Важность невербального общения и способы его прочтения


Средства невербального общения

В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.

За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.

Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.

Язык


Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.

В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.

Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.

Роль мимики, жестов, позы, походки в эффективности коммуникации.

Для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность явления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности-напряженности позы, открытость-закрытость позы.

Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции.

К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение или побледнение. Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что мимику лица можно проанализировать, опираясь на следующие основания:

— непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные складки на лбу и т.д.);

— произвольные движения, служащие сознательной передаче определенных сигналов (подмигивание, гримасы, насмешливое выражение и т.д.);

— физиологические параметры (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, динамика, амплитуда, симметрия-асимметрия);

— социальные особенности (межкультурные типы выражений лица; выражения лица, принятые в определенной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль.

Экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо человека – самый мощный передатчик информации, поскольку лицевые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека.

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, и рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания.

В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на:

-естественные (спонтанные);

— искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации:

— коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие и др.);

— описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);

— модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления.

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

— жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);

— жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.);

— жесты-иллюстраторы – жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);

— жесты-адапторы, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);

— жесты-аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);

— жесты-оценки получаемой информации (почесывание подбородка – обдумывание предстоящего высказывания; один палец отставлен, остальные под подбородком – критическая оценка; почесывание пальцем спинки носа – озабоченность, сомнение).

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Поза – определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него.

Анализировать позу трудно. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Существуют лишь самые общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит.

Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены одна па другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл – растерянность, удивление, недоумение, непонимание.

Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы – на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо. При отсутствии намерения развивать позитивные отношения человек прибегает к движениям, блокирующим контакт (демонстрация закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседника, выставление вперед рук, локтей, вытягивание ног).

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека. Походка выполняет ряд функций:

— регулирует пространство общения;

— информирует о текущем состоянии человека;

— информирует о чертах личности человека.

В основу классификации походки положены следующие критерии:

— рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, деревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.);

— возрастные особенности (походка младенца, подростка, юношеская, старческая);

— особенности, связанные с различиями по полу (мужская, женская походка);

— профессиональная принадлежность (походка моряка, балерины, топ-модели и т.д.);

— статусная принадлежность (походка начальника, походка «командира», походка царя и т.д.);

— характерологические особенности состояния (походка уверенная, виноватая, гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.).

Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд авторов приводит их психологическую трактовку:

— ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;

— размашистая походка при среднем и малом росте – свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;

— короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;

— прерывистая, спотыкающаяся походка – показатель неуверенности, скованности, робости;

— волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;

— медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;

— сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека; привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, стремлении подавлять других.

Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации

Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:

  • люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
  • люди не обладают физической возможностью произносить звуки.

Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.

Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.

В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).

Исследование жестикуляции

Сьюзен Голдин-Мидоу (Susan Goldin-Meadow), психолог из Чикагского университета, большую часть своей карьеры пытается понять, что происходит, когда люди говорят, используя руки. Она отмечает, что жест, сопровождающий речь, отличается от обычного действия, такого, как взять чашку кофе или расчесать волосы, и он отличается от движения, которое является самоцелью — как бывает в танце, ритуале или упражнении.

Движения, которые совершают слышащие люди, также довольно сильно отличаются от языка жестов. Голдин-Медоу говорит, что обычно в коммуникации единицы выражения и знаки имеют отношение только к другим знакам. Но в жестикулировании движения рук неясные, и они имеют смысл только в связке с тем, что говорится в этот момент. «Жестикуляция не оторвана от речи, она полностью привязана к ней», — говорит психолог в журнале Science of Us. — «Это часть познания, а не просто бездумное размахивание руками».

Исследователи еще не смогли точно определить, как именно работает эта связь, но Голдин-Медоу уверена — частично связь объясняется тем, что жесты уменьшают то, что называется «когнитивной нагрузкой», или количеством расходуемой психической энергии для сохранения данных в рабочей памяти (она же оперативная память — разновидность памяти, определяющая способность «держать в уме» фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности).

Голдин-Медоу начала свою карьеру, изучая глухих детей слышащих родителей, которые не знакомы со стандартизированным языком жестов и развивают свою собственную знаковую систему. С тех пор она исследует роль жестов в процессе обучения и устной речи. Голдин-Медоу с коллегами обнаружили, что, когда малыши указывают на объекты, то они с большей вероятностью запомнят их названия; взрослым жестикуляция помогает вызывать воспоминания при попытке запомнить набор цифр, а ученикам начальной школы — лучше понимать математические принципы.

