Дебрифинг — в психологии, в тренинге, в критические моменты

Многие из нас, к сожалению, переживали травмирующую ситуацию. Это могла быть авария, смерть близких, пожар в доме, теракт… После произошедшего состояние психики человека настолько неустойчивое, что его можно сравнить с верхней точкой маятника. На дальнейшую траекторию может повлиять малейшее дуновение ветерка.

Первая психологическая беседа со специалистом после экстремальных происшествий имеет особый смысл и предназначение. Ведь в такие моменты люди, как никогда, нуждаются в помощи и поддержке.

Дебрифинг — это консультация человека или группы людей, переживших чрезвычайную ситуацию, чаще всего проходит в форме тренинга в первые двое суток после случившегося.

Различия между обратной связью и дебрифингом (по Тиму Расселу)

В книге Тим Рассела «Эффективная обратная связь» автор разделяет понятие обратной связи и дебрифинга. Он исходит из того, что в тренинге мы затрагиваем 4 аспекта: изучаем теорию, отрабатываем навыки, работаем с установками, а также помогаем вырабатывать суждения, которые влияют на способность принимать решения на основе изученного.
Обратная связь может быть применена для оценки правильности/неправильности знаний и навыков. Без нее невозможен прогресс, так как она дает информацию, что делать по-другому и какие ошибки допустил участник.

Дебрифинг может нам помочь при работе с установками и выработке суждений. Поскольку эта область не может быть оценена как правильная или неправильная, дебрифинг с помощью вопросов позволяет собрать разные мнения и расширить кругозор и рамки мышления учащихся.

Каждый человек имеет свой допустимый объем восприятия обратной связи. Учащихся можно разделить на 3 типа: «наперсток», «стакан», «ведро». По определенным сигналам (высказываниям участников, невербальным проявлениям и пр.) можно понять, с кем тренер имеет дело и в зависимости от этого принять решение, когда необходимо закончить давать обратную связь и перейти к дебрифингу.

Каждому участнику должно быть уделено равное время для обсуждения его работы. Однако время между обратной связью и дебрифингом может быть поделено неравномерно. Для «наперстка», например, акцент будет сделан на дебрифинг, так как объем восприятия возможной обратной связи у него меньше.

Если объем обратной связи достигает предела, критика перестает восприниматься и у участника тренинга включается защитная реакция.

Защитная реакция – важный элемент для сохранения самоуважения участника в глазах группы. И тренер должен с уважением и понимаем относиться к данной потребности любого учащегося.

Защитная реакция может быть трех типов: на первом этапе в качестве объяснения неудачи привлекаются внешние факторы (ограничение времени, видео-камера, присутствие наблюдателей и пр), на втором – ссылаются на нечеткие инструкции, нереалистичность ситуации, плохую организацию процесса, на третьем этапе — напрямую обвиняют тренера в непрофессионализме, становятся в оппозицию.

Чтобы не провоцировать участника переходить на следующую стадию защиты, нужно принять его объяснения и аккуратно перевести обратную связь в дебрифинг.

Дебрифинг позволяет сместить акцент с конкретного участника и обсуждения его успешности на дискуссию с группой об общих моментах по затронутой теме. В этом случае участник, получивший обратную связь, ощущает себя в большей безопасности и готов с большим энтузиазмом ее принять.

Дебрифинг в психологии

Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.

Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.

Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.

Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.

Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.

Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.

Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.

Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.

Что такое дебрифинг?

Дебрифингом называется одноразовая психологическая беседа, которая направлена на обсуждение травмирующего события, которое произошло не более 2-3 дней тому, с целью минимизации эмоциональных переживаний, которые возникли у человека в процессе произошедшего. Данная консультация направлена на выслушивание человека, оказание ему помощи, разъяснения того, что на самом деле произошло (поскольку в голове человека, пережившего стресс, многие события искажаются).

Поскольку в случившемся могут участвовать сразу несколько людей (например, ограбление банка или авиакатастрофа), то консультация проводится сразу со всеми. Такая работа позволяет человеку не просто высказаться, но и посмотреть на ситуацию глазами других участников, выслушать их мнение, поделиться своими идеями и узнать что-то новое.

Дебрифинг направлен на то, чтобы человек получил возможность выговориться, услышать другую точку зрения, получить поддержку и понимание, чтобы все это снизило уровень внутреннего переживания, которое может стать главной проблемой.

