Гиппенрейтер Ю.Б.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Значение изучения психологии для медицинский сестёр

Медицинская сестра является главной помощницей врача, выполняющая его назначения. Но от ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления.

Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях — незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента, его родственников.

Медицинской сестре необходимо изучать и знать

— психологию своих пациентов,

— их отношение к своему заболеванию и методам лечения,

— особенности и черты характера своих пациентов,

— эмоции и многое другое.

Болезнь всегда индивидуальна, она поражает конкретного человека и чтобы найти средства для ее исцеления медик должен представлять себе не только внешнюю, но и внутреннюю картину болезни, видеть возможные психологические предпосылки и последствия патологических процессов, понимать измененную болезнью личность пациента. Анализ жалоб и собирание анамнеза, соматическое и психиатрическое обследования, проведение всех видов экспертиз. Назначение и осуществление этиологической и патогенетической дифференцированной терапии, решение вопросов выздоравливающих — все это требует от медицинского работника знание личности больного.

5 стр., 2321 слов

Применение препаратов, содержащих Н-ХМ противопоказан при ЯБЖ, …

… табакум ) Применение препаратов, содержащих Н-ХМ противопоказан при ЯБЖ, заболевания ССС, лечение проводят под строгим медицинским контролем. М- и Н-ХМ прямого действия. Ацетилхолина г/х – возбуждает М- … судорог, психических нарушений. 5. Смерть может наступить от остановки дыхания, требует неотложного медицинского вмешательства. Первая помощь: 1. Удалить ФОС с места попадания (промыть слизистые …

Кроме этого медицинская сестра, выполняющая функции организатора (менеджера) должна владеть и применять на практике знания психологии, планируя работу медицинских сестер, находящихся у нее в подчинении, что позволит ей избежать конфликтов с одной стороны, и повысить эффективность работы по уходу за больными.

Медицина относится к области профессий «человек — человек», поэтому требует больших душевных затрат и психологического здоровья.

Знание медицинской психологии позволят медицинской сестре своевременно диагностировать у себя психологические проблемы, используя методы саморегуляции скорректировать свое состояние, что в конечном итоге позволит избежать синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций.

Научная психология

Научная психология является полной противоположностью интуитивной психологии. В частности, она не полагается на убеждения или суждения, чтобы объяснить поведение человека. Вместо этого она использует научный метод и эксперименты для сбора объективных данных и их интерпретации. Психологические концепции рождаются в результате проведенных исследований.

Знание разницы между мнением и интерпретацией поможет нам понять, что психология — это наука. Мнения — это убеждения, которые мы имеем благодаря нашему опыту.

Например, мы можем сказать, что люди хороши, и что общество развращает их, потому что наш опыт согласуется с этой идеей.

Напротив, интерпретация состоит из анализа, расшифровки и объяснения события с помощью научно полученных данных.

Давайте продолжим с предыдущим примером. Если данные не могут доказать, что люди хорошие или плохие, нам придется интерпретировать их с другой точки зрения, которая объединяет всю доступную информацию.

Важно!

Научная психология не вопрос мнений. Мы не можем обсуждать это в тех же терминах, что и интуитивная психология. Первый основан на интерпретации полученных доказательств. Следовательно, все дело в придании смысла доступной информации. Единственный способ опровергнуть результаты научного исследования в области психологии — это объективные данные, которые его опровергают.

I.

Наблюдение

— это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования.

Существует несколько видов

наблюдений

О внутреннем наблюдении

мы говорили выше.

1. Внешнее наблюдение

— это наблюдение со сто­роны.

2. Свободное наблюдение

не имеет заранее установленных ра­мок и программы,

3. а стандартизованное

, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

4. Включенное наблюдение

предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т.д.

5. Можно также наблюдать человека незаметно.

При скрытом наблюдении

, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы

и
минусы
.

