Стороны конфликта — это… Интересы сторон конфликта


Что такое конфликт

Конфликт – это разногласие или столкновение между людьми или группами людей, которое вызвано различием в целях, поведении или установках. Интересы сторон конфликта не совпадают, при этом каждая сторона пытается сделать так, чтобы была принята её точка зрения, а противник настаивает на своей позиции. Конфликт, как правило, сопровождается негативными эмоциями и является наиболее острой формой выяснения отношений.

положительные стороны конфликта
Часто случается так, что результатом конфликта являются действия, которые выходят за рамки общепринятых правил и общественных норм. Существует целая наука, которая изучает конфликты. Она называется конфликтология.

На выяснение отношений способны не только люди. В природе происходят столкновения также и между особями и группами животных. Это свидетельствует о том, что конфликты играют важную роль во взаимодействии всех живых созданий на планете.

интересы сторон конфликта

Виды направленности конфликтов

  1. Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
  2. Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.

Начальник с подчиненным

Причины конфликта

Среди основных причин конфликта обычно выделяются следующие:

• Распределение ресурсов. Как правило, в любой среде количество ресурсов ограничено. В то же время каждому индивидууму свойственно стремление завладеть как можно большим количеством ценных средств. На этой почве возникают столкновения, так как обеим сторонам конфликта хочется увеличить свою долю ресурсов за счет друг друга.

• Взаимозависимость задач. В любой организации существуют взаимозависимые элементы – люди, группа людей или подразделения. Все они объединены одной задачей, однако для её достижения у каждого существуют свои роли. Когда кто-либо плохо справляется со своей ролью – появляются разногласия, которые способны привести к конфликту. В данном случае сторонами конфликта являются те люди или группы людей, которые на пути выполнения своей задачи встречают какие-либо преграды, вызванные действиями других элементов.

• Различия в целях. Часто случается так, что цели, которые устанавливают себе люди или группа лиц, отличаются от целей другого подразделения или организации в целом. В таком случае при практической реализации общей цели организации могут возникать конфликтные ситуации.

сторонами конфликта являются

• Различия в жизненном опыте и ценностях. Люди, которые отличаются по уровню образования, возрасту, представлениям о жизни и своим привычкам, могут периодически конфликтовать друг с другом.

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ЭТАПЕ ЭСКАЛАЦИИ

Эскалация конфликта начинается на этапе первого инцидента или противоборствующего действия и заканчивается на этапе перехода к завершению конфликта в общей структуре конфликтной ситуации. Эскалация в зависимости от своей внешней объективной степени выраженности (физических условий, при которых происходит конфликт) и особенностей субъектов (личностных и социальных условий конфликта) может влиять на многие элементы конфликта.

Структурные изменения , которые могут произойти на этапе эскалации:

– изменение временных, пространственных, внешних и внутренних границ конфликта;

– изменение количества участников;

– изменение приоритетов в предметной области конфликта;

– изменение субъективного восприятия конфликта.

Легко заметить, что эскалация может вызывать структурные изменения всех компонентов конфликтной ситуации. Все изменения направлены в сторону увеличения и роста компонента. Например, вовлекаются новые участники, расширяется территория, на которой происходит конфликт. За счет изменения предмета борьбы или приоритетности интересов увеличивается социальное пространство (добавляются новые сферы противоречий).

На пике эскалации происходят качественные изменения ранга участников, образуя другую иерархию всех субъектов конфликтного взаимодействия. При равных рангах оппонентов конфликтная ситуация развивается слабо. При неравных рангах участник с более высоким рангом приобретает поддержку других участников, и конфликт, как правило, начинает развиваться в его пользу.

Изменения субъективного восприятия конфликта на стадии эскалации происходят следующим образом:

1) возрастание значимости и ценности собственных интересов у участников конфликта;

2) психическая напряженность увеличивается и отвергает основания для совместного разрешения проблемной ситуации;

3) действия против оппонента и твердая позиция неуступчивости своих интересов и взглядов;

4) регрессирующее функционирование психики, увеличение эмоционального напряжения;

5) исключительное представление об оппоненте как о враге, абсолютизация его отрицательных черт и свойств личности.

При обострении конфликта сознательная составляющая субъектов конфликта уменьшается в пользу бессознательного. Защитные механизмы психики личности нацелены на сохранение внутреннего состояния индивида, но не на конструктивное разрешение внешней конфликтной ситуации.

