Лучшие психологические игры для детей и подростков

Психология игры отличается уникальной спецификой, поскольку внимание субъекта более захвачено самим процессом, нежели определенной целью. Если компьютерная игра захватывает подростка или даже взрослого человека, он может мысленно оттягивать ее окончательное прохождение из-за желания подольше наслаждаться пребыванием в виртуальной вселенной. Социально-психологические игры не менее занимательны, и родителям стоит уделять интеллектуальному развитию ребенка, предоставив ему возможность хотя бы раз стать участником подобного тренинга.

Лучшие психологические игры для детей и подростков

Психологические игры для подростков и детей младшего школьного возраста

То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим — доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:

  • поднятие настроения, развлечение;
  • выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
  • раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
  • положительное преобразование личности на структурном уровне;
  • социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.

Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, повысить самооценку и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.

Общение для подростков

Подростки тоже любят играть и чаще всего в командные игры. Хорошо помогает понять процесс рождения симпатии и хороших отношений игра «Симпатия». Одному из участников следует в течении пары минут сделать презентацию для группы. Это может быть рассказ о себе, анекдот, демонстрация фокуса, танца, пение или другого умения и таланта. После выступления группа анонимно его оценивает по 5 бальной шкале. На листике следует коротко написать, что понравилось в выступлении, а что нет.

Проанализировав эти ответы, участники осознают с чем связаны симпатии и антипатии, как выстраивать свое поведение в обществе. Данный тренинг улучшает навыки самопрезентации, тренирует сообразительность и улучшает способность к импровизации.
Выбранная вами театральная студия для малышей должна в первую очередь нравится вашему ребенку, а не отвечать вашим высоким критериям содержания и количества преподаваемого в ней теоретического материала. Записаться на курс

Психологические игры: основные правила

Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

  1. Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга. Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
  2. Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
  3. Участникам игрового процесса необходима мотивация. Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
  4. Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все участники тренинга. Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

  • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
  • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
  • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
  • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
  • обучают детей слаженной групповой работе;
  • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

Ведущему психологических тренингов для детей дошкольного и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр.

Психологический тренинг, как метод практической психологии.

Данное издание окажет реальную помощь студентам вузов, обучающимся по направлению и специальности «Психология»: при овладении профессиональными навыками ведения психологических тренингов, а также при подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Книга будет чрезвычайно полезна практическим психологам, так как в ней рассмотрены общие подходы, содержание, методы и особенности ведения тренинга в широком контексте (бизнес-тренинги, тренинги психотерапевтического характера, тренинги со взрослыми, с подростками, с детьми и др.).

Содержание книги основано на современных перспективных научных теориях:

— общее представление о тренинге;

— субъектная парадигма психологического тренинга;

— тренинговые методы;

— метафоризация в психологическом тренинге;

— типология тренинговых групп;

— организационно-методические аспекты проведения тренинга;

— подробное описание более 100 тренинговых игр, упражнений, психотехник.

Введение

Перед вами учебное пособие, посвященное непростым вопросам психологии тренинговой работы. В настоящее время психологические тренинги настолько прочно вошли в арсенал практического психолога, что ему почти невозможно обойтись без них, если он, конечно же, хочет быть максимально эффективным. Вполне вероятно, что вы уже имеете личный опыт не только участия в тренинговых группах, но и ведения собственных тренингов. Тогда вам будет проще разобраться в психологических и методических тонкостях организации и проведения тренингов. Однако, если такого опыта у вас нет, предлагаемое пособие хотя бы в какой-то мере компенсирует недостаток знаний в этой области; при этом, разумеется, навыки и умения тренинговой работы вам придется развивать самостоятельно.

Прежде всего обратим внимание на то, что ниже речь пойдет о психологических тренингах в самом широком контексте – начиная от тренингов с детьми и подростками и кончая бизнес – тренингами и тренингами психотерапевтического характера. Разумеется, для каждой возрастной категории и для решения разных задач существуют свои специфические особенности реализации тренинговых методов. Но поскольку по статистике большинство психологических тренингов в нашей стране проводится с подростками и молодыми людьми, то и примеры использования методов тренинговой работы в учебном пособии в основном будут связаны именно с этими возрастными категориями.

