Гиперкомпенсация – это в психологии один из видов компенсации, когда человек старается неосознанно развить в себе качество, которое считает неполноценным, при этом рассказывая всем окружающим о своих успехах и пытаясь самоутвердиться за счет унижения других людей. Гиперкомпенсация основана на комплексе неполноценности, который в большинстве случаев формируется в детском и подростковом возрасте.
Другие примеры феномена
Константин Циолковский из-за болезни в десятилетнем возрасте потерял слух, но не сдался и самообучался науке. Именно этот человек стал основоположником советской теоретической космонавтики и разработал первую космическую ракету.
А в 1982 году родился Ник Вуйчич, у которого с самого рождения отсутствовали руки и ноги. В его случае гиперкомпенсация – это то, что двигало им всю жизнь.
Он умеет плавать, работать с компьютером, играет в футбол, получил высшее образование и первый в мире начал мотивировать людей, имеющих синдром тетраамелии, к саморазвитию. Все эти примеры показывают позитивный эффект этого феномена на развитие личности человека. Но на самом деле, индивидуальная психология зафиксировала, что в подавляющем большинстве такое отклонение провоцирует негативную картину развития. Она выражается в ощущении человеком собственного превосходства над другими людьми и в общей ненависти к социуму.
Как правильно строить тренировку для суперкомпенсации
Самый подходящий метод силовых тренировок – это сплит, когда нагружаются 2-3 группы мышц за одну тренировку. Таким образом, мышцы успевают восстановиться до следующей тренировки.
Для постоянного прогресса нагрузку необходимо повышать, что будет препятствовать достижению адаптации мышц. Но и повышать нагрузку тоже нужно правильно, а именно – прибегать к циклированию.
Циклирование подразумевает постепенное повышение сложности тренировочного процесса в течение недели с последующим снижением в начале следующей тренировочной недели. Здесь так же играет роль постоянное повышение нагрузки, например рабочий вес, каждую последующую неделю.
Пример:
- Понедельник – легкая тренировка.
- Среда – умеренная тренировка.
- Пятница – сложная тренировка.
А так же в течение недели подбирается рабочий вес в размере 40% от одноповторного максимума. Так точно проходит и вторая неделя, только рабочий вес повышается до 50% от повторного максимума и так далее до 80%.
Возвращение к умеренным нагрузкам дает возможность постоянно прогрессировать, не достигая перетренированности, что приводит к тренировочному плато.
Негативная сторона
Подобная реакция психики человека может развиться, если потребность доказать полноценность в обществе превращается в самоцель. Иными словами, индивид способен почувствовать, что он значим, лишь унизив оппонента. Хорошо описывает негативное проявление этой психологической защиты феномен донжуанизма.
Он выражается в компенсации комплекса сексуальной неполноценности. Мужчина начинает распространять о себе ложные слухи, что он самый лучший среди всех в интимной сфере, постоянно ухаживая за новыми дамами. Но, как только дело доходит до постели, он тут же разрывает все связи с ними.
Компенсация – психологическая защита
Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.
Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией
Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.
Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.
Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.
Причины возникновения и способы избавления
Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:
1. Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным.
2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.
Рекомендуем: Сила воли — как ее развить?
3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.
С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:
- Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
- Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
- Определение новых, позитивных жизненных целей.
Тренируемые функции и качества
Главные функции, которые необходимо совершенствовать:
- Восстановление креатинфосфата (от 2 до 10 минут).
- Переработка молочной кислоты (от 1 минуты до получаса).
- Компенсировать гликоген (1 — 3 дня).
- Компенсировать белки (3 — 5 дней).
Помимо этих функций, важно довести до восстановления нервную и энергетическую системы. Каждая из вышеуказанных функций организма восстанавливается в разном временном промежутке, восстановить одновременно все невозможно.
Например, после завершения тренировки в первую очередь восстановится креатинфосфат, но показатели остальных функций еще будут низкими. Но когда восстановится уровень белков, остальные функции потеряют суперкомпенсацию. Поэтому, разные временные сроки для восстановления называют гетерохронизмом.
Как избавиться
Гиперкомпенсация — это в психологии довольно актуальная тема еще с двадцатого века. Многие люди хотят избавиться от такого феномена. При работе с пациентами психологи используют определенную схему действий. Сначала человек должен осознать, что у него есть проблема, выраженная в неправильном восприятии себя и окружающего мира. При определении фикций нужно устранить искаженные ценности и ненужные цели.
На последнем этапе человек должен поставить себе новые позитивные приоритеты и стремления в жизни. Проделав подобную работу над собой, можно избавиться от ложного восприятия мира и не позволить неправильным установкам и искажениям действительности разрушить жизнь. Конечно, история знает и позитивные проявления гиперкомпенсации, но, к сожалению, чаще всего они негативно влияют на жизнь человека и его отношения с социумом.
Что такое защитный механизм
Защитный механизм – рычаг предотвращения психических расстройств личности. Однако защитные механизмы обладают двойственностью. С одной стороны, они стабилизируют внутренний мир личности, то есть налаживают взаимоотношения человека с самим собой, а с другой – могут разрушить взаимоотношения с внешним миром.
Цель работы защиты – предотвращение травмы. Задача – справиться с сильной негативной эмоцией и сохранить самоуважение индивида. Для этого внутри личности происходит перестройка системы (иерархии) ценностей. Это резервные способы решения мозгом поступающих проблем. Они включаются тогда, когда основные нормальные методы дали сбой, а проблема не осознается самим человеком.
Чем заменить вредные продукты?
- Желание съесть мороженое говорит о недостатке в организме триптофана и кальция. Данные минералы можно добрать из употребления таких продуктов, как мясо курицы, кролика или индейки.
- Ненасытная тяга к шоколаду говорит о нехватке магния. Его можно пополнить путем съедения гречки, кедровых орешков, листового салата, кешьи.