Анализ структурных изменений в конфликтной ситуации помогает определить границы наиболее опасного этапа – эскалации, что впоследствии сориентирует в выборе средств урегулирования конфликта.

Классификация конфликтов

Если взять основные причины возникновения конфликтов и объединить их, то можно получить классификацию возникающих разногласий. Например, если рассматривать столкновения интересов с позиции стороны конфликта – это предполагает следующую классификацию:

• конфликты между отдельными личностями;

• между определенной личностью и группой лиц;

• среди групп;

• между социальными общинами;

• между этносами;

• межгосударственные конфликты.

Также можно выделить социальные конфликты, основанные на мотивации. В общей сложности это три блока:

• конфликты, связанные с распределением позиций власти и полномочий;

• столкновения интересов, основанные на распределении материальных ресурсов;

• разногласия, связанные с различием в основных жизненных установках.

Классификация конфликтов – это метод их определения, заключающийся в установлении общего признака, по которому можно объединить конфликты в группу. При этом стороны социального конфликта взаимодействуют между собой в определенном русле, характерном для той или иной формы противодействия, которую определяют причины разногласия.

Упражнение по развитию навыков творческого разрешения конфликтов

Это упражнение выполняется индивидуально.

Шаг 1. Если Вы находитесь в процессе конфликта, или даже ссоры, то попросите тайм — аут и выполните это упражнение.

Если же Вы хотите проработать какое-то событие, проявившееся некоторое время назад, когда после общения с кем-то у Вас остались неприятные чувства, найдите 30 — 40 минут, которые Вы можете себе посвятить для того, чтобы сделать подарок своей судьбе.

И перенеситесь мысленно в ту ситуацию из прошлого.

Шаг 2. В обоих случаях почувствуйте свои чувства в конфликтной ситуации, не пытайтесь выразить их словами, просто ощущайте.

Если Вы можете, положите руку на ту область тела, где Вы их чувствуете. Если нет, это тоже нормально.

Во всех случаях осознайте свои чувства и ощущения, позвольте себе побыть с ними некоторое время, не осуждая и не оценивая ни их, ни себя.

Дополнение для тех, кто склонен «думать, а не чувствовать».

Примите «себя думающего», затем примите свои мысли, просто наблюдайте их. Затем задайте себе вопрос: «Какие эмоции, чувства и ощущения тела сопровождают эти мысли?» Дайте им всем проявиться, и некоторое время наблюдайте, постепенно смещая внимание вглубь — от мыслей к эмоциям, от эмоций к чувствам, от чувств к ощущениям тела. После этого переходите к следующему шагу.

Шаг 3. Вспомните самые ранние или самые яркие эпизоды, когда Вы чувствовали подобное. Что тогда происходило?

Вполне вероятно, это окажется что-то из детства.

Шаг 4. Представьте, что смотрите на ту ситуацию со стороны, причём из «лучшего Себя», то есть из своей Мудрости, Любви и Понимания.

Шаг 5. Глядя на того себя, почувствуйте, в какой эмоциональной поддержке «тот Вы» нуждаетесь. Если это окажется для Вас сложным, осознайте свои мысли по поводу этой ситуации, и воспользуйтесь дополнением к Шагу 2.

Шаг 6. Дайте «тому себе» эту поддержку. Можно представить себе шар, наполненный нужной энергией, например, любовью, участием, и отправить этот шар «тому себе». Наблюдайте, как ваш дар доходит до адреса

Если Вы почувствуете, что нужна дополнительная поддержка, повторяйте процесс посылания шара, наполняя его нужными качествами, нужными энергиями, пока не убедитесь, «что тот Вы» чувствует себя хорошо, ресурсно.

Шаг 7. Перенеситесь в образ исцеленного «того себя», слейтесь с ним, и проживите Вашу последующую жизнь до нынешнего момента так, как если бы ее прожил «исцеленный Вы».

Шаг 8. Вспомните своего оппонента в конфликте и поблагодарите его/ее за то, что обратил Ваше внимание на эти чувства и тем самым помог осуществить только что пережитое исцеление.

Обратите внимание, как изменились Ваши чувства и Ваше отношение к собеседнику, к событиям, послужившим поводом для конфликта, и в целом к жизни. Чувствуете ли Вы, может быть фоном, умиротворение, покой?

