Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Обновлено 11 сентября : 119 142 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Дети в поле

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Определение

Значение слова человечность можно раскрыть через понятие человеколюбия, под которым понимается стремление личности оказывать положительное влияние на жизнь других людей, проявлять о них заботу. Человечное отношение к окружающим основывается на уважении, умении замечать и ценить достоинства людей. Синонимичными понятиями к данному термину выступают гуманизм и доброта.

Человечность в отношениях к людям рождает позитивное взаимодействие. Индивид с человечной ориентацией пребывает в гармонии с собой и с миром, он получает моральное удовлетворение. Обязательными компонентами такого отношения к людям являются доброта и уважение.

Проявление человечности
Проявление человечности

В философии под человечностью подразумевают гуманное отношение. Философы убеждены, что условием формирования такого человеческого отношения к окружающим являются свобода, счастье и всестороннее развитие индивида.

По мнению педагогов, проявления человечности – это результат воспитания. Проблема человечности часто становится предметом изучения педагогов-практиков, заинтересованных в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, так как человечное отношение к людям – это залог успешной социализации индивида.

Понятие человечность связывают с добродетелью и человеческим достоинством. Оно проявляется в непосредственном взаимодействии людей.

Гуманность

Принцип гуманности предусматривает формирование оптимальных условий для социального и интеллектуального развития подрастающего поколения страны. Он подразумевает развитие уважительного отношения к людям, признание права отдельной личности на свободу, социальную защиту, развитие индивидуальных способностей, совершенствование психического и физического потенциала.

Гуманизм предполагает создание некого психологического фильтра против негативного воздействия социальной и природной среды, формирование у молодежи чувства милосердия.

что такое гуманность

Гуманность и человечность

Считается, что такие понятия, как человечность и гуманность, являются синонимами. Однако это не одно и то же.

Человечность – это осознанный компонент морально-нравственного поведения человека. Такое поведение не является врожденным и не формируется само собой. Для его формирования у ребенка необходимы специальные воздействия со стороны взрослого, анализ поступков ребенка.

Гуманность – это всеобъемлющая любовь индивида к обществу, уважение к людям. Гуманистическое поведение проявляют не только отдельные индивиды, а целые государства, оказывая друг другу помощь в трудных ситуациях.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Ключевые слова: гуманность, отношения, межличностные отношения, эмпатия, личность.

Одной из задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости совершенствования социально-нравственного воспитания на всех ступенях образования.

Как полагают Р. С. Буре С. А. Козлова, А. В. Запорожец, первый опыт нравственного воспитания дети получают в период дошкольного детства, именно в этом возрасте закладываются основы гуманных чувств, качеств и отношений [35, с.14].

Процессы демократизации и гуманизации в России происходят на фоне непростой социально-экономической ситуации. Возрастание социального неравенства, утрата системы традиционных нравственных ценностей, кризис духовной сферы — все эти условия усложняют процесс воспитания подрастающего поколения и усиливают роль воздействия негативных факторов на установление личности ребёнка.

Воспитание нравственной личности, которая умеет устанавливать гуманные отношения со сверстниками, окружающими людьми, которая не допускает унижение человеческого достоинства в проявлении грубости и жестокости в современном обществе является очень актуальным.

В связи с этим важное значение приобретает анализ сущности понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях. Само понятие «гуманные отношения» состоит из двух понятий «гуманность» и «отношения».

В. Н. Мясищев считает, что гуманность представляет собой интегральную позицию личности в целом, а не отдельную ее черту или сторону [9, с. 54].

Понятие «гуманность» раскрывается и через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной, в жизни каждого индивида, и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Под понятием «отношение» в психолого-педагогической литературе рассматривается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. При этом исследователи отмечают, что в социальных общностях, к которым в том числе относится и семья у людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношения — это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношение и взаимоотношение это стороны общения. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте [9, с.56].

Межличностные отношения развиваются в динамике, они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Категория «гуманных отношений» рассматривается в русле следующих подходов: социально-психологического (коллективистского, И. П. Иванов, И. А. Вейт), деятельностного (Б. Т. Лихачёв, К. А. Орлов), системного подхода к нравственности (С. А. Козлова, И. С. Марьенко, О. В. Авраменко, А. А. Востриков) [3,5,10].

Социально-психологический подход рассматривает в рамках ключевого условия и средства формирования гуманных отношений, источника их формирования коллектив. При этом гуманные отношения в коллективе рассматриваются как сложная система, характеризующаяся определённой внутренней структурой и динамикой развития, в которой отношение каждого члена коллектива ко всем остальным из всех членам коллектива тесным образом взаимосвязаны.

В рамках деятельностного подхода источником гуманных отношений выступает коллективная деятельность. Отношения выступают как основа деятельности. К. А. Орлов определяет гуманные отношения личности как вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях [10, с.163].

Согласно системному подходу, гуманные отношения базируются на нормах гуманизма и способности их транслировать в реальной жизни.

Т. А. Маркова под гуманными отношениями понимает иерархию интегрально-гуманных качеств, выражающихся в поведении, в определённых гуманистических проявлениях и отношениях [7, с.27].

О. В. Вакуленко понимает под гуманными отношениями особый вид практически складывающихся общественных отношений на основе нравственных взглядов, норм, принципов, которые возникают в процессе нравственной деятельности, проходят через сознание людей и выражают совокупность зависимостей и связей [2, с.7].