- * Любовь к кофе, которая наблюдается у многих людей, говорит о недостатке серы и фосфора в организме. Данные микроэлементы можно пополнить путем употребления семечек, молока и клюквы.
- * Газировка и жареные блюда являются самыми любимыми не только детьми, но и взрослыми. Это указывает на нехватку кальция, который пополняется такими продуктами, как сыр, кунжут, брокколи, молодой картофель.
- * Пиво и квас являются излюбленными мужскими напитками. Ими нередко балуются сами женщины. О чем это говорит? О недостатке азота, который содержится в рыбе и орехах.
- * Копчености привлекают тех, кому не хватает жиров в организме. Их можно легко пополнить, если употреблять йогурт, ряженку, кефир.
Тяга к вредным продуктам проявляется по причине их приятного аромата и вкусовых добавок. На самом деле организм просто требует пополнения запасов тех или иных микроэлементов. Сбалансированное питание как раз и направлено на то, чтобы человек употреблял все продукты, чем и компенсировал бы недостатки. Если правильно питаться, то есть кушать полезные продукты, тогда и тяга к вредным блюдам исчезнет.
Компенсация в психологии – это способ дополнения недостающего или замена плохого хорошим. Обычно компенсация происходит в других сферах жизни, а не в той, в которой возникла проблема. К примеру, мужчина, который недоволен своим социальным положением, может самоутверждаться в своей семье. Будучи неудачником в социуме, он будет главным в семье, командовать своей женой, даже бить ее за непослушание.
Гиперкомпенсация зачастую происходит в той же сфере, в которой человек замечает за собой недостатки. Например, при плохих способностях красиво петь человек начнет усиленно тренироваться, ходить на занятия по вокалу, выступать в коллективе своих друзей, даже пробоваться на различных конкурсах.
Компенсация на первый взгляд может показаться приемлемой. Однако главной ее проблемой является то, что человек зачастую не искореняет свой недостаток, пустоту, а наоборот, еще более усиливает. Так, мужчина может жить с бедными родителями, убедившись в том, что бедность – это зло, порок, горе. Теперь, будучи взрослым, он старается всеми силами разбогатеть. Он может достигать успеха, у него может все получаться. Только при этом:
- Он продолжает ощущать себя бедным, что его раздражает и толкает на новые поиски достижения богатства.
- Он раздражается каждый раз, когда сталкивается с бедностью. К примеру, временные трудности могут «выбить его из колеи», может запить.
- Он бесится при любой ситуации, когда в его окружении попадаются бедные люди.
Другими словами, мужчина вроде перестал быть бедным, только не решил проблему с самой бедностью, которая периодически может возникать в его жизни. При компенсации человек обычно не решает свою внутреннюю проблему, а просто бежит от нее в попытках о ней забыть, завуалировать, прикрыть какими-то вещами. Это можно сравнить с попыткой наклеить новые обои на старые в надежде на то, что они не отпадут, или желанием прикрыть дыру в стене шкафом в надежде на то, что в комнате станет теплее.
Очень легко запутаться в таком чувстве, как любовь. Здесь психологи выделяют самые многообразные способы замены настоящей любви. Людям кажется, что они любят или их любят, а на самом деле это не так.
- Можно любить не человека, а его возможности и качества. Так, мужчины выбирают женщин по их красоте, а женщины – по наличию у мужчин больших сумм денег. Когда они находят желаемое, они говорят: «Я тебя люблю!».
- Можно любить за то, что вас любят. Другими словами, вы на самом деле не любите партнера, однако благодарны ему за то, какие чувства проявляет он к вам.
- Можно воспринимать страсть или влюбленность за любовь. О том, почему данные чувства не являются любовью, можно прочитать в других статьях.
- Можно любить за то, какой статус человек дает. Нередко супруги сохраняют семью ради детей или желания сохранять статус замужних и женатых людей, а сами при этом говорят, что любят друг друга.
Нежелание и невозможность человека признаться себе в отсутствии чувств заставляют его искать доказательства хоть чего-то приятного и приемлемого. Нередко люди заблуждаются не в отношении собственных чувств, а касательно любви партнеров. Приведем в качестве примера такую поговорку, как «Бьет – значит, любит». Человек готов поверить в то, что любовь проявляется именно таким образом, если не готов признаться в истинности чувств своего партнера и уйти от него.
Послесловие
Психологическая защита – реакция человека на конфликтную ситуацию. Притом механизмы психологической защиты включаются тогда, когда человек не осознает противоречие своего Я-реального и Я-идеального. Механизм включается, но саморазвития и изменений личности не происходит. Когда же до сознания доходит несоответствие поведения индивида его же убеждениям (или других людей, но значимых для него), то начинается путь саморегуляции.
Такая разница во включении сознательного и бессознательного обычно обусловлена самовосприятием и самооценкой. Когда человек в целом положительно к себе относится, то отдельные негативные поступки или черты замечает. Если же его отношение к себе в целом негативно, то он не замечает эту «каплю в море». Вывод: чтобы быть здоровым и самому управлять своими эмоциями, нужно иметь адекватную самооценку и самовосприятие. А самому управлять сознанием нужно, потому психологические защиты не оказывают желаемого результата и не предотвращают конфликты, кроме внутриличностного (исключение – метод сублимации). Психологические механизмы хороши в редких и экстренных ситуациях, но при частом включении они калечат личность
Потому важно работать над своей стрессоустойчивостью, чтобы любая мелочь не воспринималась психикой как критичная ситуация и призыв к включению резервного питания.
Три фазы восстановления
По данным Гиппенрейтера, наблюдается возникновение трёх основных фаз восстановления работоспособности(вики) после выполнения первой работы до утомления:
Фаза активного восстановления
Запуск начинается после тренировки и продолжается в течение получаса. В этот момент организм восстанавливает нормальную функцию систем. Приходят в норму запас гликогена, восстанавливается ритм сердца и нормализируется гормональная система.