Шаг 9. Поблагодарите себя за то, что сумели перенести внимание с внешнего события на свой внутренний мир, взять на себя ответственность за него, за свои чувства, и совершить это исцеление.

Если на Шаге 4 Вам кажется, что каких-то из качеств Мудрости, Любви и Понимания у Вас нет, то Вы недостаточно хорошо себя знаете. Скорее всего, Вам мешают какие-то негативные программы подсознания. Очень советую прочесть статью и проделать приведенное в ней упражнение.

Социальные функции конфликта

Социальные функции конфликта могут быть как положительные, так и отрицательные. Какое воздействие оказывает конфликт, во многом зависит от социальной системы. В тех группах, которые свободно структурируемы, где конфликт является нормой, и при этом выработаны действенные механизмы его урегулирования — противоречия способствуют увеличению жизнестойкости, динамике и прогрессу. Если же социальная группа имеет тоталитарную организацию, где конфликт не допускается и подавляется лишь одним методом – силовым, то конфликт ведет к дезинтеграции и дисфункции. Когда нерешенные разногласия накапливаются – они приводят к серьезным социальным проблемам.

стороны социального конфликта

ослеконфликтный период.

Этот период включает два этапа:

— частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли.

— полная нормализация наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия

Функции конфликта

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. В настоящее время различают деструктивные и конструктивные (продуктивные) конфликты. Это подразделение конфликтов впервые было предложено М.Дойчем.

Определение деструктивного конфликта в значительной степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины его породившей и легче приводит к переходу «на личности», чаще порождает стрессы. Для такого конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных в него участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта конфликта — эскалация — означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого типа конфликтов особенно сложно. Компромисс как способ разрешения конфликта здесь реализуется с большими трудностями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождение оптимального решения дискутируемой проблемы.

Конфликт оказывает влияние на самих участников и на их социальное окружение.

Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить:

1. конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами,

2. позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте,

3. позволяет ослабить психологическую напряженность участников конфликта,

4. служит источником развития личности, приобретения социального опыта.

К числу деструктивных последствий можно отнести:

1. негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, переживание стресса,

2. нарушение межличностных отношений,

3. снижение эффективности деятельности,

4. закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы.

Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. активизация социальной жизни группы,

2. выявление нерешенных проблем в деятельности группы,

3. выявление общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок членов группы,

4. может приводит к увеличению сплоченности группы перед лицом возникших трудностей,

5. оптимизирует межличностные отношения.

Негативное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. нарушает систему межличностных взаимосвязей в группе,

2. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы,

3. ухудшает качество совместной деятельности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Положительные стороны конфликта

Противостояние является неотъемлемым источником развития общества и происходящих в нем изменений. При правильном развитии конфликт имеет позитивные результаты. К ним относятся:

• Прогрессивные изменения. Любое новое начинание предполагает отрицание старого. Это своего рода конфликт между сложившимися устоями и новыми веяниями. Так как за любыми действиями стоит человеческий фактор, противостояние между приверженцами старого и нового неизбежно.

• Мобилизация ресурсов и внимания. Положительные стороны конфликта в этом случае проявляются в том, что он провоцирует людей на действия, которые необходимы для разрешения какой-либо неудобной ситуации. Можно долгое время из-за взаимоуважения, нежелания провоцировать скандалы и прочего обходить стороной сложные вопросы. Но когда возникает конфликт, приходится решать проблемы, мобилизуя для этого все нужные ресурсы и средства.

обеим сторонам конфликта

• Привлечение населения к назревшим проблемам. Конфликт привлекает внимание общества к сложным вопросам, а это, в свою очередь, провоцирует людей на действия, способствующие разрешению негативной ситуации.

• Развитие свободомыслия. Конфликт, как правило, обостряет ситуацию и способствует устранению «синдрома покорности». Позиции сторон конфликта отстаиваются его участниками с большим усердием, пробуждая в человеке все его скрытые ресурсы.

КОНФЛИКТ

Конфликт является предметом исследования многих наук — социологии, политологии, конфликтологии, социальной психологии и др.

