Лучшие психологические техники для индивидуальной работы

Сообщество людей, занятых разработкой психологических техник (психотехник), состоит из тех, кто разрабатывает новые процедуры и подходы, тех, кто отвечает за обучение студентов и выпускников в области работы с ними, а также тех, кто использует их в исследованиях. Но для того чтобы качественно развить эту тему, нужно разобраться с терминологией и перечислить основные виды этих техник.

Психологические приемы и техники

Психотехники — это особые приемы и методы, позволяющие менять психологическое состояние человека, добиваться личностных изменений и решать психологические проблемы. Можно выделить несколько основных видов (направлений) психологических техник:

  • Процессинг (одитинг, ПЭАТ и т. д.).
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Трансовые техники (гипноз, аутогенная тренировка, медитация).
  • Юнгианские техники работы с бессознательным.

В большинстве случаев под психотехниками подразумевают именно процессинг, и именно он (а точнее — различные его формы) чаще всего используется при консультировании.

Тактика, используемая психологами

В ходе работы с пациентами основное средство воздействия, используемое психологом, представляет собой определенным образом построенную беседу. Для ее осуществления необходима определенная тактика, применение специальных приемов и техник.

Тактика психологической беседы состоит в определенном поэтапном ее построении и плавном переходе от одного этапа к другому. Условно она делится на:

  • Знакомство;
  • Вопросы клиенту, формулировка и проверка консультативных гипотез;
  • Коррекционное воздействие;
  • Заключение беседы.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Метод Седона

Метод Седона (Sedona Method) — это уникальная, простая, мощная, легкая в освоении психологическая техника, которая показывает вам, как выявить ваши естественные способности и отпустить любое болезненное или нежелательное чувство в текущий момент.

Что делает Sedona Method мощным инструментом? Прежде всего то, что это процесс, который вы можете использовать в любое время и в любом месте, чтобы улучшить любую сферу своей жизни.

Тонкости Седоны

Есть три способа приблизиться к процессу освобождения, и все они приводят к одному и тому же результату: освобождение вашей естественной способности отпустить любые нежелательные эмоции на месте и позволить некоторой подавленной энергии в вашем подсознании рассеяться.

Первый способ — это отпустить нежелательное чувство. Второй способ — приветствовать это чувство, чтобы позволить эмоции просто быть. Третий способ — погрузиться в самое сердце эмоций.

Вы обнаружите, что когда вы работаете с методом Седона, он даст вам гораздо больше, чем вы рассчитывали или даже мечтали.

Преимущества

По мере того как вы продолжаете использовать метод Sedona, вы станете более искусным в его использовании, и результаты значительно ускорятся с течением времени. Вы быстро достигнете точки, где высвобождение становится вашей второй природой.

Независимо от обстоятельств, Sedona Method покажет вам, как вы можете достичь богатства и успеха, улучшить отношения, обрести мир и счастье, здоровье и благополучие.

Это поможет вам создать жизнь, которую вы сами выбираете в настоящий момент. Это означает, что вы будете буквально свободны иметь, быть и делать все, что пожелаете или желаете. Этот процесс опирается на массу научных исследований, одобрения знаменитостей и успех сотен тысяч людей, которые достигли потрясающих результатов в каждой сфере своей жизни.

История метода

Он был создан психологом по имени Лестер Левенсон после сердечного приступа в 1952 году. Доктор отправил его домой, сказав Левенсону, что он умрет в возрасте около 42 лет. Проверив, есть ли у него таблетки, чтобы покончить с этим и свести счеты с жизнью, Левенсон сел и подумал над глубокой философией всех идей, которые он узнал в своей жизни, и пришел к выводу, что все они в настоящий момент бессильны. Он заметил, что чувствовал себя счастливым, когда вспоминал времена в своей жизни, связанные с любовью к другим людям. Он сосредоточился на этом и начал чувствовать себя лучше, физически и эмоционально. Через несколько месяцев он почувствовал себя совсем хорошо и в конце концов придумал систему взглядов на негативные чувства, и позволил им, по крайней мере некоторым, пройти. Позже эта психологическая техника по работе с воспоминаниями стала называться методом Седона. Левенсон жил еще сорок два года, никогда не посещая врача, о чем он рассказал группе своих учеников в 1990 году. Лестер заболел раком брюшной полости и умер в 1994 году.

