Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви». Гёте
Кратко и однозначно ответить на вопрос «что такое гуманизм» невозможно, настолько это широкое понятие. Слишком много всего намешано в значении этого термина.
В самом общем смысле, под гуманизмом подразумевается человеколюбие, человечность.
Мы говорим: «Это гуманно – помогать бездомным», — или: «Скидывать немощных стариков в пропасть негуманно», — и понимаем, что речь идет об этических вопросах. Но это лишь самая верхушка айсберга.
Докапываясь до сути гуманистических взглядов, нам придется ответить на несколько вопросов.
- Как связан гуманизм с эпохой Возрождения (что это?)?
- Что это такое?
- Если есть светский гуманизм, неужели имеется и церковный?
- Почему это учение считают высшей моральной ценностью?
Что такое гуманизм и человечность?
Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.
Гуманизм в философии
Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:
- Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
- В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от социального статуса, пола, национальности и других отличий.
- Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.
Гуманизм
Гуманистические ценности в сфере образования
Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.
Гуманность и гуманизм – различие
Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.
Признаки гуманизма
Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:
- Автономность. Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.
- Фундаментальность. Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
- Универсальность. Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.
Гуманизм – виды
Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:
- народный – живущие ради счастья народа;
- правозащитный – выступающие за права и свободы всех людей;
- пацифистский – люди-миротворцы, которые ведут борьбы против всего вредного на земле;
- общественный – оказывающие помощь детям, инвалидам и другим нуждающимся.
Принцип гуманизма
Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:
- Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
- Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
- Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.
Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистической категории человека как высшего идеала в развитии мировой философской мысли.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистический идеал, высшая ценность, свобода, справедливость, нравственность.
Человек, его внутренняя гуманистическая сущность, место и роль в общественных процессах и явлениях – одна из вечных философских проблем. Сколько существует философская мысль, столько данная проблема своей таинственностью и глобальностью захватывает мыслителей, которые в самых различных философских аспектах исследуют ее. И хотя на протяжении тысячелетий сформировалось много философских течений, школ и направлений, в центре социально-философских поисков которых – гуманистическая ценность человека, все же данная проблема остается актуальной, поскольку постоянно меняется человеческое общество, условия, в которых оно функционирует, и, следовательно, меняется и сам человек, его ценностные ориентации, вкусы, идеалы и мировосприятия. Целью данной научной работы является выделение и анализ гуманистического идеала в социально-философском дискурсе.
Компаративистское сопоставление исследований, в которых проблема человека рассматривается с позиций теологии, онтологии, гносеологии, феноменологии и др. концепций, дает основания утверждать, что в аксиологическом аспекте она на сегодняшний момент исследована в недостаточной степени, хотя представления о человеке как наивысшем гуманистическом идеале высказали мыслители еще задолго до нашей эры. Человек становился в центр внимания философской науки, которая только отделилась от мифологии, поскольку стремилась объяснить природу человека, его сущность, социальную роль, выявить, что человека делает человеком. Например, считается, что Сократ был создателем первой философской концепции человека. Он, по утверждениям Ксенофонта, в отличие от своих предшественников и современников хотел не только объяснить природу, вселенную и космос, но в первую очередь человека. Античная философия сформулировала принцип, согласно которому «человек есть мера всех вещей».
Однако уже в то время этот принцип толковался по-разному. Так, по Сократу, человек – мера всех вещей как носитель божественного разума. Протагор полагал, что человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют. У Гераклита, Демокрита, Аристотеля данное положение приобрело материалистически-антропологическое значение, оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие материалистического направления в философии. Существовало и множество других толкований данного гуманистического положения о человеке [1]. Гуманистический смысл данной максимы состоит в том, что человек уже в то время рассматривался как высшая ценность, являющаяся критерием для оценки предметов и явлений окружающего мира, в том числе и тех, которых он сам создает в процессе своей творческой деятельности. Так, по мнению софистов, человек и его высшая гуманистическая сущность всегда имеют относительную и историческую ценность. Им также принадлежит идея равенства народов, поскольку, по их мнению, все имеют единую человеческую природу.