Социальная психология при изучении конфликтов сосредоточивает свое внимание в первую очередь на двух вопросах: анализ вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками) и выявление частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. При исследовании этих проблем в социальной психологии обращается внимание, прежде всего на такие характеристики конфликта, как структура, динамика, функция и типология конфликта

Отрицательные стороны конфликта

Негативные стороны конфликта – это дисфункциональные явления, приводящие к снижению эффективности деятельности организации. Если рассматривать более подробно отрицательные стороны противоречий, среди них можно выделить следующие:

• Отвлечение людей от реальных проблем и целей. Зачастую случается так, что цель одержать победу над противником затмевает разумные доводы, и начинают преобладать эгоистичные интересы. В таком случае конфликт не решает насущных проблем, а только лишь отвлекает от них внимание.

• Рост неудовлетворенности, депрессий, недоверия к окружающим и к руководству. Эти явления снижают эффективность труда, и не способствуют раскрытию потенциала людей.

• Бесплодная растрата сил, энергии и ресурсов на внутреннюю борьбу. В конфликтных ситуациях люди затрачивают определенные ресурсы, и когда эти затраты не способствуют улучшению неблагоприятной ситуации – это вызывает неоправданные потери ресурсов, которые можно было бы применить в более нужном направлении.

Введение.

Большинство из нас не любят конфликты, и огорчаются или раздражаются, когда они возникают. Но есть и такие, которые так себя ведут, как будто специально хотят подлить масла в огонь. И довольно часто им это удается.
Разгорается конфликт, и наблюдая подобные явления, а часто и переживая по этому поводу, я давно уже пришел к выводу, что в этих неприятных и часто травмирующих процессах скрывается нечто очень важное.

Конфликт может стать ключом к мировоззренческому прорыву в направлении большей осознанности, к важным личностным ресурсам и к новому уровню взаимопонимания с близкими людьми. Да и не только с ними.

Это особенно важно в условиях нынешнего кризиса, когда у многих, как говорится, «нервы на пределе».

Действующие лица конфликта

В любом конфликте различают следующие действующие лица:

Участник конфликта – это человек или же группа лиц, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Участник может даже не отдавать себе отчет в истинных целях и задачах конфронтации.

Прямым участником конфликта является зачинщик. Именно он является инициатором выяснения отношений.

Субъект конфликта – это личность или группа людей, которая создает противоборствующую ситуацию. Субъект способен в достаточной мере влиять на ход конфликта, ориентируясь на свои интересы. Субъект также влияет на поведение и положение участников конфликта, вовлекает в него новые субъекты и способен вызвать изменения в социальных отношениях.

Стороны конфликта – это новые единства, которые способны на действия как самостоятельное целое. К сторонам конфликта относятся только те социальные образования, которые совершают активные действия по отношению друг к другу. Стороны конфликта — это единства, которые образовываются вокруг вновь возникающих вопросов из остатков старых, распавшихся групп.

Структура конфликта

Составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Структура конфликта

– это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» – частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация

– это фрагмент конфликта, характеризуемый наличием участников конфликта, объекта или предмета конфликта, наличием неразрешенной проблемы. Но возникшая ситуация пока не переходит в непосредственное столкновение. Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамическое состояние необходимо внешнее воздействие, толчок,
инцидент.
Причиной конфликтной ситуации может стать возникшая, но пока не разрешенная проблема. Проблема

– это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Она создает определенную проблемную ситуацию, которая может существовать как бесконфликтная, но может и привести к конфликту.

Конфликтная ситуация может существовать не переходя в стадию инцидента за счет сдерживания сторонами эмоций и чувств, временного отказа от критических замечаний, оценок, заискивания (особенно перед руководителем) или присущего сторонам педагогического такта и др.

Так, сама должность руководителя предполагает возможность возникновения конфликтных ситуаций, где объектом выступает право требовать, контролировать, давать оценки деятельности, поведению подчиненного, которые не всегда кажутся справедливыми подчиненным. Таким образом сама возможность конфликтов потенциально заложена в самих должностных функциях руководителя.

Конфликтная ситуация

– может рассматриваться как ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности.

Основные компоненты структуры конфликта представлены на рис. 2.

Рис. 2. Структура конфликта

Анализ рис. 2 показывает, что каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное (психологическое) значение. Рассмотрим эти составляющие конфликта.

К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда. Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.

А. Объективное содержание конфликтной ситуации.

1.
Участникиконфликта (противостоящие стороны, оппоненты)
– это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (оппонентов); группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта.

Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”.

Группы поддержки.

Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники.

