Жалость к себе: определение, причины, признаки и способы борьбы

Приветствую вас, читатели моего блога. Здесь я затрону очень важное и знакомое всем чувство – жалость. Одни считают это чувство благодетельным и ставят его в один ряд с такими понятиями, как милосердие, сострадание, помощь.

Другие считают жалость полностью деструктивной, не несущей в себе никакой пользы, чертой. Лично я отношусь к последним. Хотя, признаюсь, что долгое время я полагала, что жалость – это хорошо, она делает нас более человечными.

Почему я полностью изменила свое отношение к этому чувству и в чем его разрушительная сила, я постараюсь как можно понятнее раскрыть вам ниже.

Мир справедлив

Полностью изменить отношение к жалости мне помогла смена мировоззрения и переход с позиции жертвы в позицию хозяина жизни.

Каждый заслуживает то, что имеет. Важно понять, что все мы сами создаем свою реальность. Мысли материальны и наша жизнь формируется исходя из того, что мы излучаем. Любые ситуации в свою жизнь мы притягиваем самостоятельно.

Есть закон причины и следствия и за любым действием всегда идет последовательный результат. Если человек попал в какую-либо неприятность, нет никаких сомнений, он создал ее самостоятельно. Звучит абсурдно? Какой нормальный человек сознательно создаст себе, к примеру, такую ситуацию, где он попал в аварию? Верно, с позиции жертвы судьбы все видится именно так.

Но давайте я объясню, как это работает. Возьмем, к примеру, такую гипотетическую ситуацию: человек неожиданно получил крупное финансовое вознаграждение за незначительную услугу и смог позволить себе купить машину.

Он сознательно радуется такому приобретению. Но подсознательно считает себя недостойным этого блага. Ведь его с детства учили, что большие деньги достаются только тяжелым трудом, а легкие – это плохие деньги, недостойные.

Может он уже и плохо помнит такие установки, но подсознание не забывает ничего и программа действует. Совершенно не осознанно счастливчик сомневается, достоин ли он этой машины, и винит себя в том, что ему так легко достались деньги.

Такими негативными мыслями он притягивает наказание. Ведь если есть вина, должно свершиться правосудие. И по закону вселенной оно свершается. Вина искуплена, машина вдребезги, владелец непозволительного блага понес самое настоящее физическое наказание.

Вы, конечно, можете мне не верить, но я-то уже убедилась, что все работает именно так. Никто не виноват в том, что люди самостоятельно притягивают негатив в свою жизнь и не осознают, что это дело их собственных мыслей. Они винят все и вся, только не себя.

Только лишь приняв на себя ответственность за свою жизнь и научившись управлять своими мыслями, можно убедиться, что Мир справедлив. Каждый получает по вере. Так даже в Библии написано. Не верит человек, что у него получится купить свой дом, так и будет всю жизнь скитаться по «углам», взывая к жалости окружающих и испытывая ее к себе самому.

Поэтому насколько бы трагичными ни казались чужие неприятности и беды, жалеть там нечего, потому что человек сам притянул и впустил их в свою жизнь.

Но это отнюдь не значит, что ему не нужно помогать или оставаться равнодушным. Садясь с упавшим в одну лужу и причитая, как же это плохо и несправедливо, упасть на ровном месте, вы ничем не поможете жертве. Отбросив чувство жалости и предложив помощь не ввязываясь в причины неприятности, вы окажете пользу не только пострадавшему, но и себе.

Ведь если вы будете считать, что беда случилась с человеком незаслуженно, вы тоже проявляете себя жертвой. Но у каждого есть выбор стать хозяином жизни. А когда вы становитесь хозяином, вы понимаете, что все происходит не просто так, и жалость автоматически становится вам чуждой.

Жалость — суррогат любви

Вовсе не хочу сказать, что испытывать жалость к близкому – плохо. В православной религии жалости, состраданию отводится очень важное место. В нашей русской культуре исторически сложилось такое понимание, что жалеть человека это все равно, что любить его. Многие так и «опознают» любовь: жалею, значит люблю, и наоборот, люблю, значит, жалею.

Но, по сути, там, где есть жалость, нет места любви, которая свойственна именно романтическим, равным, взрослым отношениям.