Существует замечательная притча о том, как два монаха подошли к неглубокой речке, чтобы перейти ее, и увидели прекрасную девушку. Один из этих монахов взял девушку на руки и перенес ее через речку. Девушка поблагодарила мужчину и ушла. И тут подошел второй монах и критично начал говорить: «Как ты мог прикоснуться к этой девушке. Это же грех». На что первый монах ответил: «Я девушку уже давным-давно перенес, а ты до сих пор ее несешь в себе».

Таким же образом поступают и люди: они постоянно с собой несут все то, что уже произошло в прошлом, не стараясь даже расстаться с этим грузом со спокойной душой.

Современное общество построено на страданиях. Основным источником страданий является прошлое, ведь у каждого человека найдется печальная история, которую можно назвать как самую трагическую. На горе и прошлом построены многочисленные программы, которые постоянно повторяют и напоминают людям об их печалях. Человек привык к тому, что он живет прошлым. Потому что там уже все известно, понятно, он уже многое прошел. И в любой момент индивид может вернуться в счастливые минуты своей жизни либо в грустные, печальные.

Зачастую же человек вспоминает о плохом. Почему? Потому что он практически каждый день сталкивается со стрессовыми ситуациями. По дороге на работу, на самой работе, в компании друзей, дома с любимым человеком, с детьми, с родителями и т. д. Везде, куда бы человек ни пошел, он становится объектом для того, чтобы стать «козлом отпущения» или виноватым. Такие периодические конфликтные ситуации порой доводят человека до глубокой депрессии, когда он вволю погружается в свои воспоминания о плохом. Он доказывает сам себе ошибочность жизни, злость окружающих и жестокость мира вообще. Каждый может найти массу причин, чтобы назвать мир беспощадным. Но это лишь потому, что человек хочет найти виноватых среди всех, кроме самого себя.

Пусть прошлое остается в прошлом. Вернитесь сознанием в то помещение, где вы сейчас находитесь. Ощутите свое тело, прочувствуйте каждую клеточку своего организма

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Сущность психологического дебрифинга и его этапы

Определение 1

Психологический дебрифинг – это способ беседы с человеком, который пережил психологическую травму.

Целью психологического дебрифинга является предотвращение развития посттравматического стрессового расстройства и других негативных последствий.

Определение 2

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это расстройство, развивающееся у некоторых людей, которые пережили шокирующее, страшное или опасное событие.

Для человека естественно бояться во время и после травмирующей ситуации. Страх запускает многие процессы в организме, чтобы помочь защититься от опасности или избежать ее. Выбор «сражайся или беги» является типичной реакцией, предназначенной для защиты человека от вреда. После травмы почти каждый испытает ряд реакций, но большинство людей естественным образом избавляются от начальных симптомов. Те, кто продолжает испытывать проблемы, могут быть диагностированы как пациенты с ПТСР. Люди, страдающие ПТСР, могут испытывать стресс или страх, даже если им не угрожает опасность.

Большинство процедур психологического дебрифинга включают один сеанс, который может длиться от одного до трех часов, в дни, следующие сразу за травмирующим событием. Время и способ лечения зависят от квалификации персонала, проводящего психологический дебрифинг. Часто он проводится в группах.

Эффект дебрифинга, как правило, проявляется вскоре после его проведения, среднесрочный и долгосрочный эффект этого способа воздействия на реакцию на травму вызывает большие сомнения. Высказывается предположение, что психологический дебрифинг может мешать процессам естественного восстановления после травмирующего события. Это верно как для одной сессии, так и для нескольких сеансов. Однако по состоянию на 2022 год Американская психологическая ассоциация положительно оценила психологический дебрифинг, поскольку отсутствие поддержки (исследований и лечения) потенциально вредно.

Психологический дебрифинг — это не то же самое, что краткосрочная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), назначаемая при остром стрессовом расстройстве, которая проводится приблизительно через 2 недели после травмы и длится от четырех до пяти сеансов.

Люди, пережившие катастрофические события, часто получают лечение, называемое психологическим дебрифингом, с целью предотвращения посттравматического стрессового расстройства. С ними проводится иинтервью (беседа), которое предназначено для того, чтобы люди могли непосредственно противостоять событию и делиться своими чувствами с консультантом. Это поможет им структурировать свои воспоминания о событии.

Популярные статьи Догматизм — что это такое в философии, в науке

Иными словами, психологический дебрифинг — это программа вмешательства в кризисных ситуациях, которая используется для оказания первоначальной психологической помощи. Обычно он проводится на групповом сеансе в период между 24 и 72 часами после бедствия.

