Перцептивная сторона общения: понятие, особенности, функции, механизмы

Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Определение, плюсы и минусы

Рефлексия — что это в психологии, определение
Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Цикл эффективной коммуникации
  • Правила эффективных онлайн-коммуникаций
  • Методы ведения разговора
  • 6 эффективных техник коммуникации
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • Невербальная коммуникация
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Повседневная магия общения
  • Как прокачать навыки слушателя

Ключевые слова:1Профайлинг

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Когда и как формируются перцептивные навыки

Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.

Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.

Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами. Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира». Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

ТолкованиеПереводПерцептивная деятельность

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
  • восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Восприятие — – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа… … Словарь-справочник по социальной работе
  • Восприятие — способность синтезировать наглядные образы из отдельных ощущений (А.Н.Леонтьев). Сам процесс восприятия протекает, предположительно, с в несколько стадий и с участием таких процессов. Последние таковы: 1. сосредоточение внимания на сенсорном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Перцепция — (от лат. perceptio восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. * * * (лат. perceptio – восприятие) – восприятие (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>

Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.

Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.

Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.

Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.

Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).

Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.

Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:

Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.

Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.


ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:

  • СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ — 1. См. перцептивное поле. 2. См. область восприятия … Толковый словарь по психологии
  • ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия
  • Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… … Психологическая энциклопедия
  • БЕРКЛИ — (Berkeley) Джордж (1685 1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709),… … Философская энциклопедия
  • КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… … Философская энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… … История Философии: Энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ( Phenomenologie de la perception . Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как жизненной коммуникации , как беспрестанного и… … История Философии: Энциклопедия
  • ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия
  • Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
  • Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия

Используемые источники:

  • https://srazu.pro/teoriya/percepciya-v-psixologii.html
  • https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/268/перцептивная_деятельность
  • https://psychology.academic.ru/3799/перцептивные_действия
  • https://studopedia.ru/10_219653_fenomenalnoe-pertseptivnoe-pole—eto-opit-poluchenniy-individom-v-hode-vsey-zhizni-i-yavlyayushchiysya-unikalnim-dlya-nego-igraet-bolshuyu-rol-v-formirovanii-ya-kontseptsii.html
  • https://universal_ru_en.academic.ru/1980153/перцептивное_поле

Перцептивный уровень отражения целого

Теоретические и экспериментальные исследования зрительного восприятия показывают, что помимо внешней моторной развертки существует внутренняя развертка, генетически опирающаяся на внешние движения.

Последовательная обработка информации имеет все ограничения, свойственные последовательным цепям: при передаче от звена к звену возможны потери информации, скорость переработки ограничивается скоростью самого медленного звена. Таким образом, восприятие целостного объекта есть последовательно-параллельный процесс. Образ объекта возникает в результате интеграции ряда симультанных отображений. Так, понимаемый образ целостного объекта продолжает формироваться до последнего взгляда на объект, до окончания звучания последнего аккорда. Но на этом дело не кончается, после прекращения непосредственного контакта с объектом восприятия образ продолжает эволюционировать. Образ целостного объекта — динамическая система, имеющая свои стадии эволюции, стабилизации инволюции. Поэтому образ представления того же объекта существенно зависит от того, на какой стадии своего «существования» находится образ.

Обратимся теперь к процессам анализа и синтеза на перцептивном уровне. В основе анализа лежит различие, в основе синтеза — сходство. Не сществует абсолютно одинаковых или абсолютно различных объектов. Степени различия и сходства определяются не только свойствами сравниваемых, объектов, но и характеристиками отражающей системы, ее порогами, ее дифференцирующими и интегрирующими возможностями. Кроме того, результаты анализа и синтеза зависят от контекста, от окружающей среды.

