«Утром услышать Дао, и вечером умереть». Чему Конфуций учил Китай


Конфуций — одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.

Вокруг личности Кун-цзы возникло немало мифов и мистификаций, что характерно для почитаемых и почти обожествленных исторических персоналий. Но кроме этого, о жизненной истории Конфуция есть достаточно надежных сведений, которые помогают определенно составить портрет древнекитайского мудреца и философа.

Как один из первых идеологов правильной, ответственной и от части персонализированной государственной машины, «Учитель» стал примером для многих поколений китайских бюрократов, которые во все времена отличались слаженностью работы и исполнительностью. Гуманистическая и, в то же время, ориентированная на государственную справедливость идеология этики в государственных и бытовых делах, развитая Конфуцием и его учениками, не только стала основой состоятельности больших азиатских государств, но даже получила статус религиозного течения, хотя таким по сути не является.

Чтобы разобраться, что принесли миру идеи Конфуция, стоит более детально рассмотреть его жизнь, учения и какие от этого возникли последствия.

Рождение и значение имен философа

Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых «срединных» царств, — в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям, настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция, чтобы придать ей более сакрального смысла.

В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ, велась летопись под названием «Чунь цю» (летопись «Весен и осеней») — с 722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. — летопись «Чжань-го» (летопись «Воюющих государств»), давшая название соответствующему периоду истории Древней Поднебесной.

Местом рождения для будущего «Учителя» всего Китая стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит другое название — ЦюйФу, и находиться в одной из провинций КНР — Шаньдун.

Имя Конфуций — происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы — Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы — это только приставка к имени обозначающая термин «Учитель», под которым он известен большинству почитателей.

При рождении Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают «холм» и «второй из глины», что связано с историей рождения — этими именами его нарекла мать.

Когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов неподалеку святого места мать наградила философа.

Чжуан-цзы

«Tianxia» Чжуан-цзы поминая «Книгу перемен» и «Книгу вёсны и осени»: как видно из всех их правил, содержание передавалось из поколения в поколение через старые законы, и многое из этого все еще можно найти в исторических справках. Что из этого было в Ши-цзин, Шу-цзин, Ли-цзи и Yue (неужели Книга музыки, прим), можно было узнать у ученых Цоу (маленькое княжество рядом с Лу. ) и Лу, а также у членов различных дворов. Ши-цзин описывает то, что должно быть целью ума; Шу-цзин — ход событий; Ли-цзин предназначено направлять поведение; Yue -устанавливать гармонию; Чжоуи, чтобы показать действие Инь и Ян; Вёсны и осени, чтобы показать имена и обязанности, принадлежащие им.

Выше сказанное подразумевает две вещи: во-первых, некоторые Книги действительно существовали до периода Конфуция; во-вторых, Шестикнижие, упомянутое выше, не могут быть всеми книгами. Ши-цзин и Шу-цзин определенно были буквально документами, но Ли-цзи и Yue могут быть книгами практики. Все они были унаследованы Конфуцием и школой Жу.

Напишите обратную связь на данный материал в комментариях чтобы понимать продолжать или нет. Автор перевода и слушатель лекции Алексей Карпов.

Семья и происхождение

Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.

Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным — 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.

Одна из версий истории рождения Конфуция заключается в возможности его появления на свет, как внебрачного сына Шулян Хэ. Дело в том, что женитьба 60-летнего старика с молодой девушкой в то время воспринималось как варварство — таким старым мужчинам не принято было создавать новую семью. Последователи конфуцианства версию внебрачного происхождения «Учителя» отрицают, а исторических доказательств этой теории нет.

По происхождению Шулян Хэ из рода Кун был потомственным Ши — из сословия дальних родственников и побочных ветвей аристократических фамилий Китая. Исследователям, занимавшимися поисками происхождения рода Кун, стало известно, что он произошел от одного из сыновей Ди И — предпоследнего из императоров династии Инь, который был правителем Китайского государства в период с 1101 по 1076 гг. до н.э.

Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.

Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.