Смысл такого метода состоит в том, чтобы «рассказывать о том, что произошло», с чувством пересмотра или изучения опыта или действий с целью достижения порядка в голове и придания смысла в отношении того, о чем сообщалось. Это структурированный процесс, который также оценивает вклад различных участников в определение успеха или неудачи операции. Процессы могут включать получение объяснения, информации и ситуативных напоминаний о контексте, а также предоставление отчетов о показателях эффективности и возможностях дальнейшего изучения результатов исследования, расследования или оценки эффективности после завершения участия.

Этапы психологического дебрифинга

Каждый сеанс психологического дебрифинга состоит из семи этапов:

  1. установление правил;
  2. выявление фактов, чтобы установить, что произошло;
  3. обсуждение мыслей о том, что произошло; (
  4. обсуждение эмоций, связанных с тем, что произошло;
  5. выявление признаков и симптомов дистресса;
  6. изучение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стратегий преодоления трудностей;
  7. повторное обсуждение любых других вопросов и предоставления любых дополнительных услуг

Цель этого типа опроса, как уже отмечалось ранее, состоит в том, чтобы не дать развиться ПТСР.

Результаты исследований дебрифинга

Было проведено огромное количество исследований, посвященных данной процедуре. И эти наблюдения показали, что дебрифинг не снижает вероятность развития осложнений для людей, которые пережили психологическую травму. В некоторых случаях он может быть даже опасен.

Например, исследователи обнаружили, что жертвы пожара, участвовавшие в дебрифинге, спустя 13 месяцев чаще были подвержены ПТСР, чем контрольная группа. А пострадавшие в дорожных авариях, участвовавшие в данной процедуре, спустя 3 года имели психопатологии, вызванные аварией.

Ученые сделали вывод, что дебрифинг — это терапия, которая не имеет положительных результатов, а в некоторых случаях даже калечит.

Дебрифинг стресса критических инцидентов

Цель ДСКИ — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.

ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.

А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;

Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.

В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них

Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников

Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.

Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.

Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.

Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.

Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . — М., 1995.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

источник

Рефлексия, дебрифинг, шеринг

В моих курсах по подготовке игропрактиков и дизайн-мыслителей очень важную роль занимает рефлексия. Без неё тот неординарный образовательный результат, который заложен в игры и задания, просто не получить. Но, к сожалению, только единицы взрослых, не говоря уже о подростках, сразу умеют эффективно и с пользой размышлять о событиях собственной жизни. И речь сейчас пойдёт не о съедающем массу энергии бесполезном внутреннем диалоге и не о зацикливании на неудачном опыте. Далее дам свой ответ на вопрос «Как эффективно размышлять о своей жизни?».

Как я понимаю рефлексию? Чем она отличается для меня от других способов завершения и подведения итогов чего бы то ни было?

Рефлексия — это способность мысленно остановиться, выйти из ситуации, занять позицию стороннего наблюдателя-аналитика для выработки принципиально нового понимания произошедшего.

Почему советовать другим часто легче, чем придумать вовремя правильное решение для себя? Потому что мы вне ситуации или даже если в ней, то эмоциональный фон и значимость для нас ниже. Если я вижу на занятии, что у обучающихся очень яркие переживания после игры, задания, события, то до рефлексии обязательно провожу «шеринг». В моем понимании это высказывание чувств и эмоций, обработка внутренней энергии произошедшего. Так я снимаю эмоциональный накал, подготавливаю разум к дальнейшей мыслительной работе.

Почему мы или другие очень часто «танцуем на граблях»? Почему принимаем одни и те же решения и совершаем одни и те же действия, даже не осознавая этого? Пока мы в ситуации, мы скорее констатируем виды и порядок действий. Что и как делали, как реагировали. В центре внимания наши собственные действия. Видение и оценка их довольно статичны. Здесь на поверхность вплывают установки и убеждения: хорошо или плохо, правильно или неправильно, справедливо или не справедливо. Они-то и мешают нам сформировать новый взгляд на произошедшее. Фокус на себе, только теперь не на эмоциях, а на действиях, опять преграждает путь к рефлексии. Я делаю вывод, что пришла пора проводить «дебрифинг», давать возможность обучающимся высказать мнение о своих и чужих действиях или бездействии. Это работа на уровне суждений.

