Общение играет важную роль в развитии малыша. В ходе общения со взрослыми ребенок получает большинство знаний о мире и учится новому, а также получает внимание и заботу. Желание найти общий язык со сверстниками и завести друзей обычно возникает у детей в районе 3 лет. Совместные игры приносят дошкольникам массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться сотрудничеству. Если малыш имеет трудности при установлении контактов, родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками.
Особенности общения в дошкольном возрасте
Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:
Этап | Возраст | Особенности |
Ситуативно-личностный | 0 – 6 месяцев | Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого. |
Ситуативно-деловой | 6 месяцев – 3 года | В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения. |
Внеситуативно-познавательный | 3 – 5 лет | Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении. |
Внеситуативно-личностный | 5 – 7 лет | Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности. |
Предложенная периодизация носит условный характер, так как на практике возраст прохождения той или иной стадии развития общения индивидуален.
Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.
Стадии развития общения со сверстниками у детей:
Возраст | Особенности общения со сверстниками |
0,5 -1,5 года | Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет. |
2-4 года | В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации. |
4-6 лет | В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу. Для малышей важно признание со стороны сверстников. |
6-7 лет | Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий. Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях. |
Если ребенок дошкольного возраста по каким-либо причинам не получает необходимого ему чувства уважения и признания со стороны своих сверстников, то зачастую это приводит к усугублению ситуации в будущем и нежеланию участвовать в совместной деятельности.
Характеристика общения дошкольника со сверстниками
Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской.
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстникам уже с 3-4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнениями, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.
Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. В среднем в общении сверстников (по данным В. В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстникам, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
34.Особенности поведения ребенка в детском дошкольном учреждении
Агрессивное поведение, сопровождающее поступление малыша в детский сад, может иметь различные причины. Но в основе такой реакции всегда лежит некий конфликт. Выяснить его причины всегда можно, доверительно поговорив с ребенком. Недовольство разлукой с родителями, поведением сверстников, воспитателей можно компенсировать только одним — дополнительной порцией любви, которую вы будете дарить ребенку ежедневно.
Кризис самоидентификации
Часто поступление в группу детского сада совпадает по времени с непростым периодом в жизни малыша, так называемым кризисом трех лет. Малыш начинает упрямиться, все делая наоборот. Не слушается, подвергая сомнению авторитет родителей. В его словарном запасе все чаще звучат слова «я», «мое», «хочу». Воспитатели жалуются, что малыш не хочет делиться игрушками. Присваивая всему понравившемуся клеймо «это мое», малыш начинает ревновать любимые игрушки к другим детям. А если родитель или воспитатель отнимает желаемое — начинается истерика.
Безусловно, такое поведение — временная реакция взрослеющей личности. Трехлетки — большие собственники. Но даже осознавая, что это не навсегда, родители нелегко переживают период капризов и истерик, сохраняя спокойствие. Однако время психологической перестройки можно сократить, если не сидеть сложа руки. Воевать с «ветряными мельницами», которыми являются истерики ребенка, конечно, бессмысленно.
Бурные эмоции — это всего лишь естественная реакция на непонимание, которое встречает маленький собственник, имущество которого было отобрано насильно. Попытайтесь научить малыша компромиссу. Разложите его эмоции по полочкам, самому ему с этим не справиться. Вряд ли гипертрофированное собственничество даст возможность ребенку оценить вашу лекцию о любви к ближнему и последней рубахе. Прочитайте ее попозже, когда страсти поулягутся.
Лучше покажите, как можно выйти из ситуации с выгодой: одолжив свою вещь, малыш обязательно получит ее назад, зато в период разлуки, у малыша будет возможность испытать новые эмоции от общения с другими вещами, сравнить, найти что-то лучшее.
Чтобы ребенок прислушался к вашим словам, заверьте его, что вам знакомы его чувства. А разве не так? Вспомните пару случаев, когда вы сами лишились вещи, которую считали своей. Например, потеряли работу или просто любимую заколку. Часто утрата привычного дела, вещи открывает новые возможности, о которых мы даже и не помышляли. Поделитесь с малышом своим опытом.
Поначалу злость и обида действительно затмевают глаза, но может и впрямь пришло время избавиться от вещи, заменив ее на новую, более совершенную? Из каждой проблемы есть выход, причем разумный (обдуманный на трезвую голову) подход к делу всегда более действенный. Собственнические настроения часто тормозят прогресс: но невозможно примерить новое платье, не сняв старого.