Все мы жалеем очень по-разному. По своим наблюдениям могу выделить три разные позиции жалости:

  • Жалость-превосходство. Когда мы превозносимся над человеком, что-то делаем для него с позиции сверху, «с барского плеча» или с мыслью, «вот он бедный, так унижается». Мы смотрим как строгий Родитель на беспомощного Ребенка.
  • Жалость-тревога. Когда мы видим человека в бедственном положении, нам становится тревожно за себя. «Что было бы со мной, если бы мне так не повезло?», «На его месте мог оказаться я…». В голове маячит мысль «ни от чего нельзя зарекаться», нам кажется, что мы близки к такой ситуации. И нам хочется пожалеть и помочь уже не конкретно этому человеку, а скорее себе, когда мы представляем себя на его месте. Тем самым, обеспечиваем себе надежду, что в такой же ситуации, пожалеют и спасут нас. Или, «если я не пожалел, не помог, я плохой, обо мне нехорошо подумают».
  • Жалость-сочувствие. Когда мы находимся на равной позиции с тем, кого жалеем (истинное со-чувствие). В такие моменты мы чувствуем, что чувствует другой. И жалеем именно другого человека, а не воображаемого себя.

Первые два варианта — компенсаторные, не дающие свободного выбора в отношении себя и другого человека. Третий вид жалости продуктивен, он предполагает свободный выбор, как относиться к человеку, каким образом ему помочь и помогать ли вообще. И тем самым, мы приносим большую пользу и себе, и другому.

Жалость от слова «жало»

«Жалеть» в русском языке происходит от слова «жалить», что означает колоть, делать больно. В древне русском близкое слово «желя» означало «печаль, скорбь»; на старослав: «жаль» — «гробница»; на латышск. dzelt — «колоть»; англос. cwëlan — «умирать»; др.-в.-нем. quëlan «испытывать боль». Корень «жал» в этимологии многих древних языков имеет негативное значение. Соответственно, жалость не может нести ничего хорошего.

Как мы действуем на человека, жалея его

Жалость – чувство абсолютно пассивное, бездейственное, лишенное стимула к действию и не дающее ничего, кроме негативных переживаний.

Что мы даем человеку, жалея его? Чтобы лучше это понять, снова представим ситуацию: вы узнаете, что ваш друг упал и сломал ногу, он лежит дома в гипсе. Вы чувствуете искреннее желание навестить его. Придя в его дом и видя его в таком положении, в вас пробуждается жалость, вы садитесь рядом и начинаете причитать, какой же он бедолага, как ему не повезло.

Вам интересно, как товарищ попал в такую ситуацию и он рассказывает вам, что шел по улице, случайно наткнулся на выбоину, споткнулся, упал, сломал ногу.

Вы погружаетесь в эту историю, начинаете вместе ругать власти, что они не выделяют бюджет на ремонт дорог, коммунальные службы за их безынициативность перед властями, плохую погоду, неудачный день и все на свете.

Но, возможно, ваш друг умолчал, что шел по улице, упершись в телефон (как это многие делают сейчас) или был настолько погружен в свою «мыслемешалку», что был крайне невнимателен. Вы не знаете, как все было на самом деле, но вы без сомнений соглашаетесь с тем, что он жертва, а вовлекаясь, признаете жертвой и себя. Ведь из-за халатности властей и коммунальщиков вы тоже рискуете оказаться в такой ситуации.

По сути, вы не оказываете человеку никакой помощи, не даете ничего, жалея его и причитая вместе с ним. Нет никаких созидательных действий. И кроме того, вы тратите свою энергию впустую.

Теперь эта же ситуация, но без чувства жалости: вы идете навестить друга со сломанной ногой. Вы также интересуетесь, что случилось, но не вовлекаетесь в ситуацию, которая уже в прошлом и не начинаете «охать» и «ахать», а предлагаете товарищу конкретную помощь.

Неважно какую, наверняка, каждый найдет чем помочь человеку в трудную минуту, если и не материальными делами, то добрыми словами, но уж никак не причитаниями.

