Как научиться рассказывать интересные истории, чтобы все слушали затаив дыхание


Уверены, что среди наших читателей есть немало тех, кто любит рассказывать истории, хочет научиться делать это лучше и, возможно, даже сделать своей профессией. Именно поэтому на страницах нашего блога мы рассказываем не только о том, что такое сторителлинг, а еще и о том, какие существуют техники сторителлинга, приемы, сюжеты, лайфхаки, позволяющие сделать свои повествования интереснее и увлекательнее. Предлагаем вам познакомиться с тематическими материалами и взять на заметку полезные рекомендации и советы.

1

10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух

Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут вам сделать свою историю яркой, живой и запоминающейся. Читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями. Читать подробнее…

2

Зачем этому учиться

Мы очень любим слушать интересные истории. Особенно на романтические “стори” падки женщины. Но вот рассказывать разные ситуации еще со школьной скамьи привыкли так: вступление, основная часть, концовка. И все бы ничего, если бы не было так скучно…

Настоящие животрепещущие истории рассказывают по-другому, более живо, харизматично и интригующе. Уметь так рассказывать, интриговать, завораживать, смеяться в конце всей группой людей могут не все.

Но вспомните, когда мы с друзьями делимся какой-то волнующей ситуацией.

Ты даже не представляешь! Я только что скатилась с лестницы! Я себе спокойно делала уборку, как вдруг – ой-ой-ой! – нога оступается, и я уже на второй ступеньке сверху! Хорошо, что растяжка позволяет и корпусом осталась наверху. Но я тааак испугалась!

История показывает, что вроде бы и не скатилась, да и не со всей лестницы, но зато как интригует вступление! Этот рассказ получился интересным благодаря двум приемам: “фальстарт” и “начинаем с середины”. Рассказчица уверенно начала, красиво и с эмоциями рассказала, в ответ получила внимание и одобрение слушателей. Кстати, научиться красиво говорить вы можете благодаря этой статье.

Хорошей можно считать историю, которая погружает вас в переживания, желание побыть в эпицентре событий. Придумать и рассказать хорошую историю, которая бы касалась всех слушателей, сложно, но возможно.

Умение рассказывать интересно о себе, своей жизни, разных ситуациях на самом деле очень полезно. Вас будут заслушиваться даже на собеседовании. А там, глядишь, и в стендап-клуб пригласят смешно шутить перед большим количеством людей.

Сторителлинг

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам. В современном мире искусство рассказывать истории нисколько не потеряло своей актуальности, и его используют не только писатели, но и ораторы, политики, шоумены, бизнесмены, психологи и люди других профессий. Сегодня оно известно под названием «сторителлинг», и мы хотим рассказать вам, что это такое и где может пригодиться, а также дать полезные советы на тему того, как создавать истории, которые хочется читать и слушать. Читать подробнее…

3

In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

Пример

История , которую ее автор начал с весьма необычного факта.

https://goo.gl/1aQgBZ

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сторителлинг: как подготовить классное выступление

Следующие советы собраны авторами известного издания Entrepreneur. Используйте истории в своих выступлениях, чтобы сделать их интереснее для слушателей. В этих рекомендациях, кстати, нет ничего революционно нового, многие хорошие спикеры регулярно применяют подобные техники, выступая на самых разных мероприятиях. Попробуйте с этой точки зрения оценить, к примеру, несколько популярных выступлений на конференции TED. Думаем, что вы удивитесь, когда обнаружите, что многие ораторы активно пользуются историями и, более того, огромное количество выступлений не могло бы состояться вовсе, если бы авторы не применяли сторителлинг. Читать подробнее…

4

Задавайте более открытые вопросы

Вас самих не раздражает вечное банальное «Как дела?»

Я это искренне ненавижу. Потому что такой вопрос вынуждает людей самоопределяться (и определять собственную ценность) через их работу. Конечно, эта информация вам пригодится в контексте деловых отношений, но почему бы не позволить себе отнестись к этой теме более творчески?

Что можно было бы узнать, если спросить как-нибудь так: «Что в последнее время дает вам силы и энергию?»

Люди ОБОЖАЮТ этот вопрос. Он дает возможность ответить гибко и разнообразно. Внезапно оказывается, что вы не оцениваете их по статусу или влиянию, напротив, вы интересуетесь тем, что помогает им чувствовать себя «живыми». Это отличный вариант, не важно, разговариваете ли вы со стажером или генеральным директором. Вы неизменно будете вознаграждены формированием прочных глубоких связей.

Не стесняйтесь, берите и пользуйтесь!

Вот еще три вопроса, которые могут пригодиться:

— Откуда вы? — Как вы связаны с компанией/индустрией/хозяином_____? — Что привело вас сюда (на это мероприятие)?

Цель этих вопросов – постараться найти свое место в истории собеседника. Логично, да?