В. В. Абраменкова определяет гуманное отношение как отношение к другому как к себе самому через отношение к совместной деятельности. Отношения в группе выступают как опосредованные совместной деятельностью. Социально-психологический аспект проблемы изучения гуманных отношений заключается не только в групповом характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания, социальные нормы самого широкого плана [1, с.49].

Концепция деятельностного опосредования межличностных А. В. Петровского выдвигает межличностные отношения предметом специального анализа, в результате чего отношения рассматриваются как непосредственные связи эмоционального плана, которые зарождаются и формируются довольно рано. С того периода, когда не только отдельные индивиды, а группа сверстников как целое начинает выступать для ребёнка в качестве важного объекта, наступает формирование смысловой сферы личности. Это происходит в результате того, что совместная деятельность определяется чисто внешними моментами и постепенно превращается в деятельность взаимодействующую. Тогда появляется необходимость согласованности действий индивидов, коррекции и контроля за выполнением правил, соучастие в успехах и неудачах — именно здесь зарождается возможность отношения к сверстнику как к себе самому [11, с.61].

Гуманные отношения как частный случай межличностных отношений не составляют исключение и могут быть представлены как «непосредственные» и «опосредованные» содержанием совместной деятельности. Большое внимание изучению природы гуманных отношений в рамках деятельностного подхода вызвано необходимостью поиска возможных причин, объяснения того или иного поведения личности.

Согласно позиции К. А. Орлова, гуманные отношения тесным образом связаны с формированием смысловой сферы личности, и поэтому они представляют собой необходимый элемент осуществления любой совместной деятельности и не могут быть поняты в отрыве от её собственных содержательных характеристик [10, с.163].

В зарубежной литературе, как отмечает автор, наиболее принятым является понятие «просоциальное поведение», а термин «гуманное поведение» (отношение) в зарубежных исследованиях встречается крайне редко. Исследование просоциального или гуманного поведения в зарубежной психологии рассматривается через изучение феномена эмпатии как способности человека сострадать, сопереживать, также как стремление к познанию личности другого человека [10, с.163].

Большинство исследователей отмечают, что формирование гуманного поведения связано с развитием эмпатии. Ещё одним направлением исследований просоциального поведения является изучение отношений содействия и кооперативности, под которой понимают взаимную поддержку и готовность помогать друг другу. Этот пласт исследований свидетельствует о том, что развитие гуманных отношений не может осуществляться вне коллективов.

В отечественной психологии и педагогике принцип гуманности во взаимоотношениях является очень значимым и поэтому ему уделяется внимание также в работах многих исследователей. Как отмечает А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст выступает периодом первоначального закладывания личности, и именно в это время ребёнок приобретает определённые навыки общения, происходит усвоение им этических форм, происходит формирование «личностного поведения».

По мнению В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, ребёнок научается действовать в интересах других людей, появляется чувство коллективизма, чувство доброжелательности, дружбы [8,13].

По мнению А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, особую роль в становлении гуманного отношения к другим людям играют особые «умные» эмоции, которые отражают единство аффекта и интеллекта и выполняют роль эмоционального воображения, предчувствия, которое может возникнуть в результате действия ребёнка и оценки значения этих последствий для себя и для других людей [4,12].

Особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, которая представляет собой школу произвольного поведения ребёнка, школу морали в действии. Также важное значение в исследовании проблемы гуманных отношений внесли работы, связанные с рассмотрением детского коллектива как средства и условия развития личности ребёнка (Т. А. Репина) [13, с.37].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в современной психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» не имеет однозначного толкования. Под гуманными отношениями личности мы рассматриваем вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях.

Для оценки уровня развития гуманных отношений к сверстникам нами были выделены на основе анализа научной литературы компоненты, критерии и показатели. В соответствии с ними мы подобрали методики диагностики. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели иметодики оценки уровня развития гуманных отношений ксверстникам

Компонент Критерий Показатели Методика
Когнитивный Знания о том, как выстраивать общение со сверстником Самостоятельно вступает в контакт, поддерживает диалог, включается в совместную деятельность, предупреждает и разрешает конфликты «Метод проблемных ситуаций» (Е.О, Смирнова)
Эмоциональный Эмоциональные реакции на сверстника Проявляет участие и вовлеченность в действии сверстника, выражены эмоциональные реакции на сверстника Методика «Помощники» (Г. А. Урунтаева)
Поведенческий Характер взаимодействия со сверстником Умеет организовывать общение в форме сотрудничества, разрешать конфликты Методика «Не поделили игрушку» (Г. А. Урунтаева)

Результаты проведенного исследования показали, что, несмотря на то, что старшие дошкольники владеют знаниями о процессе общения, умеют вступать в общение, поддерживать его, эмоциональный компонент гуманных отношений сформирован недостаточно.

Дошкольники проявляются негативные эмоциональные реакции в общении со сверстниками, провоцируют конфликты из-за нежелания учитывать интересы другого, редко проявляют сопереживание.

В процессе совместной деятельности частично вовлекаются в процесс, не стремятся оказывать помощь и поддержку, уступать. В соответствии с этим важное значение приобретает организация работы, направленной на развитие гуманных отношений к сверстнику у старших дошкольников, которую мы планируем реализовать на формирующем этапе нашего эксперимента.

Литература:

1. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В. В. Абраменкова. М.: ЭКО, 2009. — 224 с.

2. Вакуленко, О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / О. В. Вакуленко. Екатеринбург. 2000. — 23 с.

3. Востриков, А. А. Культура нравственного самосовершен-ствования и воли [Текст] / А. А. Востриков. Одесса, Изд-во «Психопедагогика», 2012. — 143 с.

