Простые нормы нравственности и их историческая судьба

Определение моральных принципов

Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.

На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.

Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.

Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.

Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.

Нравственность в культуре

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

нравственные нормы поведения

История термина «мораль»

Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.

Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.

О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию — порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Подходы к пониманию морали

Существует четыре подхода к пониманию морали:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Какими бывают нравственные нормы?

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Основные функции морали

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

Функции морали

Критерии морального выбора: чувства долга

Элективный курс «ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ»

Занятие 15.

Критерии морального выбора: чувства долга.

В жизни каждого человека возникают нередко сложные ситуации, не просто оценить, когда следует отдать предпочтение определенной ценности, принять решение в пользу или во вред себе или близким, коллективу, осуществить соответствующий поступок.

Ситуации, ставят человека перед проблемой уступать чем-то привлекательным для нее, ради того, чтобы творить, действовать по совести, несмотря на ощутимые потери, называются моральным выбором. Моральный выбор — акт нравственной активности, отражающий выявления человеком своей автономии, само определенность, взаимодействие с системой ценностей (нормы, принципы, идеалы, оценочные представления и т. д.) и способов их реализации в поступках человека и мотивы поведения. Моральный выбор осуществляется здесь и сейчас — в условиях, которые человеку не подвластны. Важным условием нравственной деятельности индивида есть свобода, возможность нравственного самоопределения. Без моральной деятельности не может идти речь о нравственности как особый механизм регуляции человеческих отношений.

Итак, возникает вопрос: свободный человек в своих действиях? В истории философии вопрос свободы трактовалось неодинаково. Стоики, Бенедикт Спиноза, Георг Гегель понимали свободу как познанную необходимость: человек должен познать внешнюю необходимость как единственный возможный вариант, т. е. подчиниться необходимости, как камень, который подчиняется силе тяготения и всегда падает вниз. Познание необходимости в ее разнообразных проявлениях очень важно потому, что человек, который не знает положения вещей, которое находится в плену иллюзий, не может считаться свободной. Но это односторонний гносеологический взгляд на человека. В философии марксизма (настоящий, а не искаженной поздними идеологами) доказано, что «познанная необходимость» далеко не исчерпывает представление о свободе. Уже в XIX в. философская мысль утверждает, что познание необходимости есть лишь условием человеческой свободы и не исчерпывает его сущности, познания необходимо человеку на практике именно для того, чтобы освободиться от рабской зависимости от вещей и явлений, определить свой личный движение путем Добра и Зла. Свобода есть способностью человека действовать со своими интересами и целями, опираясь на познанную необходимость. В повседневной практической деятельности люди встречаются не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретным воплощением в виде реально существующих условий. Итак, свобода не абсолютна, а относительна, так реализуется в жизни путем выбора конкретных действий.

Специфика этического аспекта свободы в том, что человек имеет дело не с прямым отображением объективной необходимости в явлениях и процессах природы и общества, а с нормами, регулирующими поведение. В императивности норм общественной морали выступает необходимость. Надо отметить, что не всегда нравственная необходимость адекватная социальной необходимости. Убийство человека, по своей сути аморально, а период Отечественной войны освящалось как убийство врага Родины. Итак, осознанная необходимость раскрывает истинный смысл приобретения человеком свободы действия — свободы реализовывать свои намерения, достичь собственной цели, к тому же используя соответствующие и необходимые средства и методы. Некоторые условия способствуют человеку действовать свободной и нравственной свободы. Во-первых, не имеет внешнего принуждения и запрета. Любые принудительные проявления человеческой активности могут оцениваться как аморальные. Во-вторых, для того чтобы нравственный выбор произошел, необходимые рефлексия, способность увидеть все существующие варианты и остановиться только на одном из них. Истинно свободный выбор может осуществиться только тогда, когда у человека есть ориентиры — ценности, идеалы. Представления, ценности, ценностные ориентации — понятие, составляющие содержание нравственного сознания, которая реализуется в моральной активности человека. Нравственная свобода есть диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, способность способность установки человеком власти над своими поступками. Моральная необходимость, собственно, представляет собой совокупность требований, которые выдвигает нравственная система человеческой деятельности.

Нравственная свобода есть возможность и способность человека определять и реализовать свою нравственную позицию, которая бы обеспечивала достижения цели. Деятельность можно квалифицировать как моральную, когда деятельность базируется на свободном выборе в процессе противостояния Добра и Зла. Моральный выбор является обязательным условием реализации моральной свободы.

