Девиантное поведение: глобальная проблема современного общества и способы её решения

Всем хоть раз в жизни приходилось нарушать правила. Кто-то привык бросать фантик на землю, а не в урну. Кто-то зависает 24 часа в сутки в компьютерных играх, ни с кем не общаясь, не работая, не высыпаясь и толком не питаясь. А кто-то доводит себя до изнеможения различными диетами.

Мало кто знает, что все эти действия подпадают под девиантное поведение — отклонения от нормы. Большинство людей считает, что оно присуще только наркоманам, алкоголикам, преступникам и другим асоциальным элементам общества. Психологи более неумолимы: согласно их статистике, 90% людей (время от времени или постоянно) являются девиантами.

Основные понятия

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.

Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Девиация: что это?

В современной науке, особенно в некоторых ее конкретных областях (социологии, криминологии, психологии, психопатологии), актуализируется проблема изучения девиантного поведения, а также его ключевых теорий.
Определение 1

Девиация – это один из параметров, который характеризует отклонения от нормального поведения человека, существующего в социуме. Отклонение это может быть определено как социальными, так и психологическими причинами.

Ключевая задача изучения девиации заключается в том, чтобы определить причину девиантного поведения личности и не допустить негативных воздействий на общество.

Сегодня мы можем сталкиваться с довольно яркими примерами неадекватного поведения человека, которое характеризуется асоциальным настроение и желанием навредить как самому себе, так и окружающим. Связано это с некоторыми психическими расстройствами, а также с тем, что человек не хочет воспринимать общепринятые нормы и ценности, а также не воспринимает свободы других людей, постоянно посягая на нее.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Девиация довольно близка к еще одному понятию – «делинквентное поведение». Все серьезные нарушения, которые осознаются или не осознаются человеком, попадают в категорию противоправных нарушений и действий, и, соответственно, относятся к делинквентному поведению. Сюда следует отнести следующие формы поведения:

  1. Наркомания – употребление и распространение запрещенных препаратов, которые разрушают физическое и психическое состояние человека;
  2. Алкоголизм – один из типичных видов девиантного поведения. Человек, страдающий от алкогольной зависимости, может нарушать общепринятые нормы и не воспринимает всерьез ценности. Также следует отметить, что такой человек может нанести физический или психологический вред не только самому себе, но и окружающим. В первую очередь, это относится к членам его семьи;
  3. Самоубийство – желание человека убить себя. Такое психическое отклонение возникает, когда человек оказывается в безвыходном положении, поэтому он сознательно идет на то, чтобы лишить себя жизни и, соответственно, снять с себя ответственность за происходящее.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Теории девиантного поведения 470 ₽ Реферат Теории девиантного поведения 250 ₽ Контрольная работа Теории девиантного поведения 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Существующие проблемы

Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.

Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.

Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».

Причины

Биологические

Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Психологические

Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).

Социологические

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Теории

На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.

Биологические теории

Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.

Ломброзо

Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:

  • упорные в своей злобе и свирепстве;
  • недоразвитые;
  • не способные обуздать свои инстинкты;
  • не поддающиеся исправлению;
  • обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.

Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.

Шелдон

К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:

  • эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
  • мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
  • эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.

Гоув

Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:

  • чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
  • на втором месте — подростки 13-17 лет;
  • на третьем — 25-30 лет;
  • и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.

Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:

  • близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
  • усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
  • мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

Социально-психологические теории

Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.

Дюркгейм

Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.

Мертон

Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.

Беккер

Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.

Психологические теории

Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.

Экзистенциально-гуманистическая

Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.

Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.

По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.

Психодинамическая

В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Поведенческая

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.

