В статье рассказываю что значит самоанализ личности, зачем он нужен, и когда необходим. Самоанализ это анализ самого себя как личности, поэтому он индивидуален, но ниже я опишу основные принципы, и приведу личные примеры.
Самоанализ это отслеживание процессов, происходящих внутри нашей психики. Другими словами это анализ всех своих стремлений, привычек, взглядов и прочих программ. Это первый необходимый цикл саморазвития личности. Статья чисто практическая, и если вы искали эту информацию для личного использования, тогда приготовьтесь что материала будет много, и обязательно добавьте в закладки нужные страницы, чтобы вернуться к ним в любое удобное для вас время.
Самоанализ это наблюдение за собой и своей жизнью, с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей. Он нужен для более глубокого понимания себя, но в целом, он проходит совершенно естественным образом по ходу нашей жизни.
Иногда нам необходимо основательно и целенаправленно заняться искусственным самоанализом, выделяя на это определенное время и условия, что бы он был более глубоким, и соответственно более качественным. Но зачем и когда это необходимо, мы рассмотрим далее.
Определение
Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.
Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.
Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.
Цели
Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки
В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу
Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.
В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.
Применение самоанализа
Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.
Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.
Самоанализ урока. Виды
В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.
Итак, какие они — основные виды самоанализа:
Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.
Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.
Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.
Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.
Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.
Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.
Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.
Психологический
Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа.
Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.
Задачи
Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:
- Выражать себя как можно полнее и искреннее.
- Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
- Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.
Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино – свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.
Способы
Раз мы уже разобрались, что такое самоанализ, приступим к практике.
Для проведения подобного типа аналитики предполагается специальная обстановка, позволяющая человеку раскрыться и искренне поведать самому или другим о своих мыслях по поводу той или иной жизненной ситуации. Цель — развить умение самоанализа у индивида. Способов проведения самоанализа два.
Через игру. Вам могут предложить провести исследование через психологические тесты, например, нарисовать что-либо на листке бумаги, а далее специалист делает свои предположения о вашей личности, опираясь на данные вашего рисунка. Благодаря данному роду занятий человек может открыть в себе что-то новое, задуматься.
Можно попробовать самостоятельно анализировать свои сновидения, ведь именно через сновидения психика дает о себе знать, выявляются проблемы и переживания. Это связано с тем, что во время сна человек не контролирует себя, и тот сон, который пришел к нему ночью, почти всегда символизирует какой бы то ни было внутренний конфликт. Для этого заносите данные о своем сне туда, куда вы всегда имеете возможность «залезть». После того как сведений занесено достаточно (в районе 5-10 сновидений), можете приступать к аналитике. Анализируйте, какие люди снятся, как вы с ними контактируете, как проявляете себя, обратите внимание на окружающую обстановку. Повторяются ли события во снах? Если ответ «да», то в психике происходит внутренний конфликт, решение которому вы не очень-то спешите найти. Ваша задача — добраться до истины и разобраться в этом конфликте, понять и отпустить назревшую проблему.
Через дискуссию также можно осуществить личностное развитие. Самоанализ в данном случае вы можете провести самостоятельно, наедине с собой, или обратиться к специалисту, который в нужный момент давал бы толчок и наставлял на правильный путь развития. Следует быть в нейтральном состоянии, дабы не придавать жизненным ситуациям преувеличенную эмоциональную окраску. Выяснить причины возникновения данных обстоятельств, возможные следствия и последствия.
Самоизучение и его методики
Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.
Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.
Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.
Изучение трудовой деятельности
Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.
Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других. После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться.
В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.
А что такое хорошая жизнь?
Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.
Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.
Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.
Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным
И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой
Особенности проведения
Практики самоанализа подразумевают выполнение определенных условий, которых важно придерживаться, чтобы совершить корректную диагностику личности:
- Следует анализировать абсолютно все действия, даже те, которые, вероятно, были несправедливыми или кому-то неприятными. Худшее, что можно сделать — это начать оправдывать себя и не быть честным самим с собой. Такой «самоанализ» проще назвать проявлением жалости к себе.
