Как сервис «Где мои дети» помогает родителям гиперактивных детей

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы.

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание

  • СДВ и гиперактивность: что это такое Виды гиперактивности
  • Масштабы проблемы
  • Причины появления СДВГ
      Биологические факторы
  • Генетические факторы
  • Психосоциальные факторы
  • Экологические факторы
  • Диагностика СДВГ
  • Симптоматика
      Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Импульсивность
  • Как отличить гиперактивность от активности: признаки
      СДВГ или нет?
  • Гиперактивный ребенок: что делать
  • Советы родителям гиперактивных детей
  • Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности
  • Рекомендация психолога
  • Как вести себя с ребенком с СДВГ?

    Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

    • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
    • соблюдение режима дня;
    • частые похвалы малыша;
    • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
    • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.

    Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

    как воспитывать гиперактивного ребенка

    Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

    СДВГ: что это такое

    СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

    СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

    Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

    • «плохое» поведение в садике;
    • конфликты со сверстниками на детских площадках;
    • проблемы с успеваемостью в школе;
    • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
    • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

    Виды гиперактивности

    СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

    Выводы

    Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение. Благоприятная обстановка дома, режим дня, занятия спортом, специальные игры и другие важные вещи – это то, что могут использовать родители во благо своему крохе.

    Масштабы проблемы

    Сколько таких детей в мире?

    По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.

    По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

    Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

    *Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

    Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

    Так что такое гиперактивность?

    Как ее распознать? И что с ней делать? Попробуем ответить на эти вопросы. А самое главное, постараемся (с помощью специалистов) понять: как можно корректировать поведение гиперактивного ребенка внутри семьи. Проще говоря, как ему помочь стать спокойнее, усидчивее, успешнее. Опыт многих родителей до нас, а также комментарии медиков и педагогов свидетельствуют о том, что при правильной коррекции многие проявления синдрома «уходят».

    В помощь мне, как автору материала, не только специальная литература и «живые» истории из жизни семей, но и интереснейшие дискуссии по этой теме, состоявшиеся в новосибирском центре психолого-педагогической помощи «Алиса» и в школе приемных родителей . Кстати, разговор о детях с СДВГ не случайно стоит в программе многих школ приемных родителей.

    Вряд ли можно говорить о том, что девчонки и мальчишки, которых мы берем из домов ребенка, больниц и детских домов, находятся в «группе риска» по гиперактивности, но… Детей, имеющих опыт проживания в асоциальной среде, а также ребятишек, не испытавших родительской ласки и заботы, среди тех, кому ставится диагноз СДВГ, очень много. И тому есть причины.

    Мы уже упоминали о том, что термин «гиперактивность» не совсем верный. Дело в том, что сама гиперактивность или гипервозбудимость является лишь одним из проявлений синдрома ДВГ. Остальные его проявления — дефицит внимания и импульсивность. Как правило, одного не бывает без другого. Но начнем все-таки с более привычной нам гипердинамики.

    Она заметна уже с пеленок. Только кроху запеленали — он уже ручки вытащил, ножками сучит… Другие спокойно в роддоме лежат, уже посапывать начинают, а ему словно бежать куда-то надо.

    Такие дети очень рано начинают ползать, и делают это весьма шустро. Еще повзрослев, такой малыш начинает лезть везде. Причем, чем больше ему запрещают, тем больше он проявляет настойчивости в достижении цели. Обычный ребенок, если он пытался влезть на диван и упал — стукнулся, скорее всего, оставит это занятие. А наш обязательно полезет. И с еще большим упорством.

    Говорят, у этих детей болевой порог несколько ниже нормы — они не так остро ощущают боль. И когда такой малыш дерется в ясельной группе или кусается, он делает это не для того, чтобы причинить боль. Он искренне убежден, что если ему не больно, то и другому тоже. Когда такие детки начинают бегать — понятно, все летит на пол. Они страшно болтливы.

    Особенно на взгляд старшего поколения, мечтающего о тишине и покое в доме. Не тут-то было. Я знала одну бабушку, которая с юмором называла своего шестилетнего внучонка «мое радио». За то, что он все время о чем-то говорил.

    Но при всем вышесказанном, такие детки часто бывают одаренными, очень яркими. Их интеллект сохранен, они очень умненькие, но… «Но» заключается в том, что природная импульсивность и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном очень им мешают.

    Очень важный момент: СДВГ непременно должен проявиться в период до восьми лет, и особенно важен год, когда ребенок отправляется в школу, то есть, возраст семи лет. Мамы, с чьими сынишками и воспитатели в детсаду едва справлялись, хватаются за голову: как он высидит урок?! И переживать есть о чем.

