Психология до сих пор остаётся одной из самых загадочных дисциплин медицинской науки. Кстати, её часто путают с младшей сестрой — психиатрией. Это неверно, потому что психиатрия является дисциплиной практической, лечебной.
Занимаются этой наукой учёные-психологи. Можно спорить о том, кто из них внёс больший или меньший вклад именно в науку. Но известность не ограничивается научными премиями.
Давайте познакомимся с жизнью и особенностями творчества самых известных психологов России и мира.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Австрийский психолог, невролог, психиатр. Создатель теории психоанализа. Им впервые была разработана обоснованная трехкомпонентная теория личности, определены стадии психосексуального развития человека, описаны многие механизмы психологической защиты и проработаны психотерапевтические методики толкования сновидений и свободных ассоциаций.
Автор множества научных трудов, Фрейд оказал колоссальное влияние на медицину, социологию, антропологию, искусство и литературу ХХ века, его теории были прорывом в психологии и психиатрии, а методы лечения намного опережали свое время и остаются востребованными до сих пор.
Адлер Альфред
Этот человек также принадлежит к научным светилам, оставившим глубокий след в психологии. Он родился в австрийском Пенцинге в 1870 году. Примечателен тот факт, что Альфред не стал последователем Фрейда. Он сознательно лишился членства в психоаналитическом обществе. Ученый сплотил вокруг себя собственный коллектив единомышленников под названием «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 году он публикует монографию «О нервном характере».
Вскоре он инициирует создание «Журнала индивидуальной психологии». Когда власть захватили нацисты, он прекратил научную деятельность. В 1938 году была закрыта клиника Альфреда. Так или иначе, но он был единственным экспертом в области психологии, который отстаивал идею о том, что главная составляющая развития личности – это желание сохранить и развить собственную неповторимость и индивидуальность.
Ученый полагал, что образ жизни человека напрямую влияет на качество опыта, который он приобретет в старости. Этот опыт прочно взаимосвязан с ощущением коллективизма, одним из трех врожденных бессознательных чувств, входящих в структуру «Я». Конструкция стиля жизни зиждется на чувстве коллективизма, но оно далеко не всегда подлежит развитию и может оставаться в зачаточном состоянии. В последнем случае могут возникать ссоры и конфликтные ситуации. Ученый подчеркивал, что если человек может находить общий язык с другими, то стать неврастеником ему не грозит, и он редко когда отважится на дикие и необдуманные поступки.
Карл Густав Юнг (1875-1961)
Швейцарский философ и психиатр, основоположник одного из течений глубинной психологии, а именно аналитического. В работе с бессознательным пытался не только решить проблему детских страхов, но и исследовать память поколений, проводя параллели между мистикой, алхимией и психологией. Основной темой его работ было соотношение мышления и культуры, биологического и культурно-исторического факторов в развитии народов, разница в мировоззрении Востока и Запада, анализ мифов, сказаний и легенд. Соединение сознательного и бессознательного полагал источником культуры.
Развил теорию коллективного бессознательного, работал по методу свободных ассоциаций, толкования архетипических символов и образов. Ввел термины «интроверсия» и «экстраверсия», типологию характеров, главной задачей психотерапии считал помощь в реализации индивидуальности каждой личности.
Алоис Альцгеймер
Мировая знаменитость — немецкий невролог Алоис Альцгеймер (1864 — 1915) получил медицинскую степень в Вюрцбургском университете в 1887 году, а затем продолжил работу в качестве клинического ассистента в муниципальном психиатрическом приюте Франкфурта.
В этом учреждении он начал свои исследования патологии нервной системы в сотрудничестве с неврологом Францем Нисслем. В период с 1904 по 1918 год они опубликовали работу в шести томах «Гистологические и гистопатологические исследования коры головного мозга», в которых, среди прочего, рассматривались алкогольный делирий, опухоли головного мозга, эпилепсия, общий паралич и, прежде всего, раннее слабоумие. Наиболее распространенные формы были бы названы «болезнью Альцгеймера».
Альцгеймер встретил Огюста Детера в 1901 году, 51-летнюю пациентку, чьи умственные способности и личность заметно ухудшились: она забывала о вещах, имела параноидальное поведение и вела себя странно. В 1906 году, после смерти женщины, Альцгеймер провел вскрытие (исследование трупа для установления причины смерти или исследования повреждений, вызванных болезнью) и исследовал ее мозг, где он заметил, что нервные волокна имеют редкое утолщение, и они запутались.
Он также заметил, что тело клетки и ядра нервных клеток в головном мозге исчезли. Болезнь Альцгеймера осознала, что эти изменения представляют собой новое открытие, ранее не идентифицированное заболевание. Но пройдет более семи десятилетий, прежде чем исследователи снова обратят внимание на эту разрушительную и озадачивающую болезнь.
Болезнь Альцгеймера — это состояние, характеризующееся повреждением и последующей смертью клеток мозга, что со временем приводит к необратимому снижению умственного развития. Его часто путают с дряхлостью (ухудшение физических и умственных способностей, связанное со старостью), поскольку проявления болезни Альцгеймера включают прогрессирующую потерю памяти, изменения личности и потерю концентрации и рассудительности. Хотя большинство пациентов старше 65 лет, это заболевание не является следствием процесса старения. Лекарства могут облегчить некоторые симптомы на ранних стадиях, но эффективного лечения или лечения нет. Его точная этиология в настоящее время неизвестна.