Рефлексия — это продуктивное сомнение в собственных действиях. То есть, чтобы к ней перейти нужно убрать эмоциональный накал и неконтролируемое желание защитить и оправдать свои действия.

Что же может дать это продуктивное сомнение? Зачем сомневаться?

Здесь прекрасно работает модель «Я — другие — мир».

  1. Можно осознать собственный дефицит. Понять, чего не хватает для решения проблемы и преодоления препятствия.
  2. Можно лучше понять других людей, мотивы их поступков, образ мысли, шаблоны поведения.
  3. Можно вычислить закономерности ситуации, в дальнейшем быстрее ориентироваться в происходящем и предугадывать развитие событий.

Из нового понимания рождаются новые действия, а значит получается то, что раньше было недосягаемым. Понимание, а значит и рефлексия, проходят внутри одного конкретного человека. Это принципиально отличается от публичного высказывания в «шеринге» и «дебрифинге», но в тоже время может быть вербализировано. Как любой навык, рефлексивность можно развивать. Этому я уделяю особое внимание, ведь, по сути, это развитие мышления, вывод его на новый уровень.

Дебрифинг стресса критических моментов

В 1983 году Д. Митчел разработал структуру дебрифинга стресса критических моментов. Она направлена на работу с людьми, которые участвовали в одной катастрофической ситуации. Не всегда это являются лица, случайно участвовавшие в ситуации. Порой речь идет о сотрудниках, чья работа связана с экстренными ситуациями.

Главной целью дебрифинга стресса критических моментов является снижение психологического напряжения, а также предотвращение развития ПТСР и его симптомов. Это становится возможным, когда дебрифинг проводится в группах, где люди делятся своими ощущениями и переживаниями, рассказывают о своем опыте, а также слушают других участников, которые пребывали в той же самой ситуации. Это помогает сплотиться, найти поддержку и понимание со стороны других людей. Сами участники начинают сострадать и анализировать более трезво ситуацию, которая каждым раскрывается в новом свете.

Дебрифинг проводится ведущим и его помощником. Этапы могут составлять от 5 до 7. Максимальное количество участников – до 12 человек.

Рассмотрим структуру дебрифинга:

  1. Проработка чувств:
  • Вводная часть: знакомство, ознакомление с правилами.
  • Фаза фактов: каждый участник излагает те факты, которые связаны с чрезвычайной ситуацией.
  • Фаза мыслей: каждый участник делится своими переживаниями и суждениями, которые с ним происходили в тот или иной момент, когда он находился в ЧС.
  • Фаза реагирования: каждый участник искренне делится своими чувствами, которые его охватывали в момент ЧС и после произошедшего.
  1. Обсуждение симптомов и получение поддержки:
  • Фаза симптомов: участники говорят о тех симптомах, которые проявились у них после кризисной ситуации. Иногда они все выписываются на одном листе бумаге.
  • Подготовительная фаза. Ведущий с помощником анализирует реакции участников.
  1. Активизация ресурсов, предоставление информации. Фаза реадаптации: идет обсуждение того, что может быть в будущем с симптомами участников. Что они могут предпринять, чтобы предотвратить негативное развитие событий?

Популярные статьи Почему нельзя говорить «спасибо», а нужно говорить «благодарю»

В момент дебрифинга в комнате находятся только участники ЧС, ведущий и его помощники. Все остальные лица считаются лишними. Время проведения дебрифинга составляет около 2,5 часов без перерывов. Это делается потому, что за все время проводится глубокая проработка чувств и переживаний, что не требует разрыва.

Требования к ведущему:

  1. Навыки коллективной работы.
  2. Знакомство с проблемами, связанными с тревожностью, утратой, травмами.
  3. Уверенность в себе.
  4. Эмоциональная уравновешенность и умение контролировать личные эмоции.

Что такое многоуровневый дебрифинг?

Структура и масштабы данного психологического вмешательства могут изменяться в зависимости от глобальности происшествия. Если это техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые теракты, то применяется многоуровневый дебрифинг.

Первый уровень — это работа психологов, медиков, работников МЧС с пострадавшими.

Второй уровень — это работа психологов с теми специалистами, которые оказывали помощь на месте событий. Ведь работа в эпицентре — это сильная эмоциональная нагрузка.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства, Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирую-щих средств, позволяющих снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание. Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем, лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.

