- Tweet
Мне казалось, я бы мог. Мог бы придумать что-то такое… Великое. Гениальное. Особенное. Иногда мне хочется как-то «особенно» подумать. И додуматься до какой-то невероятной идеи. Или открытия. Или суметь решить какую-то сложную задачу. Понять что-то глобальное. Но ни одна мысль не оказывается завершенной. И с каждым днем мне все сложнее думать о чем-либо. В своих мечтах я быстро и легко решаю сложные задачи, и я точно знаю, что я умный, но на деле моя голова просто забита ватой. Может, я просто глуп? Силюсь и не могу. Или я даже не силюсь?
«Я точно знаю, что умный, но не могу думать» — такие состояния в большинстве случаев свойственны человеку со звуковым вектором. Создавать выдающиеся мыслеформы, рождать идеи, решать сложные задачи, доходить до важных осознаний — вот природное предназначение человека со звуковым вектором. Его врожденное желание и способность. Проблема заключается в том, что человек не всегда осознает свои желания и поэтому не может понять, как их реализовать. Подробно о желаниях звукового вектора мы узнаем на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Тишина в уме
Попробуйте не думать некоторое время — сколько получится. Направьте свое внимание на промежутки между мыслями, на интервалы тишины в уме.
В качестве маленькой хитрости, которая поможет в этом упражнении, рекомендую вам спросить себя: «Откуда придет моя следующая мысль?» Или даже так: «Интересно, какого цвета будет следующая мысль?»
После того как вы зададите себе этот вопрос, в голове наступит, пусть и на короткое время, тишина. Но это будет особая тишина. Вы не спите, вы не находитесь в состоянии опьянения, вы не «считаете ворон» — вы бдительны, внимательны, осознанны.
Такое состояние тишины в уме в единстве с внимательностью называется присутствием. Оно играет важнейшую роль в самых разных духовных учениях и очень полезно для нас с вами.
Чем опасно ограниченное мышление?
Полет мысли не должен быть ограничен узким коридором. Невозможность широко мыслить называется в психологии туннельным мышлением. Философы и психологи не раз искали ответ на вопрос, в чем именно лежит опасность ограниченного мышления.
Ничто так не ограничивает думающего человека, как он сам. Туннельное мышление приводит к печальным последствиям, неудачам и отсутствию веры в собственные силы. Примеры историй с плохим концом можно услышать чаще, чем со счастливым. Не охватывая картину полностью, человек идет по проторенной дорожке, не видит иных вариантов избавления от проблемы и не может принять соответствующее решение. Все это неминуемо приводит к плохому финалу – невозможности бороться, угасанию энтузиазма, нежеланию что-либо решать из-за прошлых неудачных попыток.
Два типа мыслей
В голове каждого из нас постоянно работает «мыслемешалка» или «словомолотилка». В уме беспрерывно возникают картинки, рассуждения, оценки, вопросы, диалоги с воображаемыми собеседниками и т.д. В восточных духовных традициях ум человека сравнивают с непоседливой обезьяной, которая постоянно прыгает и скачет.
Нет, я вовсе не против мышления. Вот только необходимо различать усилия мысли, направленные на решение конкретных задач (как заказать книгу в интернет-магазине; во сколько выехать из дома, чтобы приехать в аэропорт вовремя), и хаотические, дезорганизованные, возникающие на автомате суждения то об одном, то о другом.
Мысли второго типа затягивают нас, мы сами не замечаем, как под их влиянием испытываем то тревогу, то депрессию, то гнев.
Оптимально будет «включать» рациональное, конструктивное мышление для анализа проблем и решения конкретных практических вопросов, а все остальное время стремиться к состоянию ясного восприятия всего, что нас окружает и происходит вокруг, но без ненужной мысленной «болтовни». В тибетском учении Дзогчен это состояние называется ригпа.
Мышление, что это
Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.
Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.
От релакса к трансформации
Самые первые, легко достижимые плюсы от такой дисциплины (или гигиены) ума — это ощущение покоя, легкости, а также ясность мысли, появление творческих идей. Но это только начало. Стоит укрепить связь с состоянием присутствия, как жизнь сильно изменится.
Если мы установим в уме в качестве «базового аэродрома» чистую осознанность, в душе появится глубинное спокойствие. И это не следствие спокойных мыслей, как может показаться на первый взгляд. Этот покой есть неотъемлемое свойство чистого присутствия — первоосновы, исходного состояния сознания.
Так называемые «пробужденные» люди — те, кто почти постоянно пребывает в этом состоянии, — тоже имеют эмоции и мысли в голове. Но они не теряют себя в водоворотах бесконтрольных мыслей, они не «впадают» в негативные переживания глубоко и надолго.
