Хотя термин «идентичность» прочно вошел в наш повседневный язык, он остается расплывчатым и неопределенным. Действительно, различные социальные науки пытались описать, что влечет за собой понятие идентичности.
Существует общее мнение о том, что идентичность не дана природой, а является предметом непрерывного процесса, сознательно или бессознательно формируется и подвергается влиянию: сначала вы становитесь тем, кто вы есть.
Этот процесс никогда не бывает полным, а личность человека всегда временна и хрупка.
В частности, в кризисной ситуации может случиться так, что кто-то сомневается в своей идентичности, чувствует себя дезориентированным и неуверенно в себе и своем положении в обществе.
Общее определение идентичности может быть получено из этого знания: идентичность означает ориентироваться, знать свое собственное положение в повседневной жизни, в своем окружении и в мире. Определение идентичности служит для представления себя и других. Каждое «Я есть» всегда неявно содержит отличие или разграничение от «другого».
Что такое идентичность? Определение
Термин «идентичность» можно понимать как ответ на вопрос, кто вы? (или кто-то другой). Идентичность в психологическом смысле отвечает на вопрос об условиях, создающих жизненно-историческое и кросс-ситуативное равенство в восприятии, сделать возможным для себя (внутреннее единообразие, несмотря на внешние изменения).
Таким образом, психология занялась философским вопросом, который Платон сформулировал классическим способом. В своем диалоге «Симпозион» он позволяет Сократу говорить следующим образом:
«…каждое отдельное живое существо, пока оно живет, рассматривается и называется одним и тем же: например, человек считается одним и тем же с младенчества до старости. Но хотя он носит тоже имя, он никогда не остается тем же самым в себе, но, с одной стороны, он постоянно обновляется, с другой — теряет другие вещи: волосы, плоть, кости, кровь и весь свой телесный организм. И это касается не только тела, но и души: черты характера, привычки, мнения, желания, радости и печали, страхи: все это никогда не остается неизменным у каждого человека. Но одно возникает, другое проходит»
Платон
Понятие идентичности
Идентичность — это совокупность характеристик, по которым легко идентифицировать или отличить человека или элемент. Это может иметь определенные вариации или модификации, в зависимости от опыта, опыта и даже возраста. Из этих переменных возникают типы идентичности.
Идентичность — это акт социального конструирования: собственная личность или другая личность захвачена сетью значений. Вопрос идентичности имеет универсальное и культурно специфическое измерение.
Речь всегда идет о создании соответствия между субъективным «внутренним» и социальным «внешним», то есть о создании индивидуального социального местоположения.
Формирование идентичности
Потребность в построении индивидуальной идентичности относится к основной потребности человека в признании и принадлежности. Это антропологически идентифицируемое как «неполноценное существо», субъект само-позиционирования, позволяющий с индивидуальным чувством решимости для индивидуума.
Идентичность образует рефлексивную петлю между внутренним и внешним миром. Именно в этой функции становится видимым двойственный характер идентичности: с одной стороны, он должен делать безошибочно индивидуальное, но также и социально приемлемое, репрезентативным. В этом отношении он всегда представляет собой компромисс между упрямством и адаптацией. Проблема «равенства в разнообразии» также доминирует в современных теориях идентичности.
Формирование проходит 8 стадий:
Структура идентичности
Структура любой идентичности разделена на три этапа:
1. Исходный
2. Производный
3. Итоговый
Типы идентичности
Типы идентичности — это классификации, в которых находятся социальные группы. К ним относятся возрастная идентичность, культурная, расовая, идентичность в отношениях, политическая идентичность, религиозная, идентичность социально-экономического статуса, гендерная и сексуальная идентичность, профессиональная, корпоративная и т.д.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это то, что человек видит себя, например: женщиной, мужчиной, трансгендером/гендерным квир-человеком, комбинацией или не одной из этих категорий.
Половая идентичность
Пол человека — это идентичность, которая может соответствовать или не соответствовать общепринятым ожиданиям в отношении пола при рождении. Например, при рождении человеку может быть присвоен мужской пол, но с женской идентичностью. Это может быть ощущение принадлежности к мужчине, женщине или другому полу.
Сексуальная идентичность
Идентичность сексуальной ориентации определяется как эмоциональная, романтическая, сексуальная, духовная, аффективная идентичность и/или влечение к другому человеку или другим людям. Это может включать фантазию, поведение и личную идентификацию, состав или общий настрой человека с точки зрения брачного влечения.
Сексуальная ориентация развивается в ходе многоступенчатого процесса и со временем может меняться. Сексуальная ориентация необязательно связана с гендерной идентичностью человека. Эти два понятия могут не иметь ничего общего между собой. Идентичности сексуальной ориентации могут включать: геев, лесбиянок, натуралов, гомосексуалистов, бисексуалов, пансексуалов, транссексуалов и т. д.
Этническая идентичность
Это относится к принадлежности к этнической группе с учетом генеалогии или предков, общих для людей. В этом случае людей обычно объединяет больше всего: культура, язык, религия и обычаи.
Национальная идентичность
Это относится к чувству принадлежности к нации или стране. Она имеет сходство с культурной идентичностью, но на самом деле она больше коренится в национальных чувствах, поскольку люди страны могут встретиться в определенный день, чтобы отметить годовщину независимости, революции или просто страны, в которой они живут.
Профессиональная идентичность
Это карьера или профессия, частью которой мы являемся и в которой нас сопровождают люди с таким же призванием. Здесь собраны наши знания, ценности, с которыми мы работаем, и возложенные на нас обязанности.
