Возрастные кризисы: причины, «симптомы» и как с ними справиться


Кризисные периоды случаются у человека на протяжении всей жизни. И это нормально, ведь, по мнению психологов, кризисы – это один из механизмов развития. До школы ребенок проходит через несколько возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 лет. В зависимости от личностных особенностей и ряда внешних обстоятельств эти периоды могут длиться от нескольких месяцев до двух лет. В это время происходит резкий скачок развития, который сопровождается распадом того, что образовалось на предыдущем возрастном этапе. Окружающие ребенка люди замечают, что он становится капризным, непослушным, трудновоспитуемым. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины возрастных кризисов у детей и как они проявляются, а также о том, как себя вести с малышом в это время.

Кризис новорожденности

Причина данного кризиса заключается в том, что малыш из утробы матери попадает в новую среду с совершенно незнакомыми ему условиями жизни. Эта ситуация является стрессовой, ребенок вынужден адаптироваться к этим условиям, мобилизуя все свои силы. Для того чтобы помочь малышу успешно пройти через этот кризисный период, необходимо постоянно находиться с ним рядом и по возможности удовлетворять все его потребности вовремя (кормить, купать, менять подгузники, брать на руки). Очень важен тесный физический контакт.

В этом возрасте закладывается базовое доверие или недоверие ребенка к миру. Если рядом с малышом нет человека, который постоянно о нем заботится, это может отразиться на его поведении в будущем.

Кризис новорожденности

Мама и ребенок в этот период имеют симбиотическую связь: они чувствую друг друга на глубинных уровнях. Поэтому для эмоционального благополучия малыша нужно, чтобы и мама была спокойна. Все переживания и беспокойства так или иначе сказываются на ребенке. Основным психическим новообразование в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение. Примерно в 1,5 месяца у малыша появляется так называемый «комплекс оживления», то есть эмоциональная реакция на взрослого. Видя маму или другого близкого человека, ребенок улыбается, начинает двигать ручками и ножками, издает звуки. Впоследствии его реакции становятся более дифференцированными и зависящими от ситуации.

Как преодолеть сложности перехода

Представители современной психологии считают, что кризис – важная предпосылка психологических изменений. Перемены могут быть положительными (связанными с творчеством, саморазвитием) или отрицательными (депрессия, саморазрушение, разрыв социальных связей).

Не всегда необходимо во время переломного периода отправляться к психологу. Можно справиться с проблемой самостоятельно. Стоит выполнять такие действия:

  • принять свое состояние, не игнорировать его;
  • много контактировать с приятными людьми, находить новых единомышленников;
  • исправить режим дня (сон от 8 часов, интенсивная работа сменяется полноценным отдыхом);
  • нормализовать рацион питания (маленькие порции через каждые 2 – 3 часа, увеличение количества растительных продуктов, отказ от вредных блюд);
  • быть физически активным (зарядка, прогулки, подвижные хобби);
  • отказ от привычек, вредящих здоровью;
  • выделить время для приятных занятий (если получится – попросить отпуск);
  • отложить трудные задачи и важные решения до улучшения состояния;
  • не позволять себе сравнивать свое «Я» с другими (осознать, что все индивидуальны; выписать свои преимущества и чаще их перечитывать).

К психологу отправляются, если ситуация долго не улучшается. Специалист проведет тесты, чтобы выяснить, почему индивид так тяжело переживает кризисный период. Он подберет подходящие методы восстановления психики пациента.

Кризис 1 года

Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.

Кризис 1 года

Кризис первого года жизни – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Проявите терпение и постарайтесь спокойнее воспринимать капризы крохи.

В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.

Возможно ли преодоление

Как поднять себе настроение быстро когда тебе плохо — способы и советы
Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Кризисы взросления

Кризис 3 лет

По мнению большинства психологов, кризис 3 лет является одним из самых трудных периодов детства. Иногда он просто застает родителей врасплох. Ведь очень быстро из послушного и «воспитанного» малыш превращается в своенравного, упрямого и капризного ребенка.

Возрастные кризисы могут иметь различную интенсивность. В зависимости от характера малыша и взаимоотношений внутри семьи проявления кризиса могут иметь различную интенсивность. Но основные признаки кризиса у всех одинаковы. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделил следующие симптомы кризиса 3 лет:

  1. Негативизм (негативные реакции на любые просьбы взрослых);
  2. Упрямство (даже если малыш внутри хочет согласиться с Вами, ему очень тяжело это сделать);
  3. Строптивость (отторжение сложившихся правил);
  4. Обесценивание (то, что раньше нравилось ребенку, теряет свою ценность);
  5. Своеволие (ребенок трех лет хочет все делать сам);
  6. Бунт (конфликтность, вызывающее поведение);
  7. Деспотизм (стремление к власти над окружающими).

