Критика в жизни людей – один из неотъемлемых ее компонентов. Мы критикуем себя (самокритичность), любим критиковать других (защищая самолюбие или показывая влияние), но не всегда делаем это правильно. Есть позитивная критика, которую следует научиться воспринимать адекватно действительности, а также негативная, побужденная злобой, завистью, другими негативными эмоциями, испытываемыми конкретной личностью. Психология критики – неоднозначная область общей психологии. Она заслуживает особого внимания. В материале публикации рассмотрены способы работы с критикой, советы, как реагировать на нее. И не только.
Психология критики и ее виды
Перед тем как углубиться в тему, разберемся, что такое критика. В общем случае это анализ, оценочное суждение о том или ином явлении, предмете, качестве человека. Иногда это способ выражения и демонстрации знаний, навыков, умений. Она может быть направлена не только на обыденные вещи или предметы, на людей, но и на более масштабные объекты: кинофильмы, картины, другие произведения искусства.
Следует понимать, что само по себе понятие «критика» является куда более глубоким, чем мы привыкли думать. Ее задачи не сводятся только к принижению чьих-то заслуг или умалению качеств объекта, субъекта. Она нужна для:
- выявления противоречий, ошибок, их разбора;
- анализа, обсуждения субъекта или объекта с целью дать оценку (пример – литературная критика);
- исследования, проверка достоверности фактов.
Как и любое другое явление, точнее суждение, критика может быть позитивной и негативной. В первом случае это суждение во благо, во втором же исключительно ради унижения достоинства, умаления качеств субъекта или объекта.
С какой критикой вы сталкиваетесь чаще всего?
С позитивной. Меня окружают доброжелательные люди, они объективны.
25%
С позитивной, но часто она не является объективной.
16.67%
С негативной. Меня часто критикуют, делают это по объективным причинам.
16.67%
С негативной, но критика не всегда объективна.
41.67%
Проголосовало: 12
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Ламат
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Почему человек критикует? Приносит ли критика пользу?
Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!» Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека? Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса. Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики. Почему человек критикует? С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок. Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой. В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику. В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму. Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение. В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику. Психология критика В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике. Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания. Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон. Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер. Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции. Психология критикуемого Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне.
Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости. Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок. Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается. При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе. Как осуществляется позитивная критика? При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам. Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов. Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования. Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать. В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос. Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества. Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города». Приносит ли критика пользу? Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику. Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования. В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки. Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих. Заключение Если те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам. Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы. Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно. Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
Д-р Х. Айдынлы, «Новые грани»
Почему люди критикуют?
Одни делают это постоянно в силу привычки, другие являются профессиональными критиками. Да, есть и такие. Это самостоятельная профессия. Есть, например, литературные критики, кинокритики, люди, профессионально оценивающие музыку, качества людей (специалисты по связям с общественностью, создающие имидж для публичных личностей).
Часто суждения профессионалов об анализируемых, оцениваемых объектах и субъектах являются справедливыми, объективными. Дело в том, что справедливость и объективность – буквально должностные обязанности в приведенных примерах. Такие люди не преследуют личные интересы, их не поглощает зависть или эмоции. У них есть цель. И она носит строго профессиональный характер.
Есть и такие люди, для которых критика – это нечто вроде привычки. Они намеренно выискивают в чем-либо или в ком-либо отрицательные качества, чтобы показать другим свой «острый» ум и даже превосходство. Им не знакомы добрые намерения. Критиканам ближе язвительность, им необходима моральная подпитка самим фактом того, что кто-то или что-то хуже, чем принято считать. Несправедливые суждения – это все, чем живут такие люди. Они могут быть объективными, но подавать себя и свое мнение не умеют. Вместо того чтобы решить проблему или исправить ошибки, допущенные в приступе стремления осуждать все и вся, они будут стоять на своем.
Есть особый класс людей, считающих себя профессиональными критиками, но выдвигающих субъективные суждения, не являющиеся адекватными действительности. Яркий тому пример – любительские отзывы под эгидой «профессионализма» в сети или в реальной жизни о кино, музыке, других людях (комментарии под фотографиями в социальных сетях или прямые заявления). Эти люди далеки от профессионалов, вместе с тем ими не движет такой мотив, как зависть, гнев или стремление что-то, кого-то принизить. Они не стремятся причинить моральный или материальный вред, ими движет мысль о собственном «профессионализме».