Первичным анализом (после выделения из фона), является пространственное и временное расчленение объекта на части и выделение границ между ними. Этот процесс осуществляется благодаря наличию элементов, реагирующих на изменения. Затем производится анализ информационных и энергетических признаков отдельных частей. Следующий этап анализа — анализ множества (распределения) значений одного признака. Последним является анализ множества распределений по всем признакам. Разумеется, параллельно с процессами анализа идут и процессы синтеза. Собственно, определение меры близости уже содержит оба компонента — и анализ, и синтез. Выделенные границы разделяют и одновременно объединяют смежные элементы. Прежде чем анализировать множество значений признака или распределение различных признаков, их необходимо получить в результате некоторого процесса синтеза. Процессы анализа и синтеза на всех уровнях отражения тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Однако как сами процессы анализа и синтеза, так и соотношения между ними меняются при переходе от сенсорно-перцептивного к оперативному уровню отражения.

На перцептивном уровне происходит обязательное квантование информации об объекте как во времени, так и в пространстве, причем это квантование определяется ограничениями отражающей системы на разных уровнях и производится самим организмом автоматически (последовательный осмотр объекта — ограничение объема внимания) или сознательно, согласуясь с возможностями организма (ограничения длительности одноразового восприятия и т. д.). Существуют две гипотезы о принципах анализа изображения в зрительной системе. Первая исходит из существования механизма временного квантования с постоянной или переменной величиной кванта времени, в пределах которого происходит обработка всей информации изображения. Вторая основывается на идее параллельной признаковой фильтрации, согласно которой цвет, яркость, контуры, движение, глубина и т. д. обрабатываются в разных частях зрительной системы. Первая гипотеза опирается на данные о механизмах работы моторики глаза, вторая — на данные об избирательности восприятия при мозговых травмах, на электрофизиологические исследования зрительной коры животных. Эти гипотезы не противоречат друг другу, так как в первом случае квантование происходит во времени, а во втором — по функциональным признакам подсистем зрительного восприятия. Внутрисистемному анализу предшествует межанализаторный.

Разложение объекта восприятия на элементы позволяет рассмотреть вопрос о перцептивных алфавитах. Перцептивные алфавиты, которыми пользуются люди, часто неизвестны или известны весьма приблизительно. На основании принципов декомпозиции объектов (§ 2, гл. III) можно высказать гипотезу о том, что в качестве алфавитов перцептивного уровня могут быть использованы элементы, обладающие свойствами топологического уровня целостности: связностью, непрерывностью и ограниченностью. Для контура такими элементами являются отрезки дуг и прямых. Но, так же как и алфавиты восприятия вообще, перцептивные алфавиты являются многоуровневыми. Из клинических наблюдений известно, что в памяти существует иерархия образов — сложные составлены из более простых, причем в памяти записаны раздельно алфавиты простых образов и правила построения из них сложных. Хорошо известны многочисленные исследования на животных, в которых показана способность определенных зон коры мозга реагировать на простые признаки объекта: движение, прямолинейный край, угол, круглый край и другие. По-видимому, перцептивные алфавиты не однозначно детерминированы свойствами объектов внешнего мира, и разные люди при восприятии одних и тех же объектов пользуются различными алфавитами. Но тогда должны существовать инварианты, независимые от выбора алфавита.

Сенсорные и перцептивные алфавиты формируются в процессе обучения. Отсутствие таких алфавитов у человека делает невозможным прием информации на соответствующем языке. Недостаточно хорошо сформированные алфавиты отрицательно влияют на прием информации. Одним из условий успешности любой деятельности является совершенное владение соответствующими алфавитами. Известно, что для приема информации приемник уже должен обладать некоторой прединформацией о сообщении. Этот известный компонент информации и относится к алфавитам сообщения. Но сообщение должно содержать и неизвестный для получателя компонент, иначе он не получит никакой информации. Этот компонент содержится в структуре сообщения.

Одной из основных проблем восприятия целого на перцептивном уровне является вопрос об объединяющих факторах. На перцептивном уровне объединяющими являются различные принципы: объединение по близости в пространствах объекта и признаков, по дополнительности, на основании общей закономерности, равновесия и других. Важно, что почти все способы объединения на перцептивном уровне имеют те или иные характеристики топологического уровня целостности.