Кажется удивительным на первый взгляд, но состояние пробужденности сглаживает остроту страдания.
Как это работает? Дело в том, что мы мучаемся не только от самих неприятностей, но и из-за того, что внутренне говорим им «нет»: мы их отрицаем, мы против них протестуем, мы возражаем против их наличия.
Но они есть. Это факт, это данность, поэтому наши мучения напрасны и бесполезны — они только усиливают дискомфорт. А в состоянии чистой осознанности нет сопротивления ничему: принимается все, всему говорится «да», поэтому для страданий нет почвы.
Как развить свое мышление?
Все люди отличаются интеллектом, скоростью реакции и механизмом мышления. Некоторым проще даются математические задачи, а некоторым – гуманитарные науки. Все это связано с генетикой, воспитанием, этапами развития кругозора. Как можно развить мышление?
В первую очередь нужно развить способность логически мыслить. Даже простые логические задачи могут быть нерешаемыми не только для ребенка, но и для взрослого. Второй важный аспект свободного мышления – аналитика. Без анализа информации сложно принять правильное решение. Следующий параметр идеального мыслительного процесса – дедукция
Внимание к деталям помогает человеку охватить проблему со всех сторон, сделать правильный вывод и не упустить мелочи. Наконец, творческие процессы – неотъемлемая часть развивающих занятий
Чтобы избавиться от туннельного мышления, придется потрудится.
Изменения собственного ритма мыслительного процесса – это долгий путь, состоящий из развития логики и аналитики, применения творческого подхода в решении проблем, обучения объективно оценивать всю ситуацию в целом и находить оптимальное решение. А бесценную помощь в комплексном развитии мышления окажут тренажеры и курсы Викиум. Большинство из них показали свою эффективность и являются весьма востребованными. Для развития логики прекрасно подойдет курс «Мышление Шерлока». На улучшение аналитических способностей направлен курс «Развитие мышления». А стать более креативным и научиться находить нестандартные решения в разных ситуациях поможет «Творческое мышление».
«Есть только миг между прошлым и будущим»
Легко обнаружить, что состояние присутствия, чистая осознанность существуют только в настоящий момент. Точнее, они существуют вообще вне времени: никакого времени для этого состояния нет — оно всегда «сейчас». События нашей жизни всегда происходят прямо сейчас. Жизнь разворачивается всегда в «сейчас» и никогда иначе.
Когда мы вспоминаем прошлое (разговор с начальником, свидание, прогулку в парке), реально происходит лишь процесс воспоминания, а совершается он в настоящем. Если мы думаем о будущем (мечтаем, планируем), это опять же психический процесс, который происходит в настоящем. То, о чем мы думаем (поцелуй, экзамен, удаление зуба, прыжок в море), совершится раньше или позже, но произойдет это в настоящий момент.
Приняв во внимание этот интересный факт, приходим к выводу, что мы проживаем свою жизнь в «перекошенном» состоянии. Ведь обычно наша голова занята либо мыслями о будущем, либо мыслями о прошлом. В настоящем мы на 100% присутствуем редко.
Ясность мышления
Недостаток ясности вызывает путаницу, стресс, депрессию и рассеянность в жизни. Ясность помогает нам понять свои желания, установить цели, сосредоточиться на главном и принять дальнейшие меры. Чем больше ясности в жизни, чем проще и легче реализовать себя на 100%.
- В каких областях и сферах требуется навести ясность?
- Определение своих истинных желаний и мечтаний.
- Формирование распорядка дня и дисциплины.
- Улучшение личной жизни и налаживание отношений.
- Составление финансовых планов и стратегии.
- Осознание дальнейших ожиданий от жизни.
- Создание целей и планов на будущее.
- Советы и упражнения для ясности ума
Проход в настоящее
Возникает чисто практический вопрос: каким образом можно «выныривать» из потока мыслей и «нырять» в настоящий момент? Для этого существует много психотехник, практик, упражнений.
Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Тут на помощь приходят медитативные техники, которым уже сотни лет.
В отличие от ума, который любит «погулять» в прошлом или в будущем, наше тело живет, ощущает и функционирует в настоящем. Исходя из этого масса способов укорениться в настоящем основываются на телесно ориентированных практиках.
Вы в любую секунду можете почувствовать настоящий момент, всего лишь направив свое внимание на дыхание. Сделайте несколько осознанных вдохов и выдохов, отслеживая, как воздух проходит в области носа, горла, груди и живота. Вот вы уже и живете не в мысленном кино, а в реальном мире.
