Не могут без движения
Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.
А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы «примерить» это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.
Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.
Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.
Воспитание ребёнка от 1 года: советы и рекомендации родителям
Процесс воспитания детей – трудное занятие, результаты которого видны далеко не сразу.
Часто родители считают, что грудного малыша нужно покормить и одеть по погоде, а воспитанием можно заняться попозже. Правильным и плодотворным воспитание ребенка от 1 года будет только тогда, когда развитие и воспитание началось еще с пеленок.
От рождения до года
Воспитание детей от 0 месяцев — важный элемент в педагогической системе. Месячный малыш хорошо различает голоса родных и близких людей. У годовалого ребенка на подсознательном уровне уже сформированы привычки, склонности к тому или иному виду деятельности. Проявляются особенности личности. Например, к концу третьего месяца малыш должен научиться какое-то время самостоятельно проводить в кроватке, если он спит с пустышкой, то засыпать без ее и укачивания.
Воспитание детей с рождения начинается с регулярных разговоров с родителями, пением песенок, рассказыванием сказок. Для грудного малыша важно соблюдать режим дня и придерживаться правил гигиены.
Воспитание новорожденного будет плодотворным, если родители используют для развития ребенка музыку, регулярное прослушивание которой будет помогать раннему формированию речи.
Пройдет совсем немного времени, и быстро развивающийся малыш начнет ползать, а вскоре и ходить. Совершенствование двигательных навыков ребенка в 8 месяцев приводит к активному перемещению по дому, изучению нового для него пространства. Восемь месяцев – время, когда нужно приучать грудного ребенка к гигиеническим процедурам: мытью рук перед едой, смене грязной одежды, чистке десен и первых зубов. Восьмой месяц в жизни малыша предусматривает выполнение простых физических упражнений, массажа.
Воспитание ребенка в 9 месяцев предусматривает знакомство со словами «нет» и «нельзя». От того, насколько убедительны будут родители в этот период, зависит дальнейшее воспитание ребенка в год.
На девятом месяце многие малыши предпринимают попытки к самостоятельному передвижению по дому. Поэтому родители должны обеспечить их безопасность.
Первый день рождения
Особенности развития личности человека закладываются в раннем детстве. От того, каким будет воспитание детей от года, зависит дальнейшее становление маленького человека.
Воспитывать детей первого года жизни нужно с учетом их физических особенностей.
Как воспитывать ребенка в 1 год? Основа развития детей этого возраста — игра. Развивать ребенка 1 года жизни помогут игрушки. Они способствуют образованию логики и познавательной активности.
После года малыш проявляет признаки самостоятельности. Он уже не слушается родителей безоговорочно, пытаясь высказать свою точку зрения на все происходящее в его жизни. Если он хочет один, без помощи взрослых, исследовать мир, не нужно ему мешать. А вот ненавязчивая помощь будет весьма кстати.
Взрослые должны помнить, что в этом возрасте ребенок быстро утомляется, поэтому игру нужно чередовать с физическими нагрузками и следить за тем, чтобы малыш закончил играть до того, как ему надоест.
В год и три месяца ребенку можно предлагать занятия, связанные с развитием мелкой моторики, что самым лучшим образом скажется на интеллектуальном развитии.
Занятия с малышом должны сопровождаться общением со взрослыми, что станет отличной базой для формирования развития речи.
С года начинается активное пополнение словарного запаса маленького человека. Не стоит отчаиваться, если первое время он не будет произносить слова вслух. Малыш обязательно запомнит их и произнесет чуть позже.
Часто в полтора года дети начинают уже сами проситься на горшок. Однако не редки случаи, когда небольшие неприятности случаются и в три года. Приучать к этой процедуре нужно мягко и ненавязчиво.
В этом возрасте родители часто жалуются на то, что кроха не слушается, плохо ест и не желает засыпать в определенное время. Не стоит ругать за это. Придумайте историю, где любимый персонаж из мультфильма делает то, что малышу не хочется.
Маленький исследователь
Воспитание ребёнка в 2 года заключается в непрерывном общении с ним, вовлечением в жизнь семьи. Однако помните, что с двухлетнего возраста возрастает желание самостоятельно выполнять различные поручения. Не препятствуйте этому, а поощряйте. В возрасте 2 лет маленький человек с удовольствием будет выполнять небольшие поручения: подаст папе инструмент, принесет нужную вещь маме и так далее.
