Психология взаимоотношений родителей и детей в семье


Теория взаимоотношений

Стоит начать с того, что человечество еще не создало такую психологическую теорию, пользуясь которой родители и дети могли бы построить безукоризненные отношения. Это невозможно, как минимум, из-за индивидуальных особенностей каждого участника системы, их характеров, всевозможных влияющих обстоятельств и факторов, которые касаются как взрослых, так и детей. Психология отношений с детьми подвергается воздействию множества факторов, некоторые из них остаются незаметными до последнего.


Пользуясь какой-либо заранее приготовленной моделью, невозможно создать идеальные отношения. Психология общения с детьми еще не вышла на такой уровень, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы улучшить эти взаимоотношения. Родители и дети способны не совершать некоторые ошибки, обращаясь к теоретическим основам взаимоотношений системы «взрослый-ребенок».

То, как проявляется родительский инстинкт у человека с поведенческим, эмоциональным и социальным характером, и есть родительство. Эта вполне осознанная часть каждого человека берет начало у бессознательного инстинкта размножения. Она также опирается на нормы социума, которые утверждают, что семья — базовая ячейка общества, для которой характерен союз мужчины и женщины, совместный быт, желание рожать, воспитывать и социализировать детей.

Следует помнить, что основной средой, в которой дети будут обитать, развиваться и формироваться как личность, является семья.

Ведь именно в условиях семьи происходит постижение основных моделей социальных взаимоотношений, которое начинается с самого раннего детства. Детство законно можно считать основным периодом развития человека, именно тогда он познает мир, осваивает новые механизмы познания и взаимоотношения людей. Психологами не раз было высказано мнение, что формирование базовых навыков, умений и черт характера происходит в детстве, а развивается на протяжении жизни.

Читать далее: Как перестать орать на детей

Не следует приуменьшать важность института семьи, ведь в детстве ребенок будет находиться в своеобразной изолированности от общества. На родителей возлагается огромная ответственность, так как именно они являются основным источником для детей, благодаря которому будут постигаться человеческие отношения.

Взаимоотношения родителей и детей.

Взаимоотношения родителей и детей.

Проблема взаимоотношений родителей и детей была всегда актуальной. За последнее время на практике всё чаще обращаются родители к психологу за советом с целью улучшения своих взаимоотношений с детьми. Однако родители не задумываются, что все ответы на вопросы «Как нужно себя вести…?», относятся не только к отношениям с ребёнком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими

(«Я хочу!»); 2)
умение организовать общение
(«Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3)
знание норм и правил,
которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми-педагогами и воспитателями, родителями.

Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо ребёнку помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности как, медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, враньё и т.п. кроме того, не всегда взрослым понятно, почему у ребёнка нет друзей, не складываются отношения со сверстниками в группе.

Необходимо понять причины коммуникативных проблем у ребёнка. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение и излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку.

Показателями благополучной обстановки являются:

А) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми

Б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

В) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

Г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.

1.Слишком много строгости.

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Контроль, угрозы, понукания, принуждение, наказания — главные средства этого стиля воспитания. Также возможны постоянная ирония, высмеивания.

2.Эмоциональное отвержение.

Родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Эти дети не получают ласки и внимания со стороны родителей. Такое отношение вызывает обидчивость, скрытность, способствует повышенной чувствительности.

3.Завышенные требования

. Проблемы при такой форме воспитания начинаются с раннего детства. Ребенок учится в музыкальной школе, занимается спортом, английским, плаванием. На него возлагаются большие надежды, над ним довлеет убеждение, что родители перестанут его любить, если он не оправдает их надежды. Отсюда и неуверенность, депрессии, повышенная истощаемость нервной системы, тревожность.

4. Повышенный уровень заботы.

Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Родители пытаются оберегать ребенка до последнего и не хотят отпускать его в этот суровый мир самостоятельности.

5. Отсутствие или недостаток контроля.

«Делай что хочешь, мне все равно». Такая родительская позиция предоставляет ребенку с раннего возраста полную свободу. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым. Часто это выражается в том, что родители не знают где, с кем и зачем бывает ребёнок. Что он читает, на какие сайты и зачем ходит (какую информацию получает), какие у него друзья, какие выводы он делает после просмотра передачи, фильма, или после сложной или конфликтной ситуации с друзьями.

6.Непонимание и игнорирование мнения и интересов ребенка.

Если вы хотите, чтобы ребенок уважал Вас, научите уважать его. Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте совета.

7. Отсутствие поддержки.