Для того чтобы прочнее укорениться в настоящем, почувствуйте тепло в ладонях и мысленно «просканируйте» свое тело: какие в нем есть ощущения? Уловите теплые участки, напряженные, уставшие, чувствующие боль. Главное — не оценивайте ничего, не начинайте об этом думать — просто наблюдайте, осознавайте.
Более сложное, но очень полезное задание состоит в том, чтобы выполнять какие-либо действия, не теряя осознанности, не теряя присутствия. Попробуйте съесть кусочек сыра, печенья, яблока с полным вниманием к процессу. Забудьте о себе как о личности, «станьте» вкусом, растворитесь в процессе ощущений. Думать тут ни о чем не нужно — получайте опыт в чистом виде.
Благодаря таким экспериментам мозг и осваивает новый (по сравнению с неконтролируемой мысленной болтовней) режим работы. Известно, что люди иногда приходят к тому же самому состоянию спонтанно.
Например, узнав о неизлечимом диагнозе, некоторые обнаруживают в себе особую чувствительность: они глубоко радуются солнцу и дождю, пению птиц, цветку, общению с близкими. «Стеночка» из умственных концепций исчезает, и все вокруг воспринимается поразительно живо, свежо, ясно.
Кому нужна реабилитация после ковида?
Отвечает Дарья Тишина, невролог, старший доктор клиники «Три сестры»
Если человек переболел ковидом без последствий — реабилитация не нужна. Но если после выздоровления сохраняются нарушения, не важно, какие именно, и человек не может вернуться к обычной жизни — это показание к реабилитации. Ее тип зависит от тяжести последствий.
Если человек может двигаться сам и не пользуется кислородным баллоном, но вернуться к прежнему темпу жизни мешают усталость или одышка, он может проходить реабилитацию амбулаторно
: приходит в клинику, когда ему удобно. Вместе с физическим терапевтом он тренирует выносливость и дыхание — и избавляется от усталости и одышки. Вместе с нейропсихологом — восстанавливает эмоциональную стабильность и концентрацию внимания. А вместе с эрготерпевтом — находит способы экономить энергию так, чтобы ее хватило и на восстановление, и на важные дела. Еще в клинике «Три сестры» можно пройти
телереабилитацию
: встречаться с лечащим врачом и всеми нужными специалистами онлайн.
Стационарная реабилитация
обязательно нужна тем, у кого ограничена подвижность, кто зависим от кислорода и кто во время болезни пережил инсульт. Как это устроено? Лечащий врач курирует процесс, физический терапевт — заново учит человека сидеть и ходить, эрготерапевт — помогает быть независимым в быту, нейропсихолог — восстанавливает утраченные когнитивные навыки и помогает не впасть в отчаяние и депрессию. Вместе специалисты подбирают для человека правильную нагрузку, каждый день мониторят его состояние и корректируют методы, если это нужно.
Восстановиться после среднетяжелой формы ковида можно достаточно быстро: обычно после одной-двух недель
в клиникечеловек без проблем выполняет повседневные обязанности. Но тому, который переболел тяжело и после болезни не может ходить или сидеть, нужно больше времени. Неделя-полторы уйдет на то, чтобы заново научиться сидеть и начать передвигаться на коляске, еще около недели — чтобы выполнять короткие и несложные операции стоя, например — дойти до туалета в палате. Чтобы восстановиться полностью, нужен еще
как минимум месяц
. Иногда развиваются необратимые изменения в легких, и полностью вернуться к прежней жизни человек уже не сможет. Но даже тогда реабилитация помогает ему быть более мобильным и самостоятельно себя обслуживать.
Формы
В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:
- Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
- Суждение — относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
- Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.
Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.
Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.
Минусы туннельного мышления
Остановимся подробнее на недостатках узкого мышления:
- Разделение всего происходящего на «черное и белое». Отсутствие полутонов мешает уловить суть, заставляет придерживаться традиционных взглядов, не дает сделать собственные выводы.
- Категоричность суждений. Человек не может согласиться с чужим мнением и даже прислушаться к нему. Он привычно отвергает все новое, потому что оно пугает его.
- Навешивание ярлыков. Индивид считает себя правым, в то время как на самом деле каждый прав по-своему. Стоит попытаться увидеть не только свою часть проблемы, но и оценить ее чужими глазами, расширить горизонт.
- Концентрация на негативе. Любая проблема, оценка которой производится адекватно, становится бесценным опытом, собственным «набиванием шишек». Человек, обладающий узким мышлением, чаще всего ищет виноватых вокруг, вместо того, чтобы запомнить жизненный урок.