Речь пойдет о наиболее общих из этих методов; при их описании мы будем указывать конкретные способы их применения при работе с разными группами. Вместе с тем, понимая тренинги достаточно широко и считая, что студенту необходимо иметь представление о тренинговой работе в целом, мы расскажем и тех методах, которые в рамках того или иного учреждения, в котором работает психолог, могут применяться лишь ограниченно.

Следует учесть, что содержание, методы и особенности ведения тренинга, типология тренинговых групп рассматриваются в данном учебном пособии через призму психологии субъектности как одного из наиболее перспективных современных научных направлений. Вместе с тем мы сознательно избегали сухого академического стиля изложения. Поскольку принцип метафоризации, по нашему мнению, является важнейшим для психологического тренинга, то и текст пособия по психологии тренинга оказался насыщен метафорическими историями, притчами, реальными случаями из практики.

Вторая часть учебного пособия включает около ста подробно описанных тренинговых игр и упражнений. Большинство из них является оригинальными разработками автора, часть – модификациями известных психологических техник. Здесь же помещены упражнения, созданные психологами, прошедшими в разное время авторский тренинг тренеров.

Пособие позволит студентам не только изучить теоретические и методические аспекты ведения психологического тренинга и познакомится с готовыми психотехниками, но и научиться самостоятельно разрабатывать тренинговые программы, а также создавать собственные оригинальные игры и упражнения.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними.

Дракончик, кусающий себя за хвост

Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.

Упражнения для улучшения самоконтроля

Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать глубокий вдох и выдох. Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:

  1. Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
  2. Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
  3. Ряд актерских техник.
  4. Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.

Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.

Что ты любишь делать?

Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и продолжает игру.

Рассмеши царевну Несмеяну

В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.

Расскажи о том, что тебе нравится

Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.

Гонки с шариками

Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.

Важная информация! Психологическая игра для дошкольников «Гонки с шариками» позволяет установить взаимопонимание в парах и в игровой форме научиться слаженной работе в рамках единого коллектива.

Детские тренинги для родителей и детей

Иногда родителям бывает трудно найти общий язык со своими детьми. Для этого может быть множество причин, но уж точно никто не виноват! Отсутствие взаимопонимания может создать пропасть между вами и вашими детьми, наполненную обидой, страданием и взаимными обвинениями. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать шаги навстречу друг другу. Тренинг для детей и родителей в этом случае будет просто идеальным подспорьем.

Тренинги состоят из теоретических семинаров и практических отработок. Как правило, всё происходит в группе единомышленников – людей, столкнувшихся с похожими проблемами. Работа в группе, понимание того, что вы не одиноки в своей ситуации, помогает расслабиться и раскрепоститься, с большей готовностью пойти навстречу переменам. Для детей же это весёлый и интересный опыт, ведь детские тренинги проходят в дружелюбной, часто игровой атмосфере.

Психологические игры для детей 10–12 лет

Скованные одной цепью

Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую физическую нагрузку в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

Интересная информация! После завершения упражнения стоит предложить детям сделать ключ символом дружбы и взаимопомощи. Тренинг обладает метафорическим смыслом, и позволяет понять ребятам важность поддержки со стороны окружающих.

Веселые пантомимы

Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего. Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

Важная информация! Упражнение способствует развитию воображения и актерских талантов у детей.

Правда или ложь

Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

Это интересно! Эта психологическая игра предназначена для развития аналитического мышления у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Помощь малышу

Ведущей деятельностью у детей школьного возраста, а особенно у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это, как правило, дети с психологическим барьером, «закрытые», не умеющие общаться в социуме дети, является игра. И для того, чтобы разрушить барьер, дать проявить себя, влиться в социум и быстрее адаптироваться, обязательно нужна игровая деятельность. Именно в игре ребенок забывает о своих проблемах, открывает и проявляет себя, учится смотреть и видеть, слушать и слышать. Поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в группе во время адаптации. Нам, взрослым, хорошо известна важность игровых повторов для ребенка. Мы их часто используем. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация лучше запоминается. Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще будут просить взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Цель коррекционно — развивающей программы: сплочение детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков. Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является ведущий.

Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная часть. Разминка. Цели: 1.Создание положительного настроения в группе. 2.Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. 3.Развитие положительной самооценки. Основные процедуры самооценки – это приветствие и упражнение на контакт.

Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка. Заключение. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Завершение занятия носит ритуальный характер. Условия проведения.Дети на первом занятии при помощи игр делятся на две подгруппы. Если в группе 20 человек, то в подгруппе – 10. Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности. В группе принимается правило «Когда говорит один – остальные его слушают и принимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказывать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения. Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка. В начале и в конце тренинговых занятий проводится социометрия участников групп. Предлагаемая программа рассчитана на 13 занятий, по два занятия в неделю. Она адресована практическим психологам.

ЗАНЯТИЕ 1. ПАРОВОЗИК. Цель: выявление лидера в группе, социальное объединение друг с другом. Принятие групповых правил. Развитие навыков партнерского общения.

1. Вводная беседа Психолог предлагает занять свои места на стульчиках, стоящих по кругу, и знакомит с правилами поведения в группе. Психолог. «Девочки и мальчики! Один раз в неделю мы будем играть с вами в игры, которые помогут вам стать более смелыми и уверенными в себе. Каждое занятие состоит из трех частей. 1-я часть называется «Разминка». Проводится она в кругу, все сидят на стульчиках. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее. 2-я часть – главная. Здесь мы можем и сидеть на стульчиках, и стоять в кругу, и сидеть на ковре. Мы будем играть друг с другом и все вместе. Нам надо научиться понимать друг друга. 3-я часть – это заключительные игры, прощание друг с другом.

2. Принятие групповых правил Ребята, мы будем сидеть в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А не завести ли нам , дети, такое замечательное правило?» Ответы детей. (Повторяется и разбирается это правило.) Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять? Отлично? Значит и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один, остальные слушают и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем учиться все вместе. В заключение Психолог может провести одну игру из разминки, одной из основной части (лучше, если это будет уже известная игра, например «Река»). В заключении надо прощаться. Эта игра – прощание может и в дальнейшем стать ритуальной.

3. Игра «Барометр настроения». Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

4. Игра «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку или известную песню М. Старокадомского «Веселые путешественники». Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей. Ассистент( в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель, учитель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка.

Игра «Река».

Играющие становятся в одну колонну. Психолог объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желания каждого. Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

ЗАНЯТИЕ 2. БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ.

Цель.Установление контакта между детьми.

1. «Барометр настроения». Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

2.«Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка» Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

3.«Уходи!» Психологпредлагает «отыграть» свое плохое настроение.

Психолог. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

4.«Тух – тиби – дух!» Психолог. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито–сердито произнесите волшебное слово « тух-тиби–дух». Второй ребенок должен слушать как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух–тиби–дух». Время от времени останавливайтесь перед кем–нибудь и снова сердито–сердито произносите это волшебное слово.

5. «Иди ко мне!»

Психолог.А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем–нибудь, говорите: «Иди ко мне!». При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу обнимитесь и пожмите руки.

6. «Доброе тепло». Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

ЗАНЯТИЕ 3. МНЕ НРАВИТСЯ…

Цель.Коррекция чувственного восприятия себя. 1.«Барометр настроения». Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

2.«Что я люблю делать». Психолог. Я хотела бы, что мы лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

3.«Мне нравится…» Надо по кругу обратиться к соседу, сидящему слева, со словами: «Сашенька, мне нравится…», то есть хвалить соседа за что–то, сделать ему комплимент (словарная работа).