Фаза размеренного восстановления
Во время запуска этой фазы, организм усиливает выработку аминокислот, ферментов, восстанавливает электролитный баланс. Пищеварительная система лучше всасывает питательные вещества, необходимые для построения новых клеток организма.
Фаза суперкомпенсации
Начинается на вторые сутки после тренировочного процесса и длится пять суток. В это время и нужно заниматься спортом, тренируя мышцы, для увеличения массы.
Фаза отложенного восстановления
Физические параметры организма восстанавливаются до первоначального уровня. Но при условии, что в фазе суперкомпенсации не было физической нагрузки.
Описание феномена
Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.
Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.
Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.
Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.
Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.
Рекомендуем: Акцентуация в психологии
Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.
Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.
Рекомендуем: Что такое дисграфия?
Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.
Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.
Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?
Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.
Дефектология и психология
Положения, которые мы старались развить, дают нам возможность подойти с совсем новых точек зрения к тем детям, которых их физические недостатки поставили в особо невыгодные условия, к тем, которые зовутся физически дефективными.
Изучая физически дефективных, психологи пытались обычно ответить на вопросы: в какой степени повреждена их психика и что именно осталось у них из обычного инвентаря здорового ребенка? Эти психологи ограничивались обычно «отрицательной характеристикой» физически дефективного, и они были частично правы, поскольку речь шла об изучении судьбы тех функций, с которыми рождается ребенок на свет и которые у физически дефективного – слепого, глухонемого – оказываются пострадавшими.
Но оставаться на почве такой «отрицательной характеристики», конечно, нельзя: это значило бы пропустить самое существенное, пропустить то, что для психолога представляется особенно интересным. Рядом с «отрицательной характеристикой» дефективного нужно создать и его «положительную характеристику».
В самом деле, слепой или глухонемой не мог бы жить, если бы он чем-нибудь не возместил те недостатки, которые у него имеются. Со своим физическим дефектом он оказался бы слишком неприспособленным. И вот вступает в свои права особый и своеобразный механизм: происходит компенсация дефекта. В процессе опыта ребенок учится возмещать свои природные недостатки; на базе дефектного натурального поведения возникают культурные приемы и навыки, покрывающие, компенсирующие дефект и дающие возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями. Дефективное натуральное поведение обрастает компенсированным культурным, создается определенная «культура дефекта» – физически дефективный получает кроме своей отрицательной характеристики еще и характеристику положительную.
Ее-то, по нашему мнению, и должен главным образом изучать психолог. В последнее время благодаря целому ряду работ картина этой «положительной характеристики» дефективности и ее основные механизмы начинают становиться все более и более ясными для нас.
Еще в 1905 г. немецкий психолог А. Адлер (Alf. Adler) 1 положил основу своеобразному учению о личности, которое мы только теперь начинаем достаточно объективно осмыслять и отдельные стороны которого много поясняют нам в развитии психики и поведения физического дефективного ребенка.
Внимание Адлера, тогда еще врача, имеющего дело с заболеваниями внутренних органов, было привлечено тем фактом, что больные, страдавшие серьезным дефектом какого-нибудь органа, все же каким-нибудь образом справлялись с этим недостатком. Известный факт, что при заболевании одного из парных органов (легкие, почки, наконец, руки) функцию его берет на себя другой «викариирующий» орган, явился наиболее простым случаем, подтвердившим это наблюдение *. Однако огромное число случаев протекает по значительно более сложной схеме. Ведь многие из органов нашего тела непарны, многие же поражаются нацело, и вся их функция целиком оказывается задетой. Это последнее бывает особенно в тех случаях, когда функция органа не выпадает целиком, а оказывается лишь врожденно ослабленной. Так, мы имеем часто врожденную слабость зрения и слуха, врожденный дефект речевого аппарата (слабость голосовых связок, косноязычие и т. п.), врожденные дефекты мышечной, половой, нервной и т. п. систем.
И однако, как показал Адлер, люди не только справляются с этими дефектами, возмещая врожденные недостатки, но часто даже «сверхкомпенсируют» их; люди со слабым от природы слухом становятся музыкантами, люди с дефектами зрения – художниками, а люди с дефектами речи – ораторами. Преодоление дефекта может идти как у Демосфена, который из косноязычного человека сделался известным оратором, многократно возместив природные недостатки.
Каким же путем происходит эта сверхкомпенсация?
Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации дефекта оказывается, видимо, то, что дефект становится в центр внимания индивида и над ним создается известная «психологическая надстройка», пытающаяся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнением и прежде всего известной культурой использования этой дефектной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если эта совсем отсутствует). Природный дефект организует психику, аранжирует ее таким образом, чтобы была возможна максимальная компенсация, и, что самое важное, воспитывает огромную настойчивость в упражнении и развитии всего, что может компенсировать данный дефект. В результате получается своеобразная, неожиданная картина: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравняться с другими, делает его неполноценным, ставит этот дефект в центр своего внимания, направляет на него свою нервно-психическую деятельность, развивает особое умение максимально пользоваться теми данными зрения, которые он получает, – и становится человеком, у которого зрение стоит в центре его работы, – художником, графиком и т. п. Мы знаем в истории множество таких полуслепых художников, музыкантов с органическими дефектами слуха, глохнущих, как Бетховен, к концу своей жизни, великих актеров со слабым голосом и плохой дикцией. Все эти люди сумели преодолеть природные дефекты, аранжировали свою психику так, что стали большими людьми именно в той области, на пути к которой у них лежало больше всего препятствий. Оказалось, что дефект, который прежде всего снижал психику, делал ее слабой и уязвимой, может служить стимулом к ее развитию, может и поднимать ее, делать более сильной.