В присутствии ребенка проговаривайте свои первоначальные эмоции (злость, обида, бессилие) и разумные мысли по этому поводу спустя время (не было бы счастья, да несчастье помогло). Пускай малыш поймет, что он не одинок со своей «бедой», и тоже поделится своими чувствами. Выговариваясь, ребенок уже нейтрализует часть агрессии. А привычка регулярно озвучивать свои эмоции даст малышу возможность услышать свои истинные желания и понять мотивы поведения. При этом постепенно голос разума начнет Используйте силу аргумента
Если с капризами справиться можно, то с нежеланием ребенка прислушиваться к каким-либо доводам, мириться — сложнее. Часто отношения с ребенком охладевают. Родителям кажется, что, проявляя видимость самостоятельности, малыш действительно становится «взрослым». Однако это не совсем так.
Малыши в этом возрасте действительно «примеряют» на себя взрослую роль хозяина положения: пробуют силы в принятии решений и наложении своего «права вето».
Но, делая это впервые, часто забывают правильно аргументировать свои новые предпочтения. Как правило, ситуация «как ты — не хочу, а как сам — не знаю» приводит к истерикам и трагедиям. Помогите ребенку пережить этот непростой период в жизни, подбадривая его начинания, а не обрубая их на корню. Быть самостоятельным, осознавая свои потребности и стремления, совсем неплохо. Нехороша лишь та агрессия, которая сопровождает эти благие намерения. Научите кроху анализировать свои истинные желания, а не банально поступать вам наперекор. Будьте ласковы и терпеливы, ведь малышу тоже нелегко в новой для него роли. Возможно, он и сам не знает, как конструктивно управлять своим духом противоречия. Согласитесь с тем, что ваш трехлетний карапуз уже достаточно взрослый, чтобы быть в состоянии самостоятельно делать выбор. Признайте это публично, в присутствии других родственников, например. Однако одного желания мало, когда ты находишься в коллективе: необходимо аргументировать свои поступки, приводить доводы, убеждая в своей правоте окружающих людей. Именно так поступают все взрослые люди (пусть родственники это подтвердят).
Очень хорошо, если вы сами поступаете именно таким образом. Тогда у малыша не возникнет вопроса «почему я должен что-то объяснять», ведь мама всегда советовалась с ним, убеждала, а не ставила перед фактом.
Если ваш ребенок плохо ведет себя в детском саду — скорее всего, это следствие воспитания. Если родители не уделяют должного внимания ребёнку, то у него из-за этого возникнет недостаток внимания, и, возможно, этим своим неадекватным поведением он хочет привлечь к себе внимание. Но в детском саду нельзя смотреть только за одним ребёнком. Детей много и каждому нужно уделить время. Плохое, неадекватное поведение ребёнка в детском саду приводит к нарушению распорядка дня. Ребёнок с таким поведением может покалечить своих сверстников и принести вред самому себе, может портить мебель и другие предметы обихода. Некоторых детей раздор в среде, в которой он находится, радует и забавляет. Это показывает, что такая среда для ребёнка нормальна, а значит дома у него именно такая среда. Как перевоспитать ребенка Бороться с плохим поведением ребёнка можно несколькими способами. Можно попытаться вовлечь его в образовательный процесс или поиграть с ним в развивающие игры. Адаптация видеороликов Адаптация для показа в кинотеатрах. vse25kadrov.ruАдрес и телефон Чтобы понять и искоренить причину неадекватного поведения, нужно поговорить с родителями и выяснить, в какой семье растёт ребёнок. Случается так, что семья благополучная, но ребёнок по каким-то причинам ведёт себя ненормально. Но чаще всего родители таких детей не идут на контакт с воспитателями и тем самым только усугубляют положение. Родители, сами того не замечая, потакают детям и никакими мерами усмирения своего ребёнка не пользуются. Можно попытаться самим найти общий язык с таким ребёнком. Говорить нужно ласково, ни в коем случае не ругать и не кричать. Ребёнок должен почувствовать, что вы его друг и не желаете ему зла. Вообще самое важное в воспитании детей – это участие в их жизни родителей. Дети должны знать, что нужны своим папам и мамам. Детская афиша Екатеринбурга Спектакли, игры, обучение и другие развлечения для детей в Екатеринбурге Квесты и обучениеСпектаклиЗдоровье и красотаАкции и распродажи eventiks.ruЕкатеринбург Чем грозит плохое поведение ребенка Из-за своего ненормального поведения ребёнка могут исключить из детского сада. Но без уважительной причины ребёнка не исключат. Причина должна быть весомой. Тем не менее, сами родители никак не смогут повлиять на отчисление такого ребёнка. Его может исключить только дошкольное учреждение, так как именно оно заключало договор с родителями ребёнка на оказание услуг. Такая норма права должна быть закреплена в местных органах власти.