История возникновения невербальных средств общения


Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.

Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.

В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.

Внешний вид: одежда, поза

Многое значит настрой собеседника: заинтересованность в разговоре, покорность, готовность к сотрудничеству и так далее. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, носит темные очки и прикрывает свои записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно.

Поэтому на деловых встречах не стоит принимать позу, характерную для закрытого общения и агрессивности: нахмуренные брови, голова наклонена немного вперед, локти широко расставлены на столе, пальцы сжаты в кулаки или переплетены. Избегайте носить очки с тонированными линзами, особенно при первой встрече с человеком. Партнер может чувствовать себя неловко, если не может посмотреть собеседнику в глаза, так как много информации недоступно. Это нарушает общую атмосферу общения.

Поза отражает подчиненное положение участников разговора. И это психологическое подчинение — желание доминировать или, наоборот, подчиняться, которое не обязательно должно соответствовать статусу. Иногда собеседники занимают равную позицию, но один из них пытается показать свое превосходство. Например, один садится на край стула и кладет руки на колени, другой вытягивается и небрежно кладет ногу на ногу. Отношения между этими людьми очевидны, даже если вы не слышите, о чем они говорят: один подчинен другому (независимо от формальной связи между занимаемыми ими должностями).

На доминирующую позу указывают такие позы, как положить обе руки на бедра и слегка расставить ноги, положить одну руку на бедро, а другую на дверь или стену, слегка приподнять голову и сложить руки на талии. Напротив, когда человек хочет подчеркнуть согласие с партнером, можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, когда один из партнеров во время дружеской беседы сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же самое, как бы говоря: «Я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются не копировать позы друг друга. И наоборот, если они хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения другого человека. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию. Внешний вид

Внешний вид — это то, как другие видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.

Хороший внешний вид зависит от качеств:

  • опрятный и чистый внешний вид;
  • свободное естественное поведение
  • компетентный адрес;
  • достойные манеры
  • спокойная реакция на похвалу и критику;
  • Харизма Харизма (от греч. «благодать, божественный дар») — это исключительный талант.

Сознательное и бессознательное применение сигналов тела

Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:

  • невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
  • непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.

Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.

Мимика собеседников.

Мимика – это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к различным предметам, явлениям, людям, событиям.
По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если собеседник занимает агрессивную позицию, то он обычно смотрит прямо в глаза своему оппоненту, губы плотно сжаты, брови нахмурены, глаза широко открыты. Если собеседник настроен дружелюбно и открыт к общению, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствуют морщинки на лбу, веки полуприкрыты.

Выражения основных эмоций (счастье, гнев, страх, удивление, отвращение (презрение) печаль и интерес) универсальны для всех культур. Наблюдая за движениями мышц лица, можно понять, какие эмоции испытывает собеседник.

  1. Нос.Расширение ноздрей говорит о возбуждении, раздражении.
  2. Губы. Улыбка говорит о счастье, чувстве общности, удовлетворении. Гримаса — об опасении, страхе, боязни. Сжатые губы — о гневе, возбуждении, неприязни, неуверенности, фрустра­ции. Оскал свидетельствует об отвращении. Надутые губы гово­рят об унынии, покорности, неуверенности, а выпяченные — о несогласии.
  3. Брови. Хмурые, насупившиеся брови выражают гнев, печаль, сосредоточенность; поднятые брови — напряженность.
  4. Язык. Человек показывает язык, выражая неприязнь, при ссорах, несогласии.
  5. Веки. Широко открытые веки говорят об удивлении, волнении; суженные несут угрозу или сигналы несогласия. Частое мигание говорит о возбуждении, раздражении, нормальное – об уменьшении напряжения.
  6. Глаза. Расширение зрачков свидетельствует о возбуждении, реакции нападения-или-бегства; сужаются зрачки во время спокойного приема пищи. Пристальный направленный несколько книзу взгляд может означать как покорность и подчинение, так и хитрость и обман. Движения глаз вправо или влево говорят о том, что человек обдумывает ситуацию.

Взгляд (контакт глазами).

Контакт глазами сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее.

Взгляд — ключевой элемент невербальной коммуникации. Именно со взгляда начинается общение. Прямой взгляд наряду с улыбкой и позой, выражающей готовность помочь, способствуют развитию доверительных отношений при знакомстве

Если люди испытывают симпатию к друг другу и готовы к сотрудничеству, то они гораздо чаще встречаются взглядами, и наоборот, если собеседник неприятен, мы стараемся не смотреть ему в глаза.

