Измените свой распорядок дня
Наши повседневные мысли и привычки оказывают сильное влияние на наши решения и, в конечном счете, на наш успех.
Читатели, которые заинтересованы в перепрограммировании своих мыслей, должны сначала привыкнуть к изменению привычек, например, утреннего распорядка дня.
Встаньте пораньше. Дайте себе дополнительные 15 минут для неторопливого сбора на работу. Если у вас получится, то в следующий раз увеличьте это время и отведите его для спортзала или утренней пробежки. Это подарит вам чувство выполненного долга, которое повысит уверенность до конца дня.
Руководство: Найдите несколько минут, чтобы описать свои ежедневные процедуры и распорядок дня, как можно подробнее. Затем выберите одну новую процедуру, которую вы хотели бы добавить или заменить.
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
Потратьте время на поездку
Как перепрограммировать мозги? Конечно же — отправиться в поездку. Путешествие — это не просто способ получить короткий отдых от стрессов повседневной жизни. Это также имеет право на изменение перспектив и поведения человека. Исследования показывают, что долгосрочное путешествие помогают людям стать более позитивными и более эмоционально стабильными в результате поездки.
Поскольку наши повседневные привычки оказывают значительное влияние на наши мысли, изменение повседневности и смена обстановки — фантастический способ перепрограммировать ум.
Руководство: Планируйте поездку, которая выведет вас из обыденной жизни и устоявшегося распорядка недели. Путешествие не должно быть дорогостоящим, даже короткая экскурсия может раскрыть новые горизонты.
Почему терапевт не может просто сказать мне, что делать?
Чтобы понять, почему терапевтические отношения так ценны и их не может заменить совет из книги по самопомощи, необходимо чуть подробнее поговорить о развитии человеческого мозга.
Грубо говоря, он состоит из трех частей, представляющих различные фазы развития.
- Рептильный мозг развивается самым первым и отвечает за автоматический контроль таких жизненно важных функций, как дыхание.
- Лимбический мозг развивается следующим и отвечает за регуляцию эмоций и поведения.
- Самая молодая часть мозга, неокортекс, отвечает за функции более высокого порядка — символическое мышление, язык, логику.
Когда человек просит терапевта или друга сказать ему, что делать, он ищет решение на уровне неокортекса — нечто рациональное и осознанно реализуемое.
Однако часто проблемы людей — это результат болезненного опыта, пережитого в ранних отношениях и изменившего лимбический мозг, и только новый тип отношений может повлиять на лимбический мозг таким образом, чтобы человек испытывал меньше негативных эмоций и больше положительных.
Почитайте фантастику
Чтобы перепрограммировать свои мысли, вы должны предоставить себе новые впечатления и раскрыть новые перспективы. Одним из экономически эффективных способов сделать это — является чтение литературы. Исследование, проведенное The New School показало, что участники, которые читали художественную литературу или фантастику, лучше могли понимать чувства других.
Способность сопереживать — это не только важный навык для тех, кто придерживается более сострадательной модели поведения, но и также отличный профессиональный навык. Понимание мыслительного процесса коллег, сотрудников или потенциальных клиентов упростит создание крепких связей.
Руководство: У всех есть время для чтения. Если вы думаете, что слишком заняты, чтобы «поглотить» замечательную книгу, подумайте еще раз. Во-первых, рассмотрите свой ежедневный распорядок дня, как указано в первом пункте. Во-вторых, у вас всегда есть немного свободного времени для чтения при поездке на работу или перед сном.
Согласуйте свое время с приоритетами
Время — наш самый ценный актив. Если вы хотите изменить свои мысли, взгляните на свой день и попробуйте классифицировать на что и в каком количестве вы тратите часы. Распишите, что вы делаете в течение суток и укажите сколько времени вы тратите на каждый пункт. Это позволит вам увидеть ваши реальные приоритеты.
Руководство: Получив контроль над своим календарем, вы сможете получить контроль над своими мыслями. Это также касается и рабочего времени, которое нельзя обобщать. Также разбейте на пункты, то что вы делаете на работе, и вы сможете увидеть «проблемные места». Очень важно честно отнестись к этому процессу и не льстить себе.
Мозг способен на сверхчеловеческие действия
То, что люди используют свой мозг не на сто процентов, это совершенно понятно. Потому что есть случаи, когда, например, женщина видит, что многотонный самосвал едет по дороге со страшной скоростью. Вот он тормозит, и сейчас, как в замедленной скорости собьет ребенка. Она успевает подбежать, схватить ребенка за шиворот, швырнуть его в сугроб, дать хорошего пинка по колесу этого самосвала и его по радиусу, на три метра разворачивает по дороге, засыпанной снегом. Она не понимает, что она делает. И не помнит, потом, говоря, что ничего подобного не делала. Такое периодически случается. Бывает ситуации, когда ребенок подросток, может в буквальном смысле слова, порвать пасть, не только собаке, но и волку. Такие варианты случаются. Если человек на это способен в стрессовой ситуации, значит, надо признать тот факт, что он в принципе на это способен. Но в бытовой жизни мы этим обычно не пользуемся. Почему?
Развивайте привычки здорового сна
Способы о том, как перепрограммировать мозги и мысли не обойдутся без этого. Бесчисленные исследования показывают, что сон является важным компонентом здоровья и благополучия. Сон влияет на наше настроение, мысли и счастье. Те, кто спит по восемь или более часов в день, являются более продуктивными на работе и, как правило, демонстрируют признаки полноценного психического здоровья.