Таким образом, в контексте темы профессиональный критик – человек, занимающийся серьезной работой и дающий объективные оценки.
Любитель – зависимый от суждений о других человек, он не может жить без этого. Ему важен факт поиска и нахождения изъянов в предметах, вещах, явлениях, людях. Он испытывает удовольствие от этого.
Указанный последним тип людей – это субъективные личности, суждения их не имеют ничего общего с реальностью. Они считают себя профессионалами и думают, что должны поучать окружающих. Однако в отличие от любителей, что следует отметить, такие люди не «питаются» злобой или гневом.
Кем вы считаете себя: профессионалом, любителем или субъективным критиком?
Я критикую людей и предметы, явления исключительно объективно. Я – профессионал.
33.33%
Я люблю критиковать людей и вещи вокруг меня, мне это нравится.
11.11%
Если честно, я постоянно, по делу и не по делу критикую все и вся, но делаю это субъективно.
55.56%
Проголосовало: 9
Критикан боязливый
Лучшая защита, безусловно, это нападение. Некоторые люди выбирают именно такую стратегию и стараются «работать» на упреждение. Они сами до смерти боятся критики, поэтому, чтобы отвести от себя фокус зрения, выискивают в вас недостатки и не медлят поделиться своей находкой с окружающими. Чем больше вокруг публики – тем лучше, ведь эли люди критикуют чтобы отвести внимание от себя, обратив взор общественности на ваши изъяны. Если вам охота играть в эту игру, то можете постараться опередить такого критикана. Но практика показывает, что это напрасный труд, поскольку такой человек чаще всего ещё и…
Почему критика обижает человека?
Психология человека такова, что не все готовы адекватно действительности воспринимать оценочные суждения. Даже если человек объективно оценивает качества или характер субъекта оценки. У многих включается защитная реакция в виде ответного поиска изъянов, недостатков, в виде стремления показать мнимому оппоненту, что он «тоже далеко не идеален». Часто это свойственно людям с завышенной самооценкой, раздутой из ничего. Это проблема для них, потому как даже суждения доброжелателей воспринимаются в штыки.
Итак, разберемся, почему люди могут обижаться на критику. Вот типичные примеры с указанием причин:
- суждения не являются адекватным фактам. Пример – любительская непрофессиональная критика. Это когда, скажем, учитель порицает ученика за то, что он искал решение задачи нетрадиционным способом, при этом получил результат. Здесь об объективности говорить нельзя;
- критика чрезмерна. Есть ранимые и обидчивые люди, которые, сталкиваясь с тем, что их критикуют, не защищаются, оперируя объективными фактами, а просто «впитывают», обижаясь. При этом они не готовы что-либо делать даже с собой. Даже если оценочные суждения, выдвинутые в их адрес, объективны;
- критика является следствием агрессии или гнева. Любой человек, понимая, что здесь и сейчас его пытаются критиковать или критикуют лишь потому, что есть затаенная обида, что произошел конфликт, может испытывать чувство негодования, обиду. Он понимает, что если бы не проблемная ситуация, ничего не было бы.
Приходилось ли вам сталкиваться с критикой, которая была обидной?
Да. И часто обиду вызывают именно суждения, не являющиеся адекватными реальности. Обижает и чрезмерная критика.
40%
Нет. Я воспринимаю любую критику объективно и в первую очередь оцениваю себя.
0%
Мне плевать на критику. Пусть думают обо мне, что хотят. Я знаю себя лучше кого-либо.
20%
Любое оценочное суждение в мой адрес очень сильно задевает меня. Если оно не позитивное.
40%
Проголосовало: 10
Чем же опасна привычка критиковать?
Ухудшается эффективность общения
Критика в общении бесполезна, поскольку ставит собеседника в роль обороняющегося и заставляет его оправдываться. Критикой проще нажить себе врагов, поскольку унижается чувство собственного достоинства. В результате такие «судьи» могут остаться в полном одиночестве.
Не формируется правильный образ собеседника
Критикант обрекает себя на одиночество еще и тем, что при взаимодействии с партнером он в первую очередь замечает все его недостатки. На достоинства не хватает уже ни сил, ни объема памяти, ни времени. В результате критикующий не может сформировать правильный образ собеседника. Ему кажется, что у этого человека нет никаких достоинств, да и вообще все вокруг плохие.
