Дезадаптация — норма или патология? Её основные виды и способы коррекции на разных уровнях

Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.

Что это такое

Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

  • при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
  • при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
  • будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.

Школьная дезадаптация: причины, признаки, профилактика

Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам. Нарушение процесса вхождения в школьную систему отношений – это собственно, дезадаптация.

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.

Причины возникновения школьной дезадаптации:

  1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
  2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
  3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
  4. Трудности социализации. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
  5. Низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
  6. Слишком эмоциональные реакции родителей на неудачи их ребенка в школе. Ребенок начинает боится разочаровать своих родителей и в связи с этим у него развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой.
  7. Протест против системы обучения подростков как ответ на реакцию педагогов на самовыражения школьников (которая проявляется в слишком высокой активности, через одежду и внешний вид).
  8. Влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора. Если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту.

В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления:

  • Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка. Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации. В познавательной деятельности недостаточно сформированы мотивации, установки к самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в запоминании, сосредоточение внимания и т. п.
  • Органические и психосоматические заболевания существенно мешают и ограничивают возможности школьной адаптации.
  • Социальная среда. К ней относятся семья, родные, сверстники во дворе и в школе и др. Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером. Одни дети переживают воздействие среды на них, другие поддаются её влиянию, становятся продуктом среды.
  • Личность учителя. Позиция учителя приемлема в демократичном стиле, личностно-ориентированным на характер, способности, особенности личности.
  • Эмоционально-стрессовые переживания. Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.
  • Задержка психического развития. Не позволяет мобилизовать эмоционально – волевую сферу на успешность в учёбе, в поведении.
  • Характерологичесие особенности личности школьника. Характер наследственно предопределён, задан, поэтому с этим приходиться считаться. Такие поведенческие особенности: гиперактивность, гипоактивность (медлительность), тревога, дезорганизованность, конфликтность, агрессия, раздражительность и др. предопределены их типом характера. Характер психокоррекции не подвержен, поведение же изменить можно. Эти две категории тесно взаимосвязаны и это нужно учитывать.
  • Дефекты домашнего воспитания. Особое место в формировании дезадаптации занимают конфликты в семье, асоциальное поведение родителей, унижения, авторитарность и директивность родителей, несправедливое наказание, чрезмерный контроль.

Чтобы вовремя обнаружить, предупредить развитие или постепенно преодолеть школьную дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Рассмотрим особенности проявления дезадаптаци на сложных возрастных этапах.

Поступление в школу

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям, к новому коллективу, новым требованиям и повседневным обязанностям.

Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Происходит перестройка самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней стороны личности. Начинают формироваться устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки.

Адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев.

Компоненты готовности к школьному обучению:

  1. Это физическая готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  2. Педагогическая готовность. Навыки чтении, счета, рисования, общая осведомленность: название своего города, столицы, родины, нашей планеты, основных профессий, времена года, части суток, дни недели, явления природы и т.д.
  3. Психологическая готовность включает в себя следующее:
  • Личностная и социальная. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
  • Эмоционально-волевая. Эмоционально-волевая готовность подразумевает уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение управлять своим поведением, а так же сформированность произвольности внимания.
  • Интеллектуальная. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, так же определенный уровень развития психических процессов ( память, мышление, внимание, восприятие, речь).

Готовность к школьному обучению – это определенный уровень:

  • Социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение.
  • Развитие психических функций, без которых обучение невозможно или затруднено.
  • Личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию.
  • Развития произвольности.
  • Физического состояния.
  • Речевых возможностей.

Основные проявления школьной дезадаптации:

  • Физиологические и эмоциональные признаки (нарушение сна, напряжение, плаксивость, неуравновешенность, подавленность).
  • Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.
  • Общая тревожность в школе, боязнь поверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.
  • Нарушение взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.
  • Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушение дисциплины и неподчинение школьных нормам.
  • Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, лживость, сверхчувствительность, уединенность, угрюмость).
  • Неадекватная самооценка. При высокой самооценке – стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность конформизм, безынициативность, несамостоятельность.

В начале школьного обучения у многих детей снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Дети время от времени начинают говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуются, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хотят остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Это вполне нормальное явление. Но если вы замечаете полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность ребенка. Безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. Ребенок очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. Нежелание учиться является устойчивым, выражается активно. В таком случае, есть повод для беспокойства.

Помощь родителей первокласснику в период адаптации к школе:

  • Безусловно принимайте ребенка, не только за какие-либо заслуги.
  • Не показывайте ребенку свою озабоченность только его школьными успехами.
  • Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, его взаимоотношениями с одноклассниками, внеучебной деятельностью.
  • Помогайте ребенку поверить в себя, выделяя как наиболее значимую ту сферу деятельности, в которой он успешен.
  • Не спрашивайте у ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Ребенок пока еще учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.
  • Ребенок имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите ее исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  • Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Это помогает ему взрослеть и становиться более сознательным.
  • Помогайте ребенку выражать свои чувства, тем самым, ребенку будет легче пережить травмирующую ситуацию, найти способ справиться с ней.
  • Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
  • Выражайте свое недовольство отдельным действиям ребенка, но не им целиком.
  • Устраивайте маленькие праздники. Поводом для этого может быть даже самый маленький успех.