Конфуцианская философия

Конфуцианская философия является «учением о жизни». Как основное направление китайской философии, конфуцианство развивалось более 2000 лет, но мы все еще можем нащупать его центральную идею тех лет, которая содержится и способствует развитию и сегодня.
Учение о жизни постоянно развивается и изменяется вокруг «пути бытия человека». Это означает, что упражнения по самосовершенствованию, которые делают человека самим собой или тем, что он есть, являются центральным ключом к развитию конфуцианства. Поэтому, вместо того, чтобы рассматривать конфуцианскую философию как метафизику, которая фокусируется на онтологии, лучше раскрыть ее как своего рода практическую философию, фокусирующуюся на личности и добродетелях.

Это означает, что отправной точкой конфуцианской философии является теория ум-сердце и человеческой природы (心性), которая связана главным образом с моралью.

Основываясь на упомянутом выше, развитие конфуцианства можно описать следующим образом: с точки зрения «саморазвития» в период до династии Цин конфуцианство обеспечивало две основные идеи для подрастающего поколения: теорией разума и природы; и теорией самопознания. Конфуцианство времени династий Сун и Мин может быть исследовано так же с двух вышеупомянутых аспектов, а также проблематики необходимого академического усилия для понимания современного Нео конфуцианства, то есть как оно может быть пересказано в контексте современной философии.

В целом, этот курс настаивает на двух принципах. Одна из них — показать внутреннюю связь между конфуцианством и древнегреческой философией, потому что они обе могут быть признаны как образ жизни с точки зрения теории самосовершенствования или духовных упражнений; другая — рассматривать конфуцианство как систему знаний в виде современной философии, которая принадлежит науке, а не является объектом веры и тем более религией.

Почему конфуцианство нельзя рассматривать как религию?

В классическом конфуцианстве на, то есть несколько причин: нет мифа о сотворении мира, и нет упоминания о рае или аде. Конфуцианская философия предполагает методичное рефлексивное мышление о жизни.

Такого рода мышление принимает жизнь как объект; с этой точки зрения теория жизни, теория вселенной, теория познания все они возникают из этого типа мышления — продукт рефлективного мышления. Эта идея создаёт контраст между философией и религией, а ценность конфуцианской философии заключается в морали или супер-моральных ценностях, а это не что иное, как быть мудрецом.

Высшее достижение мудреца — отождествление индивида со вселенной. Эта идентификация не является таинственным состоянием души, но основана на добродетелях, которых мы можем достичь в нашей личности.

Бедность, собственная семья, обучение

Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.

В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице).

В 16-летнем возрасте Конфуций лишился матери. Сначала он похоронил ее на Дороге Пяти отцов Уфуцюй, чтобы потом иметь возможность похоронить рядом со своим отцом, о месторасположении могилы которого он на момент смерти матери ничего не знал. Янь Чжицзай решила не рассказывать об этом сыну. Но позже Конфуций узнал о месте захоронения отца — возле горы под названием Фаншань, после чего перенес к нему и прах матери.

В 19-летнем возрасте Конфуций женился. В браке родились сын Ли и 2 дочери. С сыном Конфуций имел напряженные отношения, из-за чего позже его ученики назвали своего «Учителя» строгим и требовательным к собственному сыну.

Овладев пятью искусствами, малоизвестный будущий мудрец получает должность в клане Цзи — становиться счетоводом и ответственным за скот.

Некоторые писатели того времени создали миф о том, что в этот период Конфуций встретился с Лао-Цзы в царстве Чжоу, основательных исторических подтверждений чему исследователи так и не нашли.

В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу — в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Школа Конфуция


Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей.

Во-первых, он начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату — связку сушеного мяса. Таким образом практически любой китаец мог получить доступ к обучению.

Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.

В некоторых источниках указывается число 72 ученика, но историки утверждают, что это лишь одна из многих попыток придать символизм истории жизни философа.

На протяжении работы школы Конфуций длительное время развивает свои учения, а также пытается найти великих правителей — «благородных мужей», которые смогут на практике реализовать его подход правильного управления.