— Наблюдение прово­дится в естественных условиях

. +

+ —

— Его относительная простота

соче­тается с
субъективностью наблюдателя
и определенными
трудно­стями при подготовке данных к обработке. —
— Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Противоречия разреша­ются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, — и болезненные ее нарушения, психо­неврозы (Мясищев, 1960). Диалектический …

II.

Эксперимент

— один из основных методов психологии.

Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:

1. Во ­первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия.

2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить.

3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:

— как понята цель участниками,

— где, когда и кем проводится эксперимент,

— как ведет себя эксперимен­татор и т.д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко.

В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть:

лабораторным

, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;

естественным

, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей);

констатирующим

, когда изучаются психологические явления;

формирующим,

если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.

Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с по­мощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала из­мерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.

III.

Тест

(англ. проба, проверка) — один из популярных современ­ных методов.

Тест

— это специализированный метод психодиагно­стики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Психодиагнос­тика

— процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.

Хороший тест приходится создавать годами.

Например,

первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пере­смотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно об­новлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрос­лых Векслера (WAIS).

В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.

Виды тестов:

· тест-задание

, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;

· тест-опросник

, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и на­дежности вопросов.

+

Положительная сторона тестов в том, что
они применимы к людям с

Интуитивная психология

Все мы формируем интуитивные теории о том, как устроен мир. Это помогает нам сохранять контроль и предсказывать, что произойдет. Поэтому у нас есть интуитивная психология, которая говорит нам, как мы считаем, что другие ведут себя и почему они так поступают. Однако думать, что эти убеждения верны, является серьезной ошибкой.

Важно!

Интуитивная психология основана на умственных способностях, сформированных предыдущим опытом. В зависимости от нашего образования, опыта и личной истории у нас будут определенные способы восприятия того, что происходит вокруг нас. Эти суждения абсолютно субъективны. Поэтому они являются частью нашей жизни, но не имеют ничего общего с научной психологией.

Различным статусом.

Недостаток состоит в том, что чело­век при желании может сознательно

повлиять на получаемые ре­зультаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.

В этих случаях обычно применяют проективные методики:

· проективный,

который можно использовать для изучения про­цессов, не осознаваемых человеком.

— «Нарисуй семью»,

— «Дом-дерево-человек»,

— «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.

— Широко применяют тест Лю­шера,

— тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.

В качестве методов исследования используют:

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (18 век) и в первой половине 19 века

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом Х в 18 веке. Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом Вольфом в 18 веке для описания течения в психологической науке, основным принципом которого является наблюдение определенных психологических явлений, их классификация и установление эмпирически проверяемой закономерной связи между ними. Английский философ Джон Локк (1632-1704) считал человеческую душу пассивным, но воспринимающим медиумом и сравнивал ее с чистым листом, на котором ничего не написано. Под влиянием чувственных впечатлений душа человека, пробудившись, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть формировать сложные идеи. На языке психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой осознание одного влечет за собой появление другого. Таким образом, психология начала изучать, как человек воспринимает окружающий мир через ассоциации идей. Исследование отношений между душой и телом в данном случае окончательно привело к изучению психической деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех человеческих знаний: первый источник — это объекты внешнего мира, второй источник — деятельность собственного разума человека. Деятельность ума, мышление, познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Согласно Локку, рефлексия — это «наблюдение, посредством которого разум направляет свою деятельность». Деятельность души может протекать на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли и желания (они есть у каждого человека и даже у ребенка); процессы второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей и желаний (они есть только у зрелых людей, которые размышляют о себе и понимают свои внутренние чувства и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения психической деятельности и сознания людей.