В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).
Подстрекатель
– это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту.
Организатор
– лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Оппонент

– это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Часто выделяют такую характеристику оппонента

, как его ранг, включающий в себя следующие характеристики:

– уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте;

– “сила”, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры;

– физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения;

– социальный опыт конфликтного взаимодействия;

– широта социальных связей;

– масштабы общественной и групповой поддержки;

– наличие и величина деструктивного потенциала – физической силы, оружия и т.п.

Сильный оппонент

– это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек

– это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

У всех перечисленных выше участников конфликта есть определенные мотивы, по которым они вступают в конфликт. Мотивы сторон включают побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Заинтересованные стороны

– ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется
инициатором конфликта.
Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

2.
Предмет конфликта
– объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Как известно, ядром любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта в зависимости от остроты противоречия усиливается или ослабляется борьба. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Заинтересованные стороны могут воспринимать конфликт с различной степенью точности понимания сути конфликтной ситуации, т.е. степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

Латентный «конфликт»

–объективно существующая конфликтная ситуация, но не осознаваемая, не воспринимаемая участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

Неадекватно воспринятый конфликт

– объективно существующая конфликтная ситуация, воспринимаемая сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

Ложный конфликт

– конфликтная ситуация, которая объективно отсутствует, но, тем не менее, отношение сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

Адекватно воспринимаемый конфликт

– объективно существующая конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаемая участниками.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения – возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации – не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования когнитивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтной ситуации в целом:

– конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;

– происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения;

– уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь” и “теперь”. Последствия, как правило, не просчитываются;

– восприятие ситуации происходит в полярных оценках – “белое и черное”. Полутона используются редко;

– происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации. Субъект конфликта закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. “Да, – рассуждает участник конфликта, – оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!”. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

3. Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

– я все делаю правильно;

– я вынужден так делать;

– по-другому в этой ситуации невозможно поступить;

– он сам виноват, что мне приходится так действовать;

– все так делают.

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

– это подлые поступки, это удары ниже пояса;

– он делает только то, что мне во вред;

– он намеренно так поступает.

4. Искажение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные привлекательные черты. Они пропагандируются в среде окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания о любых сомнительных и невыгодных качествах личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат “хорошие люди совершают хорошие поступки”.

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное. Искажение восприятия личности оппонента проходит по формуле “образ врага” со всеми свойственными ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных, так и иллюзорных качеств. Признаки того, что в сознании субъекта конфликта сформировался образ врага таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последние три свойства особенно показательны.

Порождают и усиливают степень искажения конфликтной ситуации следующие детерминанты:

– состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие;

– высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому искажению;

– чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный уже образ врага;

– личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер;

– неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов;

– увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения;

– доминирование в сознании оппонента “агрессивной концепции среды” предопределяет ошибочное восприятие конфликта;

– негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению;

– ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.

3.

Объект конфликта
– конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.
Объектом конфликтаможет выступать любой элемент материального мира, общественной жизни, способный быть предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов, к обладанию или пользованию которым стремятся противоборствующие группы, общности. Объект конфликта находится на пересечении интересов разных групп, общностей. Завод, рудник, месторождение, земля, политические права и свободы граждан и другое — все это может быть объектом конфликта. Как показывает анализ, возникновение социального конфликта возможно при двух условиях: во-первых, причиной фрустрации должно быть поведение других

индивидов, социальных групп и общностей; во-вторых, возникновение взаимодействия, т.е. появление ответной реакции на агрессивное социальное действие.

Как показывает практика управленческой деятельности, определить истинный объект конфликта не всегда просто. Нередко он скрыт за “официальными” суждениями, требованиями и претензиями. Для того, чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта. Борьба за овладение объектом конфликта приводит к обострению конфликтной ситуации, а нередко и к открытому инциденту.

4. Микро- и макросреда.

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. та микро- и макросреда, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

5.

Инцидент
– это явление, приводящее к столкновению сторон, а также осуществлению действий, направленных на овладение объектом, предметом или высшим рангом в конфликте. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.
6.
Рангстороны в конфликте
– это та потенциальная сила, опора на которую должна обеспечить победу в конфликте (мнение личности или группы, мнение коллектива, мнение руководителя организации или положений закона). Наивысшей силой в разрешении конфликта потенциально должен обладать доминирующий фактор – закон государства, но в жизни отмеченная иерархия силы часто игнорируется.