Не происходит психологического взросления
Человек, вечно все критикующий, остается в позиции «ребенка», разделяя мир на черное и белое. Если мы не примем, не осознаем свою теневую часть, не дадим ей реализации в каких-то мирных целях, она будет прорываться в виде конфликтов, безрассудного поведения – алкоголизма, наркозависимости, булимии, измен, хронических увольнений и пр.
Правила применения критики
Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.
Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):
- школа. Учитель и ученик. Последний не справился с задачей. Плохо говорить ему: «Из тебя не выйдет толкового человека». Хорошо так: «Тебе нужно больше стараться, ты сможешь решать задачи сложнее»;
- производство. Начальник и подчиненный. Последний допускает выпуск брака. Плохо, если начальник говорит: «Такие работники нам не нужны, мы теряем деньги». Хорошо, когда он объективно оценивает ситуацию: «Это приведет к небольшим потерям, мы их не ощутим. Будь, пожалуйста, внимательнее, чтобы не допускать ошибок в будущем. Мы верим в твой профессионализм»;
- общественный транспорт. Молодой человек и бабушка. Последняя по неосторожности пачкает обувь первому своей коляской. Плохо, если молодой человек скажет: «Слепая старуха, не видишь, куда катишь свое барахло?». Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».
Это лишь примеры.
Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.
Критика: хорошая и разная
Начнем с того, что критика бывает разная — конструктивная и неконструктивная. Очень важным навыком в жизни любого человека является умение различать эти два вида критики. Дело осложняется тем, что критика, на самом деле, может быть не двух, а четырех видов:
- конструктивная как по форме, так и по содержанию;
- конструктивная по содержанию, но неконструктивная по форме;
- конструктивная по форме, но неконструктивная по содержанию;
- неконструктивная и по форме, и по содержанию.
Пример: жена-домохозяйка не успела приготовить к приходу мужа ужин и попросила его подождать полчаса. Муж очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?
«Я расстроен, что ты не приготовила ужин, хотя заранее знала, когда я приду. Я очень голоден. Я прошу тебя лучше рассчитывать время в следующий раз». Это критика конструктивная и по форме, и по содержанию. Жена, скорее всего, будет реагировать спокойно и учтет критику на будущее. Вечер закончится в теплой обстановке.
«Полагаю, что тебе необходимо подумать над своей способностью планировать день. Пока ты не справляешься с этим». Эта критика вежлива и конструктивна, но только по форме; содержание же ее неверно, т.к. имеет место неправомерное обобщение. Возможно, весь день жены был спланирован хорошо: она успела отвести ребенка в школу, сходить на рынок за продуктами, навести дома порядок, забрать ребенка из школы и отвести его на дополнительные занятия, привести домой, накормить. У нее был объективно насыщенный день, и ее опоздание с ужином вовсе не явилось результатом неумелого планирования. Скорее всего, женщина среагирует именно на форму (агрессией, неуверенными оправданиями или обиженным молчанием). Она будет считать себя незаслуженно задетой. Однако если муж привык критиковать в конструктивной форме, то, возможно, жена также привыкла конструктивно отвечать. Вполне возможно, что конфликт будет разрешен, если муж признает, что был не прав и переформулирует фразу.
«Почему ужин не готов?! Как всегда, поесть нечего! Почему я должен ждать, приходя голодный домой после трудового дня?!» Это критика в целом верна по содержанию, но неправильна по форме. Скорее всего, жена будет оправдываться, а если поток критики не остановится, то либо «включится» защитная агрессия, либо она будет обиженно молчать, через полчаса поставив перед ним тарелку с едой. Возможно, она сделает для себя выводы на будущее, т.к. рациональное зерно в критике присутствует, но ее настроение будет испорчено. Несмотря на то что муж был прав по сути сообщения, она будет чувствовать обиду. Вечер (возможно, и не один) будет испорчен. При частом повторении такой ситуации взаимопонимание в семье ставится под вопрос.
«Неумеха! Плохая хозяйка мне досталась!» Эта фраза неконструктивна как по содержанию, так и по форме. Во-первых, муж осуждает не поступок жены, а дает негативную оценку ее личности, да к тому же в грубой форме. Во-вторых, такая «критика» не приносит пользы, она не помогает преодолеть недостатки в действиях человека, а лишь вызывает ответный всплеск негатива. В общем, это самый худший вид критики, буквально «разъедающий», подобно ржавчине, любые отношения.
