Автор: Funny
03 февраля 2022 21:13
Сообщество : Факты
Метки: бизнес отличник оценки почемучки троечник успехи учителя школа
7833
4
По статистике Job.ru, ставшего частью HeadHunter, до 50% владельцев собственного бизнеса в школе были троечниками. Родители и учителя постоянно ругали их за неуспеваемость и сетовали, что из них ничего путного не вырастет. Как показала жизнь, взрослые ошибались. Так, может быть, верным является мнение, что троечники успешнее отличников?
Как это «работает», поясните, пожалуйста.
Саида:
В своей книге «Мотивация человека» Дэвид Макклелланд, американский психолог, автор теории потребностей, даёт определение типу людей «с ярко выраженными потребностями в достижениях». Именно они, по мнению Макклелланда, становятся успешными предпринимателями. Именно мотиву достижений профессор приписывает ключевую заслугу экономического подъема в любой цивилизации в любое историческое время. Мотив достижения имеет самое непосредственное отношение к богатству и бедности, стандартам жизни человека.
Ученый предполагает вероятный источник мотива достижений (почему у разных людей он присутствует в разной степени?): «Высокая потребность в достижениях могла быть воспитана в детстве родителями, которые устанавливают для своих детей достаточно высокую планку… Мотивационная заинтересованность может быть сформирована в очень раннем возрасте, прежде, чем у детей формируется самосознание или способность оценивать собственное поведение».
То есть, тяга к достижениям заложена в человеке с раннего возраста и находится вне влияния школьных оценок.
Еще одно интересное исследование в области изучения мотивации достижений проводилось профессорами Д. Рейнором и Э. Энтином на студентах.
Эти психологи-бихевиористы доказали, что студенты с ярко выраженной потребностью в достижениях получали значительно более высокие средние оценки за обучение, если считали его важным.
Такие студенты придавали значение процессу обучения как определённому этапу достижения жизненного успеха, а потому старались получать более высокие баллы.
А вот испытуемые, у которых была низкая потребность в достижениях, прикладывали меньше усилий в реализации определенных задач по мере возникновения или усиления сложности, и, соответственно, были готовы на снижение баллов или на отказ от цели.
Из всего вышесказанного вывод следующий: вероятность достижения успеха и стремление к нему зависит от внутренней планки, от собственной потребности достигать «жизненных вершин».
И, внимание: в исследовании Рейнора и Энтина высокая потребность в достижениях в большей степени была присуща студентам с высокой академической успеваемостью.
«Для успешных в учебной деятельности старшеклассников характерна установка на результативность и успех, осознание ценности любого дела». Это — ещё одно умозаключение советского психолога-педагога Д. Б. Эльконина «в ту же копилку».
Они креативны
В 2011 году президент Гарвардского университета Ларри Саммерс заявил, что не считает академические успехи надежной гарантией успешной карьеры. В интервью The Wall Street Journal он отметил:
В мире, где вещи, требующие выносливости и усидчивости, всё чаще делаются за компьютером… нужен ли нам привычный упор на дисциплину, точность, успех и нормальность? Куда важнее мне представляются творческие способности, креатив!
В качестве примера Саммерс приводит как раз Билла Гейтса и Марка Цукерберга. Оба учились в Гарварде, были самыми обычными студентами, бросили учебу и в последующем добились невероятных высот благодаря творчеству.
Статья на тему: Лучшая креативная реклама-2014.
Выходит, достигать поставленных целей более всего типично для отличников?
Саида:
Я бы интерпретировала эти данные иначе. И за одну из главных движущих сил эволюции успешного человека взяла бы внутреннюю мотивацию, выдающееся стремление к достижению целей.
Вообще миф о невероятной жизненной успешности троечников можно проверить не только серьезными научными изысканиями, но и простыми расчётами.
Я поменяла 7 школ за 11 лет получения среднего образования, поэтому позволю себе провести статистический анализ.
В среднем, на класс из 30 человек приходилось максимум 5 отличников.
Основной костяк составляли хорошисты (и почему мы так мало говорим о них?), ну и троечников+двоечников было человек 10. То есть в два раза больше, чем отличников.
А теперь (продолжая игнорировать превалирующее число хорошистов), давайте подумаем, справедливо ли считать количество успешных людей из числа тех и других (отличники vs троечники), и затем сравнивать количественно эти неравнозначные выборки?
Несправедливо! Троечников у нас получается вдвое больше в принципе.
Если логика «троечники эффективнее и успешнее отличников в жизни» — верная, значит, среди сильных и успешных мира сего троечников должно быть, как минимум, в два раза больше, чем отличников…
Достижение цели
Отличники в большинстве перфекционисты. Они стремятся все поручения выполнить идеально, получить только отличные оценки по всем предметам, заслужить наивысшую похвалу от учителя. Для этого они постоянно что-то заучивают, решают, все свободное время отдают общественной деятельности.
