Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно — на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами — как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы — от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.
Суть подхода
Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.
Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.
Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.
Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.
Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:
- Отделение жизни человека от его проблем.
- Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
- Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.
Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.
Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.
Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.
Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.
Нарратив в историографии
Собственно, исторический нарратив – это то, что положило начало формированию и изучению нарративов в других областях гуманитарных знаний. Сам термин «нарратив» был заимствован из историографии, где существовало понятие «нарративная история». Смысл её заключался в рассмотрении исторических событий не в их логической последовательности, а через призму контекста и интерпретации. Интерпретация имеет ключевое значение в самой сущности нарратива и наррации.
Исторический нарратив – что это такое? Это повествование от первоисточника, не критическое изложение, а объективное. К нарративным источникам в первую очередь можно отнести как раз исторические тексты: трактаты, хроники, некоторые фольклорные и литургические тексты. Нарративные источники – это те тексты и сообщения, в которых присутствуют нарративные повествования. Однако, по мнению Й. Брокмейера и Р. Харре, всё же не все тексты являются нарративами и отвечают «концепции рассказывания».
Относительно исторической нарративности существует несколько заблуждений, вызванных тем, что некоторые «истории», например автобиографические тексты, основаны только на фактах, другие же либо уже были пересказаны, либо видоизменены. Таким образом, правдивость их снижается, однако реальность при этом не изменяется, меняется лишь отношение к ней каждого отдельного нарратора. Контекст остаётся прежним, однако каждый рассказчик по-своему связывает его с описываемыми событиями, извлекая важные, по его мнению, ситуации, вплетая их в канву повествования.
Что касается конкретно автобиографических текстов, то здесь существует и другая проблема: желание автора привлечь внимание к своей персоне и деятельности, а значит, возможность предоставления заведомо ложной информации или искажение истины в собственную пользу. Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания
Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир
Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир.
Резюмируя вышеизложенную информацию, можно сформулировать следующее определение нарратива: нарратив – это структурированный логичный рассказ, отражающий индивидуальное восприятие реальности, а также это способ организации субъективного опыта, попытка самоидентификации и самопрезентации личности.
Чем отличается нарративный подход
Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов психологии человека и психиатрии.
1
Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.
2
Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.
3
В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.
Нарративы в истории
Нарративная история использует для исследований происходивших событий не беспристрастный подход, а оценивает их значимость на основе субъективных убеждений, жизненных правил и ценностей отдельных личностей.
К историческим нарративным источникам относят:
- летописи;
- трактаты;
- хроники;
- фольклор (что это такое?);
- литургические тексты.
То есть источники, в которых повествование ведётся через призму личных взглядов на происходящие события.
Исторические события становятся неразрывно связаны с их интерпретацией. Например, крещение Руси и реформы Петра I – хорошо, монголо-татарское иго и революция – плохо. Историческая верность события здесь второстепенна.
С чем работает нарративный подход
Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:
— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.
— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.
— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.
— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.
Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.
Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.
В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.
Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.
В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.
Как не попасться на уловки реверсивной психологии
Главный совет по тому, как самому противостоять реверсивной психологии, прост и сложен одновременно
Очень важно контролировать эмоции и уметь останавливаться, если вы чувствуете, что принимаете именно на их основе те решения, которые должны были бы приниматься исходя из логической оценки ситуации, критического подхода и т.д. С этим вам также может помочь развитие социального и эмоционального интеллекта
Таким образом, если вы чувствуете, что вас «берут на понт», если ваши решения слишком очевидно направлены на то, чтобы действовать вопреки чьим-либо словам и т.д., остановитесь на минутку. Не принимайте окончательного решения и не начинайте действовать, находясь во власти сильных эмоций. Сначала остыньте, а потом еще раз все взвесьте и просчитайте.
Здесь самое главное (и самое сложное) – понять, когда надо взять тайм-аут
и прийти в себя, дистанцироваться от чужого мнения. Помешать этому могут все те же бурлящие чувства, которые заглушают логику и голос разума и заставляют нас
И еще одна ремарка: если вы решили, что на вас применяют данный метод, не спешите сразу обвинять человека в манипуляциях. Как мы говорили, иногда подобные процессы проистекают совершенно бессознательно, причем с обеих сторон. Но и вовсе упускать такие случаи из вида также не стоит – как с сознательными, так и бессознательными манипуляторами лучше быть осторожными
, пока они не загрузили вас своими проблемами и не переложили свои задачи в слишком большом объеме. Если это все же произошло, возможно, вам пригодятся наши советы, как отказывать людям.
Отзывы и комментарии
Если остались вопросы, поделитесь ими в комментариях к этой статье. Также с удовольствием примем ваши аргументы в пользу или против нарративного подхода.