    Причины появления СДВГ

    Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

    3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

    Биологические факторы

    Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

    • гипоксия плода во время беременности и родов;
    • нарушения течения беременности и родов;
    • недоношенность и переношенность;
    • внутриутробная гипотрофия;
    • беременность до 20 лет и после 40;
    • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

    Генетические факторы

    Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

    Психосоциальные факторы

    • Низкое социальное положение семьи
    • Алкоголизм родителей
    • Тяжелые разногласия между родителями

    Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

    Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

    В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

    • недостаток белков в рационе ;
    • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
    • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

    Причины гиперактивности у детей

    На формирование СДВГ и непосредственно гиперактивность малыша могут влиять очень большое количество факторов. Официальная медицина выделяет следующие причины возникновения СДВГ у детей:

    • Наследственные факторы;
    • Органические поражения ЦНС плода в период беременности;
    • Патологические состояния и вредные привычки матери при беременности;
    • Родовые травмы, перенесенные ребенком;
    • Ранние черепно-мозговые травмы у ребенка, полученные в первые месяцы жизни;
    • Инфекции;
    • Отравления;
    • Неблагоприятные экологические условия и плохое питание.

    Изменения, происходящие в нервной системе детей при СДВГ, связаны с выработкой дофамина и истончением коры больших полушарий мозга. Они незначительны, но их последствия необратимы, ведь этот синдром не лечится никакими лекарственными средствами и остается с человеком на всю жизнь.

    Диагностика СДВГ

    Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

    Только врач – психиатр или невролог.

    Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

    Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

    Гиперактивный школьник или как воспитывать непоседу

    Именно в начальной школе чаще всего и обнаруживается проблема гиперактивности ребенка. До этого относительно спокойные дети становятся слишком импульсивными, болтливыми и непоседливыми, теряется концентрация, могут возникать проблемы со сном, речью, и даже судорожные подергивания отдельных частей тела, а также проблемы в общении с другими детьми.

    Чем помочь маленькому школьнику, если сконцентрироваться на предмете изучения или просто усидеть на уроке для него уже большая проблема. Психологи рекомендуют родителям и педагогам таких учеников действовать поэтапно в соответствии с описанными ниже пунктами.

    Шаг первый: понять особенности.

    То есть родители и педагоги должны согласовывать свои действия с лечащим врачом психологом и неврологом. В

    соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать нагрузку и психологический климат в коллективе для данного учащегося. Обязательно малыша заранее подготовить к школе психологически.

    Шаг второй: установить правила

    Как было уже сказано, необходим строгий распорядок и правила, в соответствии с которыми строится взаимодействие малыша в школьном коллективе.

    Шаг третий: управлять сбросом энергии

    Взрослые должны научиться управлять сбросом энергии у малышей с помощью различных методик, чтобы ее выход не стал неконтролируемой катастрофой. Планируйте детский досуг, занимайте чадо любимыми занятиями: танцами, рисованием, плаванием, прогулкой в парке или др.

    Шаг четвертый: убрать раздражители

    Больные СДВГ не могут надолго концентрировать свое внимание, поэтому очень важно, чтобы их не отвлекало ничего от предмета изучения.

    Симптоматика

    Гиперактивность

    Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

    Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

    Дефицит внимания

    Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

    Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

    Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

    Импульсивность

    Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

    • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
    • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
    • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

    Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

    Что делать при истерике?

    Если у гиперактивного ребенка случилась истерика, и он перестает слышать окружающих, родителям можно просто уйти в другую комнату. Тогда малыш, лишившись имеющейся аудитории, постепенно успокоится.

    Можно попробовать переключить внимание ребенка на интересный мультфильм или новую игрушку. Неплохо предложить ему поиграть в активную игру, например, догонялки. Также малышу полезно сделать успокоительный чай или теплую сладкую воду.

    Чтобы в последующем избежать истеричного состояния собственного ребенка, нужно укреплять его нервную систему. Для этого полезно делать ванны с добавлением травы валерианы.

    как воспитывать гиперактивного ребенка

    Как отличить гиперактивность от активности: признаки

    Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

    1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
    2. Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
    3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
    4. Не слушает обращённую к нему речь.
    5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
    6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
    7. Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
    8. Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
    9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
    10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
    11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
    12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

    СДВГ или нет?

    Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

    Тревожиться стоит, если:

    • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
    • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
    • трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
    • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
    • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
    • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

    Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

    Как понять, что у ребенка гиперактивность?

