Гениальность как феномен человеческой личности и психики. Насколько часто встречается и можно ли развить это качество?

Что такое гениальность? В общем смысле, она представляет собой крайнюю степень творческого, интеллектуального или иного потенциала человека. То есть такой особый склад личности и психической конституции, при котором человек способен с высокой эффективностью и продуктивностью заниматься той или иной деятельностью.

Как правило, представляет собой универсальную в некотором роде структуру. Позволяет эффективно решать большой круг вопросов, требующих нестандартного мышления. Однако, наиболее продуктивно такой одаренный представитель общества, может заниматься только одной-двумя сферами, порой проявляя полную беспомощность в простых вопросах. Это парадоксальное явление, но оно не является редкостью.

Чем отличаются гениальность от одаренности и таланта?

Эти понятия нужно разграничивать. Одаренность представляет собой некое сочетание группы качеств, которые есть с рождения и обеспечивают потенциальную возможность продуктивной активности в определенной сфере. Это так называемые задатки. Если их не развивать, они так и останутся нереализованными. Талант — группа качеств, позволяющих добиваться результатов в той или иной активности. В чем отличие от одаренности? В более развитой степени качеств, необходимых для реализации. Плюс присутствует компонент быстрого обучения: все вопросы, связанные с талантом даются без проблем.

Гениальность же представляет собой высшую степень одаренности и таланта. Это исключительно редкое явление. И даже наличие такой психической конституции и особенностей личности не дает стопроцентной гарантии успешности в жизни. Как и в остальных случаях, нужно создавать условия, чтобы необходимые свойства личности развивались и давали плоды. Вопрос гениальности рассматривается как клиническими психологами, так и нейрофизиологами, специалистами по психиатрии. Пока сказать точно по этой теме можно не так много.

О природе феномена. Рождаются гениями или становятся, можно ли развить это качество?

Понятие гениальности настолько избитое, что среднестатистический человек давно не понимает, что собой представляет подобное явление. Термин используется как синоним одаренности и таланта, что не верно. Встречается масса мифов относительно такого феномена. В том числе о происхождении крайней степени одаренности от рождения. Что можно сказать по этому поводу, какова природа гениальности? Существует группа теорий.

  • Биологическая или генетическая

Считается одной из ведущих на сегодня. В чем ее суть? Согласно воззрениям большой группы нейрофизиологов, крайняя степень одаренности обуславливается сочетанием некоторой группы генов, которые в ответе за мыслительные процессы и продуктивность деятельности, общий тонус организма. Теория имеет право на жизнь, однако она встречается со сложным вопросом, косвенно ее отрицающим. Если гениальность детерминирована генетически, почему гениальность не передается от родителей детям и даже через несколько поколений? Возможно, речь идет о случайных, спонтанных сочетаниях или мутациях. Доказательств или опровержений пока нет. Идут дальнейшие научные изыскания в этой области.

  • Социальная

Согласно ей, основу составляет особенность окружения ребенка с момента его рождения. И далее сфера, в которой существует потенциальный «баловень природы». В этом случае крайняя одаренность ставится в зависимость от влияния окружающей среды на индивида. Насколько справедлива такая теория? Сказать пока трудно. С большой вероятностью, гениальность — не та черта, которую можно развить. Она скорее врожденная. Но без сомнения, при неправильном воспитании, угнетении инициативы, отсутствии адекватной нагрузки, есть все шансы разрушить потенциал человека и загубить его таланты. Если рассматривать вопрос в этом контексте, вероятно влияние социальной среды на гениальность.

  • Историческая

Спорная и довольно старая теория. Согласно ей, масштаб и количество сверходаренных людей не поддается исчислению в текущий момент времени. Поскольку многие идеи могут оказаться опережающими, не понятыми другими. Окружение и историческая обстановка создают одаренного индивида, а признание приходит позднее. Теория не поддерживается большинством ученых. Поскольку, как уже было сказано, социальная среда играет далеко не первостепенную роль. А с другой стороны, если в прежние времена такое явление действительно существовало, сейчас открытия в большинстве своем проходят объективную проверку и могут оцениваться трезво. Процент исключений крайне мал.