В первом случае, мы усиливаем боль и переживания пострадавшего, помогая ему своими сожалениями еще глубже погрузиться в беду. К тому же жалеющий часто испытывает чувство превосходства, говоря вслух: «жаль, что у тебя все так плохо» и думая про себя «слава Богу, что у меня все хорошо». Пострадавший чувствует себя порабощенным, никчемным, невезучим, ущербным, жалким.

Во втором случае мы даем человеку поддержку, конкретную помощь, воодушевляем его, заверяем, что все наладиться. Жертва чувствует соучастие и конкретное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. А поддерживающий избавляет себя от негативных переживания и излишней траты энергии.

Какова обратная сторона жалости?

Тот, кто испытывает жалость, неизменно получает от этого скрытые эффекты, иногда и неявные преимущества (или вторичные выгоды).

Что еще происходит, когда мы чувствуем жалость?

Мы как бы искусственно поднимаемся на ступеньку выше того человека, к кому направлено это чувство. Это порой происходит неосознанно. Но мы, все же, это ощущаем. В более усиленном виде это перетекает в гордыню и высокомерие, что, конечно же, ощущает и другой.

Яркий пример, когда жалость подающих «нищим» в переходе, ещё более усиливает контраст их «высокого» положения по сравнению с его «низким», несчастным. «Я бы никогда до такого не докатился!»

И не важно, что этот «нищий» таким образом может «заработать» за день больше, чем рядовой работник офиса за неделю.

Жалость сохраняет отношения, правда, созависимые.

Пример из практики: девушка, которая уже потеряла любовный интерес к своему парню, не может от него уйти, и, в то же время, не может построить с ним здоровый союз. Она считает, что он сильно ее любит, и ее жалость к нему не дает ей покончить с вялотекущими отношениями. Он часто прогибается под нее, забивает на себя, на свои интересы, ведет себя жертвенно. А если в отношениях появляется жертва, эдакий «мальчик для битья», то неизменно появляется и агрессор, обычно в образе партнера.

Пусть сначала мы можем испытывать жалость к человеку и продолжать с ним отношения, но рано или поздно на смену жалости приходит агрессия. Природа этой агрессии в следующем: на самом деле мы злимся на себя, так как не можем позволить себе разорвать отношения, например, потому, что считаем, что причиним человеку боль. В нашем понимании, он эту боль не вынесет, а с детства нас учили, что делать больно другим — плохо, ведь после этого, какой ты благородный человек?

И тогда мы эту злость сливаем в виде придирок, раздражения и прочего на безопасный «приемник», более слабого партнера, который это проглотит. Кроме того, это ведь «он – причина угрызений совести» и того, что «я трачу на него свою жизнь». После этого нам может стать еще хуже от новой волны вины, что он такой хороший, а я его мучаю и «вечно мне все не так». И здравствуй, треугольник созависимых отношений Карпмана! Нездоровые отношения продолжаются…

Жалость и сострадание – разные чувства

Проблема многих людей в том, что они путают чувство жалости с милосердием и состраданием. А это вещи разные.

Здесь же опять, понятнее будет на примере: представим, что вы идете в дождливый промозглый день и видите на обочине дороги мокрого, дрожащего от холода котенка. Можно пожалеть его, подумав «бедненький», и пройти мимо в надежде, что бедолагу спасет кто-то другой. Да, вам искренне его жаль, но у вас тысяча причин, чтобы не брать его себе.

Другой случай – милосердие. Вы проявляете милость и доброту своего сердца и согреваете котенка теплом своей души. Вы сострадаете, сопереживаете, ощущая на себе его боль, и помогаете, чтобы стало легче и вам, и ему.

Проявление милосердия и сострадания – конкретные действие. Проявляя жалость – вы буквально еще глубже втаптываете в проблему оказавшегося в беде и ничего не делаете, чтобы помочь. Вы жалите, уязвляете.

Как правильно жалеть?