Б. Психологические составляющие конфликта:

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются мотивы, устремления, стратегия и тактика поведения сторон, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1. Мотивы сторон.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях

. Основная цель оппонента — овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели.

Последним элементом, самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, который обычно анализируется и берется в расчет, является позиция

. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

2. Конфликтное поведение

состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания.

1. Характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные).

2. Степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные).

3. Направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики.

Тактика поведения — совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента:

а) жесткие:

— тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);

— тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т.п.);

— тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т.п.);

— тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);

б) нейтральные:

— тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т.п.);

— санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т.д.);

— тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);

в) мягкие:

— тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т.п.);

— тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т.п.);

— тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).

3. Информационные модели конфликтной ситуации.

По-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием конфликта оппонентами. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта.

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы.

1. Представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.).

2. Представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.).

3. Представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент.

4. Представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:

1) именно идеальная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяют конфликтное поведение;

2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот. Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем.

1. Искажается вся ситуация в целом (ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходит фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т.д.).

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте (например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых).

3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков (фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я все делаю правильно», «я вынужден так делать», «он сам виноват, что вынудил меня так сделать», «все так делают». И по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», «он специально так поступил» и т.п.).

4. Искажение восприятия личностных качеств (здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, т.е. преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника).

7.
Исход конфликта.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода.

1. Полное или частичное подчинение другого.

2. Компромисс.

3. Прерывание конфликтных действий.

4. Интеграция.

Представленная структура конфликта является наиболее удачной в психологии конфликта. Вместе с тем окончательного единого понимания психологами структуры конфликта пока не существует. Не менее проблематичной представляется в настоящее время и тема функций конфликтов.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. в «Толковом словаре русского языка» дают сжатое определение: конфликт – серьезное разногласие, спор, столкновение. И далее кратко раскрывают элементы, определяющие сущность понятия «конфликт»; разногласие

– противоречие, несогласованность;
спор
– разногласие, словесное состязание, обсуждение чего-нибудь;
столкновение
– спор, стычка, ссора.

Разрешение конфликтной ситуации

Любая конфликтная ситуация рано или поздно разрешается или замораживается. Для того чтобы устранить противоречия и конструктивно решить вопрос, нужно признать существование конфликта и определить его основных участников. Затем стоит организовать процедуру переговоров, обсуждение острых вопросов, поиск компромиссных решений и внедрение на практике принятых постановлений.

участники стороны конфликта
Если удаётся достигнуть таких результатов – конфликт можно считать положительным явлением, имеющим позитивные последствия.

Нформационные модели конфликтной ситуации.

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением, с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:

— представление участников противоречия о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.

— представления участников конфликта о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.)

— представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент

— представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:

1. именно идеальная картина конфликтов, а не реальность противоречия сама по себе непосредственно определяет конфликтное поведение,

2. существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта зи счет изменения их образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот.

Суть процесса управления конфликтами

Управление конфликтами – это деятельность, направленная на разрешение споров и устранение разногласий между сторонами, отстаивающими различные точки зрения. Конечной целью такой деятельности является полное урегулирование конфликта, то есть достижение взаимного согласия. Каждая сторона должна выйти из ситуации с чувством удовлетворенности и выгоды, которую она получила для себя.

Суть процесса управления конфликтами

Конфликты могут обладать разными типами функциональности. Это могут быть острые, но конструктивные диалоги между субъектами, способствующие решению важных социальных задач, или деструктивные споры, ведущие к разрушению социальной системы. Поэтому динамика конфликтов обычно регулируется субъектами социального управления, действия которых определяются исходя из их собственных интересов.

Основная цель управления конфликтами состоит в предупреждении деструктивных ситуаций.

Важно увидеть возможности управления конфликтом в организации с точки зрения внутренней и внешней позиции. Внутренняя позиция предполагает управление поведением участвующего в конфликте человека и строится на возможности использования психологических подходов. Внешняя позиция представляет собой организационно-технологический аспект данного процесса, в котором в качестве субъектов управления рассматривается и руководитель, отвечающий за реализацию поставленных целей, и сотрудник, выполняющий служебные обязанности.

Конфликт — это сигнал о сбое, который возник в процессе коммуникаций. Неумелое управление конфликтами может усугубить ситуацию. Поэтому разрядить ее нужно как можно быстрее, стараясь не допускать ошибок и просчетов, которые могут стать причиной роста напряженности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]