- Обращайте внимание на вещи, события и людей, которые вызывают в вас эмоции. Это может быть и восхищение, и презрение. В психологии есть термин под названием «проекция», когда мы все переносим на себя самих, впоследствии судим. Наши эмоции, которые мы проявляем к чему бы то ни было, больше говорят о нас самих, нежели об объектах чувств.
- Не торопитесь. Самоанализ требует времени и кропотливой работы, не все приходит сразу. Проявите терпение, успокойтесь и вдохните. Анализ — это то, что делается в полном спокойствие и с рассудительностью. Тут не место эмоциям.
- Фиксация наблюдений. Попробуйте выписывать свои соображения в личный дневник, чтобы потом анализировать еще больше, просматривать ход своих мыслей и подмечать внутренние изменения.
- Обращайтесь за помощью. Возвращаясь к вопросу о том, что такое самоанализ, можно решить, что эта практика не требует посторонней помощи, но не все ответы человек способен получить самостоятельно. В случае если вы зашли в тупик, не стесняйтесь и не думайте, что вы перешагиваете через себя и свою гордость, а обратитесь за помощью к специалистам.
Польза
Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.
Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.
Другая сторона самоанализа
Мнения и комментарии » Самоанализ
© Яна Нилова
Человек, обреченный на одиночество, обладает удивительными свойствами натуры, а именно: такого человека поджидают на пути две крайности, он, либо чрезвычайно замкнут, либо, напротив, в условиях постоянного самоанализа, изживает все свои комплексы, становясь человеком, уверенным в себе, и более раскованным, по сравнению со своими собратьями. Но именно в этом случае его и поджидает большая опасность.
Рассмотрим сценарий развития такой ситуации, когда человек, ища выход из депрессии, прибегает к помощи самоанализа. Допустим, Вы — человек, ведущий аскетичный образ жизни, имеющий крайне ограниченный круг общения. Он настолько узок и однообразен, что с уверенностью можно говорить о Вашем одиночестве. Да, у Вас есть коллеги по работе, случайные знакомые и соседи, для общения с которыми достаточно использовать лишь стандартные фразы, чтобы соблюсти приличия. Это скорее можно назвать обменом информацией, нежели общением. Ваш внутренний мир скрыт от окружающих. Вы находитесь в постоянном диалоге с самим собой, потому как иного выхода своим мыслям Вы не находите. Как известно, самоанализ полезен в некоторых случаях нервных расстройств, но всему нужен разумный предел. Самоанализ дает положительный результат, когда его применяют в умеренных количествах. Если же он становится процессом постоянным для того или иного человека, то внутреннее состояние такого индивида может напоминать по своей форме спираль, если мы изобразим его графически. Спираль, на каждом новом витке которой есть точка, каждый раз повторяющаяся
Столкнувшись однажды с психологическими трудностями, человек, посредством самоанализа пытается по-новому оценить события своей жизни, осознать роль давно пережитого и вытесненного, что и приводит к выздоровлению. В определенной точке ему удается максимально удалиться от своего состояния, настроить себя на положительные эмоции. И тут-то, как раз в этой точке, следует прекратить самоанализ и перейти к следующей ступени работы над собой, например, вербализации собственных переживаний и умозаключений, что невозможно реализовать в одиночку. Но, как правило, человеку замкнутому трудно вовремя остановиться, поэтому его самоанализ продолжается. Если представить эмоциональное состояние человека в тот период, когда он должен остановиться, в виде графика, то уровень его положительных эмоций достигнет своего рода пика, но затем, неминуемо, наступает спад. Так как даже положительный предел состояния человека следует считать кризисом, соответственно, как и любой кризис, этот, является переломным моментом для состояния здоровья человека (см. рис. 1).
Если бы речь шла о болезни тела, а не духа, то уместным было бы приступить к медикаментозному лечению или иным процедурам, то есть сменить метод лечения. Не предприняв данных мер, мы рискуем ухудшить состояние больного. Так же и в нашем случае: если, миновав кризис, мы предоставим ослабленному организму самому бороться с болезнью, не питая и не укрепляя его, он начнет использовать все имеющиеся у него резервы, поэтому самоанализ чаще всего рассматривают как фундамент для психоанализа, а не универсальное средство для борьбы с недугом. Его широко применяют в своей практике психотерапевты при знакомстве с пациентом на начальной стадии работы с ним.