Вопрос об объединяющих факторах важен еще и потому, что восприятие объектов всегда является сукцессивным. При сукцессивном восприятии дальние связи устанавливаются позднее и труднее, чем ближние. Процессы объединения на перцептивном уровне еще неосознаваемы. Даже такой сложный акт, как выделение закономерности в объекте восприятия часто происходит без участия сознания. Но вместе с тем многие акты в отличие от сенсорного уровня уже могут быть осознаны.

Одна из операций синтеза — обобщение. Между процессами объединения и обобщения много общего. Но в процессе образования целого объединение является целью, а обобщение — одним из средств достижения этой цели. Обобщение — выделение сходного в различном. Сходство (близость) — одна из форм связи.

Одним из основных детерминантов, определяющих характер процессов при восприятии, в том числе анализа и синтеза, является число объектов в поле восприятия. Можно даже указать (приблизительно) числовые интервалы, в которых характер процессов имеет качественные отличия: 1, 2—7 (объекты можно сосчитать), 8—40 (воспринимаются мелькания и дискретность звуковых колебаний), при числе объектов, большем 40, они становятся неразличимы, звуки с числом колебаний более 40 гц воспринимаются как слитные, непрерывные. Экспериментально показано, что с увеличением числа раздражителей уровень возбудимости в соответствующих пунктах зрительной системы уменьшается.

Рассмотрим экспериментальные данные об объединении объектов в поле зрения. При этом упорядочим эти данные по сложности (числу признаков объекта). Существенным фактором для объединения окажется степень сходства и различия между объектами. Простейшими объектами являются точки (малые круги) одинакового цвета и размера. Единственным их отличительным признаком является положение в пространстве (на плоскости). Уже давно было обнаружено, что множество точек на плоскости воспринимается не как отдельные элементы и не в виде хаотической массы, а группами. Вертгеймер выявил ряд факторов, облегчающих объединение точек: близость в поле зрения, хорошая непрерывность, хорошая фигура. Для движущихся точек таким фактором является сходство траекторий. Хорошая фигура — это фигура, обладающая симметрией и уравновешенная. На группировку оказывает влияние установка, но это влияние ограничено. Объективные характеристики множества точек детерминируют эффект группировки. Прошлый опыт, безусловно, влияет на эффект группировки, однако сходство способов группировки у разных людей заставляет предполагать, что здесь проявляются общие характеристики земного существования человека. Музатти сделал попытку унифицировать факторы группировки в виде закона гомогенности (однородности, близости по расстоянию, по направлению движения, по относительному положению к другим точкам).

Как влияет на эффект объединения увеличение различий между элементами? Как влияет на эффект объединения число объединяемых элементов? Экспериментальные данные показывают, что с изменением (уменьшением) числа элементов роль факторов может существенно изменяться, вплоть до превращения в свою противоположность. Так, многочисленные экспериментальные данные показывают, что два весьма близких элемента объединяются очень плохо. Восприятие двух одинаковых элементов неустойчиво, приводит к непрерывному колебанию внимания. Но и слишком большие различия затрудняют объединение. Для оптимального объединения необходим вполне определенный баланс между сходством и различием.

Экспериментальные данные по объединению точек в группы можно рассматривать и по-другому — не как объединение точек в группы, а как разделение множества точек на группы, т. е. рассматривать аналитическую деятельность воспринимающих систем организма, которая осуществляется одновременно с его синтетической деятельностью.

Неразрывная связь процессов анализа и синтеза обнаруживается и при восприятии отношений. На перцептивном уровне фиксируются отношения близости, порядка, метрические и групповые отношения. В восприятии сходства и симметрии ведущую роль играют механизмы сетчатки, в восприятии метрических и порядковых отношений — моторика зрительной системы.

Обсудим одну из многочисленных проблем восприятия отношений. Выше было сказано, что деление целого в золотом отношении имеет широкое распространение в природе и, в частности, в пропорциях человеческого тела. Отмечалось также, что среди бинарных числовых отношении золотое отношение занимает особое положение. Какое отражение золотое сечение находит в актах восприятия? Наблюдения и специальные исследования позволили установить следующее. Благоприятное действие стимулов, содержащих золотые отношения, было обнаружено еще в древности и использовано в архитектуре и музыке, Фибоначчи (Лука Пачноли) считал, что золотое сечение вызывает чувство спокойствия и уверенности, оно производит впечатление чего-то закрепленного в самом себе (по Г. Тиммердингу).