4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.

5. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 2006. — 147 с.

6. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование, 2009. — № 3. — С. 25–27.

7. Маркова, Т. А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений [Текст] / Т. А. Маркова // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. — М., 2004. — 152 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.

9. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. — Воронеж: Модек, 2008. — 363 с.

10. Орлов, К. А. Особенности формирования гуманности на отдельных этапах развития личности [Текст] / К. А. Орлов // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сб. науч. трудов. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. — С. 162–165.

11. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. –

12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
13. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.

Черты характера, составляющие человечность

Про человечность говорят в том случае, когда в характере индивида отмечаются такие черты, как:

  • желание найти справедливость;
  • уважение к другим, вежливость;
  • гуманность, отказ от жестокости и грубости;
  • честность и искренность;
  • доброта и доброжелательное отношение;
  • отзывчивость;
  • скромность;
  • культурность;
  • способность к эмпатии, проявлению сочувствия;
  • милосердие, готовность прийти на помощь в критической ситуации;
  • самопожертвование, самоотверженность;
  • альтруистичность;
  • бескорыстность;
  • воспитанность, высокий морально-нравственный уровень;
  • толерантность, терпеливость, снисходительность;
  • умение прощать ошибки товарищей;
  • истинный интерес к людям, их проблемам, доверительному общению;
  • открытость;
  • великодушие, благородство.

Что такое человечность

Человечность проявляется, как черта характера личности в действиях человека по отношению к внешнему миру. Уважение к людям, способствование и поддержка их благополучия, искреннее желание помочь или поддержать. Более полно эта черта раскрывается в коллективных и межличностных отношениях при совместной работе и непосредственного общения людей. В социальных группах это качество является самым референтным.

Такое свойство личности формируется на примере родителей или других авторитетных взрослых. Проявление или отсутствие такого способа проявления человека обусловлено внутрисемейным укладом и переданным, старшим поколением младшему, сценарием.

Основную роль в формировании этого качества играет воспитание матери, которая создает нормы уклада в семье, чем способствует развитию нравственности ребенка. Встречаются ситуации, где от детей требуют проявления высоких моральных качеств без предварительного научения и примера, что становится причиной внутренних и внешних конфликтов растущей личности.

В процессе развития и социализации в группе от индивида требуются проявления дружелюбия и участия, умения коммуницировать с другими участниками процесса, формировать и озвучивать свою позицию, отстаивать ее. При низкой развитости требуемых навыков происходит отторжение коллективом или коллектива, что способствует появлению аутсайдеров. Причина этого разделение вопроса успеха и морали, как разных категорий.

Человек начинает осваивать правила взаимоотношений в младшем дошкольном возрасте, усваивая культурно-гигиенические навыки. Малыши, подчиняясь требованиям взрослых, стремятся соблюдать правила сами и контролируют соблюдение этих правил остальными детьми в группе. Часто маленькие дети обращаются к взрослым с жалобами на поведение своих сверстников с просьбой подтвердить правило, и тут возникает проблема проявления человечности, потому что воспитателям порой очень тяжело спокойно реагировать на подобные просьбы. И ребёнку, обратившемуся с жалобой, советуют в другой раз лично остановить сверстника и напомнить действующее в группе правило.

Процесс формирования человечности особенно активен в период «я сам», когда ребенок приобретает самостоятельность и к его поведению требования увеличиваются, потому что маленький человек начинает идентифицировать себя, как отдельного члена общества. В это время ребенок узнает о правилах и способах общения, о взаимодействии на примере ближайших авторитетных объектов (родители, друзья, герои книг, фильмов).

Человечность есть парадоксальным явлением, она проявляется через действия человека без отражения его реальной личности и отношения. В рыночных отношениях, которые сформировались и успешно развиваются в межличностных отношениях, моральные ценности и личность перестали быть связаны из-за погони за материальными благами, атрибутами успеха и благополучием. Человечность, гуманность стали своеобразным синонимом слабости, хотя литература и кинематограф часто гиперболизирует эти проявления в своих героях.

Необходимость в любви, принятии, уважении реализуется через проявление заинтересованности, как причастность к жизни окружающих. Сложность такого проявления человечности в том, что многие люди росли в менее благоприятных условиях, чем нужны для привития таких качеств. Особенно это отражается на детях, чьи родители росли в конце двадцатого века в странах СНГ. В тот период нужно было выживать, и манера воспитания изменилась, дети росли в хлынувшем потоке информации с отсутствующими положительными примерами, корректировками и авторитетами родителей.

Для формирования моральных эталонов и привития навыков проявления их важной составляющей является семья и ее традиции. В авторитарных семьях, где родители требуют подчинения и их авторитет абсолютный, дети растут приспособленцами, у которых имеются явные сложности в общении. Дети, подвергшиеся излишне строгим методам воспитания, имею искаженное представление об отношениях с людьми и в семье, что может найти выход в разных поведенческих особенностях, например, агрессии.

Проявление человечности у людей, росших в демократических семьях, происходит более естественно. Эти семьи формируют ощущение ценности себя и учат детей открытости к другим людям. Эмоциональная среда в семьях, которая основана на интересе к детям, их потребностям, заботе и уважении является основным условием формирования моральных ценностей ребенка.

На формирование человечности влияет и количество членов семьи. Дети, которые растут в многочисленных семьях, где есть многочисленные родственники, имеют больше примеров поведения и вариантов решения ситуаций, авторитетов и мнений. Большое количество родственников способствует формированию доброты, общности, дружелюбия, уважения, доверия и в таких семьях приобретаются навыки сопереживания, что есть составляющими частями человечности.