Становление психологии как самостоятельной науки произошло в 60-х годах 19 века. Она была связана с созданием специальных исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в университетах, а также проведением экспериментов по изучению психологических явлений. Первой версией экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины была физиологическая психология немецкого ученого Вендта (1832-1920). В 1879 году Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Вскоре после этого, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В сфере сознания, считал Вундт, действует особая психическая причинность, которая подлежит научному объективному исследованию. Сознание было разложено на ментальные структуры, на простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Задача психологии, по мнению Вундта, состоит в том, чтобы описать эти элементы как можно более подробно. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление получило название структуралистского подхода. Использовал метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнил образ сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания есть особенно четкая и ясная область, «поле внимания» или «фокус сознания»; за пределами поля есть область, содержание которой неясно, смутно и неотчетливо; это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие эти две области сознания, постоянно находятся в движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома непроизвольно ритмичны в восприятии человека; то есть сознание по своей природе ритмично, а организация ритма может быть как добровольной, так и недобровольной. Вундт попытался исследовать такое свойство сознания, как его объем. Эксперимент показал, что серия из восьми двойных ударов метронома (или из 16 одинарных нот) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, чтобы разложить сложную динамическую картину сознания на простые, далее неделимые части. Вундт объявил индивидуальные впечатления, или ощущения, простейшими элементами сознания. Ощущения — это объективные элементы сознания. Существуют также I субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: Удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Из комбинации субъективных элементов формируются все человеческие чувства, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и возбуждение, страх — неудовольствие и возбуждение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной: из простых элементов невозможно собрать сложные состояния сознания. Поэтому в 20 веке эта психология сознания практически прекратила свое существование.

VI. Близнецовый метод

VII. Социометрию

(метод исследова­ния взаимоотношений в группе),

VIII. Анализ продуктов деятельности

(почерк, одежда) и т.д.

Методологические принципы современной психологии

Методология

— система принципов организации теоретической и практической деятельности.

Рассмотрим методологические прин­ципы отечественной психологии

.

1. Принцип детерминизма

, или причинной обусловленности психи­ческих явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности.

2. Принцип единства сознания и поведения

означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

— С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он внутренне ее сознает, а с другой — восприятие и отношение к ситуации будут зависеть от того, как субъект поведенчески с ней взаимодействует.

3. Принцип системности

— психика слож­нoе единство элементов, каждый из которых требует самостоя­тельного изучения. Принцип системности предполагает многооб­разие источников и движущих сил развития человека.

4. Принцип развития

означает, что психику можно правильно по­нять и адекватно интерпретировать, если рассматривать ее как про­дукт развития и в процессе развития.

5. Принцип личностного подхода

означает изучение психики чело­века как индивида, а не как представителя биологического вида, социальной группы.

Выводы

1. Психология

— научная дисциплина, занимающаяся исследова­нием внутренних психических процессов, их внешних проявлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний.

2. Каждое из направлений психологии характеризуется собствен­ным представлением о психике человека

, ее
происхождении
и
фор­мировании
.

3. Основные функции психики — когнитивная, регулятивная и коммуникативная

.

4. Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на общие

и
специальные
,
теоретические
и
практические
.

5. К основным методам психологии можно отнести наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос.

6. Методологические принципы отечественной психологии

– это

· принцип детерминизма,

· принцип единства сознания и поведения,

· прин­цип системности,

· принцип развития,

· принцип личностного подхода

Примеры похожих учебных работ

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая …

… поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики … А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности …

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения животных. Основные …

… общим уровнем организации психики и поведения особи (Дерягина); … развитие в идеях Тинбергена. Им было высказано предположение о том, что центры инстинктов иерархически организованы (принцип … обучающихся по направлению «Психология» и спец. «Биология» …

Психика, психические явления, поведение человека

… поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты. Память — психическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его использование или исключения из деятельности и сознания. … психики …

Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания

… становления, возникновения и развития сознания. Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только …

Психика, мышление, сознание

… что она самостоятельный человек, имя которого Лена. Сознание — это психика человека, достигшая стадии развития, при ко­торой он … организмов (животных, особен­но высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно …

II этап – психология как наука о сознании

Вопрос

Психология сравнительно молодая наук, ее официальное оформление произошло немногим более ста лет назад. Становление психологи как науки представляет собой достаточно продолжительный период, в котором можно выделить несколько этапов, отражающих происходившие изменения в представлениях мыслителей и ученных о ее предмете.