После смерти Левенсона его движение по «освобождению от стресса через освобождение негативных чувств» разделилось на две ветви, которыми управляют его ученики Ларри Крейн и Гейл Двоскин.

Крейн — бывший агент звезды Голливуда Джоан Коллинз, очень самоуверенный человек. Он основал свою выпускную школу в Южной Калифорнии, сосредоточил ее в основном на развитии сознания процветания и назвал метод Седона «Техникой выпуска», фактически изменив оригинальное название.

Двоскин в большей степени консультант, чем гуру. Он продолжает дело своего учителя Левенсона в Финиксе. Позже Двоскин перенес свою школу в Седону и сейчас обучает психологов. Он является генеральным директором Sedona Training Associates.

Процессинг

Основная идея процессинга как психологической техники заключается в том, что память — это именно то, что появляется в результате обработки информации. Память является лишь побочным продуктом глубины обработки информации, и нет четкого различия между краткосрочной и долгосрочной памятью.

Поэтому, вместо того чтобы концентрироваться на задействованных магазинах/структурах (т. е. краткосрочной и долговременной памяти), эта теория концентрируется на процессах, связанных с памятью.

Общая схема процессинга:

  1. Вспоминание травмирующего события и/или неприятной эмоции.
  2. Фокусирование на этом событии и/или эмоции, их дотошное воспроизведение.
  3. Максимальное усиление неприятных ощущений, чувств и эмоций, связанных с травмирующим событием.
  4. Отпускание всех негативных чувств и ощущений, которые перед этим были искусственно усилены.

На этой схеме построены все техники и приемы психологического консультирования в рамках процессинга, и читатель может применить ее к самому себе либо разработать на ее основе какие-то свои методы работы (если он является практикующим психологом). На ней же построен и описанный ниже одитинг — скандально известная техника еще более скандальной «Церкви саентологии».

Что есть психологическое консультирование

Психологическое консультирование родилось и разрослось пышным цветом на стыке 2-х материй, когда клинических патологий не наблюдается, но без помощи психолога жизнь в одном, а то и в нескольких направлениях уткнулась носом в тупик. Ты все еще не поймешь, о чем идет речь? Лови примеры:

  • карьера буксует по непонятным причинам, вроде и работаешь гладко, а платят и поощряют не сладко;
  • ты умница, красавица, сама доброта и покладистость или наоборот изящный вихрь страстей, горячая штучка, а постоянного партнера на горизонте так и не наблюдается;
  • гроздь извечных проблем в семье и не думает давать щедрый урожай благодатных всходов под напором усилий, неприятности сыплются как из рога изобилия;


Психологическое консультирование

  • в школе, колледже, университете зачетка пылает оценками «неудовлетворительно», а слабая троечка – уже праздник, ты прилежно корпишь над учебниками и не допускаешь прогулов, а на экзаменах голова звенит от пустоты, ничего в ней не задерживается;
  • ты мнительна, подвержена влиянию, не уважаешь себя как личность и готова уступать кому угодно, всех вокруг считая кумирами, а себя неудачницей;
  • у тебя отсутствует такое качество, как самостоятельность, ты не способна принимать решения, справляться с мало-мальски сложными задачами, тебе не доверяют вплоть до насмешек, считают лузером.

По мнению ученых мужей Беркса и Стэффлре в такой ситуаций единственный выход – визит к психологу, специализирующемуся на консультациях. Прием должен базироваться на платформе: диалог «личность-личность». Квалифицированный гуру протягивает руку клиенту, сопровождает его во всех начинаниях.