Трехлетний ребенок уже может действовать вопреки своим непосредственным желаниям. Его поведение связано не с его потребностью, а с отношениями со взрослыми.

Причина кризиса 3 лет – становление «Я» ребенка. Примерно в этом возрасте малыш начинает отделять себя от внешнего мира. Трехлетка стремится к самостоятельности и отдаляется от взрослых, устанавливая с ними новые, более глубокие межличностные отношения.

Кризис 3 лет
Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается и устраивает истерики. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе.

Маленький ребенок не может самостоятельно справиться с сильными эмоциями. Только присутствие близкого человека рядом, поддержка и принятие с его стороны позволяют малышу чувствовать себя в безопасности и высвободить свои эмоции.

Это, однако, не означает, что в жизни ребенка не должно быть запретов. Они нужны (к примеру, нельзя залезать на подоконник или совать пальцы в розетку), но их не должно быть слишком много. Чтобы это было осуществимо, необходимо создать для ребенка максимально безопасную среду дома, убрав из зоны его доступности опасные предметы. В тех ситуациях, когда это возможно, предоставьте малышу свободу и позвольте ему быть самостоятельным. Если Вы видите, что у ребенка что-то не получается, не спешите делать всё за него. «Помоги мне сделать это самому», — так звучит девиз Монтессори-педагогики. Но иногда бывают ситуации, когда малыш требует невозможного: например, хочет рубить дрова, как папа. Тогда можно предложить ему на выбор пару других альтернативных занятий (помочь папе отнести поленья или складывать их в тележку). Так ребенок, скорее всего, почувствует, что он сам принял решение и истерики удастся избежать.

Выводы

Как понять, что наступил кризис возраста

Когда бросаешь курить что происходит с организмом по дням и месяцам

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.


Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возрастные кризисыстатья по коррекционной педагогике на тему

Возрастные кризисы

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент: умственный возраст x 100% IQ = хронологический возраст б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Возрастные кризисы Л.С.Выготский выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка. Стабильные возраста разделяются кризисными, во время которых на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Критические периоды являются переломными, поворотными пунктами в развитии. Особенности кризисных периодов: 1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. 2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, с трудом поддается воспитанию. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Однако все это встречается далеко не обязательно у разных детей критические периоды проходят по-разному. 3. Негативный характер развития, которое совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Всего выделяют следующие кризисы: — кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. – 1 год); — кризис одного года (раннее детство: 1 год – 3 года); — кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года – 7 лет); — кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет – 12 лет); — кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет); — кризис 17 лет. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста. Еще позже был изучен кризис 13 лет. Самым последним был обнаружен кризис одного года.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (Л.С.Выготский). Вокруг основного (центрального) новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе.

Социальная ситуация развития (Л.С.Выготский) К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста.

Зона ближайшего развития (Л.С.Выготский) Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития — это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Ведущая деятельность (А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – это такая деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

Ведущая высшая психическая функция (Л.С Выготский). Отличительные признаки высших психических функций: — опосредованность, — осознанность, — произвольность, — системность; — они формируются прижизненно; — они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; — развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения.

Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития (В.С.Мухина).

3 – 6/7 лет: дошкольный возраст

Кризис 3 лет (кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка)Причины: Возникает тенденция к самостоятельной деятельности: взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Проявления: Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других). Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие: стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Смысл (новообразования): 1. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. 2. У ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Дошкольный возраст 3-6(7) летНовообразованияПроизвольность поведения Возникает соподчинение мотивов: преобладают обдуманные действия над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами.Формирование самосознания Осознает себя и относится к себе как к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка.Комплексы готовности к школьному обучению:Коммуникативная готовность Может взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. Начинает понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6-7 годам происходит разделение сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.Когнитивная готовность Уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Формирование образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.Уровень эмоционального развития Преодолевает ситуативные эмоции, культурно управляет чувствами. В старшем дошкольном возрасте справляются с агрессивностью.Технологическая оснащенность Минимум знаний, умений, навыков (ЗУН: умение читать, считать, писать), позволяющих обучаться в школе. Воображение.Личностная готовность Проявляется в самоактуализации. Для девочек – в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: 1) притязания личности; 2) Я-концепция; 3) перспективы личности; 4) иерархия побуждений.Социальная ситуация развитияОсвоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения.Ведущая деятельностьСюжетно-ролевая игра Собственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые – сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми. Форма общения детей – внеситуативно-личностная (протекает на фоне игры как ведущей деятельности; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших – критерий правильности этих оценок; ведущий мотив общения – личностный).Ведущие психические функцииПамять Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминанияВнимание Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного вниманияНаглядно-образное мышление Совершенствование наглядно-действен-ного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