Первые экспериментальные исследования зрительного восприятия золотого сечения были проделаны еще Г. Т. Фехнером. Он показал, что при выборе наиболее удовлетворяющего их прямоугольника из 10 предъявленных с различным соотношением сторон испытуемыми предпочтение было отдано прямоугольнику с отношением 21:34 (≈ 35% испытуемых), т. е. наибольший процент испытуемых предпочел прямоугольник золотого сечения.

Анализируя этюды Шопена, Сабанеев отмечает, что наилегчайшее восприятие музыки достигается при таком делении интервала времени на части, при котором число возможных различных отношений оказалось бы наименьшим. При делении отрезка на две части этому условию удовлетворяет золотое отношение, что обеспечивает быстрое и точное восприятие ряда отношений. Примерно к таким же выводам приходит Г. И. Покровский, анализируя визуальное восприятие ряда отношений на основе закона Вебера-Фехнера. Практика искусства показывает, что золотое сечение длин в живописи и архитектуре и временных интервалов в музыке воспринимается человеком наиболее благоприятно и создает впечатление целостности произведения. Кульминация многих мелодий приходится на золотую точку.

Эти факты позволяют сделать следующие выводы: 1) деление стимула в золотом отношении оказывается благоприятным для зрения и слуха; 2) специфика восприятия золотого отношения обнаруживается в довольно широких пределах варьирования абсолютной протяженности стимула; 3) при визуальном восприятии длин компоненты могут быть расположены как коллинеарно, так и ортогонально; 4) следует различать восприятие целого, разделенного в золотом отношении, и восприятие двух стимулов, находящихся в золотом отношении.

Существуют различные интерпретации описанных феноменов. Одни авторы (Сабанеев, Покровский) считают, что золотое отношение обеспечивает минимизацию затрат энергии при восприятии, другие (Тиммердинг) полагают, что стимулы, содержащие золотое отношение, обладают особой устойчивостью и целостностью, третьи (Арабаджи) считают, что благоприятное воздействие золотого сечения и его элементов на человека связано с тем, что осреднение поступающих сигналов осуществляется по типу среднего геометрического, а это обеспечивает повышение надежности восприятия. Общим для этих точек зрения является признание экстремальной природы механизма восприятия золотого сечения. Имеется и еще одна интерпретация (Цейзинг), связывающая специфику восприятия золотого сечения с возможностью его бесконечного продолжения, что обусловлено глубинными потребностями человека к неограниченному распространению в пространстве и продолжению во времени. Итак, золотое сечение выделяется в пространственных и временных отношениях. Можно предположить, что помимо зрения и слуха золотое сечение будет селективно обнаруживаться и при пассивном, и активном осязании. Фиксирование золотого сечения различными модальностями позволяет предположить, что либо имеется общий механизм воспринимающих систем, который избирательно реагирует, либо реакция выбора совершается уже в центральных частях мозга и обусловлена оптимальным распределением зон возбуждения.

На перцептивном уровне в результате сложной аналитико-синтетической деятельности происходит и оценка интегральных характеристик объекта восприятия (оценки регулярности, разнообразия, сложности и т. д.). На перцептивном уровне формируются и существенные компоненты образа целостного объекта, его структурная, досмысловая часть. Степень соответствия с объектом и характер процесса определяется прежде всего целью формирования образа. Кроме цели на процесс формирования влияют свойства объекта, способ формирования (дифференциация или интеграция), условия восприятия, индивидуальный особенности субъекта.

В процессе генеза восприятия происходит непрерывное развитие и совершенствование процессов анализа и синтеза. При этом происходит отбор, селекция информации о внешнем мире, которая и служит материалом для построения образов. Фильтрация поступающей информации имеет многоуровневый характер и осуществляется различными механизмами на основании определенных критериев. Среди этих критериев особое значение имеют критерии значимости и инвариантности. Условия восприятия могут варьировать в широких пределах: от жестко детерминированного последовательного предъявления частей объекта до произвольного свободного регулируемого пространственно-временного контакта с непрерывным рядом промежуточных случаев.