Первые представления о психики сложились в первобытном обществе. Уже в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные материальные (предметы, природа, люди) и нематериальные (образы предметов, людей, воспоминания, переживания) – существующие самостоятельно, независимо от окружающего материального мира. Малопонятные психические явления люди обозначили понятием душа. Возникли представления о теле и душе, по сути, о матери и психики. С возникновением первых представлений о душе связан донаучный период развития психологии.

В представлениях первобытных людей душа и тело составляют единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное им управлять. Представления о душе основывались на различных мифах и легендах, первоначальных религиозных верованиях. Первые представления о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и всеобщей одухотворенности мира. Такое представление получило название анимизм (от лат «анима» — душ, духа). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть теплота и движение, а в ряде случаев душой наделялись все предметы вообще.

Таким образом, психологические знания выступают непременным спутником человеческого общества.

Однако возникновение учений о душе и научный период в развитии психологического знания относится к рубежу VII-VI в.в. до н.э. Становление психологии как науки было связано с развитием философии. Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии.

I этаппсихология как наука о душе.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Однако в разное время в данное понятие вкладывалось разное содержание.

Первые представления о теле и душе как самостоятельных началах явились основой принципиально противоположных философских направлений.

В период античности большинство представлений о душе сохраняет идеалистический характер. Но возникают и первые наивно-метриалистический подход.

Родоначальником материалистического понимания души был греческий философ Демокрит.

Душа рассматривается как материальный орган тела. Душа считается телесной и образуется из мельчайших, неделимых частиц – атомов. Данные частицы обладают чрезвычайной подвижностью, гладкостью и способностью проникать в самые мелкие щели между другими более тяжелыми атомами. Атомы души начинают толкать более тяжелые инертные атомы и тем самым приводят их в движение. Душа в связи с этим рассматривалась как движущее начало, причина движения тела.

Достоинство этого представления заключалось в том, что душа рассматривалась наряду с другими вещами, т.е. не считалась чем-то сверхъестественным.

Недостатком этого представления было то, что душа понималась как первопричина всего и что на всякое внешнее воздействие она может отвечать, как хочет или вовсе не отвечать, т.е. другие окружающие ее тела не определяли поведения души.

С позиции такого подхода невозможно было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воли, целеполагания и т.д. В связи с этим активно развивались идеалистические взгляды на психику.

Наиболее ярким представителем этого направления был Платон. Он выдели в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в разных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже соответствующему этносу.

Разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество – у воинов; вожделение – у простых тружеников, ремесленников, рабов. У греков преобладает – разум; у варваров – мужество; у южан – вожделение.

Платон создал учение об идеях как вечных неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело. Душа ничего общего не имеет с материей, она идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики и с миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире.

Первый труд о душе создал Аристотель «О душе». Также большое значение имели его труды «О сновидениях», «О памяти». Аристотель выдвигает идею неразделимости души и тела, преодолевая дуализм Платона. В этом единстве душа выступает двигателем живого тела путем принимаемых решений. Душа не может существовать без тела, но и нее является телом.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественнонаучную основу. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем как ощущения, представления, активность психики, психический образ и т.д.

Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние врчи.

Уже в VI веке до н.э. древнегр. врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг.

Основоположник научной медицины Гиппократ разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темперамента людей от материальных физиолгических основ.

В III веке до н.э. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II век до н.э. римский врач Гален обобщил достижения физиологии и медицины и установил, что нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении всех психических процессов играет задний желудочек мозга.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности обосновал рабский мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).

В эпоху Средневековья душа была предметом рассмотрения богословия, что сужало возможности ее научного познания. Понимание психики человека приобретает религиозно-богословскую окраску. Церковно-богословским продолжает оставаться учение о душе и в эпоху Возрождения.