  • Со-чувствовать, со-переживать, быть в определенный период времени с человеком наравне. Попробуйте именно почувствовать его состояние, понять, что происходит. Но вовремя возвращайтесь обратно, потому что со-болезнуя, кто-то должен быть «более здоров», чтобы «не засосало в болото» обоих.
  • Жалеть, понимать, но своей жалостью и помощью не делать человека «инвалидом». Дать голодному рыбу или научить его ловить ее самостоятельно? Разница налицо.
  • Подбодрить, поверить в то, что человек не «жалкий», а полноценный, и его потенциал гораздо больший, чем нам представляется сейчас. И заразить этой верой его самого.
  • Уметь сказать и «да», и «нет» – как Взрослый со своим выбором и ответственностью.
  • Или просто отойти в сторону. Потому что наше «нет» или отказ от жалости вообще, может стать для близкого человека мощным лекарством отсроченного действия.

При малейшем появлении намека на жалость к партнеру рекомендую следующее:

  • зафиксируйте этот момент у себя внутри;
  • проанализируйте, что конкретно вызвало у вас жалость?
  • какие еще чувства в связи с этим появляются у вас к себе и к другому?
  • что вам хочется в связи с этим сделать?
  • мысленно уберите жалость из вашего арсенала чувств. Что бы вы чувствовали к этому человеку, если бы жалости не существовало?

Возможно, после того, как вы хотя бы на время «отодвинете» жалость к другому, как пыльную занавеску, на место этого чувства придет что-то настоящее, то, как вам действительно хочется относиться к человеку. Может, это будет злость. Может, безразличие. Может, искреннее сочувствие. А может, и любовь. И уже после этого вы будете более ясно знать, что с этим делать дальше.

Но если вы чувствуете, что жалость не поддается контролю и вам от этого тяжко, либо вы понимаете, что жалость это не то, что бы вы хотели чувствовать к своему близкому, вы можете обратиться ко мне за консультацией, чтобы научиться управлять этим непростым чувством.

Меняйте жалость на любовь и сострадание

Самое лучшее, что можно сделать, начать искореннять в себе чувство жалости и заменять его на любовь, доброту, сострадание и милосердие. Любовь, в широком смысле этого слова – чувство созидательное, позитивное, дающее, окрыляющее.

Подумайте, есть ли разница между тем, чтобы причитать «ой, бедненький, как же ему не повезло, как все плохо, ой, ой…» и между «человеку не повезло, он попал в беду и страдает, чем я могу помочь ему?».

Проявить любовь, сострадание, милосердие – значит помочь человеку реальными делами по мере своих возможностей, а не сидеть и рассуждать о том, как ему наверное плохо!

Проявляя заботу, предлагая помощь, оказывая поддержку, вы даете человеку силу и он находит в себе ресурсы, чтобы выбраться из сложной ситуации. Он буквально наполняет энергией и преодолевает препятствия менее болезненно. Вы показываете пострадавшему, что он не один, что рядом есть опора, поддержка. Даже этого бывает достаточно, чтобы человек вдохновился и набрался внутренних сил.

Разделить или обесценить?

Потребность в жалости, поддержке, означает, что человеку нужен взгляд со стороны. Нужно, чтобы кто-то другой подтвердил: «Да, это действительно плохо. Тебе трудно. У тебя есть повод для переживаний».

Но услышав о проблемах других, мы вместо того, чтобы сказать: «Я понимаю, как тебе тяжело» зачастую презрительно машем рукой: «С работы уволили? Да подумаешь! Меня однажды…» «Мама в больницу попала? Это еще ничего! А вот мой дедушка в 2000 году…»

Почему мы это делаем? Почему мы обесцениваем чужие переживания? Мне кажется это связано с тем, что люди плохо выносят чужие эмоции. Мы до последнего стараемся не замечать их. Но когда не замечать уже невозможно, начинаем спасать. Мы привыкли что «чуть-чуть жалко» не считается, жалко должно быть очень. Но те, кого очень-очень жалко, они же заведомо не такие как мы, а намного хуже, слабее, иначе бы мы их жалеть не стали, иначе бы они сами справились. Вот отсюда, наверное, и миф, что жалость унижает.

Обесценивание – это способ справляться с чужими переживаниями. Иначе придется «впрягаться» в ситуацию. Почему-то у нас так – или мы игнорируем человека в его трудной ситуации, или спасаем, вытаскиваем насильно из тех переживаний, в которых он оказался. Середины нет. Я думаю, что примерно 90% наших соотечественников – спасатели. Созависимые спасатели.