Проблема человечности существует в ее отсутствии. Ее проявление кроется в нашем восприятии себя, способностей своих и чужих, наших обязанностей, восприятия окружающей среды, себя в мире, как имеющих право на место под солнцем. Для большинства это проблема, потому что отсутствует ощущение безопасности достаточной для проявления человечности, как нормы в общении. Доброта, участие и другие моральные качества человека создают ощущение слабости и опасности. В этом и заключается проблема.

В процессе взросления и знакомства с окружением и миром, детей настраивают на борьбу за выживание в «джунглях» взрослой жизни. Становясь взрослыми, дети воспринимают окружающих больше соперниками, чем партнерами, отсюда и враждебный настрой.

С проблемой человечности сталкиваются все и каждый в своей жизни. Людям становится необходима в какой-то момент поддержка от людей. Особенно это ощущается в тяжелые периоды, во время принятия решений или ответственности. И тут возникают сложности относительно принятия человечных поступков других людей. Ведь для ощущения своей значимости через подтверждение из вне нужно быть открытым к этому внешнему. Открытость к окружающим требует доверия им, себе и уверенности в собственных правах. Так же проблема проявления человечности и других моральных качеств личности зависит от принятия своего права на жизнь и права на жизнь других людей. Можно добавить, что принятию права на жизнь учат родители, а именно мать в первые годы жизни, так называемое базовое доверие к миру. Когда его нет, человек чувствует угрозу со стороны окружения, следовательно, он будет защищаться и действовать исключительно в личных интересах. Личность, способная проявлять человечность имеет устойчивое базовое доверие. Оно сформировано самим человеком через осознанный выбор или матерью.

Родительский пример отношения к окружающим служит априорным сценарием поведения для ребенка. Защита от мира, настрой на борьбу, поощрение сомнений личности в своих силах, способностях и правах, приводит к сложностям понимания отношений и их нужности, к проблеме понимания или отсутствие таковой, выгодности проявления человечности.

В чем проявляется человечность

Примеры человечности и ее проявления можно найти в поступках индивида, в его отношении к жизни. Если человек умеет быть человечным, то это качество выражается в следующих моментах:

  • четком осознании собственной миссии в этом мире;
  • отказе от высокомерия;
  • развитой силы воли;
  • готовности жертвовать собственными интересами ради интересов близких или даже целого государства;
  • стремлении человека помочь нуждающимся, поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
  • уважительном общении с разными категориями людей;

Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми
Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми

  • способности понять точку зрения человека, принять его таким, какой он есть;
  • понимании слабостей, наклонностей и потребностей того или иного партнера по общению;
  • принятии участия в коллективных видах деятельности с сохранением уважительного общения;
  • высоконравственном отношении к людям и их потребностям;
  • отсутствии эгоистических линий в поведении;
  • умении тактично сделать замечание хаму;
  • заботливом отношении к животным;
  • умении сделать правильный выбор, противостоять соблазнам.

Все проявления гуманности у человека направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Конечно же, человечный индивид все преобразования глобального масштаба такой человек начинает с себя. Главной тема его жизни заключается в духовной чистоте и постоянном самосовершенствовании.

Юридические нормы гуманности

Можно проследить тесную связь между справедливостью и гуманизмом, отмечаемую в уголовном кодексе страны. Реальный гуманизм выражается в отношении и к потерпевшему, и правонарушителю, и ко всему обществу. Данный принцип реализуется в защите человека, его интересов и прав от правонарушений. Существует система норм, которая устанавливает юридическую ответственность в виде базы для деятельности полиции, прокуратуры, судебных органов по выполнению такой задачи.

Гуманность проявляется в наделении определенными правами не только жертвы, но и виновника преступления. В данном случае она сливается с принципом юридической ответственности, отталкивается от уважения, человеколюбия, нравственности.

Еще один аспект гуманизма состоит в специфике его соотношения с формальным равенством и неизбежностью юридической ответственности. А в этическом и нравственном плане предполагается милосердие в отношении других людей. Например, в юридической практике существует практика помилования и амнистирования в отношении отдельных субъектов правонарушения.

Принцип гуманизма состоит в основополагающей идее, которая направлена на милосердное, человечное, уважительное отношение к другим людям. В качестве основных его требований выделяют: запрет использования пыток, насилия, обращения, направленного на уничижение достоинства человека.

слово гуманность

Как формируется человечность

Закладывать основы гуманности в ребенке нужно с детства. Это главная задача родителей. Азы человечности формируются в семье, когда дети перенимают гуманный опыт старшего поколения. По мнению психологов, сензитивным периодом формирования гуманности в ребенке является возраст 3 лет, когда наиболее ярко проявляется стремление ребенка быть похожим на взрослых, самостоятельно делать что-то, принимать участие во «взрослых» делах, помогая родителям.

Успех воспитательных воздействий во многом определяется тем, являются ли родители и ближайшие родственники семьи гуманными людьми. Ребенок научится по-человечески относиться к окружающим только в том случае ,если будет видеть пример человечности рядом.

Основными методами формирования человечности являются простые бытовые действия. Например:

  • совместное чтение и последующее обсуждение художественных произведений;
  • предъявление к ребенку разумных требований со стороны взрослых, аргументированные ограничения свободы действий;
  • воспитательные беседы, анализ каждого проступка;
  • похвала за позитивные поступки;
  • взаимопомощь и взаимовыручка;
  • формирование стремления помогать старикам;
  • привлечение детей к семейным делам, бытовым обязанностям;
  • сохранение семейных традиций.

