Наблюдение за ребенком и рекомендации родителям
Один из наиболее простых и доступных методов выявления проблем и потребностей – это наблюдение. Получить объективную оценку можно только в совместной работе педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов. Тем не менее, внимание именно со стороны родителей важно для своевременного обнаружения и коррекции негативных проявлений.
Следует учитывать, что многие нежелательные особенности детей оказываются временными и теряются по мере взросления. С другой стороны, они могут трансформироваться в устойчивые черты характера. Наблюдение за поведением ребенка проводится по ряду признаков. Отмечают те из них, которые ярко выражены, возникают постоянно или часто в течение 6 месяцев и более. Также следует учитывать, что отрицательные качества бывают скрытыми и распознать их под силу только специалисту.
Описание типичных действий ребенка при различных негативных характеристиках и советы родителям для их исправления представлены ниже.
Агрессивность
- намеренно портит игрушки, постройки, различные предметы;
- толкает, бьет, кусает других детей, плюется;
- говорит нецензурные или обидные слова, если знает их;
- пугает других детей, угрожает, замахивается, чтобы ударить;
- сжимает кулаки и краснеет, когда злится;
- сопротивляется, вырывается, если взрослый удерживает его для прекращения драки или опасных действий;
- щипает и кусает себя, просит других детей ударить его;
- необоснованно отказывается от интересной для себя игры, делает наоборот, хотя понял или знает как правильно выполнить задание;
- намеренно создает конфликты, не пытается избежать их, если это возможно.
При возникновении агрессивных действий родители должны реагировать правильно. Основные ошибки взрослых – это выполнение требований ребенка и проявление такой же агрессии по отношению к нему. Нельзя кричать, бить, пытаться в грубой форме объяснять и воспитывать, исполнять прихоти. Такое поведение близких усиливает гнев малыша и становится его приемом для достижения желаемого.
Способы воздействия должны быть строгими, но не жестокими. Необходимо остановить ребенка, отвести в сторону или в другое помещение, если он дерётся, замахивается. Спросить, что именно он хотел получить и внятно объяснить, почему сейчас это не возможно. Можно использовать слова «нельзя», «перестань», «остановись». Не стоит произносить их слишком часто.
Ребенок поймет, что агрессия бесполезна, если проявить равнодушие. Например, перейти к другим делам, начать разговор с кем-то. Крайне важно демонстрировать безразличие именно в момент вспышки злости у ребенка. При этом наблюдать за ним, чтобы предотвратить опасные действия. Как только наступит спокойствие, нужно обратить на него внимание, выразить любовь и заботу.
Будет полезной ролевая игра, где взрослый станет дочкой или сыном, а ребенок будет мамой или папой. То есть нужно поменяться местами, что даст возможность испытать на себе роль родителя. Конечно, взрослый должен в шуточной форме копировать плохое поведение.
Рецептивный тип
Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.
Рассматривая характер поведения детей, относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.
Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам – это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить – да, показать другой вариант действия – да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.
Демонстративность
- пытается любыми способами обратить внимание других на себя, в том числе, нарушая правила;
- кривляется, искажает и подчеркивает движения или поведение других (важно отличать от копирования, которое ребенок совершает, чтобы научится чему-либо);
- оценивает реакцию окружающих на свое поведение, особенно взрослых;
- стремится получить положительную оценку любым способом;
- показывает новые игрушки, необычные предметы не для того, чтобы играть с ними, а, чтобы похвастаться;
- сравнивает себя с другими детьми, при этом обязательно подчеркивает собственные достоинства;
- пытается выявить недостатки сверстников, дает негативную оценку действиям или результатам других детей; в речи преобладает местоимение «я»;
- болезненно реагирует, если взрослый хвалит другого ребенка.
Взрослым нужно избавить ребенка от необходимости доказывать свое преимущество, самоутверждаться. Он должен ощущать любовь и уважение, которые вовсе не обязательно подпитывать своим превосходством над другими. Достигнуть этого можно, проявляя искренний интерес к ребенку.
Во взаимоотношениях со сверстниками следует отказаться от соревновательных игр, поединков, конкурсов. Ребенок должен ориентироваться на сотрудничество и партнерство. Важно переключить внимание детей на процесс, а оценку результатов задания исключить. Подойдут любые игры (ролевые, хороводные), где все ребята взаимодействуют, чувствуется общность и сплоченность, никто не выделяется.
