Рефлексия – что это в психологии и других сферах


Содержание рефлексии

Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека[2]. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления[3]. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании[1].

Условия философской рефлексии

Чтобы рефлексировать человек должен учитывать следующие моменты:

  1. Уметь абстрагироваться. Должно быть хорошо развито воображение. В философии это одно из самых важных условий мысли;
  2. Уметь создавать вероятные условия эксперимента;
  3. Устанавливать связи сразу между целой системой объектов;
  4. Быть скептически настроенным, то есть абсолютно всё подвергать сомнению. Философия всё подвергает сомнению, чтобы найти истинное знание.

В общем смысле слова философская рефлексия направлена на самопознание своего существования. Это продвижение человека на пути к просветлению, на пути к наилучшему самоосознанию. Это открытие абсолютно новых направлений мысли; это расширение границ видения всего сущего. Рефлексия позволяет в какой-то степени увидеть относительность предметов друг от друга, определить их величину, значение.

Почему человек постоянно обращается назад, перебирает события прошлого. Потому что движение вперёд допустимо в случае какого-то воздействия в направлении «вперёд». Всякое движение осуществляется благодаря чему-то, благодаря способствующим событиям. Если никакого влияния извне на предмет не происходит, то и предмет продолжит находиться в состоянии покоя. Поэтому тщательное изучение имеющихся фактов, имеющихся единиц для осуществления мыслительной деятельности и непрерывное движение к истине постепенно создаёт импульс, который необходим для движения вперёд. В философии инструментом создания этого импульса является обращение назад.

Истина постигается лишь терпеливыми. Теми, кто способен сохранять спокойствие; кто умеет устанавливать связи между событиями; кто чувствует потребность в истине. Рефлексия чем-то похожа на состояние медитации. В каком-то смысле это так и есть, но здесь не применяются медитирующие техники. Человек находится в привычном состоянии, но мыслительная деятельность отвлечена от настоящих внешних раздражителей.

Рефлексия в самопознании

Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная

направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет
распределить
внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое
расщепление
или
дублирование
сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен[4].

В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания[5][6][7]. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием[4][8][9].

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– эмоциональное состояние;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Рефлексия и объективированное знание

Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры[1]. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание[10].

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Популярные статьи Интериоризация это в психологии, в педагогике, пример интериоризации

Коммуникативная рефлексия

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

Рефлексия – способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания

Примечания

  1. 123Огурцов А. П.
    Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3

  2. Рефлексия // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 22.
  3. Громыко Ю. В.
    Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005.
  4. 12Винник Д. В.
    Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение //
    Институт философии и права СО РАН
    Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN0869-8651.
  5. Jaegwon Kim.
    Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165.
  6. Армстронг Д. М.
    Материалистическая теория сознания (глава 17) //
    Аналитическая философия: Избранные тексты
    : Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9.
  7. Иваницкий А. М.
    Сознание: Критерии и возможные механизмы //
    Мозг и разум
    : Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6.
  8. Гуссерль Эдмунд.
    Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9
  9. Мотрошилова Н. В.
    Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля //
    Вопросы философии
    . — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN0042-8744.
  10. Лекторский В.А.
    Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.

Категории:

  • Сознание
  • Мышление
  • Философские термины

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Рефлексия (философия)» в других словарях:

  • Рефлексия — У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлексия (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии … Википедия
  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… … Философская энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — (культурфилософия) филос. дисциплина, ориентированная на филос. постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин “культурфилософия” был использован в нач. 19 в. представителем нем. романтизма А. Мюллером.… … Энциклопедия культурологии
  • РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… … История Философии: Энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне. Ф. п.… … Философская энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ — ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1917 кон. 20 х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества,… … Философская энциклопедия
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ — ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия
  • философия — ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации. Учебное пособие для вузов, Яскевич Я.С.. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности до науки, от локального к глобальному, от национального к мировому… Подробнее Купить за 1190 грн (только Украина)
  • Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации. Учебное пособие для вузов, Яскевич Я.С.. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности — до науки, от локального — к глобальному, от национального — к… Подробнее Купить за 920 руб
  • Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов, Ядвига Станиславовна Яскевич. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности – до науки, от локального – к глобальному, от национального – к… Подробнее Купить за 559 рубэлектронная книга

Другие книги по запросу «Рефлексия (философия)» >>
Рефле́ксия

(от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ[1].