Однако не только семья влияет на развитие гуманного отношения к окружающей действительности у ребенка. В семье закладываются только основы такого мировоззрения. Затем на этом базисе педагоги в школе формируют человечность у детей, изучая темы и разделы разных дисциплин, анализируя примеры из жизни. Кроме того, морально-нравственный компонент в структуре личности развивается через систему внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятий, которую реализуют классные руководители и педагоги-организаторы в течение учебного года.

Анализ литературных произведений и написание сочинений-рассуждений школьников формирует у них умения анализировать поступки героев, формировать собственное мнение относительно добра и зла. На уроках литературы, обществознания, истории школьники учатся разбираться в людях. У них формируются социально одобряемые личностные качества. Воспитательная работа, реализуемая в школе, направлена на формирование такого выпускника образовательного учреждения, который сможет сформировать вокруг себя психологически здоровое окружение и выбрать правильный жизненный путь.

Гуманность Гуманный

Гуманность как качество личности –
наличие ярко проявленной системы социальных установок личности, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в рамках общения, содействия, соучастия, помощи со всем живым и «природным», которое имеет для субъекта глубокий личностный смысл.
Однажды в Африке, во время священного праздника шакалы напали на семью антилоп и растерзали их. За это тяжкое преступление раньше полагалась смерть, но по решению сообщества их посадили пожизненно в яму, проявив гуманность и милосердие. Миролюбивые зебры сказали: — Мы все одной крови. Большой грех убивать себе подобных. Никто из нас не имеет права лишать их жизни. Гуманнее оставить их в живых, пусть всю жизнь сидят в тюрьме и раскаиваются. Броненосец возразил: — Они совершили тяжкое преступление, проявив свои животные инстинкты! Эта стая шакалов бросила вызов всему сообществу. Оставив их в живых, мы оскорбляем чувства выживших антилоп, детей которые остались без родителей. Это обида и негодование за несправедливый вердикт со временем приумножит ненависть и злобу в обществе. Шакалам не присуще раскаивание, и поэтому они заслуживают только смертной казни. Хотя слова броненосца звучали убедительно, но Лев согласился с мнением зебр, и оставило осуждённых пожизненно в яме. И так получилось, что через некоторое время шакалам удалось бежать из ямы, убив охрану и случайно попавшихся свидетелей. Львы опять их поймали и бросили в яму до решения сообщества. И в этот раз гуманные зебры сказали: — Мы не вправе лишать их жизни. Не мы им давали её и не нам жизнь у них отнимать. И сообщество опять приняло сторону зебр. Лев посмотрел на расстроенного броненосца и спросил его: — Что вы думаете о данной ситуации и решении сообщества. — Я думаю, что либо здравый смысл спасёт наш мир, либо ваша гипертрофированная гуманность его погубит.

Гуманностью, если она чрезмерна, можно отравиться. Несомненная добродетель в современном мире превращается в жестокость по отношении к невинным людям, ставшим жертвами палачей, прощённых обществом. Наверное, сегодня Нюрнбергский процесс никогда бы не состоялся. Нынешний гуманизм мутирует в оргию вседозволенности, двойных стандартов, лицемерия и самообмана человечества. Сегодняшний гуманизм несомненно переживёт человечество.

Норвежский террорист Андерс Брейвик в июле 2011 года напал на молодёжный лагерь и убил 77 человек, 151 получили ранения. Его признали вменяемым и приговорили к 21 году тюремного заключения. Брейвик содержится в одиночной камере площадью 80 квадратных метров и состоящей из трех комнат: спальни, кабинета и спортзала. Он имеет возможность вести переписку. Также террорист может прогуливаться во внутреннем дворике под надзором охраны. 9 ноября 2012 года Андерс Брейвик направил сотрудникам норвежской службы исполнения наказаний 27-ми страничное письмо, в котором пожаловался на тюремную жизнь. Брейвику не нравится отношение охраны тюрьмы, резиновая ручка, которая натирает руку при долгом использовании, принуждение бриться и чистить зубы под присмотром охраны. Брейвик отмечает, что ему приносят холодную еду и масло, которое, по словам террориста, «невозможно намазать на хлеб». В целом Брейвик назвал условия содержания в тюрьме «садистскими».

Проповедникам такого чрезмерного гуманизма, читай – жестокостью в отношении к жертвам, советую прислушаться к словам Михаила Генина: «Хочешь обнять весь мир — купи глобус». Александр Драгилёв совершенно определенно высказался относительно гуманизма, который ставит милость выше справедливости: «Если есть Бог, значит, Он выше нас. Значит, Он смотрит на наши поступки. Если Он нас создал, значит, у нас помимо нашей цели есть еще цель в Его понимании. Он нас создал для чего-то, значит, в Его голове, в Его уме, для нас приготовлено какое-то назначение. Соответственно, следовать этому назначению, которое Он для нас придумал, есть добро, есть хорошо, благо. А противиться своему предназначению, для которого Он нас создал, есть зло. Нас это ставит в некие рамки, в рамки добра и зла. Когда мы говорим, что человек венец творения природы, мы отметаем рамки добра и зла. Мы говорим: «Все, что хорошо для человека есть Абсолютное благо — хорошо вообще!» Все, что хорошо для цезаря, хорошо для меня. Отсюда появляется эта религия. Она называется гуманизм. Гуманизм — это религия, которая человека ставит на пьедестал Бога. Мы поклоняемся человеку. Мы поклоняемся гуманоиду. Такая вот религия. Все, что хорошо для человека есть добро».

