В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?
Девиантное поведение
На самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.
Введение
ребенок
Отклоняющееся (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них — рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально-экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др.
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками образовательного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности воспитуемого и обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность детей в себе, их способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у них чувства одиночества и незащищенности.
Трудность решения перечисленных проблем связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Между тем, выход российского общества и образования на путь демократизации поставил перед школой, другими субъектами воспитания и социализации детей вопрос о необходимости перехода к личностно-ориентированному образованию и воспитанию, что предполагает усиление внимания науки и практики к индивидуальности ребёнка, вызывает необходимость гуманизации среды, в которой растут наши дети.
Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств социально – педагогической работы с детьми с девиантным поведением.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения у дошкольников.
Предмет исследования – девиантное поведение дошкольников.
Цель исследования – изучить теоретический аспект девиантного поведения у дошкольников с позиций социальной педагогики и выявить меры профилактики с такими детьми.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность, проблемы и причины девиантного поведения.
- Изучить направления, формы и методы социально — педагогической работы с детьми с девиантным поведением
- Определить способы профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста
Методы исследования:
1. изучение и анализ литературы и нормативно-правовых актов по проблеме исследования.
- Беседы.
- Наблюдение.
- Тестирование.
Неадекватное поведение ребенка
В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.
Что такое девиантность
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
- В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
- В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
- В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Асоциальное поведение детей
Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:
- Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
- Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
- Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;
- Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.
Суицидальное поведение детей
В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.
Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.
К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.
Интеграция в социум
Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
06.Ноя.2019
Неблагоприятная атмосфера в семье, отсутствие доверия и понимания при общении с родителями, зачастую приводит к возникновению различных поведенческих проблем, результатами которых становятся низкий уровень самооценки, снижение успеваемости, отвержение сверстниками, плохая компания…
Формы девиантного поведения могут быть различны. Так, к проявлениям антисоциального поведения относится: насилие над более слабыми и младшими детьми и животными, воровство и мелкое хулиганство,вандализм и порча чужого имущества,торговля наркотиками. Асоциальное поведение подразумевает постоянную ложь, употребление ненормативной лексики, побеги из дома,систематические пропуски в школе,вымогательство, беспорядочные половые связи. Признаки аутодеструктивного поведения — добровольное саморазрушение личности: курение,токсикомания,наркомания, алкоголизм и суицид.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В первую очередь, причины подобной неадекватности стоит искать в семье. Проблемы возникают в том случае, когда у ребенка нарушается связь с родителями, и он ищет одобрения и понимания у посторонних людей. Таким образом, неблагоприятная атмосфера в семье, отсутствие доверия и понимания, приводит к возникновению у ребенка различных поведенческих проблем, результатами которых становятся снижение успеваемости, низкий уровень самооценки и отвержение сверстниками. Подросток чувствует себя одиноким и непонятым как дома, так и среди своих одноклассников. Как итог – поиск так называемой «плохой» компании и пристрастите к алкоголю или наркотикам. Здесь можно почувствовать себя нужным, взрослым, крутым. Неудивительно, что «вырвать» ребенка из такого сообщества бывает очень и очень непросто.
НЕ УПУСТИТЬ МОМЕНТ
Подростковый возраст 13-18 лет в психологии принято считать кризисным, так называемым переходным. Однако не стоит забывать, что взросление и развитие каждого ребенка проходит по индивидуальному «временному туннелю» и некоторые дети достигают подросткового кризиса уже в 11 – 12 лет. В этот период родителям может быть все труднее находить общий язык со своим чадом. Бывает ситуация в семье складывается так, что подростки и родители не могут провести вместе и 15 минут без того, чтобы не поссориться. Взрослымпринять тот факт, что для сына или дочери в данный момент гораздо важнее, например, просмотр фильма, компьютерная игра или общение с друзьями. Следовательно, нужно искать моменты для общения. Необходимо заново учиться разговаривать со своими взрослеющими детьми… Попробуйте…
Провести время вместе
Но, при планировании мероприятия, не нужно забывать о том, что вы вряд ли уговорите свою 15-летнюю дочь провести тихий семейный ужин в компании родителей. Подростку не интересно обсуждать взрослые проблемы. Кроме того, попытканекоторые подробностиличной жизни, скорее всего, будет воспринята в штыки. Тем не менее, попробуйте поговорить с дочерью, когда, например, готовите ужин. Попросите помощи – в нарезке овощей или в подготовке начинки для пирога. Когда кажется, что главная задача — это приготовление еды, а разговор — просто развлечение, подростку будет гораздо проще говорить с вами откровенно. Точно так же мальчик, скорее разговорится с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.
Говорите с ребенком
Те вопросы, которые мы обычно задаем подростку, чаще всего не вызывают ничего, кроме раздражения и желания защищаться. И, чтобы заново наладить контакт с собственным ребенком, придется проявить фантазию. Не задавайте прямых вопросов. (Как прошел день? — Нормально.) На этом разговор закончится, развернутого ответа вы, скорее всего, не получите.
Психологи советуют: чтобы ребенок захотел с вами беседовать, его нужно заинтересовать. Как это сделать? — Начните с общих вопросов о том, что ребенка интересует. Комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.
Беседуйте в дороге
При поездке в автомобиле, не садитесь лицом к лицу, анаходитесь рядом — плечо к плечу. Это тоже снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите в глаза, собеседник может чувствовать себя неуютно, а значит — откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, ребенок не чувствует тотального контроля и расслабляется. А кроме того, автомобиль — это нейтральная территория. То же само касается и пешей прогулки
Важно помнить: когда вы заходите в комнату к ребенку, усаживаетесь и пытаетесь поговорить по душам, это часто воспринимается как вторжение в личное пространство. Общение будет обречено на провал.
Ищите подходящий момент
Учитывайте распорядок дня ребенка, привычки и биологический ритм. Например, если ваш сын — сова и любит допоздна засиживаться за компьютером, попробуйте тоже не ложиться спать раньше него. И, когда тот придет на кухню, чтобы подкрепиться (а он обязательно это сделает), вы сможете не только накормить его бутербродами, но и поговорить по душам. Не бойтесь перехвалить Помните, что родительское одобрение подросткам нужно не меньше, чем малышам. Это значит, что иногда стоит просто понаблюдать за тем, чем занимается ребеноки… похвалить Сын с утра до ночи не расстается со скейтом (роликами, коньками, альбомом, имеет огромную галерею в смартфоне…) Попросите продемонстрировать достижения и от души похвалите.
Не делайте поспешных выводов
Чаще всего подростки отказываются идти на контакт с родителями из-за опасения непонимания, осуждения, скандала. А потому, если ваша 13-летняя дочь говорит, что с кем-то встречается, не паникуйте раньше времени. Встречаться в вашем представлении может быть совсем не то же самое, что имеет в виду ваша дочка.
Главное, что стоит осознать родителям: подросток — это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали. Поэтому не горячитесь и для начала выясните, что на самом деле происходит.
С другой стороны, если ребенок рассказывает о «катастрофе», которая с ним приключилась (это может быть неудачная стрижка, несчастная любовь или вероломная подруга), не высмеивайте, а отнеситесь к проблеме с должным вниманием. В будущем это даст ребенку уверенность в том, что к вам можно обратиться и с более сложными вопросами.
В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов.
Самое главное в отношениях– это искренность.Поверьте, наши дети это чувствуют. В свою очередь, искренняя родительская поддержка – залог как личных, так и общественных успехов наших сыновей и дочерей.
Ольга Русакова, Медицинский психолог БУ «Няганская городская поликлиника»