6/7 – 10/11 лет: младший школьный возраст

Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка)Причины: 1. Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. 2. Переход к новой социальной ситуации – позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Проявления: 1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. 2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. 3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой».− Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). − Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. То есть если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. − Возникает острая борьба переживаний. Переживание – это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. 4. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет. Базальная потребность – уважение: ребенок высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. 5. Феномен «горькой конфеты»: ребенок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствие, потому что добился этого социально неодобряемым путем. 6. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Смысл (новообразования): 1. Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. 2. Переход от эгоцентризма к децентрации. 3. Формирование произвольного поведения. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.

Младший школьный возраст 6(7)-10(11) летНовообразованияПроизвольность всех психических процессов, кроме интеллекта К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой, но специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующие и тормозящие влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.Личностная рефлексия В возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания.Рефлексия интеллектуальная; внутренний план действий Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания: ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.Социальная ситуация развитияРебенок – «общественный» субъект Новое место в социальном пространстве человеческих отношений («социальная роль школьника»). Больше проводят времени со сверстниками, чаще одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.Ведущая деятельностьУчебная деятельность Результативность учения определяется активностью самого учащегося как субъекта учебной деятельности, что в первую очередь связано с его направленностью на процесс познания. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения.Ведущие функцииПамять, словесно-логическое мышление Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.

10/11 – 14/15 лет: средний школьный возраст

Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития)Причины: Переход от «детства» к «взрослости»: 1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала. 3. Выбор и подготовка к профессии. Проявления: 1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. 2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. 3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. 4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. 5. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. 6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. 7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде. 8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет. Два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок». 2. Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им». И то, и другое — варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант. Смысл (новообразования): 1. Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. 2. «Чувство взрослости».

Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) – 14(15) летНовообразованияЧувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе.Формирование «Мы»-концепции Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.Формирование референтных групп Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено.Социальная ситуация развитияОсвоение норм и отношений между людьми Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.Ведущая деятельностьИнтимно-личностное общение со сверстниками Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.Творчество Выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).

14/15 лет – 16/17 лет: старший школьник

Отрочество: старший школьник (ранняя юность) 14(15) –16(17) летНовообразованияПрофессиональное и личностное самоопределение Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)Социальная ситуация развитияРеферентная группа Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другимВедущая деятельностьПрофессионально-учебная деятельность Освоение профессиональных знаний, умений Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.

Кризис 17 лет (юношеский кризис)Причина: Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: 1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья. 2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. 3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 4. Выбор профессии. Смысл (новообразования): 1. Выбор внутренней позиции. 2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне. 3. Профессиональное самоопределение.

Какие бывают нормативные по годам?

Все психологи, как сказано выше, называют свои границы кризисных периодов. Если собрать эти данные воедино, таблица кризисов по годам будет выглядеть так:

НазваниеВозраст
Ранней взрослости18-23
Кризис амбиций25
Кризис 30 лет30
Кризис среднего возраста35-45
Кризис 50 лет50
Кризис зрелости55-65
Кризис старости70-79
Позднестарческий80-89
Кризис долголетия90 лет и старше
Экзистенциальный кризисБез привязки к возрасту

С каким возрастом связан, когда начинается и сколько длится?

фото 17346_2
По словам психологов, кризис зрелого возраста наступает в промежутке 55-65 лет. А это значит, что его не стоит ждать в День рождения в 55 или сразу после выхода на пенсию в 60 или 65.
Определенных рамок здесь нет. Все зависит от самого человека, от особенностей его характера, эмоционального состояния и прочих факторов.

То же самое можно сказать и о длительности кризисного периода. Кто-то справляется с ним за несколько месяцев, принимая себя в любом возрасте. А кто-то впадает в отчаяние и депрессию, все больше и больше погружаясь в переживания. В этом случае кризис затягивается на годы.

Помимо особенностей личности на общую длительность кризиса влияют и такие факторы, как наличие поддержки со стороны родных и близких людей, финансовое положение, состояние здоровья (физического и психического).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]