«Хорошо, я его пожалею. Но тогда мне придется что-то делать!» – говорят мои клиенты. Для меня стало открытием, что так рассуждают многие. Вы уверены, что придется? Как правило, никаких подвигов от вас не ждут. Если нам говорят о печали и горечи, мы не обязаны «что-то с этим делать». Чаще всего, достаточно просто выслушать. Многие люди нуждаются просто в том, чтобы кто-нибудь «побыл» с ними в момент тягостных переживаний.


Психолог Юлия Пирумова Фото: facebook.com

Позвольте себе быть неидеальным

Одно из главных правил жизни таково: относиться к себе надо так, как к близкому любимому человеку. Мы же не требуем от тех, кого любим, всегда быть идеальными, всё делать без ошибок и никогда не совершать глупостей?!

Себе тоже можно и нужно позволить проявить слабость (поплакать, не выполнить обычные обязанности, отпроситься на день с работы и не сделать ничего полезного). А потом «вытащить» себя из этого состояния жалости к себе. Порадовать чем-то, переключиться на нечто приятное. И вернуться к привычной жизни.

Также важно отказаться от постановки вопросов: «В чём я виноват? Почему это случилось именно со мной?» Вместо этого спросите у себя: «Что я могу сделать, чтобы помочь себе в сложившихся обстоятельствах? Как мне решить эту проблему?»

Поддержать или поругать?

Когда мы видим кого-то, кому плохо, мы испытываем сострадание. Но для чего надо переживать с другим человеком его негативные чувства? Кому от этого легче?

Понимание чужих мучений нужно, чтобы вызвать в нас желание помочь без корыстных целей и не ожидая, что потом этот человек тоже нас поддержит в трудную минуту. Мы подходим к нему и в меру своих возможностей стараемся его выручить или как минимум посочувствовать, чтобы ему стало эмоционально легче.

А теперь посмотрим: как мы жалеем себя, когда у нас случилась беда? Мы не ищем пути, как себе помочь. А ещё больше травим себе душу и вгоняем в депрессию. Нам кажется, что мир несправедлив к нам, но и мы вели себя не лучшим образом. Себя мы неизменно ругаем и критикуем. Выискиваем, что мы сделали неправильно, обвиняем в глупости и несмелости.

Почему к другим мы более лояльны, пытаемся оправдать и поддержать, успокоить и облегчить их жизнь, а себя в таких же ситуациях осуждаем, наказываем и усугубляем свои негативные эмоции?

Сострадание, которое лечит

Сострадание, прежде всего, должно быть направлено на тех, кому это действительно нужно – инвалидов, одиноких пожилых людей, детей, оставшихся без родителей. В обществе всегда есть социальные слои, которые объективно нуждаются в деятельном сострадании. Именно здесь человек со зрительным вектором может по-настоящему реализовать свою потребность в проявлении чувств наиболее созидательно. И в этом его высшая реализация.

Да и в обычной жизни всегда найдется повод, чтобы почувствовать себя нужным. Поддержать того, кто оказался в сложной ситуации, посочувствовав ему, сказав доброе слово. Поплакать вместе с человеком, пережившим горе. Стать ему опорой на какое-то время, пока душевная боль перестанет быть такой острой. Просто быть рядом, чтобы человек не чувствовал себя одиноким. Вот те простые действия, для которых и предназначен этот самый эмоциональный человек и от которых он получает настоящее удовлетворение. В таких душевных движениях он осмысливает жизнь, ощущает, что живет не зря.

Деятельно сострадая, человек никогда не ждет благодарности или ответного чувства. Он получает удовлетворение от самого процесса проявления своих эмоциональных порывов. Поэтому он никогда не чувствует себя использованным или обессиленным.

Состраданию надо учиться. Проще всего развивать этот навык в детстве, читая зрительным малышам литературу, вызывающую эмоции сострадания. При этом важно обращать внимание детей на те ситуации, в которых можно кому-то посочувствовать, посопереживать.

А затем можно постепенно переходить к обучению ребенка сострадать окружающим людям. Например, позаботиться о больной бабушке, поддержать друга в трудной ситуации. Слезы сострадания ближнему, которые проливает зрительник, оказывают на него позитивное действие, вызывая облегчение и умиротворение. При этом формируется навык вынесения своих эмоций наружу: зрительный ребенок обучается не бояться за себя, а сопереживать другому.