Цель мягкого, добродушного взаимодействия прозрачна – помочь растерявшемуся человеку понять, что в его жизни пошло не так, как с этим бороться. Психологическая основа зиждется на таком «ките» как личный осознанный выбор дальнейшего «променада» по проблемам, а вот какими способами специалисты пользуются – отдельный, довольно интересный вопрос.

Одитинг

В Церкви саентологии одитинг — это процесс (процессинг), в ходе которого одитор принимает человека, известного как «преклир», который под его руководством избавляется от любых негативных ситуаций, связанных с воспоминаниями. Одитинг в свое время возник как неотъемлемая часть движения дианетики и с тех пор, применяясь в паре с Э-метром, стал основной практикой в ​​саентологии. Одитинг определяется сектой саентологов как применение процессов и процедур дианетики или саентологии для улучшения жизни и способностей человека. Одно формальное определение одитинга — это действие, при котором человеку задают вопросы, которые он может понять и ответить на них. Одитинг считается технической операцией, которая, согласно Церкви, поднимает обремененного человека, «преклира», от уровня духовного бедствия до уровня понимания и внутренней самореализации. Этот процесс предназначен для того, чтобы индивидуум мог очистить свою душу.

Этапы психологической техники одитинга:

  1. Преклир принимает удобное положение и по команде одитора вспоминает травмирующее событие.
  2. Одитор задает преклиру наводящие вопросы, помогающие полностью «перепроживать» событие с помощью воспоминания и находить в нем заряженные травматические элементы памяти (т. е. инграммы).
  3. Преклир доходит до конца события, после чего либо ему становится легче и он освобождается от инграмм, либо процесс повторяется заново до тех пор, пока преклир не ощутит явного облегчения.

Психотерапевтические техники в работе с клиентамиметодическая разработка

Аннотация

В методических рекомендациях раскрывается понятие психотерапевтических техник, описывается их практическое применение в работе с различными возрастными категориями клиентов. Техники направлены на решение широкого спектра психологических проблем.

Данная методическая рекомендация предназначена для специалистов и психологов-практиков, работающих в центре, специализирующихся в различных областях прикладной психологии и консультирования.

Автор: психолог отделения психолого-педагогической помощи Бюджетного учреждения Ханты — Мансийского автономного округа — Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» О.А. Канева

Пояснительная записка

В последние десятилетия становятся популярными различные психологические техники воздействия на психику и поведение человека, позволяющие адекватно использовать ресурсы психики для достижения поставленных целей. Исследования данной проблемы активно применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе и менеджменте. Они положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб и прочее.

Психотерапевтические техники представляют собой действия, которые служат для выявления и нейтрализации дезадаптивных поведенческих стратегий, с одной стороны, и замены их на продуктивные, ведущие к повышению уровня адаптивности и субъективному улучшению качества жизни клиента, с другой.

Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник: принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

Т.С. Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.

• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.

• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.

• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия.

Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.

А теперь перейдем к конкретным примерам психотерапевтических техник и их применению на практике.

Содержание

Психотерапевтические техники в работе с клиентами.

В некоторых случаях реальную помощь способны оказать быстродействующие психотерапевтические техники, которые безопасны только при правильном их применении. Это несложные упражнения на воображение и самовнушение. К помощи воображения мы прибегаем в обычной жизни постоянно: при любой игре, прослушивании приятной музыки, просмотре кинофильмов. Любое искусство невозможно представить без элементов творческого воображения и перевоплощения. А самовнушение используется нами самостоятельно на протяжении всей нашей сознательной жизни.

Надо понимать, что данные техники рассчитаны на получение дополнительных психологических и физических ресурсов в экстремальных условиях и обстоятельствах. А это значит, что в стабильной, нормальной ситуации прибегать к ним не следует по причине того, что если дополнительный ресурс получен, то его непременно со временем придется возвратить. Бесконтрольно стимулировать психологические ресурсы нельзя. Поэтому на свое усмотрение и по собственному желанию делать такие упражнения длительное время без контроля специалиста категорически запрещено. Помните, что одно и то же лекарство может и навредить, и исцелить. То, что хорошо и полезно в тяжелейшие моменты, когда речь идет о жизни и смерти, может быть плохим и вредным, когда критические обстоятельства миновали.