Рассмотрим процесс формирования образа. Пусть объект воспринимается визуально, полностью помещается в пределах поля зрения, предварительная инструкция не накладывает ограничений на маршрут осмотра. Цель восприятия — максимально точное последующее воспроизведение. Процесс восприятия в этом случае будет определяться свойствами объекта, его пространственной структурой, сложностью и ОА-генезом субъекта: целевой установкой восприятия, имеющимися сенсорно-перцептивными алфавитами, типологическими особенностями воспринимающего.

Многочисленные экспериментальные исследования процесса заучивания изображения выявили весьма большое разнообразие в действиях испытуемых. Большой цикл работ по исследованию динамики формирования образов в зависимости от возраста проводили И. Е. Игнатьев и его сотрудники. Так как возрастные особенности восприятия в данной работе не рассматриваются, то приведем только некоторые результаты, полученные в экспериментах на школьниках А. П. Нееловой [90]. Она выделяет в процессе формирования образа следующие ступени: первичной нерасчлененной целостности, аналитической обработки воспринимаемого изображения, вторичной детализированной целостности образа. В последней ступени выделены этапы вариативного, родового и видового восприятия. Было выяснено также, что испытуемые различаются по уровню развития анализа и синтеза (у 57% испытуемых преобладало анализирующее, у 43% — синтезирующее целостное восприятие). Различались испытуемые и по умению сочетать данные анализа и синтеза: только у 70% аналитико-синтетическая деятельность была продуктивной. Автор отмечает также различные соотношения между анализом и синтезом в процессе решения задачи испытуемыми: в каждый момент преобладал либо анализ, либо синтез. На основании обзора экспериментальных работ, приведенного у Р.Вудвортса [91], можно выделить следующие схемы формирования образа незнакомой фигуры:

Незнакомая фигура = группа знакомых фигур + отношения между ними + коррекция; Незнакомая фигура = группа знакомых фигур + отношения между ними; Незнакомая фигура = знакомая фигура + коррекция.

С накоплением информации человек пользуется все более укрупненными алфавитами, строит новый образ из все более крупных блоков, которые опознаются при контакте с объектом. Все большую роль в построении образа начинает играть память. При дальнейшем научении может наступить момент, когда образ строится не синтетически, а вариационно: выдвигается гипотеза о близком предмете и вносятся коррекции на основе контакта с конкретным предметом.

При визуальном восприятии объекта, который полностью располагается поле зрения, некоторые его интегральные характеристики в большой степени инвариантны, независимы от направления линии взора и вследствие этого они как бы образуют опору процесса восприятия. В этом случае информация от разных частей объекта поступает либо одновременно, либо через малые интервалы времени, что значительно облегчает образование связей между отражениями отдельных частей объекта. Кроме того, в рассматриваемом случае имеется возможность настройки на локальный и глобальный обзор и многократного обращения к объекту восприятия.

Ситуация резко меняется при восприятии объекта, «развернутого» во времени. Часто невозможно повторение, временные интервалы между частями могут быть и большими, отсутствует пространственная близость частей и, если не приняты специальные меры, отсутствует инвариантная основа восприятия. Поэтому естественно, что в этих крайних случаях заметно меняется роль отношений в объектах восприятия. Ведущую роль начинают играть отношения порядка. Метрические отношения в музыке создают как раз инвариантную канву, на фоне которой и происходит восприятие. Невозможность произвольного повторения компенсируется увеличением избыточности в объектах последовательного восприятия.

При запоминании последовательных рядов, когда имеется возможность многократного к ним обращения, в действиях испытуемых обнаруживаются те же закономерности, что и при запоминании изображений.