    Распознать гиперактивность у собственного ребенка можно по характерным признакам. У годовалых малышей заметны нарушения со стороны ритма крупной моторики и координации движений. В два года появляется задержка развития речи. Малыш может сказать свои первые слова, а потом замолчать и пытаться объясняться посредством жестов.

    В последующем подрастающее чадо может иметь сложности в общении и проблемы в поведении.

    Самостоятельно определить гиперактивность малыша можно по следующей симптоматике, которая отличается систематическим проявлением:

    • суетливость и неусидчивость;
    • невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
    • малышу трудно усидеть на одном месте, ничего при этом не делая;
    • движения ребенка не скоординированы и порой неуклюжи;
    • имеются различные нарушения со сном;
    • со стороны поведения наблюдается импульсивность и непредсказуемость.

    как воспитывать гиперактивного ребенка

    Критичный возраст

    Гиперактивность больше всего проявляется в возрасте от трех до шести лет. Поведение ребенка моментами становится невыносимым. Он не воспринимает замечаний, звучащих со стороны родителей. У малыша начинаются проблемы с общением со сверстниками. Ситуация улучшается лишь к 12 годам, когда признаки гиперактивности постепенно сглаживаются.

    Гиперактивный ребёнок: что делать?

    Не паниковать

    При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

    Лечиться

    Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

    Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

    В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

    Заниматься с психологом, дефектологом

    В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

    Пройти курс нейропсихологической коррекции

    Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

    Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

    Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

    Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

    Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

    Игры для гиперактивных детей

    Важно: для организации игр с гиперактивными детьми родителям необходимо подобрать их по возрасту, в соответствии с психическим и физическим состоянием малыша, посоветоваться со специалистом, какова должна быть физическая и эмоциональная нагрузка.

    Можно предложить следующие рекомендации родителям по организации игр в домашних условиях:

    1. Монотонность игры преодолеть ребенку с наличием СДВГ достаточно трудно. Поэтому правила должны быть простыми, без сложных инструкций, с активными игровыми действиями.
    2. Учитывая быструю утомляемость детей, следить, чтобы игра была направлена на формирование какой-либо одной функции, например, только на внимание или только на мелкую моторику.
    3. Постепенно вводить усложнение игровых действий, тренировать две функции, затем последовательно три только после того, как будет отработан простейший навык. Например, после нескольких тренировок на внимание ввести отработку контроля за импульсивностью.
    4. Играть подряд в несколько игр с таким ребенком не стоит, следует делать перерыв, чередуя активную деятельность с малоподвижной. Например, на прогулке поиграли
    5. Вводить ребенка в групповые игры на развитие общения постепенно, после того, как он усвоит правила поведения в определенной игре. Например, в групповой подвижной игре «У медведя во бору» от детей требуется выполнение правила: игровые действия производятся только после произнесения речевки: «У медведя во бору грибы – ягоды беру! А медведь не спит, все на нас рычит!» Дети должны убегать по окончании слов. Гиперактивному ребенку будет трудно сдержать свою импульсивность и выполнить правило, но после отработки индивидуально такого навыка можно будет приглашать ребенка в игру с группкой сверстников.

    Подвижные игры на тренировку внимания, контроля за двигательной активностью и умения общаться

    Классические варианты игры с мячом

    • «Летает – не летает»,
    • «Бывает – не бывает»,
    • «Съедобное – несъедобное»,
    • «Скажи наоборот».

    В эти игры любят играть дети в детских садах. Они же подойдут и для домашних занятий с гиперактивным ребенком. Их лучше устраивать на улице, во время прогулки, поездки на дачу, чтобы была возможность для большого пространства. Взрослый бросает мяч ребенку с определенным заданием, а дошкольник должен ловить или не ловить мяч в зависимости от того, какое слово «летит» к нему. Например, в игре «Летает – не летает» при бросании мяча с «летающим» словом (самолет, птица), игрок должен поймать мяч. Если слово обозначает нелетающий предмет (дом, дерево), мяч не ловится. Аналогично проводятся остальные игры.

    Народная забава «Колпак»

    Игроки стоят друг против друга, произнося поочередно слова: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак! А если не треугольный – то это не мой колпак!» Суть игры состоит в том, чтобы постепенно слова заменять жестами, например, слово «колпак» заменяется легким похлопыванием ладошкой по лбу. Затем фраза повторяется и добавляется показ слова «мой» (ладонью к себе). Так происходит с каждом словом. В конечном итоге игроки общаются только жестами.