Два года – возраст, когда кроха не воспринимает категорических запретов. Он не слушается, кричит, всячески проявляя свое несогласие. Лучшим выходом из этой ситуации будет переключение внимания малыша на что-либо другое.
Двухлетний малыш уже понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Однако это совершенно не мешает ему по-своему реагировать на замечания взрослых. Поэтому нужно стараться разговаривать с крохой на его языке, спокойно и мягко объясняя последствия тех или иных действий.
Детей 2 лет отличает любознательность, они стараются одеваться, раздеваться и кушать самостоятельно. Такие действия у ребёнка в 2 года нужно только поощрять.
Второй год жизни характеризуется бурным развитием познавательной деятельностью крохи. К этому времени его словарный запас пополняется новыми словами, он называет себя по имени, любит играть в простые игры.
Рождение манипулятора
Знаменитый кризис 3 лет часто застает родителей врасплох. Жизнерадостная кроха превращается в постоянно хнычущего и вечно чего-то требующего человечка. Он не слушается, кричит, топает ногами, стараясь добиться желаемого любой ценой. Правильное воспитание трехлетнего малыша – залог успешных взаимоотношений крохи со взрослыми в дальнейшем.
3 года – переломный этап. В 3 года кроха начинает интересоваться всем. Он задает множество вопросов, ему интересно все.
Переосмысление жизненных позиций и взаимоотношений с людьми, попытки понять свое место в семье и обществе, стремление к самостоятельности — такова характеристика третьего года жизни. Кроха не слушается, всячески старается привлечь внимание, кричит, отказывается от еды.
Воспитание 3-летнего малыша заключается, в первую очередь, в терпеливом объяснении правил поведения в конкретных ситуациях. Чтобы он начал слушаться родителей, взрослым нужно научиться слышать его, разбираться в причинах негативного поведения.
Важный совет родителям по воспитанию детей от 3 лет дает доктор Комаровский. Он считает, что любовь, терпение и понимание – составляющие, которые помогут преодолеть любой особый период жизни малыша.
В заключении хочется дать некоторые рекомендации родителям
- Малышу всегда нужно чувствовать поддержку родителей. При этом ни в коем случае нельзя навязывать помощь крохе.
- Будьте настойчивыми, но справедливыми. Если принято решение сказать «нет», то малыш должен четко понимать, что родители не поменяют решения.
- Исключите любую реакцию на истерику.
- Не нужно впадать в истерику самим родителям. Спокойно переждите, когда пройдет пик выражений эмоций, и переключите внимание на другой вид деятельности.
Дети растут быстро, и время стирает многие неприятные моменты взросления крох. Родителям стоит запастись терпением и проявить безграничную любовь к своему малышу.
Язык эмоций
Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?
Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.
Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.
Почему полезно помогать родителям
Домашняя работа необходима не только для развития способностей, но и для приучения к дисциплине. Многие считают, что в первый год ещё рано «нагружать» малыша. Не только можно, но и нужно. К примеру, попросите его принести какую-то вещь, расставить игрушки.
Чадо с удовольствием будет помогать. Со временем можно доверить более сложную работу.
Основное правило – просьбу следует сформулировать, объяснив конкретно и точно, куда отнести предмет.
Помните, что ребёнок не может удерживать информацию в полном объёме, потому каждое поручение должно обозначать одно действие. Раннее «трудовое воспитание» развивает память и внимание, в процессе которого дети запоминают и выполняют определённые обязанности.
Плохое поведение — маме
Те, кто остаются с вашим ребенком без вас, наперебой рассказывают, как он хорошо себя ведет — с бабушкой, с няней, даже с папой. Как с ним интересно и какой он покладистый. Но вот приходит мама — и ребенок как наказание. Знакомо?
Дело не в неправильном воспитании. Дело в том, что к маме — самая сильная любовь и, соответственно, ее обратная сторона — основные эмоциональные претензии. И неважно, какая вы мама. Вы можете быть супермамой и вообще никаких ошибок не делать. Такого, конечно, не бывает, но тем не менее. Сливки плохого поведения достаются именно маме. Это просто правило, вытекающее из особенностей детского существования. И все это мама должна претерпевать. Не надо думать, что, мол, я лучше уйду на работу или побуду где-нибудь, а ребенок будет себя лучше вести, будет меньше истерик. Нет. Смысл развития в том, чтобы об маму это все оттачивать: и волю, и истерики. Маме надо лишь набраться терпения и научиться правильно реагировать.
Физическое воспитание в раннем возрасте, с чего начать?