Когнитивная

Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

  1. Начальной стала антропологическая теория преступности, принадлежавшая Ч. Ломброзо. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, а в России – А. Дриль. Главная мысль данной теории заключается в том, что преступниками рождаются. Возникновение отклонений при рождении обусловлено соматическими особенностями, а также особенностями черепа и лица.
  2. Эту теорию стали развивать, в итоге в 70-х годах вместе с открытием синдрома Клайнфельтера возникла гипотеза о хромосомных аномалиях у преступников. То есть в этой теории главным объяснением отклонений была нарушенная генетика. Однако после многочисленных экспериментов и исследований, проведенных в СССР и других странах, в 1972 году эту гипотезу официально опровергли. Но позже мысль о решающей роли генетики в формировании поведения заново начал развивать Э. Уилсон.
  3. В современном мире биологизаторский подход не так актуален, но все же он имеет место быть. Уолтеру Гоуву принадлежит теория половых и возрастных факторов, согласно которой трудные и серьезные преступления чаще совершают мужчины. Кроме этого, ученый выяснил, что и мужчины, и женщины чаще совершают преступления в юности (18-24 года).

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

  1. Теория функциональности отклонений (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений является обесценивание норм поведения. Для этого явления характерна аномия – разрушенная солидарность по отношению к основным ценностям и нормам. Индивиды (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что одобряемые способы не действуют.
  2. Теория стигматизации («навешивания ярлыков»). Изучением этого занимались М. Фуко, Э. Гофман, Э. Ламмерт, Г. Беккер. Основная идея: отклонения возникают вследствие навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, нравов. Делать это способны те, у кого есть власть. Иными словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, педагог получит именно такого ребенка.
  3. Теория конфликта и девиантность. Девиация возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» – «позитивизм». Этого мнения придерживались Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Квинни, Л. Козер.
  4. Теория культурного переноса. Выявление идентичности между способами выработки отклоняющегося поведения и любого другого поведения или вида деятельности. Русский и французский социологи Н. К. Михайловский и Г. Тард выявили механизм подражания.
  5. Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакьян) объясняли возникновение отклоняющегося поведения влиянием определенных районов, мест, сред, которые всесторонне социально и личностно дезорганизованы.
  6. Теория инклюзии – эсклюзии (М. Фуко, Дж. Янг). Девиации объясняются дифференциаций людей на «выключенных» и «включенных» в политическую жизнь общества.

Социально-психологические теории

Аномия общества

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

  1. Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании норм морали при девиантном поведении, что вызывается рассогласованием цели и средств ее достижения у девиантов».
  2. Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает нормы морали и даже принимает их, но свое поведение оправдывает разными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других.
  3. Э. Сатерленду принадлежит теория дифференцированной связи. Эта позиция объясняет формирование девиаций избирательным отношением индивида к нормам и ценностям его окружения.
  4. Последняя теория в данном подходе – это теория делинквентной субкультуры, то есть культуры внутри культуры. Представитель теории – А. Коэн. Он полагал, что субкультура выбирает себе нормы и ценности, абсолютно противоположные установленным в широкой культуре. Этой же темой занимались Р. Клоуард и Л. Оулин. Они выделяли криминальную субкультуру, конфликтную и «уход в себя». В России изучением влияния субкультуры на личность активно занималась И. А. Горькова.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной тревожности;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Проявления

Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:

  • несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • их нарушение;
  • негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
  • нанесение реального ущерба окружающим и себе;
  • устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
  • общая направленность самой личности — разрушающая;
  • социальная дезадаптация.

В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
  • резкая смена настроения;
  • стремление к неформальным группировкам;
  • сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
  • нарушение законов.

Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).

Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю. Поэтому к отклонениям её не причисляют.

Теории девиантного поведения

С середины XIX века отклоняющемуся поведению начинают уделять большое внимание учёные из самых разных областей науки: анатомии, генетики, психологии, истории, социологии и т.д.

В целом такие теории можно разделить на три группы.

Психологическая теория

Её главным приверженцем был австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Напомним, что, согласно теории Фрейда, человеческая личность имеет три уровня: Супер-Эго, Ид, Эго.

Внешний уровень – Супер-Эго – отвечает за социальную составляющую нашей жизни: в него входят социальные ценности человека, моральные и нравственные доминанты, а также сформированная ими система самоконтроля.