Как, каким путем происходит инволюция целостного образа? В чем отличия этого процесса в норме и патологии? Большинство экспериментальных данных получено на фигурах, которые воспроизводятся испытуемыми по памяти. Обобщая эти данные, можно отметить, что в норме нарушения связности фигуры в пространстве не происходит, инволюция идет по пути деструкции, имеют место искажения деталей как путем их зашумления (иногда с усложнением), так и путем их подмены (необычное преувеличивается), исчезновения частей, изменения их взаимного положения. Образ в целом преобразуется к типичной форме какого-то объекта. Детали специфики выпадают. То же происходит и с частями. Отношения между частями становятся более простыми (стремление прямых к параллельности и перпендикулярности, выравнивание различных по величине частей, уменьшение степени асимметрии). Наблюдается переворачивание фигуры и частей относительно вертикальной оси.

Как видим, изменения образа различны по отношению к частям, отношениям и целому. В конкретных случаях доминируют те или другие изменения. Это зависит как от свойств объекта, так и от того, какой фигура была воспринята испытуемым (прошлый опыт и установка). Часть искажений вносится уже при восприятии.

На больших интервалах времени может проступить энергетический рельеф. От целого остаются в памяти лишь наиболее запоминающиеся части или свойства целой фигуры, сохраняются лишь «вершины» рельефа.

По-видимому, существует определенная последовательность фаз инволюции образа. Некоторые фазы в зависимости от условий эксперимента могут быть редуцированы или, наоборот, акцентированы. Исследователи, фиксируя свое внимание на разных фазах и нечетко контролируя условия эксперимента, как это часто бывает, приходят к различным гипотезам и выводам. Видимо, этим можно объяснить и расхождение теорий разрушения и стабилизации следов в памяти. След разрушается все время, но в первое время этот процесс не затрагивает или слабее затрагивает регулярную основу фигуры, что позволяло гештальтистам делать вывод о прогрессивном изменении в направлении лучшего изображения. В случае патологии наблюдаются также нарушения связности, которые имеют место не только при воспроизведении по памяти, но и при воспроизведении непосредственно наблюдаемого объекта.

Что же представляет собой образ целостного объекта на перцептивном уровне? Каковы его свойства?

На перцептивном уровне происходит выделение частей объекта, определение признаков частей, отношений между ними, фиксирование локальных структур, синтез полиструктуры объекта и определение тех интегральных характеристик, которые находятся на основе предварительного анализа объекта. Все эти компоненты, фиксированные с разной степенью полноты, могут быть составляющими образа. Фиксация этих компонентов на перцептивном уровне в значительной степени автоматизирована и происходит без участия сознания. Все эти компоненты должны образовывать связную систему, которая со временем, конечно, может регрессировать и приобретать фрагментарность. Процесс воспроизведения образа объекта неизбежно последователен, при этом возможно и непоследовательное воспроизведение, но из этого не следует вывода о фрагментарности образа, если воспроизведение всего образа оказывается целостным.

Следовательно, образ — не только отображение объекта с той или иной степенью близости. Это также различные «надстройки» на исходном распределении информации и энергии его пространственно-временной основы. К ним относятся также и ассоциативные связи образа с ранее приобретенной информацией памяти.

Как, какими средствами обеспечивается целостность образа на перцептивном уровне? Здесь уже выделены части целого, которые необходимо связывать, объединять. Пространственная и временная связность частей сохраняется, но части имеют уже заметные различия, которые нарушают целостность. По нашему мнению, этими факторами связи частей и являются частные структуры, полиструктура и интегральные характеристики объекта, отраженные в образе. В связи с этим возникает вопрос о том, каким путем идет это объединение: от частей как многомерных объектов к целому или от отдельных признаков частей к частным структурам, а от них — к целому? Согласно гипотезе Хебба каждому элементу фигуры соответствует клеточный ансамбль, а образу фигуры соответствует фазовая последовательность таких ансамблей. Этот механизм соответствует первому пути объединения. Однако ряд косвенных данных говорит в пользу второго пути.