Люди, которые спять меньше семи часов в день, подвергаются большому риску получения депрессии, тревожности и других расстройств.
Чтобы перепрограммировать ваши мысли, разуму понадобится достаточно энергии для борьбы с негативными явлениями жизни.
Руководство: Скачайте приложения на телефон, которые помогут вам выспаться. Перечислим некоторые:
- Twilight – приложение, которое защищает от раздражающего излучения смартфона (что вызывает серьезные проблемы со сном).
- Relax Melodies: Sleep & Yoga – белый шум, сверчки, ветер, городская среда и другие звуки, которые помогут вам заснуть.
Избегайте напитков с кофеином
Для некоторых кофеин – это ритуал и волшебство, позволяющее прийти в себя. Кофе пьют миллионы людей для того чтобы получить заряд бодрости и приступить к работе. Тем не менее кофеин может влиять на наши мысли и даже вызывать повышенную тревогу у некоторых людей.
Если вы полагаетесь на кофе в течение дня поэкспериментируйте с отказом от него на некоторое время. Вместо трех кружек пейте две, вместо двух одну и далее попробуйте провести день без единой капли кофеина. По истечении месяца, расскажите о своих мыслях, и попробуйте проанализировать стал ли чище ваш разум.
Руководство: Если вы замечаете, что без кофе вам поистине трудно, то это говорит о некоем пристрастии к напитку. Как следствие, ваши мысли и настроение зависит от того выпили ли вы кофе вовремя или же чуть запоздали с этим. Если это всё вам знакомо, тогда попробуйте используйте физические упражнение, зарядку, контрастный душ или медитацию в качестве альтернативных способов привести свой мозг в действие.
Когда возникают проблемы с эмоциями
Эмоции нужны, чтобы помочь нам выжить в мире, где мы зависим от других людей. Со временем лимбический мозг эволюционировал до автоматического создания таких эмоций, как злость и грусть, которые помогают нам ориентироваться в социуме.
Когда кто-то поступает с нами плохо, мы эволюционно запрограммированы злиться, чтобы попытаться изменить поведение этого человека. Когда нас отвергают, мы грустим, переживая потерю того, что мы хотели получить от другого, и двигаемся дальше.
Однако в детстве, когда наше выживание особенно зависит от окружающих, их реакции (в частности, родительские) на наши эмоции или помогают нам в дальнейшем нормально адаптироваться в социуме, или вырабатывают болезненные реакции.
Например, если ребенок злится на несправедливое обращение и его наказывают за это, со временем он начинает бессознательно связывать выражение злости с болью. И когда происходит что-то несправедливое, такой человек вместо злости будет чувствовать тревогу из-за своей злости, поскольку у своего окружения он научился тому, что злость приносит боль, а не помогает защитить себя.
Лимбическая система пытается предотвратить еще большую эмоциональную боль от наказания, но человек платит за это постоянной тревогой. Это становится особенно проблематичным, когда люди вступают в новые отношения (дружбу, романтические отношения), в которых открытое выражение злости возможно, но ранний опыт заставляет человека сдерживать злость и переживать тревогу.
Предоставьте себе спокойное время
Мы живем в шумном мире. Из-за смартфонов, офисов, опен-спейсов и потока информации очень трудно найти и предоставить себе тихий и спокойный отрезок времени. Для тех, кто заинтересован в тщательном мышлении и раздумьях, обычное спокойствие – это именно то, что нужно.
Руководство: Возьмите в привычку находить для себя такое время. Бесцельно гуляйте по городу или природе, выключите на время телефон, просто спокойно посидите в укромном месте вашего дома. Если вы найдете для себя такой способ, вы дадите вашему разуму возможность находить новые идеи, которые в противном случае могут быть подавлены во время ежедневной схватки и беготни. Это то, что позволит вам ответить на вопрос: «Как перепрограммировать мозги и сделать свой разум продуктивным?»
Читайте: 10 вещей, которых избегают успешные люди
Влияние эгрегориальных систем
Эгрегориальные системы прошивают будхиальное тело человека модулями, блоками, готовыми пакетами – «Делай так-то, получишь то-то». Главное в жизни человека — «это». Не объясняя почему, не подводя базовый опыт, не описывая картину мира. Он просто вставляет блоки, как в структуру робота взаимозаменяемые части и, как правило, люди на этих блоках живут — это называется «непререкаемые истины».
Наша задача с вами эти модули из своего сознания изъять, потому что, во-первых, они занимают очень много места и не позволяют себя пересмотреть никогда, потому что это готовая запаянная схема. Во-вторых, они не оставляют места для видоизменения, то есть никакой другой модуль туда не влезет, а если влезет, то они неизбежно начнут конфликтовать, кто кого победит.
Программное мышление и перепрограммирование сознания
Прежде чем блоки изымать из сознания — их надо сначала распознать. Потому что они на самом деле показываться как модули не будут. Они будут показываться, как истинные ценности и убеждения, самые что ни на есть наиглавнейшие, сформированные вами самими, непререкаемые убеждения, которые являются в вашем сознании абсолютно главными. Они будут показывать себя, как сформированные вами лично, как ваши личные, абсолютно соответствующие вашей Я Есмь. При этом Я Есмь, как вы сами понимаете, никто не спрашивает, не подразумевается, что ваша личность будет, вообще иметь хоть какое-то влияние на формирование этого момента.