  • Психологическая

Имеет косвенное значение. По сути, сторонники психологической теории ставят знак равенства, между гениальностью и неординарностью, оригинальностью. То есть говорят о случайности развития этого феномена. Природа перебирает различные варианты качеств, миллионы и в результате конструирует определенные психотипы, личности и характеры, наделенные теми или иными свойствами. При удачном случайном сочетании получается крайне выгодный в интеллектуальном или творческом плане «набор». Доля истины в этом есть, поскольку, как ни странно, крайняя степень одаренности проявлялась у людей, рожденных от родителей без особых интеллектуальных качеств или творческого потенциала, реализации. То же самое касалось детей гигантов мысли, которые не выказывали особых навыков, знаний, умений.

  • Психопатологическая

Считается наиболее распространенной на сегодняшний день. Хотя генетика гениальности пока и не ясна, ученые в большинстве своем признают, что крайняя степень талантливости сопряжена с развитием у пациента некоторых психических расстройств. Часто увязываются гениальность и шизофрения.

Действительно ли ген шизофрении и гениальности идут рука об руку?

Нет, это не более чем миф. Шизофрения — болезнь, разрушающая психику. В результате длительного или агрессивного течения патологического процесса, возможность продуктивно использовать мышление, думать с логических позиций становится нереально. Потому столь тяжелого больного в расчет брать нельзя. Связь гениальности с психическими расстройствами встречается в более легких клинических случаях. Например, при вялотекущих формах шизофрении, шизоаффективных расстройствах. Гораздо чаще исключительные качества наблюдаются у лиц, страдающих всевозможными фобиями, необычными сексуальными расстройствами (расстройствами половых предпочтений), пациентов с депрессиями, биполярно-аффективными психозами. То есть теми расстройствами, которые не нарушают функционирование личности.

Наблюдаются особые качества не только при психических заболеваниях, но и при органических патологиях. Например, гидроцефалии, эпилепсии, в некоторых случаях после перенесенной внутриутробной гипоксии и прочих. Вариантов множество.

Учитывая все сказанное, правда ли, что гениальность – это болезнь?

Нет, не правда. Это группа личностных качеств, особенностей психики и прочих факторов. Но никак не болезнь. Хотя такой комплекс полезных свойств может идти «в комплекте» с психическими расстройствами. Не сумасшествие, а более легкие варианты.

Наконец, можно ли развить гениальность?

Ученые утверждают, что нет. Это врожденный комплекс качеств личности. Вероятно, есть группа генов (не один ген гениальности), которые и обуславливают подобный склад. Однако, как можно судить из истории, такой дар природы совсем не обязателен для достижения выдающихся результатов в интересующей сфере.

Желание действовать

Одаренность, талант, гениальность – все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.

Какие факторы влияют на скорость реализации?

Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?

  1. Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
  2. Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
  3. Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
  4. Окружение. Влияет существенным методом.
  5. Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.

Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.

Как из ребенка воспитать гения

Многие родители считают своих детей одаренными и гениальными не объективно, а исходя из собственного желания, чтобы дитя было лучше остальных. Задатки гениальности можно обнаружить лишь беспристрастно наблюдая за ребенком и давая ему право выбора деятельности.

Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.

Важно не мешать ребенку искать себя и любимое направление. Кроме того, самому ребёнку крайне важна поддержка родителей, даже если он выбрал нестандартное занятие. Уверенность в себе позволит маленькому человеку удвоить потенциал и уже в маленьком возрасте добиться высоких результатов.

Ольга Фигура

О тестировании на гениальность. Как диагностировать неординарность человека?