Однако взгляды софистов и представителей других философских школ во многом различались между собой. Если софисты считали, что человек является центром культуры, создателем культурных ценностей, во всех своих поступках он руководствуется волей, чувствами, то Сократ полагал, что человек прежде всего – творец добра и цель самопознания. Сократа больше всего интересовал внутренний мир человека, его душа, моральные ценности, а также ценность самого человека. Критерием гуманистической ценности человека, его поступков Сократ провозглашает его моральные добродетели, широту кругозора и способность к самопознанию. Только истинное познание сути вещей и познание самого себя делают человека наивысшей ценностью. Отсюда он заключает, что основная задача человека – «познай самого себя» [2]. В дальнейшем, на протяжении развития человеческого общества после античного периода многократно изменялись взгляды относительно гуманистического идеала как наивысшей ценности человека в зависимости от изменений социокультурного устройства общества, смены мировоззренческих систем, ценностных парадигм и множества других факторов. Каждая из философских концепций раскрывала эту проблему по-новому, но никогда мыслители не обходили ее своим вниманием. Особо выделяется своей глубиной проникновения в данную проблематику христианская философская концепция, утверждающая гуманистические идеалы смирения, кротости, надежды и человеческой веры к Богу.
Согласно христианскому гуманизму, ценность человека измеряется не тем, насколько он достиг своего совершенства, а тем, насколько в нем проявляется божественное начало, куда после смерти попадет его бессмертная душа. Представители христианской религиозной философии Августин Блаженный и Фома Аквинский, утверждая божественное начало в человеке, пытались обосновать идею гуманистической самоценности человеческой души, ее бессмертие. Вся философия Средневековья была ориентирована на религиозные аспекты жизни человека. Бог утверждался высшим идеалом, но человеку также отводилось ведущая роль и значение, поскольку его возвышенный духовный образ приравнивался к Богу. Вследствие этого человеческая душа возводилась в ранг наивысшего гуманистического идеала. Кроме того, антропологическая гуманистическая тематика христианской философии (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.) утвердила новые гуманистические идеалы: веру, надежду, любовь [3]. Эпоха Возрождения характеризовалась бурным и радикальным обновлением всей европейской культуры, подняла образ творческого и активного человека как наивысшего гуманистического идеала. Гуманизм стал главной философской проблематикой в тот период. Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Проблема истины, добра и красоты в связи с гуманистической проблемой человека стала основой философских исканий мыслителей этого времени (Дж. Манетти, Фр. Петрарка, Л. Б. Альберти, Эразм Роттердамский, М. Монтень и др.). Бог философии Возрождения – не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен» миру и сливается с законом естественной необходимости.
Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной и творческой личности. Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полноценная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, науки и становлению гуманистического мировоззрения [3]. В период Нового времени, когда в мире зарождались и утверждались новые капиталистические отношения, ценность человека вновь занимает центральное место в философских поисках, ведь именно в этот период начинает меняться социальная роль и функции человека. Становление науки как социального института и ее выдвижение на передний план в социокультурном развитии является ведущей характеристикой Нового времени. В Новое время и эпоху Просвещения проблеме человека и ее гуманистической ценности уделяли внимание такие выдающиеся представители мировой философии как Дж. Локк, Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Вольтер, Ж. Руссо, Ж. Дидро, К. Гельвеций и многие другие. В философском дискурсе XVII–XVIII вв. понимание гуманистического идеала как особого социально-этического феномена общественной жизни и личностного бытия человека в основном сводилось к научному познанию и механизмам психики. Так, у Р. Декарта совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость определяются как свойства и проявления всеобщей психической конституции человека, как выражение его изначальных душевных импульсов. Б. Спиноза сводит специфическое содержание гуманистических идеалов к тому, что составляет природу и разум человека, проявляя тем самым рационально-натуралистические воззрения относительно гуманистического идеала. Т. Гоббс и Дж. Локк развивали социальные концепции, связывая сущность и реализацию гуманистического идеала с правильным построением общественного устройства. Трактовка ими социального идеала имела в целом сословно-корпоративный характер, т. е. была ориентирована на осмысление локальных групп и их конкретное положение в системе социальной иерархии [1]. Кроме того, философы Нового времени пытались определить назначение человека во вселенной, его роль в общественном процессе, а, следовательно, и его ценность. В частности, И. Кант, протестуя против
феодального закрепощения человека, стремился научно обосновать гуманистическую идею самоценности человека и его активности. Обосновывая двойственный характер природы человека и мира, немецкий мыслитель полагал, что человек, с одной стороны, обладает разумом и выступает активным преобразователем подвластных ему мира вещей, с другой – является ноуменом, вбирающим в себя чистый разум, волю и априорные возможности, и вследствие этого открыт миру свободы, трансцендентальной нравственности и абсолютных ценностей. Только за пределами теоретического разума человек в силу своих особых интеллектуальных априорных способностей способен трансцендироваться в сверхчувственной мир «вещей в себе», к которому Кант относил и человека [1].