Таким образом, лучше всего «срабатывает» полностью конструктивная критика, т.е. верная по содержанию и высказанная корректно и уважительно. Такая критика необходима каждому из нас, так как отражает, как в зеркале, наши недостатки, недоработки, ошибки. И именно потому, что она правильно высказывается, мы получаем шанс эти ошибки исправить. Конечно, и такая критика может быть неприятной, но именно у нее больше всего шансов быть услышанной и воспринятой.
Остальные разновидности критики вызывают в основном негативные эмоции, ведут к защитным реакциям либо самооправдания, либо отражения «нападения», либо к молчаливому самоедству. Это путь может привести к разрушению отношений либо к вынужденному сохранению «хорошей мины при плохой игре», когда критикуемый настолько сильно зависим от критикана, что не может разорвать отношения и принимает решение терпеть («Живу с ним и мучаюсь, но куда я уйду с двумя детьми?», «Начальник плохой, но зарплата хорошая»). Это путь неудовлетворенности, приводящий к депрессии и эмоциональным взрывам.
Важность правильной реакции на критику
Воспринимать критику нужно правильно. Неправильная реакция может привести к перепалке, конфликтам, другим последствиям. Особенно если речь касается корректных суждений, например, замечаний старших в адрес слишком шумной компании подростков, расположившихся на детской площадке для распития спиртного поздно ночью.
Правильное отношение к критике основано на:
- самоанализе. «Адекватной ли фактам является совокупность суждений?». Если да, то к ним нужно отнестись спокойно;
- рациональности суждений. «Даже если суждение не имеет места, я уверен, что какое-то нелепое замечание не выбьет меня из колеи». Я знаю себя лучше кого-либо;
- анализе критикана. «Если человек критикан, то он не может жить без оценки окружающих и поиска изъянов. Я не дам ему питаться моей энергией». Иногда игнорирование или перевод все в русло шутки, например, будет лучшим решением.
Мы не призываем читателей поощрять критику или закрывать на нее глаза. Мы призываем к рациональности и объективности. Болезненная, агрессивная критика, суждения, вызванные гневом или яростью, заслуживают реакции. Но не гневной. Именно поэтому крайне важно, сталкиваясь с ними: анализировать себя; рассуждать рационально; анализировать критикана.
Важность правильной реакции обусловлена уже указанной вероятностью последствий.
Как вы реагируете на критику чаще всего?
Я объективен в принятии замечаний и первым делом анализирую себя, чтобы решить, прав ли критик.
28.57%
Я рассуждаю рационально в любой ситуации. Мне кажется, что ни одно замечание, даже самое колкое, не сможет выбить меня из колеи.
14.29%
Я предпочитаю анализировать и оценивать критикана в ответ.
28.57%
Я предпочитаю игнорировать критику или делать вид, что меня не интересует мнение.
28.57%
Проголосовало: 7
Как воспринимать критику и реагировать на нее правильно?
Принимать критику нужно, если критик:
- соблюдает «золотое правило», то есть является объективным и доброжелательным;
- придерживается других правил и принципов типа аргументированности, логичности, при это мне давит и не наседает, не корит;
- стремится дать полезный совет, делая замечание, хочет получить положительный результат, направить.
Не следует принимать оценочные суждения, если:
- они – лишь инструмент манипуляций. Пример: «Ты не сможешь добиться нашего уважения, пока не сделаешь это, не станешь таким. Или ты не можешь?»;
- цель критика – унизить личность. Никто не имеет права унижать чужое достоинство. Реакция на подобного рода суждения должна быть адекватной действительности. Помните о «золотом правиле» и других принципах. Только так вы сможете дать достойный отпор.
Реакции на критику: примеры
Вот 10 примеров того, как могут ответить на критику люди, обладающие разными характерами и типами личности:
- Оправдание. «Я не такой, каким меня считают!»; «Я умнее, чем ты говоришь, потому что окончила курсы…». Это примеры. Оправдание по сути плохо, потому что критик видит, что человек даже не обороняется, а ищет причины для оправдания, то есть по сути принял суждение, но не хочет этого показывать.
- Контратака. «Сам такой!»; «От такого и слышу!». В зависимости от контекста ситуации контратака может привести и к положительному исходу, и к отрицательному.
- Принятие. «Ты плохо сделал свою работу». Ответ: «Да, это так, я исправлюсь». Принимать суждение нужно, если оно объективно и соответствует действительности.
