивная психотерапия взаимосвязана с поведенческой психологией. Когнитивная психотерапия работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Техники когнитивной психотерапии постоянно используются на определенных этапах терапии в комплексе с другими подходами. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Наиболее широко когнитивная психотерапия применяется в клинической практике, психологическом консультировании, коучинге и работе с персоналом на предприятиях. Для практикующих специалистов когнитивная психотерапия удобна тем, что может гармонично сочетаться с любым психотерапевтическим подходом, дополняя и обогащая его эффективность. Когнитивная психотерапия — наиболее популярный метод в мировом профессиональном сообществе, это одно из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью. Когнитивная психотерапия объясняет психологические проблемы, как следствие некорректной переработки поступающей в мозг информации. На сегодняшний день именно когнитивная психотерапия является высокоэффективным методом лечения расстройств различного типа. Ряд проведенных исследований показали, что когнитивная психотерапия особенно высоких результатов добилась в устранении депрессии. Данная терапия эффективно снимает состояние тревоги у людей. Также было отмечено, что когнитивная психотерапия снижает вероятность возникновения рецидива заболевания в будущем.

Интегративный подход

В современном мире многие психотерапевты не придерживаются какой-то одной школы, используя различные методики в зависимости от ситуации, если это помогает продвинуться в работе с проблемой. Это называется интегративным подходом. Как отмечал один из практикующих врачей: «Терапия для меня — это нечто вроде супа. В зависимости от того, какое количество каждого ингредиента вы используете, меняются вкус и аромат».

Такой подход вполне обоснован. В конце концов, школы психотерапии говорят разными словами об одних и тех же явлениях и, скорее всего, рано или поздно придут к какой-то единой концепции — как это уже произошло, к примеру, с психиатрией.

Основные принципы

  • Постулатом поведенческой терапии является идея о том, что шаблоны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств. Например, при депрессии социальная изоляция является не только следствием депрессии, но и фактором, который утяжеляет депрессивное состояние пациента. Предполагается, что поведение может быть изменено с помощью применения тех или иных терапевтических методов.
  • В поведенческой терапии используются лишь методы, эффективность которых была подтверждена экспериментальным путём, причем предпочтение отдается техникам, которые имеют однозначно позитивное влияние.
  • Исходным пунктом терапии является проблема, которая беспокоит пациента в данный момент. Одним из основных принципов поведенческой терапии является правило «здесь и теперь».
  • «Принцип минимального вторжения» (Kafner, 1991) постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.
  • Относительность понятий «здоровье-болезнь» и «норма-отклонение». Поведенческий терапевт не навязывает клиенту свои представления о том, что является нормальным и здоровым поведением — целью терапии является выработка поведения, которое будет оптимальным и желательным для данного конкретного клиента.
  • В поведенческой терапии обычно терапевт играет активную и директивную роль. Техника «выговаривания» своих проблем и переживаний в поведенческой терапии не приветствуется. Пациент главным образом отвечает на вопросы, которые ему задают, и выполняет упражнения, которые рекомендует терапевт. Терапевт обычно работает по заранее выработанному плану, от которого он не отступает без необходимости.
  • Одной из особенностей поведенческой терапии является то, что в ней иногда используется помощь членов семьи пациента (с согласия пациента), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для усиления мотивации, и т. д.

Предисловие.

Монография, открывающая новый подход к пониманию и психотерапии депрессии, заслуживает хотя бы краткого рассказа об истории ее создания.

Данная книга представляет итог многолетней исследовательской и клинической практики. Ее появление на свет стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей — клиницистов, исследователей, пациентов. Отдавая должное вкладу отдельных людей, я предполагаю также, что сама по себе когнитивная терапия есть отражение тех изменений, которые в течение многих лет происходили в области поведенческих наук и только в последние годы оформились в ведущую тенденцию. Впрочем, мы пока не можем точно оценить, какую роль сыграла так называемая «когнитивная революция в психологии» в развитии когнитивной терапии.

Помещая данную книгу в персональную перспективу, я бы отослал читателя к моей ранней работе «Депрессия» (Depression

; 1967), являвшей собой первое приближение к когнитивной модели и когнитивной терапии депрессии и иных неврозов. Мой следующий труд «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (
CognitiveTherapyandtheEmotionalDisorders
), опубликованный в 1976 году, содержал подробное описание когнитивных аберраций, характеризующих каждый из этих неврозов, детальное изложение общих принципов когнитивной терапии и более стройную схему когнитивной терапии депрессий.

Мне пока и самому не до конца ясно, откуда берут свое начало мои формулировки, касающиеся когнитивной терапии депрессии. Оглядываясь назад, я понимаю, что первые догадки сквозили уже в том начинании, которое я предпринял в 1956 году с целью обоснования некоторых психоаналитических концептов. Я верил в истинность психоаналитических формулировок, однако испытывал определенное «сопротивление», вероятно, естественное для академического психолога и психиатра, придающего столь большое значение эмпирическим данным. Полагая возможным разработать конкретные техники, я провел серию изыскательских работ, призванных подтвердить правильность психоаналитического понимания депрессии. Другим, возможно, более веским мотивом было желание понять психологическую конфигурацию депрессии, чтобы разработать схему краткосрочной психотерапии, направленной на устранение очаговой психопатологии.

Хотя первые результаты моих эмпирических исследований как будто бы подтверждали существование психодинамических факторов депрессии, а именно ретрофлективной враждебности, выражением которой является «потребность в страдании», последующие эксперименты принесли целый ряд неожиданных открытий, противоречивших данной гипотезе, что подтолкнуло меня к более критичной оценке психоаналитической теории депрессии, а затем и всей структуры психоанализа. В конечном итоге я пришел к заключению: депрессивные пациенты вовсе не испытывают «потребности в страдании». Экспериментальные данные свидетельствовали о том, что депрессивному пациенту свойственно избегать поведения, способного вызвать отвержение или неодобрение со стороны окружающих; он, напротив, стремится быть принятым людьми и заслужить их одобрение. Это расхождение между лабораторными данными и клинической теорией и сподвигло меня к переоценке своих убеждений.