Глубинное ядро личности – Ид – хранит в себе биологические черты, не подконтрольные сознанию (врожденные и приобретенные инстинкты, подсознательные желания и стремления).

Лежащий между этими уровнями уровень Эго – это те средства, которые позволяют сохранять социальные элементы уровня Супер-Эго и не дают составляющим уровня Ид вырваться наружу. В первую очередь, это разум, рассудок, а также чувство контроля со стороны общества.

Согласно теории Фрейда, три этих части личности должны уравновешивать друг друга и обеспечивать гармоничное существование и развитие личности. Однако, как считал Фрейд, зачастую происходят внутренние конфликты уровней Эго, Супер-Эго, Ид, и инстинкты человека (среди них главные – агрессии и половой) берут верх. Как правило, это происходит при неправильном ходе социализации, когда моральные установки не справляются с блокированием наших инстинктов.

Нарушения

Действительно, при изучении человеческого мозга были выявлены его отделы, отвечающие за агрессивное и иррациональное поведение. Однако эта теория, достаточно популярная в начале XX в., была раскритикована многими западными социологами. Убедительным аргументом против данной теории служит то, что в разных культурах и обществах уровень преступности разнится в зависимости от многих социальных, политических и исторических факторов.

Кроме того, изучение человеческой психики сейчас слишком трудно, и поэтому признать теорию Фрейда правдивой сложно.

Биологическая теория

Ее основные положения были разработаны ещё во второй половине XIX в. итальянским психиатром и криминалистом Чезаре Ломброзо. В процессе исследования физических параметров преступников – их роста, строения черепа, а также болевого порога – ученый пришел к выводу, что чаще всего люди, склонные к девиациям и к преступному поведению, имеют выступающую нижнюю челюсть, низкий наклонный лоб, пониженный болевой порог и т.д.

Биологическая теория

Развил эту теорию уже в XX веке американский психолог Уильям Шелдон, выделивший три типа телосложения человека: эктоморф, эндоморф и мезоморф. Среди них последний тип – наиболее физически развитый, наименее чувствительный к боли и вместе с тем наиболее склонный к отклонениям в поведении.

Впрочем, теории Ломброзо и Шелдона достаточно быстро были подвергнуты критике и в основных положениях опровергнуты. Многочисленные исследования подтвердили, что совокупность указанных признаков в большинстве случаев не гарантирует преступное поведение человека.

Социологические теории

С развитием социальных наук появилось большое количество теорий, стремящихся объяснить отклоняющееся поведение через анализ социальных процессов и явлений.

Теория аномии. Согласно концепции французского социолога Эмиля Дюркгейма, в периоды общественной стабильности индивиды следуют сложившимся и устоявшимся нормам. Однако в периоды неустойчивого развития, в переходные исторические периоды общество находится в состоянии аномии – кризиса социальных институтов, норм, их распада. Аномия представляет собой кризис общества, и именно в это время количество девиаций значительно вырастает.

Именно то, что индивиду сложно соотносить свое поведение с какими-либо правилами (по той причине, что новые еще не появились, а старые уже неактуальны), Дюркгейм считает реальной причиной отклоняющегося поведения. В связи с этим ученый рассматривал девиацию как адаптивное социальное явление: ее функция заключается в приспособлении индивида к новым правилам социальной жизни.

Дюркгейм

Расширил и переосмыслил теорию аномии американский социолог Роберт Мертон. По его мнению, причиной девиации становится конфликт между целями общества, путями их достижения, необходимостью соблюдать социальные нормы и невозможности им следовать. Таким образом, в периоды социальной нестабильности люди, осознавая трудность или невозможность достижения различных культурных целей, пытаются осуществить их «обходными путями». Пути их достижения были представлены выше.