Кроме того, в исторических документах существуют сведения о посещении школы известными общественно-политическими деятелями и руководителями отдельных царств и земель.

Благородство и культура

Каждый уважающий себя человек должен обладать этими качествами. Так считал Конфуций. При этом соблюдение ритуала – неотъемлемая часть жизни культурного и благородного китайца. То есть люди обязаны в первую очередь думать не о еде, а о высших материях. Благородный человек всегда размышляет о возвышенном: о пути, о жизни и культуре. Принципы конфуцианства всегда делают акцент на духовном, а не на плотском насыщении.

Другой стороной культуры, по мнению Конфуция, является чувство меры. Животное не контролирует свои инстинкты, и когда видит пищу, то полностью её заглатывает. Хищник будет преследовать свою добычу до полного изнеможения и упадка сил. Человек – существо высшего ранга. Он во всём должен соблюдать золотую середину, не уподобляться зверю, даже если речь идёт о таком его врождённом инстинкте, как утоление голода.

Что касается благородства, им обладает тот китаец, который сможет до конца пройти три дороги: отшельника, чиновника и военного. При этом он должен соблюдать следующие правила: в первом случае быть человеколюбивым и не беспокоиться, во втором – знать и не сомневаться, в третьем – оставаться смелым и не бояться.

Поиски великих правителей

После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать и становиться участником, а также жертвой интриг.

В 517 году до н.э., в возрасте 35 лет «Учитель» отправился в царство Ци, где в итоге задержался на пару лет, но в 515 году до н.э. вынужден был покинуть дворец правителя Ци — Цзин-гуна. Причиной ухода со двора правителя царства Ци послужило давление со стороны местного аристократического сословия.

Конфуций вернулся в Лу и, получив дипломатическую должность в 500 году до н.э., успешно работал на своем посту, пока не был спровоцирован представителями царства Ци при выполнении одного из ритуалов жертвенной церемонии.

После этого философ покинул свою должность в Ли, а в последующие годы много путешествовал. Около 14 лет заняли у Конфуция его посещения разных царств. Согласно исследованиям, он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника.

Кроме этого, Конфуций в этот период собрал немало поклонников по всему Китаю.

Неоконфуцианство

Древнекитайское конфуцианство породило такое направление, как неоконфуцианство. Религиозное течение зародилось на территории Китая в 5-8 веке нашей эры. Предшественниками являются философы из эпохи Тан, Хань Юя, Ли Ао. Цель – последующее развитие конфуцианства, чтобы ослабить действие таких религий, как буддизм и даосизм именно для китайцев.

В 14 веке это верование было признана официальной китайской религией. Этот статус сохранялся до 20 века. Идеи философии постепенно распространились по Японии, Вьетнаму, Корее.

В качестве первоосновы религии, доктрины выделяли великий предел, состоящий из материального и идеального бестелесного. Они не могут существовать друг без друга, а мир – это порождение сознания. С течением времени буддийский и даосский уход от реальной и деятельной жизни сменились такими понятиями, как реальность и практичность.

Последователи религии Конфуция желали восстановить его аутентичную веру, использовали его истоки. Они признали подразделение людей на несколько социальных классов, а в виде канона применили четверокнижие, которое сменило ранее утвержденное пятикнижие.

В неоконфуцианстве есть еще основные доктрины, гласящие об учении и философии:

  • истинных путей;
  • сердца;
  • принципах;
  • реальности;
  • эпохи Сун;
  • совершенной мудрости.

Каждая из них имеет особое значение.

Учение Конфуция

Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.

Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.

В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними — ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания — древние правители Яо и Шунь — также не являлись идеальными и «совершенномудрыми», о чем встречаются записи в книге «Лунь-юй».

«Лунь-юй» — главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.

В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:

  • цзюнь-цзы — благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;
  • сяо жэнь — маленький, простой человек, неспособный понять учение.

Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.

Биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций — самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон.

Конфуций — новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Добродетели и принципы конфуцианства


Пять добродетелей благородного мужа, согласно Конфуцию, также имеют некоторое отношения к стихиям, которых в Китая также насчитывается 5. Уже позже, после формирования и обоснования этих добродетелей им в соответствие начали ставить стихии.

