Различия в уровнях
В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.
Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.
Уровень притязаний характеризуется:
- уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
- выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
- желаемый уровень своей самооценки — собственное я.
Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.
Самооценка личности и притязания
В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.
В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.
Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.
При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.
Особенности завышенной самооценки
Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:
- Фанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
- Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
- Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
- Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
- Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
- Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
- Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.
Слишком низкая самооценка
Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:
- Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
- Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
- Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
- В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
- Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
- Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
- Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.
Мышление как процесс решения задач. Мыслительные действия и операции.
Мышление как процесс решения задач. Мыслительные операции
Определение мышления как процесса решения задач используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: набор определенных условий; требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям – средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия в субъективной структуре – между целью и средствами.
Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели и поиск необходимых для этого средств в данных условиях.
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
1. Ориентировочные действия.
2. Исполнительные действия.
3. Нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление называют репродуктивным.
Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения творческих задач. Как правило, творческие задачи составляют основной материал при изучении мышления как процесса решения задач.
Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.
В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.
Очень точную психологическую характеристику двух способов решения задач дал С.Л.Рубинштейн. “Пока, решая задачу, – писал он, – мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение.
Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически – для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение, оно становится теорией или составной частью теории.
Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования”.
Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:
1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективного мира, необходимо прежде всего в восприятии или представлении выделить эти явления.
Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.
Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.
2. Абстракция. Чтобы осуществился процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства предметов, но и мыслить эти свойства отвлеченно от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией (от лат. абстракций — отвлечение).
Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», — говорит Маркс.
Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог-эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса — латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и т. д. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.
Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.
3. Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде.
Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксера при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщенной форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.
Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своем сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.
4. Конкретизация. Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслительную операцию — конкретизацию, т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.
В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.
5. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.
Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и т. д.
6. Синтез. Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.
Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.
Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.
Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.
При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д.
Все эти элементы в той или иной степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которого это целое не может существовать. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.
Выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всем объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося еще до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.
Особенности фрустрации
Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.
В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.
Частный и общий уровень
Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.
Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.
Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний
Самооценка и установки — довольно распространенные конструкты, с которыми работают психологи. Однако в многочисленных работах, исследующих эти конструкты, мало внимания уделяется природе взаимосвязи между самооценкой и отношением. Долгое время самооценка приравнивалась к стремлениям в ситуации постановки цели или считалась их отражением, что позволило исследователям использовать процедуру измерения стремлений для диагностики самооценки. Такое использование мер притязаний выявило свидетельства несовпадения уровней этих конструктов.
Ранее была исследована корреляция между самооценкой и уровнем правомочности по параметру размера тела, а также связь различных вариантов с рядом личностных черт. Было установлено, что в случае гармоничного сочетания уровней самооценки и правомочности может сформироваться сбалансированная личность, а в случае расхождения их уровней может возникнуть внутренний дискомфорт, вызывающий повышение тревожности, агрессивности и т.д.
Повышение стремления действует как дополнительная мотивационная переменная, которая отражается на продуктивности деятельности. Поэтому при рассмотрении типа связи между самооценкой и уровнем атрибутов рассогласование обсуждаемых переменных по типу повышения уровня атрибутов по отношению к самооценке приводит к более высокой эффективности учебной деятельности по сравнению с типом несогласованным или сочетанием анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
Повышение самооценки и стремления положительно скажется на продуктивности деятельности. Дисгармоничный тип, а именно повышение уровня стремления по отношению к самооценке при условии ее адекватности, хотя и дает повышение продуктивности учебной деятельности, но связано с повышением тревожности, оказывает негативное влияние на здоровье студентов. Наиболее неблагоприятным типом сочетания является наличие средней самооценки и низкого уровня стремления: это не приводит к продуктивности учебной деятельности из-за ослабления мотивации учащихся, но может увеличить рост заболеваемости учащихся.
Несоответствие между высотными параметрами самооценки и уровнем требований вызвано общим для них видом внутриличностного конфликта. Этот конфликт заключается в том, что текущая самооценка, сформированная текущими достижениями, не совпадает с тем внутренним стандартом, который привычно реализовывался в прошлом или, будучи новым, удовлетворял бы субъекта. Претенциозность, превышающая самооценку, является стратегией преодоления, поскольку человек стремится достичь желаемого уровня реальной самооценки посредством реальных достижений.
Когда самооценка поднимается выше притязаний, доминирует защитная стратегия, направленная на избегание неудач, угрожающих уровню заявленной самооценки.
Копинг-стратегия повышения самооценки за счет успеха в области повышенной трудности, хотя и уместна, но не является полностью эффективной из-за риска неудачи, которая может привести к повторному снижению самооценки и дальнейшему углублению конфликта. «Защитная» стратегия по определению неэффективна, поскольку она лишь спасает субъекта от возможной сиюминутной неудачи, но не позволяет проверить заявленный уровень самооценки, оставляя конфликт неразрешенным и не выполняя функцию копинга.
Было установлено, что существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем правомочности. Было установлено, что когда самооценка и уровень правомочности находятся в гармонии, может сформироваться сбалансированная личность, а когда эти параметры не в гармонии, может сформироваться дискомфорт, вызывающий рост тревожности. Это несоответствие может также привести к внутриличностному конфликту. А повышение самооценки и уровня стремления может оказать как благотворное влияние на учебную деятельность, так и негативные последствия.