Привитие ребёнку положительных качеств требует постоянной и настойчивой заботы. Воспитательные ситуации необходимо систематически повторять и затем тщательно контролировать.
Если не воспитывать хорошие качества, то в этом случае дадут о себе знать плохие черты. Так появляются эгоизм, жадность, пакостливость и равнодушие.
Любая пустота постепенно заполняется. И от того, чем она будет заполнена, всё зависит от родителей. Одним из самых эффективных методов воспитания являются поведение и поступки мамы и папы. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок каждое утро выполнял физическую зарядку, делайте это вместе с ним.
В четвёртом полугодии у малыша активно развиваются подражательные способности. Их можно использовать не только для игр (покажи, как прыгает зайка; как лает собачка), но и для привития гигиенических навыков.
Покажите своему ребёнку, как правильно умываться, как правильно причёсываться, только причёска у малыша должна быть соответствующей: длинные и кудрявые волосы ему будет не под силу расчесать, поэтому в этом возрасте лучше сделать короткую стрижку.
Если вы будете объяснять крохе, как правильно чистить зубы и полоскать рот, он вряд ли вас поймёт. Гораздо эффективнее будет, если вы ему покажете, как это делаете вы сами. Он с удовольствием повторит все эти действия за вами.
Мама реагирует
Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: «Не пойду из лужи!» — вы говорите: «Ты пойдешь из лужи!», и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.
Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.
Вы должны научиться не терять масштаба. По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование. И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.
А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов «разрулить» режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.
Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.
Только спокойствие
Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.
В этом «переходном» возрасте «маленькие трагедии» происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок «не слышит» родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не «завелся» всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.
Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.
Наталия Богданова, психолог
Как не сорваться?
Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)
Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.
Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.
Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.
Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.
Особенности воспитания мальчиков
По достижению 12-месячного возраста в воспитании девочек и мальчиков начинают прослеживаться явные различия. Так так воспитывать мальчика в 1 год? Стоит отметить, что развитие от мальчика до мужа проходит три последовательных стадии. На первой из них младенец имеет очень развитую связь со своей мамой. В это время мальчику требуется демонстрация большой любви, а также создание ощущения комфорта и безопасности.
При этом сами мальчики намного менее восприимчивы к касаниям мамы. Они не только быстрее растут, но и активнее играют, но при этом наиболее болезненно относятся к разлуке с матерью. Поэтому в воспитании мальчика важно, чтобы до достижения им трехлетнего возраста, мама проводила с ним достаточное количество времени. В противном случае такой недостаток общения может привести к неврозу и агрессивности.
Еще один немаловажный момент, отец также ежедневно должен проявлять свою любовь к ребенку, демонстрировать внимание к нему, участвуя в его занятиях. Вне зависимости от того, насколько будет занят отец, он должен находить время для воспитания ребенка.
И еще немного о физической активности
Недостаток физической активности у маленьких детей негативно сказывается на общем поведении и качестве сна. Если ребенок не расходует своих физических сил, т.е.не гуляет и не двигается достаточно, это проявляется как нервное возбуждение, страдает качество бодрствования и качество сна ребенка. Идеально гулять два раза по полтора-два часа. Плохое поведение активных маленьких мальчиков — как правило, следствие недостатка движения.
А вот при усталости — физической ли, эмоциональной ли — у детей второго-третьего года жизни очень сильно ухудшается координированность движений. При переутомлении ребенок не только перестает говорить, но и начинает двигаться, как малыш на полгода — на год младше.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Помимо игр с дидактическим материалом, необходимо уделять внимание и сюжетным играм. Для разыгрывания бытовых ситуаций можно использовать кукол и игрушки-животные. Для начала лучше использовать простые и понятные для малыша этого возраста сюжеты, которые постепенно необходимо усложнять различными ситуациями и деталями.
Взрослым с рациональным мышлением на первый взгляд эти игры могут показаться скучными и не несущими пользы для развития и воспитания ребенка в 1,5 года и старше. Однако именно таким играм нужно уделять много времени, поскольку они обогащают опыт малыша и учат его проживать, на первый взгляд родителей, незначительные ситуации. Начинать можно с последовательных моментов, происходящих в жизни малыша – кормление, прогулка, купание, игры, укладывание спать, что будет способствовать пониманию взаимосвязи этих действий в его собственной жизни.