В подростковом периоде происходит перерождение ребенка во взрослого человека. Это процесс сложен для подростка и тут без поддержки близких никак не обойтись. Поддержите увлечения ребенка или предложите альтернативу. Подростку важно понимать, что его любят и ценят, иначе он замкнется в себе.

8. Навязанная роль.

«Мой ребенок – мой лучший друг». «Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек». Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

9. Больше денег – лучше воспитание. «

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями». Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для детей намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

10. Непоследовательность.

Наша непоследовательность может стать причиной несправедливого отношения к ребенку. Вчера, например, когда нам хотелось подольше пообщаться с подругой, мы позволили дочери смотреть взрослый фильм, а сегодня мы ругаем ее за то, что она увлеклась видео. Из-за родительской непоследовательности в голове у ребенка не откладывается четкое «что такое хорошо и что такое плохо».

11.Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя». Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поговорить, поиграть и почитать с ними.

12.Несогласованность родителей.

Родители, активно участвуя в воспитании ребенка, допускают ошибки из-за несогласованности между собой, или отсутствия определенной позиций в какой-то ситуации. Причем каждый считает мнение и ожидание своего ближнего несправедливым. В таких семьях родители постоянно кричат на детей, бранят их за что-то, считают их поведение несносным, дети, в свою очередь, раздражаются и не хотят подчиняться родителям, выражая протест постоянному давлению.

Влияние семьи на личность ребенка

Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.
Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

  1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
  2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

Читать далее: Совместный бизнес в семье: как работать вместе с женой/мужей

Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

Зачем нужно налаживать доверительные отношения с детьми?

Общее построение доверия с ребёнком сводится к тому, чтобы подумать о том, что помогаетвам укрепить доверие с важными людьми вокруг вас. Когда мы думаем о доверии, на ум приходят такие слова, как «честность» или «характер» — мы ожидаем, что человек или вещь будут надёжными, правдивыми и способны делать то, что они заявляют.

К тому же, доверительные отношения между детьми и родителями позволяют избежать чрезмерно строгого и даже абьюзивного воспитания, сводят к минимуму ссоры в семье и уменьшают тревожность родителей за своих детей.

Семья развивает ребенка.

Чем больше родители уделяют времени своему ребёнку, тем более полноценным членом общества он растёт. Благодаря чуткому вниманию мамы и папы любой ребенок сформируется в зрелую личность и будет готов вступить во взрослую жизнь.

Но родители часто игнорируют этот факт. Порой ребёнку хочется выговориться, поделиться, спросить совет, но родители в этот момент заняты своими делами, работой. А бывает и так, что у ребенка всего один родитель и он не может дать достаточно внимания и любви своему малышу. Тогда ребёнок ищет, где бы восполнить недополученное с ранних лет общение.

Ребенок держит все переживания внутри, начинает замыкаться в себе, а потом выплескивает все свои проблемы на окружающее общество.

Последствия разных подходов

При демократическом методе возможно установить гармоничные взаимоотношения в семье. Ребенок вырастает самостоятельной, ответственной, активной личностью. Поведение его гибкое, требования объясняют, поступки анализируют. Власть уместна только в случае необходимости. Послушание поощряется, равно как и независимость малыша. Важно установить четкую грань – к мнению ребенка прислушиваются, но не исходят из него.

Остальные типы поведения являются вариантами отклонений от нормы. При авторитарном типе возникает отчуждение, родители являются незначительными для детей, они ощущают себя нежеланными. При необоснованных требованиях ответом является агрессия и протест, либо наоборот, апатия и пассивность. При либеральном типе воспитания ребенок чувствует вседозволенность, не думает о последствиях своих действий, в итоге, вырастая, не умеет достигать своих целей.

Несмотря на негативные последствия, самым распространенным типом воспитания является авторитаризм. Это продиктовано опытом предыдущих поколений. Несмотря на то, что родители понимают и помнят все трудности такого подхода, они все равно пытаются построить такие же отношения в собственной семье. Сила и власть воспринимается, как самый быстрый и доступный путь решения проблем и конфликтов.

При воспитании маленького ребенка такой подход не встречается с возможными протестами. Но в переходном возрасте подросток пытается противостоять, на этой почве постоянно возникают конфликты и разногласия. И в этом вина родителей. Поэтому очень важно с раннего возраста выбирать наиболее оптимальный метод воспитания, поскольку в будущем изменить его практически невозможно.