Тестирование в подобном контексте представляет большие трудности. Особенно, если проверка проводится у ребенка. Зачатки не всегда можно распознать с ходу, порой требуется не одна консультация. Вопросом диагностики занимаются специалисты по клинической психологии. Психолог обязан обладать достаточным опытом, иначе результаты будут не точными или вовсе ложными.

Нет единого теста на гениальность, поскольку речь идет об интегральном качестве, объединяющем в себе три характерных черты:

  1. Высокий уровень интеллекта.
  2. Предельный уровень креативности.
  3. Высокая гибкость и подвижность психики. Также ее активность.

В рамках обследования назначаются специальные мероприятия.

Устная беседа

Позволяет оценить логику высказываний, построение речи обследуемого. Также направить разговор в нужное русло, вывести на определенные действия. Провокации также используются для того, чтобы понимать, как человек выходит из сложных ситуаций. Здесь опять же от специалиста требуется достаточный опыт и безукоризненное следование правилам формальной логики.

Тест Торренса

В разных модификациях. В рамках этого тестирования используется особый стимулирующий графический материал: фигуры, линии. Обследуемому предлагается дополнить нарисованные формы по своему усмотрению, чтобы получились целостные образы или даже композиции. Расшифровкой занимается психолог. По окончании выставляется конечный балл. В зависимости от полученного результата, можно говорить, как об очень низком, так и о крайне высоком творческом потенциале индивида. Перед проведением, особенно если тестируется ребенок, нужно тщательно рассказать правила, чтобы не допускать недопонимания и ложного занижения итогов.

Тесты на уровень интеллекта

Равена, Айзенка, прочие модификации. Разумеется, с учетом возраста обследуемого. Вопросы, которые используются, разбиваются по категориям – от логических (какая фигура лишняя) до математических, основанных на простейших расчетах. Также вербальных, оценивающих способность к операциям с языковыми единицами. Некоторые тесты используют только графическое представление материала. Применение различных тестов и опросников позволяет получить наиболее точные и непредвзятые результаты. В такой ситуации ошибки практически исключены.

Наблюдение за поведением обследуемого. Оценка его интересов и предпочтений

Выводы делаются на основе наблюдений и собственного разумения специалиста. Хотя формальных критериев и нет, признаки гениальности человека заметны довольно четко.

Как проявляется гениальность? Среди черт:

  • высокий интеллект — во взрослом возрасте, граница, указывающая на исключительные способности, пролегает на уровне 145-150 единиц и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, это число может быть больше или чуть меньше;
  • предельный уровень креативности — оригинальность мышления, даже в стандартных ситуациях такие люди приходят к парадоксальным и нестандартным выводам, что заметно при проведении тестов;
  • хорошо развитое воображение — встречается у всех, но при этом, далеко не всегда позволяет эффективно заниматься художественной деятельностью в широком смысле, в детские годы воображение особенно хорошо заметно, при диагностике это облегчает задачу;
  • мультизадачность — способность решать сразу несколько задач параллельно, встречается не только у гениев, но у них это качество органично и не требует особых усилий для развития или текущей реализации;
  • гибкость психики — способность быстро переключаться с одного вопроса на другой, сопровождается достаточным уровнем психической энергии, это в свою очередь обуславливает крайнюю работоспособность таких людей, они редко устают и быстро восстанавливают свои силы, с готовностью дальше трудиться;
  • мультипотенциальность — т. е. развитие неординарных качеств сразу в нескольких областях, нередко люди, предельно одаренные, способны продуктивно работать сразу в нескольких сферах;
  • сенситивность — высокая чувствительность, восприимчивость к факторам извне, стимулам и прочим моментам;
  • любознательность.

Подобные критерии гениальности трудно вычленить за одну консультацию. Нужно наблюдать определенное время, чтобы сделать выводы.

Перестройка мышления

Что же делать? Как же думать так, чтоб выбраться из этого страшного куба? Ну, во-первых: забудьте слово «гений»! Выкиньте его из своей головы так же, как вы выкинули бы картину, которая висела у вас на стене, нравилась вам, а потом резко стала раздражать. Так вот пусть и слово «гений» вас начнёт раздражать, чтоб вы обрели основания выкинуть его из головы! Забыть! Гадость! Фу!