При этом сюжетные игры предоставляют много возможностей для проявления воображения и фантазии, что является основой развития интеллектуальных способностей ребенка. Кроме того, посредством сюжетной игры закрепляются представления ребенка о реальной действительности – об одежде, мебели или посуде. Для разнообразия в игру можно вводить картинки с изображением птиц и животных, что будет увеличивать познавательный интерес.
Видео с YouTube по теме статьи:
Игры с детьми от года до трёх
Часто родители отказываются играть с такими маленькими детьми, считая, что ребёнок не хочет играть в то, что предлагает родитель. Скорее, наоборот! Взрослым нужны глубокие смыслы, тогда как ребёнок спокойно может проводить часы в «бессмысленных» занятиях, катать машинку туда-сюда, просто катать, никого никуда не везя, кидать мяч в пустоту и бежать за ним, не пытаясь забить гол. Однако, как только начинаешь смотреть на такую игру с точки зрения физического развития или познания мира, всё оказывается не таким уж бессмысленным. Чем замечателен этот возраст, что абсолютно любую деятельность взрослого можно превратить в игру. Будь то готовка или уборка, прогулка, поход на работу, поездка в общественном транспорте — всё это крайне интересно для малыша и развивает его получше любой специализированной детской игровой комнаты.
Особую роль в развитии занимает мелкая моторика, так как она тесно сопряжена с развитием речи и мышления. Ребёнку не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать фасоль, семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде, для этого не нужны специальные игрушки, которые уже завтра станут неактуальны.
Проблемы в воспитании ребенка 5 лет
Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.
Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:
Детские страхи. Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.
- Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. Можно поиграть в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
- Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.
Почему современных детей не получается воспитывать «по старинке»
В традиционном обществе вопросов о воспитании детей не возникало. Детей воспитывали теми же способами, как и предыдущие поколения.
Когда жизнь стабильна, такой подход к воспитанию абсолютно нормален.
Например, представим себе какое-то общество, где столетиями все идет по накатанной колее. Люди живут в одних и тех же климатических условиях, трудятся одним и тем же способом, никак не меняют свой жизненный уклад.
В таком обществе традиционное воспитание – полностью оправданная модель. Можно делать также, как делали предки, ведь это работает.
В современных реалиях мы видим совершенно другую ситуацию. Наша жизнь очень быстро меняется. Меняются условия и образ жизни, информационное поле, общественные нормы и т.д.
Поэтому мы не можем позволить себе традиционное воспитание. Уже не получится растить детей так, как растили нас, потому что все изменилось.
В ситуации, когда у родителей не получается воспитывать детей также, как воспитывали их, они начинают искать ответ на вопрос «А как нужно воспитывать»?
Если воспитывать простым воспроизведением усвоенной в детстве модели – это легко. В нужное время в нужном месте просто воспроизводятся нужные модели поведения. Если так делать не получается, приходится постоянно думать и принимать решения по поводу воспитания, а это – наиболее затратные по количеству энергии виды психической деятельности.
Если действовать на автопилоте – это не энергозатратно, но неэффективно.
Принимать решения – затратно, и поэтому тоже неэффективно, особенно когда нет практики осознанности и соответствующего состояния Осознанности. Что же делать?
Нужны ли детский сад и развивашки малышу до трёх лет?
В возрасте до трёх лет отрыв от родителей довольно травматичен, это сильный стресс для малыша. С точки зрения развития ребёнка, детский сад до трёх лет может иметь больше минусов, нежели плюсов. То есть сам ребёнок не нуждается в такой поспешной социализации и раннем развитии, как любят говорить родители. Скорее, разные развивающие секции и детский сад – это удобство родителей и желание не быть хуже других. Но если думать о ребёнке, то лучше создать ему богатый быт и возможность общаться с большим количеством родственников. Прекрасно, когда в семье не один ребёнок. Лучше объединяться с подругами, сёстрами и братьями и ходить друг к другу в гости с детьми, вместе гулять. Здорово, когда собираются дети разных возрастов и имеют возможность поиграть без родителей. Такого в саду нет.
Нужно отметить, до трёх лет (плюс-минус несколько месяцев) дети, как правило, коммуницируют через взрослого или старшего. А вот уже с четырёх-пяти лет им интереснее другие дети, и тут родителям нужно не влезать в их игры. Кто-то может не согласиться и сказать, что мой двухгодовалый сын очень даже хорошо себя чувствует в обществе других детей, в итоге оказывается, что у него есть старший брат или сестра. Но как только брата или сестры нет, он закатывает истерику. Таковы дети до трёх лет, им нужен где-то рядом «его» взрослый.