Утверждение капиталистических отношений в странах Европы еще больше концентрировало философское внимание на проблему человека и его высшей гуманистического ценности. В мировой философии возникают такие новые течения и направления, как неокантианство, прагматизм, неотомизм, экзистенциализм, прагматизм и др., представители которых рассматривали образ и ценность человека в тесной взаимосвязи с новыми общественными отношения и политическими событиями. В ХХ веке трагичность взаимосвязи личности и общества, осознание реальной гибели человечества в мировых войнах определили внимание к гуманистической проблематике человека как наивысшей ценности и к его социально-этическим условиям бытия. Это время бурных социальных и культурных событий, развития науки и техники, качественных изменений в способе производства, возникновения глобальных проблем. Общий кризис культуры, стремление гармонизировать и усовершенствовать человека, общество, мир отразились и в обоснованиях идеалов гуманизма.
Свою задачу социальная философия XXI века видит в том, чтобы примирить эти две стороны, показав, что социальное бытие человека – действительность – может быть рациональна осмыслена, гуманизируема и вместе с тем содержит необъективируемый иррациональный компонент. Плюрализм точек зрения в современной философии сохраняется и по отношению к гуманистическому идеалу. Произошедший в Европе в начале XX века мощный социокультурный сдвиг и резкий научно-технический скачок отрыли перед человеком и обществом новую ситуацию. В организации социальнополитического бытия на передний план выдвигаются высшие ценности общественного блага и личностной свободы.
Поэтому современные социально-философские концепции в толковании гуманистического идеала прежде обращают внимание на соотношение справедливости и свободы как главных регулятивов института социальных отношений. Современные философские теории обосновывают гуманистический идеал свободного человека, понимая свободу как право быть самим собой. Кроме того, концепция утилитаризма Дж. Роулза выдвигает гуманистический идеал справедливости, который также получил в современном философском дискурсе широкое распространение.
Литература
1. Квятковский Д. О. Социально-философский дискурс гуманистического идеала // Научное познание: методология и технология. – 2012. – № 1 (28). – C. 79–83.
2. Квятковский Д. О. Особенности гуманистического идеала в философии Древнего Мира // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2015. – № 3. – С. 73–81.
3. Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социальнофилософский анализ): монография. – М.: Логос, 2014. – 132 с.
Д. О. Квятковский
Гуманизм в современном мире
В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.
Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.
Понятие и сущность гуманистической педагогики
Замечание 1
Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.
Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).
Гуманистическая педагогика подразумевает своего рода «очеловечивание» знаний, то есть придание им такого вида, при котором они приобретают личностный смысл для каждого участника учебного процесса.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.
Факты о гуманизме
С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.
- Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
- Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
- Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.
Кризис гуманистических идей
Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).
Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.
Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.
Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.
В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:
«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».
Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.
Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.
Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.
Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.