Не существует простой процедуры, такой как анализ крови, которая может диагностировать болезнь Альцгеймера. Окончательный диагноз может быть установлен только при вскрытии, которое позволяет исследовать ткань головного мозга. У живого пациента диагноз ставится на основании его истории болезни, физического обследования, лабораторных тестов, чтобы исключить другие возможные причины симптомов, и неврологических тестов для определения психической деятельности. По полученным данным, врачи могут правильно диагностировать 90 и более процентов случаев.
И хотя конкретная причина этого заболевания неизвестна, но было выявлено несколько факторов риска: пожилой возраст, травмы головы и генетические мутации, то есть постоянные изменения, которым могут подвергаться гены, единицы наследственности. Когда заболевание возникает у нескольких членов одной семьи, это называется семейной болезнью Альцгеймера и считается, что оно может быть вызвано измененным геном.
Ученые изучают влияние алюминия как возможного токсического агента на развитие болезни. Также были проведены исследования функции ацетилхолина, поскольку было замечено, что люди с низким уровнем этого нейромедиатора имеют более серьезные симптомы. Некоторые ученые считают, что аномальные белки, обнаруженные в бляшках головного мозга пациентов, могут быть ключом к пониманию болезни Альцгеймера. Другой изучаемый фактор считается возможной причиной: медленно действующий вирус.
В связи с прогрессирующим старением населения, вызванным достижениями медицины и повышением качества жизни, заболеваемость болезнью Альцгеймера растет, как и стоимость медицинского обслуживания пациентов, страдающих этим заболеванием.
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Американский психолог, основатель направления гуманистической психологии. Теориям личности, построенным на основе психоанализа, данные для которых, как правило, собирались при диагностировании людей с определенными нарушениями или отклонениями, противопоставил теорию личности здорового, реализовавшегося человека.
Самая известная теория Маслоу — теория мотивации, из которой он вывел иерархию потребностей, более известную как пирамида Маслоу; во главу угла ставил потребность человека к самореализации.
Дейл Карнеги (1888-1955)
Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.
На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.
Ирвин Ялом (род. 1931)
Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.
Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти.
Эрнст Генрих Вебер
Эрнст Генрих Вебер — знаменитый психотерапевт всех возрастов. Вебер был сыном известного ученого-теолога Михаэля Вебера и братом знаменитого физика Вильгельма Вебера, немецкого психолога и анатома по совместительству Эрнста Генриха Вебера Он вырос в научной среде. Семья Вебера имела отношения со знаменитым физиком-акустиком Эрнстом Флоренсом Фридрихом Хладни. Вебер стал профессором сравнительной анатомии в 1818 году , а в 1840 году – профессором психологии.
Он сотрудничал с Гауссом в изучении геомагнетизма. Он стал ректором Альма-матер в Лейпциге, скончавшись в этом городе 26 января 1878 года.
Он исследовал ощущения, осязательные ощущения кожи привели его к так называемому закону Вебера.
Этот психолог хорошо продвинулся в научной работе над книгой «Анатомия, чувствительность и физиология». Наиболее популярными являются работы, которые затрагивают изучение органов чувств.
Все работы Вебера станут основой для развития психофизики и экспериментальной психологии:
- Сравнительная анатомия симпатического нерва (1817 г.)
- Слух и слух человека и животных (1820 г.)
- Трактат о движении радужной оболочки глаза (1821 г.)
- Эксперименты, основанные на теории волн (1825 г.)
Работа совместно с братьями Вильгельм Эдуард Вебер (физик) и Фридрих Эдуард Вебер (физиолог):
- Об учении о дополнениях к строению и функционированию половых органов (1846 г.)
Вебер также известен своими открытиями в анатомии, в частности открытием рудиментарной матки у самцов млекопитающих, но его самая большая известность основана на его новаторской работе по исследованию органов чувств. Его работа с ушами и кожными чувствами — давлением, температурой и тем, что тогда называлось «здравым смыслом», — привела к внедрению экспериментального метода в психологию. Важный закон, который носит его имя, был первым общим законом психофизики.
Однако сам Вебер произвел очень мало экспериментальных данных по этому вопросу, а более поздние работы показали, что закон находится лишь примерно в среднем диапазоне наиболее значимых модальностей [6]. Вебер не предлагал никаких теоретических оснований для закона.
В 1866 году Вебер вышел на пенсию с должности профессора физиологии и профессора анатомии в 1871 году. Примерно в это же время он и его брат Эдуард Фридрих Вебер обнаружили тормозящую силу блуждающего нерва.
Карен Хорни (1885-1952)
Американский психоаналитик, психолог. Представитель течения неофрейдизма. Исследовала воздействие культурной среды на невротическое поведение человека. По ее убеждениям, причиной возникновения любого невроза являются социальная среда и нарушения в человеческих отношениях. Классический же психоанализ полагает, что причины неврозов генетические и инстинктивные.