Инструменты рефлексии

Для командной рефлексии нужно больше инструментов для систематизации мнений, обобщения, структурирования.

Метод «Start, Stop, Continue»

Метод предназначен для быстрой генерации идей и поиска решений проблем. Вместо того чтобы перечислять все темы, группировать их, а затем проводить анализ каждой из них, вы можете сразу перейти к конкретным действиям.

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как , , .

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Задайте следующие вопросы:

  • Что команда должна начать делать?
  • Что команда должна прекратить делать?
  • Что команда должна продолжать делать?

Добавьте свои ответы в виде цифровых заметок в соответствующие столбцы. Найдите совпадения, расхождения. Результатами станут конкретные действия, которые необходимо совершить для улучшения работы.

Метод «Mad, Sad, Glad»

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Mad, Sad и Glad. Дайте каждому участнику 15 минут, чтобы составить список наблюдений, которые они сделали за определенный вами период обучения. Попросите каждого участника описать свои наблюдения и поместите заметку на доске — это должно быть место, которое соответствует ощущениям участника, делая его счастливым, грустным или безумным (то есть какой-то процесс выводит человека из себя). Наблюдения должны быть сгруппированы по сходству. Определите, какие повторяются чаще: именно они и оказывают сильное влияние.

Метод «Quick Retrospective»

Это быстрый метод рефлексии, который можно проводить несколько раз в неделю — в зависимости от интенсивности обучения. Нужно ответить на четыре главных вопроса:

  • Что было хорошо?
  • Что вызывает дискомфорт?
  • Как мы можем исправить проблему?
  • Какие идеи я могу предложить для будущего развития?

Содержание рефлексии

Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека[2]. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления[3]. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мыслей, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственном сознании[1].

Виды рефлексии

Рассмотрев, как описывается рефлексия в психологии и других сферах, перейдем к её видам.

  1. Ситуативная рефлексия

    . Она проявляется в способности личности включаться в ситуацию, адекватно оценивать меняющиеся условия, анализировать собственные мысли, в связи с происходящим. Благодаря ситуативной рефлексии человек может соотносить предметную ситуацию с собственными мыслями и действиями.

  2. Проспективная рефлексия

    . Это способности личности анализировать собственные переживания и мысли, ориентируясь на ближайшее будущее, на события, которые произойдут или могут произойти.

  3. Ретроспективная рефлексия

    . Это умение человека анализировать внутренние переживания, связанные с событиями и ситуациями, которые уже произошли.

Кроме этого, рефлексия в психологии выделяет еще 2 типа:

  1. Позитивная

    . Благодаря такой рефлексии личность развивается, ее внутренний мир становится интереснее и богаче. Позитивный самоанализ позволяет человеку провести «работу над ошибками», проанализировать причины неудач, спланировать дальнейшие действия, которые приведут к успеху.

  2. Негативная

    . В результате такого самопознания личность фиксируется на собственных проблемах, что не позволяет ей находить конструктивные способы их решения. Негативная рефлексия – это другими словами «самобичевание», которое может привести к снижению самооценки и другим проблемам.

Рефлексия в самопознании

Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная

направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет
распределить
внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое
расщепление
или
дублирование
сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен[4].

В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания[5][6][7]. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием[4][8][9].

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией. В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии. Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Рефлексия и объективированное знание

Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры[1]. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание[10].

Функции рефлексии

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Примечания

  1. 123
    Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3.
  2. ↑Рефлексия // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  3. Громыко Ю. В.
    Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005.
  4. 12Винник Д. В.
    Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение //
    Институт философии и права СО РАН
    Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN0869-8651. Архивировано 8 августа 2011 года.
  5. Jaegwon Kim.
    Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165.
  6. Армстронг Д. М.
    Материалистическая теория сознания (глава 17) // Аналитическая философия: Избранные тексты : Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9.
  7. Иваницкий А. М.
    Сознание: Критерии и возможные механизмы // Мозг и разум : Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6.
  8. Гуссерль Эдмунд.
    Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9.
  9. Мотрошилова Н. В.
    Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN0042-8744.
  10. Лекторский В.А.
    Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2022 в 07:51. Используемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1612648
  • https://wiki2.org/ru/рефлексия_(философия)

Почему рефлексия так важна?