Переход из начальной школы в среднее звено

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. В этот период повышаются требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений. К способности к саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Для младшего подростка очень важно мнение одноклассников и учителей. Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают до половины всего числа пятиклассников. Родители, делая акцент на успеваемости, могут провоцировать школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации:

  • новые предметы, новые учителя;
  • необходимость приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
  • возросший темп и объём работы;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней;
  • новый режим;
  • новые дети в классе, новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Основные проявления школьной дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива.
  • Изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания.
  • Потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии.
  • Возрастание конфликтов с окружающими.
  • Учебная неуспеваемость подростков.

Помощь родителей пятикласснику в период адаптации:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Составила педагог-психолог Казакова С.В. по материалам сети Интернет

Причины

Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

  • длительная болезнь;
  • психические болезни и отклонения;
  • ограниченные возможности;
  • длительная изоляция;
  • переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);
  • педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

  • неблагоприятная обстановка в семье;
  • недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;
  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;
  • новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;
  • «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;
  • негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;
  • дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);
  • физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

Социальные нарушения

Часто связаны с проблемами коммуникации, снижением активности, изменениями социального статуса, образа жизни.

Проблемы с удовлетворением социальных потребностей. Это — трудности в общении, взаимодействии с другими людьми. Возникают на всех уровнях: от поддержания отношений внутри семьи до разовых контактов с продавцами в магазинах, работниками сферы обслуживания и т.п.

Трудности с поддержанием социальных ролей. Это — проблемы с осознанием себя пенсионером, с изменениями статуса в обществе и внутри семьи, неспособность адаптироваться к ним.

Частые внешние или внутренние конфликты. Пожилой человек не может обходиться без них, сохранять спокойное состояние долгое время. Это связано с психологическими нарушениями: мнительностью, подозрительностью, тревожностью, раздражительностью.

Неспособность к выполнению социальных функций. Они остаются даже после выхода на пенсию. Это может быть помощь друзьям, знакомым, участие в воспитании внуков, в ведении домашнего хозяйства вместе с другими членами семьи и т.п. Из-за дезадаптации пожилой человек может или отказываться выполнять такие функции или терять способность делать это.

Расстроенная пожилая женщина

Признаки

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

  • раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
  • агрессия;
  • негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
  • уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;
  • сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;
  • частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;
  • попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;
  • дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;
  • ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;
  • ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.

Факторы риска социальной и психологической дезадаптации у пожилых людей

Одиночество. Его считают основным провоцирующим моментом. Человек оказывается изолированным, меньше общается. Постепенно навыки коммуникации утрачиваются, а существующие эмоциональные проблемы заостряются. Это запускает дезадаптацию, которая быстро становится неконтролируемой. Справляться с нею самостоятельно не удается. Негативные изменения происходят особенно быстро, если рядом нет родственников, близких.

Социальная среда. В России она считается одной из самых «недружелюбных» по отношению к пожилым людям. Соцобслуживание — минимальное, и доступно не всем пенсионерам. Волонтерская деятельность ведется в ограниченных объемах. У пожилых почти нет «площадок», возможностей для общения, формирования новых интересов. Начиная с определенного возраста, человек оказывается в изоляции: ему все сложнее поддерживать нормальный объем общения, социальной активности даже при условии, что он хочет это делать.

Особенности личности. С возрастом неприятные черты характера могут «заостряться», проявляться ярче. Это усиливает дезадаптацию — негативное мышление становится доминирующим, а уровень критики собственных поступков снижается.

Уровни

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

  • Нулевой

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

  • Формирование установок

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

  • Систематизация

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психотерапевтом.

  • Аддикции

Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки);
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

  • Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

  • Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая;
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест;
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Как лечить, методы коррекции

В зависимости от формы и характера болезни можно вызвать смягчение признаков, затем их устранение. Следует как можно раньше обратиться к психологу. Он обязательно посоветует наладить социальные контакты и поможет пациенту со временем делать это без страха.

Обратите внимание! Будут полезны тренинги по развитию хобби, т. е. нахождение среди людей со схожими интересами.

Важен оптимистический настрой, что будет вырабатываться постепенно. В конце концов, человек будет жить полной жизнью.

Диагностика

Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.

  • Люшер

Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

  • Лири

Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

  • Факторы личности

Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.

Коррекция и профилактика

Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:

  • курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
  • беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
  • устранение провоцирующих факторов;
  • ролевые ситуации;
  • для детей — игровые формы коррекции;
  • организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.

Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.

Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]