Возможные причины проблем в общении у дошкольника
Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.
- Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.
- Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
- Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.
- Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.
Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.
Характеристика отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада
Приложение 1.
Характеристика отношения к сверстникам
у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Изучение качества отношений детей к сверстникам в группе ДОУ можно провести в три этапа:
I этап – выявление знаний детей о нравственных нормах поведения, степень их полноты,
осознанность.
II этап – выявление социального статуса детей в группе детского сада.
III этап – выявление особенностей поведения детей со сверстниками.
I. На первом этапе мы использовали методику [6], адаптированную нами для нашего исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста гуманных отношений к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Было увеличено число вопросов, которые были направлены на выявление осознанности нравственных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста, эксперимент проходил в две серии.
Изучение осознания нравственных норм поведения, степени ее полноты, проводилось индивидуально с каждым ребенком.
При анализе полученных данных для выявления уровня осознанности нравственных норм поведения были приняты следующие критерии оценки:
(по содержанию) неполный ответ – 1 балл;
правильный ответ – 2 балла;
(объяснение) мотивировка полная – 2 балла;
частичная мотивировка – 1 балл.
Соответственно было установлены четыре уровня осознанности знаний:
IV уровень. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и
мотивтрует свою оценку.(от 30 до 36 баллов).
III уровень. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает, но не мотивирует
свою оценку.( от 23 до 29 баллов).
II уровень. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но не
мотивирует свою оценку и нравственную норму не формулирует.
(от 12 до 22 баллов).
I уровень. Ребенок не может оценить поведение детей.(от 0 до 12 баллов).
Первая серия.
Ребенку задавались следующие вопросы:
1. Хорошо ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
А как бы ты поступил в этом случае?
2.Можно ли обижать детей? Почему? А ты часто обижаешь?
3.Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? Делишься ли ты?
4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли
сказать. Что ты виноват? Почему?
5.Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? А как ты себя ведешь в
таком случае?
6.Хорошо ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? Как
в этом случае ты бы поступил?
Вторая серия
. Ребенку предлагалось придумать окончание ситуации (истории).
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла и смотрела, как играют другие дети. К ним подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Дети предложили Оле вместе убрать игрушкир. Тогда оля ответила… Что ответила Оля? Почему? А что сказал(а) бы ты на месте Оли?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? А как ответил(а) бы ты?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а саша – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался.«Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Что ответил Саша( Почему( А что бв сделал(а) ты?
Особое внимание в обоих сериях необходимо уделить не только на содержание ответа ребенка, но и на то, как он оценивает поступки детей и как объясняет свою оценку.
II. На втором этапе для выявления социального статуса детей в группе ДОУ, нами была использована методика (вариант социометрического эксперимента «выбор в действии»), переработанная с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, в виде игры «Секрет»[6].
Условные статусные категории:
IV статус «предпочитаемы» — 6-7 выборов;
III статус «принятые» — 3-5 выборов;
II статус «не принятые» — 1-2 выбора.
I статус «изолированные» — не получившие ни одного выбора.
Для определения уровня благополучия в группе мы соотнесли число членов группы в IV и III статусных категориях с числом детей II и I статусных категорий. Соответственно определелив уровни благополучия взаимоотношений в группе ДОУ:
Высокий уровень
при III+IV>II+I.
Средний уровень
при III+IV=II+I.
Низкий уровень
при III+IV
III. Выявление особенностей поведения детей проходило по методике одномоментных срезов [6], адаптированной нами к данному эксперименту, то есть применительно к старшему дошкольному возрасту. Мы провели наблюдение за поведением детей в группе ДОУ в течение всего дня. Наблюдение проводилось через каждые 10 минут, в одних и тех же условиях, на протяжении трех дней. Фиксировались контакты детей, проявление тех или иных нравственных качеств, способов общения, эмоции, отношение. Обработка протоколов наблюдения была проведена по следующей схеме анализа:
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, отрицательно, положительно), отдает ли кому предпочтение и почему?