Стили воспитания

Авторитаризм

При авторитарном стиле все желания родителей являются законом, они должны исполняться беспрекословно. Но ребенок подавляется, а взрослые об этом даже не подозревают. Родители требуют подчинения, но даже не пытаются объяснить причину своего поведения. И не всегда ей является корректным жесткий контроль над его увлечениями и интересами. В итоге ребенок растет замкнутым, контакт с родителями отсутствует, он не уверен в себе, закомплексован. Далеко не каждый ребенок пытается отстоять свои интересы, решаясь на прямой конфликт.

Что такое семья и родительские отношения?

Семья – это малая социально-психологическая группа, которая складывается на основе глубоких доверительных отношений между всеми ее членами. То, какой будет семья и родительские отношения, зависит от знаний, стремлений и целей между ее членами.

Родительские отношения— это связи между родителем и ребёнком в целом. А вот уровень этих отношений зависит именно от самого родителя. Ведь мама и папа являются главным источником воспитательной функции. И они должны учесть каждую деталь, чтобы этот механизм работал правильно.

Каковы параметры воспитания?

Среди параметров родительского воспитания стоит выделить родительский контроль и родительские требования. Почему же именно они?

Каждый родитель обычно требует от своего ребенка примерного поведения. Чем выше требования и ожидания родителей, тем больше ребёнок старается превзойти эти ожидания. Но порой родитель может чересчур увлечься, не понимая, что ребёнок не всегда может оправдать их желания и надежды.

Как результат, ребенок прикладывает все силы, чтобы родитель был доволен, но не получает должного поощрения и похвалы. Из-за этого случается диссонанс и у малыша нарушается психологическое состояние. Поэтому родитель должен контролировать свои требования и понимать, являются ли они выполнимыми для маленького человека. Иначе это может негативно сказаться на его здоровье.

Для родителей стало нормой, что все действия их детей находятся под их чутким контролем. Во многих семьях принято, что дети подчиняются родителям и беспрекословно выполняют то, что им велено. Это идёт либо на генетическом уровне, либо из детства. А ведь раньше так и было: дети должны были подчиняться старшим и выполнять любые их указания.

Подходы родителей к внутрисемейному воспитанию детей

В основе любой системы воспитания лежит стремление достичь гармоничных семейных отношений между родителями и детьми. Разумеется, в каждой семье существуют собственные методы и подходы, среди которых психологи выделяют следующие:


  1. Диктат. Действует беспрекословный родительский авторитет. Руководствуясь собственным опытом и мнением, старшие члены семьи устанавливают безоговорочные правила поведения, создают определенные условия жизни, формируют нравственные ценности. Инициатива младшего поколения в данном случае наказуема, нередко сопряжена с эмоциональным подавлением ребенка или даже с физическим воздействием на него.
  2. Сотрудничество. В такой семье превыше всего ценится мнение и интересы каждого из ее членов. Что позволяет родным людям сообща найти выход из сложных ситуаций, принять компромиссное решение, поступиться собственными желаниями ради общего благополучия.
  3. Опека. Нередко любовь родителей выражается в непомерной заботе о своих детях, стремлении оградить их от всех проблем и опасностей, защитить от постороннего влияния, дать им все, о чем бы ни просили. Что получается? Повзрослевший ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми, не способен самостоятельно принимать решения, опускает руки при виде жизненных трудностей и неурядиц. Без родительской опеки и содействия он чувствует себя беспомощным и подавленным. Такому ребенку фактически приходится заново учиться жить.
  4. Невмешательство. Модель предполагает обособленное положение детей. Родители не склонны проявлять явный интерес к стремлениям и желаниям своего чада, невмешательство в его жизнь – неизменный постулат воспитательного процесса. Подобное поведение не делает маму и папу плохими, но указывает на их нежелание развиваться и совершенствоваться в качестве мудрых проводников своего ребенка в большой мир.

Очевидно, что принцип сотрудничества в семье наиболее эффективен для воспитания детей. Потому что позволяет сформировать самостоятельную личность, умеющую отстаивать свои интересы, при этом не ущемляя права других. Такой индивид точно знает, на что направлены его действия, и умеет просчитать последствия своих поступков. Данная модель не отрицает родительскую власть, но выставляет разумные границы ее проявления. В частности, ребенку предоставлено право на независимое собственное мнение, но при этом оно не обязательно является определяющим ход событий.

Другие перечисленные методы воспитания нередко приводят к формированию незрелой личности, ущемленной в своих правах, либо же, наоборот, чувствующей вседозволенность. И в том, и в другом случае ребенку сложно адаптироваться во взрослой жизни.