Гуманный, по В. Далю, значит человеческий, человечный, людской (поступить или сделать по-людски, хорошо), свойственный человеку истинно просвещенному, милостивый, милосердный. Мерилом гуманистических ценностей служат «человечность» и «бесчеловечность». Всё соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Антоним гуманности – жестокость, то есть в узком понимании гуманность – это стремление не причинять страданий человеку насколько это возможно.

В жизненном и психологическом смысле человечность как качество и существенное свойство человека включает в себя: альтруизм (доброту); нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом.

Гуманность как качество личности тесно связана с другим её качеством — альтруизмом, под которым понимается склонность к бескорыстной заботе о благополучии других и готовность жертвовать для других своими личными интересами. Критерий оказания помощи на бескорыстной основе, то есть вне эгоистических интересов, служит определяющим для всех форм проявления гуманности. Любая форма поддержки, сочувствия, сострадания либо помощи, исходящая от ожиданий одобрения, получения каких-то выгод не может считаться проявлением истинной гуманности. Например, крупные пожертвования в благотворительный фонд, сделанные из соображений тщеславия или рекламы, гуманностью не считаются. Благочестивый, гуманный поступок должен быть бескорыстен. Это основное требование.

Грань между бескорыстным и эгоистичным поступком выявить со стороны сложно. Это может сделать лишь сам человек, проанализировав истоки своего поведения. Зачастую за бескорыстным и совершенно неизбирательным оказанием помощи кроется эгоистический мотив, связанный с внутренним самоутверждением, либо снятием стресса и избеганием чувства вины.

Биограф А. Линкольна Ф. Шарп иллюстрирует сказанное следующей историей. Как-то, путешествуя в карете и разговаривая со своими спутниками, А. Линкольн, «после того, как … привел доводы в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков, … обратил внимание на то, что свинья, мимо которой как раз проезжала карета, производит ужасный шум. Ее поросята упали в пруд и тонули. Линкольн попросил кучера остановиться, выпрыгнул из кареты, бросился к пруду и вытащил поросят. Когда он вновь уселся на свое место в карете, его собеседник заметил: “Ну, Эйб, скажите-ка, какое отношение имеет эгоизм к тому, что только что произошло?” “Да что ты, Бог с тобой, Эд, самое прямое. Я бы целый день не смог успокоиться, если бы проехал мимо и оставил бы бедную свинью волноваться за своих крошек. Я сделал это, чтобы успокоиться. Неужели ты этого не понимаешь?”»

Подлинно гуманное отношение в целом ряде случаев оказывает сильнейшее позитивное воздействие, как на отдельных индивидов, так и на целые группы. Яркий пример такого рода мы находим в известном романе Г. Сенквича «Камо грядеши». Римский трибун Марк Виниций в письме к другу пишет: «Когда я …возвратился к себе, дома меня не ждали. Думали, я в Беневенте и вернусь не скоро, поэтому я застал беспорядок, пьяных рабов за пиршеством, которое они себе устроили в моем триклинии. Явился я неожиданно, как внезапная смерть, и, пожалуй, ее они бы меньше испугались. Ты знаешь, дом я веду твердую рукой, и вот все, как один, упали на колени, некоторые от страха потеряли сознание. И знаешь, как я поступил? В первую минуту хотел потребовать розги и раскаленное железо, но тут меня обуял стыд и — веришь ли? — жалость к этим несчастным; меж ними есть и старые рабы, которых еще мой дед М. Виниций во времена Августа привел с берегов Рейна. Я заперся в библиотеке и там у меня появились еще более странные мысли, а именно: после того, что я слышал и видел у христиан, мне не подобает поступать с рабами как прежде, они ведь тоже люди. А челядь моя несколько дней была в смертельной тревоге — они думали, что я медлю для того, чтобы придумать более жестокое наказание, а я их так и не наказал — потому что не мог! Третьего дня созвал их всех и сказал: «Я вас прощаю, а вы постарайтесь усердной службой искупить свою вину». Они бросились на колени, обливаясь слезами, с воплями простирая ко мне руки, называя меня владыкой и отцом, так что я — говорю это тебе со стыдом — тоже был растроган. … А что до рабов моих, меня удивило одно. Полученное ими прощение не только не возбудило в них наглость и не расшатало послушание — напротив, никогда страх не принуждал их служить столь усердно, как это сделала благодарность».

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Откуда берутся бесчеловечные люди

Примеры человечности в повседневной жизни были бы не так заметны, если бы абсолютно все члены общества проявляли гуманное отношение друг к другу. Но репортажи в СМИ и то, что можно увидеть на улице, убеждают в том, что рядом с человеколюбием уживается и бесчеловечность.

Откуда берутся бесчеловечные люди? Ответ прост: из неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания формированию достойных граждан.

Бесчеловечные люди появляются, если:

  • в детстве к ним применяют жестокие методы воспитания;
  • дети становятся свидетелями родительских скандалов;
  • ребенок наблюдает неуважительное отношение родителей друг к другу;
  • с ними грубо обращаются сверстники, такие дети терпят унижения с их стороны;
  • среди товарищей они являются изгоями;
  • в детстве у ребенка была травмирующая ситуация, после которой ему не была оказана психологическая поддержка и помощь.

