Воображение и творчествостатья по психологии на тему


Введение

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всю человеческую деятельность можно подразделить на 2 основных вида поступков.

1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим; или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.

2. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Любая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а сознание новых образов или действий, будет принадлежать этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Целью данной работы является изучение психологической литературы по теме «воображение».

Задачей — показать, что воображение действительно играет огромную роль в творческой деятельности.

Объект исследования — воображение как психический процесс.

Предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Глава 3. Механизм творческого воображения

Воображение — крайне сложный процесс. В самом начале процесса стоят восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составляющими частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлении. Диссоциация -заключается в том, что сложное целое как бы растекается на части, одни из которых забываются, другие сохраняются. Далее следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциации.

Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры.

Следующим моментом является ассоциация, т.е. объединение

диссоциированных и измененных элементов. И заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

I. Понятие, виды и функции воображения.

I.1.Понятие воображения.

По мнению Эвальда Васильевича Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. (Цит. по 1). Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. (Цит. по 2).

Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.» (Цит. по 3). А по мнению К. Маркса: «Паук совершает операции ткача, и пчела перестройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека». (Цит. по 4).

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Лев Семенович Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». (Цит. по 5).

Существует несколько форм синтезирования образов:

1. Агглютинация — «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия);

2. Гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3. Заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4. Типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

I.2. Виды воображения.

Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):

Рис.1 Основные виды воображения

1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

I.3. Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Рис.2 Специфические функции воображения

II. Воображение как основа творческой деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

Обычно под воображением имеется в виду всё то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Л. С. Выготский говорил, что сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе намёка строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Он писал: «В этом смысле, всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».

З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребёнок может замещать напряжённые для него ситуации, производящие сильное впечатление. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения – это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Подобного предположения придерживается так же Э. Крис и К. Кюби

Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искажённого отражения реальности. Он утверждает, что воображение не позитивно влияет на ребёнка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребёнка, лишь искажает картину действительности. В исследованиях Ж. Пиаже воображение связывалось с развитием символической функции у ребёнка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

Функция воображения – построение и создание образов была признана важнейшей человеческой способностью. Дж. Гилфордом и его последователями разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого воображения, которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:

-интеллектуальная творческая инициатива – направленная на выход за рамки данных задачи требований повседневной жизни;

-широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения;

-беглость – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

-оригинальность – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.

В силу своей специфики воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения.

Л. С. Выготский о

«Основной признак процесса воображения –пишет Е. И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

Традиционно (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, А. Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грёзы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание новых образов без опоры на образец. По мнению А. В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закреплённых в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.

По мнению О. М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, подчёркивая, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребёнка, включённого в различные виды деятельности.

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метаморфические, символические формы, выражать их косвенным путём. Таким образом, заключает О. М. Дьяченко, специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого.

Глава 6. Литературное творчество в школьном возрасте.

До литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени накопления опыта, только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи.

Развитие детского литературного творчества станет гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет потому, что ему нечего написать.

Дети охотно пишут именно тогда, когда у них появляется потребность в писании. При приближении к подростковому возрасту, ребенок сменит рисование на словесное творчество. Слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера.

Литературное творчество позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свой творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью.

II.1. Воображение и творчество.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребёнка в ней. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющее существенное значение для развития творческого воображения (рисование, драматизация, сочинения). Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал. Выготский выделил четыре формы связи воображения с действительностью:

— Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из действительности содержащихся в прежнем опыте человека. «Творческая деятельность – пишет учёный – находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

— Вторую форму связи воображения с действительностью Л. С. Выготский видит в адекватности готового продукта деятельности какому – то явлению действительности. В этом смысле человек может вообразить то, что он не видел, представить по чужому рассказу, описанию то, чего в его личном опыте не было.

— Третья форма связи – эмоциональная связь. Характеризуя её, Л. С. Выготский отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, образы, мысли, которые созвучны настроению, владеющему человеком в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства . образы фантазии вызывают не воображаемые, а реальные чувства.

— Последняя форма связи воображения с действительностью позволяет сделать вывод о том, что процесс детского творчества надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребёнка оказывают влияние не только его произведение, но и произведения, созданные другими детьми.

Процесс развития творческого воображения изучался такими учёными как А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер, Е. Е.Кравцова, В. Т. Кудрявцева и др. В их исследованиях подчёркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределённостью познаваемой ситуации. Разрешение таких ситуаций предполагает неограниченное использование разнообразных возможных способов.

Видные психологи О. М Дьяченко, Л. А. Венгер выделили основные направления развития творческого воображения:

-реализм воображения;

-умение видеть целое раньше частей;

-надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

Так английскому учёному Г. Уоллесу удалось выделить четыре стадии процесса творчества, каждый из которых может быть детализирован и требует специфических методов и приёмов руководства со стороны педагога.

1.подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивно схватывание искомого результата);

4. Проверка.

До сих пор многие важные для понимания природы воображения остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об истоках творчества, психологи начинают противоречить друг другу. В зарубежной психологии существуют на этот счёт различные точки зрения.

Глава 4. Воображение у ребенка и подростка.

В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.

Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение работает по — разному.

Воображение у ребенка не богаче, а беднее, чем воображение взрослого; в процессе развития ребенка развивается и воображение.

14 стр., 6981 слов

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста …

… П. Петрушина. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. А.В. Бакушинский говорил о том, что развитие изобразительного творчества интенсивно в возрасте от 5 до … 15 лет.[2] Если в этот период воображение специально …

Воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенных критической фазой.

Развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском . возрасте. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует.

Из всех форм связи с реальностью, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой формой связи. Что же касается двух других форм, то они развиваются только с годами.

В подростковом возрасте воображение преобразуется из субъективного в объективное. Происходит перелом, разрушение и поиск нового равновесия. В эту пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее. Пластическое воображение пользуется данными, взятыми извне; эмоциональное строится из элементов, взятых изнутри.

Воображение может играть двойственную роль в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить от реальности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]