Оптическую (акустическую) среду можно рассматривать как внешнюю для зрительной (слуховой) системы. Другой частью среды для системы восприятия является среда самого организма, для которого система восприятия является подсистемой. Состояние организма в целом зависит и от состояния зрительной системы, которое изменяется в процессе восприятия. Можно говорить об оптимальном состоянии организма и ставить вопрос о том, как должен быть организован объект и процесс восприятия для достижения такого состояния. Что такое оптимальное состояние? Ответ на этот вопрос неоднозначен, так как он будет различным в зависимости от рода деятельности. «…Вопрос о том, каким образом определенные состояния внутренней среды могут быть либо приятными, либо неприятными, до сих пор плохо понимается нами. В нашем распоряжении имеются лишь очень скудные данные относительно толерантности нервной ткани по отношению к отклонению внутренних условий от некоторого предполагаемого оптимума» [92].

Некоторые интегральные характеристики объекта восприятия могут оказывать существенное влияние на состояние зрительной системы. Состояние можно рассматривать как функцию этих характеристик, а экстремум этой функции — соответствующим оптимальному состоянию. Тогда должны существовать определенные числовые значения таких характеристик. Всегда можно считать, что оптимальное состояние соответствует максимуму некоторой функции многих переменных. Каждый из аргументов этой функции изменяется на ограниченном интервале. Максимум функции состояний может достигаться при различных значениях аргументов — минимальных, максимальных или некоторых средних значениях. В § 2 гл. III было показано, что такие характеристики двуградационных изображений, как средняя плотность длины линии контура, сумма абсолютных значений дуг определенных классов объектов, имеют четкий максимум и весьма небольшой диапазон варьирования.

Тот факт, что произведения искусства в течение многих веков вызывают оптимальную реакцию у людей различных времен и социальных условий, является свидетельством того, что в основе общности реакций лежит общность биологических, физиологических и психических структур и процессов. В произведениях искусства реализуются те принципы гармоничного целого, о которых шла речь в § 2 гл. II. В связи с этим может быть высказана гипотеза о том, что оптимальное состояние организма вызывает объект, удовлетворяющий принципам гармоничного целого. Наоборот, нарушение этих принципов вызывает отрицательную реакцию.

Помимо этого общего условия оптимальности организации объекта восприятия, можно обнаружить и более частные. В объекте должно быть выдержано определенное соотношение упорядоченности и неупорядоченности, определенности и неопределенности. Оптимальные величины этих соотношений меняются со временем, совершая колебания около некоторых средних значений.

Известно, что асимметрия языков увеличивается, но эта асимметрия принципиально ограничена. Длительное воздействие чрезмерно упорядоченной среды также отрицательно влияет на состояние нервной системы, так как вызывает неравномерную нагрузку на ее субстрат, перевозбуждение одних областей и торможение других. Длительное воздействие плохо упорядоченных стимулов приводит к десинхронизации в нервной системе. К сожалению, современная среда содержит в избытке объекты как избыточной, так и недостаточной упорядоченности.

В одной из наших работ описан эксперимент, в котором проверялась действенность системы принципов гармоничности объекта. Исходным объектом исследования был прямоугольник с отношением сторон 1:3, разделенный на три части (см. рис. 3, ж, в § 1 гл. III). Путем изменения ширины центральной части и высоты прямоугольника было получено 256 аналогичных объектов. В каждом эксперименте использовался один из четырех рядов объектов — А, Б, В или Г (рис. 14). Из 256 объектов только один (Z) удовлетворял всем принципам гармоничности. Ряды А, Б и В проходили через этот объект (имели его в своем составе). В каждом ряду объекты были упорядочены и предъявлялись совместно на расстоянии наилучшего зрения. Время экспозиции не ограничивалось. Испытуемыми были студенты художественного училища.

Испытуемые получали две инструкции: 1) найдите наиболее выразительный объект; 2) найдите объект, наиболее приятный для Вас. Результаты экспериментов показали, что: 1) зона преимущественного выбора лежит в окресности наиболее гармоничного объекта Z; 2) установка на «выразительное» сдвигает максимум частоты выбора в сторону более контрастных (по сравнению с Z) объектов, установка на «приятное», наоборот, — в сторону менее контрастных объектов.

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]