Бесчеловечные люди ведут себя преступным образом. Они ввязываются в драки, оскорбляют других, могут даже совершить убийство. Привычными для них занятиями являются варварство, вандализм, экстремизм. Они так себя ведут, потому что чувствуют мнимую враждебность окружающего мира. Так происходит ,потому что в детстве у них не сформировалось уверенность в безопасности и защите. Именно поэтому недолюбленный родителями человек, у которого было тяжелое детство, проявляет агрессию по отношению к тем, кто слабее него. Демонстрируя силу, он стремится защитить самого себя.

Антигуманное отношение может быть направлено на окружающих, животных, культурные или природные объекты. Люди, лишенные человеколюбия, самоутверждаются за счет других и компенсируют те страдания, которые перенесли в детстве. Структуру личности бесчеловечных людей составляют такие черты, как:

  • равнодушие к проблемам других людей;
  • низкий уровень культуры;
  • аморальное поведение;
  • озлобленность;
  • жадность;
  • корыстность;
  • злорадство;
  • зависть;
  • бессовестность;
  • склонность к предательству;
  • отсутствие сострадания;
  • мстительность;
  • беспощадность, жестокость;
  • хладнокровность;
  • эмоциональная черствость;
  • агрессивность;
  • эгоистичность.

В асоциальных и неблагополучных семьях дети не видят образцов гуманности и человечности, морально-нравственные основы личности не формируются. В такой ситуации воспитательная работа школы или любого другого образовательного учреждения оказывается неэффективной, так как подросток, который не испытал нежности, ласки, любви и заботы, не научится их проявлять.

Объяснение термина

Рассуждая о том, что такое гуманность, отметим, что в переводе с латинского языка это слово означает «человечность». Гуманизм состоит в признании любого индивида личностью, обладающей правами на полноценную жизнь. Он предполагает у всего общества в целом и у каждого гражданина в отдельности способность признавать ценность человека, уважать его достоинство.

Что такое гуманность в современном мире? Она вытекает из Конституции РФ, является правом любого гражданина нашей страны. В качестве принципа юридической ответственности гуманизм проявляется в сочетании принуждения и убеждений, защиты и охраны благ гражданина, признания высшей ценностью его свобод и прав.

В настоящее время можно выделить несколько основных аспектов проявления подлинного гуманизма. И основной подразумевает требования о запрете использования насилия, пыток, унижения человеческого достоинства.

А в качестве нравственно-юридической категории гуманизм предполагает человеколюбивое, уважительное отношение к различным субъектам юридической ответственности, без учета правомерности (неправомерности) поведения самого субъекта.

гуманность человека

Равнодушие как форма бесчеловечности

Равнодушие как форма бесчеловечности
Равнодушие как форма бесчеловечности
Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.

Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.

Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.

Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманист это...

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Хлеб

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Преимущества человечности

Каждый человек, достигнув сознательного возраста, имеет возможность выбирать, как ему поступать. Очевидными преимуществами человечности являются:

  • обретение душевного спокойствия и позитивного самовосприятия;
  • осознание собственной силы, гордость своими достижениями;
  • нахождение своего места в жизни, в коллективе;
  • радость от того, что можно быть полезным для кого-то;
  • развитие силы воли, толерантности;
  • возможность получить признание среди членов коллектива;
  • сохранение доброжелательных отношений с начальством и коллегами;
  • обретение гармоничных отношений в семье;
  • любовь и понимание со стороны окружающих.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Можно ли быть гуманным по отношению к животным?

Гуманное отношение к животным — это необходимость. … Законом запрещается умерщвление животных по любым причинам без заключения ветеринаров, а также бои с участием животных. Предусматривается создание специальных приютов, но контактные зоопарки наоборот будут запрещены.

Интересные материалы:

Можно ли оплачивать по Упд? Можно ли опрыскивать юкку? Можно ли отказать в продаже товара? Можно ли отказаться быть присяжным заседателем 2022? Можно ли отключать вай фай из розетки? Можно ли открыть пивной бар в жилом доме? Можно ли отменить отправку смс? Можно ли отменить отправку сообщения? Можно ли отозвать доверенность у любого нотариуса? Можно ли отозвать заявление на увольнение в порядке перевода?

Проблемы человечности

Человечность является социальным феноменом. Социологами выделены основные проблемы человечности:

  1. природа человечности до конца не изучена. Как показывает практика, сформировать это качество личности можно не у всех людей. На основании этого ученые высказывают предположение о биологической природе человечности. Если это качество является врожденным, стоит ли прилагать усилия для его искусственного воссоздания?
  2. В условиях реальной жизни данная личностная черта не всегда проявляется закономерно и последовательно. Это связано с тем, что даже душевным людям свойственно ожидать благодарности и одобрения своим действиям. Но получить их не всегда получается. Человек, который нуждается в помощи и заботе, порой не имеет личностного ресурса для того, чтобы благодарить. Не принимая это в учет, человек, совершивший добро, разочаровывается в нем. Вероятно ,в следующий раз, стоят перед нравственным выбором, он откажется от проявления гуманизма.
  3. В современном мире существует множество синонимичных понятий. Так, термины «доброта», «гуманизм», «гуманность», «милосердие», «человечность» близки по значению. Но в то же время их содержание различно. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. В результате этого индивидуальные представления родителей и педагогов о том, что же все-таки стоит понимать под человеколюбием, сильно разнятся. Это приводит к тому, что усилия агентов социализации не имеют четко заданного определенного направления. Все стараются сформировать достойного гражданина, не имея при этом однозначного четкого образца желаемого результата.
  4. На сегодняшний день нет валидного психолого-педагогического инструментария, который позволил бы получить достоверную информацию об уровне человечности того или иного испытуемого. Есть методики, направленные на изучение степени выраженности того или иного компонента человечности (уровня воспитанности, например). Но на основании результатов данных методик не представляется возможным составить четкое представление о том, каким уровнем человечности обладает тот или иной испытуемый.
  5. Некоторые люди приравнивают человеколюбие и доброжелательность к душевной слабости. Они полагают, что в условиях современного мира быть человечным невыгодно. Проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью, своим богатством. В общественном сознании прочно укоренился стереотип о том, что, проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью. Если у родителей такое отношение к человечности, будут ли они сознательно тренировать данное качество у своих детей?
  6. Задача сохранения личных границ и границ другого человека становится актуальной проблемой проявления человечности. В жизни часто происходят такие ситуации, когда воспитанные люди предпочитают не вмешиваться в ту или иную ситуацию, требующую нравственного выбора, так как опасаются показаться навязчивыми, излишне любопытными. Однако, если задуматься, риск показаться слишком навязчивым должен пугать меньше, чем возможность прослыть равнодушным.