Примерно в то же время я с огорчением для себя начал осознавать, что надежды, возлагаемые мною на психоанализ в начале 1950-х годов, оказались напрасными: многолетний курс психоанализа, через который прошли многие мои аспиранты и коллеги, не вызвал сколько-нибудь ощутимых позитивных сдвигов в их поведении и чувствах! Более того, работая с депрессивными пациентами, я заметил, что терапевтические интервенции, основанные на гипотезе «ретрофлективной враждебности» и «потребности в страдании», зачастую не приносят пациенту ничего, кроме вреда.

Таким образом, клинические наблюдения, экспериментальные и корреляционные исследования, а также непрекращающиеся попытки объяснения данных, противоречивших психоаналитической теории, привели меня к полному переосмыслению психопатологии депрессии и других невротических расстройств. Обнаружив, что депрессивные пациенты не имеют потребности в страдании, я начал искать иные объяснения их поведению, которое только «выглядело» как потребность в страдании. Я задался вопросом: как еще можно объяснить их неустанное самобичевание, их устойчиво негативное восприятие действительности и то, что как будто бы говорило о наличии аутовраждебности, а именно их суицидальные желания?

Вспомнив свое впечатление о «мазохистских» сновидениях депрессивных пациентов, которое, собственно, и послужило отправной точкой моих исследований, я стал искать альтернативные объяснения тому факту, что депрессивный сновидец постоянно видит себя во сне неудачником — он либо теряет какую-то ценную вещь, либо не может достигнуть какой-то важной цели, либо предстает ущербным, безобразным, отталкивающим. Прислушавшись к тому, как пациенты описывают себя и свой опыт, я заметил, что они систематически перетолковывают факты в худшую сторону. Эти истолкования, сходные с образным рядом их сновидений, навели меня на мысль, что депрессивному пациенту присуще искаженное восприятие реальности.

Дальнейшие систематические исследования, включавшие разработку и апробацию новых инструментов, подтвердили эту мою гипотезу. Мы обнаружили, что депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему. По мере аккумулирования данных, подтверждавших ведущую роль когнитивных искажений в развитии депрессии, я разрабатывал специальные техники, основанные на применении логики, которые позволяют скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете ведут к ослаблению депрессивных симптомов.

Благодаря нескольким исследованиям мы пополнили наши знания о том, как депрессивный пациент оценивает свой текущий опыт и свои перспективы. Эти эксперименты показали, что при соблюдении определенных условий серия успешно выполненных заданий может сыграть огромную роль в изменении негативной Я-концепции пациента и тем самым устранить многие симптомы депрессии.

Эти исследования позволили нам дополнить вышеописанные техники корректирования когнитивных искажений новым весьма действенным средством, таким как проведение экспериментов, призванных проверить ошибочные или преувеличенно пессимистические убеждения пациента, что в конечном счете существенно расширило терапевтический процесс. Теперь у пациентов появилась возможность проверять свои пессимистические интерпретации и прогнозы в реальных жизненных ситуациях. Концепция домашней работы, или, как мы позже назвали это, «аутотерапии», открыла реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий.

Развитие когнитивной терапии проходило под влиянием бихевиорального движения. Методологический бихевиоризм, подчеркивающий важность постановки дискретных задач и описывающий конкретные процедуры их решения, привнес совершенно новые параметры в когнитивную терапию (многие авторы даже стали именовать наш подход «когнитивно-поведенческой терапией»).

Данная монография в значительной степени являет собой итог тех конференций, что еженедельно проводились на факультете психиатрии Пенсильванского университета, где обсуждались проблемы, возникавшие при лечении конкретных пациентов: участники делились друг с другом опытом и совместно искали пути решения проблем. Многочисленные предложения были впоследствии обобщены в серии терапевтических руководств, кульминацией которой является настоящее издание. Столь велико число людей, внесших вклад в становление и развитие нашего знания, что перечисление даже основных имен заняло бы слишком много места. Мы благодарны всем участникам этих конференций, и я уверен, они прекрасно понимают, сколь большую роль они сыграли в появлении данной книги.

Особо хотелось бы поблагодарить наших коллег, помогавших нам материалами, предложениями и замечаниями при подготовке терапевтических руководств, предшествовавших данной монографии. Наиболее активными нашими помощниками были Марика Ковач, Дэйвид Бернс, Ира Герман и Стивен Холлон. Мы чрезвычайно признательны и Майклу Махони, который взял на себя труд прочесть и отредактировать нашу рукопись. Мы благодарим также Стерлинга Мури за его великодушную помощь на заключительных этапах подготовки книги.

Считаем себя обязанными отдать долг признательности Рут Л. Гринберг, сотрудничавшей с нами с начала и до конца этой затеи. Ее вклад в создание данной книги столь велик, что нам трудно подыскать слова для выражения нашей благодарности.

И наконец, мы приносим свою искреннюю благодарность машинисткам Ли Флеминг, Мэрилин Стар и Барбаре Маринелли.

В заключение несколько слов о «сексистском» языке. Говоря о «терапевте» и «пациенте», мы используем местоимения мужского рода («он», «его»), но это ни в коей мере не означает, что мы ведем речь только о мужчинах. Мы сохранили традиционное словоупотребление исключительно в целях удобства и простоты.

Аарон Т. Бек, май 1979 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]