С этой динамической точки зрения физически дефективный получает не только свой отрицательный паспорт, но и свою положительную характеристику.
Спросим себя, однако, в чем же именно состоит механизм такой компенсации дефекта? Является ли он простым механизмом перемещений функции, как это бывает при заболевании одного из парных органов?
Один факт толкает нас на правильное решение этого вопроса, и этот факт дает нам психология слепых.
Уже давно психологи, изучавшие жизнь слепых, интересовались вопросом: как именно слепой компенсирует свой природный недостаток? Создавались целые легенды о том, как тонко осязание слепых, какой необычайно тонкий слух они имеют; говорили о том, что у них развивается новое, необычайно тонко работающее «шестое чувство», однако точный эксперимент дал неожиданные результаты: оказалось, что ни слух, ни осязание, ни другие органы чувств слепого не представляют какого-нибудь исключительного явления, что они развиты ничуть не лучше, чем у обычного зрячего человека 2. Но вместе с тем ни для кого не секрет, что слепой достигает в области слуха, осязания и т. п. значительно лучших результатов, чем зрячий.
Разрешение этого будто бы противоречивого положения большинство авторов, изучавших слепого, видят в том, что, имея одинаково со зрячими развитые органы чувств, слепой вырабатывает в себе умение пользоваться ими, далеко превосходящее умение зрячих. Те слуховые и осязательные ощущения, которые у зрячего при доминирующем зрении лежат без движения, у слепого мобилизуются и используются с необычайной полнотой и тонкостью. Удивительное развитие слуха, осязания и т. п. у слепых не есть результат врожденной или приобретенной физиологической тонкости этих рецепторов, а является продуктом «культуры слепого», результатом умения культурно использовать оставшиеся рецепторы и этим компенсировать природный недостаток.
Мы можем сказать, что слепые часто обладают десятками выработанных навыков и приемов, которых мы не можем заметить у зрячих. Достаточно присмотреться к точности и ловкости в движениях, которые часто проявляются слепыми, необычайно тонкому анализу, которому они подвергают ощущения, приносимые им прикосновениями и слухом, чтобы понять те пути, которые позволяют им компенсировать хоть отчасти их природную неприспособленность. Слух и осязание становятся в центре внимания слепого; под его контролем вырабатывается ряд приемов для их максимального использования – это приемы как бы вращиваются в самую функцию восприятия слепого, памяти, мышления и перестраивают эти последние. В результате такого процесса мы получаем слепых, которые с помощью шрифта Брайля быстро читают текст, которые разбирают географические карты и которые своими путями оказываются в состоянии стать полноценными членами общества. Достаточно вспомнить известную всем историю Елены Келлер, слепоглухонемой от рождения и достигшей, однако, высоких степеней образованности, чтобы понять, что рациональное воздействие, приобщение к культурным приемам может перестроить психику, даже выросшую на особо неблагоприятной почве физической дефективности 3.
Близкий к этому круг «культурных надстроек» мы встречаем и при других видах физических дефектов. Мы видим часто, как та или иная функция при наличии определенного врожденного дефекта начинает исполнять совершенно иную, новую роль, становясь орудием, компенсирующим наличный недостаток. Так, мы знаем, что при глухонемоте мимика начинает приобретать совершенно новую для нее функцию. Она перестает быть простым путем выражения эмоций, она становится важнейшим коммуникативным средством, пока новые, более совершенные приемы – чтения с пальцев или с губ – не заменяют этот наиболее примитивный аппарат выражения и связи ***.
Больше того, на этом примере мы можем убедиться, насколько каждое из применяемых глухонемым «орудий» совершенствует, развивает и изменяет его психику. Можно с уверенностью утверждать, что каждому из употребляемых приемов соответствует особая психологическая структура. Совершенно понятно, что у глухонемого, пользующегося для разговоров со своими сверстниками исключительно языком мимики, очень небольшие возможности контакта, для обмена опытом и сведениями, а следовательно, очень небольшие возможности и для дальнейшего развития и совершенствования интеллекта. Насколько эти возможности развиваются, когда он переходит к языку знаков, который дает возможность передать любое слово, любую комбинацию звуков! Как необычно расширяется его психологический инвентарь! Какой огромный стимул получает развитие его интеллекта, обогатившись не только значительным числом новых понятий, но – главное – новым и значительно более совершенным методом контакта с людьми! Наконец, быть может, столь же важный скачок делает развитие глухонемого, когда он научается чтению с губ, а отсюда и обычной речи, которой он пользуется часто в совершенстве, хотя сам и не слышит ее. Овладев этим «орудием», глухонемой включает себя в среду нормальных, слышащих и говорящих людей. Он получает возможность вступить в разговор с каждым, понять каждого. Не говоря уже об огромном психотерапевтическом значении этого завоевания, выводящего его из замкнутости, меняющего всю его личность, делающего его социально полноценным, такое включение его в широкую социальную среду сразу же раскрывает новые возможности перед его интеллектом. Конечно, в интеллектуальном отношении глухонемого, владеющего умением читать с губ, навряд ли можно сравнить с тем примитивным существом, которое пользуется для связи со средой лишь несовершенными орудиями мимики и нечленораздельных звуков.
Еще один простой пример, иллюстрирующий, как физические дефекты могут компенсироваться искусственными средствами. Мы имеем в виду многочисленные во время войны случаи ранения и ампутации конечностей.
Все эти случаи характерны тем, что в них человек внезапно выбивался из строя, лишаясь конечности, и восстанавливал свою полноценность лишь с помощью искусственной конечности – протеза. Приучение пользоваться протезом вместо руки или ноги в существенном перестраивало характер поведения такого субъекта, и выросшая за время войны «психология протеза» указала на ряд особенностей в пользовании этими искусственными руками и ногами.