Драматическое кино часто вызывает у зрительников слезы. Хорошо, если это фильм, поднимающий серьезные нравственные проблемы, требующий душевных усилий для просмотра. На таком примере мы можем понять, что такое сопереживание. Однако сострадать по-настоящему можно только живым людям, проживая яркие эмоции сопереживания в перипетиях реальной жизни.

Как распознать жалость к себе

Самое сложное – понять, что на самом деле вы не себя жалеете, а подавляете гнев и раздражение на поступки и поведение окружающих людей. Когда вы считаете, что виноваты во всем не вы, а муж, начальник, мама (нужное подчеркнуть), то чувство жалости к себе говорит: «Ты такая идеальная, а он/она просто бездушный/ая, совсем тебя не понимает, не ценит, не уважает, не считается с твоим мнением. Вечно они заставляют тебя страдать».

От таких мыслей вам хочется еще сильнее себя пожалеть и продолжить страдать, рыдать, сокрушаться над несправедливостью. Вот вам тут так плохо, а ваши обидчики даже не осознают этого. Люди стали такими злыми и бесчувственными. Куда катится мир?

Весь драматизм ситуации не позволяет вам даже допустить, что вы всё преувеличиваете. И действия обидчика – лишь повод, чтобы в очередной раз проявить жалость к самой себе. Пусть кто-нибудь только попробует вам сказать об этом и предложит поработать над отношением к жизни, в него сразу полетят тапки, ваза или стакан с водой. Кто-кто, а вы точно знаете, что это полная чушь.

Практика дня: Место без жалости

Жалость к себе — эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Жалость призвана сохранить границы личности. Каждый раз, когда вы опускаете руки, каждый раз, когда отступаете — торжествует жалость. В реальности человека существует место без жалости, достигнув которого, человек превращается в танк. Развитие личности возможно только в безжалостном состоянии. Достигается оно только через прорыв желания все бросить, т.е. через жалость к себе.

Встаньте на беговую дорожку. Начните бежать. Не быстро. Просто бегите. Не ставьте себе ограничения ни по времени, ни по дистанции. Бегите. Вы бежите на встречу своей жалости. Прошло 5 минут, потом 10. Жалость запускает своего первого разведчика в виде ума, который говорит:

— Ну ладно, на сегодня хватит, поборешься с жалостью завтра.

Бегите дальше. Легкая усталость входит в тело и ум продолжает диалог:

— Ну все, красавчик. Три километра с первой попытки. А ты последний раз 10 лет назад бегал. Молодец, можешь гордится собой.

Бегите. Диалог становится все громче.

— А кому и что ты пытаешься доказать? Никто этого не видит, никто не оценит.Ты идиот. Нельзя так сразу нагружать организм.

Не останавливайтесь. Тело устает все сильнее и сильнее.

— Черт, мне уже больно. Все, хватит. Я не могу больше. Я устал.

Отдышка, боль. Бегите.

— Да ты на себя со стороны бы взглянул. Не позорься, овощ. Бежишь, как хромоногая бегемотиха. Уже все смотрят на тебя и думают, какой ты придурок.

БЕГИТЕ!!!

— Я хочу в душ, хочу отдохнуть. Пойдем, покурим, поедим чего-нибудь вкусненького. Хватит бегать, пошли в кино. Мне плохо.

Бегите. Отказывает тело, но бегите.

— Пожалуйста. Хватит! Мне плохо. Я сейчас умру. Мне меня ЖАЛКО.

Бегите. Бег ради бега. Хочется плакать — плачьте. Хочется кричать — кричите. Но продолжайте бежать. И вдруг:

— ………………

Бежать становится легко.

— ………………

Открывается второе дыхание. Вы чувствуете волю. Вместе с ней появляется и жалость.

— Молодцом! Все, ты меня победил. А теперь пошли в кино.