Если во время выполнения техник, вы почувствовали любого рода дискомфорт, необходимо сразу же прекратить упражнение. Еще раз напоминаем, что они рассчитаны на тех, кому необходим дополнительный психологический ресурс.

Упражнение «3 по 5».

Люди нередко испытывают сильный стресс, шок, тревогу, могут терять контроль над собой, впадать в состояние паники, истерики, реально ощущать себя и оценивать свои поступки, отдавать отчет своим действиям, им становится трудно управлять собой и думать о последствиях. Это естественное состояние психологической защиты, но оно не только мешает человеку в такой острой и опасной ситуации, но и может стоить ему или окружающим жизни.

Часто людей тревожат мысли о будущем, неизвестность, усиливающаяся повторным переживанием травмирующих событий. Важно вывести человека из состояния шока, привести его «в себя», чтобы он снова начал воспринимать окружающий мир и контактировать с ним, мог проявлять осторожность, продумывать свои действия и контролировать ситуацию.

Данный метод помогает вернуть человека в реальность. Для этого находящийся рядом должен попросить его:

  • Быстро назвать 5 цветов, которые он сейчас видит перед глазами.
  • Назвать 5 звуков, которые он слышит в данное время.
  • Назвать 5 ощущений своего тела в текущий момент.

После таких упражнений человек обычно возвращается в состояние «здесь и сейчас». При необходимости можно дополнительно хлопнуть ладонями перед лицом, как бы давая сигнал.

Упражнение «Дыхание на обратный счет».

Данную технику можно использовать, чтобы остановить панику, прогнать страх, взять себя под контроль. Первое, что необходимо сделать в случае панической атаки и сильного страха, — успокоиться. Но это легко сказать, а вот как? Конечно, с помощью техники дыхания на обратный счет.

Меры предосторожности — безопасное место.

Лучше начинать упражнение до того, как паника и страх захлестнули.

Закройте глаза. Начинайте глубоко медленно дышать. Не менее 10 дыхательных циклов. Глубокий быстрый вдох — и медленный выдох. Теперь представьте в воображении электронное табло. С цифрой, например, 50 (вообще от 10 до 100). На каждый такой вдох и выдох цифра на табло уменьшается на один. То есть 50..49..48…47.. и так до нуля. Пятьдесят циклов дыхания с глубоким комфортным вдохом и медленным выдохом. Не делайте очень глубокий вдох. Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза. Результат не заставит себя ждать.

В зависимости от условий можно уменьшать или увеличивать количество циклов.

Упражнение «Поплавок».

Когда все вокруг кажется ужасным, наступает отчаяние, теряются силы, хочется сдаться, нет веры в собственные силы, отсутствует всякое желание, одолевает безразличие, человеку необходим хотя бы лучик уверенности и надежды, чтобы разогнать мрачные мысли и чувства, придать уверенность, подавить страх и испуг. Для этого можно использовать следующую технику.

Сначала прочитайте содержание упражнения, потом закройте глаза, успокойтесь и только тогда проделайте его.

Живо представьте, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны, силу ветра, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? Поплавок — ваша душа. Она может всегда бороться со стихией и победить. Так она устроена. И стихия, буря тоже не вечна, утихнет, будет солнце и штиль. Тянитесь вверх. Сейчас надо верить и надеяться, а не отчаиваться.

Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с «застреванием» на личностной проблеме.

Упражнение «Прогони проблему».

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: «Уйди!».

Упражнение «Вращающийся куб».

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение «Стирание негативной информации».

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно «стирать» с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Еще раз напоминаем, что при любом неприятном ощущении сразу необходимо прекратить выполнение любого из перечисленных упражнений.

Арт-терапевтические техники для работы с взрослыми.

Некоторые техники для арт-терапевтической работы в парах.