Активный тип
Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа – это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.
Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.
Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного возраста активного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям – вот единственный способ воспитания в ребёнке положительных качеств.
Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.
Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.
Застенчивость
- избегает публичных выступлений, устного опроса;
- отказывается стать лидером;
- не отвечает на вопрос, хотя знает правильный ответ;
- часто употребляет словосочетания «не знаю», «трудно сказать»;
- не может быстро решится выполнить что-либо, сомневается, стесняется;
- предпочитает оставаться в стороне, не выделятся из группы детей;
- не просит помощи, даже если это необходимо или долго решается за ней обратится, при этом испытывает сильное волнение и напряжение;
- в целом проявляет неуверенность в себе, имеет низкую самооценку;
- останавливает свою деятельность и общение в случае плохих результатов.
Родителям необходимо повышать самооценку ребенка. Нельзя указывать только на недостатки и поражения, следует подчеркивать достоинства, отмечать успехи, хвалить. Важно научить застенчивых детей правильно выражать и контролировать свои чувства.
Промахи, неудачи нужно спокойно обсуждать, выявлять причины поражений вместе с ребенком в доброжелательной обстановке. Установить доверительные отношения среди всех членов семьи, не допускать ссор, криков, напряженной атмосферы в доме. Застенчивость часто сопровождается скованностью, низкой физической активностью, поэтому потребность в движении нельзя ограничивать. Проявление любви, поддержка и заинтересованность со стороны близких людей помогут ребенку пережить внутренний конфликт.
Менталитет, качества русского человека
Менталитет – понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.
Еще одна черта русского народа – сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте – сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.
Тревожность
- Физические проявления (не связанные с болезнью, плохим питанием, погодой и т.д.): мышечное напряжение, жар или озноб, головокружение, онемение, покалывания, дрожь, ощущение сжатия в груди или животе, холодные и влажные руки, нарушение сна.
- Поведение:
- быстро устает;
- долго не может сосредоточится;
- вздрагивает, пугается обычных предметов, имеет множество страхов;
- избегает трудностей, отказывается от сложных заданий, новых видов деятельности;
- предпочитает быть ближе к взрослым, хочет спать вместе с родителями (или другими взрослыми родственниками)
- говорит тихо, часто запинается;
- смотрит отстраненно по сторонам, при этом взгляд блуждающий;
- плохо запоминает, переспрашивает;
- стремится оградиться и получить защиту, не проявляет самостоятельность в играх;
- двигается скованно, медленно и осторожно (если ранее это не замечалось и не связано с темпераментом);
- плачет, капризничает, обижается, грустит без видимых причин;
- проявляет неуверенность, нерешительность.
В целом, задача родителей – вернуть доверие ребенка к миру и окружающим, устранить страхи. Для этого необходимо отмечать даже незначительные успехи, любые положительные результаты его труда. Желательно увеличить количество контактов с другими детьми. Например, устраивать праздники дома, вместе с тем, нельзя оставлять тревожного ребенка наедине с приглашенными. Он может почувствовать опасность, не увидев рядом близких людей.
Требования со стороны всех членов семьи должны быть понятными, согласованными, не слишком строгими. Тревожность и застенчивость могут сочетаться, многие проявления этих особенностей поведения схожи, как и советы для родителей.
Нельзя угрожать ребенку несбыточными наказаниями («я тебя отдам серому волку» «я тебя убью», «вместо тебя мы возьмем другого мальчика, который будет слушаться»). Крайне нежелательно использовать унизительные выражения, заставлять соревноваться, требовать смелости и ловкости, сравнивать с другими детьми.
Отрицательные черты личности ребенка можно исправить, но эта задача не из простых. Потребуется время. Родители должны учитывать многие факторы, влияющие на становление характера детей. Учесть все нюансы и выстроить правильную линию поведения взрослых и ребенка поможет специалист.
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА У РЕБЁНКА
Родителям нужно понять все особенности характера ребёнка, если они хотят помочь ему вырасти сформированной и целостной личностью. Вы не измените полностью характер, но можете заранее увидеть негативные предрасположенности и не дать им раскрыться. Важно уважать и любить своего ребёнка, поддерживать его в любой ситуации. В таком случае, какой бы ни был тип характера вашего ребёнка, он вырастет хорошим человеком. Знание сильных и слабых сторон характера своего ребёнка позволит избежать множества ошибок в его воспитании.