4. Игра «Река». Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого. Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

5.«Царевна Несмеяна». В центр ставится стул. На него садится ребенок. Что-бы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

6.«Поддержка» Психолог. Дети встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Коля, становись в круг точно по середине, ноги поставь вместе, держи спину прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровне груди (показать). Когда Коля будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать ладонями в круг и осторожно вернуть в центр круга.

7.«Доброе тепло». Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, снятие страха публичных выступлений, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

Живые зеркала

Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

Загадочные рифмы

Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды — придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

Важная информация! Побеждает та команда, которая демонстрирует лучшее время в отгадывании рифмованных загадок. Данное упражнение подходит для развития невербальной экспрессии, наблюдательности и способности к творческому и нешаблонному выражению собственных мыслей. Тренинг развивает умение восприятия собеседника на уровне жестов, мимики, а также ассоциативное вербальное мышление.

Мафия

Психологические игры для взрослых и подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

  1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
  2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
  3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

Похожи ли мы с тобой?

Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

Режиссеры

Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

Тренинг психологический это. Что такое психологический тренинг

Существуют разные формы психологической обучающей работы: консультирование, семинар, психотерапия, тренинг, вебинар. У каждой формы свои задачи и особенности. Важно уметь разбираться в них, чтобы грамотно подбирать для себя подходящую форму.

Тренинг психологический это. Что такое психологический тренинг

Психологический тренинг — это активная форма психологической работы, основная цель которой — выработка навыков, облегчающих процесс взаимодействия с другими людьми и самим собой в разнообразных ситуациях .

Разберем подробно каждую часть этого определения, чтобы в результате сформировать целостный образ такой формы психологической работы, как тренинг.

Активностьв тренинге предполагает, что вы как участник активно включаетесь в работу, а именно, выполняете упражнения и задания (самостоятельно, в парах или в группе), а по итогу получаете обратную связь от тренера. Только при соблюдении этого условия вы сможете выработать новый навык. Если «тренер» только рассказывает о чем-то, но не предлагает вам опробовать информацию на практике, или если тренер просто принимает ваши задания, но никак их не комментирует, не помогает вам увидеть вашу работу со стороны, то в лучшем случае вы попали на семинар или лекцию, в худшем — к шарлатану. Знания в этом случае вы, может быть, и получите, а вот навык — нет.

Основная цель тренинга — выработка навыков . Прежде чем пойти на какой-либо тренинг, вы заранее должны представлять, чему вы там научитесь. В анонсе своего мероприятия тренер обязательно указывает на это: например, после тренинга вы научитесь распознавать манипуляции и предотвращать их; понимать других людей; овладеете умением удерживать внимание аудитории и т.п. Конечно, кроме навыка, в итоге тренинга вы много чего узнаете: и о теме, которая вас заинтересовала, и о себе (а это самое интересное!), и о других людях. Но это скорее промежуточный и вспомогательный результат. Основной — приобретение нового полезного психологического навыка.

Навыки, которые вы получите в результате психологического тренинга, будут касаться взаимодействия с другими людьми или с самим собой. Какое именно это будет взаимодействие, зависит от темы тренинга. Например,

  • если вы хотите посетить тренинг продаж , то вы приобрете навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с покупателями;
  • если вы идете на тренинг компетентности в общении , то там вы научитесь общим приемам эффективного взаимодействия с людьми, независимо от конкретных ситуаций;
  • если вам приглянулся тренинг личностного роста , значит, в результате прохождения программы тренинга вы научитесь навыкам и приемам этого личностного роста (здесь как раз речь идет о взаимодействии с собой).

Тренинг не бывает коротким. Если вам предлагают программу на 2, 3, 5 часов — это не тренинг. За это время невозможно выработать социально-психологический навык. Разве что можно успеть погрузиться в тему и прощупать свое к ней отношение на практике. Хорошая тренинговая работа длится около 20-30 часов (2-4 дня) , иногда дольше — в засимости от сложности навыка, которому обучает тренер.

Психологические занятия для подростков

Индивидуальные занятия психолога с подростками позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.

Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин. На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]