Библиотерапия для детей: что это, методы и упражнения


Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Методика библиотерапии, упражнения

Основа метода — систематическое чтение с целью улучшения психологического состояния пациента.

Как проходит занятие ?

Основные этапы:

  1. Психотерапевт составляют перечень произведений наиболее подходящий для конкретного пациента. Они обязательно должны соответствовать его проблеме, личности, характеру, уровню интеллекта и культурного развития.
  2. Перед началом занятия пациент получает инструкцию от терапевта, где указанно, какая именно литература будет для него полезна.
  3. После прочтения с пациентом проводится беседа. Терапевт задает пациенту вопросы, которые раскрыть его состояние. Например, что из прочитанного было наиболее интересным? Какую пользу можно извлечь из прочитанного? Что вызвало сомнение, недоверие?
  4. В ходе занятия пациент обязательно должен вести читательский дневник. Здесь можно записывать отдельные мысли и чувства, отношение к героям и ситуации и т.д.

Что необходимо для проведения занятия?

Во-первых, психотерапевт должен быть хорошо подготовлен. Сюда входит ознакомление с книгами с точки зрения коррекции проблем пациента или группы.

Во-вторых, терапевт обязательно должен быть осведомлен о проблемах пациента, его состоянии, литературных предпочтениях, культурном уровне. На основании этого специалист составляет список литературы.

В-третьих, ведущий обязательно подбирает методику чтения. Это может быть: ролевое чтение, ведение литературного дневника, анализ и обсуждение в группе и т. д.
Внимание! При подборе группы терапевт учитывает расстройство каждого пациента, его обстоятельства культурный интеллектуальный уровень. В группу набираются участники, имеющие схожие проблемы.

Упражнения, которые применяются в библиотерапии

  1. Составление письма. Пациент может написать письмо к кому-либо или чему-либо (другу, врагу, родственнику, терапевту или самому себе). Здесь он может выплеснуть все свои чувства, мысли, боль и обиду, желания и страхи.
  2. Написание стихов без рифмы (сиквейнов).
  3. Написание литературного произведения в прозе. Это может быть все что угодно, от рассказа до новеллы или детектива.
  4. Написание автобиографии. При этом пациент максимально честно описывает свою жизнь и переживания.
  5. Чтение вслух. Такое занятия можно проводить как с одним пациентом, так и с группой. Здесь зачитываются отдельной главы или эпизоды, затем происходит обсуждение.
  6. Обсуждение произведения методом «дельфин». Участники попеременно обращаются то смыслу произведение, то к ситуациям из жизни каждого из присутствующих. Здесь важно связать сюжет книги и реальный опыт участников.
  7. Ролевое чтение. Такой метод наиболее подходит для работы с пьесами.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Методология, авторы, история развития в цифрах

Свои корни библиотерапия берет в древнем Египте и Греции. Уже в эти времена люди верили в целительную силу написанного текста. Например, Сократ утверждал, что терапия словом возвращает душевную гармонию. Аристотель обнаружил, что рифмованная речь способна благотворно влиять на психическое состояние человека (он считается основоположником поэтической терапии). Его преемником был Фридрих Ницше.

Другие известные имена, связанные с развитием библиотерапии: Герхард Данцер, Носсрат Пезешкиан, Бенджамин Раш, Джон Минсон Галт и др.

Хронология развития библиотерапии в Росии:

  • 1836 г – чтение, как один из методов психотерапии, упомянуто в издании «Общая терапия» (И. Е. Дьяковский).
  • 1916 г – основание кафедры библиопсихологии в педагогическом институте Женевы (Н. А. Рубакин).
  • 1927 г – введение термина «библиотерапия» в широкую общественность (М. П. Кутанин), применение этого метода в терапевтических целях (И.З. Вельвовский).
  • 1967 г – открытие 1-го кабинета библиотерапии (И.З. Вельвовский), методика стает самостоятельной дисциплиной.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера. Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Подводя итоги

Библиотерапия – это поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения. Цель состоит в определении внутренней проблемы человека.

Механизм библиотерапии – использование соответствующих произведений, упрощающих рассмотрение ситуации пациента с разных сторон, для оказания помощи в нахождении правильного решения, пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации человека, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он.

Особенно детям важно, чтобы герой книги соответствовал им по возрасту. Само собой разумеется, что истории должны заканчиваться позитивно, давать пациенту надежду, шанс, мотивацию.

Посредством текста пациент должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок, что та же участь постигла многих других. Например, подходят автобиографические истории, авторы которых сами перенесли опасное для жизни испытание, снова вернувшись к жизни. Правильно подобранный текст может повысить уверенность пациента в себе, повлиять на эмоциональное состояние, развить личность.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Библиотерапия для детей

Свойство детской психики — отождествлять себя с положительным героем. Такая особенность, помогает перенимать положительное модели поведения, что облегчает задачу терапевта. Почти каждый ребенок склонен размышлять над поведением героя и оценивать собственное поведение. Тем не менее, дети иногда не видят грани между добром и злом в силу своего возраста. Задача терапевта с помощью детских произведений познакомить ребенка с этими понятиями.

Маленькие дети очень часто не осознают связи между поступком и его последствиями. Благодаря библиотерапии малыш учится видеть эту связь, учится ответственности. Ребенок зачастую плохо владеет эмоциями, иногда чувствует страх. В данном случае терапевт подбирает литературу так, чтобы это могло успокоить малыша, настроить его на позитивный лад.