Если индивид, применяющий самоанализ продолжает справляться с проблей в одиночку, он начинает искать проблему в проблеме, углубляясь все больше в недра своего сознания и теряя связь с реальностью. Ему вновь кажется, что он нашел выход, на некоторое время его состояние улучшается, но затем все вновь повторяется.
Человек, чей взгляд постоянно обращен внутрь себя, обречен. Его внутренне «Я» отдаляется от него, становясь самостоятельной единицей. Это происходит оттого, что человек долгое время рассматривает себя как бы со стороны, пытаясь объективно оценить все плюсы и минусы своего «Я». В то время как под наблюдением специалиста пациента знакомят с основными понятиями трансактного анализа (3 состояния «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый), обучают, как правильно анализировать ситуации с позиций Взрослого, т. е. проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с которыми сталкивается в жизни.
Как мы уже выяснили, всегда существует возможность того, что сознание человека в момент внутреннего психологического кризиса пойдет по двум путям развития: либо человек окончательно замкнется в себе, углубляясь в свои проблемы и комплексы, либо он лишится этих комплексов.
Чем же опасно такое «излечение» от комплексов. Для начала определимся с назначением комплексов в структуре нашего сознания. Комплексы — это сдерживающие механизмы, осуществляющие своего рода контроль за опрометчивым поведением человека. Конечно, комплекс можно считать и «вирусом», нежелательным отростком на психике индивида, но, как и все в нашем организме, любой отросток выполняет определенную функцию. Так и комплексы, хоть они иной раз и вредят нам, не позволяют дышать полной грудью, вводят нас в заблуждения, они, в то же время, ограждают нас от более решительных шагов.
Допустим, девушка считает себя непривлекательной. Мы склонны приписать это предубеждение ее комплексам, так как в ее внешности мы не видим ничего отталкивающего. Но для нас это также должно быть сигналом к тому, что когда-то эта девушка перенесла определенную психологическую травму, вследствие чего и возник подобный комплекс, следовательно, наше общение и поведение с такой особой должны быть построены с учетом данного обстоятельства. Девушка же подсознательно предупреждает нас об этом и, не дожидаясь нашей реакции, сама стремится избежать излишней близости или опрометчивости в своем поведении.
Итак, комплексы и страхи — это защитный механизм организма. Страх всегда помогал живым существам избежать опасности, то есть выжить. Особенно хорошо это видно на примере живой природы. Но, что если человек лишен этих механизмов. Что если он не просто уверен в себе, и уверен в себе обоснованно, а просто-напросто не сталкивался с субъективной критикой, избегал ее, всячески отгородился от опасностей, поджидающих его в реальной жизни. Он отгородился от всех, и путем самоанализа пришел к убеждению, что у него нет комплексов, что он не испытывает страхов. По мнению В. Н. Мясищева в большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки, ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. И действительно, человеческий разум не способен мыслить по-настоящему критически, оценивать себя и свое поведение объективно, так как он в любом случае будет действовать, если так можно выразиться, в наших интересах. Признаемся себе, что даже когда мы очень на себя злы, мы не способны в полной мере, пусть даже мысленно, себя наказать. Мы себя любим, мы себя жалеем. Мы не способны удалиться от собственного «Я» настолько, чтобы воспринимать это «Я» как другого человека, чтобы высказать себе все, что мы о себе думаем. А если мы и способны на такую абстракцию, то это, к сожалению, уже патология, ведущая к серьезному заболеванию.
Как показывает практика, такие больные воспринимают окружающих, как личностей ниже своего уровня: уязвимых и слабых. Порой чувство своего превосходства толкает их на поступки преступного характера. Человек без комплексов и страхов опасен для общества, так как отрицает все возможные границы и условности, и постепенно убеждается в своем абсолютном превосходстве. Такие больные не обязательно обладают какой-либо манией, но потенциально неуравновешенны.