Хорни считала, что цель терапии — восстановление нормальных отношений между людьми, что позволит избавиться от невротических моделей и найти опору в самом себе.
Герман Роршах (1884-1922)
Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».
Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.
Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.
Владимир Львович Леви
Знаменитый психолог, врач и поэт Леви Владимир известен многим в мире по бестселлеру «Искусство быть собой».
В Советском Союзе его легендарные книги копировали вручную и передавали друг другу.
Живы еще те, кто помнят доктора, ведущего популярное радио-шоу «Музыкальная аптека», которое слушали миллионы. В нем Владимир Леви рассказывал зрителям, как музыка может влиять на психику человека.
Помимо психологии, Владимиру Леви нравится поэзия. Поэтому в 1974 году он стал почетным членом Союза писателей. А в 2000 году свет увидел его личный сборник стихов под названием «Профиль скрещен».
Основные работы автора по психологии, принесшие ему мировую известность:
- «Поиск мысли».
- «Искусство быть собой».
- «Лекарство от лени».
- «Ошибки здоровья».
- «Азбука здравомыслия».
- «Где жить».
- «Бог нанял».
- «500 лучших стихотворений мира».
- «Одинокий друг одиноких».
- «Искусство отличаться».
- «Цвет судьбы».
- «Необычный ребенок».
- «Признание гипнотизера».
Работы автора переведены на 26 языков. Леви Владимир Львович словно разговаривает с читателями — интересно и доступно преподносит материал. На страницах его произведений ирония становится серьезным рецептом, а психологический тест — притчей или смешным стихом.
В настоящее время писатель проживает в Израиле (город Нетания).
Что касается творчества, психолог продолжает участвовать в лечебно-психологической практике, не забывает о литературной деятельности.
У Владимира Леви есть собственный сайт, который он активно развивает. Психолог не забывает музыку. У него есть собственная музыкальная студия, где он принимает гостей и консультирует их по психотерапевтическим вопросам. Музыка обладает целебными свойствами, о чем Леви не раз говорил в своих выступлениях.
Известный психолог Владимир Леви, книги которого еще долго будут перечитывать, не верит, что с возрастом поумнел. Психолог продолжает критически и иронично относиться к себе и своей работе. Он считает, что с возрастом умнее не стал, а просто глуп, но в несколько иной степени.
Эрик Берн (1910-1970)
Американский психолог и психиатр. Автор транзакционного и сценарного анализов. Положив в основу классическую теорию психоанализа, Берн заострил внимание на действиях, которые становятся опорой для межличностных отношений. Помимо явных и открытых мотиваций различал так называемые игры, в которые играют три эго-состояния человека: Взрослый, Родитель и Ребенок.
Все три состояния формируются в детстве, в процессе общения ребенка и родителей, дающих ему образы, примеры, образцы и антиобразцы поведения.
Виктор Иванович Овчаренко
Этот выдающийся ученый родился в 1943 году в городе Мелекессе (Ульяновская область). Его заслуги в психологии невероятно огромны. Благодаря его исследованиям наука о душе существенно продвинулась в своем развитии. Виктор Иванович написал не одну работу фундаментального значения. Ученый занимался анализом социологического психологизма и глубоко изучал вопросы о межличностных отношениях.
Его монографии печатались не только в российских, но и в зарубежных СМИ.
В 1996 году Овчаренко перед научным сообществом выступил с идеей переосмысления исторических периодов отечественного психоанализа. Он инициировал выпуск публикаций, в которых отразил биографии порядка 700 именитых людей, среди которых психологи, философы, культурологи.
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.
Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.
В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.
Акоп Погосович Назаретян
Заслуги этого ученого в области психологии массового поведения и в сфере культурной антропологии переоценить невозможно. Акоп Назаретян – уроженец города Баку. Родился ученый в 1948 году. За годы служения науке он написал огромное количество монографий, где исследовал проблемы теории развития общества.
Кроме этого, Акоп Погосович стал автором предположения о том, что в мире существует техно-гуманитарное равновесие, которое находится в тесной взаимосвязи с техническим прогрессом и культурой.
Эрих Фромм (1900-1980)
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.
Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.
Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.
Поделиться ссылкой
Блюма Вульфовна Зейгарник
Это тоже ученый с мировым именем. Знаменитая женщина-психолог Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1900 году в литовском городке Прены. Она училась у таких именитых специалистов психологии, как К. Левин, Э. Шпрангер, К. Гольдштейн. Зейгарник разделяла научные взгляды, изложенные в гештальтпсихологии. Противники этой теории неоднократно пытались разубедить Блюму Вульфовну посещать занятия Левина, но она осталась непреклонна. Женщина прославилась тем, что вычленила уникальную закономерность, которая впоследствии получила название «эффект Зейгарник».
Смысл его прост. Женщина-психолог поставила нехитрый опыт. Она собрала определенное количество людей и попросила их за конкретный промежуток времени решить ту или иную задачу. В результате проведенных экспериментов Блюма Вульфовна пришла к выводу о том, что о неоконченных действиях человек помнит гораздо лучше, чем об оконченных.