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложнению взрослого) и как он это делает (охотно, неохотно и т. д.)?
3.Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситауциях и как на это реагирует?
4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстнику (постоянно, иногда, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается его забота?
5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует не адекватно – завидует успеху другого, радуетсе ег неудаче)?
В зависимости от степени представленности или отсутствия в действиях ребенка того или иного качества (доброжелательность, забота, драчливость, агрессивность и т. д) были определены критерии оценки:
+2 балла – наличие качества;
+1 балл – эпизодиченское проявление;
0 баллов– отсутствие качества;
-1 балл – эпизодическое проявление противоположного качества;
-2 балла – наличие противоположного качества.
Сумма баллов отражает действительно присущие ребенку качества личности в его поведении. Соответственно были определены уровни сформированности гуманного отношения у детей к сверстникам в группе ДОУ.
IV уровень — от 8до 10 баллов;
III уровень — от 5 до 7 баллов;
II уровень — от 4 до 6 баллов;
I уровень — от 0 до 3 баллов;
0 уровень – отрицательный показатель, то есть преобладают негуманные проявления к
сверстникам.
Отношения детей со сверстниками в группе строятся не только на знаниях о моральных нормах поведения, но и на способах взаимодействия со сверстниками (поведения), поэтому, разница уровней осознанности нравственных норм и сформированности гуманного отношения к сверстникам является качкественной характеристикой отношений детей старшего дошкольного возрастак сверстникам в группе ДОУ.
Критерии определения уровня качества отношений детей со сверстниками:
Высокий уровень гуманного отношения – если потенциальная разница между показателями
отсутствует ( 0 баллов);
Средний уровень гуманного отношения – если потенциальная разница между показателями
составляет 1 балл;
Низкий уровень гуманного отношения – если потенциальная разница составляет более 2
баллов.
Большая потенциальная разница уровней свидетельствует о низком уровне качества отношений детей со сверстниками в группе ДОУ, а значит, о несформированности эмпатийных способностей этих детей и не гуманном отношении к другим детям.
Сравнение уровня, качественно характеризующего отношения ребенка со сверстниками в группе ДОУ с его социальным статусом в группе сверстников позволило нам установить, что прямой зависимости между ними не существует. Это можно объяснить тем, что дети старшего дошкольного возраста мало обращают внимание на личностные качества сверстников (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание и т. д.), а руководствуются в общении со сверстниками лишь игровыми мотивами (умеет ли сверстник интересно играть, придумывать новые игры, какие у него есть игрушки и т. п.). Так, ребенок, имеющий высокий социальный статус в группе детского сада, то есть пользущийся симпатией сверстников, может отличаться в своем поведении негуманными проявлениями. Возможно и наоборот, то есть ребенок с высоким уровнем, качественно характеризующим отношение к сверстникам, может иметь низкий социальный статус, так как предпочитает общению с детьми настольные игры, книги или не имеет игровых умений и навыков.
Отсюда, следует необходимость обратить внимание на повышение социальной компетентности у детей с низким социальным статусом и низким уровнем качества отношения со сврестниками, чтобы помочь им в приобретении опыта проявления к другим детям заботы, доброты, отзывчивости и т. п.
Чему стоит научить малыша?
Чтобы ребенок мог чувствовать себя в обществе благополучно и уверенно, необходимо научить малыша таким навыкам, как:
- Вступление в диалог;
- Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);
- Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);
- Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).
Основы навыков общения у детей закладываются в семье. Взрослые выступают для ребенка в роли ориентиров и примеров для подражания.
Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.
- Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.
- Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.
- По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
- Поощряйте инициативу в общении.
- Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.
- Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.
- Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).
Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.
Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:
- Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.
- Книги и мультфильмы о дружбе;
- Беседы;
- Личный пример близких взрослых.
Отношения со сверстниками и дружба
Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:
- Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
- Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
- Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.
Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.
К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.
Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.
Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.
Выводы
Основы общения дошкольников формируются в семье. Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и, во многом, копирует их модели поведения. С младенчества и до школьного возраста развитие общения проходит несколько стадий, которые имеют свои характерные особенности. На каждом этапе ребенком движет определенная потребность, которая реализуется в общении: веселье, признание и привлечение внимания, сотрудничество для реализации цели и так далее. Чтобы чувствовать себя уверенно и иметь возможность максимально проявить себя, малыш должен быть хорошо адаптирован к социуму. Именно поэтому одна из важных задач воспитания – научить ребенка общаться.