Как писать книги: 10 советов от великих писателей

Искусство сторителлинга во многом связано и с писательским мастерством, ведь если бы, например, Хемингуэй или Хайнлайн не умели рассказывать истории или не оттачивали свое мастерство, они вряд ли бы сумели стать знаменитыми и завоевать миллионы поклонников. А хотели бы вы поговорить с известными писателями, чтобы попросить у них парочку советов? Это сложно устроить, но вот почитать нашу статью вы можете хоть сейчас. Нужно ли планировать концовку? Как сделать свою речь живой? В каком состоянии следует писать, а в каком – редактировать? На эти вопросы вам ответят настоящие эксперты. Читать подробнее…

6

Вербальные средства

Вербальные средства рассказа историй

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Мономиф Джозефа Кэмпбелла

Исследователи историй в литературе и кино давно хотят увидеть общие тенденции, общую структуру у всех произведений. Джозеф Кэмпбелл является тем человеком, который нашел эти закономерности, изучив практически все мифы всех народов. Его титанический труд достоин уважения, а книги достойны прочтения. Практически каждая история начинается с того, что мир главного героя меняется. Привычный мир, тот, который был в некоем равновесии, рушится. Подумайте о своей любимой книге или фильме и ответьте на вопрос: «Следует ли он этому образцу?» Но перед этим стоит понять одну простую вещь – данную структуру стоит понимать иносказательно. Думайте о структуре и думайте о ней метафорически, а не в словах. Что все это значит? Отвечаем в статье. Читать подробнее…

7

Правило №7

Импровизация. Это упражнение можно делать в компании друга или с помощью диктофона. Суть простая. Выберите в комнате любой предмет, который попадется вам на глаза. Начните вслух рассказывать про этот предмет, так как будто это самая увлекательная история в мире.

'Упражнение

Сначала будет тяжело. Ведь с первого раза сложно красочно рассказать о чайной ложке или шторах на окне. Минимальное время рассказа — 5 минут. Позже, когда ваш рассказ действительно станет интересным, информативным, связанным — увеличиваем количество минут.

Важно! Если вас слушает друг, то это должен быть постоянно один и тот же человек. Иначе вы не сможете проанализировать ваши успехи в рассказе историй.

Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий

Сценарий в его общем виде может понадобиться всем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем прокачивать риторические способности, а вот начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем в предложенном материале. Читать подробнее…

8

Правило №3

Записывайте свои слова на диктофон. Это поможет проследить, насколько взаимосвязана речь. Запишите свою историю, потом прослушайте. Постарайтесь понять, насколько вам было интересно ее слушать.

Слушали бы вы эту историю, если бы ее рассказывал кто-то другой, в таком же формате, как вы записали?

Если вам понравилось то, что вы услышали, поздравляем, вы интересный рассказчик. Если нет — работайте над своей речью, пока не получите отличный результат.

Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приемы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться – это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причем не только в написании текстов, но и в обычной речи. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространенными и эффективными литературными приемами. Каждый из них будет снабжен ярким примером для более точного понимания. Читать подробнее…

9

Интригующее название

Интригующее название истории

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог.

Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Креативные писательские упражнения

Писательский процесс является невероятно важным для развития мышления и креативности. Чтобы научиться излагать свои мысли письменно, необходимо упражняться. Это поможет избавиться от самоосуждений, внутренних фильтров и барьеров. Однако и упражнения должны быть соответствующими – опробованными, эффективными, развивающими необходимый навык. И именно такие упражнения мы собрали в представленной статье. Их не очень много, но все же вполне хватит, чтобы заметно подрасти в выбранном направлении. В общем, читайте, знакомьтесь и принимайтесь за дело. Читать подробнее…

10

Правило №1

Чтение. Как бы странно это не звучало, но чтение увеличивает наш словарный запас и помогает избавиться от слов — паразитов: «Мммм», «Эээээ», «Вооот», «Нууу»…

В рассказах, аудитория пытается воспринимать текст «на слух», вряд ли они обрадуются вашим заминкам. Еще хуже, когда вы начнете подбирать слова у себя «в голове» и возникнет неловкая пауза. Связь с аудиторией потерять очень легко.

Чтение — это прекрасный способ улучшить свою речь, запастись богатыми эпитетами, крылатыми фразами. Они помогут быть «на коне», когда вы увлеченно захотите поделиться своей историей с публикой.

Особенную пользу принесет чтение вслух.