Важно учитывать ряд особенностей при установлении визуального контакта.

Если визуальный контакт длится более 3 секунд, у собеседников может возникнуть желание отвести взгляд, — это нормально.

Бегающий взгляд может говорить о скуке, страхе, чувстве вины или о желании взять слово.

Неестественно широко раскрытые глаза могут выражать удивление, гнев, страх.

В норме глаз моргает 20 раз в минуту с длительностью смыкания век четверть секунды, поэтому более частое моргание может означать наличие у пациента некомфортного состояния. Оно может возникать при обсуждении неприятных, неоднозначных, интимных, очень волнующих пациента тем.

Паралингвистический и экстралингвистический компоненты.

К паралингвистическим компонентам относятся особенности голоса – громкость, тембр, темп и ритм речи.

К экстралингвистическим компонентам относятся паузы в речи, покашливание, плач, смех и т. п.

Физические контакты и прикосновения.

В процессе разговора собеседники могут прикасаться друг другу, например, пожимать друг другу руки в знак приветствия, похлопывать по спине или по плечу в знак одобрения.

То, как мы прикасаемся к другим, может быть знаком нашего отношения – сопереживания, поддержки, власти, фамильярности.

Такесика – это раздел невербального общения, который изучает физические контакты и прикосновения в процессе общения.

Половые различия в использовании невербальных средств общения

Невербальное общение мужчин и женщин тоже имеет некоторые различия. Женщины в большей мере, чем мужчины, предпочитают видеть, чем услышать, т. е. они больше доверяют визуальной (невербальной) информации (Атватер, 1988).

Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

Женщины в разговоре поддерживают зрительный контакт чаще, чем мужчины, независимо от пола человека, с которым они разговаривают.

Женщины, как правило, улыбаются чаще, чем мужчины, но их улыбку труднее интерпретировать Мужские улыбки обычно обозначают позитивные чувства, а женские часто отражают признательность и дружелюбие

Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы

Непроизвольное невербальное поведение — те сокращения мышц тела и лица, которые человек не способен контролировать.


Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.

Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.

Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.

Сознательное чтение невербальных сигналов

Как и применение средств невербального поведения, умение правильно читать и распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, бывает сознательным и бессознательным.

Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.

Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:

  • если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
  • произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой.

Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.

Бессознательное чтение невербальных сигналов


Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.

К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!». Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!

Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.

Основные характеристики невербальных сигналов

В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.

Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:

  • прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
  • приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
  • «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
  • отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.

Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:

  • опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
  • взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
  • «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.

Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.

Язык жестов для начинающих: как распознать простейшие движения

При овладении знаниями языка невербального общения, вы увидите то, о чём не могли догадываться. Для получение полной картины соответствия сигналов тела словам людей, научитесь оценивать значение всех движений:

  1. Походка. Уверенная с широким шагом — целеустремленность, вялая, медленная, шаркающая — нет воли и стремлений;
  2. Положение рук. Локти, сильно прижатые к телу, говорят о необщительности, замкнутости, неуверенности. Размахивание руками при диалоге — открытость, коммуникабельность.
  3. Прикосновение к собеседнику. Стремление подчинить, втереться в доверие.
  4. Взгляд. Глаза показывают заинтересованность собеседника в общении. Взгляд, направленный вниз — человек говорит правду, направленный вверх — врет и сочиняет на ходу.
  5. Осанка. Прямая шея и поднятый подбородок — уверенность в правоте.
  6. Голова. Склонена или человек подпирает голову рукой — покорность и робость.
  7. Корпус. Наклонен вперед — заинтересованность и симпатия к человеку, желание втереться к нему в доверие.

Выражение лица: мимика и жесты

Давайте изучим язык мимики. Выражение лица о многом расскажет о вас даже незнакомому человеку. Нам нравится открытый взгляд, показывающий искренность собеседника. Прищуренные глаза настораживают, ибо человек замышляет хитрость или вынашивает коварные планы.

Когда человек отводит взгляд и не смотрит в глаза собеседнику, значит чувствует за собой вину или что-либо скрывает. Напротив, взгляд «глаза в глаза» дает понять, что вам доверяют и заинтересованы в общении.

Частая зевота вовсе не признак недосыпания, она – признак скуки. Помогает не заснуть за рулем автомобиля или на нудном совещании. Она так заразна, что даже читая о ней, сложно удержаться от зевоты.