1. «Рисование в парах». Рисуйте с партнером на листе бумаги. Если вы испытываете затруднения из-за отсутствия «правил игры», можете следовать следующим условиям: один рисует извилистыми линями, другой – прямыми, каждый использует свой определенный цвет или группу цветов, один пытается копировать то, что рисует другой (одновременно).

2. «Каракули Д. Винникота». Нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ. Варианты: нарисуйте символ или образ текущего момента или состояния. Поменяйтесь с партнёром и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им. Затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Аналогично предыдущему, но с выбором темы или, напротив, совершенно спонтанно.

Техники семейной арт-терапии.

1. «Семейный портрет». Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.

2. «Кинетический рисунок семьи». Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д., изобразите себя в любой роли, которую вы играете в семье, изобразите план вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.

3. «Скульптура семейных отношений». Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от , создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. д. Изобразите, «семейное дерево». Части дерева должны символизировать разных членов семьи.

4. «Детские воспоминания». Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем — то же самое в определенный момент вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома». Вашу семейную ситуацию, когда вы были ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).

5. Отношения родителей. Разбейтесь на две группы: «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей… Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.

6. «Эмоциональные портреты». Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть. Вариант: создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы вас видеть.

7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

8. «Проблемы и их разрешение». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь, например, алкоголизм, заболевание, инвалидность, безработица и т. д.

Техники арт-терапии в работе с детьми.

Коррекция эмоционального неблагополучия детей.

  1. «Свободный рисунок в круге».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.

  1. «Рисование по сырому листу».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

  1. «Водный салют».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень — не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

  1. «Мелки — наперегонки».

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно — быстро) делает штрихи на листе.

  1. «Разноцветье камней».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

  1. «Картины».

Цель: развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

  1. «Лицо».

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Материалы: шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Орнамент».

Цель: развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

  1. «Семья».

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.

Материалы: шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Зеркальный монстр».

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы: зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.

  1. «Маска».

Цель: осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.

Материалы: заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

  1. «Создание образов в цвете».

Цель: развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.

Материалы: болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Специалист обращает внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).

  1. «Маленький жираф».

Цель: раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка внимания и творческого мышления.

Материалы: акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.

Инструкция: после прочтения сказки «Маленький жираф» попросить ребенка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.

Сказка «Маленький жираф» (Сучкова Н.О.).

Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам!! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:

— Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?

Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»

— Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?

— Нет. Я сам!

Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:

— Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!

14. «Рисование на кукле».

Цель: лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы: гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

  1. «Разноцветные листы».

Цель: совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Материалы: четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.

Инструкция: ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.

Заключение

Итак, психология на сегодняшний день имеет очень и очень много техник и методов, — как индивидуальных, так и групповых, — и в начале своего профессионального пути психолог выбирает между ними, но с ростом его опыта он начинает смотреть на психологию как на целое. С этого момента психолог либо начинает использовать все техники и методы — т.е. любую технику, которая подходит под индивидуальность клиента, либо он остается в своем избранном направлении работы — и это направление начинает распространяться и включать в себя множество техник и методов. И психолог тогда становится своего рода артистом, творцом своего пути.

Список литературы

  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  2. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003
  3. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике / Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001
  4. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие подробности

По словам ученого Эрика Ру, одитинг является одной из основных практик саентологии. Основная цель этой психотехники в доктрине саентологии заключается в том, чтобы вновь открыть природные способности человека, понимая, что он является духовным существом.

В контексте дианетики или саентологии одитинг — это деятельность, в которой одитор, прошедший подготовку по вопросам коммуникации, слушает и дает команды аудита субъекту, который упоминается как «преклир» или чаще как «компьютер». Хотя одиторские сессии являются конфиденциальными, заметки, сделанные одитором во время сессий, хранятся в архиве секты. Некоторые считают, что одитинг является техникой психологического воздействия и своеобразной формой директивного гипноза. Так или иначе, различные ее модификации вполне успешно используются некоторыми практическими психологами.