Соловьева С.Л.,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской

государственной Медицинской академии им. И.И. Мечникова

Сценарий дебрифинга

Каждая беседа должна иметь сценарий, он будет дополнительной опорой для психолога, которому тоже приходится работать в экстремальных условиях.

Дебрифинг часто проводится в форме тренинга, когда участники садятся по кругу, но в данном случае предпочитают не оставлять пустого пространства в центре, ведь это не совсем привычная обстановка может восприниматься участниками как угроза. Чтобы сделать условия максимально комфортными, используют круглый стол.

Дебрифинг состоит из трех основных частей:

1. Репродукция случившегося.

2. Анализ симптомов и реакций.

3. Мобилизация психологического состояния здоровья.

Кроме того, весь процесс разделен на фазы:

  1. Знакомство. Как и в обычном тренинге, участники должны назвать имя и рассказать какую-то информацию о себе.
  2. Изложение фактов. На этом этапе пострадавшие повествуют, что именно им пришлось пережить. Как они поняли, что приближается беда, их дальнейшие действия.
  3. Фаза впечатлений. Участники делятся своими переживаниями, мыслями, эмоциями. Если разговор заходит в тупик, тренер обязан подогреть его вопросами: «Что вы думали о случившемся?», «Как вы оценивали ситуацию вокруг себя?»
  4. Фаза чувств. Самый длинный и важный этап. Многие пострадавшие испытывают не знакомые им ранее эмоции, отчего они кажутся дикими, странными, постыдными. Каждый считает, что такой переворот сознания происходит только с ним, но в ходе разговора понимает, что все переживают аналогичные чувства. Зарождается взаимоподдержка и эмоциональная связь. Этот ключевой момент дебрифинга зависит в первую очередь от тренера, который обязан подтолкнуть участников к искренности.
  5. Фаза симптомов. Ее можно не выделять как отдельную, часто она входит в предыдущую.
  6. Ведущий и его помощники (тоже психологи) должны обработать информацию о чувствах участников, дать наставление на будущее, рассказать о возможных психологических проявлениях.
  7. Обучение сглаживанию в будущем негативных психологических проявлений. На этом этапе есть возможность договориться еще об одной встрече.

Дебрифинг в психологии

Дебрифингом в психологии называют методику проведения бесед с людьми, которые совместно пережили трагическое событие или катастрофу. Он относится к мерам неотложной психологической помощи и должен проводиться непосредственно после того, как случилось событие. Оптимальным временем для проведения дебрифинга считается 48 часов после того, как случилось трагическое событие или стрессовая ситуация. Так как через 48 часов закончится период специфических реакций, а сами участники событий окажутся в состоянии, при котором возвращается возможность рефлексии и способность к самоанализу. В случае, когда пройдет достаточно много времени с момента события, воспоминания станут более туманными и расплывчатыми. Тогда используют видеофильмы или видеозаписи о происшедшем событии.

Процесс дебрифинга включает в себя реагирование в безопасных и конфиденциальных условиях. Данный процесс дает возможность разделить впечатления, чувства, реакции, которые связаны с событием, с другими участниками. Благодаря тому, что участники событий встречают у других людей похожие чувства и реакции, им становится легче пережить то, что произошло. Также снижается ощущение ненормальности и уникальности своих реакций, внутреннее напряжение. Люди получают в группе поддержку от других ее участников. Действия тренеров в таком процессе лежат в том, чтобы мобилизовать и сосредоточить внутренние резервы переживших трагедию, и в подготовке к появлению реакций или симптомов, связанных с посттравматическими стрессовыми симптомами или расстройствами.

Целью дебрифинга является минимизация любых психологических проявлений после перенесенного стресса. А общей целью коллективного обсуждения является снижение психологических переживаний, страданий и напряженности. Для того чтобы достигнуть данных целей необходимо: проработать впечатления, чувства и реакции, объяснить структуру и смысл событий, которые случились и реакции на них, минимизировать групповое и индивидуальное напряжение, снизить ощущение ненормальности и уникальности индивидуальных реакций.

Дебрифинг не может предохранить от всех последствий травмы или от их возможного проявления. Однако с его помощью можно препятствовать развитию таких последствий и их усилению. Данный процесс способен помочь понять причины состояния и осознать свои действия, которые следует предпринять для облегчения последствий. Поэтому одноразовая специфическая беседа считается и методом психологического антикризисного вмешательства, и профилактикой.