Плюсы данного метода

  1. Юному пациенту не требуется специальная подготовка.
  2. Терапевту не сложно подобрать произведение под конкретную проблему малыша.
  3. Не требуется постоянный контакт терапевта и ребенка. Получив рекомендацию, ребенок может читать самостоятельно или вместе родителями.
  4. Ненавязчивость методики. Здесь ни кто не критикует, не ругает ребенка, он самостоятельно распознает себя и свою проблему в герое и сюжете.

Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Чтение продлевает жизнь

Пристального внимания заслуживает привычка читать. Это занятие помогает:

  • поддерживать ясность ума;
  • стимулировать мышление;
  • развивать фантазию.

Полезное увлечение приведёт в тонус работу мозга, поможет предотвратить развитие старческого слабоумия и подарит дополнительные годы жизни. Согласно исследованию учёных, продолжавшемуся 12 лет, любители чтения продлевают себе жизнь в среднем на 2 года.

Уделять время этому занятию надо регулярно (3,5 часа в неделю и более).

Ещё лучше, если прочитанные книги обсуждаются в кругу знакомых и друзей. Поделиться впечатлениями, проговорить курьёзные моменты важно для стимуляции мозговой деятельности.

Доказано, что библиотерапия распространяется на всех. Профессиональная принадлежность, уровень дохода, психологическое равновесие значения не имеют. Книги способствуют продлению жизни, а также:

  • снижают подверженность к стрессу;
  • отвлекают от забот;
  • улучшают настроение;
  • повышают культуру общения;
  • развивают творческие способности.

Благодаря чтению возрастает число нервных связей внутри мозга. Полезная привычка — лучший способ борьбы с депрессией, профилактика болезни Альцгеймера, уверенно набирающей обороты.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Области применения, цели

Библиотерапия возникла на стыке 4 наук: медицины, психологии, психиатрии и библиотечного дела. Но свое применение она нашла в самых разных областях: психологии, педагогике, работе с детьми, трудными подростками и пожилыми людьми. Методика применяется в психиатрических клиниках, реабилитационных центрах, детских домах, школах, домах престарелых.

Цели методики:

  1. Научить пациента позитивному мышлению, удалить из сознания негативизм и пессимизм.
  2. Научить честно и свободно признавать свои чувства и проблемы, при этом не испытывая страха, вины и стыда.
  3. Помочь пациенту найти альтернативные пути решения проблем и выхода из тупиковых состояний.
  4. Стимулировать воображение и положительные эмоции.
  5. Помочь подняться над неприятностями и посмотреть на них с другой стороны.

Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно.

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Библиотерапия, как метод психологической коррекции

Библиотерапия – это метод психотерапии, который использует лечебный и поддерживающий эффекты чтения. Он также служит развитию человеческой личности. Терапевтический метод часто путают с обычным чтением, развивающим информационную грамотность, а не обеспечивающим исцеление.
Цель терапии с помощью прочтения книги отразить стрессовую ситуацию, с которой сталкивается человек. Чтение может помочь снять накопившееся напряжение. Библиотерапия способна привести к восстановлению удовольствия от жизни, повышению личной удовлетворенности.

Процесс ориентирован, прежде всего, на эмоциональное восприятие выбранного произведения. Важна также рациональная составляющая. Направление метода – оказание положительного влияния на психосоматическое состояние человека, укрепление психической устойчивости, равновесия. Чтение само по себе также помогает развить фантазию, креативность, критическое мышление, навыки общения, создавая новый эндоцепт в мозгу человека.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Рекомендуем: Арт-терапия

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название сказкотерапии.

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Немножко истории

Аристотель описал в своей «Поэтике» очищающую силу поэтических произведений и использовал для этого медицинский термин «катарсис» — нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания.

Сама методика библиотерапии значительно старше. Уже в XVIII веке врачи «прописывали» пациентам книги, так как литература и медицина с давних пор считались родственными дисциплинами. Предположение, что слова способны исцелять, выражается в старой вере в магию, ведьм и заклинания.

В XX веке и врачи, и сами пациенты начали использовать чтение в лечебных целях: для отвлечения от тяжелых переживаний, получения информации, изменения стереотипов мышления. Тогда наиболее широкое распространение библиотерапия получила в Америке. Связано это с тем, что ветераны Первой мировой войны с трудом адаптировались к жизни и нуждались в поддержке.

В России начало книголечению положил в 1836 году Иустин Дядьковский. Он выдвинул основополагающую идею библиотерапии — «конкретному синдрому соответствует определенный текст художественной литературы».

Какие книги подходят подросткам

Чтобы подбирать книги, библиотерапевту нужно разбираться в возрастной психологии. Мы попросили Надежду рассказать, что найдёт отклик у подростков. Ведь их запросы обычно как-то остаются в стороне, а важных тем и вопросов, которые их волнуют, много.

«Подростки в целом являются уязвимой группой. Обычно, по сравнению с условными взрослыми, они гораздо более восприимчивы к любой информации, эмоциональнее, ранимее.


Кадр из фильма «Чтец», 2008

К счастью, в России в последние годы стали выпускать большое количество книг young-adult, в которых рассматриваются все важные подростковые вопросы. Авторы не только российские, но и зарубежные, что дает нам надежду, что подростки смогут узнать и о том, что важно во всем мире тоже. Отдельно упомяну скандинавскую подростковую литературу: в ней можно прочесть даже о сложных темах, которые нелегко обсуждать с детьми лично. Например, смерть близких, суицид, подростковая беременность. Книга в этом смысле сможет быть посредницей для важных разговоров подростков со взрослыми, безопасным мостиком от вопросов к искреннему разговору и взаимопониманию».

Примеры использования

Выделяют три направления библиотерапии:

  1. Библиоведческое, библиотека для больных как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);
  2. Психотерапевтическое, библиотерапия как компонент психотерапевтического лечения (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);
  3. Вспомогательное, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]