Концепция культурного переноса. Согласно исследованиям чикагских социологов, часто в отдельных районах городов наблюдается стабильно повышенный уровень преступности, на который не влияет смена населения в районе (в том числе изменение этнического состава). Эту интересную особенность попытался объяснить социолог Эдвин Сазерленд.

По его мнению, в определённых районах или регионах, где складываются преступные сообщества, архетипы девиантного поведения могут транслироваться из поколения в поколение, «переноситься» молодежью от криминогенного окружения так же, как в процессе социализации люди усваивают общепринятые социальные нормы.

Более того, в ходе исследований было установлено, что на эту передачу влияет успешность нормальной, конформной социализации у подростков – в случае неудачного её хода у них, как правило, возрастает число девиаций. Впрочем, данная теория не способна объяснить случаи девиантного поведения, которое возникло, не имея образца в социальной жизни (например, фальшивомонетничество, подделка документов).

Теория стигматизации. Ранее уже была упомянута типология девиантного поведения Говарда Беккера. Именно она лежит в основе достаточно необычной концепции стигматизации (от греческого слова «στίγμα» – клеймо). Согласно идее Беккера, ни один девиантный поступок по своей сути таковым не является: отклонением его считают индивиды, таким образом давая ему оценку. По его мнению, отклонения в поведении присущи всем людям, однако они имеют разный характер. Это выражается в вышеупомянутом разделении девиаций на первичные и вторичные.

Первичная и вторичная

Важно, по мнению Беккера, то, что люди реагируют на них по-разному: на одни случаи не обращают внимания, в других же – осуждают людей, ведущих себя не так, как принято. На таких людей навешиваются те самые «стигмы», ярлыки. Девианты отторгаются обществом, воспринимаются им негативно, и тогда ярлык девианта становится основным социальным статусом человека, а значит, и ориентиром его поведения.

В этом и заключена суть вторичной девиации. Осознавая возникшую отчужденность от общества, однажды оступившиеся люди не только вводят девиации в привычку, но и часто входят в соответствующие субкультуры, ведь лишь там они могут найти понимание, продолжить общаться с людьми.

Впрочем, стоит заметить, что теория Говарда Беккера имеет один существенный недостаток: она не учитывает случаи, когда причины девиации лежат не на социальном уровне (психические заболевания и нарушения).

Классификация

Проблема классификации

Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.

Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:

  • Какие именно основные формы поведения — девиации, а какие — Реакция, продиктованная характером или личностными установками?
  • Какие критерии есть для того, чтобы отличить норму от девиации?
  • Существует ли положительное девиантное поведение, или оно носит только разрушающий характер?

Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.

Классификация Мертона

Виды девиации, согласно самой первой классификации (созданной в 1938 году) Мертона, выделены в соответствии со способами адаптации личности к окружающим его условиям. Всего описано 5 типов поведения, и только первый является нормой, а остальные 4 — отклонения:

  • подчиняющееся, конформное — безропотное подчинение общественным целям и средствам их достижения;
  • инновационное — признание целей, но самостоятельный выбор средств их достижения;
  • ритуальное — отвержение и цели, и способов, но слепое, автоматическое следование каким-то традициям, привитым с детства, остаётся;
  • ретретическое — полное отвержение всех норм, что предлагает общество, изоляция и отдельное от него существование;
  • мятежное (революционное) — попытка изменить общество в соответствии с собственными целями и средствами их достижения.

Подробнее об этой классификации можно прочитать в книге Мертона «Социальная структура и аномия» (1966).

Типология Короленко

Российский психиатр и психотерапевт Ц. П. Короленко в сотрудничестве с Т. А. Донских предложил свою классификацию девиантного поведения.

Нестандартное

Нарушающее общепринятые правила, выходящее за пределы социальных стереотипов, но позитивно влияющее на развитие общества.

Деструктивное

Может быть внешнедеструктивным (нарушение общественных правил) и внутридеструктивным (разрушение собственной личности). Внешнедеструктивное, в свою очередь, представлено аддиктивным поведением (уход от реальности с помощью наркотиков, адреналина, других способов) и антисоциальным (сознательно совершённые преступления).