Культурная идентичность
Она определяется с точки зрения культуры, языка и страны происхождения. Это относится к человеку или большой группе людей, разделяющих национальное, культурное и / или языковое наследие, независимо от того, проживают ли они в странах своего происхождения.
Идентичность цивилизационная
Это соотношение себя с историей, развитием, культурой и т.д. своего государства. Формирование понятия — Родина. Формирование данной идентичности является одной из приоритетных целей образования на уровне государства, что также является необходимостью для развития государства.
Групповая и эго идентичность
Непрерывность и устойчивость собственного «Я» и субъективное чувство целостности — эго идентичность.
Чувство принадлежности одной из социальных групп — групповая идентичность.
Обе этих идентичности формируются прижизненно и осознано.
Использование в экономике
- Идентичность бренда (англ. Brand Identity) — это отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality).
- Идентичность бренда территории (англ. destination-brand identity) — визуальная концепция, которая выражает основные особенности городов, стран, регионов и разных территорий. Связывается с понятиями из смежных наук территориальная идентичность, национальная идентичность (англ. National Identity). Бренд-менеджмент территорий (англ. destination-brand management) — новое направление в бренд-менеджменте.
- Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражают в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, лишь в отношении к корпоративному бренду.
Потеря идентичности
Потеря идентичности может произойти в любом возрасте. Она происходит тогда, когда человек обнаруживает огромные различия между тем, каким человек себя ощущает и хотел бы быть и тем, кем он является на самом деле. Это прежде всего касается нашего опыта, потому что главное отличие человека от других – это его опыт.
Причины
- Неожиданные изменения
Такие изменения, как тяжелая утрата из-за значительной и неожиданной утраты, развода, увольнения, вынужденного переезда из-за смены работы или других факторов, среди прочего, часто являются «спусковыми крючками» потери идентичности.
- Стадия отрочества
Эта стадия является чувствительной из-за постоянных и глубоких физических, умственных и психологических изменений, которые происходят в промежуточной фазе детства или взрослости.
Следовательно, это может вызвать потерю идентичности, поскольку человек должен развить новую идентичность, и для этого он будет полагаться на группы своих сверстников.
- Недостаток самопознания
Если человек не понимает своих личных ценностей и сталкивается с ситуацией, в которой он должен принять важное решение для своей жизни, понимая, что он на самом деле не знает себя, он вступает в конфликт, который может вызвать потерю идентичности.
Симптомы и признаки
Потеря идентичности вызывает ряд симптомов. Однако нужно иметь в виду, что все симптомы могут варьироваться от одного человека к другому:
- чувство потерянности;
- чувство одиночества и пустоты;
- проблемы с принятием решений, поскольку нет твердых или определенных критериев;
- беспокойство;
- сложности с решением проблем;
- эмоциональная нестабильность;
- ощущение отсутствия способности или подготовки к изменениям и новым циклам.
Опасность состояния
Все это может иметь последствия, которые влияют не только на психическое здоровье тех, кто от него страдает, но также могут представлять риск для физического и эмоционального здоровья.
По этой причине рекомендуется в случае выявления подобного состояния обратиться за помощью к профессионалу, способному диагностировать и применять эффективное лечение.
Что делать?
Чтобы их преодолеть, не стоит прибегать к таким фразам самопомощи, как «счастье в тебе» или «если хочешь, то сможешь». В некоторых случаях требуется процесс принятия, в котором человеку удается предположить, что он не может достичь своей цели или жизненно важной цели. В других случаях терапия пытается указать путь перенаправления жизни человека. Консультационная работа может быть направлена на устранение множества предрассудков.
Посещение психолога поможет приобрести инструменты, которые впоследствии пригодятся в жизни.
Кризис идентичности
Кризис идентичности известен как период, когда человек испытывает серию глубоких сомнений в себе.
Эти сомнения характеризуются сомнением в смысле существования и сопровождаются чувством пустоты и одиночества.
Так возникает чувство тревоги, когда человек пытается переопределить, кто он есть и в какой жизненно важный момент он находится.
Кризис идентичности делится на два типа:
- Дефицит идентичности возникает, когда человеку трудно принимать важные решения. Человек отвергает ценности или цели и питает чувство незащищенности и пустоты. Они очень чувствительны к влиянию других людей.
- Конфликт идентичности — это несовместимость двух или более аспектов идентичности. Этот тип кризиса часто возникает в периоды, когда человек вынужден принимать важное и трудное жизненное решение. Человек, который хочет достичь двух противоречащих друг другу целей одновременно. Этот кризис часто сопровождается чувством вины или раскаяния.
Идентичность — сложный и противоречивый вопрос, поскольку он не имеет четкого определения, может ли она быть создана по выбору или является концепцией, которая навязывается обществу, чтобы стать частью чего-то большего. В конце концов, знание идеи идентичности дает нам необходимые инструменты, чтобы узнать, кто мы и кем хотим быть.
Наталья Шахова
Составляющие части нашей идентичности:
Индивидуальность – человек с первых дней и в течение всей жизни учится осознанно ощущать собственную уникальность и собственное отдельное существование.
Тождественность и целостность – ребенок постепенно начинает замечать внутреннюю тождественность. На пути взросления появляется чувство непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
Единство и синтез – появляется потребность в ощущении внутренней гармонии и единства, восприятие образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
Социальная солидарность — это потребность в ощущении и проявлении внутренней солидарности с идеалами общества и его подгруппами; ощущение того, что персональная идентичность значима для уважаемых данным человеком людей (референтной группе), которая соответствует их ожиданиям.