У троечников все гораздо проще. Они учат предметы, которые представляют для них интерес и соответствуют их возможностям, идут к цели кратчайшим путем через ошибки и неудачи. В случае необходимости, всегда попросят о помощи и помогут сами. Их не интересуют оценки, количество знаний не должно превышать необходимого для них на тот момент уровня.
Поэтому свои цели троечники достигают гораздо легче.
Так ли это?
Саида:
Давайте спросим у FORBES! Заглянем в список 2022. Весь перечень рассматривать не будем, возьмем ТОП-5 имён.
1 место.
Джефф Безос. Окончил школу в числе лучших, а престижнейший Принстонский университет (в который легко поступил) — с «красным» дипломом и знаком отличия от академического общества Phi Beta Kappa.
2 место.
Билл Гейтс. Пишут, что у него были плохие отметки в школе, широко известен и факт его незавершенной учебы в Гарварде. Но много ли ребят среди ваших знакомых троечников зачитывались энциклопедиями и создавали свои программные продукты в 13 лет?
3 место.
Бернар Арно. Об учебе Бернара в школе известно немного, источники ограничиваются стандартными фразами о блестящих способностях и целеустремленности. Сведений о том, что он был троечником или двоечником – нет.
4 место.
Баффетт Уоррен. Инвестировал и пробовал себя в бизнесе во время учебы в школе. Не был отличником, но определенно видел ценность в получении образования: в 19 лет окончил Университет Небраски-Линкольн, став бакалавром по деловому администрированию, а затем получил степень магистра наук по экономике Колумбийского университета.
5 место.
Ларри Эллисон. Про него пишут так: неглупый парень тянулся к знаниям, но только тем, которые выбирал сам. Его интересовали космические корабли, черные дыры, устройство человеческих генов. Ларри обладал хорошими математическими способностями. Типично для троечников, как считаете?
Согласитесь, уже становится понятно: к успеху в жизни, к достижению грандиозных высот приводят не оценки в школе, а что-то другое.
Есть над чем подумать…
Как показывает практика, хороший аттестат не всегда является залогом благополучия и далеко не все двоечники, окончив школу, оказываются не у дел.
Анатолий Купчин, генеральный директор кадрового агентства «Контакт»: — Я уверен, что успех в карьере только на 10% зависит от образования. Исследование лишь подтверждает мое мнение: качество полученных знаний мало влияет на предпринимательские способности. Оставшиеся слагаемые успеха я бы распределил так: 40% — умение построить корпоративные отношения, 30% — навыки и опыт работы, 20% — творческий подход к работе, креативность. Основная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что школа не вызывает у детей интереса к знаниям и образованию в целом, а в современном обществе именно этот момент является основным условием карьерного роста.
Успех в современном бизнесе все чаще базируется на хороших знаниях, а не только на интуиции или везении. Западная формула «качественное образование = высокая зарплата» легко прижилась и у нас. По словам Валерия Полякова, в США выпускники престижных вузов (где и цены на обучение «заоблачные», и конкурс высокий) зарабатывают в несколько раз больше, чем их коллеги, окончившие учебные заведения попроще. Такая же тенденция наметилась и в России: с каждым годом двоечникам без высшего образования будет все сложнее найти свою нишу на рынке труда.
Однако для нынешних школьников хорошие отметки не должны быть самоцелью. Если раньше высокие оценки были практически единственной возможностью поступить в вуз, считает Валерий Чемеков, то теперь, когда активно развивается платное образование, стать студентом не так уж сложно. Сегодня самое важное — найти себя, понять, какая специальность и сфера деятельности подходит именно вам. А уже потом, став профессионалом, можно идти учиться дальше — участвовать в тренингах и семинарах, получать степень MBA и т. д.
Крупный план
Авраам Линкольн
Шестнадцатый президент США был гениальным самоучкой. Школу он посещал всего один год — учиться было просто некогда: семья Линкольнов жила в нищете, и юному Аврааму приходилось много работать. Немногочисленные книги, которые ему удалось прочесть в детстве, он помнил практически наизусть, в частности цитировал огромные куски из Священного Писания. Позже Линкольн самостоятельно изучил юриспруденцию и занялся частной практикой, а спустя некоторое время был избран членом законодательной палаты Иллинойса.
Дональд Трамп
Американский мультимиллионер плохо учился в школе, был дерзок с учителями и неуправляем. Не пошла на пользу и учеба в Нью-Йоркской военной академии, и в Университете финансов и торговли. Любовь к знаниям явно не была сильной стороной Трампа — зато он пылал искренней страстью… к деньгам! Будучи студентом, Дональд вынашивает идею создания крупной финансовой корпорации, позже, путем многочисленных проб и ошибок, воплощает свою мечту в жизнь. Кто знает, может, судьбу бизнесмена определила его «говорящая» фамилия? (trump в переводе с английского — «козырь»).