Объективными условиями нравственного выбора является наличие самых разнообразных вариантов из которых возможны любые поведения. Субъективные факторы включают и степень морального развития личности, усвоение личностью норм морали, развитое чувство долга, совести, честности, справедливости и др.. Само наличие объективных обстоятельств и субъективных моментов ставит вопрос о свободе человека в своем нравственном выборе. Фаталистическая позиция считает выбор мотивов поведения, соблюдение норм морали является фикцией, ибо выбор мотивов поведения и соблюдение норм морали, обусловленный объективными обстоятельствами, а решение принимается под давлением объективной необходимости. Релятивистская позиция, наоборот, подчеркивает абсолютную свободу человека в своем выборе, не ограничен никакими обстоятельствами. Объективность свободы выбора — наличие вариантов поведения лица; субъективность — возможность совершать поступки по внутренним убеждениям. Субъективная свобода предполагает и действие нравственной необходимости, что является именно субъективно осознанной потребностью человека действовать согласно требованиям морали. Следовательно, объективные обстоятельства дают возможность человеку выбирать нравственный поступок или внеморальным, а в силу своей моральной позиции предпочитать действовать в жизни, согласно морали добра и справедливости. Каждый выбор зависит от той цели, которая стоит перед человеком, социальной общностью или обществом. Диапазон цели, определяет содержание выбора, достаточно широк. Реальная цель, которую выбирает человек, не всегда имеет собственное нравственность, но всегда включает моральный аспект. Следует заметить, что человек всегда выбирает самостоятельно. Нельзя выбрать за человека ее цель. Предложенная вторым человеком цель только тогда органично вписывается в поведение человека, когда внутренне соглашается с ней, дает санкцию ее свободным решением. С усилением рационализма в этике и понятия морали Добра и Зла все больше определялись как формы оценки эффективности познавательных способностей человека, ее практическая деятельность выбора тех мотивов поведения, соблюдения тех норм морали, которые давали ей возможность реализовать свой выбор, достичь цели. Но чувственное удовольствие и неудовольствие приобретают значение Добра и Зла только в том случае, пока человек осознает чувство, отдает отчет в их истинности или ложности. , а позднее Иммануил Кант, французские энциклопедисты Поль Гольбах, Клод Гельвеций выдвигали критерии Добра — польза, ставя, однако польза в зависимость от познания. Кроме выбора цели, мотивов поведения, перед человеком стоит задача выбора средств их реализации. Средства предусматриваются различные.

Для того чтобы выбор поступка, т. е. цели и соответствующего ее решения, стал эффективным практически и морально, человек должен знать все варианты возможных действий, благодаря чему сможет определить наилучший с ее точки зрения выбор. Отсутствие достаточной информации для принятия решения может подтолкнуть человека к необдуманным действиям, когда во имя долга или идеала не учитывает некоторые обстоятельства и последствия своих поступков. Это тип авантюрного поведения, нередко связан с проявлениями индивидуализма, честолюбия, безответственностью, стремлением выделиться. Другой тип поведения характеризуется полным отказом от решительных действий, потому что человек боится ошибиться. Тогда следует учитывать, что сам отказ от выбора является одной из форм выбора, к тому же не лучшей.

Характер некоего рода деятельности, например, правоохранительной, связан с достаточно нестандартными ситуациями, значительно обостряют проблему выбора. Еще Аристотель в сочинении «Никомахова этика» подчеркивал наличие проблемы, нестандартных ситуаций выделил действия субъекта по неведению и в неведении. Действие в неведении — когда человек сознательно выбирает незнания. Следователь сознательно, например отвергает все существующие гипотезы и выбирает одну, что ему наиболее нравится, а другие, менее вероятные на его взгляд, даже не изучает. Но может быть так, что именно те обстоятельства, которые показались следователю несущественными, через скрытый характер преступной деятельности могут оказаться наиболее значимыми. Есть выбор, сделанный следователем, будет неправильным именно с его собственной вины. Действие по неведению бывает тогда, когда некоторые обстоятельства остаются неизвестными, но именно обстоятельства меняют смысл поступка, независимо от воли действующего лица. В таком случае варианты поведения остаются скрытыми независимо от воли человека и именно поэтому ее действия будут иметь другой смысл, чем предполагалось.

Нравственная оценка действий будет положительной, если установлено, что выбор сделан правильно, но осуществлению подыскивали именно объективные условия или условия, которые человек не мог предвидеть. Отрицательной оценки заслуживают и те ошибки в выборе, вызванные некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств реализации мотивов поведения и соблюдение норм морали. В выборе вариантов поведения, действий в плоскости Добра или Зла морально зрелая личность предпочитает Добру. Но нельзя игнорировать вариант выбора между двумя видами Зла (наказание преступника — рецидивиста допускает выбор между смертной казнью и пожизненным заключением). Принимая решение в каждой конкретной ситуации, следует взвешивать, что меньшее зло не есть добро, а суть есть лишь в том, какое из отрицательных решений нанесет меньше потерь обществу с позиций нравственности. Существует также возможность выбора между добром и добром, т. е. в таком случае речь идет о различных моральные ценности: высшие и низшие или равные по значению. Осуществляя моральный выбор, человек сознательно отдает предпочтение определенной линии поведения.