- Просьба уточнить суть. «Я не согласен, не могли бы вы аргументировать свою позицию?»; «Это заявление ничего не значит!». Работает, когда конкретное суждение не имеет оснований.
- Неприятие. «Это чушь»; «Вы совершенно не правы». Работает в сочетании с просьбой уточнения сути.
- Уклонение от ответа, отказ от демонстрации реакции. Это игнорирование. Работает, если критикан – пассивный любитель. Примера не будет: здесь достаточно промолчать или перевести тему разговора в другое русло.
- Контратака с целью поставить на место несправедливого критикана. «Ты говоришь о том, в чем сам успел отличиться»; «Твои суждения субъективны и беспочвенны». Это лишь примеры, но даже самого агрессивного критикана можно усмирить.
- Оперирование фактами. С помощью фактов можно опровергнуть любое суждение. Способ работает в случае аргументированного неприятия. Пример: «Вы не правы, потому что «факт №1», «факт №2», я не считаю ваши доводы рациональными».
- Поиск альтернатив. Это не об альтернативах в прямом смысле. Пример: «Вместо того чтобы критиковать меня, следите за собой». Это частный случай контратаки.
- Юмор и шутки. Примеры: «Да ты ударил по самому больному, негодяй!»; «Это всем давно известно, да, я такой!».
Лучший вариант – переводить агрессию в юмор. Это для случая, когда критика не является доброжелательной и аргументированной, а исходит от агрессора, злобного человека. Сарказм и юмор помогут разрядить обстановку, но не всегда. Есть и другие способы реакций, зависящие от конкретного человека.
Как отвечать
Когда человека критикуют, создается стрессовая ситуация. Есть три реакции на стресс: «бей», «беги», «замри». Человек может ответить на критику агрессией и начать защищать себя — это реакция «бей». Когда человек не хочет выслушивать критику, он может просто уйти и хлопнуть дверью — это реакция «беги». Самый плохой вариант — реакция «замри»: человек молча выслушивает критику или соглашается с ней, никак себя не защищает, а потом расстраивается.
Часто люди не понимают, почему они критикуют других. Поэтому в ответ на критику стоит «Зачем ты сейчас это сказал?» и ждать ответа.
Олеся, Москва:
— Как-то раз мама пришла ко мне в гости и не смогла оставить без внимания завядший цветок на подоконнике. Она сказала: «Энергетика у тебя плохая, вот цветы и вянут». Я спросила, зачем она мне это говорит. Мама растерялась, задумалась и выдала: «Ну да, что-то я глупость сморозила». А на следующий день позвонила и извинилась.
Иногда вопрос «Зачем ты это сказал?» помогает понять, что стоит за критикой человека. Например, вернулся муж с работы и начал критиковать жену: дома бардак, уроки с детьми не сделала, да и борщ невкусный. Возможно, на работе на мужа наорал начальник, но муж не может дать ему отпор, вот и вымещает свой гнев на жене. В такой ситуации жене нужно не только спросить, зачем супруг всё это выговаривает, но и отстоять личные границы — сказать, что она не будет общаться в таком тоне и что они могут всё обсудить, когда муж успокоится.
Какая польза от критики?
Критика может принести вред, но иногда она полезна. Она может быть разрушительной и негативной, но иногда является конструктивной и доброжелательной. Мы будем говорить о последнем случае, потому что пользы от вреда не может быть.
Итак, критика, строящаяся на «золотом правиле» и указанных ранее принципах, может стать основой для:
- самоанализа. «Прав ли человек?». Если да, найдите причины в себе и проработайте их;
- саморазвития и самосовершенствования. «Он говорит о реальных изъянах, я буду работать над ними»;
- проработки проблемных ситуаций. «Я могу не только работать над саморазвитием, но и прислушаться к объективному мнению, чтобы не допускать в будущем повторения неприятных событий».
Есть ли польза от критики или она – зло?
Польза однозначно есть. Особенно тогда, когда дело касается мнения компетентного в той или иной области человека.
14.29%
Пользы в критике не может быть по определению. Зачем обижать или стараться уколоть человека или умалить качества какой-то вещи? Не нравится – молчи.
14.29%
Не могу сказать. Наверное, все зависит от случая и типа суждений, от манеры их подачи.