Сложный путь саморазвития
Сложный путь саморазвития

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.

Гуманный это...

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим.
    Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.

    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем человек будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех людей без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других.
    Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Руки вверх

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Как развить в себе человечность

Выше было сказано о том, что большую роль в развитии человеколюбия у индивида играет его семья. Но это не означает, что человек из неблагополучной семьи не сможет сознательно сформировать у себя возвышенное отношение к окружающим.

Чтобы развить в себе человечность, нужно:

  1. Найти в ближайшем или отдаленном социальном окружении человека, который мог бы считаться образцом милосердия. Чтобы организовать собственную жизнь в соответствии с принципами человеколюбия, нужно окружить себя доброжелательными людьми.
  2. Развитию человечности способствует участие в волонтерском движении. Бескорыстная помощь нуждающимся пробуждает в глубине души индивида истинную любовь к людям, бережное отношение к их чувствам.
  3. В общении с друзьями важно учиться слушать, а не говорить. Часто именно с искренней помощи друзьям начинается путь человека к Богу.
  4. Человеку, который решил благородно относиться к окружающим, безвозмездно помогать нуждающимся, нужно выработать правильное отношение к благодарности. Кончено, каждому приятно получить благодарность за добрый поступок, но это не должно быть самоцелью. Не стоит делать поспешные выводы о человеке ,если он не поблагодарил своего спасителя.
  5. Важно научиться прощать людей, которые однажды причинили боль и отпускать обиды. Злопамятность и обидчивость – это те черты характера, которые необходимо корректировать. Причиной их появления являются непроработанные негативные эмоции. Если не получается отпустить разрушающие чувства самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу.
  6. Человеколюбие складывается из таких компонентов, как интеллигентность, доброта и любовь. Это означает ,что гуманному отношению к людям нужно учиться, читая книги по философии ,педагогике, психологии. Также необходимо по-доброму смотреть на мир, научиться замечать в людях хорошее, а не зацикливаться на плохом. Чтобы полюбить мир и людей в нем, нужно полюбить самого себя. Это связано с самопринятием. Квалифицированный психолог поможет сделать это.
  7. Только критичное отношение к собственным поступкам поможет человеку научиться отличать добро от зла. Конечно, одного намерения стать человечным не достаточно для того, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Трансформация личности – долгий процесс. Облегчить переход от привычной модели поведения к человеколюбию может ведение дневника. В нем стоит подробно описывать и анализировать ситуации нравственного выбора и собственное поведение в них.

Принцип непрерывности

Гуманность человека формируется при непрерывном воспитательном процессе. Он определяется многими факторами, считается многогранным явлением, не ограничиваемым временными, возрастными рамками. Воспитание начинается с момента появления человека на свет, осуществляется на протяжении всей жизни.

На личность, ее качества, в разной степени воздействует социальная среда, природные условия. Воспитание осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной работе.

Некоторые родители считают, что ребенок воспитывается лишь в тех случаях, когда с ним проводятся определенные беседы, осуществляется работа учителей дошкольных учреждений и образовательных учреждений.

Но Макаренко говорил о том, что важнейшим аспектом непрерывного воспитания является семья. Старшее поколение должно брать на себя обязанность через разные институты: дошкольные заведения, семью, профессиональные учебные заведения, целенаправленно заботиться о гуманизации подрастающего поколения.

гуманность и справедливость

Примеры человечности из жизни

Примерами человечности в жизни могут служить:

  • героические поступки пограничников;
  • деятельность благотворительных фондов;
  • самоотверженная борьба врачей за жизнь человека;
  • волонтерская помощь школьников старикам;
  • донорство;
  • искреннее желание принимать участие в жизни близких, спрашивая у них: «Что случилось? Может, нужна помощь?»

    Волонтерская деятельность
    Волонтерская деятельность

Примеры человечности

Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца. Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.

0

Источник:

Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость. Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное. Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много. В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики. Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель. Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.

Гуманистическое отношение человека к человеку.

Гуманистическое отношение человека к человеку.

Гуманистические идеи отношения человека к человеку в социальной педагогике требуют особого внимания.

Это ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие — это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность — деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

Рассмотрим принцип гуманизма на примере отношения к людям с ограниченными физическими и психическими возмозностями.

«Милосердие — это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного — «права» на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из «милосердия» ему позволено физически существовать. Гуманизм — это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они»- большой мир нормальных людей и «мы» — убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм — наоборот — это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма — как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание — проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Итак, гуманистическое отношение человека к человеку предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]