Моральный выбор связан с сознательным, добровольным признанием приоритета одной ценности над другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают никаких трудностей, в других — связано с острыми противоречиями между общечеловеческими, групповыми (этническими, религиозными и др..) И индивидуальными ценностями. Ситуацию, связанную с острыми противоречиями между общечеловеческими (этическими, религиозными) ценностями называют моральным конфликтом. Свобода выбора ценностей, цели, средств их достижения и т. п. предполагает и моральную ответственность лица. Чем больше свободы морального выбора предоставляет общество человеку, тем большую и ответственность возлагает на нее. Следовательно, лицо должно осуществлять выбор ответственно. Ведь во все эпохи и периоды развития общества сознание и чувство долга высоко ценились общественностью, как мощный стимул, который активизирует человеческое сознание в самых различных сферах общественной жизни. Уже в Древнем мире обязанность считали реализацией общественных и домашних дел, пренебрежение которыми навлекла на человека позор и бесчестье. Обязанность действительно имеет в основе повинность, обуславливалась местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, социальной ролью, которую выполняет в трудовом, общественно-политической и личной жизни. Ответственность лица означает способность предвидеть последствия каждого своего поступка и стремление предотвратить возможный ущерб хода событий. Это способность оценивать свое поведение, деятельность с позиций пользы или вреда для общества, граждан; сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами морали и права; сопоставлять потребности с реальными возможностями.

Кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери Долг — это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд Долг — это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься. Неизвестный американец Долг — это уважение к праву другого. Иммануил Кант Наш долг — это право, которое другие имеют на нас. Фридрих Ницше

Классификация моральных принципов

Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.

Выделяют такие моральные принципы:

  • Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
  • Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
  • Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
  • Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
  • Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
  • Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Мораль в прошлом и настоящем

Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.

Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.

В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.

Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.

нравственные правила и нормы

Моральные принципы общения

Нравственные нормы и принципы в контексте общения:

  • самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
  • приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.

Варианты формирования нравственных критериев личности

Существует три варианта формирования нравственных критериев личности:

  • сдерживание на основе страха. Ребенок понимает связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от действий, которые были запрещены ему взрослыми;
  • проявление эмпатии. Такой феномен подразумевает понимание ощущений другого человека. Люди своими поступками сдвигают эмоциональный фон в положительную сторону;
  • совершенствование мышления личности и формирование опыта по проверке предположений и переформулировке взглядов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Моральные и нравственные критерии человека 430 ₽ Реферат Моральные и нравственные критерии человека 270 ₽ Контрольная работа Моральные и нравственные критерии человека 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этике нравственность является синонимом слова мораль. Но некоторые различия между ними отметить можно. Мораль чаще описывается как свод норм и правил, которые складываются в течение исторического развития и имеют отношение ко всему социуму. Нравственность имеет сугубо индивидуальный смысл. Каждый человек руководствуется собственным набором устоев и ориентиров поведения, которые часто не имеют отношения к морали.

Для того, чтобы понять, какими именно качествами обладает человек с развитыми моральными и нравственными качествами, необходимо осветить два смежных понятия — духовно-нравственные ориентиры и моральные принципы.

Определение 3

Духовно-нравственные ориентиры – это комплекс табу и целей, которые формируют поведение личности.

Благодаря духовно-нравственным ориентирам, личность устанавливает для себя границы и не выходит за их пределы. Ориентиры контролируют деятельность индивида, способствуя поиску места в социуме и могут определить степень его порядочности.

Таким образом, моральные и нравственные критерии человека позволяют:

  • осуществлять самоконтроль действий и поступков;
  • реализовать на практике совесть;
  • сформировать ощущение человеческого достоинства;
  • способствовать правильному действию поведенческих побуждений.

Моральные принципы, в свою очередь становятся основой для выстраивания межличностных и социальных взаимоотношений. Они могут быть универсальными и регулировать свое содержание посредством порицания или одобрения обществом.

Нравственные и моральные критерии личности могут быть положительными и отрицательными. К отрицательным относят: злость, властность, лживость. Если человек обладает низкой степенью нравственности, то эти деяния покажутся ему допустимыми, даже предпочтительными. Чтобы не выбирать такие формы поведения, человек должен следить за своими поступками.

Отсутствие моральных принципов

Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.

Что такое нормы морали?

Стремление людей быть частью общества безусловно, но для корректного взаимодействия должны иметься какие-то стандарты. Одни прописываются государством, другие выявляются в процессе формирования социума. Нормы морали – это принципы человека, находящие отражение в его поведении. Можно выделить повседневные и высшие формы, примером последних являются тезисы «стремиться к добру, избегать зла» (Ф. Аквинский) и «максимальная выгода для максимального количества людей» (И. Бентам).

В общем смысле моральные нормы – это противостояние добра и зла, первое рассматривается в качестве величайшей ценности, требуемой для гармоничного функционирования группы людей и приобретения нравственного совершенства. Все направлено на сохранение добра, следуя этому пути, человек выполняет свой долг перед социумом. Его совесть остается свободной, то есть долг вполне может и не исполняться. Процесс морального выбора трудоемок, его результатом станут обязательства перед собой и другими людьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]