Шрифт Брайля, чтение с пальцев и губ у глухонемых, протезы – все это становится предметом психологии наряду с такими процессами, как инстинкты, навыки, внимание и аффект. С переходом к истории человеческого поведения, к изучению его культурных форм такое расширение становится обязательным.
В. Джемс указал в одном месте, что личность человека кончается не кончиком его пальцев, а носком его ботинка и что ботинки, шляпа, одежда так же входят в состав личности, как голова, волосы, ногти.
Это положение совершенно неоспоримо, если мы решим изучать и культурные формы поведения личности. Понятие культурной личности кончается за пределами организма, и изучение культурных привычек и одежды дает нам ценнейшие материалы к пониманию человеческого поведения.
Вся история одежды и моды говорит нам о том, что одной из существенных задач их было всегда оттенить нужные стороны фигуры, скрыть физические недостатки и – где нужно – компенсировать их. Стоит только немного просмотреть мемуары XVI – XVII вв., чтобы найти целый ряд примеров такого происхождения мод и отдельных частей туалета. Брыжи на рукавах вводятся при дворе для того, чтобы скрыть некрасивые руки; дамские повязки, в начале XIX в. бывшие в моде, облегавшие шею, были введены законодательницей мод, которая должна была скрыть уродливый шрам на шее. Чтобы увеличить рост, употребляются высокие каблуки, и уродливые ноги скрываются длинными платьями. Худоба и недостаточное развитие форм компенсируются корсетами, турнюрами, толстинками и т. п. (особенно развитыми в модах позднего средневековья и Ренессанса). Трудно было бы перечислить все те случаи, когда физические дефекты компенсировались «стратегией костюма», когда этот последний организованно применялся как дополнение и исправление личности. Достаточно вспомнить все военные костюмы, увеличивающие рост, фигуру и придающие устрашающий, грозный вид, костюмы, начиная от боевого наряда индейцев до современных военных форм, чтобы убедиться, что одежда действительно может составлять как бы часть личности и организуется зачастую общей ее установкой.
Мы не можем пройти мимо еще одного внешнего приема, применявшегося с успехом в модах XVIII – XIX вв. для компенсации недостатков и для того, чтобы организовать внимание, отвлечь его от одной части тела и направить на другую. Мы имеем в виду «мушки», которыми пользовались модницы прошлых веков и которые служили великолепным искусственным приемом, для того чтоб соответствующим образом организовать внимание.
Все перечисленные нами приемы сводятся к внешним орудиям для компенсации недостатков. Чтобы быть логичным, следует упомянуть, что их дополняют и внутренние приемы компенсации. То, что мы уже упоминали о формации черт характера, относится именно сюда. Компенсация природной слабости необычайно громкой речью, вызывающим поведением, грубостью является обычной вещью и служит источником целого ряда характерных свойств у трудного ребенка, хулигана и т. п. Мы знаем, что необычайно жестокие с виду люди при ближайшем рассмотрении оказываются очень мягкими и их жестокость – лишь компенсирующая маска, а слабоволие часто компенсируется упрямством.
Физические недостатки, так же как и отдельные психические дефекты, часто компенсируются не только внешними приемами, но и организацией, ориентировкой характера всей личности.
Дефект не может рассматриваться нами как нечто статическое, раз навсегда закрепленное; он динамически организует целый ряд приемов, которые могут не только ослабить его значение, но иногда и компенсировать (и сверхкомпенсировать) его. Дефект может явиться могучим стимулом к культурной реорганизации личности, и психологу нужно лишь уметь различить возможности его компенсации и воспользоваться ими.
Гиперкомпенсация и компенсация
Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.
Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.
Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.
Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.
Понятие псевдокомпенсации, гиперкомпенсации, сверхкомпенсации
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпснсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей..
Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение, Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги-псркомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.
Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психологии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индивидуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую половину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драматизм положения состоял в том, что положение гиперкомпенсации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нарушение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых типов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие дети должны обгонять в развитии речи и мышления зрячих сверстников.
В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л. С. Выготский в 1927 году опубликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Л. С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует основные положения гиперкомпенсации, предостерегая читателя от упрощенного понимания. (Сорокин В.М. Специальная психология. Речь. С-Пб., 2003 с 174)
Но эпоха повального увлечения психоанализом так же быстро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разворачивается кампания по дискредитации психоанализа; психоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т. д.
С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез утверждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссальных волевых усилий и способностей. В этом состоит основной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманизации общественных отношений, упрощенного понимания природы человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.
Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упорством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не оказывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л. С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, название вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л. С. Выготского от «вредного» влияния А.Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б. В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.
Столь длинный комментарий по поводу термина «сверхкомпенсация» был, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный оттенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма оригинальных концепций человека, примером гуманистического понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с физическими и психическими нарушениями.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпснсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей..
Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение, Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги-псркомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.
Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психологии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индивидуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую половину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драматизм положения состоял в том, что положение гиперкомпенсации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нарушение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых типов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие дети должны обгонять в развитии речи и мышления зрячих сверстников.
В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л. С. Выготский в 1927 году опубликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Л. С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует основные положения гиперкомпенсации, предостерегая читателя от упрощенного понимания. (Сорокин В.М. Специальная психология. Речь. С-Пб., 2003 с 174)
Но эпоха повального увлечения психоанализом так же быстро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разворачивается кампания по дискредитации психоанализа; психоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т. д.
С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез утверждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссальных волевых усилий и способностей. В этом состоит основной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманизации общественных отношений, упрощенного понимания природы человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.
Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упорством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не оказывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л. С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, название вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л. С. Выготского от «вредного» влияния А.Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б. В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.
Столь длинный комментарий по поводу термина «сверхкомпенсация» был, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный оттенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма оригинальных концепций человека, примером гуманистического понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с физическими и психическими нарушениями.