Конечно, для того, чтобы сложилась подобная ситуация, в человеке изначально должно быть заложено отклонение от нормы, и самоанализ не является первопричиной, но не будем испытывать судьбу. Если у Вас возникли трудности психологического характера, позвольте Вам помочь. А самоанализ пусть станет первым шагом к выздоровлению и отличным подспорьем для специалиста.
© Яна Нилова, 2010 г. © Публикуется с любезного разрешения автора
Ваши чувства как ключ
Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.
Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент
Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление
Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.
Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».
Углубитесь в себя:
- Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
- Страх одиночества?
- Страх показаться толстой?
- Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
- Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?
Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.
А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…
Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.
Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.
Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!
Алгоритмы
Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:
- В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
- Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
- Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
- Что получилось и не получилось осуществить.
- Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?
Как провести самоанализ
Для этого нужно:
- Подобрать подходящее время и место. Потребуется 1-2 часа. Создайте атмосферу тишины, изолировав себя от всех компьютерных технологий. Вы не должны отвлекаться ни на кого и ни на что.
- Приобретите красивый блокнот и ручку для фиксирования своих мыслей на бумаге.
- Конкретизируйте проблему. Что вас беспокоит? Составьте список вопросов. Они будут меняться в зависимости от ситуации. Самые главные вопросы в самоанализе– «Почему?»,«Что мне это дает?», «Зачем мне это?».
Примеры вопросов:
- Я счастлив?
- Что делает меня счастливым?
- Могу ли я стать еще счастливее?Что мешает? Почему?
- Чего я хочу?Почему я не могу достичь этого?
- Могу ли избавиться от ограничений и почему я не делаю этого?
- Почему я не меняю свою жизнь? Что мешает?
- Обманываю ли я себя?
Профессор
Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле
Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно
Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.
У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.
Проблема самопознания
Самопознание включается в самосознание в качестве одного из основных процессов, обеспечивающих его содержание и динамику. Оно определяется динамической стороной самосознания и лежит в основе его функциональных проявлений. Именно с такой позиции можно широко рассматривать самопознание, анализировать его возможности.
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Познай самого себя». То есть это первоочередная и очень непростая задача: не познание окружающего мира, а познание самого себя. Много философов и учёных мыслили об этом, пытались решить эту проблему, ответить на вопрос «что такое человек», а точнее – «что такое Я». Но эта проблема не решена до сих пор, как и любая другая философская проблема.
Проблема самопознания неразрешима, но крайне важна сама по себе. Акт самопознания и акт самооценки называется рефлексией, когда человек делая нечто осознаёт сам себя. Когда он, делая что-то, думает о себе, понимает, что это делаю Я.
Существующая закономерность в соотношениях самосознания и самопознания иногда рассматривается с противоположных точек зрения:
- в первом варианте в самопознании видят условия самосознания;
- во втором – только его результат.
Несмотря на очевидное значение самопознания в методологическом, теоретическом и прикладном планах, эта проблема до сих пор остаётся недостаточно изученной. Подвергается сомнения само право на существование самопознания как научного понятия и научной проблемы.
В качестве более точных его эквивалентов в современной научной литературе часто используются такие понятия, как «знание о своих психических состояниях», «представление о себе», «самооценка», «образ самого себя» и т.д.
Самоанализ урока по ФГОС. Образец
Начинающие учителя достаточно часто испытывают трудности, когда дело доходит до составления схемы самоанализа урока и его написания. Поэтому не лишним будет привести образец самоанализа, точнее, план, по которому его можно написать:
- Обозначить тему занятия.
- Привести краткую характеристику класса. То есть указать общее число детей, количество сильных и слабых учеников, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе проведения занятия.
- Указать тип урока по ФГОС.
- Указать универсальные учебные действия (УУД), запланированные на урок, и способы для их формирования.
- Перечислить методы и формы, выбранные для проведения каждого учебного этапа. Описать, почему был сделан такой выбор и какие от него ожидались результаты.
- Сформулировать главный этап урока и как другие части занятия на него работают.
- Проанализировать рациональность распределения выделенного времени.
- Какие были использованы наглядные, дидактические материалы в ходе занятия.
- Проконтролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводился и в какой форме).
- Оценить результат занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.