Бегите. Жалость будет возвращаться снова и снова. Она будет обманывать вас, вводя в заблуждение, в депрессию, в сомнения и будет всячески соблазнять. Чтобы не случилось — продолжайте бежать. Ваше тело сильнее, чем ваша жалость. Однажды, вы станете пустым. Ваш бег будет просто бегом. Без жалости.

И так во всем. Везде, где опускаются руки, везде, где как вам кажется, с вами поступают не справедливо, везде, где лень заставляет отступить. Ищите место без жалости. Тренируйте себя. В отношениях, в медитациях, в работе… Станьте безжалостным. Безжалостным к самому себе.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Токсичная жалость к окружающим

Жалость – это способность испытывать сострадание. Эмпатия необходима для эффективной коммуникации с другими людьми. Но иногда этого чувства становится слишком много, что делает человека прекрасной добычей для людей, которые пытаются поиметь свою выгоду, играя на чувствах.

Коллега жалуется на чрезмерную нагруженность и усталость? Жалостливые люди сразу испытывают потребность помочь ему, пусть даже в ущерб собственным ресурсам и интересам. Чувствительным личностям также сложно прекратить изжившие себя отношения. Немного жалоб и угроз со стороны партнера (вот ты меня бросишь, а я умру и ты ещё будет об этом жалеть!) – этого достаточно для формирования очередного витка привязанности.

За такой жалостью чаще всего стоит обычный страх. Страх причинить боль другому, остаться непонятым или виноватым. Самооценка начинает базироваться только на том, насколько была проявлена эмпатия по отношению к более «слабой» стороне – манипулятору.

Кто эти сострадательные люди?

Сострадание, сочувствие, эмпатия – это способности людей, обладающих, согласно системно-векторной психологии, зрительным вектором. У носителя этого вектора зрительный анализатор является самой чувствительной зоной.

С древности обладательница самых зорких глаз имела свою видовую роль в человеческой стае. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей. Именно она испытывала первую человеческую эмоцию – страх смерти. Завидя среди однородных красок саванны притаившегося в кустах хищника, она сильно пугалась за свою жизнь, вскрикивала, выделяла феромоны страха и таким образом предупреждала всех остальных об опасности.

Впоследствии по мере развития человека, развивались и его эмоции. Зрительник научился выносить свою корневую эмоцию страха за себя наружу, в страх за других, в сострадание ближнему. Сегодня его огромная эмоциональная амплитуда, отличающая его от других людей, располагается между полюсами «страх смерти – любовь». По-прежнему все зрительники рождаются со страхом смерти, который нужно до окончания пубертата успеть развить в сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь к людям – высшие эмоциональные проявления зрительного вектора.

Незрелая эмоция проявляется как слепая жалость, когда человек проявляет свою потребность в чувствах эгоистично, для наполнения собственных нехваток, желая получить в себя, а не отдать, не обращая внимания на то, что жалостью своей унижает другого, не дает ему развиваться, усиливает его слабость и неспособность изменить свою жизнь. За такой жалостью скрывается не желание помочь другому, а необходимость наполнить свои эмоциональные пустоты, страх за себя, за свою жизнь, который не всегда осознается.

Так, жена тянет на себе пьяницу-мужа, несостоявшегося в жизни. Содержит его, терпит от него побои, дает выпить, когда его «ломает». «Жалеет». А он тем временем деградирует дальше. Хотя в данной ситуации более правильно было бы понять, отчего у него появилось это пагубное пристрастие, и помочь ему реализоваться в жизни. Это была бы настоящая помощь.

Как правило, в этом случае и сама жалостливая жена находится в не очень хороших состояниях зрительного вектора – в страхах, эмоциональных раскачках. Она боится остаться одна, боится разрыва пусть и уродливой, но устоявшейся эмоциональной связи. И конечно же, не задумывается, к каким последствиям может привести ее слепая жалость.

Часто говорят: «Жалеет – значит любит». Это не так. Зрительная женщина, по природе нацеленная на создание эмоциональной связи и сострадание, не осознает свои врожденные бессознательные устремления и по той или иной причине не реализует их в должной мере. Для того чтобы создать эмоциональную связь с успешным состоявшимся человеком, нужно приложить усилия. А к пришибленному пьянице жалость возникает сама собой. Так женщина попадает в ловушку собственных чувств.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]