Жэнь (человеколюбие) — главная добродетель в человеке, определяющая его способность придерживаться правильного баланса любви и ненависти. Жэнь можно определить, как стремление к статусу-кво: не делать другому человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Стихия — дерево.

Чжи (мудрость) — благодетель, которая помогает человеку не только принимать знания, но и реализовывать их на практике. Истинной мудростью, согласно Конфуцию, обладает лишь тот, кто «размышляет и учиться», поскольку первое без второго — губительно, а второе без первого — напрасная трата времени. Стихия — вода.

И (справедливость) — постулат, в некоторой степени уравновешивающий жэнь и исходит из него. Он указывает на необходимость соответствия внешней формы внутреннему знанию. Стихия — металл, символ прочности, прямоты, однозначности.

Ли (ритуал) — благодетель, отвечающая за нормативное поведение и выполнение предписаний, согласно которым устроено общество. Неподобающее ли должно оставаться вне пределов устоя общества, оно не должно вызывать интерес. Соблюдение ритуала — важнейшая основа сохранения баланса, которая выступает также нормативной предпосылкой конфуцианства, обуславливая важность действий каждого члена общества, находящегося на своем месте. Соответствует огню, энергии движения и роста общества.

Синь (искренность) — определяет меру осторожности в поступках. Этот постулат предвидит выполнение данного слова, а также необходимость исправления ошибок. Понятия стыда, радости или любых других естественных реакций в конфуцианстве — показательные. Земля в качестве стихии уравновешивает ли — во избежание высокомерия и лицемерия.

В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.

Сяо (почтение) — важная особенность благородного мужа. Только почитая старших, руководителей, родителей можно стать благородным мужем, претендовать на то, чтобы стать достойным правителем. С другой стороны, родитель и правитель должны ощущать отцовскую любовь к младшим.

Тянь (небо) — самый достойный пример подражания в плане ритуала ли. Первыми подражателями стали Яо и Шунь, которые создали нормы и ритуал.

Дао (путь) — правильный путь, этический, порожденный человеком и небом. Цель человека в жизни — пройти этот путь.

Чжэн-мин (выправление имен) — самый важный критерий оценки человека и его добродетелей. Если поступки человека соответствуют его месту в обществе, то он носит правильное имя, название. Если человек ведет себя неподобающе, например, не как правитель, то он не может быть правителем. Здесь мысли апологетов конфуцианства переплетаются с постулатами меритократии. Важность чжэн-мин в учении Конфуция проявилась даже в том, как он подбирал учеников.

КОНФУЦИАНСТВО

(кит. жу цзя [цзяо] – [учение] школы ученых-интеллектуалов) – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с
даосизмом
и
буддизмом
) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6–5 вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя –
Конфуция
, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженной гл.о. в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – восходящие к кон. 2-го – 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. каноны
«Шу цзин»
и
«Ши цзин».
Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11–3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных, гл.о. астрономо-астрологических, штудиях. Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правителей (или жреческой верхушки) государства Шан-Инь, покоренного в 12–11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» – «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство – одна семья», государь – Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» в той же мере, в какой Небо – отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвященном ей каноническом трактате («Сяо цзин»

) была возведена в ранг «корня благодати/добродетели» (
дэ
)
.
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь

) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (
жэнь
), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (
ли
)
.
Нормативный тип человека, по Конфуцию, – «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (
мин
), и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.

Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли»; «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений». Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в «золотое правило» морали (шу – «взаимность», см. Чжун шу

), во втором – в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (
чжэн мин
– «выправление имен»). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, – утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка – «пути» (
дао
), важнейшие проявления которого суть «гуманность», «должная справедливость» (и), «взаимность», «разумность» (
чжи
), «мужество» (юн), «[уважительная] осторожность» (цзин), «сыновняя почтительность» (сяо), «братская любовь» (ди, ти), собственное достоинство, верность (чжун), «милостивость» и др. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (
дэ
)
.
Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные («Да сюэ»

, «Сяо цзин», комментарий к «Чунь цю»), и имплицитные онтолого-космологические (
«Чжун юн
, «Си цы чжуань») представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу (а потому впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в 4–3 вв. до н.э. предложили
Мэн-цзы
и
Сюнь-цзы.
Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син), которой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы – социальной и гносеопраксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя (см.
Ван дао
) «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с
легизмом
.

Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа

)
.
Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям «Конфуция эпохи Хань» –
Дун Чжуншу
, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы
иньян цзя
, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. – нач. 3 в. н.э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого – систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайской философии (5–3 вв. до н.э.), и тексто-лого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном (сокровенном)» (
сюань сюэ
)
.
Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание
неоконфуцианства
, явились Ван Тун (кон. 6 – нач. 7 в.),
Хань Юй
и Ли Ао (8–9 вв.).

Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (см. Сян шу чжи сюэ

) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил
Чжоу Дуньи
, идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве
Чжу Си.
Учение последнего, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах – Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14–17 вв.) составила школа
Лу Цзююаня

Ван Янмина
, идейно господствовавшая в Китае в 16–17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы – Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы – Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в т.ч. и моральных норм. В 17–19 вв. оба ведущих учения – Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ – «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного
Гу Яньу
и возглавленного
Дай Чжэнем.
Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ). С кон. 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (см.
Кан Ювэй
) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й пол. 20 в. особенно в противостоянии учений
Фэн Юланя
и
Сюн Шили
внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в это время новой, четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства – постнеоконфуцианства или
нового конфуцианства
, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику» неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е гг. (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») конфуцианство успешно реанимируется ныне и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

Литература:

1. Попов П.С.

Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904 (репринт – М., 1998);

2. Он же.

Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910;

3. Радуль-Затуловский Я.Б.

Конфуцианство и его распространение в Японии. М.–Л., 1947;

4. Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961;

5. Го Можо.

Философы древнего Китая. М., 1961;

6. Васильев Л.С.

Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 94–217;

7. Древнекитайская философия, т. 1–2., М., 1972–73;

8. Алексеев В.М.

Китайская литература. М., 1978, с. 386–414, 429–98;

9. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982;

10. Кобзев А.И.

Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;

11. Лапина З.Г.

Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985;

12. История китайской философии. М., 1989;

13. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990;

14. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994;

15. Фэн Юлань.

Краткая история китайской философии. СПб., 1998;

16. Переломов Л.С.

Конфуций: «Лунь юй». М., 1998;

17. Рубин В.А.

Личность и власть в древнем Китае. М., 1999;

18. Ду Цзиньмин.

Чжунго жу сюэ ши ганъяо (Очерк истории китайского конфуцианства). Пекин, 1943;

19. Жу цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конфуцианской идеологии). Шанхай, 1948;

20. Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), кн. 1–40. Пекин, 1957;

21. Пан Пу.

Жу цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектического метода конфуцианства). Пекин, 1984;

22. Ло Гуан.

Жу цзя чжэсюэ дэ тиси (Философская система конфуцианства). Тайбэй, 1986;

23. Чжунго жу сюэ цыдянь (Словарь китайского конфуцианства). Шэньян, 1988;

24. Кун сюэ чжи-ши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990;

25. Fung Yu-lan.

A History of Chinese Philosophy, v. 1–2. Princeton, 1953;

26. The Confucian Persuasion. Stanford. 1960;

27. Legge J.

The Chinese Classics, v. 1–5. Hong Kong, 1960;

28. Chan Wing-tsit.

A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N. J.)–L., 1963;

29. Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965;

30. Ching J.

Confucianism and Christianity: A Comparative Study Tokyo, 1978;

31. Tu Wei-ming.

Humanity and Self-cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979.

А.И.Кобзев

Смысл и значение конфуцианства на Востоке

Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.

Постулаты конфуцианства коренным образом противоречат моизму, проповедующему «всеобщую любовь», предлагая обществу любовь справедливую, что делает конфуцианство более социализированным и менее утопичным, чем моизм.