Допустим, у нас получилось, мы забыли то самое противное слово. Что теперь? Теперь выходит, что люди все одинаковые. Что все рождаются нагими, но кто-то добивается в жизни многого, а кто-то имеет, что имеет и не пытается иметь больше. Почему? Потому что не знает, как добиваться. А есть ли способ узнать это? Что для этого надо сделать? Какие знания получить?

Предыдущий абзац я называю размышление «вопрос-ответ». Наш мозг устроен таким образом, что задав ему вопрос, он ищет ответ.

Например, фраза «я не могу это сделать» является утверждением. Это законченное предложение, и если вы говорите его своему мозгу, он принимает это за истину и не пытается возражать (это же ваш мозг, было бы странно, если б он вам возражал).

А вот фраза «как я могу это сделать?» есть вопрос. Задав его своему мозгу, вы заставляете его искать ответ. Он будет копаться у себя в архивах (ваши знания и воспоминания) в поисках ответа на этот вопрос.

Так вот, посмотрите на абзац «вопрос-ответ» ещё раз. Простимулировав наш мозг вопросами, мы пришли к выводу, что все люди одинаковые, и что просто за свою жизнь одни узнают больше, другие меньше. И соответственно, кто владеет бОльшим количеством информации, тот имеет бОльшие шансы на успех.

Если вы самостоятельно можете провести рассуждение «вопрос-ответ», которое мы вели выше, до тех трех вопросов (а если их стало больше, то ещё лучше!), к которым мы пришли, то я вас могу поздравить – вы изменили своё мышление!

От категорического отрицания своих способностей к познанию, вы дошли до того, что получили кучу вопросов. И именно поиск ответов на эти вопросы, а так же, конечно, сами ответы, и дадут вам тот самый опыт и те самые знания, которые нужны вам для достижения успеха!

Итак, подведем небольшие итоги и выделим главное:

  1. Гениальность — миф,гениев не существует! Все люди одинаковые, все рождаются, имея одинаковое количество физических и интеллектуальных атрибутов. Потенциал у всех один, а как его использовать — зависит только от вас. Сконцентрируйтесь на этом! Даже если какая-то часть вашего мозга считает не так, прикажите ей сидеть тихо и не шуметь!
  2. Тянитесь к знаниям! Задавайте вопросы самому себе, думайте, где можно найти ответы на эти вопросы, ищите, узнавайте, развивайтесь! Чем больше в вашей голове информации, тем более развит ваш мозг, так как именно количество знаний и умение быстро в них ориентироваться определяют его уровень развития!

Код гениальности: научные попытки его разгадать

Мы живем в век информации. В отличии от, всего лишь, пары десятков лет назад, теперь мы имеем доступ к огромному информационному полю – сети Интернет. Миллионы людей здесь делятся информацией, которая так и ждёт, чтобы вы её получили и изучили.

Конечно, вы не можете изучить абсолютно всё, никто не может. Однако никто не говорил, что не надо к этому стремиться. Надо и очень даже надо! В чём отличие между вами и теми людьми, которых вы считаете «теми самыми»? Они всего лишь знают больше, чем вы, обладают бОльшим количеством информации. А что конкретно мешает вам получить и изучить эту информацию и стать такими же умными, как они?

Думаю, я дал вам достаточно пищи для размышлений. Помните: вы можете быть умнее, успешнее и богаче любого человека на этой планете, а когда вы станете таким (чего я вам всей душой желаю), то никто вам не запретит превосходить даже самого себя!

Желаю вам удачи!

«Секрет гениальности — это работа, настойчивость и здравый смысл»

Понятие в психологии

Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.

С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.

Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.

Код гениальности: научные попытки его разгадать

Гениальность и помешательство

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]