В конце VII – начале VIII в.в. такое представление о душе стало неудовлетворительным. Это было связано с развитием естественных наук и утверждением механистического мировоззрения, строго причинного не допускало представления о душе как первопричине. Были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знания и научного понимания психики и сознания.

II этап – психология как наука о сознании

В конце VII – начале VIII в.в. сложилось представление, что наука должна заниматься тем, что дано в опыте. Опыт имеет две формы: внешнего мира и внутреннего мира. Внешним миром занимаются все известные науки, а психология занимается теми явлениями, которые каждый человек находит в своем внутреннем опыте. Такой подход опирался на тот факт, что человек находит внутри себя какие-то переживания, чувства, воспоминания, сновидения желания, которые назвали явлениями сознание. Основным методом изучения данных явлений был назван метод самонаблюдения – «интроспекции».

Становление психологических воззрений в этот период было связано с деятельностью Р.Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка и др.

Р. Декарт, исследуя природу человека, вводит понятие о рефлексе как ответной реакции организма на воздействия среды. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, на «машину тела». С помощью рефлекса психику он трактовал как внешне детерминированный регуляционный механизм.

Декарт ввел понятие сознания как «знания души о себе». Всю психическую деятельность с позиции рефлекторной схемы он объяснить не сумел, поэтому считал, что наряду с рефлекторной природой психического у человека в отличие от животного продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Бенедикт Спиноза попытался преодолеть дуализм и механистические представления Р. Декарта. Отстаивая идею единства мира, считал, что сознание является такой же реальностью как и материальный мир, что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он обосновал принцип детерминизма.

Родоначальником эмпирической, т.е. опытной психологии становится Дж. Локк. Он утверждал, что с рождения человек представляет «чистую доску, на которой можно написать любые письмена».

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания Дж. Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств и внутреннюю работу ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию.

Локку принадлежит заслуга введения в психологию понятия ассоциация, под которым понималась связь идей. С помощью принципа ассоциации объяснялся механизм формирования человеком опыта в результате воздействия на нервную систему человека. Сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо врожденных качеств.

Х. Вольф развивает учение о способностях души, которое утверждает, что психика обладает присущими ей свойствами – способностями, не являющимися следствием ассоциаций. Х. Вольф вводит в оборот термин психология.

Развитие психологии в XVIII-XIV веках было связано с развитием естественных наук. В частности с достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека, Особое значение имела эволюционная теория Ч. Дарвина (с. XIX в.).

Естествоиспытатели первой половины XIX века обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной области знания.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий ученный В.Вундт. В 1879 г. он создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психически функций человека.

В. Вундт изучал такие характеристики сознания как его объем и структуру. Он выделил в сознании такие структурные элементы как ощущение. образ, чувство и т.д. Благодаря исследованиям В.Вундта психология получает развитие во многих странах мира.

Большую известность приобретает учение о сознании американского исследователя У. Джеймса, исходившего в отличие о В.Вундта из целостности и динамичности сознания. Он ввел термин «поток сознания», объясняя его направленность нуждами индивида. В начале XX века ученик В.Вундта Освальд Кюльпе создает Вюрцбургскую психологическую школу. Наряду с методом интроспекции в исследованиях стали использоваться методы естественных наук, методы дедукции, индукции, анализа. В начале XX века используется метод анализа результатов деятельности, появляются первые тесты.

Взгляд на предмет психологии как на явления сознания продержался до конца XIX века. По мере того как он развивался, появились обстоятельства, подрывавшие идею психологии как науки о явлениях сознания.

Одно из возражений против психологии как науки о явлениях сознания заключалось в том, что в изучении явлений сознания мы ограничены преимущественно методом самонаблюдения, характеризующимся принципиальной субъективностью: психология, которая хочет заниматься недоступными объективному исследованию явлениями, не может стать объективной наукой. В результате развернулся так называемый открытый кризис психологии.