Что такое гиперкомпенсация
Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».
Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда личность сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:
- навязчивость и болтливость стеснительного человека;
- сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
- демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
- агрессия пассивного и слабого человека;
- рискованное поведение нерешительного человека;
- стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.
При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.
Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.
Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.
Что такое суперкомпенсация
Суперкомпенсация — это период, когда уже натренированная мышечная ткань становится мощной. Восстановительный процесс занимает разный промежуток по времени. Длительно восстанавливаются волокна мышц. Когда они увеличиваются, тогда и растет мышечная масса.
Скорость наступления фазы суперкомпенсации определяет оптимальное время, когда необходимо увеличить спортивную нагрузку. Увеличивая нагрузку тренировок, нарастает не только ткань мышц, но и возрастают показатели выносливости организма.
Рост мышц или гипертрофия — адаптационный процесс организма к меняющимся условиям. Стресс, который вы получаете во время тренировки для мышц, должен нарастать с каждыми физическими нагрузками.
Чтобы обеспечить этот процесс, мышцы должны быть еще сильнее к началу следующей тренировки, когда мышечная ткань набрала силу. Во время спланированной тренировки в мышечных волокнах происходят микротравмы, и в период восстановления организм начинает их восстанавливать.
Что такое компенсация в психологии?
Компенсация в психологии – это защитный механизм, когда психика заставляет человека компенсировать, замещать или устранять те проблемы, которые вызывают негативную эмоциональную реакцию
Следует обратить внимание на то, что лично сам человек должен воспринимать как негативное, плохое, неприятное для себя. Если взять пример с детьми, то есть люди, которые нормально себя чувствуют при их отсутствии
Если же какой-то индивид страдает из-за своей несостоятельности в роли родителя, он будет искать различные способы, где сможет проявить свои нереализованные наклонности.
Компенсация – это способ защиты себя от того, что человек считает плохим и неприятным для себя. Как именно будет происходить компенсация, зависит от возможностей человека, его характера и условий жизни.
Ярким примером того, что такое компенсация, является замена продуктов. Когда у человека нет доступа к определенным продуктам либо он садится на диету, возникает необходимость в поиске другой еды, которая насытит организм нужными веществами.
Периодически каждому хочется съесть что-нибудь вредное и запить чем-нибудь неполезным. Газировки, алкоголь, копчености, фаст-фуд – все отрицательно сказывается на организме. Но почему он требует такой пищи? На самом деле организм требует не конкретной еды, а определенных микроэлементов, которые в ней содержатся. Это позволяет не употреблять вредные продукты, а заменять их полезной едой.
О тейперинге (Tapering)
Тейперинг (Tapering) — это временной промежуток перед соревнованиями, когда нагрузка проецируется так, чтобы устранить накопленный в период подготовки стресс и обеспечить выход на суперкомпенсацию в нужный временной промежуток.
Другими словами, стойкое снижение физической нагрузки в определенный момент времени перед соревнованием, снижает полученный стресс каждодневных тренировок и улучшить спортивные показатели.
Происходит восстановление энергии и выводятся токсины из организма.
В результате тейперинга возможности организма растут, несмотря на утомительный процесс. В связи с этим и повышается уровень спортивных достижений.
Способы ускорить восстановление
После проведенной тренировки ощущается боль и чувство забитости в мышцах. Обусловлено это накоплением в мышечной ткани молочной кислоты.
Это — продукт распада и чтобы как можно скорее вывести из организма, необходимо ускорить восстановление.
Оно может быть пассивным, когда вы отдыхаете после тренировки, а также активным. Активное восстановление включает в себя массаж и легкие физические упражнения.
Признаки гиперкомпенсации
Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:
- эгоцентризм;
- высокомерное поведение;
- хвастовство.
В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.
Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.
А что можно самостоятельно сделать сознательного?
Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов
Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже)
Трансформация информации при общении
Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.
Самомассаж
Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.
Релаксация
Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей. Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц. Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.
Дыхательная гимнастика
Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.
Нейролингвистическое программирование при тревоге
НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания
Предлагаю вам методику, снижающую тревожность, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов
- Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
- Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
- Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
- В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
- В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».
В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.
Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.
Воображариум
- Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
- Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
- Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
- Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.
Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.
Как поймать суперкомпенсацию
Чтобы достигнуть роста мышечных волокон, необходимо выбирать время для тренировок именно в период суперкомпенсации. Чтобы организм восстанавливался, нужно чтобы в балансе были как период восстановления, так и гормональный фон организма.
Факторы, которые влияют на процесс восстановления ткани мышц: уровень стресса в период тренировки, масса тела спортсмена, режима дня и физической подготовленности. Размер группы ткани мышц влияет на время мышечного восстановления.
Насколько сильный стресс получает мышца в период тренировки, скажется на восстановительном процессе.
Масса спортсмена также влияет на восстановительный процесс, чем больше мышцы, тем медленнее они восстанавливаются.
В процессе тренировки, энергия расходуется, а усталость накапливается. После тренировки начинается восстановительный процесс, но он не стоит на месте, а длится даже больше исходного уровня, это и есть суперкомпенсация.
Если тренировка в период суперкомпенсации упущена, то начинается возврат к исходному уровню и все придется начинать уже заново.
Пример суперкомпенсации тренировки бицепсов.
Пусть точка «0» -максимальная тренировка, волокна мышц уже повреждены, поэтому организм после завершения тренировочного процесса начнет восстанавливать поврежденные ткани. Примерно на вторые сутки после того как началось восстановление запускается суперкомпенсация, длительность — пять суток.
То есть, если ваши тренировки на пару групп мышц составляют 3 раза в неделю, то тренируя бицепс в понедельник, следующую тренировку нужно провести также в понедельник. Это считается лучшим периодом для восстановительного процесса. Тогда вы можете добиться прогрессирования от тренировочного процесса.