Также этот метод считается одной из наиболее распространенных процедур для проведения групповой профилактики профессиональных стрессов работников экстремального профиля (например, для сотрудников МЧС).

Для наиболее оптимального и эффективного снижения нежелательных последствий профессиональных стрессов нужно обязательное следование строгой процедуре этой специфической беседы.

Существуют и другие сферы применения дебрифинга. Так, например, дебрифинг в рекламе может применяться для того, чтобы предоставить возможность участникам обсудить и обдумать все преимущества и недостатки, потенциальные варианты решения таких задач, которые не подразумевают единственного правильного решения. Он широко используется в качестве способа обучения персонала в общем, а не только во время проведения социальных и психологических тренингов.

Также данный метод может использоваться и для оценивания эффективности и оптимальности обучения. Во время данной процедуры участники и ведущие тренинга меняются своими ролями. При этом возникает обратная связь, которая идет от участников к тем, кто ведет одноразовую специфическую беседу, а непосредственно темой дебрифинга является эффекты тренинга, процесс тренинга и его результат. Социальные и психологические тренинги представляют собой своеобразный диалог, при котором обратная связь имеет ключевое место.

Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в равенстве психологических позиций всех участников процесса, установке на партнерство, принятии партнера по коммуникации, в инициировании работы по самопознанию, образовании нового понимания предмета коммуникации в качестве результата диалога.

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

В рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы (Владиславова, 2001).

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80 процентов нормально функционируют, а у 20 процентов через некоторое время (2–6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999).

Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы. Именно поэтому в данной главе достаточно большое место занимают вопросы, связанные с психологией терроризма.

Дебрифинг в психологии

Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.

Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.

Популярные статьи Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения

Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.

Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.

Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.

Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.

Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.

Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.

Виды дебрифинга

2.1. Кризисный дебрифинг

Дебрифинги, проводимые по факту совершения терактов, а также в местах стихийных бедствий и катастроф, являются частью программы оказания первой помощи и помогают пострадавшим пережить ситуации сильного страха, травмы, крайнего дискомфорта, имущественного ущерба или потери друзей и близких. Целью психологического опроса является снижение вероятности возникновения посттравматического стрессового расстройства и других психологических проблем при помощи предоставления возможности выговориться, «отторжения воспоминаний путем их вербализации». Дебрифинг как средство оказания первой психологической помощи имеет английское название Critical Incident Stress Debriefing.

Методики и структура проведения кризисного дебрифинга варьируются в зависимости от характера и масштабов трагедии. Так например, в местах терактов, катастроф и стихийных бедствий применяется многоуровневый дебрифинг, при котором психологи и спасатели, работающие непосредственно на месте события, впоследствии сами получают психологическую помощь от своих коллег на «втором уровне», и т. д. В другом примере, дебрифинг освобожденных военнопленных с признаками стокгольмского синдрома будет отличаться от дебрифинга заложников политического теракта с теми же признаками стокгольмского синдрома.

…дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо известных специалистам.

Дебрифинг как способ психологического вмешательства постепенно становится обыденной процедурой во многих странах, хотя эффективность его пока не доказана. В действительности существует много свидетельств, что подобные психологические опросы не только неэффективны, но и вредны. В марте 2007 года американский журнал «Перспективы психологической науки», издаваемый «Ассоциацией психологических наук» (англ. Association for Psychological Science) внёс кризисный дебрифинг в список процедур, способных причинить вред пострадавшим.

2.2. Аналитический дебрифинг

В психологических исследованиях, дебрифингом называется краткая беседа между исследователем и участником эксперимента, проводимая по завершении психологического исследования. Дебрифинг является важным этическим звеном, позволяющим убедиться, что участники хорошо информированы и не пострадали в ходе эксперимента.

С юридической точки зрения, дебрифинг — это основная мера предосторожности в случаях проведения исследований на человеческих существах; он является столь же важным, как и получение письменного согласия на участие в эксперименте. Этот тип дебрифинга особенно актуален для исследований в области социальной психологии при экспериментах, которые используют обман

Дебрифинг обычно не применяется при проведении обследований, наблюдений, или других видов научных исследований, которые не связаны с обманом, и сопряжены с минимальным риском для участников.

Методологические преимущества дебрифинга предоставляют ислледователю возможность проверить эффективность гипотезы и выявить участников, которые смогли раскрыть замысел эксперимента и обнаружить обман. Данные полученные от этих участников должны быть исключены из последующего анализа

Многие психологи акцентируют важность проведения дебрифинга даже при отсутствии обмана или стрессовых процедур

ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство – тяжелое психическое состояние, причиной которого может послужить психотравмирующая ситуация.