Внутридеструктивное тоже представлено разными видами:

  • суицид;
  • нарциссизм;
  • конформизм;
  • фанатизм;
  • аутизм.

Данная классификация более подробно представлена в книге Короленко и Донских «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» (1990 год).

Менделевич

Классификация российского психиатра, психотерапевта и нарколога, клинического психолога Владимира Давыдовича Менделевича основывается на способах взаимодействия с реальностью. Он выделяет следующие типы девиантного поведения:

  • делинквентный;
  • аддиктивный;
  • патохарактерологический;
  • психопатологический;
  • гиперспособности.

Их описание можно посмотреть в учебном пособии Менделевича «Психология девиантного поведения» (2005 год). Там можно найти ответ на частый вопрос, чем девиантное поведение отличается от делинквентного. Последнее — одно из проявлений первого. Девиация — более общее понятие, включающее в себя все вышеперечисленные типы. Деликвенция — противоправный поступок, чаще всего уголовно наказуемый и наносящий вред окружающим людям. Аддикция — уход от реальности.

Змановская

Психолог-психоаналитик, доктор психологических наук Елена Валерьевна Змановская предлагает в качестве критерия для классификации девиантного поведения последствия:

  • антисоциальное (делинквентное) — преступления (опасные для жизни других членов общества, уголовное наказание для носителя);
  • асоциальное (аморальное) — агрессия, игры на деньги, воровство (некомфортные условия существования для других членов общества, штраф, изоляция для носителя);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное) — суицид, зависимости, фанатизм, виктимность (опасность для самого носителя).

Классификация подробно описана в учебнике для вузов «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения» (автор — Змановская).

Общая классификация

В современной психологии принято разделять между собой позитивное и негативное девиантное поведение. Хотя многие специалисты отвергают тот факт, что оно может быть положительным.

Негативные формы девиации опасны как для членов социума, так и для самого носителя:

  • уголовная преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • воровство;
  • проституция;
  • зависимость от азартных игр;
  • бродяжничество;
  • терроризм;
  • экстремизм;
  • вандализм;
  • самоубийство.

Позитивные формы девиации приносят обществу благо, но при этом могут наблюдаться существенные или незначительные отклонения от общепринятых норм:

  • самопожертвование;
  • героизм;
  • трудоголизм;
  • обостренные чувства справедливости или жалости;
  • гениальность, талант.

Многие специалисты не считают, что формы девиации могут быть позитивными. Они хоть и несут пользу обществу, но вредят самому носителю, поэтому их нельзя относить к положительным.

Профессор, доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг добавляет к общепринятой классификации ещё один тип девиантного поведения — социально-нейтральное (попрошайничество).

Это интересно. В книгах фантастов привычное нам поведение нередко представлено как девиантное для того общества, в котором оно наблюдается. Например, Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») называет девиантным чтение, Лукьяненко («Звёзды — холодные игрушки») — прикосновения и объятия, Оруэлл («1984») — личные отношения, Замятин («Мы») — личность, имеющую душу, способную любить и мыслить самостоятельно.

Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

Введение

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т. п.

Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.

Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).

Так это или нет, я попытаюсь выяснить в ходе работы. Обзор различных теорий, на мой взгляд, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нем.

Отклоняющееся поведение

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют (в широком понимании) отклоняющееся поведение девиантным (франц. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути). Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально – преступное) поведение.

Отклоняющееся поведение – собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм.

Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Отклоняющееся поведение – это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до вандализма. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам девиантного поведения в широком смысле относят: пьянство и алкоголизм; наркоманию; преступность; самоубийство; проституцию; гомосексуализм. Иногда к ним добавляют азартные игры, психическое расстройство, а также уголовные преступления.

Следует отметить, что отклоняющееся поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве.

Биологические теории отклоняющегося поведения

Важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия – та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия: индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); гендерные (половые) различия; возрастные особенности; физическую конституцию; здоровье и выносливость; состояние и типологические свойства нервной системы.