Онлайн-программа «Сторителлинг»

На этой онлайн-программе за 5 недель вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, завоевывать и приковывать внимание аудитории, понимать психологию читателей и слушателей, влиять на их мысли и эмоции, создавать целостные истории в соответствии с разными жанрами и стилистическими приемами. Вы сможете находить уникальные приемы, создавать свой оригинальный стиль и быть остроумным, и, конечно же, научитесь избегать типовых ошибок, усложнений, шаблонов, т.е. рассказывать просто, понятно, но в то же время интересно. Узнать подробнее…

Превратить в историю можно что угодно, нужно лишь уметь правильно это делать. Думаем, что наши материалы помогут вам пополнить багаж знаний и добавить в свой арсенал немало полезных приемов. Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 7 ключевых техник сторителлинга
  • Сторителлинг
  • Лайфхаки сторителлера
  • Книги по сторителлингу: учимся у мастеров
  • Все, что вы хотели знать о сторителлинге
  • Сторителлинг: как подготовить классное выступление
  • Приемы для биографов (и не только)
  • Сторителлинг как средство достижения успеха
  • 10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух
  • Лучшее за год. Часть пятая

Ключевые слова:1Сторителлинг

Правило №2

Начинаем вести дневник. Что как не письменный навык поможет вам отследить пробелы в вашей речи. Учитесь писать грамотно, без ошибок. Пытайтесь контролировать «поток ваших мыслей» сначала на бумаге, а потом устно. Бумага укажет вам на ваши минусы, вы наглядно, без посторонней помощи сможете анализировать вашу речь.

Начинаем вести дневник

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину – вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Практика

практика

Тут все так же предельно просто. Под девизом «Чем больше, тем лучше» выбираем себе жертву и забалтываем ее до коматозного состояния. Друзья, родственники, коллеги, случайные прохожие – выбор велик. А если начинаете замечать, что от вас уже убегают – на помощь приходит все тот же диктофон или камера. Чисто теоретически техника должна продержаться дольше.

Со временем вы станете замечать, что говорить становится намного проще. И уже вы слушаете, открыв рот и источая легкую зависть, а вас.

Читайте

читать

Ни для кого не секрет, что речь человека напрямую зависит от количества прочитанных книг и широты словарного запаса. Никто кроме классиков не научит вас интересно рассказывать истории. Но если длинные речевые обороты античных писателей кажутся скучными, а Толстой и Достоевский – ничего не смыслят в интересной подаче, найдите близкого вам автора среди современников. Хорошая пресса, блоги, да даже статьи в соц. сетях – вам в помощь. Особенно учитывая, что современные писатели активно ведут свои странички, а их статьи разлетаются по интернету со скоростью сравнимой со скоростью света.

Не стоит обходить вниманием и специализированную литературу. Конечно по своей манере изложения, она способны нагнать сон на абсолютно любого, но ничто не сравнится с ней в расширении кругозора и словарного запаса.

Чтобы читать больше, изучите статью 5 способов читать больше книг, блогов и статей.

Переключите эмоциональный режим на «любопытство»

Вам не комфортно находиться в одном помещении с незнакомыми людьми? Большинству из нас тоже. Но раз уж вы там оказались, приходится устанавливать с ними связи и отношения, и это как раз подходящий момент. Но вместо того, чтобы идти «на штурм», стиснув зубы, или источать тревогу и неуверенность, попробуйте переключиться. Расслабьтесь. Да, это работа, но она совсем не обязательно должна приносить расстройство и боль.

Постарайтесь перевести ваш эмоциональный «тумблер» в положение «любопытство» — вместо «когда-же-я-смогу-отсюда-сбежать» или «все-должны-меня-заметить». Это словно включить внутреннюю улыбку, — внезапно вы начинаете выглядеть, как потенциальный друг и союзник, и перестаете нести угрозу.

Люди скорее открываются, если вы демонстрируете искренний интерес и любопытство.

Разумеется, важную роль играет язык тела. Перестаньте скрещивать руки, замедлите темп речи, смотрите собеседнику в глаза. Позвольте себе улыбнуться и непринужденно рассмеяться.

Пусть вашей целью станет выяснить, что из себя представляют другие, а не продемонстрировать «отполированные до блеска» грани собственной личности.

Ваши эмоции говорят сами за себя.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать секунд. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создавайте завораживающую историю из рассказа о работе

В любом разговоре возникает момент, когда вам приходится рассказывать о вашей работе.

Не стоит сводить это к «бла-бла-бла».

Или представляться как «консультант». Идеальный способ убить разговор в зародыше – это сказать: «А я консультант». А кто нет-то? И, если честно, кому какое дело?

Попробуйте слегка иное высказывание, идущее немного дальше (или даже несколько высказываний), построенных по образцу «Кто – Что – Кому». — Кто вы – учитель, писатель, оратор, предприниматель (чем больше эти слова описывают, тем лучше). — Что вы делаете – решаете определенную проблему, задачу или вопрос (никого продукт, как таковой, не интересует). — Для кого вы это делаете – конкретная аудитория (каков ваш сегмент рынка).

И, как только вы продумаете свою схему «Кто – Что – Кому», выберите слова, которые будете использовать для описания себя, ваших решений и вашей области. Звучит ли все это по-человечески или официозно? Чувствует ли себя ваш собеседник отчужденным, или между вами возникает близость? Постарайтесь изменить ваш язык так, чтобы звучать привлекательно, а не как типичный «умник».

БОНУС к статье: Как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства – узнайте в бесплатном видеокурсе по деловой коммуникации здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]