Денис Борисов подробно рассказывает о данной теме в следующем видео.
Поймать суперкомпенсацию, означает распланировать тренировки так, чтобы новый тренировочный процесс на заданную группу мышц приходился на пик этой фазы.
Глубина повреждений
Разрушительный процесс мышечных тканей при тренировке различается.
Чем повреждение глубже и сильнее, тем дольше происходит восстановительный процесс. Чем сильнее будет утомляемость, тем будет выше суперкомпенсация. Чем глубже утомляемость, тем возрастет риск перегрузки мышечных групп и также, замедляется восстановительный процесс.
Важно помнить, что различные функции натренированности мышечной ткани обладают разным временным промежутком для суперкомпенсации.
Примеры Компенсации и Гиперкомпенсации
Пример № 1 — вместо развития недостающего качества ребёнок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным и приведет к неврозу.
Пример № 2 (Гиперкомпенсации) — ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова.
Пример № 3 — случай с человеком, запутавшимся в большом количестве сомнительных афёр. У него развилась почти болезненная страсть к альпинизму, в виде компенсации. Он все время искал, куда бы «забраться повыше себя». Однажды ночью во сне он увидел себя шагающим с вершины высокой горы в пустоту. Его психотерапевт сразу же увидел опасность и попытался предупредить своего клиента, убеждая его ограничить свои восхождения. Он даже сказал, что сон предвещает его смерть в горах. Но всё было напрасно. Через шесть месяцев он-таки шагнул «в пустоту». Горный проводник наблюдал за тем, как он и его друг спускались по верёвке в одном трудном месте. Друг обнаружил временную опору для ноги на карнизе, и сновидец последовал за ним вниз. Вдруг он ослабил веревку и, по словам гида, «словно прыгнул в воздух». Он упал на своего друга, оба полетели вниз и разбились.
Пример № 4. У человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки об щения с людьми и остается одиноким.
Пример № 5. Садоводством и огородничеством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле — компенсация бездетности.
Пример № 6. Человек может посвящать почти всё свое время и все душевные силы работе, работая сверх всякой меры. Работа заменяет трудоголикам семью (даже великий Микеланджело любил повторять, что его искусство заменяет ему жену, друзей, книги, искусство и путешествия). Конечно, полная самоотдача позволяет сделать блистательную карьеру и достичь социального признания. Но трудоголизм (как и алкоголизм) начинает подтачивать организм, и тогда никакая карьера не сможет сделать человека по-настоящему счастливым.
Данилов:
«Чувство вины может быть компенсацией страха ошибки. То есть человек ошибся, сделал что-то не так, и тут же сам себя начинает винить. Или человек боится сказать что-то резкое, но, наконец, набрался сил, сказал, и вместо того, чтобы себя похвалить, он начинает себя винить, потому что ему стало страшно и включился старый стереотип поведения
Не привык человек говорить прямо, или наоборот молчать, неважно. Он делает первый шаг, и всегда он этого шага будет бояться. Первые шаги всегда тяжелые. Тут же придет чувство вины. Особенно это касается чего-то резкого. Чувство вины компенсирует Эго, мол, какой я плохой, вроде и себя побил, и гадость сказал.. Вот вы конфликтовали с человеком, у вас было какое-то действие. Если убрать это действие, то у вас ничего нет. Вы часто не идете на разрешение, потому что вы компенсируете свою значимость, своё движение, свою недолюбленность в детстве через конфликт. Идёт компенсация. Чего вам не хватило, то вы и выжимаете из этой ситуации. Потому, когда вы анализируете свой конфликт, вы должны всегда выписывать свою выгоду. Не бывает такой ситуации, что человек находится в страдании, потому что ему это не выгодно.
Вот вы конфликтовали с человеком, у вас было какое-то действие. Если убрать это действие, то у вас ничего нет. Вы часто не идете на разрешение, потому что вы компенсируете свою значимость, своё движение, свою недолюбленность в детстве через конфликт. Идёт компенсация. Чего вам не хватило, то вы и выжимаете из этой ситуации. Потому, когда вы анализируете свой конфликт, вы должны всегда выписывать свою выгоду. Не бывает такой ситуации, что человек находится в страдании, потому что ему это не выгодно.
Например, слишком затянувшиеся страдания по «ушедшему» человеку, могут компенсировать внутреннюю агрессию.
Мои рекомендации
Предупредить развитие комплекса неполноценности и реакции гиперкомпенсации всегда легче, чем корректировать его, особенно во взрослом возрасте. Изначально для этого должны постараться родители. Хорошо, если малыш с раннего детства знает, что ему не нужно ни за кем гнаться, что он – хороший, независимо от талантов и способностей окружающих детей. Здорово, если родители помогают ему определиться с реально актуальным кругом интересов, а не пытаются навязать деятельность, в которой состоялись сами или, наоборот, не смогли реализоваться.
Если человек сам заметил у себя признаки гиперкомпенсации, ему лучше обратиться к психотерапевту для выявления причин и дальнейшей психокоррекции. При отсутствии желания или возможности обратиться к специалисту, можно попытаться решить проблему самостоятельно:
- попытаться осознать причины своего комплекса неполноценности;
- перестать оглядываться на других людей;
- отказаться от постоянных доказательств своей правоты и правильности мыслей;
- начать поиск себя: что действительно нравится? что реально получается? что еще никогда не удавалось попробовать, но есть желание?
- стараться окружать себя уверенными в себе людьми, которые не будут унижать, но и не позволят самоутверждаться за их счет.
Причины гиперкомпенсации
Источник гиперкомпенсации – комплекс неполноценности. Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:
- реальный физический недостаток;
- вымышленный недостаток.
Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.
Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем семейном воспитании, чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.
Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают авторитеты. Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – травма, гиперкомпенсация в виде анорексии.