Вопрос

Психология сравнительно молодая наук, ее официальное оформление произошло немногим более ста лет назад. Становление психологи как науки представляет собой достаточно продолжительный период, в котором можно выделить несколько этапов, отражающих происходившие изменения в представлениях мыслителей и ученных о ее предмете.

Первые представления о психики сложились в первобытном обществе. Уже в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные материальные (предметы, природа, люди) и нематериальные (образы предметов, людей, воспоминания, переживания) – существующие самостоятельно, независимо от окружающего материального мира. Малопонятные психические явления люди обозначили понятием душа. Возникли представления о теле и душе, по сути, о матери и психики. С возникновением первых представлений о душе связан донаучный период развития психологии.

В представлениях первобытных людей душа и тело составляют единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное им управлять. Представления о душе основывались на различных мифах и легендах, первоначальных религиозных верованиях. Первые представления о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и всеобщей одухотворенности мира. Такое представление получило название анимизм (от лат «анима» — душ, духа). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть теплота и движение, а в ряде случаев душой наделялись все предметы вообще.

Таким образом, психологические знания выступают непременным спутником человеческого общества.

Однако возникновение учений о душе и научный период в развитии психологического знания относится к рубежу VII-VI в.в. до н.э. Становление психологии как науки было связано с развитием философии. Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии.

I этаппсихология как наука о душе.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Однако в разное время в данное понятие вкладывалось разное содержание.

Первые представления о теле и душе как самостоятельных началах явились основой принципиально противоположных философских направлений.

В период античности большинство представлений о душе сохраняет идеалистический характер. Но возникают и первые наивно-метриалистический подход.

Родоначальником материалистического понимания души был греческий философ Демокрит.

Душа рассматривается как материальный орган тела. Душа считается телесной и образуется из мельчайших, неделимых частиц – атомов. Данные частицы обладают чрезвычайной подвижностью, гладкостью и способностью проникать в самые мелкие щели между другими более тяжелыми атомами. Атомы души начинают толкать более тяжелые инертные атомы и тем самым приводят их в движение. Душа в связи с этим рассматривалась как движущее начало, причина движения тела.

Достоинство этого представления заключалось в том, что душа рассматривалась наряду с другими вещами, т.е. не считалась чем-то сверхъестественным.

Недостатком этого представления было то, что душа понималась как первопричина всего и что на всякое внешнее воздействие она может отвечать, как хочет или вовсе не отвечать, т.е. другие окружающие ее тела не определяли поведения души.

С позиции такого подхода невозможно было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воли, целеполагания и т.д. В связи с этим активно развивались идеалистические взгляды на психику.

Наиболее ярким представителем этого направления был Платон. Он выдели в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в разных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже соответствующему этносу.

Разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество – у воинов; вожделение – у простых тружеников, ремесленников, рабов. У греков преобладает – разум; у варваров – мужество; у южан – вожделение.

Платон создал учение об идеях как вечных неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело. Душа ничего общего не имеет с материей, она идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики и с миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире.

Первый труд о душе создал Аристотель «О душе». Также большое значение имели его труды «О сновидениях», «О памяти». Аристотель выдвигает идею неразделимости души и тела, преодолевая дуализм Платона. В этом единстве душа выступает двигателем живого тела путем принимаемых решений. Душа не может существовать без тела, но и нее является телом.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественнонаучную основу. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем как ощущения, представления, активность психики, психический образ и т.д.

Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние врчи.

Уже в VI веке до н.э. древнегр. врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг.

Основоположник научной медицины Гиппократ разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темперамента людей от материальных физиолгических основ.

В III веке до н.э. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II век до н.э. римский врач Гален обобщил достижения физиологии и медицины и установил, что нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении всех психических процессов играет задний желудочек мозга.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности обосновал рабский мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).

В эпоху Средневековья душа была предметом рассмотрения богословия, что сужало возможности ее научного познания. Понимание психики человека приобретает религиозно-богословскую окраску. Церковно-богословским продолжает оставаться учение о душе и в эпоху Возрождения.