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Итак, для чего нужна рефлексия нам, обычным людям, проживающим свою жизнь в этом мире? Оказывается, эта способность может как значительно облегчить существование, так и усложнить его. Всё зависит от того, как именно использовать этот вид деятельности. Несомненно, одно – она открывает перед нами новые возможности и делает жизнь богаче, интереснее. Не говоря уже о том, что это явление служит неисчерпаемым источником вдохновения для творческих и креативных людей.

Роль рефлексии в жизни человека:

► Появляется возможность взять под контроль собственное мышление. Человек ищет правильное русло для своих размышлений и действий.

► С рефлексией связана способность к самокритике. Это позволяет увидеть собственные недостатки, проводить анализ ошибок и работу по их исправлению.

► Благодаря самоанализу можно избавиться от негативных мыслей, тяжким грузом лежащих в голове и отравляющих нашу жизнь.

► С рефлексией возможен анализ ситуаций, происходящих в жизни и возможность сделать логические выводы.

► Осознание ошибок, совершённых в прошлом, помогает заниматься саморазвитием, воспитанием в себе стрессоустойчивости и обретение индивидуальной позиции.

Рефлексия способствует росту личности. Человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избегнуть их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом не понимает причины своего плачевного положения.

Примеры рефлексии в психологии

Быстрый темп современной жизни и поток информации, льющийся отовсюду, часто не оставляет возможности для раздумий над серьёзными вопросами бытия. В реальности есть много возможностей для развития рефлексии внутри себя.

Рефлексия в психологии примеры из жизни:

️Наблюдение матери за ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, это тоже форма самоанализа.

️Чтение художественной литературы. Сопереживание героям книги, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуации на себя – это также оценка своих возможных действий.

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

️Раскаяние после ссоры или сожаление о негативной реакции. Эмоции, взятые под контроль и поиск их причин – это одно из проявлений самоанализа.

️Учителя занимаются рефлексией ежедневно, в силу своей профессии. Они проводят оценку всех этапов, анализируют возникшие сложности для удаления препятствий и исправления ошибок. Овладение этим процессом позволяет значительно повысить профессиональный уровень педагога.

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. Это умение можно в себе развить, пользуясь некоторыми методиками.

Есть люди, которые не придают значения этому явлению. Они оставляют без внимания анализ собственных поступков и действий. Результат такого поведения – зацикливание в привычной схеме поведения. Это приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликты с самим собой и даже открывает ворота психическим заболеваниям. Научиться правильно рефлексировать можно самому или с помощью специалиста.

Заключение

Всё, что влияет на способность человека к рефлексии, заключено в нашей жизни. Это умение закладывается с самого раннего возраста.

  • Осознание себя начинается в три года и это точка отсчёта для начала самоанализа, хотя он находится ещё в зачаточном состоянии.
  • Следующий ключевой момент – поступление в школу. Адаптация в обществе, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.
  • В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать ребёнка. Для правильного формирования рефлексивной деятельности требуется участие старшего поколения.
  • В ранней юности правильно сформированная способность проявляется уже в полной мере. Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы. Происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Важно научиться использовать данную способность как инструмент саморазвития, а не угнетение собственной личности. Излишнее самокопание и выискивание негатива только вредит человеку

Параллельно с осознанием ошибок нужно заниматься изучением своих сильных сторон – это позволяет сохранить внутреннее равновесие, которое нам необходимо для сохранения душевного здоровья.

Упражнения на рефлексию

Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

  1. Автопортрет
    – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.
  2. Без маски
    – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.
  3. Да
    – способствует усовершенствовать навыки эмпатии и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.
  4. Карусель
    – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком. Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.
  5. Качества
    – будет способствовать выработке у участников объективной самооценки. Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать. Важно обратить внимание на первые и последние качества.

Что влияет на способность человека к рефлексии?

Существует такое понятие как личностная рефлексия. Если говорить про способности к рефлексии, то они могут развиваться, как и все остальные способности в контексте конкретной деятельности. Данные возможности могут представляться внутри определенной структуры. Примером могут быть структура мышления и коммуникации. Способным к рефлексии можно назвать человека, который может при поиске выхода со сложной ситуации успешно решить задачи, переосмыслить собственное сознание.

методы рефлексии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]