Пол Галвин
Основатель компании Motorola не любил учиться. Пока его одноклассники послушно корпели над уроками, он проводил время… на вокзале: торговал попкорном, мороженым и бутербродами. Стремление зарабатывать не позволяло Галвину сидеть на месте. Его первое дело — производство батареек — было закрыто из-за неуплаты налогов. Потерпели крах и несколько последующих начинаний. Неудачи закалили бизнесмена, он любил повторять: «Я падал много раз и знаю, как подняться». А «поднялся» он на производстве радиоприемников для автомобилей. Для этих устройств он придумал свою торговую марку, соединив два слова — motion (движение) и victrola (распространенный в то время домашний радиоприемник).
Томас Липтон
Детство и юность чайного магната были безрадостными. Школу он посещал крайне редко, с пяти лет работал в бакалейной лавке отца. Но судьба мелкого торговца его не прельщала, пятнадцатилетний Томас устроился юнгой на судно, курсировавшее через Атлантику, и покинул Шотландию. В Штатах он научился делать бизнес: усвоил основные принципы эффективных продаж. Вернувшись на родину, Липтон открыл свое дело, к 25 годам ему принадлежало 20 магазинов в Шотландии! Вскоре молодому бизнесмену приходит на ум гениальная идея: сделать чай (в те времена этот напиток был по карману только толстосумам) общедоступным и недорогим удовольствием. Сегодня Lipton — самая известная чайная марка во всем мире.
Генри Форд
Родоначальник американской автомобильной индустрии всю жизнь писал с ошибками. Генри Форд учился в сельской приходской школе, где все уроки вел местный священник, а в период летних работ обязанности педагога выполняла жена пастора. Неудивительно, что знания, полученные в таких условиях, были весьма посредственны. Учебе в вузе юный Форд предпочел работу в механической мастерской. Спустя несколько лет перспективного механика заметил сам Томас Эдисон! Через два года Форд стал главным инженером «Эдисоновской осветительной помесь» тележки и инвалидного кресла.
Соичиро Хонда
Один из крупнейших производителей автомобилей в Японии окончил всего восемь классов. Он не был подкован в вопросах бизнеса и торговли, не знал, что такое маркетинг и финансовая стратегия, не разбирался в тонкостях инженерного дела. Однако его подход к созданию мотоциклов и автомобилей стал революционным: мир никогда не видел столь элегантных и безукоризненных моделей! В 80-х годах автор британской газеты «Санди Таймc» писал: «Точность технических решений Хонды, похожих на работу ювелира, изумляла каждого инженера, с которым мне доводилось говорить».
Они не страдают излишним перфекционизмом
Плохие оценки — нередко результат чрезмерного самолюбия и неготовности принять свои весьма средние результаты в реальной жизни. Троечнику «перегретый» перфекционизм незнаком — и это хорошо.
Перфекционизм часто приводит к психологическим проблемам: паническим атакам (узнайте, как от них избавиться), депрессии, неуверенности в собственных силах (станьте увереннее!), неспособности принимать решения (примите правильное по методу математика Рене Декарта). Так что… во всём надо знать меру :).
Дети-троечники
Почему троечники не учатся лучше? По признанию учителей, большая часть троечников получает низкие оценки вовсе не по причине отсутствия способностей, скорее, они не считают нужным перенапрягаться или заняты чем-то другим. Быть троечником не так легко, как кажется, — двухстороннее давление учителей и родителей может доставлять неприятные минуты, однако эти дети по какой-то причине упорно не пытаются вскарабкаться на школьный олимп к вожделенной золотой медали.
В этот период практически невозможно получить объяснение, почему троечники преуспевают отличников, ведь внешне всё выглядит как раз наоборот. Конечно, исключения тоже встречаются, и нередко — есть троечники, которые просто не тянут школьную программу, есть отличники, которым всё даётся играючи, без напряжения. Но исключение только подтверждает правило.
Зависимость от чужого мнения
Не менее важен аспект зависимости от оценочного мнения других людей, отличники с детства привыкают к тому, что показатель их успешности определяется количеством полученных баллов, похвалами, грамотами и всевозможными документами. Привычка получать формальное вознаграждение вместо материального может серьёзно сказываться на умении стремиться к реальному успеху, вот почему троечники преуспевают в жизни лучше, чем отличники.
Ученики, имеющие средние оценки, привыкают отводить формальному вознаграждению адекватное место в своей жизни. Да, приятно получить грамоту или устную похвалу при обширной аудитории, но практической ценности оценочное мнение не имеет. В будущем, когда потребуется принимать серьёзные решения в бизнесе или на руководящем посту, такой человек на главное место поставит не грамоту или хвалебный пресс-релиз, а реальные положительные результаты.