Саентология проводит различие между одиторами — теми, кто практикует одитинг, и общественностью (публикой) — теми, кто получает учение, но не получает обучения, чтобы выполнять практику на других. Одиторы считаются в саентологии высшими церковными лицами, поскольку они рассматриваются как более ориентированные на достижение целей религии или «очищение планеты» в саентологической терминологии.

Свежие методики корректировки личности и ее поведения

Техники психологического консультирования интересны и многогранны даже с точки зрения нас, простых обывателей, не сведущих в медицинских штучках. Многими из них мы неосознанно пользуемся, если такая дама как интуиция задумывает давать подсказки. Ну, вот сама посмотри, разве не заметны уже привычные черточки в таких тактиках как:

  • Искусство задавать вопросы и слышать на них ответы, параллельно «читая» между строк, при этом следует помнить, что сами вопросы делятся на 2 категории: закрытые, предполагающие односложные или конкретные ответы и открытые, когда в самом вопросе таится подвох, триггер к тому, чтобы клиент задумался, проанализировал, прочувствовал ответ;


Фото автора Alex Green: Pexels

  • Безусловное одобрение и умиротворяющее успокоение, эти техники особенно любимы людьми, страждущими согреть душу, окунуться в нирвану спокойствия, как в безмятежное детство. Помнишь, как ты была абсолютно законной принцессой на домашнем троне среди преданных вассалов: родителей, дедушек, бабушек, возможно, старших сестер и братьев? Вот и психолог пропоет сладкую «колыбельную» для мыслей, сподвигнет на решительные действия, похвалит планы, наградит за робкие победы «значком триумфа»;
  • Внимательное познание плюс эмоциональное отражение чувств. Та самая волшебная методология, что признана невероятно действующей и вместе с тем такой приятной. Ее суть проста, психолог слушает своего визави, наблюдает за его реакциями, а потом предлагает человеку свой перефразированный вариант услышанного, но уже окрашенный в яркие оттенки чувств. Тот самый «добрый и теплый» взгляд со стороны на проблемы, когда все уже кажется не таким страшным;
  • Умение мудро «молчать вдвоем», наслаждаться звуками тишины, ее контрастами, когда пение птицы за окошком и шелест ветра – уже громкий набат, играющий на кончиках нервных окончаний свою неведомую симфонию. Если данная техника не стала разрывом понимания между клиентом и психологом, возникновением непреодолимой стены и фиаско специалиста, взявшегося врачевать душу, то все остальное на пользу, даже если возникшая пауза в словах несколько затянулась;
  • Моральный «презент» от мастера-целителя в виде важной информации, личного человеческого мнения без прикрас, ответов на поставленные вопросы, ярких зарисовок из практики без названия чужих имен. Все в этой Вселенной когда-то уже случалось в том числе, с сильными мира сего. Другие, казалось бы, очень сильные персоны оказывались в схожих обстоятельствах, терялись, горели в пожаре сомнений, а потом справлялись с коллизиями без потерь и последствий;
  • Загадочная техника интерпретаций, когда ищешь двойное донышко, скрытый подтекст, подробные детали к схематичному рисунку, додумываешь, мысленно развиваешь, нанизываешь на ниточку бусины ожиданий, чувств, характерного поведения и получаешь сложное ожерелье связок между предпосылками и вытекающими из них последствиями;
  • Техника конфронтации, спора, мнимого конфликта, провокаций, заставляющая собеседника показать свое истинное «я». В такой обстановке многое становится на свои места, толкает раскрыться, показать «коготки» и «зубки» или совсем сникнуть под гнетом обвинений, уличений, постороннего мнения и идей;
  • Структуризация процесса, тщательный расклад проблемы по полочкам, поэтапный анализ отдельных фрагментов, формирование ответов и решений в единое целое.


Image by John Hain from Pixabay
Согласись, что всеми этими техниками ты и сама мало-помалу владеешь в той или иной мере, используешь в повседневной жизни, даже не зная, что они давно препарированы, изучены, отданы на вооружение такой всеобъемлющей науке как психология.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]