Собеседника выдают прикрытые глаза – знак равнодушия, пассивности к происходящему. Такой взгляд может говорить о сильной усталости человека, поэтому проясните момент, чтобы случайно не обвинить собеседника в безучастности.

Люди, невольно направляющие взгляд к переносице, никому не доверяют. Агрессивно настроенные смотрят исподлобья, если при разговоре взгляд опускается вниз, поза свидетельствует, что человек рад быть покорным и услужливым.

В общение жестами мы можем видеть искренность, радость и счастье, если при улыбке на лице человека уголки глаз прищурены. Однако нельзя принимать такую эмоцию за улыбку из вежливости. Когда уголки губ опущены вниз, человек испытывает грусть и безнадежность.


Психология человека по поведению: открытые позы

Жесты при общении: расположение ног

Язык тела интересен и необычен. Не удивительно, что даже ноги могут поведать нам о человеке многое. Рассмотрим самые распространенные жесты ног и их значение:

  1. Уверенные шаги навстречу – желание идти на контакт.
  2. Неуверенность, беспокойство выдает человек, который переминается с ноги на ногу, не в состоянии долго стоять на месте.
  3. Ноги в спокойном состоянии указывают на человека уверенного и уравновешенного.
  4. Сидящий человек качает ногами – хочет получить внимание.
  5. Постукивание ногами говорит о желании закончить разговор и быстро уйти.
  6. Ноги расположены близко друг к другу – покорность человека при кажущейся уверенности.
  7. Поглаживать ногой кого-либо означает флирт.
  8. Человек медленно передвигается, еле волоча ноги – уныние и скука.

Жесты руками и их значение

Невербальные способы общения, такие как мимика, интонация, позы и жесты руками могут рассказать гораздо больше, чем слова. Язык тела позволяет понять где правда, а где ложь. Знания завуалированных движений тела нужны в личной жизни и в деловой сфере, поэтому стоит изучить их подробнее. Поза рук, как другие движения тела, могут рассказать много интересного.

  1. Руки свободно лежат на бедрах – усталость, ожидание.
  2. Ладони рук скрещены на коленях – нежелание общаться, лежат на уровне плеч – превосходство и власть.
  3. Жестикуляция руками – честность и открытость натуры.
  4. Руки в кармане – недоговаривание, недоверие.
  5. Руки сжаты в кулаки – гнев, раздражение, злость.
  6. Потирание ладоней – способ успокоить нервы.
  7. Руки, закинутые за шею, — расслабление, спокойствие.
  8. Рука с указательным пальцем, направленным на человека — желание унизить и подчинить.


Язык телодвижений: жестикуляция

Язык тела: движения губ

Психология человека по поведению и жестам ярко выражена в движении губ. Сигналы положения губ связаны с самоуверенностью и физиологическими особенностями человека. Подобные телодвижения чаще используют грациозные и открытые женщины.

  • губы в усмешке – ехидство, недоверие;
  • сжатые губы – гневливость;
  • облизывание губ во время диалога – скука, отсутствие интереса, во время общения с мужским полом –флирт;
  • трогать губы пальцем во время делового разговора – неуверенность от трудного выбора;
  • сильно сжатые губы означают отвращение, особенно если затронута неприятная тема;
  • человек закусывает губы от недовольства, усталости и эмоциональной перегрузки. Тот же жест у девушки в интимной обстановке говорит о сильных чувствах к партнеру или желании его соблазнить.


Невербальные знаки сексуальных партнеров

Невербальное общение: взгляд и положение головы

Выучив основные значения языка тела и жестов в психологии, можно узнать все о совершенно незнакомом человеке, выяснить то, что он пытается скрыть. Чтобы обучиться этому, нужно быть наблюдательным. Рассмотрим типичные позы при общении и положение головы.

  • голова поднята — вызов или желание показать себя выше всех неприятностей;
  • голова наклонена с улыбкой – легкий флирт;
  • голова опущена – стыд, робость, попытка держать дистанцию;
  • бегающий взгляд – лживость;
  • взгляд в пол — застенчивость;
  • вопросительный взгляд – недоверие;
  • прямой взгляд глаза в глаза — самоуверенность, спокойствие;
  • зрачки расширены – удивление;
  • глаза выпучены – гневливость, шоковое состояние;
  • взгляд мимо собеседника – потеря интереса к диалогу;
  • удивленно приподнятая бровь – скептицизм.

Деловое общение


Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.

Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.

Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.

Невербальные сигналы при личном общении

Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации. На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.

Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.

Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.

Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов.

Мимика, жесты и традиции

В каждом разговоре всегда присутствуют жесты. Это стало настолько обыденным, что иногда мы даже не замечаем этого. Но в каждой стране есть свои жесты и мимика. Если говорить о британцах, то они очень скупы на жесты. Они избегают прикосновений друг к другу и при разговоре стараются держаться на расстоянии вытянутой руки. К нашему большому удивлению, британцы поместили следующее предупреждение на брошюрах авиакомпаний, выполняющих зарубежные рейсы: «Будьте осторожны — ваши жесты могут поставить вас в двусмысленное положение.

Многие русские кладут руки в карманы, когда говорят. Но даже это может стать проблемой: В Аргентине человек, засунувший руки в карманы, может быть привлечен полицейским за непристойное поведение.

В Германии при разговоре почти нет расстояния вытянутой руки. Немец отступает на полшага. С другой стороны, в Италии итальянец сделает полшага в вашу сторону, а человек из Саудовской Аравии будет пытаться общаться с вами, дыша вам прямо в лицо.

Грек воспримет это как оскорбление и вызов поднять руку, а американец, напротив, не будет так сердиться.

В Японии не следует поднимать пояс на публике. Это можно рассматривать как начало харакири.

Греки, турки и болгары качают головой, когда говорят «да», что для большинства европейцев означает «нет». Но североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут добавить смысл сказанному или придать словам прямо противоположное значение.

Американцы считают на пальцах, сгибая их в кулак, и не сворачивают их, как это делаем мы. Но если для нас привычнее сгибать пальцы, начиная с мизинца, то японец сначала сгибает большой палец, а затем начинает обратный процесс через пять.

Указательный палец у виска символизирует «глупость» во Франции, «ум» в Нидерландах и «живи своим умом» в Великобритании.

Если француз, немец или итальянец считает какую-то идею глупой, он выразительно постукивает себя по голове, а если немец бьет себя по лбу открытой ладонью, это может означать: «Ты сумасшедший!». Кроме того, как и у американцев, французов и итальянцев, у немцев есть привычка рисовать указательным пальцем спираль возле головы, что означает «Безумная идея…». И наоборот, когда англичанин или испанец постукивает себя по лбу, всем понятно, что он доволен, но не кем-то, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует некоторая насмешка над собой, человек хвалит себя за свой интеллект: «Какой ум!». Когда голландец постукивает себя по лбу и вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он хвалит интеллект своего собеседника. Но если он отводит палец в сторону, это означает, что у него не работает голова. Немцы часто поднимают брови в восхищении, когда у кого-то появляется идея. В Англии такое же поведение было бы расценено как проявление скептицизма.

Итальянец, прикасаясь пальцем к веку, выражает доброжелательность: «Я вижу, ты хороший парень». В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза он означает: «Ну ты и болтун, брат!».

Когда англичанин хочет кого-то проучить, он поднимает два пальца вместе, что означает: «Я тебе покажу!». А в США этот жест означает: «Мы с тобой хорошая команда» или «Мы с тобой не дадим этому опуститься!».

Типичный жест итальянцев — ладонь в форме лодки — означает вопрос, просьбу о разъяснении. И похожий жест в Мексике — просьба заплатить за информацию: «Я ничего не скажу вам бесплатно».

Рожки», образованные указательным пальцем и мизинцем, используются итальянцами для «отвода дурного глаза»; француз подумает, что его называют рогоносцем. Совершенно неприличный жест (поднятый вверх средний палец) был популяризирован в кино почти на всех континентах. Но во Франции наш домашний «кукиш» имеет то же значение.

Большой палец вверх имеет три значения в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии. Этот жест обычно используется для того, чтобы «набрать» на дороге и попытаться поймать проезжающий автомобиль. Второе значение — «все в порядке», и когда большой палец вверх резко бросают, он становится оскорбительным знаком, означающим непристойное ругательство.

Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы


Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.

Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.

Невербальная коммуникация и ошибки

Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок. Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.

Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.

Каких жестов нам следует избегать и почему?

Наше сознательное общение с окружающим миром начинается с того, что мы изучаем родной язык, осваивая его лингвистические конструкции и правила орфографии.

Затем человек сталкивается с иностранным языком, некоторые (в более старшем возрасте) изучают языки программирования, некоторые — международный язык эсперанто.

Но существует ещё один — международный, общедоступный и понятный — о котором до недавнего времени люди мало, что знали — это язык жестов, мимики и телодвижений человека.