71.43%
Проголосовало: 7
Критиковать – плохая привычка
А с плохими привычками необходимо бороться. Но как же это сделать? Существует несколько советов, которые вам помогут измениться к лучшему:
- Прежде чем сделать критическое замечание, подумайте дважды, нужно ли это. Если ответ положительный, подберите более безобидные слова.
- Иногда люди реагируют на действия других критикой только потому, что у них слишком переменчивое настроение. Выработайте самоконтроль. Управляйте своими эмоциями.
- Будьте реалистом. Наверняка вы страдаете от завышенных ожиданий.
- Разделяйте людей и их действия. Задумайтесь: возможно, вы критикуете работу кого-либо только потому, что вы испытываете личную неприязнь к человеку.
- Сфокусируйтесь на положительных чертах человека.
- Нет смысла критиковать. Лучше дайте дружеский совет или рекомендацию на будущее, помогите и подскажите.
- Прежде чем критиковать, войдите в положение человека. Возможно, вы бы на его месте поступили так же.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на вопросы, часто задаваемые людьми, интересующимися темой критики.
Кого критиковать нельзя?
Не следует критиковать людей, которые много работают. Также не стоит критиковать людей, которые добились успеха в чем-либо. Еще мы призываем читателей воздерживаться от критичных суждений в адрес ранимых и чувствительных людей. В первом случае в первую очередь стоит подумать, зачем человек посвящает себя работе. Вполне вероятно, что у него есть причины: нехватка денег, попытка забыться, искренняя увлеченность делом. Во втором случае критика будет лишь говорить о зависти. Вместо того чтобы критиковать успешных людей, стоит попробовать добиться чего-то самостоятельно, покорить какую-то высоту. В третьем речь о ситуации, когда человек больше нуждается в поддержке, в помощи, но не в оценках. Они могут загнать его глубже в себя, обострить восприимчивость.
Кому критиковать можно?
Яркий пример целесообразности суждений – это комментарии настоящих профессионалов. Если, скажем, на работе вам дает советы руководитель, делает это мягко и тактично отмечает, что их усвоение может дать, следует прислушаться. Другой пример для понимания – совет друга, второй половинки или другого человека, не основанный на чем-то негативном. Старайтесь отличать доброжелателей от недоброжелателей. Так будет проще «фильтровать» критику.
Чем опасна критика?
Опасность критики сводится к тому, что в ее результате становится достаточно высокой вероятность обиды человека, подвергшегося оценочным суждениям. Если речь касается крепкой дружбы или теплой связи, они могут портить отношения. Особенно если являются субъективными. Рекомендуем обратиться к разделу «Правила применения критики». Знание их позволит не только не обижать людей, но и отделять ценные советы от субъективных суждений со стороны окружающих.
Откуда берется привычка критиковать?
Психологи отмечают, что часто привычка критиковать – это психологическая защита. Данный инструмент вырабатывается у людей, ранее подвергавшихся необоснованным оценочным суждениям, страдавших от этого и даже переживавших депрессии. Для них критика – это инструмент предупреждения нападок и критичных высказываний со стороны других.
Как называются люди, которые все критикуют?
Это критиканы. Если критикан ко всему прочему еще и перфекционист, дело плохо. Часто такое сочетание приводит к тому, что люди становятся токсичными и начинают искать что-то плохое, недостатки, минусы во всем и во всех.
Психология эгоцентричных людей
Когда вы произносите унизительные высказывания о других, люди в комнате точно знают, о ком вы действительно говорите… Это вы сами!
Когда человек набрасывается на другого, это проявление защитного механизма. Такое поведение говорит, что у «агрессора» есть серьезные проблемы. Человека терзают эмоции и чувства, с которыми он пытается справиться, но не может. Все это не имеет никакого отношения к критикуемому. Это поведение – проявление неуверенности. Человек хочет казаться лучше в чужих глазах, возвыситься за счет жертвы. Он хочет продемонстрировать силу, но вместо этого демонстрирует слабость. В жизни такого человека есть дисбаланс гармонии, который нужно выплеснуть наружу.
Когда вам хочется кого-то критиковать, включается ваше эго. Всякий раз, когда оно берет верх над личностью, можете быть уверены — этот опыт не закончится положительно. Эго всего лишь ищет способ возвыситься. Но ничего общего с настоящим личностным ростом или лидерством такое поведение не имеет.
Уважайте себя, уважая других. Любите себя, и вы никогда не опозорите и не возненавидите другого.