Психическая травма может привести к пограничному состоянию. Стоит разделять психическую и психологическую травмы.

Психическая более глобальна, может иметь постоянный характер и передаваться по наследству. Психологическая – временная, человек после такой травмы относительно быстро восстанавливается, сохраняется адекватность и умение приспособиться во внешней среде.

Стрессовое расстройство характеризуется постоянным возвращением мысленно к травмирующему событию. В один из таких приступов могут возникнуть мысли о самоубийстве, так как душевные муки могут быть несовместимы с жизнью.

Пострадавший старается не возвращаться в те места, которые провоцируют воспоминания, не общаться с людьми, связанными с трагическими событиями, избегать любых разговоров на эту тему.

Первое время у человека появляется тревога, связанная с повторением событий, он постоянно находится в волнительном тонусе, что может спровоцировать соматические расстройства и болезни.

Для лечения ПТСР используют совокупность медикаментозных и психотерапевтических методов.

Суть аналитической беседы

Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.

Так как психология – наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой – это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.

Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность – это результат воспитания, а не природы.

В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.

Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.

Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.

Дебрифинг в тренинге

Любой тренинг является бессмысленным без обсуждения его результатов, т.е. без дебрифинга. Он заключается в обучении, которое помогает размышлять о прошедших пережитых ситуациях или опыте, обнаружить новые идеи и открытия. Существует несколько периодов процесса дебрифинга: период переживания опыта, разделения такого опыта, интерпретации, обобщения, приложения, процессуальный период.

Дословно дебрифинг переводится как опрос после того, как выполнено задание. Дебрифинг в тренинге – это анализ и разбор опыта, который был приобретен участниками в процессе выполнения задания или упражнения в ходе тренинга. Целями дебрифинга могут быть: вывод всех участников тренинга из анализируемых или разыгранных ролей, снижение эмоционального напряжения, полученного после выполнения упражнений, анализ того, почему именно события складывались так, а не иначе, выявление возникших установок, чувству и перемен, соотношение игрового опыта с реальными жизненными ситуациями; анализ эффективности действий участников и наметка возможных «зон роста», наметка новых тем для размышлений и подготовка к следующему тренингу, установка взаимосвязей с предшествующими и последующими тренингами.

Дебрифинг – это обязательная ключевая фаза упражнений. Без качественного дебрифинга тренинг будет простым набором упражнений и игр. Практической пользы от тренинга не будет.

Технически дебрифинг являет собой целый ряд определенных вопросов, которые задает участникам процесса ведущий или тренер после того, как выполнение упражнения закончено. Такие вопросы должны составляться, учитывая цели и тематику упражнений. Существуют тренинги, в которых одинаковые упражнения могут применяться с разными целями.

Дебрифинг в рекламе является подведением результатов и итогов тренинга. Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в сборе замечаний и информации: что было интересного и эффективного в ходе тренинга, что было не эффективным. Затем тренер обобщает изученное, и создает мотивацию для дальнейшего самостоятельного более глубокого изучения.

Применение психологического дебрифинга в других сферах жизни человека

«Разбор полетов» у военных похож на психологический дебрифинг. Этот тип опроса используется для получения информации от пилота или солдата после какого-то задания, а также для инструктирования человека относительно того, какая информация может быть предоставлена общественности и какая информация засекречена. Другая цель военного опроса состоит в том, чтобы оценить человека и вернуть его к обычным обязанностям как можно скорее.

В психологическом исследовании используется короткое интервью, которое проводится между исследователями и участниками исследования сразу после их участия в психологическом эксперименте. Подведение итогов является важным этическим соображением, позволяющим убедиться, что участники в полной мере информированы о своем опыте эксперимента, а не психологически или физически готовы к нему. Как правило, подобное интервью не используется в опросах, наблюдательных исследованиях или других формах исследований, которые не предполагают обмана и минимального риска для участников.

Методологические преимущества разбора включают способность исследователей проверять эффективность манипуляций или выявлять участников, которые смогли угадать гипотезу или обнаружить обман. Если данные были скомпрометированы таким образом, то эти участники должны быть исключены из анализа. Многие психологи считают, что эти преимущества оправдывают постэкспериментальное наблюдение даже в отсутствие обмана или стрессовых процедур.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]