Влияние социальных стереотипов, попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те способности, задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.
Формирование гиперкомпенсации
Зачастую происходит, если у ребенка действительно есть физический недостаток, и он постоянно слышит язвительные шутки по этому поводу, замечания, а при абсолютной невоспитанности и оскорбления. Если порассуждать, то объективно никто не должен чувствовать себя дефектным только потому, что его вес выше среднего, или у него косоглазие, родимые пятна, или множество чего другого.
Но есть еще и вымышленные, надуманные недостатки. И гиперопека, и полярное ей – отверженность в семье и в социуме в целом – могут наградить ребенка гиперкомпенсацией. Здесь и беспомощность, и небезопасность, и нелюбовь подкрепляют и усиливают переживания. И истерично хватающая несчастное чадо при каждом шаге мамочка, и шипяще-брюзжащая мегера одинаково выращивают и развивают в ребенке комплексы и потребность в гиперкомпенсации.
Очень важную роль могут сыграть слова значимого человека. Слова постороннего «Вон та толстуха» могут восприняться просто как фон. А вот когда ты надеваешь новое красное платье, предвкушая, как твое солнце восхитится и кинется к тебе с лобзаниями, вдруг слышишь от него, что стала похожа на беременного попугая… то через минуту начинаешь гуглить, как похудеть за неделю на 10 килограммов, и записываешься в зал возле дома.
Giphy
Не стоит забывать и про социальные сети. В наше время они диктуют, как ты должна выглядеть, и не важно, что все изначально разные, со своей уникальностью и индивидуальностью… Открывая ленту в Инстаграм, помни, что практически все волоокие дивы с чудной светящейся кожей, пухлыми губами и идеальной грудью пятого размера являются результатом ретуши и фильтров.
Гиперкомпенсация: история происхождения термина
В основу появления этого термина вошел фикционализм, открытый Гансом Файхингером. Он заключается в идее, что практическое большинство жителей планеты выстраивают свои цели и поведение, основываясь на ложных социальных понятиях. Имеется в виду восприятие каких-либо общепринятых норм и понятий, не всегда имеющих под собой практического применения или не соответствующих реальному положению дел.
Одно из таких ложных высказываний – «все люди равны по своим возможностям». Сам термин гиперкомпенсации появился благодаря Альфреду Адлеру, который ввел его в научную среду. По его мнению, если человек будет идти ложным путем, то для достижения успеха у него есть только два пути. И первый из них – это компенсация.
Консультации
Если данная проблема актуальна для вас или ваших близких, мешает вам чувствовать себя счастливым человеком, то мы готовы помочь вам в решении этой проблемы. Подробнее
Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin verim org
Рекомендуем: Обучение ⇒ Семейная Энциклопедия Здоровья ⇒ Консультация аналитика ⇒ Оглавление ⇒ Главная сайта
Советы или рекомендации, приводимые в данном разделе, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра. Данная информация не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть. Если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь со своим врачом.
Итог
Компенсацию можно назвать притворством – способностью человека надевать маски и быть другим, не собой. А все почему? Потому что он боится. Когда человек испытывает страх, неуверенность в себе, злится, волнуется, он непременно надевает «маску», чтобы не показывать своих эмоций. Может, он делает это для того, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у других людей. Может, он просто старается быть всегда и во всем хорошим. Может, он придерживается каких-то правил этикета. Человек не показывает своего истинного лица – те чувства, которые он действительно испытывает. А боязнь не показать свое истинное лицо заставляет человека притворяться.
Человек притворяется, когда боится. Страх может касаться чего угодно: показать свои эмоции, вызвать к себе неприязнь, обидеть другого человека или показаться некультурным. В головах людей находится множество причин, из-за которых они надевают «маски»: улыбаются, когда грустят, смеются, когда не весело, общаются, когда хотят помолчать, и т. д.
Если вы когда-нибудь долгое время притворялись, то вам известно ощущение усталости, которое вы испытываете, приходя домой и расслабляясь. Очень тяжело постоянно притворяться. Можно сказать, что это – стресс для вашего организма. Человек, который притворяется, не только часто оказывается несчастным, но еще и быстро стареет, устает, чаще болеет. Почему человек, который притворяется, несчастен? Потому что он сам себе не позволяет быть собой. В противном случае человек не притворялся бы, позволяя себе проявлять свои истинные эмоции и мысли.
Человек притворяется, когда боится. Скажите, а у кого нет страхов? Все люди чего-то боятся. Но это еще не говорит о том, что вы должны притворяться. Лучше разобраться с собственными страхами, чем быть управляемыми ими. Потратьте время на то, чтобы больше не бояться, нежели постоянно надевать «маску» только от того, что вам страшно. Ведь спокойно идет по жизни тот человек, который больше не боится или, по крайней мере, знает свои страхи и умеет с ними справляться, когда они начинают выходить наружу.
Как достичь гетерохронизма одновременной суперкомпенсации
Сперва выбрать функцию, которая восстанавливается дольше, чем другие (сократительные белки) и ориентироваться только на нее. Необходимо параллельно достичь улучшения всех качеств.
Суперкомпенсация сократительных белков
Сосредотачиваясь на самой длительной по восстановлению функции — росте клеток мышечной ткани мы знаем, что они значительно увеличиваются. Мы уже не сможем перетренировать другие функции, потому что они находятся в фазе потери суперкомпенсации и остаются на том же уровне.
Тренируя только функцию сократительных белков, мышечная масса не увеличится, поскольку не будет хватать энергии.
Две стадии развития тренированности спортсмена:
- Использование дневника для тренировок с самого начала посещения тренажерного зала. Поскольку на начальном этапе вес начинает расти, то регулярно необходимо нагрузку прогрессировать.
- Понятие принципа развития функций организма с учетом разных сроков для суперкомпенсации.