Но так ли о нем мало знали, как кажется? Ещё в древние времена, когда люди научились читать информацию по звездам, они стремились изучить строение и возможности человеческого тела, справедливо считая, что оно очень символично и даже может дать ответ на вопрос: «Что ждет нас в будущем?».

Люди, особенно торговцы, изучали выражение лица, глаз, а также значение жестов человека, чтобы не попасться в какую-либо коварную ловушку. При дворах отдельных правителей, например, существовал свой язык жестов. Жесты имели особые значения и в тайных обществах, в частности, у масонов. Система жестов в масонстве разработана до мелочей, и кажется, можно в них запутаться. Но для посвященного человека все просто и не представляет собой особых трудностей.

В XX веке возросло значение информации, поэтому современный человек особенно ценит всё то, что несет эту информацию. Сейчас целенаправленно обращают внимание на цвет лица, волос, глаз, а тем более мимику и жесты, которые выдают скрытые мысли человека.

Американцы ещё в середине XX века обратили внимание на эту особенность человеческого тела. Сейчас, с развитием коммуникативных профессий, наука о жестах (невербалика) стала играть особую роль и в России. Хотя некоторые наши ученые толкуют её несколько иначе, пытаясь найти ответ в теориях Чарзла Дарвина и сопоставляя манеру общения человека и животных. Жесты — это сигналы, которые могут рассказать о том, что думает человек в данный момент. Только толковать их надо правильно. От этого часто зависит итог разговора.

Язык тела уникален и неповторим в каждой ситуации. Психологи считают, что нужные жесты можно выработать. Однако на это требуется гораздо больше времени, чем хотелось бы.

Отличной практикой для изучения жестов является телевидение. Наблюдая за актерами или участниками ток-шоу, нетрудно заметить, что часто они применяют определенные позы или выражение лица для усиления эффекта своей речи. Можно выключить звук, а потом пытаться угадать, о чем говорят персонажи той или иной киноленты.

Существует целая система человеческих жестов, вредных для общения, или, наоборот, полезных. Например, деловые жесты, жесты ухаживания и т. д.

Очень часто вредят человеку «барьеры» — жесты закрытости, которые настораживают собеседника и могут навредить в важных, ответственных ситуациях, в частности, при собеседовании.

При собеседовании стоит избегать «скрещенных рук» и «скрещенных ног». Такие жесты свидетельствуют о закрытости человека, о его нежелании сотрудничать. Когда человек хочет отгородиться от ненужного ему потока информации, чувствует, что ему пытаются что-то навязать или же не доверяет словам собеседника — он скрещивает руки на груди. Так что такой жест — это типичный барьер, который не стоит демонстрировать собеседнику, если Вы в нем в принципе заинтересованы.

Простой, но эффективный способ заставить человека (или себя) разомкнуть руки — это дать ему книгу, бумагу, любой предмет. Чтобы его взять, он протягивает руки вперед.

Нервозность человека выдают скрещенные руки, кисти которых лежат на плечевой части. Человек как бы обнимает себя, при этом его взгляд тяжел или рассеян. Он явно нервничает, и его тело говорит это вместо слов. Новые члены компании, встретившись с боссом, примут именно такую позицию, поскольку перед ними — высокопоставленный человек. Но когда в позе «скрещенных рук» пальцы поднимаются вертикально, то этот жест демонстрирует чувство превосходства.

Часто в книгах мы встречаем описание приема «замаскированной нервозности» — человек теребит в руках салфетку, прикасается к сумочке, часам, браслету, запонкам. Женщинами в качестве барьера часто используется дамская сумочка или букет цветов.

Примером самого губительного барьера для женщины является перекрещивание рук и ног в сидячей позе. При этом часто у дамы наблюдается прямо-таки суровый взгляд, который показывает её недовольство. Перекрещенные ноги в положении стоя могут тоже выражать закрытость, что не всегда благополучно сказывается на исходе важного разговора.

Жизнь — это бесконечная книга, которую каждому из нас приходится изучать. Каждый человек — это тоже книга, написанная особым языком. Изучайте себя и других, и пусть вам улыбнется удача!

Использованы материалы: 1) Бурлуцкая Л., Тайные общества, или кто правит миром; 2) Ниренберг Дж., Калеро Г., Как читать человека, словно книгу; 3) Пиз А., Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.

Теги: язык телодвижений, невербальная коммуникация, жесты, взаимопонимание, общение, психология, жесты человека

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]