Некоторые из первых попыток объяснения отклоняющегося поведения (в конце XIX — начале XX вв.) были по своему характеру преимущественно биологическими. Причину склонности к различным девиациям видели во врожденных свойствах человека. То есть основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица» и т.п.

В XIX веке итальянский врач-психиатр и криминалист Ч. Ломброзо (1836-1909) в 1870-х пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. Он предложил теорию физических типов, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе: выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, длинные руки, пониженная чувствительность к боли, что является признаками деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

Ломброзо признавал, что социальные условия могут влиять на развитие криминального поведения, но считал большинство преступников дегенеративными и умственно отсталыми. Именно потому, что они якобы не достигли полного развития как человеческие существа, их действия обычно не соответствуют установлениям человеческого общества. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он исследовал заключённых и не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Ч. Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

Теория физических типов Ч. Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной. Прежде всего, потому, что не прослеживались до конца причинно-следственные связи: было не ясно, то ли наследственность определяет склонность к девиантности, то ли другие, внешние факторы, влияющие, в том числе и на наследственность. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог и муху обидеть.

Отдельно можно рассматривать такое продолжение «линии Ломброзо», как попытки связать девиантность со строением тела человека. Наиболее известными из этих попыток считаются типологии личности, разработанные Кречмером (1925) и Шелдоном (1954). Согласно представлениям этих авторов, людей можно разделить на три типа по их психофизической конституции: мезоморфный (атлетический) тип, эктоморфный (тонкий, хрупкий) и эндоморфный (тучный) тип.

Мезоморфы в большей степени склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию. Эктоморфы описываются, как робкие, чувствительные, нервозные, склонные к самоанализу и умственной деятельности. Эндоморфам свойственны умение ладить с людьми, добродушие и потворство своим желаниям; они обладают живым и веселым характером.

У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов. Несмотря на то, что эти представления отчасти подтверждались фактами, их критиковали за явное упрощение. В частности, не ясным остается вопрос, насколько указанная типология обусловлена собственно биологическими факторами, а насколько – тем, как сам человек воспринимает себя и тем, как его воспринимают окружающие. И если даже допустить, что существует общая связь между физическим строением человека и склонностью к правонарушениям, то это не проясняет вопрос о влиянии наследственности.

Другое направление биологических теорий агрессии связано с исследованием роли гормональных влияний на преступное и агрессивное поведение. Еще в 1924 американский ученый М. Шлапп, изучавший эндокринную систему преступников, выяснил, что треть обследованных им заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции.

Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Ч. Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека. Этологический подход К. Лоренца (1903-1989), развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, — это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида». Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и, доказывая это на множестве убедительных примеров, К. Лоренц приходит к следующему выводу: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».

Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно – генетике.

Одним из немногих исключений являются исследования экстраверсии и нейротизма, проведенные во многих странах мира. Например, изучение 15 тыс. пар родственников в Америке, Австралии и Европе (1992) методом поперечных срезов, предпринятое шведским ученым Н. Петерсон, позволило сделать два основных вывода: свойства нейротизма и экстраверсии характеризуются генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза; с увеличением возраста показатели наследуемости снижаются (особенно в случае нейротизма). Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, можно считать отклоняющееся поведение генетически обусловленным (хотя и опосредованно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты более чем интроверты, склонны к совершению преступлений, что, по его мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс.

Во второй половине XX века делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Известно, что нормальная женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчины ХУ. Но у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или У. У мужчин, имеющих дополнительную хромосому типа У, наблюдается тяжелая психопатичность и для них характерна повышенная девиантность. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведённые в середине 60-х гг. XX в. В ряде исследований, проведенных в тюрьмах усиленного режима, был получен результат, показывающий, что такое отклонение имел один из сотни заключенных, в сравнении с одним человеком на тысячу для обычного населения. Однако вскоре у исследователей появилась догадка, что этот результат объясняется малым размером выборок. Исследования на более крупных массивах населения показали, что мужчины с нестандартным набором хромосом не более склонны к совершению насильственных актов, чем с обычным набором.

