Автор материала:
Игорь Лядский
ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).
В обиходе часто используются слова, которые одновременно можно считать процессом и его же результатом – самосовершенствование, самопознание. Развитие – это такой же пример дуализма. С одной стороны, оно определяет механизм достижения конкретной задачи. С другой – развитие и есть конечной целью, возможностью стать лучше. Этот процесс имеет место в живой и неживой природе. Его законам подчиняется человек, бизнес, целое общество. Что же такое развитие? Какие его признаки? Какие механизмы и этапы? Статья содержит ответы на все эти вопросы.
Что такое развитие?
Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной. На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:
- Механический – пространство;
- Физический – поля и атомы;
- Химический – молекулы;
- Биологический – живые организмы;
- Социально-общественный – человеческое общество.
Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.
Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.
Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.
Пройти тест на тип личности
Качественные и структурные изменения в экономике
Ранее мы выяснили, что такое развитие в целом, а теперь остановимся на такой его разновидности, как экономический прогресс. Это очень важная совокупность различных процессов, оказывающая влияние на уровень и качество жизни, на прогресс в науке, образовании и культуре, а также на производительность труда населения. Что такое экономическое развитие, определил еще Й. Шумпетер в 1911 году. Он издал книгу под названием «Теория экономического развития». В ней были указаны различия между развитием и ростом экономики, а также была определена и классифицирована сущность инноваций в различных видах.
Этапы развития человека.
Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.
Психофизиологическое развитие человека.
В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):
- Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
- Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
- Ранее детство – от года и до трех лет;
- Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
- Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
- Подростковый период – до 15 лет;
- Юность – до 19 лет;
- Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
- Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
- Старость – от 60 лет.
Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.
По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:
- Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
- Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
- Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
- Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
- Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.
Этапы развития личности.
Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:
- Физиологические потребности – еда, питье, секс;
- Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
- Потребность любви и дружбы – социализация;
- Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
- Получение знаний – желание знать и понимать больше;
- Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
- Самоактуализация – высшая форма саморазвития.
В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.
Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.
Пройти тест на характер человека
Общие сведения
Как уже говорилось ранее, развитие – это имманентный процесс, протекающий вследствие определенных изменений. Он может характеризоваться увеличением сложности той или иной системы, улучшением приспособленности к среде обитания, социальным прогрессом, ростом экономики и улучшением её структуры, а также увеличением масштабов того или иного явления. В каждом случае данный процесс выполняет универсальную роль – достижение нового результата. Сложно говорить о том, что такое развитие в целом, ведь каждая из его характеристик имеет определенные особенности, которые, в свою очередь, обуславливаются направленностью, зависимостью от времени, количественным и качественным изменением.
Развитие человеческого коллектива.
Любой коллектив, так или иначе, проходит следующие этапы (по теории Брюса Уэйна Такмена):
- Проверка (формирование) – «прощупывание» друг друга;
- Конфликт – появление противоречий, их обострение;
- Сплоченность (нормализация) – примирение на основании решения конфликтов;
- Дифференциация (исполнение) – формирование функционально-ролевой структуры.
Эти принципы универсальны в рабочих коллективах и добровольных объединениях людей по интересам. Если говорить о развитии организации, связанной с решением определенной деловой задачи, то можно выделить такую периодизацию:
- Ориентирование на задачу;
- Эмоциональное осмысление задания, поиск несоответствий;
- Информационный обмен, анализ идей и предложений;
- Решение задачи путем принятия конструктивных решений.
Учитывая то, что любая фирма подобна живому организму, принято говорить о жизненном цикле организации:
- Становление – выработка стратегии и плана развития;
- Рост – наращивание оборотов, рост показателей;
- Зрелость – стабилизация структуры;
- Упадок – накопление организационных проблем, стагнация.
В конце жизненного цикла организация может двигаться несколькими путями. Либо она претерпевает ребрендинг, формируя новые задачи и цели, либо закрывается, уступая дорогу другим фирмам, находящимся на более ранних этапах развития.
Далеко не все системы менеджмента пробуют совместить развитие организации и индивидуальное совершенствование ее сотрудников. Показательной в этом плане считается японская философия управления Кайдзен, которая пропагандирует непрерывное развитие компании путем совокупного прогресса всех ее элементов. В первую очередь – каждого из сотрудников. Вообще тема развития и саморазвития очень актуальна в динамически развивающемся мире.
Процесс развития у живых организмов
Ученый-естествоиспытатель Ж. Б Ламарк применил идею развития для объяснения эволюционной теории. В ней процесс повышения организации живых организмов носит ступенчатый характер. Иными словами, можно сказать, что, согласно воззрениям французского ученого, природа возникла путем преобразования простых форм в более сложные. Что такое развитие и как оно связано с происхождением человека, описано и в трудах великого натуралиста и путешественника Ч. Дарвина. Принцип этого процесса является основой его концепции об эволюции живых существ. Ярким примером, подтверждающим эту мысль, может послужить теория о том, что человек появился в результате физического и духовного развития высших приматов.