Диктатура родителей приводит к отчуждению детей. Они чувствуют себя недолюбленными, ненужными, воспринимают родителей не как родных людей, а как деспотичных воспитателей, преследующих собственные цели. Часто уже в более старшем возрасте, сталкиваясь с необоснованными требованиями матери или отца, ребенок проявляет агрессию или ярый протест. В некоторых случаях он замыкается в себе, демонстрируя безразличие и апатию. И тут, как говорится, неизвестно, что хуже.

Метод предоставления ребенку личной свободы и независимости также имеет негативную сторону. Не умеющий четко видеть границы дозволенного, совершающий поступки без осознания их последствий, будучи уже взрослым, индивид может столкнуться с полной своей неспособностью к достижению определенных целей.

Наиболее распространен диктаторский способ воспитания детей. Во многом это обусловлено его использованием предыдущими поколениями. И хотя современные родители осознают все трудности данного подхода, тем не менее неосознанно следуют традициям, считая проявление власти наиболее действенным способом решения спорных ситуаций в семье.

Эффект от такого метода может быть достигнут, только пока ребенок совсем маленький и беспрекословно подчиняется указаниям мамы или папы. Ребята постарше, особенно те, кто достиг подросткового возраста, вполне способны на протесты, что неизменно приводит к ссорам и скандалам с родителями. Избрав однажды тактику диктата в воспитании своих детей, родители должны быть готовы к подобному сопротивлению. Потому логично задуматься о применении другого принципа воспитания еще на стадии ожидания малыша. Ведь изменить что-то потом будет очень трудно.

Нестабильные родительские конфликты

По мнению психологов, «нестабильное воспитание» часто является причиной конфликтов между родителями и детьми. Как это следует понимать? Конечно, статус подростка в семье и обществе не урегулирован. Он еще не взрослый, но уже и не ребенок. Недостатки этого возраста многочисленны: беспокойство, неугомонность, невоздержанность и т.д. Внешний вид соответствует этим качествам. В целом, подросток непривлекателен. В то же время, иногда он/она ведет себя как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он/она как ребенок — все забывает, бросает вещи и т.д.

В результате недооцениваются положительные качества, но есть и недостатки. Особенно если в семье есть младший ребенок, который еще послушен и прилежен. Родителям необходимо постараться осознать свои противоречивые чувства, подавить недовольство и раздражение. Я хочу, чтобы они объективно оценили достоинства и недостатки подросткового возраста, уравновесили систему обязанностей и прав.

Форм этого конфликта много, но общая формулировка такова: диктатура в семье — вид контроля, при котором одни члены семьи угнетают других. В то же время, конечно, подавляется автономия, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их души.

Несомненно, родители должны и могут предъявлять требования к своему ребенку, но необходимо принимать решения, основанные на морали. По мнению психологов, требовательность к взрослым должна сочетаться с доверием и уважением к детям. В противном случае требовательность превращается в грубое давление и принуждение. Родители, применяющие к своим подросткам команды и силу, неизбежно сталкиваются с сопротивлением, которое обычно проявляется в грубости, лицемерии, обмане, а иногда и в откровенной ненависти. Даже когда сопротивление сломлено, победа оказывается мнимой, поскольку ребенок теряет чувство собственного достоинства, унижается и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, тот и прав».

Несомненно, авторитет родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишают его права выбора — все это гарантирует, что он вырастет циником, бездельником и деспотом. Можно, конечно, обойтись и без плачевных последствий, но одно несомненно: сын или дочь получатся такими, каких, видимо, не ожидают родители, потому что положительный эффект от такого воспитания отсутствует. Так что пусть подросток вешает джинсы в своей комнате, где хочет. У каждого человека, а особенно у подростка, должна быть своя территория, на которую «никто другой не может вторгнуться». Если взрослый легко вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается, становится грубым, нервным. В любом случае, известно, что в семьях, где соблюдены границы личного пространства каждого, конфликты и споры — явление редкое, нетипичное.

Стоит отметить, что здесь преобладает позиция невмешательства. Ситуация выглядит вполне пристойно. У каждого человека есть свои успехи, победы и проблемы. Никто не переступает границ. Родители гордятся тем, что сохраняют нейтралитет. Они считают, что такие отношения способствуют развитию независимости, свободы и свободы самовыражения. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности — когда от него требуется участие, добрых чувств подросток не испытает, словно это не коснется его лично.

Здесь мы также можем говорить об образовании «без запретов». Отношение родителей к «свободе» детей без конца, снятие тормозов, ограничений и обязательств следовать моральному долгу или основным правилам общения вредно для формирования личности. Это молчаливое разрешение делать то, что человек думает. Это приведет к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, если на пути реализации его интересов и способностей кто-то окажется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]