Несмотря на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических факторов отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис (1990) на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению.

Попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения людей применялись неоднократно. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов, развившихся из одной яйцеклетки и имеющих абсолютно одинаковый набор хромосом, совершил серьезное уголовное преступление, то в 50 процентах случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы для другого совершить аналогичное преступление снижались до 21 процента. А если учесть, что близнецы воспитываются всегда в одной семье и окружающей обстановке, то можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении усыновления: поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные преступления, больше походит на то, как ведут себя их биологические родители, чем те, кто их усыновил.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике.

Возрастные особенности

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

У младших школьников

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Коррекция

Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.

Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:

  • профилактика лиц, попадающих в группу риска (чаще всего школьников);
  • изоляция лиц, представляющих опасность для других членов общества, — закоренелых преступников, террористов, экстремистов;
  • обособление и соответствующее лечение лиц, страдающих психическими расстройствами и различного рода зависимостями (наркодиспансер, психбольница);
  • реабилитация лиц, которые хотят и могут вернуться к нормальной жизни.

Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.

У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.

Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.

Социологические теории девиации

Социальные организации Читать далее: Преступление и система правосудия

10. Социологические теории девиации

Девиация- отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Изучение девиантного поведения: например, такое нарушение, как шизофрения – серьезная форма душевного заболевания, для которой характерны галлюцинации, дезорганизованное и нелогичное мышление, неадекватные эмоциональные реакции, деградация личности, странности в поведении и постепенный уход от реальности. Биологи и психологи доказали, что наследственные факторы вызывают предрасположенность индивидов к некоторым формам шизофрении. Наследственный компонент, возможно, обусловливается генами, отвечающими за протеины, которые регулируют деятельность мозга, особенно за нейротрансмиттеры (химические вещества, выделяемые нервными клетками и определяющие уровни, необходимые для возбуждения прочих нервных клеток). Однако понимание биологических и психологических факторов, задействованных в развитии шизофрении, не дает полной картины этого явления. Следует учитывать и социальные факторы.

Отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями. Рассмотрим четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конфликта и теорию стигматизации.

1)Теория аномии: Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. “Старые нормы” уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации. Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Однако “отсутствия возможностей” и стремления к материальному благополучию недостаточно для создания давления в сторону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим членам равных шансов выдвинуться, но в то же время восхвалять богатство; так было в феодальных обществах средневековья. Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения.

Мертон выделил пять реакций на дилемму цели – средства:

Конформизм (имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.);

Инновация (наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха).;

Ритуализм (имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту);

Ретритизм (состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”);

Бунт (состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения).

Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Так, А. Коэн предположил следующее: мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы. В ответ на эти требования мальчики “сбиваются” в подростковые группировки, где в почете “крутые”, “наглые парни”, “нарушители спокойствия”,– стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посещать.

Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. С помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности и т.п. Однако критики теории Мертона указывают, во-первых, что он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами.

2) Теория культурного переноса или подражания: французский социолог Габриэль Тард убедился, что повторение в человеческом поведении играет значимую роль. Тард утверждал, что преступники, как и “порядочные” люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации. Индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем.

Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Теория дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: “Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных – плохие”. В плюралистических обществах, где сосуществует множество субкультур, у различных групп населения могут быть различные взгляды и мотивировки поведения. Желание выглядеть “крутым” влечет за собой словесные оскорбления других и физическое насилие над ними, а стремление к острым ощущением может привести индивида, например, к угону автомобиля.

Теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; наивные изготовители фальшивых чеков; люди, совершающие преступления “на почве любви”.

3) Теория конфликта: Согласно ортодоксальной марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования.