Развитие личности и саморазвитие.
Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.
Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.
Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.
Материал на тему: «Виды развития ребёнка»
Виды развития ребенкаФизическое
— такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:
-Зарядка под музыку. -Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски). -Ходьба по наклонной доске. -Перепрыгивание через нарисованную на полу линию. -Ходьба по разложенной на полу веревке. -Прыжки на двух ногах с места вперед. -Спрыгивание с небольших возвышенностей. -Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула. -Подвижные игры с несложными правилами. -Преодоление полосы препятствий. -Танцы. -Фитнес с мамой. -Плавание. -Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина). -Езда на велосипеде.
Познавательное
— данный вид развития помогает изучить ребенку окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме ребенок изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет.
Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:
-Ищем цвета по названию и по образцу. -Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера. -Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу. -Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия. -Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом. -Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой. -Складываем картинку из 2 частей. -Играем с мозаикой и лото. -Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый. -Ищем целую картинку по ее детали. -Изучаем понятие правый-левый. -Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие. -Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия. -Изучаем цифры. -Ищем тень картинки. -Подбираем заплатки. -Добавляем недостающие предметы.
Сенсорное
— такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой ребенок улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу.
Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:
-Определение фактуры предметов. -Определение геометрических фигур на ощупь. -Угадывание животных по звукам, которые они произносят. -Игры с сенсорными мешочками и коробками. -Угадывание предметов по запаху. -Угадывание продуктов питания по вкусу.
Музыкальное
— данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:
-Пение. -Игра на музыкальном инструменте. -Прослушивание музыки с разным ритмом. -Угадывание звуков бытовых предметов. -Угадывание песен. -Танцы. -Музыка фоном.
Речевое
— для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с дошкольником. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции
.
С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:
-Разучивать песенки и стихи. -Обсуждать сюжетные картинки. -Рассказывать по картинкам сказку. -Обсуждать прочитанное. -Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи. -Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия. -Разговаривать с малышом о том, как прошел день. -Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?». -Выполнять артикуляционную гимнастику. -Изучать гласные.
Мелкая моторика
— развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития ребенка, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону.
Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:
-Пальчиковая гимнастика. -Игры с песком и крупами. -Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц. -Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок. -Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками. -Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков. -Игры с водой.
Творческое
— к занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные.
С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:
-Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам. -Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки. -Закрашивать рисунок. -Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует. -Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики). -Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей. -Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок. -Вырезать детскими ножницами. -Украшать торты или бутерброды вместе с мамой. -Инсценировать сказку. -Играть с кукольным театром.
Социальное
— трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие ребенка, будут такими:
-Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей. -Изучение слов вежливости. -Складывание одежды перед сном. -Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц. -Изучение правил поведения за столом. -Посильная помощь по дому.
Социальный прогресс
В научных трудах О. Канта можно встретить «Курс позитивной философии», который и принес автору наибольшую известность. В данном произведении французский философ описывает Закон трёх стадий интеллектуального развития человечества. Каждая стадия характеризуется определенным промежутком времени (первый – с древних веков до 1300 г., второй – 1300-1800 г., третий — 19 столетие). В каждый период времени человечество проходит определенные стадии развития: теологическую, метафизическую и научную соответственно.
Первую и вторую О. Кант считает периодом вымыслов и ложных мнений, а вот внимательно изучив последнюю ступень, можно ответить уже на вопрос: «Что такое развитие системы (социальной)?» Во время данной стадии общество реорганизуется, стремится наблюдать, и рассуждать, и делать новые прогрессивные открытия. В каждой из стадий, описанных выше, человечество развивалось. Только благодаря накопленному опыту и знаниям, вы сейчас имеете возможность жить в цивилизованном мире. Что такое развитие человека? Это приспособленность к жизни, стремление открыть новые горизонты, овладеть новыми навыками с целью улучшения качества жизни. В любую эпоху люди развиваются как духовно, так и физически, а приостановление данного процесса может привести к сокращению численности населения, голоду и разрухе.
Дивергенция и конвергенция
Две данные закономерности очень тесно связаны с таким процессом, как развитие. Попробуем разобраться более детально. Дивергенция – расхождение свойств и признаков у определенных групп организмов в процессе эволюции. Например, в результате развития (эволюционирования) одноклеточных жгутиковых форм произошли водоросли и грибы.
Конвергенция – понятие совершенно противоположное. Оно подразумевает собой процесс сближения (сходства) живых организмов. Примером могут послужить такие животные, как трубкозуб и южноамериканский муравьед. Изначально животные принадлежали к одному семейству, поскольку они были очень схожи. Спустя некоторое время, научными исследованиями было доказано, что их поверхностное сходство является результатом конвергентного развития и обусловлено одинаковым рационом питания: термиты и муравьи, а значит, данные живые организмы, хоть и находятся в одной экологической нише, не могут принадлежать к одному и тому же семейству.