    «Запрещенное движение»

    Игроки договариваются, какое движение будет запрещено, например, приседание. Ведущий показывает любые движения, а ребенок повторяет их, кроме запрещенного действия. Чтобы сохранить интерес к игре, ее можно проводить под песенку «Веселых утят», постепенно убыстряя темп движений. После того как правила будут усвоены игроки меняются ролями.

    «Море волнуется»

    Старинная игра хорошо подойдет для индивидуальной тренировки у ребенка контроля действий. Интереснее, когда играют несколько человек. Ведущий отворачивается, а игроки со словами «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, на месте замри!» выполняют различные действия: кружатся, размахивают руками. По окончании слов все должны остановиться в «морской» позе: кораблика, чайки, рыбки. Ведущий отгадывает, какой морской объект изобразил игрок.

    Игры на концентрацию внимания и тренировку волевой регуляции

    «Найди отличия»

    Популярные игры на различные темы отличий проводятся по одной и той же схеме. Например, вариантами такой игры могут быть готовые картинки. Нужно только учитывать, что начинать искать отличия гиперактивному ребенку надо с 1-2 деталей простого сюжета (любимые сказочные герои, знакомые бытовые предметы, несложные картины природы). Когда умение регулировать свое внимание будет давать определенные положительные результаты, количество деталей увеличивается до 5. Таким же образом усложняется сюжет. Интересным для ребенка будет вариант, когда ребенок рисует несложную картинку и отворачивается, а взрослый подрисовывает какую-либо деталь. Затем ребенку предлагается отметить, что изменилось. Такие задания доступны детям, начиная с 3 лет. Главное, что они должны быть интересны ребятишкам и носить ненавязчивый характер.

    «Дрессированный жучок»

    В этой игре хорошо тренируется волевая регуляция и умение доводить дело до конца. Взрослый готовит расчерченное игровое поле из 16 квадратиков, «жучка» (лучше яркого, например, божью коровку) можно вырезать из картинки или заменить фишкой. Ведущий называет количество клеток в разных направлениях, куда должна переставляться фишка. Дошкольник на первых порах ведет отсчет клеточек карандашом, после освоения навыка действия переводятся в мысленный план. Чтобы не потерять интерес ребенка к игре, каждый раз можно «дрессировать» разных насекомых: муху, кузнечика, улитку. Затем ведущим становится ребенок.

    «Игры с водой»

    Специалисты утверждают, что игры с водой благотворно воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают ему регулировать такие симптомы, как импульсивность, неусидчивость, нервозность. Родители всегда могут организовать игры с водой в ванне, в раковине на кухне, в тазике с водой, на даче в бассейне. Для развития сюжета можно вместе с ребенком подготовить необходимый реквизит: лодочки, пластмассовые тарелки, стаканчики, мячи. Взрослый договаривается с ребенком, какой сюжет будет разыгрываться: «Лодочки перевозят пассажиров», «Строится мост через реку», «Капитан ведет корабль среди айсбергов». Главное, чтобы родитель мог увлечь ребенка своей заинтересованностью в игровом действии.

    Важно: родители должны понимать, что ждать быстрых результатов в воспитании ребенка с синдромом СДВГ не приходится, нужна кропотливая, каждодневная работа. Любящие родители, учитывая рекомендации специалистов, проявляя заботу и внимание, обязательно добьются хороших результатов в развитии своего чада!

    Советы родителям гиперактивного ребёнка

    Забота о себе

    Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

    В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

    Поддержка специалистов

    Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

    Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

    Принимающая среда

    Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

    Микроклимат в семье

    Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

    Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

    Экологичность в воспитании

    Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

    Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

    Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

    Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

    «Обнимашки»

    Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

    Соблюдение режима дня

    Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

    Полноценное питание

    Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

    Организация пространства

    Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.

    Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

    Маркировки и стикеры

    Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

    Забота о здоровье

    Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

    Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

    Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

    Спорт

    Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

    Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

    Тренируйте внимание

    Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

    Развитие навыков общения

    Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

    Бережное отношение к психике

    Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.

    Релакс

    Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

    Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

    Используйте полезные приложения

    Например, сервис «Где мои дети».

    Консультация для родителей гиперактивных детейконсультация (средняя группа) на тему

    Консультация для родителей

    «Гиперактивный ребёнок»

    Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слишком подвижен, непоседлив и плохо себя ведет, его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и не способен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности (двигательной расторможенности). Начало заболевания начинается младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.

    Причины.

    В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы. Неблагоприятные роды. Патология родов. Инфекция и токсикация первых лет жизни ребенка.

    Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

    Обязательными должны быть:

    — Утренняя зарядка, подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.

    — Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

    — Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

    Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Показаны такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

    У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

    Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

    Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

    Полезные советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.

    1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

    2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

    Чувство гнева и возмущения — это нормальное явление, но оно поддаётся контролюисовсем не означает, что вы не любите своего ребёнка.

    3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укpeпляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

    Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.

    4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати», «Нельзя».

    5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».

    б. Предлагайте ребёнку очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.

    7. Учите ребёнка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо.

    Для закрепления различных навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова.

    8. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает. Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.

    9. Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

    10. Определите для ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советую отмечать и хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.

    11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» — его комнату.

    12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

    13. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.

    14. Помните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребёнку. Давайте их регулярно. Следите за их воздействием на ребёнка и сообщайте об этом лечащему врачу.

    Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского

    Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

    1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

    Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

    Улучшение состояния ребенка с гиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

    В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

    Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

    Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

    2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

    Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

    Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

    Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

    Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

    Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу.

    3. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

    Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

    При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

    Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т. к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

    4. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

    Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

    Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

    • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
    • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
    • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, запись звука может быть крайне полезна;
    • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
    • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
    • проследить статистику использования мобильных приложений;
    • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

    Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

    Правила общения с гиперактивным ребенком

    Диагноз специалистами поставлен! И у семьи сразу возникает вопрос: как воспитывать гиперактивного ребенка? Надо понимать, что малышу требуется внимательное и понимающее отношение не только со стороны близких, но всех окружающих людей. Чем раньше в семье начнут заниматься с малышом, тем быстрее появится положительный результат преодоления СДВГ. Конечно, можно дождаться того момента, когда гиперактивность практически исчезает (в 12-18 лет), однако психологические проблемы могут остаться надолго у ребенка. Поэтому близким людям необходимо понимать, как правильно общаться с гиперактивным ребенком. Специалисты предлагают четкие рекомендации в воспитании гиперактивного ребенка и что делать для его полноценного развития:

    • необходимо строить жизнь гиперактивного ребенка по четко составленному режиму дня, чтобы нервная система постоянно находилась в стабильном состоянии. Все режимные процессы должны происходить в одно и то же время. Особое внимание обратить на организацию дневного и ночного сна;
    • в семье должно быть исключено общение на повышенных тонах, которое может излишне возбуждать малыша. Родители должны разговаривать между собой и с ребенком спокойно, доброжелательно;
    • если вдруг возникает какая-либо непредвиденная семейная ситуация, взрослым не надо паниковать, впадать в отчаяние, тем самым нервировать малыша. Все события и действия обсуждать без него или в его присутствии уверенно, четко, чтобы создавать у ребенка состояние защищенности;
    • в доме близким необходимо постараться создать уютную атмосферу, располагающую к доброжелательному общению;
    • ни в коем случае не применять физические наказания по отношению не только к гиперактивному ребенку, но и к другим детям в семье;
    • нежелательно эмоционально перегружать малыша, например, во время праздничных мероприятий;
    • при проявлении капризов необходимо постараться отвлечь внимание малыша, без раздражения объяснить ему ситуацию. Если все же ребенка невозможно переубедить, особенно в общественном месте, например, при покупке игрушки, сладостей, лучше компромиссно обсудить с ним необходимость покупки;
    • хорошо действует на гиперактивного ребенка неспешная увлекательная прогулка. Зная, что любит малыш, лучше заранее продумать маршруты прогулки и наблюдения. Например, очень хорошо, если ребенок будет подолгу наблюдать за птицами, их повадками, слушать пение птиц. Взрослый может предложить научиться на слух определять, какая птичка поет. Такие неспешные прогулки успокаивают гиперактивного ребенка, учат его внимательности;
    • с гиперактивным ребенком нежелательно быть в многолюдных местах и массовых мероприятиях (концертах, гуляниях),все это может утомлять и провоцировать капризы малыша;
    • продумать в домашней обстановке игровой уголок, рабочую зону, место отдыха дошкольника, чтобы ничто не отвлекало его от занятий;
    • хорошей возможностью для снятия эмоционального напряжения и выхода энергии могут стать спортивные кружки, бассейн, секции, куда можно приводить ребенка. Особенно такие кружки будут полезны для мальчика, который в спорте может найти выход своей необузданной энергии;
    • действенным средством снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития внимания, формирования волевой регуляции, умения общаться со сверстниками, могут стать разные виды игр, которые несложно организовать в домашней обстановке и обогатить семейный досуг.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]