Автор: Екатерина Паникова
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух
- Лайфхаки сторителлера
- Фундамент для создания осознанной жизни
- Сторителлинг как средство достижения успеха
- 7 ключевых техник сторителлинга
- Книги по сторителлингу: учимся у мастеров
- Рефрейм жизненной истории
- Как изучение истории помогает саморазвитию
- Сторителлинг
- Нарративная терапия
Ключевые слова:1Психорегуляция
Вывод. Что из этого извлечь для конкретной личности?
Нарративный подход отличается от традиционной психотерапии, однако идеи и методы в рамках такого подхода не только разрешают проблему клиента, но и дать ему возможность сделать это практически самому.
Это закрепляет проделанную работу и убеждает человека в том, что он способен направить свою жизнь так, как этого желает. Нарративная терапия помогает осознать клиенту степень ответственности за происходящее в каждой истории и прививает оптимистичное мышление насчет неразрешимости возникших трудностей.
Я считаю, что с темой нарративной статьи сильно перекликается Осознанность в жизни и настоятельно рекомендую уплотнить знания этой статьей. В том случае, если вы рассматривали вопрос с точки зрения “Как это применить для саморазвития?”
Основные приёмы
1 приём: Экстернализация
Это страшное слово означает попытку «вынести» человека за границы проблемы. Чтобы он мог со стороны на неё посмотреть, не включаясь особо эмоционально и не «подтягивая» опыт, полученный ранее в подобной ситуации. Потому что, к примеру, пока внутри него «живёт» присвоенная информация о собственной личности, она будет влиять на его поступки, отношения и прочее.
Какая-то история может вызывать токсичные для организма чувства вины и стыда. Отчего человек не сможет ощущать удовольствие от жизни. Потому что, будет находиться в состоянии ожидания осуждения, наказания и прочее. Используются такие методы, как исследование, прояснение, картирование. Порой случается, что клиент предъявляет сложный эпизод из жизни, который и считает проблемой. Но терапевт обнаруживает совершенно другие причины его сложностей.
Поэтому важно провести тщательный анализ материала. Если всё ясно, тогда следует картрировать – изучить степень влияния проблемы на бытие клиента, на какие сферы оно распространяется, и какой именно вред наносит.
Для этого процесса важно учитывать такие аспекты, как:
- Длительность. То есть, как долго его это тревожит, когда именно началось, и какие изменения происходили в течение существования. В некоторых случаях можно пофантазировать и попробовать предвосхитить вероятный исход ситуации.
- Широта. В исследовании широты распространения негативных последствий сложности затрагиваются такие сферы, как чувства, отношения, ресурсы, состояние, здоровье, активность, успехи, достижения и прочее.
- Глубина. Проясняется, насколько оказалась серьёзной проблема и как сильно она доставляет неудобства. Для этого можно просто задать вопросы о том, насколько больно, страшно и прочее, или попросить обозначить на шкале, допустим, от 1 до 10, как сильно мешает жить, где 1 – совсем не мешает, а 10 – нет сил терпеть.
Еще 5 приёмов
Деконструкция. В этот период исследуется вопрос о том, кому и чем выгодно состояние, которое возникло у того, кто обратился к терапевту.
Восстановление. Привлекают других людей, чтобы они дали обратную связь на рассказ клиента. То есть, что они чувствовали в то время, как слушали, какие мысли и образы возникали.
Работа с внешними свидетелями. То есть, вышеуказанные участники терапии делятся своим опытом. Выдвигают теории о том, чем оказался полезен рассказ и чему он может научить, предостеречь.
Написание писем. Помимо этого создаются сертификаты, грамоты и удостоверения.
Работа с сообществами. Организовываются виртуальные группы, где указываются различные техники и упражнения, что помогают справиться с жизненными неурядицами.
Судьба текста
Нарративный анализ в социологии многослоен, каждый слой отвечает определенному настроению и действию рассказчика и аналитика. К примеру, неструктурированное интервью:
- в момент восприятия рассказчик конструирует мир: отбирает важное, отметает неважное (рассказчик отбирает факты по предпочтениям и страхам);
- в момент репрезентации рассказчик конструирует нарратив, задает смысл и темп повествованию, редактирует изначальную историю под слушателей, самопрезентует себя;
- в момент записи аналитик отбирает информацию – он уже начинает процесс интерпретации (т. к. аналитик осуществляет выбор, какую информацию записать, а какую нет);
- когда аналитик преступает к анализу текстов, он попадает в тиски необходимости привести множество фрагментов интервью к единому смыслу, направлению, теперь ему нужно создать свой собственный нарратив, в который будет вписан анализ нарративов других;
- аналитик выпускает текст, и теперь каждый может объяснить чужую интерпретацию.
Легко представить, насколько личные мотивы аналитика и рассказчика могут затемнить процесс интерпретации. На каждом этапе работы с историей рассказчик и аналитик существуют в социальном поле, поэтому конструируют свои репрезентации, обращая внимание на групповые нормы.