Многие социологи отмечают, что преступление определяется в основном в терминах ущерба, нанесенного собственности (кража со взломом, грабеж, угон автомобилей, вандализм), в то время как корпоративные преступления как бы остаются в тени. Более того, наказание за преступления против собственности – тюремное заключение, а наиболее общепринятой формой наказания за правонарушения в сфере бизнеса является денежный штраф. В отличие от воров и мошенников корпорации и их должностные лица не несут уголовной или иной ответственности. Ни одно государственное агентство не ведет регистрацию преступлений, совершенных корпорациями.

В теории конфликта многое справедливо. Совершенно очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности. Теория конфликта нуждается в проверке., т.е. посылки теории конфликта не могут быть приняты на веру без строгих научных исследований.

4) Теория стигматизации: Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное. “Отрицательность” поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет. Навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации – девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем. Подобный “главный” статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь. Те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные граждане осуждают их и не хотят “иметь с ними дела”; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных.

Согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Оценка теории стигматизации: теория стигматизации позволяет понять, как индивиды становятся “профессиональными” нормоотступниками, она не показывает, какие исходные факторы вызвали девиантное поведение. Девиацию невозможно понять в отрыве от социальных норм. М/сделать вывод, что ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.

Социальные организации Читать далее: Преступление и система правосудия

Информация о работе «Основные социологические понятия»

Раздел: Социология Количество знаков с пробелами: 202791 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Актуальные проблемы социологических исследований

39913

1

0

… следовательно, чтобы получить ответ на вопрос исследования. В таблице 1 представлены положительные и отрицательные стороны каждого из методов (см. стр. 25). 2.Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. 2.1. Что такое социальная информация, ее виды. Можно сказать, что именно социальная информация …

Основные значения слова «общество»

26608

0

0

… всех не только существующих, но и существовавших социоисторических организмов тоже всегда именовалась обществом. Это еще одно, третье по счету, значение слова «общество». Третье значение термина «общество» — все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание «человеческое общество в целом», …

Понятие и функции культуры

37911

0

0

… моделями поведения. Он научается им, воспитываясь в культуре. В рамках одной и той же культуры индивиды приобретают сходные модели поведения и знают, чего можно ожидать друг от друга. Третья функция культуры — идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей воз

Философско-социологические взгляды М. Вебера

12328

0

0

емецкий мыслитель Макс Вебер ( 1864-1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. На философско- социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений: неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико- материалистической философии К. Маркс, а также такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше …

Профилактика

Во многом методы профилактики будут зависеть от возраста. Например, в отношении младших школьников будет достаточно бесед со школьным психологом, учителями и родителями. В подростковом возрасте этого будет уже недостаточно — потребуются более серьёзные мероприятия. Важно прививать детям моральные ценности, правила поведения в обществе, уважение и соблюдение законов, навыки социализации. Такая профилактическая работа должна вестись постоянно.

Примерная программа профилактики

Цель — создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о социальных нормах через привитие установок и навыков правильного и ответственного поведения.

Задачи:

  • обобщить знания о полезных и вредных привычках;
  • поддержать позитивную самооценку;
  • научить принимать ответственность за собственное поведение и возможные нарушения;
  • выработать адекватные, эффективные навыки правильного общения;
  • развивать умение оказывать помощь в трудную минуту;
  • привить правила санитарно-гигиенической культуры;
  • сформировать коммуникативную, социальную и личностную компетентности;
  • развивать эмоциональную сферу.

Возраст: подростки 10-17 лет.

Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение одного учебного полугодия (18 недель).

I блок занятий

Программа профилактики девиантного поведения, 1 блок занятий

II блок занятий

Программа профилактики девиантного поведения, 2 блок занятий

III блок занятий

Программа профилактики девиантного поведения, 3 блок занятий

IV блок занятий

Программа профилактики девиантного поведения, 4 блок занятий

Последствия

Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:

  • на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
  • на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
  • на уровне общества: криминализация.

Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]