В конце VII – начале VIII в.в. такое представление о душе стало неудовлетворительным. Это было связано с развитием естественных наук и утверждением механистического мировоззрения, строго причинного не допускало представления о душе как первопричине. Были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знания и научного понимания психики и сознания.

II этап – психология как наука о сознании

В конце VII – начале VIII в.в. сложилось представление, что наука должна заниматься тем, что дано в опыте. Опыт имеет две формы: внешнего мира и внутреннего мира. Внешним миром занимаются все известные науки, а психология занимается теми явлениями, которые каждый человек находит в своем внутреннем опыте. Такой подход опирался на тот факт, что человек находит внутри себя какие-то переживания, чувства, воспоминания, сновидения желания, которые назвали явлениями сознание. Основным методом изучения данных явлений был назван метод самонаблюдения – «интроспекции».

Становление психологических воззрений в этот период было связано с деятельностью Р.Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка и др.

Р. Декарт, исследуя природу человека, вводит понятие о рефлексе как ответной реакции организма на воздействия среды. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, на «машину тела». С помощью рефлекса психику он трактовал как внешне детерминированный регуляционный механизм.

Декарт ввел понятие сознания как «знания души о себе». Всю психическую деятельность с позиции рефлекторной схемы он объяснить не сумел, поэтому считал, что наряду с рефлекторной природой психического у человека в отличие от животного продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Бенедикт Спиноза попытался преодолеть дуализм и механистические представления Р. Декарта. Отстаивая идею единства мира, считал, что сознание является такой же реальностью как и материальный мир, что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он обосновал принцип детерминизма.

Родоначальником эмпирической, т.е. опытной психологии становится Дж. Локк. Он утверждал, что с рождения человек представляет «чистую доску, на которой можно написать любые письмена».

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания Дж. Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств и внутреннюю работу ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию.

Локку принадлежит заслуга введения в психологию понятия ассоциация, под которым понималась связь идей. С помощью принципа ассоциации объяснялся механизм формирования человеком опыта в результате воздействия на нервную систему человека. Сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо врожденных качеств.

Х. Вольф развивает учение о способностях души, которое утверждает, что психика обладает присущими ей свойствами – способностями, не являющимися следствием ассоциаций. Х. Вольф вводит в оборот термин психология.

Развитие психологии в XVIII-XIV веках было связано с развитием естественных наук. В частности с достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека, Особое значение имела эволюционная теория Ч. Дарвина (с. XIX в.).

Естествоиспытатели первой половины XIX века обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной области знания.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий ученный В.Вундт. В 1879 г. он создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психически функций человека.

В. Вундт изучал такие характеристики сознания как его объем и структуру. Он выделил в сознании такие структурные элементы как ощущение. образ, чувство и т.д. Благодаря исследованиям В.Вундта психология получает развитие во многих странах мира.

Большую известность приобретает учение о сознании американского исследователя У. Джеймса, исходившего в отличие о В.Вундта из целостности и динамичности сознания. Он ввел термин «поток сознания», объясняя его направленность нуждами индивида. В начале XX века ученик В.Вундта Освальд Кюльпе создает Вюрцбургскую психологическую школу. Наряду с методом интроспекции в исследованиях стали использоваться методы естественных наук, методы дедукции, индукции, анализа. В начале XX века используется метод анализа результатов деятельности, появляются первые тесты.

Взгляд на предмет психологии как на явления сознания продержался до конца XIX века. По мере того как он развивался, появились обстоятельства, подрывавшие идею психологии как науки о явлениях сознания.

Одно из возражений против психологии как науки о явлениях сознания заключалось в том, что в изучении явлений сознания мы ограничены преимущественно методом самонаблюдения, характеризующимся принципиальной субъективностью: психология, которая хочет заниматься недоступными объективному исследованию явлениями, не может стать объективной наукой. В результате развернулся так называемый открытый кризис психологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]