С другой стороны, концепция последователей Конфуция опровергает необходимость придерживаться закона, к чему призывают сторонники легизма. В противовес «букве закона», можно сказать, конфуцианство открывает широкие возможности для соблюдения «духа закона».

Становясь основой к подходу управления, учение Конфуция коренным образом изменяет суть управления. Благодаря своему влиянию оно стало этико-политической нормативной основой китайского общества и утверждается на своих позициях, несмотря на все исторические, политические и экономические изменения мира в целом и Поднебесной в частности.

Основные идеи

Цель конфуцианства как религии и философии – создать общество, в котором все будут жить в гармонии, соответствуя древнему образцу, когда каждый человек имел свою особую функцию. Концепция формирования основывалась на преданности. Должна быть особая лояльность в отношении между начальством и подчиненными. Это позволит избежать конфликтов, сохранить социум в лучшем виде.

В корнях философии лежит гуманизм. Из него с течением времени вытекли еще некоторые идеи:

  1. Ритуал – ли. Значение – жертвовать, совершить церемониальную процессию. Позднее расшифровку расширили, она стала касаться светского церемониального поведения. Еще позже эти действия означали приличие, вежливость, которые по религии нужно было выказывать каждый день в повседневной жизни.
  2. Почтительность сыновей – сяо. Согласно философии дети должны в обязательном порядке слушаться и уважать своих родителей – отца. Подход касается не только семей, но и для взаимоотношений правителя с подопечными, мужа и жены, старшего и младшего брата. Есть особые предписания религии для каждого из перечисленных участников. Распространялись эти правила даже на усопших, что породило почитание предков.
  3. Сохранение верности – чжун. Этот момент в философии актуален для социальных классов, к которым относились последователи Конфуция. Обладатель политической власти должен был получить верность народа. У сыновей речь идет о верности отцам, членам клана, у чиновников – князьям, имеющим более высокий ранг. По этой схеме выстроили целую феодальную систему, обязывающую императора быть верным, искренним, гуманным к народу.
  4. Соблюдение правил гуманности – жэнь. Основное правило религии – не делать другим того, чего не пожелаешь себе. Человек будет и умрет таким, каким он сам себя создает, а не тем, каким его родили. По принципам философии, все рождаются хорошими и непорочными, но присутствие слабостей портит характер, душу, изменяя их в худшую сторону.
  5. Справедливость – и. Необходимо действовать и мыслить только с собственной точки зрения, совершать рациональные действия, стараться обуздать себя, противостоять искушениям. Справедливость в этой философии считали целостностью.

Эти идеи проницательны и могут принести пользу даже тем, кто не является последователем Конфуция.

Конфуций

Смерть Конфуция и его наследие


Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.

Собрание «Лунь-юй» («Рассуждения и разговоры») — сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.

Начиная со времен Хань (2 век до н.э. — 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.

Общая информация

Слово «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Оно образовалось от латинизированной формы титула и фамилии его основателя и означает «мудрый учитель Кун». Одновременно его китайский аналог «жу-цзяо» переводится как «учение просвещённых, благовоспитанных людей». Исходя из этого, многие древние исследователи утверждали, что конфуцианство – религия учёных. Но это не совсем так. Назвать рассматриваемое течение строго верованием трудно, скорее, это уклад жизни, способ мышления и восприятия окружающего мира.

конфуцианство всегда рассматривается как религиозно-философское учение, наполненное традициями Востока
Конфуцианство

Несмотря на это, конфуцианство всегда рассматривается как религиозно-философское учение, наполненное традициями Востока. Его влияние на китайское общество было настолько великим и глубоким, что с помощью принципов этого течения формировались ценности людей, житейская мудрость. С веками значение его нисколько не уменьшилось, оно ощущается в любой сфере жизни. Кроме того, конфуцианство – религия, философия и учение – на протяжении почти двух тысячелетий оставалось главной идеологией Китайской империи. Фактически её значение было аналогичным католической церкви и Ватикана в Европе в Средние века.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]